Встретился мне вот этот рекламный плакат начала ХХ века. Сам по себе плакат - шедевр полиграфического исполнения, вот и решил узнать по подробнее о событии. Вот что я накопал:
Это вторая фотографическая выставка в России, которая состоялась под покровительством великого князя Михаила Александровича.
Это свидетельствует о том, что фотография продолжает интересовать августейших особ, как и во время первой специальной выставки в Петербурге. Любовь к фотографии Николая II и его семьи, видимо, тоже сыграла роль в содействии властей проведению выставки. Экспозиция открылась 12 апреля в здании Императорского общества поощрения художеств.
Выставка была открыта ежедневно с 10 до 18 часов, вход на нее стоил 50 копеек.
Торжественное открытие состоялось в присутствии «товарища министра народного просвещения В.Т. Шевякова, директора Ботанического сада А.А. Фишера фон Вальдгейма, председателя распорядительного комитета В.И. Срезневского, членов комитета, экспертов, экспонентов, владелицы фирмы Стеффен — Е.О. Стеффен и многих приглашенных гостей». В.И. Срезневский произнес торжественную речь, в которой рассказал об истории создания фотографии и ее значении.
Срезневский Вячеслав Измайлович (1849-1937) И его журнал "Фотографические новости".
Эта речь начиналась словами: «Сегодня праздник русской фотографии!» Так оно и было на самом деле. Напомним, что предыдущая крупная выставка была устроена Санкт-Петербургским фотографическим обществом в 1903 году. «В десятилетний промежуток… фотография двинулась много вперед: явились новые процессы, осуществилась цветная фотография, доступная каждому фотографу, развилась до огромных размеров кинематография, сделаны важнейшие открытия в изучении солнечного луча, создались новые отрасли фотографической промышленности, явились новые формы в художественной фотографии».
Все это предстояло представить на выставке 1912 года. Ко всему прочему появились новые стили фотографии, была доведена почти до совершенства техника репродукции картин; фотографическая механика и оптика тоже шагнули далеко вперед. Для «раскрутки» выставки распорядительный комитет и выпустил художественно выполненный в красках этот плакат. Плакаты были достаточно большого размера (51,5 х 76,0) и вывешивались в помещениях различных фотографических обществ, фотографических магазинов, в гостиницах и других местах скопления публики. А перед самым открытием плакаты разместили и на оживленных петербургских улицах. Были выпущены так же и почтовые марки:
Марки, заготовленные в огромном количестве, получили распространение в России и за рубежом, они разошлись по свету с корреспонденцией крупных торговых фирм, обществ, различных учреждений и частных лиц. Выставка занимала большое и малое здания Императорского общества поощрения художеств. Общий вид производил приятное впечатление: удачно была подобрана ткань, обтягивающая стены и щиты; серо-зеленоватый цвет ее гармонировал с экспонатами.
Фотографии с этой выставки и представленные в этой статье сделаны основоположником фоторепортажа в России Карлом Карловичем Булла.
Общий вид зала выставки, расположенной в помещении Императорского общества поощрения художеств.
Для создания особенной атмосферы в залах находились тропические растения. Входящим в главный зал в глаза бросался павильон фирмы А. Геверта, выполненный просто, но стильно. При этом он превосходил остальные павильоны по своим размерам. Большое место также было занято павильоном фирмы «Кодак», который отличался изяществом и простотой. В нем для публики каждый день по несколько раз проводились наглядные практические объяснения съемок аппаратами этой фирмы.
Посетители выставки на балконе выставочного зала акционерной компании "Кодак".
На щитах располагались работы фотографов-любителей, таких как И.И. Згерский (портреты, жанры, пейзажи) и В.Т. Шабанов из Санкт-Петербурга (пейзажи). Работы членов Санкт-Петербургского фотографического общества, состоящего под покровительством великого князя Михаила Александровича, соседствовали со снимками фотографов-любителей из Томска и Харькова.
Экспозиция выставки - художественно исполненные фотографические портреты. Стенд с выставочными работами К. К. Буллы (Петербург).
Научный отдел выставки вызвал удивительно большой интерес посетителей. Внимание привлекли экспонаты Санкт-Петербургской сыскной полиции и департамента полиции, работы по судебной фотографии А.А. Захарьина и А.А. Поповицкого и снимки с операций Ю.А. Вейденбаума.
Выставка дактилоскопических исследований посредством фотографии Министерства внутренних дел. (Уголовно-сыскная часть)
Профессионалов наиболее заинтересовали научные работы по цветной фотографии А.И. Прилежаева.(Серьезное изучение автохромов работе с автохромами уделял русский ученый - инженер-путеец, а впоследствии профессор Петроградского института путей сообщения А. И. Прилежаев. 15 января 1912 года в Санкт-Петербурге при V отделе ИРТО открылись трехмесячные курсы цветной фотографии. Чтение лекций по теме «Цветная фотография и автохромия» было поручено Прилежаеву.)
Очень интересна была выставка цветной фотографии, представленная рядом выдающихся работ фотографов-любителей. В их числе были Г. Польстер, Н. Васильева, Н.Н. Черкисова, А.А. И.С. Творогова, Д.М. Истомина, В.Е. Писарева, К.И. Гукрих и другие участники. К сожалению мне не удалось найти ни одного автохрома того времени, сделанного в России. Нельзя не отметить в списке участников значительное количество представительниц слабого пола. Это означает, что женщины принимали активное участие в осваивании новых видов фотографии и делали в этом успехи. Обозреватель выставки отмечает: «Интересные снимки дает Ксения Глыбовская из Санкт-Петербурга (например, А.И. Куинджи и Д.И. Менделеев за шахматами).
А.И. Куинджи и Д.И. Менделеев за шахматами фотограф Ксения Глыбовская
О масштабе выставки можно судить по сухим цифрам, которые говорят сами за себя. В первом отделе выставки участвовало 33 экспонента, во втором отделе было 118 экспонентов, в том числе русских фотографов — 76 (25 профессионалов и 51 любитель), иностранных — 37 (21 профессионалов и 16 любитель), иностранных учебных фотографических заведений — 2 и русских фотографических обществ — 3. В третьем отделе выставки, представлявшем цветную фотографию, участвовало 19 экспонентов. В пятом отделе участников было 7, в шестом — 36, и в седьмом отделе — 81.
Один из выставочных залов.
Что касается уровня проведения выставки, можно с уверенностью сказать, что он был самым высоким, так как выставку под патронаж взял великий князь Михаил Александрович; в день открытия император Николай II прислал приветственную телеграмму. Знаменательным фактом было и то, что 26 апреля в 10 часов утра великий князь Михаил Александрович посетил выставку и очень подробно ознакомился с экспонатами.
Великий князь Михаил Александрович (сидит в центре) с участниками выставки. Сидят (слева направо): член распорядительного комитета В. А. Виноградов, председатель экспертной комисси К. А. Фишер, госпожа Е. О. Стеффен, председатель Распорядительного комитета В. И. Срезневский, член комитета Н. Е. Ермилов, стоит за ним - И. А. Фелиш.
Выставка пользовалась большим успехом у зрителей. За всю работу выставки ее посетило свыше пятнадцати тысяч человек. И это несмотря на довольно высокую входную плату: 50 копеек с человека (в первый день открытия за вход нужно было заплатить 3 рубля, в первое воскресенье — 1 рубль). Как и на предыдущей выставке, ученики школы Императорского общества поощрения художеств и воспитанники других учебных заведений, приходящие по предварительному соглашению группами в определенные часы, пропускались бесплатно. В заключение надо отметь, что данная выставка была чрезвычайно богатой по внутреннему содержанию и тематическому разнообразию. В ее составе было значительное количество экспонатов, отличавшихся красотой и художественностью. В экспозиции научного отдела было показано много работ, никогда прежде не выставлявшихся. Впервые именно на этой выставке вниманию зрителей была представлена богатая коллекция цветных фотографий.
Тест нашёл здесь: http://goodcoins.su/antic/foto/foto2.htm
Ещё несколько фотографий с выставки сделанные Карлом Булла с сайта публичной библиотеки:
Стенд акционерного общества фотографических пластинок и химических продуктов в Гауфф и К (Фейербах, Германия).
Выставочный стенд фабрикантов "Агфа" - акционерного общества анилинового производства в Берлине.
Стенд с выставочными работами К. К. Буллы (Петербург)
Выставочный зал с экспонатами Ю. А. Вейденбаум и др. (Петербург) - научный отдел выставки
Экспонаты, выставленные придворным фотографом К. А. Фишер
Участники выставки в выставочном зале.
Выставочный зал экспозиция акционерного общества И.К.А (Дрезден)
Выставка фотографических принадлежностей фирмы "Кеннготт" (Париж).
Модель вагона-фотолаборатории.
Комиссия, организовавшая выставку, в ресторане "Альберт". (куда ж без банкета)