-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хворостенко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.08.2014
Записей: 222
Комментариев: 94
Написано: 465


ВОСПОМИНАНИЯ ПО АССОЦИАЦИИ

Воскресенье, 30 Ноября 2014 г. 06:20 + в цитатник
В морфологии головного мозга человека до сих пор сохранилось неудачное наименование – ассоциативные области коры. Оно отражает ошибочное представление Х1Х века, согласно которому функции этих областей заключаются лишь в том, чтобы согласовывать, “ассоциировать” разнородные сенсорные данные и генерировать соответствующие команды, передаваемые в моторную область. Точные функции этих зон коры до сих пор не известны.
 
Ассоциации не непосредственно участвуют в формировании команд для осуществления движений, а участвуют в активации воспоминаний и соответствующих программ, хранящихся в памяти, для совместной обработки текущих данных, поступающих из разных рецепторов, с активизированными внутренними данными. В кибернетических моделях узнавания по принципу ассоциаций используется устарелое представление У.Джемса (1905):”Каждый из элементов ассоциации есть крючок, на котором факт висит (в памяти) и с помощью которого его можно выудить”. Он не был знаком с зоопсихологией, поэтому позволил себе и такие некорректные высказывания:”Не лишено вероятности, что животные почти не имеют ассоциаций по сходству... В их уме преобладают почти исключительно ассоциации идей по смежности”. К сожалению, примитивные представления Джемса живы до сих пор. В весьма модных сейчас рекуррентных нейронных сетях Хопфилда (1982) ассоциативная память основывается на активации образа обучающего примера, наиболее напоминающего новый стимул.
 
Известный изобретатель психологического критерия "семь плюс-минус два" Дж.А.Миллер сам себе задавал вопрос: как же тогда мы узнаём знакомое лицо из тысяч и десятков тысяч? Он не различал понятия "узнавание" и "называние", поэтому ошибочно искал решение парадокса в рамках дискретного подхода - путём увеличения размерности множества называемых признаков. На самом деле узнавание знакомого лица по ассоциации - это бессознательный и бессловесный целостный процесс.
5704248_pamyat_na_yznavanie (433x700, 225Kb)
Если же в эксперименте потребовать от испытуемого назвать отличительные признаки узнанного лица, то количество признаков, скорее всего, будет в среднем соответствовать закону Миллера.
 
В специализированных программах узнавания на ЭВМ испытаны ассоциации и по сходству, и по смежности, и по сумме десятков других признаков, но так и не достигнуто той гибкости, которую ежедневно демонстрируют животные при поиске пищи. Напрасно известный исследователь проблемы узнавания М.М.Бонгардт (1967) относил её к одному из разделов математики. Современные психологи обладают огромным количеством доказательств, к сожалению не всегда осознанных, что механизм ассоциаций – это целостный механизм, а не метод выявления сходства по счётному набору признаков.
 
В 1964 г. М.С.Шехтер защитил диссертацию “Проблема симультанного узнавания”, в которой строго доказал неверность модели Джемса. Мы узнаём человека не только по зрительному образу, но и по таким его целостным особенностям, как походка, почерк, тембр голоса. Целостный характер узнавания и припоминания по ассоциации подсказал Прибраму идею голографической памяти. Только волновой принцип обработки данных, свойственный голографическим процессам (например, в тахионной материи), может позволить летучей мыши при полёте с большой скоростью в абсолютной темноте не только избегать столкновений с препятствиями, но и ловить на лету мелких насекомых. Ультразвуковые рецепторы мыши непрерывно воспринимают акустическую интерференционную картину и при посредстве волновых свойств тахионной материи находят целостные ассоциации непосредственно в волновом виде. Так же неосознанно поступает человек, когда в большой толпе узнаёт знакомое лицо.
Рубрики:  память

Метки:  

“ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ”

Суббота, 29 Ноября 2014 г. 07:38 + в цитатник
Многие интеллигенты искренне убеждены, что существует объективная, не зависящая от людей информация. Идеологи буржуазных средств массовой информации конкретизируют: беспристрастное информирование о реальных фактах всегда, мол, объективно. Это неверное утверждение, а может быть даже сознательно дезинформирующее.
 
Что такое реальные факты? Представим себе, что некоторый корреспондент ТВ в 1995 г. во время боевых действий целый месяц провёл в высокогорном чеченском ущелье и в промежутках между бомбёжками отснял документальный фильм о жизни бабочек на альпийских лугах. Порхающая над цветком редкая бабочка – это факт? Безусловно. А объективен ли информационный продукт, отснятый корреспондентом? Всё зависит от потребителя. Если фильм увидит биолог, то он найдёт в нём объективное отражение горной действительности. Если же труд корреспондента покажут по 1-му каналу ТВ, то телезрители, в подавляющем большинстве уверенные, что телевидение обязано развлекать их видами мёртвых человеческих тел, искренне возмутятся:”Что вы нам врёте? Какие могут быть бабочки, когда вокруг гибнут люди?”.
 
Допустим, тот же корреспондент засел в чеченских окопах ( как на самом деле и было в 1995 г.) и снимал исключительно русские горящие танки и обгоревшие трупы только русских солдат. Будет ли его информационный продукт объективным? Догматики “свободы слова” обычно заявляют, что для объективности нужно показывать войну из разных окопов, но сами тенденциозно дозируют выдаваемые в эфир “объективные” факты. Например, характерную тенденциозность продемонстрировал знаменитый американский телеканал CNN, когда показывал войну “08.08.08” исключительно с точки зрения грузинских агрессоров, а сейчас показывает войну в Слободской Украине исключительно с точки зрения киевских властей. Субъективных точек зрения на одно и то же событие, а тем более - на войну, бесконечное количество, континуум. Сколько континуум ни складывай, не получишь не только дельта-функцию, но даже гауссову кривую с приемлемой дисперсией.
Рубрики:  память

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

ФАКТ, СОБЫТИЕ, СУЩНОСТЬ

Пятница, 28 Ноября 2014 г. 12:51 + в цитатник
Довольно часто высказывается мнение, что в науке реальной объективностью обладает научный факт, полученный экспериментально. Более трёх веков назад Королевское научное общество Великобритании (английская академия наук) избрала себе девиз:"Ничего словами". Считалось, что учёные должны доказывать свою правоту делом, экспериментом. Английские академики тогда не учитывали, что ни один факт не является непосредственным проявлением чувственного восприятия либо приборного измерения. По этому поводу Луи де Бройль (1955) говорил:"Данные наших чувств могут служить для построения теории лишь после того, как они будут нами соответствующим образом истолкованы, а в это истолкование обязательно вмешиваются некоторые представления нашего ума, то есть теоретические идеи. А это говорит о том, что нельзя совершенно чётко отделить эксперимент от теории и считать, что экспериментальный факт является данным, не зависящим от любого истолкования." Само наблюдение, методика его проведения, форма фиксации результатов неразрывно связаны с особенностями мышления человека, с его знаниями и убеждениями.

 

Известно, что после опубликования Птолемеем "Альмагеста" наблюдаемые астрономами факты в течение 13-ти веков неизменно подтверждали, что планеты движутся вокруг Земли по эпициклам, и только после разработки Коперником гелиоцентрической системы те же планеты в наблюдениях тех же астрономов стали двигаться по эллипсам. Впрочем, сам Коперник (1543) придерживался аристотелевского мнения, что в небесных явлениях может существовать лишь равномерное круговое движение. От этих заблуждений систему Коперника очистил лишь Кеплер, родившийся в 1571 г. С.Е.Морисон (1942) писал:"Не верьте ошибочному мнению, что факты говорят сами за себя," на самом деле "один факт, взятый вне связи с другими фактами, обычно не имеет никакого смысла".

5704248_izolirovannii_fakt (271x352, 65Kb)

Понятие факта в литературе употребляется в различных значениях: фактом называют сами явления, вещи, события; фактами называют наши ощущения и восприятия вещей и их свойств ("Я это видел своими глазами"); наконец под фактом понимают неопровержимое математическое положение, которое строго следует из общепринятых аксиом. Каков на самом деле реальный мир нам никогда не удастся узнать, поэтому первая трактовка факта применяется лишь в качестве литературной метафоры. Факт в придуманном людьми идеальном мире теоретических построений, напротив, может быть достоверен и полностью познаваем, т.к. это просто один из дедуктивных выводов логической или математической теории. Сам по себе такой факт к познанию природы никакого отношения не имеет, но если его использовать в качестве модели определённого объекта материального мира

5704248_model_voini (642x573, 157Kb)

и окажется, что модель позволяет с приемлемой точностью прогнозировать результаты использования объекта в человеческой практике, то теоретический факт временно, до разработки более точной теории, становится научным фактом. В.Гейзенберг (1953) утверждал, что атом "нужен как символ для удобства выведения физических закономерностей" и является, "подобно геометрической сетке на Земле, только вспомогательным понятием для упорядочения экспериментальных фактов".

 

Наибольшие проблемы возникают, когда факт трактуют как содержание высказываний об объекте, включённом в систему научного знания. Не все отдают себе отчёт, что ни так понимаемого факта, ни самого объекта реально в природе не существует. Если бы выделенный объект реально существовал независимо от мышления людей, то каждый факт отражал его лишь односторонне. Полное отражение даже идеально изолированного объекта может быть достигнуто лишь бесконечным количеством (континуумом) фактов. Реальный объект материальной природы обязательно связан с природой бесчисленным континуумом связей, требующим для своего отображения непрерывного поля фактов. Объективна лишь безраздельная материальная природа, но выделенные из неё объекты и факты - это всё порождения рационального человеческого мышления. Реальную природу невозможно без субъективных искажений расчленить на какие бы то ни было части. Древнегреческие схоласты были неправы, когда утверждали:"Целое состоит из частей". Целое потому и целое, что оно безраздельно. После разделения на части оно перестаёт быть целым и практически всегда теряет что-то ещё, кроме своей целости.

 

Со стремлением рационального человеческого мышления разбивать целостную наблюдаемую действительность на отдельные предметы и на ограниченное число отношений между ними тесно связано идеализированное представление людей о движениях. Советский психолог Б.Г.Ананьев описал случай зрительного восприятия у больного с поражённым контузией головным мозгом, у которого наблюдалась полная неподвижность глазных яблок. Всё видимое им пространство представлялось ему сплошным световым потоком без разделения на разные объекты. Зрительное ощущение не обеспечивает само по себе предметного восприятия. Лягушка, которая обладает другим механизмом зрения и воспитания, чем человек, может умереть голодной смертью, окружённая неподвижными мухами, поскольку у неё не формируется зрительный образ мухи. Её глаз сигнализирует лишь о движении объекта и о наличии в нём углов, остальное игнорируется.

 

Реальная природа непрерывно изменяется, поэтому изменяются искусственно выделенные людьми её части, которые они называют предметами. Особенности рационального мышления заставляют людей по возможности разбивать изменения природы на движения и изменения придуманных предметов в придуманном пространстве. С целью упрощения размышлений и вычислений чаще всего используется модель движения - перемещения в пространстве идеализированного неизменного предмета. На самом деле, как нельзя без искажений выделить "предмет" из целостной природы, так и невозможно его изменения свести к примитивной модели "движения".

 

Австрийский физик Э.Мах (1886) весьма точно охарактеризовал особенности научного мышления:"Сама наука может рассматриваться как задача на минимум, состоящая в том, чтобы возможно полнее изобразить факты с наименьшей затратой мышления". Мах понимал, что даже если человек откажется от врождённого инстинкта "экономии мышления", он всё равно не сможет преодолеть принципиальные недостатки своего рационализма и не перестанет разбивать целостную действительность на ограниченное количество фактов, преимущественно связанных между собой линейными причинно-следственными связями. Нужно помнить, неустанно подчёркивал Мах, что "природа не содержит "причин" и "следствий".Применительно к системам Птолемея и Коперника может показаться справедливой трактовка П.К.Анохина (1963):"В то время как факты первой категории с развитием науки не меняются и в этом смысле бессмертны, объяснения механизмов всегда зависят от степени развития данной области науки".

Ошибочное представление, будто в природе существуют "бессмертные факты", довольно широко распространено. Сторонники подобных представлений не учитывают, что каждый факт выделяется из реальной действительности и формулируется словами с помощью абстрактных понятий, в которых аккумулируются текущие представления человечества. В ходе развития науки иногда устанавливается недостоверность того, что ранее признавалось за факт.

 

Во времена Аристотеля утверждение "Все лебеди белые" считалось несомненным фактом. Потребовались сотни лет, чтобы убедиться в его ложности, когда в Австралии были обнаружены чёрные лебеди. Р.Декарт, ввёвший в науку закон сохранения количества движения, поначалу неверно описывал закономерности соударения массивных тел. Экспериментальные факты явно противоречили придуманным закономерностям, но Декарт относил это к неидеальной твёрдости тел. Более широкий взгляд на природу, смена научной парадигмы, измерительной техники и трактовок показаний приборов порой совершенно изменяет факт, наблюдаемый в одних и тех же условиях. В.С.Черник в статье "Природа научного факта" (1986) убедительно показал, что в рамках разных парадигм одно и то же явление превращается в разные факты.

 

Одна из главных ошибок современных постмодернистов состоит в том, что они в центр познания ставят "событие" и по недоразумению полагают, что если "событие" есть, то оно уже истинно, и неважно, что скрывается за ним. Для человеческого рационального мышления, основанного на декомпозиции всего сознательно воспринимаемого, свойственно не замечать, что никакие "события" в реальной природе не происходят, никакие "факты" её не характеризуют. Всё это искусственно вычленяется мышлением из целостной природы. Один считает "событием" полученный им удар по лицу, а другой этим же "событием" считает совокупность удара по лицу с вчерашним оскорблением, нанесённым при свидетелях ударившему. Свидетели - тоже "событие".

 

Любая попытка трактовать сущность явления как сумму его проявлений в экспериментах по различным методикам и парадигмам тоже приводит к неполным моделям. Во-первых, различных проявлений одного и того же бесконечно много, континуум. Во-вторых, сущность природы не аддитивна её проявлениям, т.к. материальная природа целостна, нелинейна и в общем случае к ней неприменим метод декомпозиции на отдельные составляющие. А когда люди субъективно ограничиваются небольшим количеством интересующих их проявлений, картина оказывается совсем искажённой. Ф.Шиллер (1912) писал:"Как мы можем знать, что есть сущность? Для теолога сущность человека есть то, что он имеет душу. Для врача сущность человека есть то, что он имеет тело. Для кухарки сущность человека есть то, что он имеет желудок". Человек не является суммой души, тела, желудка, других частей и врождённых свойств. Человек есть человек вместе со всеми своими связями с обществом и природой.

Рубрики:  память

Метки:  

ТЕОРИЯ "ИНФРМАЦИИ" ШЕННОНА

Четверг, 27 Ноября 2014 г. 05:42 + в цитатник
К.Шеннон, опубликовав в 1949 г. статью “Математическая теория связи”, полагал, что он создал новую теорию – теорию информации. Между тем, ни в этой статье, ни в последующих своих работах он информацией, как таковой, не интересовался и не пытался её определить. Из опубликованных математических построений Шеннона видно, что в его модели по каналу связи передаётся не информация (сведения), а сигналы (команды и данные). Причём потребитель этих команд и данных по Шеннону представляет собой абсолютно тупое безмозглое создание, которое ничего не помнит из своего прошлого и не видит никакого смысла в принимаемых командах, никак не собирается на них реагировать.
 
Достоверность и недостоверность приёма команд Шеннон тоже понимал только в связистском смысле: команда считается принятой достоверно, если она полностью совпадает с переданной командой. К каким неверным действиям человека может привести тот или иной вариант искажения принятой команды, Шеннон не рассматривал. Его не интересовало и то, сколько времени команда будет передаваться по каналу связи и обрабатываться. Способ передачи и приёма, который он считал безошибочным, основан на бесконечно долгой обработке всего массива команд. В результате, модель Шеннона приводит к такому казусу, когда телеграмма пришла к корреспонденту без искажений, но оказалась для него полностью непригодной, т.к. опоздала на бесконечное время и исполнять её вредно. По этим причинам теория Шеннона не используется ни в теории и практике связи, ни в компьютерной науке, ни в психологии. Правда, в некоторых отраслях знаний иногда неправильно подменяют словом "информация" совсем другое понятие - "данные".
 
Ю.А.Шрейдер (1967) пытался исправить хотя бы какие-то из недостатков шенноновской теории. Он обоснованно учитывал, что потребитель информации воспринимает лишь часть принятого сообщения, и ввёл понятие тезауруса потребителя. Однако разработать непротиворечивую количественную теорию информации не удалось и Шрейдеру. Информация – цельная грань человеческой психики, которую невозможно разделить на элементы и количественно измерить.
Рубрики:  память

Метки:  

ВЕРА

Среда, 26 Ноября 2014 г. 06:13 + в цитатник

 

Несмотря на логическую и причинно-следственную упорядоченность воспоминаний в декларативной памяти, в ней очень многое основывается на вере. Ещё при зарождении этого вида памяти между третьим и четвёртым годами жизни ребёнка основные запоминаемые абстрактные понятия (“пять минут”, “вчера”, “когда” и т.п.) воспринимаются лишь из привычки подражать и верить взрослым.
5704248_vera (700x488, 90Kb)
Впоследствии многие детские воспоминания обрастают логическими объяснениями, но значительная их часть так и остаётся необоснованной. Даже те сведения, которые поступали человеку совместно с логическими объяснениями и доказательствами, с годами чаще всего переходят в сферу веры (“Я верю, что это можно доказать, но не помню как”). Ч.Пирс построил целую философскую систему на своём убеждении, что познание состоит в замене сомнений верой. В английском языке слово вера не носит религиозного характера. Гипертрофированное представление о роли веры выразил А. Антвейлер (1961) в виде специального "закона примата веры над знанием: нет утверждения, для которого не могут найтись основания; и нет возражения, которое через различение не может утратить свою силу."
 
Подверженность бездумной вере – это естественное свойство человека разумного. Оно происходит от бессознательного инстинкта подражать "своим". Если бы люди критически осмысливали всю поступающую в память информацию, то не смогли бы освоить тот огромный багаж знаний, который необходим для жизни и познания природы. М.Монтень (1580) заметил своеобразный парадокс:"Люди ничему не верят так твёрдо, как тому, о чём они меньше всего знают". Подобная дилетантская вера может быть как непреодолимым барьером на пути к научному творчеству ("этого не может быть, потому что этого не может быть никогда"), так и основой продуктивной энергии заблуждения, помогающей учёному преодолевать косность своего мышления.

Парадоксом человеческого сознания является то, что неверие – один из сильнейших вариантов веры. Рассказывают, что когда Стефенсон запускал свой паровоз, одна из присутствующих на зрелище дам твердила:

 
  • Не пойдёт!

А когда паровоз пошёл, она закричала:

 
  • Не остановится!

 

Эту ситуацию напоминает современное состояние проблемы продольных электромагнитных волн. Давно уже теоретически определено, как их излучать и принимать. Выяснены их достоинства для радиосвязи, намечены пути преодоления очень больших технологических трудностей, которые будут возникать в процессе создания радиостанций. В 1991 г. наш институт разослал в профильные институты отчёт по НИР "Эфир" (ВНТЦ, 1990, №ГР 01910008626), через год в общедоступном физическом журнале была опубликована статья Хворостенко Н.П. "Продольные электромагнитные волны" (Изв.вузов.Физика, 1992, №3

https://yadi.sk/i/TlStL9WQeAe6Z

); во многих институтах (например, ФИ РАН, ИОФ РАН, МИ РАН, ИЗМИР РАН, МИФИ) я выступал на семинарах либо беседовал в узком кругу ведущих специалистов. Ни одной ошибки либо недоказанного предположения никем обнаружено не было, но неверие большинства собеседников мало отличалось от "Не пойдёт!" стефенсоновской дамы, было столь же необоснованным:"Мы не верим, что такие волны реально существуют",

 
Бессознательные животные, не обладающие декларативной памятью, ничего не приемлют “на веру” или на "неверие" и не пользуются искусственными причинно-следственными моделями. В натуральной памяти взаимосвязь объектов и явлений запоминается во всей своей естественной целостности и не расчленяется на отдельные элементы и события. По этой причине у бессознательных животных никогда не бывает религиозных верований. Американские клерикалы приучили слепоглухую Лауру Бриджмен произносить заученные молитвы, но она так и осталась примитивным неверующим животным. Её молитвы основывались на животном инстинкте подражания, а не на вере в бога. Истинная религиозность и бездумная вера во что-то нелепое возможна лишь у сознательных существ.
Рубрики:  память

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

ОБРАБОТКА ДАННЫХ, ХРАНЯЩИХСЯ В ПАМЯТИ

Вторник, 25 Ноября 2014 г. 12:38 + в цитатник
И.Земан (1966) сформулировал широко распространённое мнение, будто в долговременной декларативной памяти человека информация не просто хранится, а обрабатывается, из неё, мол, постепенно устраняется бесполезная информация. В натуральной памяти и вообще в нервной системе бессознательной сферы человека перестройка и обработка данных действительно происходят:”Нервная система, оставаясь под порогом сознания, находится всё время в оживлённой деятельности... , закреплённые в ней следы перестраиваются, увязываются, растут, складываются в новые комбинации”(А.А.Ухтомский). Однако сознательная декларативная память человека организована по другим принципам, Она сама по себе не содержит механизма обработки хранящейся информации, которая может перерабатываться лишь внешним по отношению к ней сознанием.
 
Те воспоминания, которыми человек многократно пользуется (выводит из памяти в сознание и осмысливает), обладают свойством “обновления”, а фактически их искажения. Когда он активирует определённое воспоминание в декларативной памяти, то вспоминает его не всё, а лишь необходимую для данного контекста часть. В попавшем в сознание воспоминании человек домысливает недостающие детали, инстинктивно приглаживает и приукрашивает его и в новом виде отправляет обратно в память. Дальше вступает в силу механизм так называемой интерференции воспоминаний: старое замещается его обновлённым вариантом. Именно этот феномен экспериментально исследовал Ф.Бартлетт. Вряд ли старое воспоминание при этом полностью стирается из декларативной памяти. Скорее всего интерференция заключается в том, что обновлённое воспоминание блокирует ассоциативный механизм припоминания старого воспоминания, как бы “перехватывает” его на себя. Бывает, что человек специальными мнемоническими приёмами борется с подобными эффектами. Например, он сознательно запоминает: год назад произошло такое-то событие, но сегодня я рассказал о нём собеседнику совсем по-другому. В этом случае оба события запоминаются раздельно без взаимной интерференции.
 
Регулярно вспоминаемые и “обновляемые” воспоминания декларативной памяти человека постепенно приобретают такой вид, который психологически комфортнее для него лично, Это и порождает иллюзию обработки воспоминаний непосредственно в памяти, Наоборот, в первоначальном виде декларативная память сохраняет те воспоминания, которые человек ни разу не вспоминал и о которых ни разу никому не рассказывал. Правда, в этом случае значительно затрудняется припоминание, что привело многих к ошибочному представлению о самопроизвольном устранении бесполезной информации. Редко используемая информация не обязательно бесполезна.
Продуктивная обработка информации декларативной памяти осуществляется только сознательным мышлением. Узнав новые факты или ознакомившись с новыми аргументами, человек по ассоциации извлекает необходимые воспоминания, обдумывает совместно с новыми данными и запоминает результат обдумывания. Старое воспоминание при этом полностью блокируется. В натуральной памяти отсутствуют отдельные воспоминания (энграммы), поэтому здесь происходит перестройка всего массива данных.
 
В 1900-х гг. М.Конвей предложил новую концепцию автобиографической памяти, основанную на принципах соответствия и когерентности. Когда мы восстанавливаем воспоминание, оно должно отражать наш реальный опыт - это принцип соответствия. С другой стороны, по принципу когерентности оно должно быть в согласии с нами (нынешними), с нашим видением самих себя. В норме автобиографические воспоминания хорошо сбалансированы и вносят свой вклад в наше комфортное самоощущение. Идея о том, что автобиографические воспоминания не просто сложены в памяти, а представляют собой умственные построения, стала довольно популярной потому что каждый может наблюдать её проявления в себе самом.
Рубрики:  память

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

ИНФОРМАЦИЯ

Понедельник, 24 Ноября 2014 г. 06:03 + в цитатник

 

Многие психологи полагают, что при обработке информации в человеческом мышлении её количество убывает. Фактически их рассуждения сводятся к бездоказательному утверждению, будто бесконечный ряд Лейбница, описывающий число p, содержит меньше информации, чем само число. Здесь происходит подмена понятия "количество информации" понятиями "количество цифр", "количество знаков". Такую же подмену совершил К.Шеннон (1949) в своей теории. В первом переводе её на русский язык (1953) термин "информация" был заменён термином "данные", поскольку Шеннон устранил в своей теории семантические аспекты.
 
После него эта тенденция в различных модификациях получила широкое распространение в научных кругах теоретиков. Чаще всего вместо шенноновского количества коррелированных знаков пытаются применять количество чего-нибудь аналогичного. Бернард (1951) безуспешно пытался определить количество информации как меру "трудности математической проблемы"; А.А.Харкевич (1960) считал, что количественная ценность информации может измеряться через приращение вероятности достижения цели после получения сообщения, а Е.К.Войшвилло связывал ценность информации с количеством обусловленных ею следствий.

 

Все попытки подобного рода оказались безуспешными и сейчас прекратились, т.к. выяснилось, что бОльшая часть информации не используется человеком ни для достижения каких-либо целей, ни для получения каких-то следствий. В современном языке термин информация употребляется весьма часто в разных смыслах, а иногда и вообще всуе - безо всякого смысла. Особенно бессмысленно выглядит модное словосочетание "информационные (софт) технологии (хард)".Полувековая история попыток расширить бытовое представление о слове информация и найти её строгое объективное определение наглядно показала, что она не поддаётся количественному и даже качественному измерению. Информация - это идеальное явление внутреннего субъективного мира человека. Наиболее однозначное и соответствующее лингвистическому значению этого слова (изложение, разъяснение, сообщение)

5704248_informaciya (466x700, 28Kb)

определение сформулировал в 1964 г. известный конструктор ЭВМ Ю.Я.Базилевский. После незначительного осовременивания его определение формулируется так:

информация - это содержательный результат сознательного словесного истолкования, даваемого субъектом сигналам, которые он воспринимает от объекта.

Под истолкованием (интерпретацией) гносеологи чаще всего понимают "совокупность правил соотнесения символов синтаксической системы формализованного языка с внешнесистемными объектами - объектами изучения" (А.З.Панкратов, 1967). Некорректность такого понимания сущности процесса истолкования поступающих в сознание данных порождается верой учёного в реальное существование "объектов изучения". На самом деле человек изучает не придуманные "объекты", а целостную безраздельную природу. Это единственный реально существующий объект изучения, который рациональное мышление вынужденно расчленяет на модели отдельных "предметов" и заменяет свой объект изучения весьма ограниченным набором идеализированных моделей.

 

Процесс истолкования начинается в момент соприкосновения бытия, воспринимаемого человеком через вещественные рецепторы, и мышления. Завершается он встраиванием новой информации во взаимосогласованный её массив, накопленный человеком за жизнь в его декларативной памяти. Информация становится информацией в процессе такого истолкования, усвоения человеческим сознанием. Размещённые на различных вещественных носителях тексты, таблицы, речи - это всего лишь информационные продукты, специально сформированные в виде, удобном для восприятия человеком. Информацией они становятся лишь тогда, когда кем-то истолкованы и запомнены.

 

Поль Вейс (1960) описал наглядный образ накопления информации, понимаемой в духе Базилевского:"Знания растут как организм, причём информация играет роль пищи, которую нужно усвоить, а не просто проглотить". Содержащийся в декларативной памяти нематериальный организм атеисты называют душой. Если вещественное тело человека строится по генетической программе из пищи, воздуха и воды, то душа - из нематериальной информации. В этом смысл метафоры: информация - пища души. Такая пища может быть как питательной, так и пустой (эрзац-информация) и даже ядовитой (ложная информация). Экспериментально доказано, что как тело умирает при отсутствии органической пищи, так и душа умирает, если её лишить доступа к внешним источникам информации либо если её насыщать исключительно эрзац-информацией.

Рубрики:  память

Метки:  

МЕХАНИЗМЫ ЗАБЫВАНИЯ, ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ ВОСПОМИНАНИЙ

Воскресенье, 23 Ноября 2014 г. 07:55 + в цитатник
Механизмы стирания воспоминаний из декларативной памяти кардинально отличаются от стирания записей в магнитной и в других технических видах памяти. Человеку, взамен стираемого, а фактически вытесняемого или блокируемого, воспоминания, обязательно нужно навязать замещающее воспоминание, похожее на первое. Это так называемый феномен интерференции воспоминаний, который в начале ХХ века тщательно исследовал кембриджский психолог Ф.Бартлетт. Он показывал испытуемому необычный рисунок и просил по памяти воспроизвести его. Потом предлагал повторить то же самое (уже без рисунка) спустя несколько дней, потом - ещё через неделю, и так несколько раз. Оказалось. что каждое следующее изображение несколько отличалось от предыдущего, а последнее практически во всех экспериментах было совершенно не похоже на оригинал. Первое воспоминание о рисунке, в основном верное, оказалось полностью вытесненным вторичными воспоминаниями. Так всегда бывает при попытках "освежить" свои воспоминания без использования вещественных их вариантов - писем, фотографий. Неизвестно, стирается ли старое воспоминание с тахионной материи, но в процессе всех попыток припоминания оно полностью заменяется новым, "перезаписывается".

5704248_zabil (700x469, 159Kb)

Механизм интерференции воспоминаний до сих пор остаётся невыясненным. Сейчас, в двухтысячных годах, в лаборатории нейробиологии РАМН под руководством К.В.Анохина ведутся эксперименты по исследованию результатов различных воздействий на активированные воспоминания. К сожалению, Анохин не пользуется моделью интерференции воспоминаний и не знает о наличии у человека двух совершенно разных видов памяти - натуральной и декларативной. По этой причине исследования его лаборатории лишь случайно могут выйти на продуктивное направление.

 

Таким образом, в памяти человека вместо технического стирания воспоминаний применяется метод их блокирования временно или навсегда. Для защиты психики человека от травмирующих её тяжёлых воспоминаний они бессознательно блокируются в декларативной памяти. Но бывает, что в этих же целях неприятное воспоминание блокируется ещё на предварительной стадии в оперативной памяти, чтобы оно вообще не попало в память декларативную. Существует ли подобный механизм входного контроля в натуральной памяти, пока не известно. Судя по успехам психоанализа в натуральную память попадают неприятные воспоминания, отторгнутые сознанием.

 

Рубрики:  память

Метки:  

НУЖНА ЛИ ЧЕЛОВЕКУ ХОРОШАЯ ПАМЯТЬ

Суббота, 22 Ноября 2014 г. 06:36 + в цитатник

 

Хотя у части учащихся средних школ и у студентов иногда наблюдается своеобразный феномен "пресыщенности знаниями", предел вместимости декларативной памяти ни у одного человека не обнаружен. Никто никогда не сталкивался с такой ситуацией, когда долговременная память была бы настолько загружена, что человек не способен воспринимать новые порции информации. Наоборот, замечено, что память лучше у тех, кто вынужден больше запоминать. Особенно это важно в детском возрасте, т.к. у детей неиспользуемые нейроны отмирают. Впрочем, и у пожилых людей возрастное отмирание нейронов резко ускоряется в случае уменьшения интеллектуальной нагрузки.

 

Перед тем, как попасть в долговременную декларативную память, запоминаемые данные вначале поступают в так называемую оперативную память, ёмкость которой невелика. Долгое время считалось справедливым правило Д.И.Миллера (1956) "семь плюс-минус два": человек, якобы, может одномоментно запомнить в этой памяти от пяти до девяти элементов. Впоследствии эксперименты многих исследователей показали, что это правило не столь уж строгое. Исследования советских психологов показали, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 6-9 букв, 3 предмета. В опытах с запоминанием человеком 6-7-ми элементов было замечено явление реминисценции, которое выражалось в том, что спустя некоторое время испытуемый вспоминал больше элементов, чем сразу после демонстрации. Психологи объясняют этот феномен тем, что после паузы тормозящее влияние соседних элементов ослабевает.

 

Иногда среди людей встречаются поразительные уникумы. Например, Сенека мог повторить в том же порядке 2000 отдельных не связанных смыслом слов, услышанных один раз. Неисчерпаемым объёмом памяти обладали многие великие люди - Наполеон, Лобачевский, Курчатов, Горький и другие. Феноменальной памятью обладал Ким Пик, который знал наизусть 9 тысяч книг и мог дословно вспоминать их с любого места. Подобные способности людей крайне редки и мало исследованы. Часть из них обладали эйдетической памятью, наподобие памяти С.В.Шерешевского. Не исключено, что все люди потенциально обладают способностями к весьма ёмкой памяти, но эволюция зачем-то заблокировала эти их способности. В пользу этого предположения говорит тот факт, что большинство людей в детстве обладают эйдетической памятью, но постепенно теряют её по мере взросления. Скорее всего, природа в ходе эволюции "заметила", что ёмкая натуральная память мешает творческому мышлению людей и нашла способ её блокирования.

 

Но не исключено, что эйдетическую память взрослого человека каким-то образом блокирует современное образование детей в школах. У взрослых представителей первобытных племён Австралии наличие эйдетической памяти было обычным \явлением. Например, туземцы Квинсленда безошибочно повторяли раз услышанный цикл песен, длящийся более пяти ночей. Это была слуховая эйдетическая память.

 

Декларативная память лишь косвенно, в качестве хранилища исходных данных, участвует в научном творчестве. Ф.Бэкон, мечтавший на основе индуктивного метода разработать методы автоматического научного творчества, рассматривал в "Новом Орегоне" приёмы установления в декларативной памяти человека воспоминаний в удобный порядок (пренотация). Хотя он и не знал ничего о целостных свойствах натуральной памяти, разумно добавил к декларативному логическому порядку эмблему, которая сводит чувственное содержание к мысленным образам, т.е. фактически к интуиции.

 

Самонаблюдения и опыт совместной работы с несколькими поколениями коллег и учеников показывают, что мнемонические крайности противопоказаны научному творчеству. Как переполненная упорядоченными данными декларативная память эрудита тяжёлыми веригами сковывает полёт его творческой мысли, так и бедность содержания памяти верхогляда ограничивает широту его кругозора.

 

РОЛЬ ВРЕМЕНИ В ДЕКЛАРАТИВНОЙ ПАМЯТИ

Известно, что процесс выздоровления при ретроградной амнезии является процессом "растормаживания" линейной последовательности памяти, постепенно, начиная с самого далёкого прошлого и кончая воспоминаниями о недавних событиях. Однако часто бывает трудно вызвать из памяти именно старые воспоминания. Скорее всего это объясняется малым количеством сохранившихся ассоциативных связей с настоящим.

 

Привязка воспоминаний декларативной памяти к временной последовательности запоминаемых событий носит в определённой степени абсолютный характер. При ретроградной амнезии в неизвестном пока механизме припоминания блокируются не отдельные воспоминания, а воспоминания о целом периоде жизни человека, обычно непосредственно предшествовавшем травме, вызвавшей амнезию. Когда у Н.М. были удалены оба гиппокампа, у него исчезла не только способность запоминать в декларативной памяти новую информацию, но и возможность припомнить что-либо из событий за три года до операции. В.Рассел и П.Натан (1946) подчёркивали, что последовательность восстановления памяти не зависит от важности событий. Так, один больной забыл о своей свадьбе, но точно вспомнил банальную газетную статью, прочитанную неделями раньше. Восстанавливается декларативная память не в порядке важности и эмоциональной насыщенности событий, но только в порядке их следования.

Рубрики:  память

Метки:  

МНЕМОНИКА, ПОВТОРЕНИЕ НЕ ВСЕГДА "МАТЬ УЧЕНЬЯ"

Пятница, 21 Ноября 2014 г. 06:18 + в цитатник
Человек запоминает в декларативной памяти только ту словесную информацию, которую он "проговаривает" во внутренней речи. Убедительным доказательством этого обстоятельства является акустический характер ошибок припоминания: при ошибочном воспоминании воспроизводятся сходные с истинными буквы, сходные по звучанию, а не по написанию. Внутренняя речь человека практически не исследована учёными. Самонаблюдения показывают, что она часто больше отличается от внешней речи, чем её стенографическая запись условными знаками.

 

Л.С.Выготский показал, что поначалу маленький ребёнок думает вслух, а затем постепенно приучается произносить те же речи про себя. По мере взросления каждый человек, особенно из тех, которым приходится много и быстро думать, вырабатывает свой собственный сокращённый язык внутренней речи, своеобразное стеноречие. Обычно оно не замечается человеком, а просто используется "по факту". С течением времени этот индивидуальный язык изменяется. В нём используются как привычные полуслова и полуфразы, так и какие-то неотчётливые комбинации словесных знаков с активируемыми по ассоциации воспоминаниями натуральной памяти. Но, как показал экспериментально А.Н.Соколов, в осмысливании новых трудных проблем человек всегда пользуется полной внутренней речью.

 

Внутренняя речь накладывает весьма существенный отпечаток на характер припоминаний в декларативной памяти. Школьные учителя утверждают:"Повторенье - мать ученья"; но они правы лишь с точки зрения своих задач - дословного запоминания выучиваемых текстов, так называемой "зубрёжки". А вот американский психолог Н.С.Сатерленд (1968) в общем случае был неправ, когда утверждал практически то же самое:"Материал, чтобы он мог сохраниться в памяти, следует время от времени освежать повторением". Речь у него шла не о запоминании школьного стишка, который при повторении можно заново перечитать, а о повторении бытовых воспоминаний или профессиональных данных, которые при повторении не с чем сравнить, кроме воспоминаний о них.

 

В этом случае повторение может только повредить достоверности запоминаемого. Вспоминая внутренней речью старые события и данные, человек всегда вспоминает их нечётко, не полностью и уже в сознании домысливает недостающие детали. Порой воспоминание бессознательно приукрашивается, чтобы было приятнее вспоминать. Такое домысленное и приукрашенное воспоминание снова попадает в договременную память и блокирует собой первое, самое достоверное воспоминание. Чем больше человек будет "освежать" (по Сатерленду) воспоминание, тем меньше оно будет отражать то, что происходило в прошлом. Это убедительно показал в начале ХХ века Ф.Бартлетт специально проведенными экспериментами.

5704248_vspominaet (568x457, 43Kb)

 

Рубрики:  память

Метки:  

МНЕМОНИКА, РЕЧЕВОЙ ХАРАКТЕР ПРИПОМИНАНИЯ В ДЕКЛАРАТИВНОЙ ПАМЯТИ

Четверг, 20 Ноября 2014 г. 12:48 + в цитатник

 

П.Линдсей и Д.Норман (1974), основываясь на преимущественно речевом характере информации, запоминаемой в декларативной памяти человека, рекомендовали всю запоминаемую информацию перекодировать в речевую форму. В этой рекомендации, в общем-то оправданной и полезной, не учтено, что речевой вид данных - это обеднённый их вид. Психолог Ф.Бартлетт экспериментально показал, что в декларативную память попадает лишь некоторая основа воспринимаемого.

Речь характерна тем, что она позволила человеку приобрести сознание после сформирования у него декларативной памяти. Внутренняя речь управляет этой памятью, помогает размещать в ней информацию в виде логически связанной системы данных и позволяет по необходимости извлекать те воспоминания, которые требуются сознанию. В экспериментах П.Б.Невельского (1965) показано большое значение группировки материала для эффективного запоминания и припоминания в этой памяти. Выяснилось, что при оптимальном группировании число элементов в группах должно быть приблизительно равным числу групп. С этой особенностью человеческой памяти как-то связан характер упрощения запоминаемых речевых моделей действительности. Обычно человеку удаётся в достаточной для практических нужд степени скомпенсировать обеднённость речевых моделей запоминаемого связыванием их в единый комплекс с оптическими и звуковыми образами. Правда, все запоминаемые в декларативной памяти образы тоже в определённой степени схематизированы.

Рубрики:  память

Метки:  

ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА И ПАМЯТЬ ЭВМ

Среда, 19 Ноября 2014 г. 06:14 + в цитатник
По лёгкости и скорости появления из памяти в сознании необходимых слов, данных и образов видно, что человеческая память организована по совсем другим принципам, чем мы привыкли её организовывать в своих хранилищах информационных продуктов - в книгах,
5704248_bymajnaya_pamyat (673x345, 94Kb)
конспектах, слайдах, ЭВМ. Память ЭВМ - лишь жалкая пародия на память человека, в которой явно нет последовательно расположенных различных частей информации - строк, страниц, файлов, папок. Принципиальная невозможность моделировать на ЭВМ ум человека навсегда лишает их возможности самостоятельно формировать в своей памяти конспекты информационных продуктов.

5704248_konspekti (700x525, 191Kb)

Легко заметить, что мы опознаём знакомую обстановку или лицо со скоростью, исключающую "сканирование по файлам". Впечатление такое, будто неосознаваемый механизм управления памятью видит сразу всю хранящуюся в ней информацию и мгновенно находит необходимое. К.Прибрам (1974) отмечал у памяти человека "способность "адресовать" прямо к содержанию информации безотносительно к её локализации, которая столь легко достигается при голографическом процессе". В так организованной памяти если и возникают трудности с каким-то воспоминанием, то вовсе не потому, что оно располагалось в далёких частях памяти. В.Хёрст показал, что при амнезии восстановление памяти зависит от воли больного и от его желания находить способы облегчить вспоминание. Фактически все затруднения с припоминанием связаны с тем, что память не может догадаться, что именно мы хотим вспомнить.

 

Память человека, в отличие от безошибочной памяти ЭВМ, постоянно ошибается, и людям приходится пользоваться массой приёмов для уменьшения ошибок и "забывчивости". С другой стороны, на протяжении нашей жизни каждая молекула мозга многократно заменяется, аксоны нейронов отмирают и не всегда новые возникают на том же самом месте, тем не менее память сохраняет большинство своих воспоминаний. Любая техническая память ЭВМ перестанет существовать, если её детали подвергнуть такой массовой замене. Это объясняется тем, что в ЭВМ элементы памяти вещественные, а память человека, скорее всего, основана на невещественной материи жизни (предположительно тахионной материи), на функционирование которой замена вещественных молекул тела не влияет.

 

Голографический характер запоминания данных в невещественной материи обеспечивает целостный характер припоминания. К сожалению, эта особенность человеческой памяти экспериментально почти не исследуется. Наоборот, в психологии широко применяется методика С.Стернберга (1969), основанная на предположении о том, что, пытаясь что-то вспомнить, человек сканирует некоторый массив воспоминаний, хотя многое говорит о целостном характере припоминания, исключающем последовательное сканирование по ячейкам памяти.

Рубрики:  память

Метки:  

ОСОБЕННОСТИ ПРИПОМИНАНИЯ В ДЕКЛАРАТИВНОЙ ПАМЯТИ

Вторник, 18 Ноября 2014 г. 06:02 + в цитатник

 

Декларативная память, хотя и является порождением (и причиной) сознания человека, основана на том же бессознательном механизме памяти, который достался ему в наследство от бессознательных предков. Процесс припоминания в ней совершенно ненаблюдаем и плохо поддаётся сознательному управлению. Вспоминаемая "лошадиная фамилия" будто сама по себе вскакивает в наше сознание. Каждый человек опытным путём находит свой личный набор приёмов ("мнемонических правил"), облегчающих припоминание нужных данных. Неправы те нейрофизиологи, которые без каких-либо оснований полагают, что гиппокампальный комплекс по своим функциям подобен каталогу хорошо организованной библиотеки, который указывает, где хранится нужная книга. Исследования Лэшли убедительно показали, что в мозгу нет "места", где хранится нужное воспоминание.

 

Тульвинг (1970) подразделял декларативную память на два вида - на "эпизодическую" и на "семантическую". Эпизодическая память по Тульвингу - это автобиографическая форма запоминания в виде последовательности событий, характерная только для человека. К семантической памяти он отнёс любые знания чего-либо без конкретного вспоминания ситуации, в которой получены эти данные. Тем самым Тульвинг напрасно отнёс к одному и тому же виду памяти как хранящиеся в натуральной памяти человека данные об автоматическом жизненном опыте (динамический стереотип), так и хранящуюся в декларативной памяти информацию о теореме Пифагора, обстоятельства изучения которой человек не может вспомнить. Декларативная память отличается от натуральной не содержанием, а именно декларативностью, способностью к произвольному припоминанию

 

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

 

Специалисты по чтению топографических карт и дешифрованию аэрофотоснимков установили, что у опытного дешифровщика функционируют два различных вида представлений: 1) образы реальной местности; 2) условно схематизированные, уменьшенные образы местности. Они заметно отличаются одно от другого. Здесь косвенно проявляют себя оба вида памяти человека - натуральная образная и декларативная логическая, причём отличить их участие в формировании двух представлений дешифровщика невозможно. В ЭВМ тоже нетрудно заложить образную и дискретно-логическую памяти, но необходимой цельности обработки данных в вещественных устройствах реализовать не удастся. Один шахматист писал:"Я не могу сказать, были ли шахматные доски, употреблявшиеся на турнире в Дрездене, из дерева или картона, но я могу наизусть воспроизвести все партии, которые я там играл". Это типичный пример логической памяти, легко реализуемой на ЭВМ.

 

И.Хофман (1986) на основании экспериментов пришел к выводу, что наглядная информация хранится в декларативной памяти "в форме семантических репрезентаций, т.е. в форме дискретных признаков, которые отображают образные свойства через их топологические свойства". Причём, у специалистов "образные представления не хранятся в памяти в декларативной форме, а создаются на период решения текущей задачи".

Рубрики:  память

Метки:  

НАТУРАЛЬНАЯ И ДЕКЛАРАТИВНАЯ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА

Понедельник, 17 Ноября 2014 г. 12:45 + в цитатник
А.Паивно в 1970-х гг. заново переоткрыл двухэтажную память человека, ранее описанную Л.С.Выготским. Вернее, двухэтажность памяти человека открыл ещё в 19-м веке С.С.Корсаков, изучая больных, потерявших декларативную память (синдром Корсакова). Эту память Паивно называл вербальной, а натуральную - образной. Предложенная им сравнительно простая модель двух видов памяти оказала большое влияние на развитие экспериментальных исследований памяти и вызвала бурную дискуссию (1973 - 1979). К сожалению, никто из дискуссантов не связал "образную" память Паивно с натуральной памятью Выготского, но зато было выявлено то, что было неизвестно в первой трети ХХ века. Была доказана автономность натуральной и декларативной памяти. В экспериментах вербальная стимуляция активировала декларативную память, а невербальная стимуляция - натуральную.

 

Организованы памяти человека по-разному.. В натуральной памяти у него, как и у всех животных, воспоминания "свалены в общую кучу", из которой необходимое в данной жизненной ситуации воспоминание неведомым нам образом извлекается по ассоциативному принципу узнавания. Автор гипотезы голографической памяти К.Прибрам называл этот вид ассоциации ассоциацией по содержанию. Незнание венгерским математиком Д. Пойа этой особенности натуральной памяти, основной памяти научного творчества человека, явилось причиной его рекомендаций основывать творческую деятельность на свойствах декларативной памяти:"...невозможно пункт за пунктом обозреть все имеющиеся у нас знания и воскресить в памяти весь наш прошлый опыт... Нам приходится себя ограничивать, выбирать такие пункты, которые имеют больше шансов оказаться полезными". В натуральной памяти данные не расчленены на отдельные воспоминания ("пункты" в терминологии Пойа), интуиция "видит" их сразу все и активирует для сознания наиболее нужное в решении данной проблемы.

 

В декларативной памяти воспоминания структурированы по времени, пространству, причинно-следственным связям и по другим кодовым признакам, позволяющим при необходимости их активировать и продекларировать (вслух или про себя). Человек при желании может вспомнить, что он ел вчера на ужин, либо как выглядит соседняя комната. В натуральной памяти такое управление воспоминаниями невозможно. Встретив человека, лицо которого вам знакомо, вы иногда не можете вспомнить, кто он такой. Узнаёт лицо натуральная память, опознаёт - декларативная.

 

Животное и человек в своих бессознательных автоматических поступках обычно не вспоминают образы и былые события, а вспоминают те действия, которые они совершали ранее в подобных ситуациях ("интерпретация действием"). Интересные данные о работе натуральной памяти дают исследования людей, ослепших во взрослом возрасте. Они в течение продолжительного времени сохраняют зрительную память о предметах, виденных в прошлом. Характерно, что если их слепые глаза направлены на интересующий предмет, то это способствует возникновению в сознании его яркого образа. Если ослепшего заставить на ходу закрыть глаза, то он теряет направление движения и сворачивает с правильной дороги. Это означает, что натуральная память содержит не только воспоминания, но и активирует движения в соответствии с этими воспоминаниями. Может быть поэтому её теперь стали называть процедурной памятью.

 

Д.Юм пытался применить к психологии памяти дискретные методы физики, в частности он искал аналогию между воспоминаниями и законом всемирного притяжения. Безуспешность его попытки объясняется неучётом целостности процессов, происходящих в натуральной памяти. Первые планомерные исследования этой памяти провёл в 1957 г. Р.Шепард ("Память на узнавание слов, предложений и фотографий"). В 1973 г. канадский психолог Л.Стэнлдинг, сумевший организовать чистые эксперименты по исследованию натуральной памяти человека, с удивлением обнаружил её практически неограниченную ёмкость. Он довёл число предъявляемых испытуемым слайдов до десяти тысяч, но через два дня они почти безошибочно узнавали их в значительно более широком массиве других слайдов. Его предшественникам не удавалось выявить этот феномен потому, что они заставляли испытуемых называть вспоминаемый объект и, тем самым, подменяли натуральную память на узнавание совсем другой по своей природе и по возможностям декларативной памятью на названия. Приходится сожалеть, что сейчас её стали называть процедурной памятью, которая является лишь частью открытой Л.С.Выготским врождённой целостной памяти человека.Ведь в натуральной памяти хранятся не только программы действий (процедур), но весь опыт наблюдений организма за окружающим миром, своеобразное целостное знание о нём.

 

Повреждение гиппокампа головного мозга человека приводит к невозможности запоминать новые данные в декларативной памяти при ненарушенной натуральной памяти. Такие больные могут достаточно хорошо усваивать новые умения, в том числе новые языки, иметь высокий IQ. В то же время они не помнят последовательности событий, не ориентируются во времени, не могут составить планы на будущее.

 

Одно из отличий животной натуральной памяти от декларативной памяти человека выявил голландский психолог Ф.Бойтендайк в своих попытках выработать у высокоорганизованных животных условный рефлекс на понятие "следующий". В сериях опытов он каждый раз прятал приманку под "следующей" баночкой по сравнению с предыдущим опытом. Животное неизменно бежало к предыдущей баночке. несмотря на стопроцентную безуспешность своих попыток. Эти эксперименты подтвердили, что для выработки понятия "следующий" обязательно нужно обладать декларативной памятью, способной по воле субъекта, а не по ассоциации, активировать воспоминания о всей последовательности предыдущих опытов. Натуральная память не способна так оперировать содержащимися в ней воспоминаниями. Они в ней вообще не подразделяются по времени и пространству.

 

Животные и человек с выключенным сознанием живут "здесь и сейчас". В научной литературе описывали больного синдромом Корсакова - любителя решать кроссворды, который через 5 минут после того, как убрали газету с решённым кроссвордом, с увлечением принимался решать тот же кроссворд в другом экземпляре газеты. Только декларативная память человека, желающего быть человеком, а не "потребителем жизни", даёт ему возможность по своему желанию активировать воспоминания о том, что было в другие времена и в других местах, сопоставлять воспоминания и делать логические выводы. Эксперименты по методике Бойтендайка показали, что дети только с 3,3 - 4-х лет приобретают работоспособную декларативную память. До этого они пользуются исключительно натуральной памятью и являются говорящими животными, живущими "здесь и сейчас".

 

Рубрики:  память

Метки:  

ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА

Воскресенье, 16 Ноября 2014 г. 05:55 + в цитатник

 

Известный исследователь памяти человека У.Джемс в 1905 г. писал:"Запоминание означает способность к припоминанию и больше ничего. Единственным указанием на существование в данном случае запоминания есть наличность припоминания. Тайна хорошей памяти есть искусство образовывать многочисленные и разнообразные ассоциации... Рациональный метод запоминания есть не что иное, как логический анализ воспринимаемых явлений". Размышления Джемса посвящены лишь одному из имеющихся у человека видов памяти - так называемой декларативной памяти. Ею обладает только человек, который и человеком-то стал после приобретения уникальной способности к произвольному припоминанию прошлого. Этот вид памяти получил своё название из-за способности её обладателя произвольно рассказать (продекларировать) вслух или про себя, что именно он вспомнил.

 

Как любой живой организм, человек обладает целым набором других видов памяти. Это, прежде всего, свойственная всей живой материи генетическая память, сохраняющая программу построения и функционирорвания зарождающегося нового организма. Накапливаемые жизненные знания и умения животные и человек запоминают в натуральной памяти - основной памяти приспособительной жизнедеятельности организма. В этой же памяти люди могут иногда запоминать и невербальные культурологические данные. В.А.Моцарт рассказывал:"Я могу увидеть всё произведение единым взором в уме, как будто это прекрасная картина... , таким образом я слышу его в своём воображении вовсе не как последовательность, но как бы всё сразу". Приобретённые за жизнь двигательные навыки организма запоминаются в его процедурной памяти. Практически все функциональные системы обладают своей специфической памятью.

 

Увлечение Джемса исключительно декларативным видом памяти объясняется тем, что в его время была мода на бихевиоризм, в соответствии с положениями которого учёные стремились исследовать лишь внешне наблюдаемое поведение человека. Этот подход не учитывал, что на осознаваемом уровне отражается небольшая часть работы нервной системы. Специалисты по "искусственному интеллекту" до сих пор ищут внешние проявления сознания, чтобы смоделировать его на ЭВМ. Недавно наибольшие надежды возлагались на нейродинамику Ф.Розенблатта, сейчас - на некий "коннекционизм". Однако сознание - чисто внутреннее явление, и исследовать его нужно с учётом внутренних процессов в психике человека. Последователи Розенблатта разрабатывают в основном "познающие системы", которые накапливают данные о предыдущем опыте вещественного автомата для оптимизации его реакций на ограниченный набор внешних воздействий. Такими свойствами обладают как технические устройства, так и живые организмы, находящиеся на довольно низком уровне развития. Но даже самые высокоорганизованные животные - шимпанзе - не обладают и не могут обладать сознанием. В 1890 г. У.Джемс одним из первых определил личность как взаимодействие психики с собственным прошлым.

 

Это становится возможным лишь тогда, когда воспитатели сформируют у ребёнка особый вид памяти - память декларативную, в которой он накапливает свой осознанный жизненный опыт. Что именно следует запоминать в декларативной памяти, решает сознание человека. Оно же решает, какое именно событие следует вспомнить в данный момент, вывести в сознание. Человек проанализирует ("обдумает") это воспоминание и возвратит в изменённом виде обратно в декларативную память. При этом, как правило, происходит так называемая интерференция воспоминаний: старое воспоминание блокируется и его место в памяти занимает новое "воспоминание". Фактически теперь в памяти находится не воспоминание о ранее произошедшем событии, а воспоминание о воспоминании, о последней его обработке в сознании. Внешне такая работа сознания никак себя не проявляет, поэтому она не замечалась бихевиористами.

Рубрики:  память

Метки:  

IV. ПАМЯТЬ

Воскресенье, 16 Ноября 2014 г. 05:48 + в цитатник

5704248_pamyat (525x700, 268Kb)

Рубрики:  память

Метки:  

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Суббота, 15 Ноября 2014 г. 05:37 + в цитатник

(Человек в животном)

 

Мы не стали бы людьми, не заложи в нас природа инстинкта любознательности, извечную страсть выяснять, как устроен мир.
5704248_luboznatelnost (700x437, 44Kb)
Природа была к нам благосклонна (не исключено, что она это сделала не случайно), сохранив любознательность во взрослом возрасте, у некоторых – до глубокой старости, чего нет у бессознательных животных. У них познавательная любознательность обычно с возрастом угасает и имеет совсем другой характер, чем у людей. Даже если бы шимпанзе обладали собственной речью, между любознательным шимпанзёнком и его папой не мог состояться диалог, вроде того, что мы с 3,5-летним сыном вели в 1968 году:
- Пап, а на Луне песок есть?
- Есть.
- А кто его туда привозит? Машинов там нету, а ракеты возят токо космовакстов.
Интерес к ненужным в личной и стайной жизни вещам присущ только человеку. Чаще всего, с возрастом он угасает, однако французский математик А.Пуанкаре (1905) не зря писал:”Но если иные боятся науки, то главным образом потому, что она не может дать нам счастья... Но можем ли мы жалеть о том земном рае, где звероподобный человек был поистине бессмертен, потому что он не знал, что должен умереть?”. Человек, чем больше будет становиться человеком, тем меньше согласится на что-либо иное, кроме неистребимого стремления к бескорыстному знанию.
5704248_luboznatelnost (393x700, 237Kb)
Пуанкаре самой своей жизнью и научной работой опроверг учение своего американского современника Ч.Пирса, родоначальника прагматизма, который умудрился не заметить в человеке врождённого инстинкта любознательности и считал, что любой человек стремится избавиться от неприятного ощущения сомнения и достигнуть приятного и спокойного состояния веры (в английском языке слово belief не имеет религиозного оттенка, в русском языке этот смысл передаётся словами "полагать", "быть убеждённым"). По мнению Пирса и других прагматиков, единственная функция мысли состоит в том. чтобы достигнуть устойчивого верования, после чего деятельность мышления прекращается.
 
Природа человека формирует его судьбу, а судьба, в свою очередь, формирует его природу. Поэтому для того, чтобы каждый мог реализоваться как человек, т.е. как познающая личность, общество обязано обеспечить ему условия для раскрытия его интеллектуальных способностей. Большинство людей на Земле познавательной деятельностью не занимаются, хотя врождённый инстинкт любознательности им тоже присущ. Это видно из того, что практически всем людям знакома эмоция скуки,
5704248_lubopitno (613x615, 119Kb)
являющаяся главным стимулом к познанию, но, чтобы не утруждать голову мышлением, многие заменяют интерес к природе интересом к личной жизни знаменитостей.
 
Западные “права человека”, декларирующие необходимость обеспечения людям прав на удовлетворение индивидуальных и стайных животных потребностей, могут и должны гарантироваться лишь в той мере, в какой они не затрудняют развития в человеке его истинно человеческого свойства – стремления к познанию природы. Ж.Ламетри (1745) подчёркивал, как важно воспитывать в человеке человека:"Очень немногие (признаюсь в этом не без боли) выходят за пределы чувственного мира, потому что в нём находят все блага, все телесные наслаждения". Стремление к телесным наслаждениям мало годится даже в качестве косвенного стимула к научной работе. Социологические исследования показывают, что научный поиск наиболее успешен, когда он стимулируется собственной любознательностью учёных, а не их стремлением к материальным благам, к наживе.
Рубрики:  Человек в животном

Метки:  

“ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ” РУССКИХ ПОСТМОДЕРНИСТОВ

Пятница, 14 Ноября 2014 г. 06:00 + в цитатник

(Человек в животном)

 

Жизнеспособность коллективного сообщества – народа – обеспечивается врождённым инстинктом всех без исключения людей делить остальных на “своих” и “чужих”: своя семья, своё племя, свой народ, свои цсковцы, но “они” - Капулетти, американцы, спартаковцы. Бывшие советские выкресты, неофиты постмодернизма сейчас пытаются “отменить” национальности и даже успели исключить графу “национальность” из паспортов России. Так, некий А.Никонов (2005) выдвинул демократический лозунг:”Национальность – чума ХХ1 века”. В его представлении СВОЙ “ не имеет национальности. Он носит интернациональный пиджак, сидит в офисе с евроремонтом, передвигается на автомобиле производства международного концерна и ест интернациональные котлеты с гарниром из генетически модифицированной сои... , не ненавидит геев”.
 
Такая благостная картинка возникла в замусоренном мозгу Никонова не сама по себе, а навязана рефлексивным управлением западных идеологов-глобалистов. Поэтому немногочисленных педерастов он действительно терпит, зато лютой ненавистью ненавидит миллиарды, как он в своих книгах называет, “деревенских”, “провинциалов”, “затхлых носителей славянства”, “густопсовых патриотов”, “вечно упёртых стариков-сталинистов” и прочих “ходящих по улицам зомби с сумеречным сознанием”. Фактически он ненавидит всех людей, не желающих или не имеющих возможности жить по понравившемуся ему шаблону. Личное “сумеречное сознание” Никонова не позволило ему заметить, что один из забивших его голову “общечеловеческими” лозунгами гордится тем, что он француз и предпочитает сое улиток, а второй доволен своим итальянским происхождением и предпочитает макароны. Только жалкая кучка совершенно деклассированных "интеллектуалов" типа Никонова ненавидят породивший их народ.
Казус Никонова лишний раз доказывает, что стайный инстинкт “свой-чужой” не может быть выключен даже самым изощрённым воспитанием, а при попытках отменить его юридически неизбежно возникают опасные для судьбы человечества злокачественные формы человеконенавистничества.
 
Лучше замкнуть неустранимые стайные инстинкты в рамки неантагонистических народов, чем позволить им бесконтрольно воздействовать на другие социальные сферы. И.В.Сталин (1948) писал:”Советские люди считают, что каждая нация... имеет свои качественные особенности, свою специфику... Эти особенности являются тем вкладом, который вносит каждая нация в общую сокровищницу мировой культуры, и дополняет её, обогащает её”. Никоновский же мир “общечеловеков” основан на непримиримом антагонизме горожан и деревенских, столичных и провинциалов, офисных и рабочих, автомобилистов и пешеходов.
Рубрики:  Человек в животном

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

НАРОД

Четверг, 13 Ноября 2014 г. 06:11 + в цитатник

(Человек в животном)

 

Не только каждый психически здоровый человек обладает самосознанием, но и всё нынешнее зрелое человечество осознаёт себя особым явлением, отличным от остального материального мира. Точно так же, каждый народ только тогда становится народом, а не населением, когда у него появляется коллективное самосознание, когда он начинает считать себя отличным от других народов, когда он начинает любить себя. Если для возникновения индивидуального сознания человека требуется, чтобы у него появилась декларативная память, обеспечивающая у него ощущение непрерывности своего существования, то для возникновения народного самосознания требуется существование признаваемой всеми в народе истории народа, не обязательно записанной на бумаге. Наиболее полно определение народа сформулировал И.В.Сталин:"Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, истории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры".

 

В формировании представлений человека о своём народе решающее значение имеет его врождённый стайный инстинкт подразделять всех людей на "своих" и "чужих". Эти понятия у людей конкретизируются в ходе совместной жизни. Когда к Москве приближалось многочисленное войско Мамая, Дмитрий Донской обратился ко всем русским князьям, непрестанно воевавшим друг с другом, с предложением совместными усилиями свергнуть монголо-татарское иго. На Куликово поле пришли дружины московские, тверские, рязанские. Домой возвращались - русские. И наоборот: весной 1991 г. советский народ на всеобщем референдуме высказался за своё самосохранение, а в конце того же года безоговорочно распался на отдельные нации. Это было следствие поддатливости сознательного мышления человека внешнй манипуляции.

5704248_DELENIE_NARODA_NEW (293x169, 40Kb)

Бессознательные животные и дети руководствуются инстинктом "свой - чужой", основываясь на генетической памяти и на навыках, приобретённый в процессе созревания в среде "своих";

5704248_Rydyakov_rodnya_0001 (700x432, 135Kb)

а взрослому человеку легко словесной пропагандой внушить любые представления о "своих" и "чужих".

 

Сопоставляя текущие свои мироощущения с перипетиями исторической жизни народа, с его упованиями и разочарованиями, достижениями и неудачами, человек приобретает ощущение своего существования как частицы народа и понимание непрерывности существования своего народа до себя и после себя. Вместе с осознанием своего "Я" у него обычно возникает ощущение нашего "Мы". В грамматике это местоимение считается множественным числом местоимения "Я". С психологической точки зрения множественного "Я" не бывает. "Я" всегда индивидуально, и социальный человек ощущает "Мы" как "Я" плюс множество родственных "Ты".

 

Формирование в нём образа "Мы-народ" - это весьма длительный и не всегда успешный процесс. Сначала мама поёт ребёнку народные колыбельные песни, учит народному языку, рассказывает народные сказки, прививает народные традиции и обычаи. Семья и "улица"воспитывают в нём представителя именно данного народа. Ж.Ламетри (1747) отмечал, что воспитание "одно лишь в состоянии доставить нам чувства и счастье, противоположные тем, которые мы имели бы без него". Затем ребёнок в школе усваивает фактологию и идеологический дух истории своего народа, приучается гордиться его историей. В течение взрослой жизни человек врастает в жизнь своего народа, в его историю. Публичная история любого народа - это его декларативная память (вместе с обычаями, языком и культурой), поэтому она так же субъективна, как и память каждого человека. Бывает, что внутренние и внешние манипуляторы навязывают людям стремление узнать свою "объективную историю", узнать как всё было "на самом деле". Объективной истории не бывает, поэтому процесс "исправления" истории всегда превращается в замену её другой, ещё более тенденциозной историей. Это обычно убивает народ, что и произошло с советским народом.

Чувство единения каждого человека со своим народом поэтично описал В.И. Вернадский (1888):"То, что выработано народной жизнью, несомненно, является сильным, прекрасным, могучим, властным, сросшимся со всем существом моим."

Смертная душа народа столь же реальна в своей нематериальной сущности, как и душа каждого человека, но люди даже самого крепко спаянного народа - это разные индивидуальности, разные грани единого целого. Подобные грани есть в душе каждого человека. В любом из нас сосуществуют по крайней мере три ипостаси. Во-первых, это животное со своими чувствами, потребностями, инстинктами, стремлениями. Во-вторых, это словесно-логическое самосознание левого полушария головного мозга. В-третьих, это целостно-образное самоощущение правого полушария. Ипостаси спорят и борются внутри нас, и тем не менее каждый здоровый человек совершенно однозначно осознаёт себя единой сущностью в трёх и более лицах. Точно так же и народ, если он народ, обладает самосознанием единой многогранной сущности, состоящей из множества индивидуальностей, часто воюющих между собой, но всё равно наших, обладающих общей жизнью и историей.

Рубрики:  Человек в животном

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ

Среда, 12 Ноября 2014 г. 06:20 + в цитатник

(Человек в животном)

Порождённые западным протестантизмом лозунги о “правах человека” и о приоритете индивидуального над общественным затормаживают развитие человечества. На самом деле человек (если он человек!) никогда не может быть полностью самостоятельным, независимым от общества людей. Он и человеком-то становится только потому, что другие люди не позволили ему остаться животным. Любой “маугли”, выросший вне общества людей, независимо от них, неизбежно обречён оставаться бессознательным существом, бегающим на четвереньках и нечленораздельно мычащим.
5704248_formirovane_cheloveka (700x525, 217Kb)
Сознание воспитывают в ребёнке мать, семья, племя. Подавляющая часть информации, получаемой им от окружающих долго остаётся неосмысленной. Ребёнок не может понять вред микробов, поэтому моет руки перед едой лишь для того чтобы не раздражать взрослых. Он приучается подчиняться многим неосмысленным нормам. Но эти нормы являются элементами коллективного сознания конкретного общества. Сознание семьи всегда содержит больше осмысленной информации, чем сознание любого члена семьи. Сознание народа всегда информированнее сознания семей. Индивидуальное сознание основывается на личной декларативной памяти человека. Коллективное сознание народа основывается на его идеологизированной истории, культуре, обычаях, передаваемым по разным каналам из поколения в поколение.
 
По мере развития человека его душа накапливает всё больше своей и личной, и коллективной информации. Подавляющая часть её получена от общества, является для человека индивидуально неосмысленной, воспринятой “на веру”. Профессионал в какой-то области знаний и умений накапливает самостоятельно добываемую информацию и передаёт её другим людям. Каждое общество, каждый народ непрерывно накапливают информацию и обычаи, которые впитываются и дополняются последующими поколениями. Так растёт коллективное сознание каждого народа и всего человечества.

 

Рубрики:  Человек в животном

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в Хворостенко
Страницы: 11 ... 7 6 [5] 4 3 ..
.. 1 Календарь