Музыка вернется в Лопухинку |
В жизни Лопухинского садика, что на углу Каменноостровского проспекта и улицы академика Павлова, можно выделить три этапа, отдаленных по времени, но глубинно связанных между собой.
Первый – это счастливая пора семьи Громовых, живших в нарядном деревянном доме, который был хорошо знаком многим петербуржцам.
Василий Федулович Громов – купец, с 1848 года, после смерти отца, вступил во владение его лесными биржами. В 1856 году стал коммерции советником (высшее звание для купцов), в 1866-м – статским советником (автоматически произведен в дворяне). Он был крупным благотворителем, половину своих доходов жертвовал городу. На его деньги перестраивали Смольный собор, содержали больницы и сиротские дома, сыпной госпиталь, два храма, несколько кораблей для флота во время Крымской войны... (1, 2).
В 1829 году Громов женился на дочери петербургского «креза» - Тараса Яковлева, а через двадцать лет архитектор Георгий Винтергальтер построил для них дачу – двухэтажное деревянное здание, пример ранней эклектики с мотивами классицизма (3). Этот участок в начале XIX века был владениями князя Лопухина. В честь него и был назван сад (2). На даче Громов устроил картинную галерею, там выступали артисты Мариинского театра, а после основания консерватории у Громова жили ее неимущие студенты.
Знаменитый маринист Боголюбов, приятель Василия Федуловича, вспоминал: «Сад содержался роскошно. Дом стоял, что дворец загородный. Били фонтаны, была пароходная пристань и легкий паровой катер для прогулок, а по другую часть въезда стояла превосходная громадная оранжерея, где иногда зимой давались феерические праздники под громадными пальмами и другими редкими растениями. Он любил цветы, и дом его круглый год имел роскошное украшение. Любил он и лошадей, конюшня его была первоклассная. Музыка была ему тоже сродни по душе. Он иногда пел для себя, как умел, а для гостей давал концерты, приглашая всех знаменитостей петербургского музыкального мира. Стол держал открытый постоянно, как на даче, так и в городе, угощая всегда хорошим вином и тонкой кухней. А также любил он и картины, художество и художников».
Страстью Василия Федуловича было садоводство. Громов поручил перепланировку своего сада знаменитому петербургскому садовнику Евгению Одинцову, автору проекта сквера на Исаакиевской площади. Министр внутренних дел Петр Валуев записывал у себя в дневнике: «Был на даче Громова для осмотра сада, который великолепен, как и вся дача». Василий Громов состоял одним из 12 основателей Российского императорского общества садоводства. Директор Ботанического сада Э. Регель назвал в честь Василия Федуловича вновь открытое растение Gromovia pulchella. 8 мая 1869 года европейские ученые и садоводы, прибывшие в Петербург на международную выставку садоводства, посвятили Громовскому саду целый день. Они приплыли на дачу на специально зафрахтованном пароходе, осмотрели оранжереи и сад и, как пишут биографы Громова, «собственноручно в знак выражения своего ботанического восторга от увиденного выкопали не большую ямку и пересадили Gromovia pulchella в избранное место, украсив дерево листками бумаги с фамилиями каждого из посетителей» (1).
Владея садом, Василий Громов сделал его общегородским, открыв ворота и расставив вдоль дорожек скамейки. Будь то мещанин или извозчик, каждый без запретов мог гулять в нем, а в выходные даже отведать ватрушек, которые по указанию Громова готовились для отдыхающих петербуржцев (2).
Такая вот была жизнь, и казалось, что праздник будет вечным, и год за годом в дом будут съезжаться гости, и сад будет цвести как никакой другой в Петербурге…
Когда Василий Федулович умер в 1874 году, его «гроб несли на плечах с дачи до Воскресенского девичьего монастыря. Процессия была самая разнообразная по одеждам, званию и возрасту, толпа в несколько тысяч людей провожала его до могилы». После смерти Василия Федуловича дела его вдовы пошли наперекосяк. Постепенно пришел в запустение и сад (1).
…В поле общественного внимания Лопухинский сад попал полвека спустя, уже при советской власти. Тогда его именовали садом имени Дзержинского. Здесь размещался первый ленинградский телецентр, и 7 июля 1938 года отсюда прошла первая телепередача. После войны на деревянном шедевре появилась вывеска «Дом пионеров и школьников»... И здесь снова звучала музыка, и детвора постигала законы прекрасного, и старый сад молодел, слушая ребячьи голоса и смех…
А потом и Дом пионеров ушел в прошлое. Постройку занимали различные организации. Последний арендатор скоропостижно покинул здание два года назад, и оно начало постепенно приходить в запустение. Жители окрестных домов, обеспокоенные судьбой памятника, своими силами охраняли его от разорения, заколачивали окна и двери, чтобы туда не могли проникнуть бомжи (3).
А потом… Потом зданием заинтересовалась одна из структур Газпрома, рассматривавшая возможность переделать его под офис и устроить подле парковку. И петербуржцы встали на защиту сада и дачи купца Громова – одного из четырех оставшихся памятников деревянного зодчества в исторической части Санкт-Петербурга (4).
Сейчас история подошла к концу, весьма оптимистичному. В мае этого года здание было передано подростково-молодежному центру «Петроградский». Там планируется разместить центр молодежного творчества, театральную студию, а также музей, который будет включать как экспозицию, посвященную истории дачи Громова, так и молодежные художественные проекты. Сейчас активисты молодежного центра в архивах и у местных жителей собирают материалы для будущей экспозиции — документы и фотографии обо всех вехах истории сохраняемого памятника (3). И продолжают заботиться о доме. Актеры ТНЗ «Синтез» и волонтеры уже провели несколько субботников. А в один из августовских дней здесь была проведена культурно-благотворительная акция «Дача Громова. Реинкарнация». Посетить памятник архитектуры, поучаствовать в интерактивных перформансах от Театра Нового Зрителя «Синтез» и внести свой вклад в восстановление здания смогли все желающие (5).
А вот капитальный ремонт Лопухинского сада, где располагается дача, начнется уже в этом году. К осени 2014-го там обещают обновить инженерные сети, восстановить газоны, а также добавить новые урны и скамейки (3).
…Пройдет немного времени, и в жизни Лопухинского сада и дачи Громова откроется новая страничка. Быть может, такая же яркая и интересная, как первые…
Автор: Дама с авторучкой
Опубликовано в газете «Центр плюс СПб»
в сентябре 2013 г.
Литература: 1.«Василий Громов» - «Квартальный надзиратель», № 18, 2004; 2. М. Телехов. «Призрак дома Рогова навис над Лопухинским садом» - «Вечерний Петербург», 8 ноября 2012; 3. http://karpovka.net/2013/08/05; 4. Т. Лиханова. «Дача Громова возвращается к жизни» - «Новая газета», № 63, 22 - 25 августа 2013; 5. http://www.museum.gorodovoy.spb.ru/news/783267.shtml.
Фото автора
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Рубрики: | Невская мозаика |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |