-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Гей-удолбаный-в-хлам

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.06.2003
Записей: 13388
Комментариев: 145985
Написано: 227234


SS Albert Ballin.

Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 08:22 + в цитатник
Цитата сообщения Antreader SS Albert Ballin / Турбоход "Советский Союз".
Подробный рассказ о 58 годах сложной и насыщенной разными поворотами истории самого большого пассажирского лайнера СССР по имени "Советский Союз" был опубликован в ЖЖ periskop.livejournal.com в апреле 2009 года.
United American Lines booklet SS AlfredBallin Passengers view the New York skyline
SS Albert Ballin Лайнер 'Советский Союз'
"В 1918 году руководство германской фирмы HAPAG для скорейшего восстановления флота страны делало главный упор на строительство грузопассажирских судов, доступных для тогдашнего среднего класса, на которых гармонично сочетались удобство, надёжность и разумные цены.

United American Lines booklet

В соответствии с этой доктриной, в компании было принято решение о строительстве четырёх лайнеров — двух пар похожего дизайна, спроектированных инженерами крупного немецкого судостроительного завода Blohm + Voss в Гамбурге.

Первое судно серии, названное в честь бывшего президента компании "Albert Ballin", было заложено 24 августа 1921 года на верфи Blohm + Voss в Гамбурге и получило строительный номер 403. 16 декабря 1922 года судно было спущено со стапелей, а 17 июня 1923 года передано заказчику — компании HAPAG. О большом внимании к строительству судов этой серии говорит тот факт, что второе судно серии — "Deutschland" было спущено со стапелей 28 апреля 1923 года в присутствии рейхспрезидента Фридриха Эберта. В 1926-1927 гг. были построены следующие два судна этой серии — "Hamburg" и "New York". Благодаря тому, что все суда были оснащены пассивными успокоителями качки (цистернами Фрама), они были очень устойчивыми на волнении, что, естественно, понравилось пассажирам, и давало этим лайнерам неоспоримое преимущество. Турбоходы даже стали называть "судами без морской болезни".

По этому поводу "Коммерческий журнал" (Ливерпуль) писал буквально следующее: "На рождественской неделе мы видели один из немецких лайнеров, оснащённых системой успокоения качки, плывший совершенно спокойно, в то время как наш пароход качало так сильно, что мы едва удерживались на ногах. Эти немецкие суда — настоящие новинки в судостроении". Собственно, это относилось ко всем четырём судам этой серии. Впоследствии по этой причине суда приобрели большую популярность не только у немецких, но и у английских пассажиров. Конструкторские новшества коснулись как корпуса и мореходных качеств, так и пассажирских помещений. Фактически "Albert Ballin" стал первым судном, на котором был обустроен настоящий туристический класс кают, называвшийся третьим классом, обслуживание в котором было таким же, как и в первых двух. В свой первый трансатлантический рейс из Гамбурга в Нью-Йорк с заходом в Саутгемптон (Великобритания) "Albert Ballin" вышел 4 июля 1923 года. Продолжительность перехода составила десять с половиной суток. Приход судна в Нью-Йорк как бы символизировал возрождение и начало новой Германии. После ввода всех судов этой серии в эксплуатацию компании удалось возобновить регулярные рейсы на американский континент. Двухвинтовой пассажирский лайнер имел валовую регистровую вместимость 20 815 тонн, длину 191,2 метра, ширину 24 метра. Две паровые турбины развивали суммарную мощность на валу 13.500 л. с., что обеспечивало эксплуатационную скорость 15,5 узла и максимальную скорость до 16,5 узла. Лайнер мог принимать 250 пассажиров в первый класс, 340 пассажиров во второй класс и 960 пассажиров в третий класс. В качестве топлива использовался мазут.

SS AlfredBallin

Внешней особенностью судна были четыре мачты с грузовыми стрелами и своеобразные очертания носовой части. В своём рекламном буклете компания HAPAG обращала особое внимание пассажиров на следующий момент: "Помимо множества разнообразных новинок, призванных сделать путешествие на борту нового судна богаче и разнообразнее, для пассажиров всех трёх классов в течение всего рейса будут показывать кино. Особенно приятно это будет в дождливые и холодные вечера, когда пассажиры не смогут оставаться на палубе". В 1932 году на борту судна стали демонстрировать звуковые художественные фильмы.

Passengers view the New York skyline

Стремление улучшить дизайн судна и усовершенствовать его конструкцию приводило к постоянным перестройкам и модернизациям. Зимой 1924-25 гг. на судне удлинили дымовые трубы, в 1927 году лобовую часть надстройки сделали полностью закрытой и остеклённой. В начале 1930 г., во время крупного ремонта, было модернизировано машинно-котельное оборудование — установлены новые котлы и турбины, благодаря чему мощность двигателей выросла почти в два раза, до 28 000 л.с., а скорость судна — до 19,5 узлов. Дымовые трубы вновь укоротили.

С приходом к власти НСДАП в 1933 г. началась новая страница немецкой истории. В Третьем Рейхе имя Альберта Баллина, который хоть и был великогерманским патриотом до кончиков пальцев, вызывало у власти резкое раздражение. Ведь Баллин, прославивший в свое время имя и имидж Германии, был этническим евреем. После непродолжительного сопротивления, руководство HAPAG вынуждено было подчиниться давлению из Берлина и 1 октября 1935 года судно получило новое имя — "Hansa".

SS Albert Ballin

В 1936 году лайнер пережил очередной улучшительный ремонт. В годы войны "Hansa" использовался как плавучая казарма близ порта Готенхафен (Гдыня), где в такой же роли стоял и круизный лайнер "Вильгельм Густлофф". В конце 1944 — начале 1945 гг., по мере наступления войск Красной Армии, ВМФ Германии приступил к беспримерной в истории эвакуации людей и ресурсов из Восточной Пруссии и Померании. Для этой цели использовались все возможные суда. Естественно, и потери были высокими.

В конце января 1945 года "Hansa" должна была участвовать в конвое по перевозке немецких войск вместе с другим лайнером, "Вильгельмом Густлофф". Однако через четыре часа после выхода из Данцига на "Ганзе" произошла поломка главной машины. Конвой остановился для перегрузки и распределения контингента по другим судам. Капитан "Вильгельма Густлофф", узнав, что ему придется принять на борт ещё 2.000 человек, решил идти дальше самостоятельно, без кораблей охранения. Этим и воспользовался командир подлодки С-13 капитан 3-го ранга Александр Маринеско, произведя атаку века в надводном положении.

В марте 1945 года пришла очередь и "Ганзы" — 6 марта 1945 года, недалеко от Варнемюнде, на относительно тихих и мелких водах, лайнер подорвался на мине и потерял ход. Попытка буксировки судна к берегу не увенчалась успехом, и судно затонуло. Однако всем пассажирам и команде судна удалось спастись благодаря тому, что "Hansa" тонула довольно долго и села на грунт, не до конца скрывшись под водой. Глубина моря в этом месте составляла всего 20 метров, и судно постепенно легло на левый борт — так, что правый борт выступал над водой на высоту около 5 метров. В таком виде лайнер пролежал на грунте свыше четырёх лет.

В соответствии с решениями Потсдамской конференции, военно-морской и торговый флоты Германии были разделены между странами-победителями в счет репараций. После раздела немецкого флота тройственной комиссией, однотипные турбоходы "Hansa" и "Hamburg" отошли к СССР. Другие лайнеры этой серии — "Deutschland" и "New York" достались англичанам. Англичане подняли их, отбуксировали в Англию, но сочли восстановление нецелесообразным и разделали их на металлолом.

В 1947 году аварийно-спасательная служба Балтийского флота обследовала затонувшую "Ганзу", после чего было принято решение о её подъёме. Сложность подъёма состояла в том, что судно оказалось сильно заиленным, а малая глубина осложняла постановку его на ровный киль. Работы продолжались около двух лет, и только 15 декабря 1949 года судно подняли и отвели в Варнемюнде, где на верфи "Warnow Werft" произвели восстановительный ремонт. В связи с отсутствием в Варнемюнде дока достаточной величины корпусные работы провели в Антверпене (Бельгия) на верфи "John Cockerill", с 11 августа 1950 г. по 08 июня 1951 г. Реконструкция машинного отделения, надстройка и восстановление помещений на "Warnow Werft " в Варнемюнде продолжались еще четыре года.

Поскольку этот лайнер являлся самым крупным пассажирским судном в СССР, сомнений в том, как назвать новое судно не было: он получил название "Советский Союз". Официальное присвоение нового названия состоялось в 1953 году. В итоге восстановление длилось пять лет. Однако, незадолго перед запланированным сроком ввода в эксплуатацию, на судне по неизвестным причинам произошёл взрыв и пожар, сильно повредивший помещения лайнера (1954 г.). Последовало повторное восстановление, а в сентябре 1955 года судно передали заказчику.

Лайнер 'Советский Союз'
"Советский Союз" в порту Владивостока.

В 1955 году дальневосточное отделение "Совторгфлота" приняло в эксплуатацию "Советский Союз". Но, прежде чем направиться на Дальний Восток, предстояло выполнить контрольное докование. В то время в западных портах СССР было единственное место, где могли продоковать такое крупное судно — сухой док Севморзавода в Севастополе.
(Автор не учитывает т.н. "линкорный док" в Кронштадте).

13 октября 1955 года турбоход "Советский Союз" под командованием капитана Николая Борисовича Артюха прибыл в Одессу, а затем перешёл в Севастополь. В Севастополе на Севморзаводе с судна сняли одну из турбин заднего хода и отправили на балансировку на Харьковский турбинный завод, а также провели докование в сухом доке завода. Во время стоянки в Севастополе на "Советском Союзе" побывали первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв, министр обороны Георгий Жуков, и член Политбюро Леонид Брежнев в компании с вождём венгерских коммунистов Матьяшем Ракоши, которому вскоре суждено было лишиться всех своих постов в ходе венгерского восстания 1956 г.

В ноябре 1956 года капитаном-наставником на ";Советский Союз" был назначен Серафим Порфирьевич Мышевский, и в марте 1957 года "Советский Союз" под командованием капитана Артюха и капитана-наставника Мышевского вышел на Дальний Восток. Шли вокруг Африки, и 29 мая 1957 года "Советский Союз" прибыл во Владивосток и начал свой первый рейс на экспрессной линии Владивосток — Петропавловск-Камчатский. Организационно он вошёл в состав дальневосточного отделения "Совторгфлота" с портом приписки Владивосток. Позднее, после реорганизации, он вошёл в состав Дальневосточного морского пароходства. В качестве базы ремонта на Дальнем Востоке для "Советского Союза" определили Дальзавод, где имелся (и имеется) сухой док соответствующих размеров.

После прихода во Владивосток, в мае 1957 года, капитаном судна был назначен Мышевский, который проработал на "Советском Союзе" до 1962 года. С 1965 по 1977 год капитаном был Герой Социалистического Труда Борис Андреевич Гришин, а "Советский Союз" был поставлен на экспрессную каботажную линию Владивосток — Петропавловск-Камчатский. После разгрома Японии к СССР вновь отошли южный Сахалин и Курильские острова. Необходимо было перевозить людей с их имуществом, продовольствие, производственное оборудование и другие грузы. Стала восстанавливаться нормальная жизнь и во всех остальных районах Дальнего Востока. Туда также направлялся большой поток грузов и пассажиров, главным образом едущих на рыбный промысел по оргнабору. На этой линии судно проработало практически до конца своего существования.

В первой половине 1971 года судно прошло ремонт в Гонконге, во время которого, в числе прочих работ, были окончательно отцентрованы главные редукторы, и судно смогло развивать скорость до 19 узлов.

Турбоход "Советский Союз" закончил работу на камчатской пассажирской линии 30 ноября 1980 года, и, в соответствии с распоряжением начальника Дальневосточного морского пароходства № 1037 от 2 декабря 1980 года, был поставлен на прикол для демонтажа оборудования, снятия материалов, технического снабжения и подготовки судна к сдаче на металлолом.

Приказом министра морского флота СССР № 256 от 5 декабря 1980 года лайнер "Советский Союз" был списан с баланса транспортного флота, после чего приказом начальника ДВМП переименован в "Тобольск". Понятно, что с именем "Советский Союз" он просто не мог подлежать разделке на металлолом. Весь 1981 год "Тобольск" простоял на приколе во Владивостокском морском торговом порту (есть сведения, что в этот период он был учебным центром для курсантов ДВВИМУ им. Невельского).

5 марта 1982 года "Тобольск" самостоятельно вышел в последний рейс, на разделку, с экипажем в 60 человек под командованием капитана Геннадия Александровича Кобцева, а 17 марта того же года судно было официально передано для разделки на металл одной из компаний Гонконга.

Сложилось так, что мне в составе комиссии довелось оформлять последний отход этого судна из Владивостока в марте 1982 года.

(c) periskop.livejournal.com/451277.html
Рубрики:  Steamships