Историческая реконструкция в живописи Позвольте познакомить вас с творчеством художни...
Художник Марк Китли (Mark Keathley). Часть 5. Осень. - (0)Вся живопись художника здесь Moonlit Encounters Harmony Lakeside Dreams Bedtime Kisses Summ...
Научитесь прощать за конфликты и слезы - (0)Научитесь прощать за конфликты и слезы,За утрату любви, за безумные грёзы,И поступки врагов, что вам...
Узнай меня!.. Пусть даже невзначай… - (0)https://img1.liveinternet.ru/images/attach/d/1/129/857/129857251_126280613_126248826_75250730_321553...
Цветочные поцелуи - (0)http://i.pinger.pl/pgr467/9fee5918000b8b2752fdfdcf/052220681c806bc8287a1dcff2c22548_th2.gifПоцелуй Ж...
Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии |
Покров Богородицы (Покров день) - Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - Русская Православная Церковь празднует большой светлый праздник, который отмечается 1(14) октября. Установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло в середине Х в. в царствование византийского императора Льва VI Мудрого.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых.
Православный праздник - Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих. Это праздник в память события, произошедшего 1 октября 910 года в святом городе Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза Пресвятой Богородицы, головной покров и пояс. Память об этом событии бережно хранится православным народом на протяжении всех десяти веков. Чудо, случившееся в 911 году во Влахернском храме, воспринимается всеми верующими людьми как близкое и дорогое каждому сердцу. Ведь заступничество Божией Матери, Ее защиту и Ее Покров мы чувствуем всегда и в собственной жизни, и в жизни нашей великой измученной России.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы издревле любим и почитаем русским народом. Чудо, прославленное Церковью, произошло в храме во время всенощного бдения, когда город Константинополь (православная греческая столица) был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, и множество придворных, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву к Господу и Божией Матери возносил и св.Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради. Многие в городе смеялись над ним, били и толкали его. Благодушно терпя издевательства и голод, он ходил по улицам в одной рубахе, проводил ночи на холоде, а милостыню, которую подавали ему, раздавал другим нищим. Господь наградил св.Андрея даром прозорливости. Молясь во время всенощной вместе со всеми прихожанами, он увидел вдруг Пресвятую Деву, шествовавшую по воздуху в окружении ангелов и святых. Святой пророк Иоанн Предтеча и апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колени, Богоматерь долго молилась, а затем, подойдя к престолу храма, сняла со своей головы покрывало (покров) и распростерла его над молившимися в храме людьми, знаменуя тем самым подаваемую Ею всему христианскому миру защиту от видимых и невидимых врагов.
Св.Андрей со страхом и трепетом созерцал это Божественное видение и спросил стоящего рядом своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?". - "Вижу, святой отче, и ужасаюсь". Пречистая Дева стояла "на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руци, просяще умирения миру и спасения душ наших", - говорится в праздничной стихире. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, долгое время смотрели на распростертое перед народом покрывало и на блиставшую, наподобие молнии, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало, по отшествии же Ее сделалось и оно невидимым, но, взяв его с собою, Она сохранила благодать, бывшую там. Заступничеством Пречистой Девы враг был отогнан от стен Константинополя, а память о чудесном явлении Богородицы осталась в народе.
На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы был введен заботами св.князя Андрея Боголюбского, внука Владимира Мономаха, в XII веке. На Руси первый храм в честь Покрова Божией Матери был построен на Нерли святым князем Андреем Боголюбским (внук Владимира Мономаха) в 1165 году. Этот храм - всемирно известный шедевр древнерусского зодчества - храм Покрова на Нерли. Известнейший собор в честь Покрова Божией Матери (храм Василия Блаженного) расположен в центре Москвы. Его строительство связано с походом царя Иоанна Грозного на Казань в 1552 году. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
Покров считался русскими крестьянами днем перелома в годичном круговороте жизни. С этого дня, по их представлениям, начиналась зима: «С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», - а вместе с нею новые хозяйственные и семейные заботы. В некоторых северных деревнях существовал обычай поздравлять друг друга в этот день с «первым ледком, первым снежком», т. е. с новым этапом хозяйственной жизни.
По народным представлениям, ко дню Покрова Богородицы должен быть убран весь урожай с полей и большая часть урожая с огородов, что говорится в поговорках и пословицах: «На Покров – последний сбор плодов», «Пречистая мать засевает, а Покров собирает». А свою скотину крестьяне на Покров кормили последними снопами и дальше уже не выгоняли ее на пастбища, а переводили скот на приготовленный зимний корм. В деревнях существовало поверье, что в этот день на землю с небес спускается Богородица - «заступница усердная» со святыми угодниками, чтобы проверить, собран ли урожай, опустели ли крестьянские нивы, а также, чтобы помочь больным и немощным людям.
Обычай требовал в этот день приступить к делам, связанным с зимним периодом годового цикла. В этот день все крестьяне перебирались из летних холодных помещений в теплые зимние избы, утепляли их, конопатили стены, углы, завалинки, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, хозяина добром». Крестьяне говорили: «Не ухитишь тепло до Покрова - изба будет не такова!» Во всех домах полагалось затопить русскую печь, даже там, где было еще тепло, при этом приговаривали: «Батюшка Покров! Натопи нашу печь без дров». Существующие на Покров мудрые пословицы и приметы служили хорошим результатом на практике: «Покров, натопи избу без дров», «Отлет журавлей до Покрова – на раннюю и холодную зиму», «На Покров ветер с востока – зима холодная», «На Покров до обеда осень – после обеда зима», «Не покрыл Покров землю снегом, не покроет и Рождество».
К этому дню приурочивалось также начало женских работ по обработке льна. Девушки и женщины садились за прялки.
Считалось, что день Покрова Пресвятой Богородицы имеет большое значение для предстоящих браков. С Покрова в русской деревне начинался период осенних свадеб, продолжавшийся до Филиппова дня (14/27 ноября), и посиделок, которые давали молодежи возможность выбрать брачную пару.
В этот день девушки отправлялись в церковь, ставили свечку и во время литургии молились о том, чтобы скорее выйти замуж. В этот же день можно было пойти в лес, встать там на «кресты», т. е. перекресток двух дорог, и крикнуть: «Матушка Покров, землю покрой снежком, а меня, молоду, женишком!»
День Покрова в некоторых деревнях рассматривался как девичий праздник, с которого начиналось время выбора женихов.
Девушки отмечали этот день большой трапезой, главным блюдом которой были вареные петухи. После трапезы они ходили по деревне и пели:
Если миленький колечко
Подарит в Покров, любя,
Должно знать мое сердечко,
Полюбилась ему я.
Взрослые женщины, наблюдая за девичьим гуляньем, говорили: «Теперь девки будут женихов ждать».
Связь дня Покрова Богородицы с брачной тематикой объяснялась представлениями о Богородице как покровительнице и защитнице женщин, помогающей выйти замуж, способствующей деторождению, заступнице перед Богом. По мнению ученых, образ христианской Божьей Матери соединился в народном сознаний с Древнейшими представлениями о женском божестве - покровительнице домашнего очага, великой помощнице девушек и женщин. Этот обычай появился исходя из того, что в людях со святым покрывалом Пресвятой Богородицы, которым Она молилась за людей, ассоциировалась фата, которой укрывали голову девушки идущей под венец. Эта ассоциация и это восприятие праздника Покрова к браку отражается в поговорках, прошениях и пословицах: «Придет Покров – девке голову прикроет», «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком», «Бел снег землю прикрывает, не меня ль, молоду, замуж снаряжает?», «Покров – Пресвятая Богородица, - покрой мою бедную головку жемчужным кокошником, золотым подзатыльником», «Мать - Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду». Если на Покров выпадет снег, то будет много свадеб. Считалось, что когда приходит праздник Покров – наступает время завершения хороводов, и наступает время посиделок, осенних и зимних. Во время этих посиделок девушки и женщины занимаются вышиванием, ткачеством, прядением.
Покров день был связан также и с поминанием «родителей» - предков, хранителей благополучия: домашнего очага, невидимых покровителей семьи. «Родителей» угощали, первым блином, испеченным хозяйкой дома. Его укладывали в передний угол на божницу или на полку под божницу. Верили, что предки должны помочь потомкам пережить тяжелую зиму.
Рубрики: | ПРАЗДНИК |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |