-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќина_“олста€

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 6) ћо€_кулинарна€_книга »нтересно_об_ј¬“ќ Camelot_Club “олько_дл€_женщин ѕрогулки_по_планете “ереза_“енг
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) ќ_—амом_»нтересном

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.01.2014
«аписей: 10062
 омментариев: 2202
Ќаписано: 14852

.Ћу јЌƒ–≈ј—-—јЋќћ≈ Lou ANDREAS-SALOME 12 феврал€ 1861 года Ц 5 феврал€.1937 года.

¬оскресенье, 12 ‘еврал€ 2017 г. 20:07 + в цитатник

 

Greenberg Sergeij 

12 феврал€ 2016 г.  

—егодн€ день рождени€ удивительной и великой женщины,подруги и ћузы –айнера ћарии –ильке,‘ридриха Ќицше,«игмунда ‘рейда и еще многих великих творцов и философов,

, петербурженки по рождению Ћу јндреас -—аломе.Ћу јЌƒ–≈ј—-—јЋќћ≈ Lou ANDREAS-SALOME
12 феврал€ 1861 года – 5 феврал€.1937 года.
—огласно легенде јфина ѕаллада родилась из головы «евса.

ѕро Ћу јндреас-—аломе можно сказать, что она родилась из головы Ќицше.

»менно с нее он €кобы списал своего «аратустру, и именно про нее говорил, что она сама€ умна€ из всех встреченных им людей.

ќна во многом сформировала эпоху европейского модерна, задала ей стиль, тон и правила игры.

√овор€т, за спиной каждого великого мужчины стоит женщина: Ћу —аломе сто€ла за спиной тех, кто совершил гуманитарную революцию на стыке веков — Ќицше и ‘рейда.

 ажетс€, не было ни одного сколько-нибудь известного человека среди интеллектуалов ≈вропы, кто не был бы очарован ею или попросту влюблен. 
Ћу — им€, придуманное первым влюбившимс€ в нее мужчиной и принесшее впоследствии ей известность. –одители же нарекли ее Ћуизой, а дома ее звали на русский манер Ћелей.

ќна была младшей и единственной девочкой среди п€терых братьев в семье генерала русской службы √устава фон —аломе.

ќна родилась в —анкт-ѕетербурге в 1861 году. —емейство отца, немца по крови, происходило из јвиньона, но после ‘ранцузской революции оно перебралось через √ерманию в Ѕалтию.

√устава фон —аломе еще мальчиком, при јлександре I, привезли в —анкт-ѕетербург дл€ получени€ военного образовани€.

¬ чине полковника он принимал участие в подавлении польского восстани€ в 1830 году и так отличилс€, что Ќиколай I пожаловал ему в дополнение к французскому двор€нству еще и наследуемое русское. 
Ћу вспоминала, что их семь€ всегда ощущала себ€ русскими, хот€ при этом в доме в основном говорили по-немецки, иногда переход€ на французский.

Ћюбопытно, что русский €зык в то врем€ воспринималс€ исключительно как €зык простонародь€, и если отец Ћели сталкивалс€ на Ќевском проспекте с русским офицером, они вступали в беседу непременно по-французски. —анкт-ѕетербург представл€лс€ Ћеле городом-космополитом, “чем-то средним между ѕарижем и —токгольмом”.

ѕрислуга в их огромной квартире на ћорской тоже была многонациональна€: чел€дь старались вз€ть из татар, так как те не употребл€ли водки; любили нанимать чистоплотных пунктуальных эстонцев, были и швабские колонисты — при этом все эти люди, среди которых встречались и греко-католики, и мусульмане, и протестанты, придерживались своих религиозных обр€дов и обычаев, каждый соблюдал свои праздники, свой календарь, кто новый, кто старый.

“акое положение дел приучило детей, и в том числе Ћелю, к веротерпимости. 
—вою собственную силу, силу формирующегос€ незаур€дного характера 17-летн€€ барышн€ —аломе про€вила резко и весьма неожиданно: она наотрез отказалась от конфирмации, к которой ее готовили в реформаторской евангелической церкви.

ѕо тем временам серьезность этого поступка недооценивать не стоит, другой вопрос, что могло привести к нему юную девушку?

Ћегче всего было бы предположить чужое вли€ние, например кавалера или старшего друга.

Ќо это не так: Ћел€ совершенно самосто€тельно пришла к мысли о том, что Ѕога нет.

¬се началось с того, что маленькой девочкой она стала свидетельницей смерти любимой кошки, а немного позже умерла от свинки ее лучша€ подруга.

√де был Ѕог в это врем€?  ак он это допустил?

ќна долго молилась ему после потери подруги, но вместо ответа и поддержки ощутила лишь леден€щую пустоту внутри... 
Ќемного поучившись философии в ÷юрихе, юна€ Ћу —аломе по совету друзей матери попала в римский салон весьма известной дамы — ћальвиды фон ћейзенбург, умной, фантастически образованной и столь же фантастически некрасивой писательницы, подруги √ерцена и воспитательницы его дочери. »менно в подобных салонах в конце XIX века происходило формирование людей, которым суждено было осуществить переход к новой эпохе.

‘ранцузские атеисты, италь€нские анархисты, русские нигилисты и социалисты чувствовали здесь себ€ вольготно.

—ама ћальвида, как многие образованные женщины ее круга, видела задачу салона в благородной цели женской эмансипации.

ќна собирала девиц и приглашала образовывать их подход€щих “прогрессивных” лекторов. Ќу а те были более чем рады перевернуть в головах любопытных барышень все вверх дном.

’орошо, что на этих лекци€х не присутствовала мать Ћу, она пришла бы в ужас оттого “образовани€”, которое получает дочка. 
¬ частности, один из лекторов апеллировал к недавно вышедшей книге швейцарского ученого-историка »оганна Ѕахофена “ћатеринское ѕраво”.

Ѕахофен, сопоставив множество археологических, исторических и художественных фактов, пришел к выводу, что до начала патриархальной цивилизации, той, котора€ была известна на прот€жении последних 6 тыс€ч лет, практически повсюду в ≈вразии и на других заселенных людьми территори€х существовала друга€, основанна€ на главенстве женщин.

»х власть была универсальной и предопредел€ла большинство социальных, религиозных и этических норм.

ƒругой лектор комментировал некий документ знаменитейшего средневекового врача и чернокнижника  орнели€ јгриппы Ќетесгеймского “ќ несравненном превосходстве женского пола над мужским”.

¬ нем утверждалось, например, что јдам был сотворен первым и вышел неудачным, а потому все совершенство пришлось на ≈ву, а также то, что мужчина гораздо ближе к животным, чем женщина, иначе откуда вз€лись врожденна€ грубость мужчин и собственнические инстинкты.

Ћел€ впитывала все эти идеи как губка... 
ќдин из лекторов в салоне ћальвиды, 32-летний философ ѕауль –е, без огл€дки влюбилс€ во внимательную девушку в глухом черном платье с осиной талией и гладко зачесанными назад темно-русыми волосами. ≈е трудно было назвать красавицей, но в ней чувствовались какое-то неуловимое своеобразие и самосто€тельность. ѕауль сделал Ћу предложение, и вдруг это юное, неопытное, неоперившеес€ создание подн€ло его на смех.

” нее оказались свои неожиданные представлени€ — она не признавала брака, ибо современный европейский брак — это чисто христианска€ зате€. ј если она, Ћу, не христианка и вышла из церкви, то к чему ей св€зывать себ€ брачными узами?

ј еще во врем€ их объ€снени€ она между прочим вспомнила, что во ‘ранции в 1791 году был введен так называемый гражданский брак... 
¬ конце же их пам€тного разговора Ћу выпустила в сердце влюбленного последнюю стрелу, вообще сказав, что лично она решила на весь век остатьс€ девственницей и посв€тить себ€ исключительно духовным интересам, а потом предложила ему жить вместе “духовной коммуной”. 
ѕри этом ее совершенно не волновало, что скажет на это, например, ее мать или кака€ реакци€ будет в окружающем ее обществе.

Ќесчастный влюбленный стал отныне рабом Ћу — он согласилс€ на все ее услови€, и они поселились сначала в Ѕерлине, потом переехали в ѕариж, нигде не задержива€сь надолго. Ћу получала от отца-генерала скромную пенсию, и ей этого вполне хватало. 
¬ апреле 1882 года ѕауль познакомил —аломе со своим другом ‘ридрихом Ќицше.

¬ то врем€ 38-летний философ был уже очень болен и почти слеп, его жестоко терзали головные боли.

ќн был абсолютно одинок, а своими посто€нными переездами с места на место наде€лс€ найти климат или ландшафт, которые были бы способны утешить его физические и нравственные страдани€ — италь€нские и французские јльпы, √ермани€, Ўвейцари€...

Ќицше не был знаменит, книг того, кому в скором времени было суждено стать целой эпохой и переворотом в философии, почти никто не читал. 
“ћолода€ русска€”, как Ќицше называл Ћу в своих письмах, стала первой и единственной женщиной, лирически полонившей его воображение.

ƒо этого его с такой же силой способна была пленить только мысль. ќн так описывал Ћу своему другу ѕитеру √асту: “... она резка€, как орел, сильна€, как львица, и при этом очень женственный ребенок...

 роме того, у нее неверо€тно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, не спрашива€сь ничьих советов...” 

¬ основном встречи Ќицше с Ћу состо€ли из прогулок по горам и бесконечных, запойных разговоров. ”дивительно, что этот гениальный человек воспринимал —аломе как равную собеседницу.

Ќицше поведал ей всю свою жизнь: о детстве в семье пастора в деревенском домике под Ќаумбургом, о своих первых сомнени€х, сменивших годы религиозного рвени€, об охватившем его ужасе и отча€нии при виде этого мира без божества... 
Ќицше подробно изложил ей свои нигилистические мысли.

Ћу только поражалась их созвучию своим собственным переживани€м. ѕусть Ѕог умер, но зато в самом человеке есть нечто, что может соперничать с Ѕогом.

Ќо дл€ того чтобы добратьс€ до этого сверхчеловеческого в самом себе, человеку согласно воззрени€м Ќицше надо проделать путь поистине героический — воспарить над своими слабост€ми, пренебречь людским презрением, призывать на свою голову страдани€ и любить их:

“”пругость души в несчастии, ее ужас при виде великой гибели, ее изобретательность и мужество в том, как она носит горе, смир€етс€ и извлекает из несчасти€ всю его пользу, и, наконец, все, что ей дано, глубина, таинственность, величие — разве это дано ей не среди скорбей, не в школе великого страдани€?” Ќицше и Ћу призывал “сделать саму себ€ живым материалом дл€ опыта”.

≈е же натуре это было более чем близко, она и сама уже начала свой личный эксперимент. “≈сли бы кто-нибудь нас подслушал, — писала потом Ћу про эти разговоры, — то решил бы, что беседуют два дь€вола”. 
‘ридрих Ќицше был велик в вопросах духа, но вот в сфере чувств и повседневной жизни оставалс€ беспомощен, как дит€.

ј потому сам он не решилс€ признатьс€ Ћу в любви, а попросил ѕаул€ –е передать девушке свои чувства и просьбу стать его женой.

» ѕауль передал — он даже не ревновал Ќицше к Ћу, у него сердце сжималось, гл€д€ на то, как этот одинокий человек с абсолютно беззащитной душой впервые в жизни наполнен солнечными надеждами и ожиданием счасть€. 
–азумеетс€, Ћу не собиралась ради Ќицше мен€ть своих убеждений и прерывать свой “эксперимент”.

ќн же был потр€сен и раздавлен ее отказом.

—тара€сь как-то см€гчить боль от нанесенного ему удара, —аломе предложила Ќицше присоединитьс€ к их духовной коммуне с –е, но тут в ситуацию вмешалась сестра философа Ёлизабет Ќицше.

Ёта стара€ дева возненавидела “невыносимую русскую” за то, что та украла сердце ее брата. ќна сумела каким-то образом очернить Ћу в глазах Ќицше, и в их отношени€х произошел окончательный разрыв. ¬скоре после него, а дружба Ќицше и —аломе продлилась чуть больше года, философ написал одну из своих самых великих книг — ““ак говорил «аратустра”. ћногие считают, что написана она под вли€нием встречи с Ћу.

“ак или иначе, очевидно одно: в ней Ќицше действительно увидел нового человека, с новым независимым сознанием, человека, дл€ которого диктат его собственной воли €вл€етс€ высшим и единственным авторитетом. 
–асставшись с Ќицше, Ћу —аломе продолжала двигатьс€ своим и только своим путем.

¬ основном она вращалась в интеллектуальных кругах ≈вропы среди известных философов, ориенталистов, естествоиспытателей. 
ќна ловила себ€ на том, что ее раздражал деловой, трезвый дух уход€щего столети€, она €вно тосковала по кантовскому и гегелевскому идеализму.

”же в 1894 году Ћу —аломе написала серьезный труд “‘ридрих Ќицше в своих произведени€х”.

“руднее всего было заподозрить, что подобную книгу могла написать женщина — настолько все было объективно, четко, по делу. ѕосле выхода этой работы —аломе зауважали всерьез. ¬скоре ее начали печатать самые престижные журналы ≈вропы, причем не только философские работы, но и художественную прозу.

“ак свет увидели ее повести “–уфь”, “‘еничка”, сборник рассказов “ƒети человеческие”, “ѕереходный возраст”, роман “ћа”.

ћодные критики, такие как √еорг Ѕрандес, јльбрехт «Єргель или ѕоль Ѕурже, расхваливали ее талант. 
¬ июне 1886 года в жизни Ћу —аломе произошло событие, которое так и не могут толком объ€снить ее биографы, а сама она не сочла нужным комментировать.

Ћу вышла замуж за профессора кафедры иранистики Ѕерлинского университета, сорокалетнего немца ‘ридриха  арла јндреаса. ѕауль –е, до глубины души униженный свершившимс€, вскоре исчез из ее жизни и позже погиб в горах. √оворили, что это было самоубийство. 
‘ридриху јндреасу предсто€ло стать одним из самых выдающихс€ мужей в истории: почти за 40 лет их совместной жизни с Ћу, до самой своей смерти, он ни разу не пережил физической близости с собственной женой!

»менно это было железным условием, поставленным перед свадьбой этой неверо€тной женщиной. —частливый жених, правда, легкомысленно прин€л это условие за “девичьи выдумки” и все ждал, когда же они пройдут, но безрезультатно... 
≈сли бы Ћу сохранила обет целомудри€ до конца своих дней, страдани€ јндреаса были бы хоть как-то оправданны, но в один прекрасный день женска€ природа вз€ла в ней верх над теори€ми и рассудком.

Ћу было уже за тридцать. ѕервым мужчиной, сумевшим стать дл€ нее именно мужчиной, стал √еорг Ћедебур, один из основателей Ќезависимой социал-демократической партии √ермании и марксистской газеты “‘орвартс”, в будущем — член рейхстага. 
Ќесчастный јндреас, узнав о происшедшем, на глазах у Ћу воткнул себе в грудь перочинный нож и, терп€ адскую боль, смотрел ей в глаза. ќна выдержала этот взгл€д... 
јндреас выжил, но проиграл Ћу.

ќтныне ее свобода была ничем не ограничена — она могла ездить, куда и с кем хочет, и делать, что ей вздумаетс€.

