-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Нина_Толстая

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Моя_кулинарная_книга Интересно_об_АВТО Camelot_Club Только_для_женщин Прогулки_по_планете Тереза_Тенг
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.01.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 14867


Над вечным покоем

Суббота, 03 Сентября 2016 г. 12:24 + в цитатник
Это цитата сообщения Грелен [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Андрей Кончаловский - Исаак Левитан "Над вечным покоем"

«… Про знаменитую картину Левитана «Над вечным покоем» даже и говорить страшно. Это какая-то пучина спокойствия, неземного, нечеловеческого спокойствия. Горизонт захватывает дух — так он необъятно велик. Безмятежное небо распростерлось над небольшим тускло-зеленым бугорком земли, над сельским кладбищем — таким крошечным, таким ничтожным перед лицом этой бесстрастно раскинувшейся природы, что сама смерть кажется здесь фальшивой и незначительной. Её поглотила эта спокойная ширь.

Здесь, перед молчаливым покоем вечной природы, — глуп, и ничтожен, и мал человек со всеми его страданиями, криками и проклятиями. И, несмотря на это, — эта природа послужила тому же человеку, чтобы рабски передать те страдания, крики и проклятия, которые теснятся в человеческой груди. Это двойное отношение Левитана к природе — отношение раба и господина — и являлось, по-моему, причиной того скорбного, бесконечно грустного безысходного покоя, которым проникнута каждая черточка его произведений.

Вдумчивое очарование грусти — нежная мелодия сумеречных переживаний, робкая жажда счастья, вечности и жизни — вот в чем обаяние левитановской поэзии, вот в чем смысл её могущества над современным русским человеком, только что пережившим все ужасы безнадежной чеховщины…

… Называя Левитана пейзажистом, все мы говорим неправду.

Пейзаж — это вода, деревья, небо, море. У прежних художников была одна задача: получше передать на полотне все эти вещи. Для Левитана же все они являются только предлогом, только формой, только оболочкой его чувств. Главное для него — эти чувства, а окружающий мир был только показателем их — не больше. И поэтому, отойдя от Левитановой картины, можно сейчас же забыть все, что изображено на ней, все: и деревья, и воду, и небо, и море — в душе сохранится только то чувство, которому они послужили, которое сумели они передать вам."
14184568_1432885766726174_6698739472318067334_n (480x344, 24Kb)



Серия сообщений "живопись":
живопись

Часть 1 - Ах, эти краски, эти звуки!
Часть 2 - Николай Александрович Пьянков "Масляная пастель"
...
Часть 16 - Иван Николаевич Крамской о своей картине "Христос в пустыне"
Часть 17 - Гравюра единой чертой
Часть 18 - Андрей Кончаловский - Исаак Левитан "Над вечным покоем"


Рубрики:  ХУДОЖНИКИ - РУ

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Вечерняя Москва

Суббота, 03 Сентября 2016 г. 12:17 + в цитатник
Это цитата сообщения Prometheus [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Прогулка по вечерней Москве

IMG_0768 (700x525, 98Kb)

IMG_0759 (525x700, 121Kb)

IMG_0801 (700x525, 102Kb)

IMG_0799 (525x700, 134Kb)

IMG_0774 (700x525, 152Kb)

IMG_0778 (525x700, 134Kb)

IMG_0781 (525x700, 95Kb)

IMG_0750 (525x700, 84Kb)

IMG_0766 (700x525, 104Kb)

IMG_0753 (700x525, 94Kb)

IMG_0715 (525x700, 74Kb)

IMG_0743 (525x700, 95Kb)

IMG_0775 (525x700, 124Kb)

IMG_0765 (525x700, 89Kb)

IMG_0795 (525x700, 97Kb)

IMG_0729 (525x700, 69Kb)

IMG_0790 (525x700, 61Kb)
Рубрики:  ГОРОДА И СТРАНЫ 2

Метки:  

Евгений Леонов

Суббота, 03 Сентября 2016 г. 12:01 + в цитатник
Это цитата сообщения Юрий-Киев [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

День рождения Евгения Леонова.

Вчера был день рождения одного из моих любимейших артистов, Евгения Павловича Леонова.

Великий русский актер Евгений Леонов прожил обидно мало - всего 67 лет. И умер, как говорят, вместе с отечественным кинематографом.   Вечная память.

Зрители его обожали. Его образ вызывал не просто симпатию, а умиление. Фигура, как у плюшевого медвежонка, добродушное лицо, неповторимая интонация. Но то, что умиляло других, самому Леонову приносило немало мучений. За улыбкой артист всегда скрывал одиночество, комплексы, сомнения и страхи.
Его боготворили, а он был недоволен собой и своими ролями. Он хотел, чтобы близкие его жалели и любили. При этом ему всегда казалось, что он не достоин любви.

Сегодня день рождения Евгения Леонова. Фотографии и факты из жизни история, факты

Читать далее...
Рубрики:  ЖЗЛ

Метки:  

Василий Верещагин

Суббота, 03 Сентября 2016 г. 11:30 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Василии Верещагин 1842-1904





Анатолий Анатольевич Сергеев
Русские живописцы


Василии Верещагин
1842-1904


Каждый, кто хоть однажды видел картину «Апофеоз войны», наверняка запомнит ее на всю жизнь.

Груда черепов – почти правильной формы «пирамида» ужаса. Подобные «пирамиды» из голов убитых людей в древности выкладывали по приказу завоевателя Тамерлана.

Нам, живущим совсем в другое время, едва ли не каждый день приходится слышать о войнах, происходящих в мире. То тут, то там пылают факелы сражений…

Художник еще в конце XIX века пытался предостеречь человечество, заставить его содрогнуться от ужаса, созерцая эти страшные атрибуты войны.

Эта картина – призыв беречь уникальность, неповторимость каждой человеческой жизни. Удалось ж ему убедить человечество?

Верещагин родился в семье помещика, и никто не предполагал, что он станет знаменитым художником. В восемь лет Василий был отправлен в царскосельский Малолетний корпус, затем переведен в Петербургский морской корпус.

Родители были довольны – сына ждала карьера морского офицера.


Image Hosted by PiXS.ru
«Апофеоз войны» 1871г.
Холст, масло 127 х 197
Государственная Третьяковская галерея Москва
Читать далее...
Рубрики:  ЖЗЛ

Метки:  

Верещагин В.В.

Суббота, 03 Сентября 2016 г. 11:11 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Верещагин Василий Васильевич.




Верещагин Василий Васильевич.



«Портрет бачи»
1867г.
Холст, масло. 27 x 20.5 см
Государственная Третьяковская галерея

Читать далее...
Рубрики:  ХУДОЖНИКИ - РУ

Метки:  

Как Ильф и Петров путешествовали по Америке

Пятница, 02 Сентября 2016 г. 19:36 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как авторы «Двенадцати стульев» Ильф и Петров путешествовали по Америке




Как авторы «Двенадцати стульев»
Ильф и Петров
путешествовали по Америке



Покупка нового «форда», две недели в Голливуде, сценарий «12 стульев» по заказу трехкратного обладателя «Оскара» режиссера Льюиса Майлстоуна и другие увлекательные подробности путешествия в Америку советских писателей Ильфа и Петрова.



Купленный в кредит в Нью-Йорке «форд»,
на котором писатели объехали всю Америку.
Фотография Ильи Ильфа.
Российский государственный архив литературы и искусства


19 сентября 1935 года Илья Ильф и Евгений Петров в качестве корреспондентов газеты «Правда» отправились в четырехмесячное путешествие по Америке.
Читать далее...
Рубрики:  ЛЮДИ

Метки:  

Валентин Гафт

Пятница, 02 Сентября 2016 г. 18:51 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Валентин Гафт: «Я поле, минами обложенное…»




Валентин Гафт:
«Я поле, минами обложенное…»



Больше всего тех людей, которые знают Валентина Гафта как замечательного актёра. Чуть меньше — тех, кто знает его еще и как талантливого автора множества эпиграмм.

А ещё у Валентина Гафта есть стихи, которые известны совсем немногим.
Но прочитав их, люди говорят: «А я и не знал, что Гафт — Поэт...»


Мосты

Я строю мысленно мосты,
Их измерения просты,
Я строю их из пустоты,
Чтобы идти туда, где Ты.

Мостами землю перекрыв,
Я так Тебя и не нашел,
Открыл глаза, а там... обрыв,
Мой путь закончен, я — пришел.


Читать далее...
Рубрики:  ПОЭЗИЯ - 2

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Суламифь Мессерер

Четверг, 01 Сентября 2016 г. 22:21 + в цитатник
Это цитата сообщения Томаовсянка [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Ко дню рождения Суламифь Мессерер (1908-2004)
 


Яркая жизнь Суламифи Мессерер поражает своей насыщенностью и экспрессией. Балерина состоялась в профессии, смогла реализовать свой талант в педагогической сфере, оказала влияние на мировой балет и при этом жила с невероятной страстью и вдохновением. Если бывают примеры полной жизни, то ярким образцом является Мессерер Суламифь, биография которой полна взлетов, драматизма и больших достижений.

Читать далее...
Рубрики:  ЖЗЛ

Метки:  

Художник Дима Дмитриев

Четверг, 01 Сентября 2016 г. 21:47 + в цитатник
Это цитата сообщения O_sebe_Mol4u [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Прощаясь с летом / Дима Дмитриев

Dima Dmitriev
2000.jpg
>>>>>>>>>
Рубрики:  ХУДОЖНИКИ

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Михаил Васильевич Нестеров Воспоминания о Левитане

Четверг, 01 Сентября 2016 г. 10:22 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Михаил Васильевич Нестеров Воспоминания о Левитане (отрывки из книги «ДАВНИЕ ДНИ»)




Памяти замечательного русского художника,
выдающегося мастера лирического пейзажа
Исаака Ильича Левитана

Михаил Васильевич Нестеров
Воспоминания о Левитане
(отрывки из книги «ДАВНИЕ ДНИ»)



Image Hosted by PiXS.ru
Левитан Исаак Ильич
Автопортрет


…Была весна нашей жизни, мне было шестнадцать, Левитану семнадцать лет. Московская школа живописи переживала лучшую свою пору.

Яркая, страстная личность Перова налагала свой резкий отпечаток на жизнь нашей школы, ее пульс бился ускоренно. В те годы в школе вместе с Перовым работали большие дарования. В числе наших учителей был знаменитый рисовальщик Евграф Сорокин…

В фигурном классе был Прянишников, в пейзажной мастерской Саврасов и др. Тогда у Перова зародилась мысль об ученической выставке, а в Петербурге Крамской и еще полные сил передвижники призывали художников послужить родному искусству.

Я узнал Левитана юношей, каким тогда был и сам. На редкость красивый, изящный мальчик-еврей был похож на тех мальчиков итальянцев, кои, бывало, с алым цветком в кудрявых волосах встречали форестьери на старой Санта Лючия Неаполя или на площадях Флоренции, где-нибудь у Санта Мария Новелла.
Читать далее...
Рубрики:  ЖЗЛ

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

«Наши лучшие слова — интонации» М.Цветаева

Четверг, 01 Сентября 2016 г. 10:10 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

«Наши лучшие слова — интонации»




«Наши лучшие слова — интонации»


31 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством (повесилась) Марина Цветаева — русская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших поэтов XX века.

Она оставила три предсмертные записки: «эвакуированным», Асеевым и сыну. Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился, её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону (сыну Цветаевой).




Записка сыну:

Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.
Читать далее...
Рубрики:  ЖЗЛ

Метки:  

«Нужно жить, не опуская глаз»: стихи и графика Юлии Хазиной

Среда, 31 Августа 2016 г. 20:54 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

«Нужно жить, не опуская глаз»: стихи и графика Юлии Хазиной




«Нужно жить, не опуская глаз»:
стихи и графика Юлии Хазиной


Архитектор по образованию, художник по призванию, дизайнер уникальных вещей — это ещё не все таланты Юлии Хазиной.

Она занималась компьютерной графикой и успела поработать в анимационной студии. А когда-то — продавала словари в переходе и рисунки в зоопарке.

«Чертовски приятно, выходя из дома, сдвинуть на лоб розовые очки лишь для того, чтобы взглянуть на небо — и, улыбнувшись ему, нацепить их обратно на нос», — говорит о себе Юлия.

Судя по всему, розовые очки здорово ей помогают — её стихи трогательны и щемящи, а остроумная графика неожиданно живая и эмоциональная.

В эту подборку включены черно-белые рисунки и стихи художницы только на женскую тему.



Деловая женщина

Пусть беда свои глаза отводит,
И в глухом бессилии уходит,
Как волна уходит всякий раз...

Никогда не думать о плохом,
Счастья нет без привкуса полыни,
И когда-то, и потом, и ныне —
Это не считается грехом.


Читать далее...
Рубрики:  ПОЭЗИЯ - 2

Метки:  

Новая публикация в интернет-журнале "Эрфольг"

Среда, 31 Августа 2016 г. 20:30 + в цитатник
Это цитата сообщения Наталия_Кравченко [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Новая публикация в интернет-журнале "Эрфольг"

 

 

4514961_Head1 (389x80, 12Kb)

 

 

http://www.erfolg.ru/hall/n_kravchenko-4.htm

Рубрики:  НАТАЛИЯ КРАВЧЕНКО

Метки:  

Нэнси Уэйк

Среда, 31 Августа 2016 г. 20:06 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мини-открытка<



Герой дня: Нэнси Уэйк



Нэнси Уэйк спасла от смерти тысячи людей. Она была легендарной разведчицей, возглавляла расстрельный список гестапо, в котором значилась под прозвищем Белая мышь.

Еще ее называли Грейс Августа Уэйк и Мадам Андре. За ее голову назначили награду в 5 млн франков. Но Нэнси Уэйк была неуловимой. Она прожила 98 лет и умерла совсем недавно, в августе 2011. Почти накануне 99-го дня рождения.
Читать далее...
Рубрики:  ЛЮДИ

Метки:  

Мини-открытка

Среда, 31 Августа 2016 г. 19:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мини-открытка




Самый лучший день - это сегодня!


Image Hosted by PiXS.ru
Мини-открытка."Котенок".
Худ.Л.Манилова,"Изобразительное искусство",1989г.,т.2,9 млн.,ц.3 к.


Мини-открытка
Рубрики:  ХУДОЖНИКИ - РУ

Метки:  

Сергей Прокудин-Горский: пионер цветной фотографии

Среда, 31 Августа 2016 г. 19:43 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сергей Прокудин-Горский: пионер цветной фотографии




Сергей Прокудин-Горский:
пионер цветной фотографии

Фотолетопись дореволюционной России в галерее diletant.media



30 августа 1863 года родился Сергей Прокудин-Горский — самый известный российский фотограф XX столетия. Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть на пленку быт и культуру всей Российской империи, от Балтийского моря до Тихого океана.

Эту идею поддержал Николай II, выделив Прокудину-Горскому все необходимое для фотографического документирования. Последний совершил поездку в Туркестан, на Соловецкие острова, а также снимал места, связанные с Наполеоновской кампанией в России.
Читать далее...
Рубрики:  ФОТО

Метки:  

Soviet Art

Среда, 31 Августа 2016 г. 19:38 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Soviet Art




Soviet Art



Yuri Vnodchenko: Stage Arrangement (1956)


Image Hosted by PiXS.ru
Petr Ivanovich Kotov: Washing Day (1934)


Soviet Art
Рубрики:  ХУДОЖНИКИ - РУ

Метки:  

Осень, я люблю тебя

Среда, 31 Августа 2016 г. 19:32 + в цитатник
Это цитата сообщения Ada_Peters [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Осень, я люблю тебя




Осень, я люблю тебя








Читать далее...
Рубрики:  ЮМОР

Метки:  

Марина Цветаева - день памяти

Среда, 31 Августа 2016 г. 15:55 + в цитатник
Это цитата сообщения Наталия_Кравченко [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

«Мир — это стены. Выход — топор»

Начало здесь

 

31 августа 1941 года повесилась Марина Цветаева. 

 

4514961_zastavka_2 (251x201, 6Kb)

 

 

Ты была буревестной и горевестной,
Обезуме-безудержной и неуместной.
Твои песни и плачи росли не из сора –
Из вселенского хаоса, моря, простора!

 

В эмпиреях парящей, палящей, природной,
Просторечьем речей – плоть от плоти народной,
Ты в отечестве, не признававшем пророка,
Обитала отшельницей, подданной рока.

 

Ты писала отчаянно и бесполезно
По любимому адресу: в прорву и бездну.
Я люблю твою душу, души в ней не чаю.
Я сквозь годы сквозь слёзы тебе отвечаю.

 

4514961_Cvet__s_tazom (469x700, 231Kb)

 

Поэт не вмещается в прокрустово ложе земного существования. Марине Цветаевой было тесно в телесной оболочке. «В теле – как в трюме, в себе – как в тюрьме». И – совсем ясно: «Мир – это стены. Выход – топор». «Жизнь и смерть давно беру в кавычки, как заведомо пустые сплёты». И – как итог всего – «Поэма Воздуха», в которой она попыталась прикоснуться к потустороннему миру, передать ощущение от полёта в Ничто (в смерть).

 

4514961_5439923 (200x319, 29Kb)

 

Она пишет её в 1927 году, в 35 лет. Поэму, которую можно было бы назвать поэмой удушья, самоубийства. Это вопль одиночества и безутешности, исторгнутый из души, которой нечем больше дышать.
В ней Цветаева как бы репетирует свою смерть.

 

4514961_KOPIYa_LETYaShEI (339x468, 30Kb)

 

Поводом к написанию поэмы послужило следующее событие. 21 — 22 мая 1927 года американский лётчик Чарльз Линдберг впервые совершил беспосадочный перелёт через Атлантический океан. Шесть тысяч километров он преодолел за тридцать три с половиной часа, достигнув по тем временам сенсационного рекорда.

 

Твердь, стелись под лодкою
Леткою — утла!
Но — сплошное лёгкое —
Сам — зачем петля


Мёртвая? Полощется…
Плещется… И вот —
Не жалейте лётчика!
Тут-то и полёт!


Не рядите в саваны
Косточки его.
Курс воздухоплаванья
Смерть, и ничего


Нового в ней. (Розысков
Дичь… Щепы?.. Винты?..)
Ахиллесы воздуха
— Все! — хотя б и ты,


Не дышите славою,
Воздухом низов.
Курс воздухоплаванья
Смерть, где всё с азов,
За́ново…

 

4514961_byket_na_fone_neba (638x362, 27Kb)


Это потрясающее прозрение о всемогуществе духа, победившего плоть. Это самая отвлечённая и трудная для восприятия поэма Цветаевой. Ахматова назвала её «заумью». Она кажется закодированной, зашифрованной. Её фабула – цепь последовательных переходов из одного состояния, которое может испытать умирающий, – в другое, показ, что может чувствовать задыхающийся в петле человек. Каждый этап, пройденный умираюшим, описан подробно, почти физиологично.
«Поэма воздуха» – это своеобразный философский трактат о посмертном блуждании духа, вобравший в себя отдельные элементы различных идеалистических систем, из Канта, В.Соловьёва, Шопенгауэра. И всё же модель мира, представленная здесь Цветаевой, – её сугубо индивидуальная поэтическая гипотеза.

В её понимании мир разделён на земной, плотский и мир занебесный, мир идеального несуществования, свободный от любой тяжести, в том числе и от тяжести души, ибо душа, по Цветаевой, есть вместилище чувств и желаний, связанных с землёй и плотью. Там же – мир чистой мысли, почти безжизненное отвлечённое пространство некоего мирового стерильно чистого разума.

 

Слава тебе, допустившему бреши:
Больше не вешу.
Слава тебе, обвалившему крышу:
Больше не слышу.


Солнцепричастная, больше не щурюсь
Дух: не дышу уж!
Твёрдое тело есть мёртвое тело:
Оттяготела.


Легче, легче лодок
На слюде прибрежий.
О, как воздух лёгок:
Реже — реже — реже…

 

4514961_lico_iz_oblakov (350x256, 24Kb)

 

За несколько месяцев до «Поэмы Воздуха» те же темы смерти-несмерти и вознесения являлись в поэме на смерть Рильке "Новогоднее"  (там "нет ни жизни, нет ни смерти: третье, / Новое", здесь - "смерть, и ничего / Смертного в ней")
 Её манила эта тайна, неуловимая грань, отделявшая небытиё от бытия. У неё всю жизнь был роман со смертью, с небытиём, с запредельностью. Рано или поздно она должна была уйти. Вопрос был только в сроках.
В январе 1925 года, с нетерпением ожидая рождения горячо желанного сына, она пишет стихи о... смерти:


...Расковывает
смерть – узы мои! До скорого ведь?
Предсмертного ложа свадебного
последнее перетрагиванье.

 

4514961_0_69c8d_26a128a9_L (419x500, 70Kb)


Марина Цветаева, великий поэт, была создана природой словно бы из иного вещества: всем организмом, всем своим человеческим естеством она тянулась прочь от земных измерений в миры иные, о существовании которых знала непреложно. («Верующая? Нет. Знающая из опыта»). С ранних лет она знала и чувствовала то, чего не могли чувствовать и знать другие. Знала, что поэты – пророки, что стихи сбываются, и ещё в ранних стихах предрекала судьбу Мандельштама, Сергея Эфрона, не говоря уже о своей собственной. Это тайновидение с годами усиливалось, и существовать в общепринятом «мире мер» становилось всё труднее.

 

4514961_Marina_Cvetaeva (700x496, 344Kb)


Что же это было? Вероятно, страдание живого существа, лишённого своей стихии: человеку не дано постичь мучения пойманной птицы, загнанного зверя, это страдание, непостижимое для окружающих. Разумеется, страдание не было единственным чувством, цветаевских чувств и страстей, её феноменальной энергии хватило бы на многих и многих. Однако трагизм мироощущения поэта идёт именно от этих, не поддающихся рассудку мук.
Мятущемуся естеству Цветаевой было тяжко, душно в телесной оболочке. «Из тела вон хочу» – это не литература, это состояние. Что ей было делать «с этой безмерностью в мире мер»? Её страшный быт и высокомерное бытие, которые всю жизнь противостояли друг другу, 31 августа 1941 года слились воедино.


Уже и не светом,
каким-то свеченьем светясь...
Не в этом, не в этом
ли... И – обрывается связь.

 

4514961_dom_gde_povesilas_cvetaeva (700x505, 53Kb)

 

 

***
Доживать – дожёвывать горькую полынь...
Лучше – след ножовый уж, мертвенная стынь.

 

Нет вопроса вздорного – быть или не быть.
Точит мысль упорная – где бы крюк забить.


Заглянув бестрепетно в прорези зари,
Ты ушла бессмертною, в небо воспарив,


В тишину упавшую строки прохрипя,
удавить не давшая Родине себя.

 

4514961_32361123105511 (480x640, 97Kb)


***

Страна её убивала.
Затягивала петлю,
Скамью из-под ног выбивала.
Никто не сказал: «люблю».


Никто не раскрыл объятья,
Никто не расправил крыл.
И розового платья
Никто ей не подарил.


Но силу в себе растила,
Отринув и смерть, и страх.
Страна её не вместила
И вытеснила в астрал.


4514961_strana_vitesnila_C__v_astral (400x300, 25Kb)

 

***


Не чета она роду людскому,
Заскорузлым его племенам,
А небесному или морскому,
Занесённая бурею к нам.


Ни в телесной земной оболочке
Не вмещала просторы свои,
Ни в пределы написанных строчек,
Ни в прокрустово ложе семьи.


Ни приюта себе, ни ночлега,
Ни единства с душою родной.
На шестые сорта человека
Выносило шальною волной.


И не души – а слабые душки
Ей встречались на тропах земных,
Что парили в пространстве воздушном,
Лишь пока она дула на них.


Наступала разлука, разруха,
Неизбежный для смертных предел.
На высоты вселенского духа
Вместе с нею никто не взлетел.

 

4514961_letyashaya (699x520, 118Kb)


***

«Всю жизнь напролёт пролюбила не тех», –
Мне слышится вздох её грешный.
Что делать с тоской безутешных утех,
С сердечной зияющей брешью?


Что делать с расплатой по вечным счетам,
С ознобом нездешнего тела?
Любила не тех, и не так, и не там...
Иначе она не умела.


У гения кодекс иной и устав.
Он золото видит в отбросах.
Любить... Но кого же? – мы спросим, устав.
Пред ней не стояло вопросов.


Ей жар безответный в веках не избыть.
Любой Гулливер с нею – хлюпик.
О, если бы так научиться любить!
С тех пор так никто уж не любит...

 

4514961_cvetaeva_v_plate_y_dereva (485x700, 240Kb)

 

Подробнее — в моей поэме «Марина Цветаева и её адресаты»: http://www.liveinternet.ru/users/4514961/post280191715/

 

в телепередаче о проведённом вечере о ней в библиотеке:



 

31 августа 1941 года Марина Цветаева повесилась в доме, куда вместе с сыном была определена на постой в Елабуге.

 

4514961_Thumbnail (670x501, 270Kb)

 

Оставила три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить («эвакуированным», Асеевым и сыну). Оригинал записки «эвакуированным» не сохранился (был изъят в качестве вещественного доказательства милицией и утерян), её текст известен по списку, который разрешили сделать Георгию Эфрону.
Записка сыну:

 

4514961_pismo_k_siny (699x602, 104Kb)

 

 

"Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик".

 

4514961_Marina_pishet (599x700, 232Kb)

 

Записка Асеевым:

 

 

4514961_pismo_k_Aseevy (700x485, 99Kb)

 

"Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ.
Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!
"

Записка «эвакуированным»:

"Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте".

 

Последний день

                    Знаю, умру на заре! - Ястребиную ночь/
                    Бог не пошлет по мою лебединую душу!


                    ...Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

                     А зато... А зато — Всё.

                                                                       М. Цветаева

 


Нет, не на утренней, не на вечерней заре...
Это случилось меж часом-двумя пополудни.
Все разошлись кто куда. Ни души на дворе.
Ты торопилась — не будет минуты безлюдней.

 

Выход был найден. Скорее же... Нужно спешить...
Скоро с воскресника должен был сын воротиться.
Не поддавались рассудку метанья души -
загнанность зверя, мучения пойманной птицы.

 

Что вспоминала, от нас навсегда уходя?
Пальцы вцепились в виски... Умолкающий Кафка...
Год примерялась к крюкам, но хватило гвоздя
в час, когда смертной тоски затянулась удавка.

 

Нет ни надежд, ни иллюзий — одна пустота.
Выжженный взор прикрывали усталые веки.
«Скоро уеду — куда не скажу». Вот и та
станция, имя которой запомнят навеки.

 

Пряничный город. Бревенчатый домик. Тупик.
Кама, как Чёрная речка, как чёрная яма...
Кто тебе виделся в твой умирающий миг?
Что твои губы шептали: «Любимые»? «Мама»?

 

Было душе твоей тесно в телесном плену.
Но до последней минуты, пока не убита -
жарила рыбу для Мура, глотая вину, -
эту последнюю дань ненавистному быту.

 

«Это не я», - ты писала. «Мурлыга, прости».
Звал за собою в высоты простор  лебединый.
Жизнь, не держи и домой в небеса отпусти!
Быт с бытиём наконец-то слились воедино.

 

Ужаса крик и ликующий радости гимн
перемешались в стихе твоём исповедальном.
Взгляд напоследок вокруг — что оставишь другим?
Что от тебя остаётся и ближним, и дальним?

 

Старый набитый стихами тугой чемодан
и сковородка, где наскоро жарила рыбу.
Пища земная и пища духовная. Дар
сыну прощальный и миру - души своей глыбу.

 

Вот твой, Создатель, билет, получи, распишись!
Волчья страна, где и небо затянуто тиной...
Царство Психеи, душа, занебесная жизнь -
вот твоё Всё, за которое ты заплатила.

 

Прорезь улыбки на белом блаженном лице.
В фартуке синем качается тело у входа.
Ждёт её Комната в потустороннем Дворце,
та, что заказывал Рильке за год до ухода.

 

(из моих стихов, вошедших в лонг-лист международного конкурса "45 калибр")

 

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в Елабуге. Точное расположение её могилы неизвестно. На южной стороне кладбища, у каменной стены, где находится её затерявшееся последнее пристанище, в 1960 году сестра Анастасия Цветаева между четырёх безвестных могил 1941 года установила крест с надписью «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева».

 

4514961_krest_Asi_na_eyo_mogile (250x226, 11Kb)

 

 

В 1970 году на этом месте было сооружено гранитное надгробие. Позднее, будучи уже в возрасте за 90, Анастасия Цветаева стала утверждать, что могила находится на точном месте захоронения сестры и все сомнения являются всего лишь домыслами. С начала 2000-х годов место расположения гранитного надгробия, обрамлённое плиткой и висячими цепями, по решению Союза писателей Татарстана именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой».

 

4514961_mogila_MC_na_Petropavlovskom_kladbishe (552x467, 52Kb)

 

4514961_v_den_pamyati_MC (700x522, 73Kb)

 

4514961_cvetaeva_molodaya_i_staraya (425x270, 22Kb)

Переход на ЖЖ: http://nmkravchenko.livejournal.com/137791.html

Рубрики:  ЖЗЛ
НАТАЛИЯ КРАВЧЕНКО

Метки:  

Убийца комаров

Среда, 31 Августа 2016 г. 12:10 + в цитатник
Это цитата сообщения Листопадова_Ирина [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Убийца комаров

20 августа 1897 года британский врач Рональд Росс обнаружил паразита, вызывающего малярию, в желудке комара-анофелеса. Так было установлено, что для паразита человек – промежуточный хозяин, а конечный – комар, который с тех пор называется малярийным. В этот день началось отступление малярии, которая прежде убивала по несколько миллионов человек в год.

Рональд Росс не собирался быть врачом. Он хотел стать художником. В 14 лет мог за десять минут цветными карандашами так перерисовать картину Рафаэля, что издали было не отличить от оригинала. Но отец, полковник индийской колониальной армии, видел сына только медиком. Старший Росс и сам писал красками, и Байрона всего знал наизусть, только для него это было хобби. Как солдат, он завидовал судьбе военного врача: в штыковую ходить не надо, служба четыре часа в день, остальное время – семья, теннис, крикет, охота. Хорошая воинская пенсия. На это юный Росс спрашивал: «И всё?» А деваться ему было некуда. Отец оплатил учёбу Рональда в колледже при знаменитой лондонской больнице Святого Варфоломея. Свой первый вечер в общежитии молодой Росс прорыдал на кровати.

Его соседями были прекрасные ребята, увлечённые медициной. Лекции читали хирурги, именами которых называются открытые ими болезни и операции – Джеймс Педжет и Уильям Сейвори. Конечно, Рональд не мог этого не оценить. Учился он хорошо, потому что иначе не умел, однако ему казалось, что всё это происходит не с ним. Что вот сейчас проклятая медицина исчезнет как наваждение, и ему откроется настоящее дело жизни. Наверное, он писатель и его призвание – смотреть со стороны и рассказывать.

Рональд стал сочинять стихи. Все как один трагические – о неизбежности конца и тщете всего сущего. Набрасывал планы романов. Когда проходил практику на корабле, возившем в Америку эмигрантов, обдумывал роман «Эмигранты». И так на каждом своём рабочем месте. Но ему был неинтересен внутренний мир другого человека, и романиста из него не вышло. Единственная вещь, которую доктор Росс закончил (а писал 10 лет!), была историческая повесть «Дитя океана», где действие происходило в Вест-Индии XVIII века. Там губернатор ревновал красавицу-жену, их сын потерялся, а отцовство установили по характерной для семьи губернатора анатомической особенности. Не слишком оригинально. Гонорар составил 15 фунтов, что равнялось пятой части месячного жалованья Росса как полкового врача.

Служба бросала его то в Бирму, то на Андаманские острова, то к подножию афганских гор. Везде он охотился, ездил на велосипеде, играл в крикет, периодически записывая новые грустные стихи в блокнот, озаглавленный, конечно же, «В ссылке». И когда Россу исполнилось 35, он спросил себя: «Почему при таких способностях я ничего путного не сделал? Да и доктор я плохой. Вот у меня каждый третий пациент – с малярией, а что я знаю об этой болезни?»

Росс вычитал, что в 1880 году его коллега, французский военный врач Альфонс Лаверан, обнаружил в крови больного трёхдневной лихорадкой артиллериста одноклеточное существо, названное «малярийный плазмодий». К статье прилагались иллюстрации, но Лаверан рисовал так плохо, что по его рисункам Росс не узнал паразита в крови своих больных и подумал, что само открытие – мистификация.

Проводя отпуск 1894 года в Англии, Росс заглянул в альма-матер (больницу Святого Варфоломея), где его заверили, что плазмодий существует, и дали адрес недавно прибывшего из Китая светила тропической медицины Патрика Мэнсона. Тот прославился, когда установил, что слоновую болезнь вызывает червь, попадающий в кровь при укусе комара. Мэнсон показал Россу плазмодий под микроскопом и продемонстрировал в клинике, как паразит исчезает из крови больных, которых лечат хинином. 1 ноября 1894 года, прогуливаясь с Россом под ручку по Оксфорд-стрит, Мэнсон высказал предположение, что малярию тоже переносят комары: «Вот вы, молодой человек, живёте в малярийной стране. Могли бы проверить». Конечно, малярия тогда водилась и на берегах Англии, но Мэнсон в Китае заработал подагру, и был уже не в силах ловить комаров и часами сидеть над микроскопом. Он поделился своей догадкой именно с Россом, поскольку тот, как человек возвышенного образа мыслей, при удаче помянул бы Мэнсона как автора идеи. Другие наверняка приписали бы все лавры себе.
Охваченный энтузиазмом Росс по возвращении в Индию бросился искать малярийных больных. Опыт с виду прост: поймать комара, дать ему укусить человека с лихорадкой, потом вскрыть это насекомое и найти в его кишках паразитов. Нужен только микроскоп.

В реальности каждому из этих действий надо было учиться. Комаров ловят так, чтобы они не получили травм и не умерли в неволе. После первой же охоты Росс отправился на базар, нашёл там несколько человек с лихорадкой и дал каждому по рупии за укус. Пока шли в больницу, где это должно было произойти, пойманные комары передохли. Росс наловил новых, но тем временем больные сбежали вместе с его рупиями.

Далее: испуганный комар не хочет кусаться. Оказалось, надо смочить водой сетку, под которой лежит больной – мокрая тряпка в помещении вызывает у насекомых аппетит. Правда, тут же налетают комары со всей окрестности: вскроешь такого, а он ещё никого не кусал и паразитов внутри него нет. Только через два года до Росса дошло, что лучшая методика укуса – это просто приставить к коже пробирку, в которой сидит комар. По энтомологии Росс ничего не читал, как и его гуру Мэнсон.

По верной догадке Мэнсона, в комарином организме плазмодии должны вести половую жизнь, потому что в крови человека они только делятся. А Росс увидел, что в желудке комара плазмодии не просто не хотят брачных утех, а прямо-таки загибаются. Наш герой не расставался с микроскопом; веки его правого глаза распухли от приникания к окуляру на жаре. Без толку. «Не бросайте это дело, - писал ему Мэнсон, - ищите паразитов, как будто они – чаша Святого Грааля, а вы рыцарь Галахад… Не могут же они залезть в комара просто так, для забавы».
На самом деле плазмодию для размножения нужен не абы какой комар, а именно анофелес. Но этого никто не знал. Внезапно осенью 1896 года Росса оторвали от занятий и направили в Бангалор бороться с эпидемией холеры. Ему поручили организовать вывоз нечистот, кишевших вибрионами. Этой работой занимались парии – отверженные из самой низшей касты индийского общества. Вместе с ними, при свете звёзд в три часа ночи, Росс выходил на санитарную работу, вызвавшую у него прилив вдохновения. Теперь он писал куда лучше, чем в своих романах:

«Вывоз отходов – величайшая работа, за исключением научных открытий, какую может делать человек… Твоё ремесло, Санитар – простое! Ты должен вытереть дочиста эти трущобы, вымести нечистоты и болезни. Ты будешь работать во тьме, пока другие спят. Никто не знает твоего труда, никто не поблагодарит, ты умрёшь забытым. Великие мира сего будут презирать тебя, мешать тебе и даже карать тебя. Надменные правители не удостоят тебя и взглядом, а станут болтать о богах и ценностях, свободах и законах, занимаясь переливанием вина богатства из одного сосуда в другой, то и дело отпивая, а проливая ещё больше! Но ты, Ассенизатор, всегда останешься парией. И всё-таки не переживай; потому что умирающие дети выживут, а эти мерзкие трущобы однажды превратятся в город садов – и всё это сделал ты!»

Услышав такие пылкие речи из уст не слишком молодого человека, бангалорский хирург Аппиа стал поклонником Росса, заразился страстью к охоте на малярийного паразита и дал себя укусить комару, напившемуся крови больного лихорадкой. Никакого результата. Теперь мы знаем, что это был комар не того вида. К тому же паразиту нужно время, чтобы созреть в желудке насекомого. Для Росса этот опыт стал опровержением слов Мэнсона, твердившего, будто комар кусает только раз в жизни, а дальше переходит на цветочки. Рональд понял, что его учитель говорит не то, и полагаться нужно только на себя.

Он вышел в отпуск и отправился в джунгли на поиски разных видов комаров. И там тут же заболел малярией. Едва оправившись, Росс поймал прежде неизвестного ему комара, который в отличие от других сидел, задрав зад. Это был тот самый роковой малярийный анофелес. По рассказам аборигенов, подобных комаров после муссона бывает так много, что приходится разводить костры.

Из отпуска Росс вернулся в свой 19-й Мадрасский пехотный полк, дислоцированный в Секундерабаде. В честь прибытия доктора подали чудесный пудинг-мороженое. И все, кто его ел, заболели холерой, а тяжелее всех – Росс. Обидно сдохнуть от холеры теперь, когда до разгадки рукой подать. Наш герой спасался от обезвоживания кипящим чаем. Пил буквально чашку за чашкой: поставив одну, тянул руку за другой. И так несколько дней, пока не выздоровел.
Муссон лета 1897 года всё не приходил. Настала великая сушь, описанная Киплингом в книге о Маугли. На прогулке Росс увидел, как стервятник терзает труп издохшего от жажды шакала. И подумал, что в желудке птицы теперь заведутся новые паразиты. Тут ему в голову пришла идея решающего опыта. Надо дать комарам разных видов укусить больного малярией и понаблюдать несколько дней, какие изменения в их желудках произойдут в сравнении с контрольной группой.

Самый жаркий и душный месяц года прошёл в лихорадочной работе. Винты микроскопа Росса заржавели от пота с его пальцев, линза окуляра треснула. Анофелес оказался в очереди последним. 16 августа 10 комаров получили свою порцию крови. К 20-му числу не сдохло только два. В кишечнике первого, носившего номер 38, Росс увидел крупные круглые клетки, приросшие к стенке. Внутри них, как дробинки, лежали черные гранулы – того же цвета, что плазмодии в эритроцитах человека. Росс засмеялся и сказал: «Госпожа природа, ты опять меня разыгрываешь, но теперь я одурачить себя не дам». Зарисовав на всякий случай гранулы и залив комара формалином, Рональд выпил чаю. От духоты его сморило. И во сне явилась мысль, что это может быть ящик с яйцами паразита, прикипевший к стенке желудка. Если это так, то через день в желудке последнего комара – №39 – тоже должны быть такие гранулы, только побольше, ведь паразиты активно растут. В ночь с 20 на 21 августа Росс не сомкнул глаз. Если комар сдохнет, опыт сорвётся. А что если у него дрогнет рука и он при вскрытии запорет препарат? Росс метался на простынях до рассвета, и к семи часам прибежал в госпиталь. Комар был жив. И препарат удался – за два года операция отработана в совершенстве. И в желудке действительно сидели круглые гранулы со зреющими внутри паразитами, и диаметром они были больше вчерашних! Теперь стало ясно, кто конечный хозяин плазмодия и разносчик малярии. Это анофелес, никчемный комар, которому с этого дня объявлена война.

Росса ждали Нобелевская премия по медицине, и Букингемский дворец, и Царское Село, и свой институт тропических болезней. А всё же торжество при этих новых триумфах было несравнимо с тем чувством, которое Росс пережил, заглянув в желудок комара №39. Наверное, нечто подобное изведал Колумб, когда 12 октября 1492 года услышал крик «Земля!»
Покончив с 39-м комаром, Росс взял блокнот, озаглавленный «В ссылке». И записал туда экспромт. То было его лучшее стихотворение:

This day relenting God 
Hath placed within my hand 
A wondrous thing; and God 
Be praised. At His command,
Seeking His secret deeds 
With tears and toiling breath, 
I find thy cunning seeds, 
O million-murdering Death.
I know this little thing 
A myriad men will save. 
O Death, where is thy sting? 
Thy victory, O Grave?
В поэтическом переводе на русский, с соблюдением размера и рифмой, это может звучать так:
Вот день, когда Творец
Мне чудо в руки дал.
Хвала тебе, Отец! 
Я тайн Его искал
В слезах, в поту, без сна, 
Чтоб наконец узреть 
Лихие семена 
Твои, мильонов Смерть!
Я знаю, в чём теперь
Спасенье мириад.
Где твоё жало, Смерть? 
Твоя победа, Ад?

Исследователи, чьи работы проложили путь к открытию механизма распространения малярии.DOKTOR.RU 


Вверху слева: Шарль Луи Альфонс Лаверан (1845-1922), французский врач. В 1880 году открыл малярийный плазмодий. Как основоположник медицинской протозоологии удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине 1907 года. Состоял в переписке с Рональдом Россом, который почтительно называл его своим учителем.

Вверху справа: Камилло Гольджи (1843-1926), итальянский врач и биолог, удостоенный в 1906 году Нобелевской премии за изучение нервной системы. В 1886 году доказал, что: 1) в организме человека малярийные паразиты размножаются бесполым делением; 2) малярию трехдневную (приступы лихорадки повторяются через 48 часов) и четырёхдневную (повторения через 72 часа) вызывают плазмодии разных видов; 3) приступ начинается, когда из заселенных плазмодием эритроцитов выходят новые паразиты, и концентрация их в крови достигает определённой величины.

Внизу слева: Патрик Мэнсон (1844-1922), один из родоначальников современной тропической медицины. В 1877 году, работая в китайском городе Амой (Сямынь), открыл, что вызывающего слоновую болезнь червя-филярию Wuchereria bancrofti переносят комары. Высказал увлекшую Росса гипотезу, что малярийный паразит также переносится комарами. В начале исследований Рональда Росса выступал в роли его научного руководителя.

Зарисовки из писем и публикаций Рональда Росса.Внизу справа: Василий Яковлевич Данилевский (1852-1939), русский и украинский физиолог, основатель названного его именем харьковского Института проблем эндокринной патологии. В бытность профессором зоологии Харьковского университета в 1885 году открыл птичью малярию. Когда в 1898 году Росс по воле начальства индийской медицинской службы оказался вдалеке от районов распространения малярии человека, он продолжил своё исследование на птицах. Изучая комаров-переносчиков птичьей болезни, Росс показал, что изготовившиеся к заражению новой жертвы малярийные паразиты сосредотачиваются в слюнных железах насекомого. В своей речи на нобелевском банкете Рональд Росс назвал имя Данилевского третьим в ряду исследователей малярии, после Лаверана и Гольджи. 


Вверху слева: самка комара-анофелеса, вид спереди-сверху. По обе стороны от головы с глазами - разветвлённые слюнные железы. Рисунок из письма Патрику Мэнсону от 6 июля 1898 года, где Росс впервые утверждает, что впрыскиваемые под кожу птицы или человека спорозоиты малярийного плазмодия помещаются именно в слюнных железах комара.

Вверху справа: набитые паразитами ооцисты из желудка комара. Сделанный под наблюдением Мэнсона рисунок, изображающий присланных Россом из Индии препарат комара №39. Опубликовано в исторической статье "The British Medical Journal" от 18 декабря 1897 года, извещавшей об открытии Рональда Росса.

Внизу слева: комариный желудок с разросшимися ооцистами паразитов. Справа пищевод, слева мальпигиевы сосуды, под рисунком масштабный отрезок, соответствующий 100 микрон. Рисунок Рональда Росса, 1898.

Вверху: малярийный комар вида Anopheles stephensi сосёт кровь. Именно таких комаров вскрывал Рональд Росс 20 и 21 августа 1897 года.Внизу справа: слюнная железа комара, заселённая паразитами. Рисунок из письма Росса открывателю малярийного плазмодия Альфонсу Лаверану, 18 июля 1898 года. 


Внизу: полученное с применением современного сканирующего электронного микроскопа изображение того, что увидел Рональд Росс 20 августа 1897 года в желудке (средней кишке) комара-анофелеса. Стрелки указывают на округлые зреющие ооцисты (буквально "ящики с яйцами") малярийного паразита. Они крепятся к поверхности кишечника между узким преджелудком (обозначен буквами TMd, thoracic midgut) и задним расширенным отделом (обозначен как PMd, posterior midgut). Эти ооцисты образуются в результате оплодотворения женских гамет плазмодия. Половую жизнь паразиты ведут в организме комара, который укусил больного человека. Созревшая ооциста содержит тысячи спорозоитов, которые перемещаются вперёд, в слюнные железы. Тогда комар начинает ощущать сильный голод и активно ищет новую жертву. При укусе комариная слюна попадает в кровь человека, и спорозоиты движутся к печени, где каждый стремится внедриться в гепатоцит (клетку печени), чтобы там поделиться на 40 тысяч паразитов, расселяющихся уже в эритроцитах. 

Рубрики:  ЛЮДИ

Метки:  

Поиск сообщений в Нина_Толстая
Страницы: 373 ... 269 268 [267] 266 265 ..
.. 1 Календарь