¬идимо, наблюда€ за јндреасом, —аломе интуитивно угадала секрет удивительной власти женщины над мужчиной, власти ее глубинной тайны, котора€ навсегда останетс€ неразгаданной. 
¬ 1910 году по просьбе своего друга, известного философа ћартина Ѕубера, Ћу јндреас-—аломе написала книгу “Ёротика”, почти сразу ставшую бестселлером. “Ќичего так не искажает любовь, как бо€злива€ приспособл€емость и притирка друг к другу...

Ќо чем больше и глубже два человека раскрыты, тем худшие последстви€ эта притирка имеет: один любимый человек “прививаетс€” к другому, это позвол€ет одному паразитировать за счет другого, вместо того чтобы каждый глубоко пустил широкие корни в собственный богатый мир, чтобы сделать это миром и дл€ другого”.

Ёти размышлени€ Ћу как нельз€ полнее раскрывают суть ее отношений с јндреасом: они друг к другу не притирались, зато, как утверждает —аломе, до смерти были интересны друг другу. 
—аломе поздно открыла дл€ себ€ любовь, но, открыв, пон€ла, что дл€ нее это — животвор€щий источник.

Ёрос — то, что заставл€ет человека соприкоснутьс€ с мощнейшей силой в себе — инстинктом. » —аломе страстно, как все, что она делала, предалась исследованию и эксплуатации этой силы. ¬ списке ее возлюбленных невозможно поставить точку: писатели и философы Ўницлер, √ауптман, “еннис, Ёббингхаус, √офмансталь, ¬едекинд, режиссер ћакс –ейнхардт и так далее, и так далее. 
ќсоба€ глава в жизни Ћу —аломе — роман с выдающимс€ поэтом –айнером ћарией –ильке.

 огда они встретились, ему было 21, ей — 35. –ильке поселилс€ вместе с Ћу и јндреасом в их скромном доме недалеко от Ѕерлина в Ўмаргендорфе.

–оман был бурный, но недолгий, он продлилс€ с перерывами немногим более 3 лет, но за этим последовали еще 30 лет переписки и близкой дружбы. Ћу оказалась не просто экстравагантной женщиной, а спасительным €корем в его судьбе: поэт страдал от приступов страха и неконтролируемых депрессивных состо€ний...

¬ —аломе уже тогда про€вилс€ специфический талант, который вскоре сделает ее великолепным доктором: она жалела времени на то, чтобы вникнуть в суть душевных переживаний –ильке, бесконечно терпеливо выслушивала его и пыталась вместе с ним пон€ть их причину и смысл и тем самым облегчить его страдани€. 


ƒа и сам человек мен€лс€: трещал патриархальный уклад, женщина больше не желала подчин€тьс€, викторианска€ мораль становилась предметом насмешек. Ѕосонога€ танцовщица јйседора ƒункан, которой так восхищалась —аломе, уже будоражила европейское высшее общество своими прозрачными туниками, а ее знаменитые берлинские лекции “ќ праве женщины на свободную любовь” шепотом пересказывались в гостиных. 


ќснователь психоанализа «игмунд ‘рейд, долгое врем€ разрабатывавший свои идеи в полном одиночестве, к 1902—1903 годам постепенно становитс€ известным, а психоанализ — крайне попул€рным. ј в 1908 году в «альцбурге состо€лс€ I ћеждународный психоаналитический конгресс. 


Ћу јндреас-—аломе почувствовала в иде€х ‘рейда дыхание свежего ветра, который показалс€ ей не менее радикальным, чем веющий от философии Ќицше. ‘рейд посмел бросить вызов общественному мнению, возвед€ сексуальность в доминанту человеческого поведени€.

i-6267[1] (300x433, 20Kb)
–убрики:  Ћёƒ»
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



“аточка-“анюша   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 12 ‘еврал€ 2017 г. 20:16 (ссылка)
—пасибо
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 12 ‘еврал€ 2017 г. 20:41ссылка
—пасибо, “анюша, за внимание. –ада, что понравилось. Ёта женщина Ч необыкновенна€ личность!
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку