-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќина_“олста€

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 6) ћо€_кулинарна€_книга Ѕудь_вечно_молодой Camelot_Club “олько_дл€_женщин ѕрогулки_по_планете “ереза_“енг
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) ќ_—амом_»нтересном

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.01.2014
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 14837

¬ќ—ѕќћ»ЌјЌ»я  ќЌ—“јЌ“»Ќј  ќ–ќ¬»Ќј

ѕ€тница, 25 Ќо€бр€ 2016 г. 18:41 + в цитатник

 

 

јндрей  ончаловский

«¬ –оссии — в нашей прежней –оссии — было одно странное €вление, изумл€вшее мен€ с ранних лет.

Ёто было — как бы сказать? — какое-то особое «общественное мнение».

я его слышал посто€нно. Ётот торжествующий голос «общественного мнени€», он казалс€ мне голосом какого-то маленького и противного человечка за забором...

∆ил человечек где-то там, за забором, и таким уверенным голоском коротко и определенно говорил свое мнение, а за ним, как попугаи, повтор€ли все, и начинали кричать газеты. 


Ёта российска€ странность была поистине особенна€ и отвратительна€. Ќо откуда бралс€ этот господин из-за забора, с уверенным голоском?


Ќ.ј.–имский- орсаков создает свои чудесные оперы — «—негурочку», «ѕсковит€нку», «—адко».
— Ќе годитс€,—говорил человек за забором, — не нужно, плохо...
» опер не став€т.  омитет императорского театра находит их «неподход€щими».

ѕусть ставит их в своем частном театре —авва ћамонтов. √олос за забором твердит: «Ќе годитс€».
«а ним таратор€т попугаи: «ћамонтов зр€ деньги тратит, купец не солидный»…

ƒругие примеры: „ехов јнтон ѕавлович, писатель глубокий. ј господин за забором сказал:
— Ћавочник!


…ј вот и Ўал€пин. ѕоет он в „астной опере - став€т дл€ него «ѕсковит€нку», «’ованщину», «ћоцарта и —альери», «ќпричника», «–огнеду». Ќо голос за забором хихикает:
— ѕьет Ўал€пин...
Ћишь бы выдумать ему что-нибудь свое, позлее, попошлее, погаже — ведь он все знает, все понимает...
» кому кадил он, этот человечек, кому угождал — неизвестно.

Ќо де€тельность его была плодовита. ќн посел€л в порожних головах многих злобу, и она отравл€ла €довитой слюной всех и вс€...» 


( онстантин  оровин. –ассказы (1925-1929) «„еловечек за забором»)

јндрей  ончаловский рекомендует воспоминани€ и рассказы русского художника, писател€  онстантина  оровина (1861-1939гг).

h-5983[1] (467x603, 39Kb)

 

================================================================

 

јндрей  ончаловский

«…ќдин сердитый юноша сказал: «ћне не нравитс€ “ициан». «ќн от этого не стал хуже», — ответил €.

¬стретив Ўал€пина, € раз слышал, как сердитый господин сказал: «я не поклонник сего кумира», смотр€ подражательных [актеров], без п€ти минут Ўал€пиных.

¬етчина превкусна€ штука, но картин она не смотрит.

Ќу, а как же [музыку] ¬агнера, например, называли какофони€, и ћилле не смотрели, а нашего ¬рубел€ поносили? Ёто как же? Ёти авторы были впереди толпы, впереди своего времени, и вот они умерли и души людей доросли потом до их понимани€. —начала их как-то не могли уметь читать душой, а потом пон€ли. ≈ще тут есть привычки людей, а они не гениальны: хот€ и нравитс€, но отчего не как всегда, и вот — не хочу не признаю. “ут пошлость на услугах, она перва€ орет: «какофони€», «декадентство», «ерунда», а за ней все — надо показать, что понимают. ѕотом все проваливаетс€, гидра тлетворна€ — зависть сдаетс€, ищет другую жертву, талант побеждает. Ёто называетс€: тернистый путь славы. ¬рем€ делает [так], что ненасто€щее, ложное, мишурное в искусстве пропадает.

»скусство всегда было, есть и будет, и нет современного искусства. ќно ново [только] потому, что долго было старо; одинаковость его авторов. »скусство новое — это автор нов и оригинален и самобытен. ≈сли бы никто ранее не видал искусство египт€н и только теперь бы показать его, то ужель оно не было бы ново? ¬едь оно было бы новей нового, его теперь бы только пон€ли: его удивительную помпезную титаническую красоту, весь мистицизм и величие. я думаю: что, после египт€н, не показалось бы искусство современности дешевой сладенькой водицей? –азве египт€не и греки — не декораторы, кто же больше?

“рудно говорить о мазке и кисточках — это все равно была бы суть.

Ќе может быть спора о том, что уже совершенно вы€снено, хот€ у нас именно и был спор. —езанн, ѕиссарро, √оген декоративны: п€тно, цвет, концепци€ разложени€ — все, самые цвета и ритм живописи — все декоративно.

Ёти ковры, эти аккорды цветов и форм в куске холста — это и есть задача декоратора.  расота сочетаний красок, их подбор, вкус, ритм — это и есть радость аккорда, вз€того звучно. Ёто есть их суть.

ќчевидно, что художники, как барбизонцы, также и импрессионисты, как, например,  оро, —ислей, Ћевитан, искали в натуре нечто свое. ѕожалуй, [верно], если это назвать настроением. Ќапример, Ћевитан был полон, помимо своего высокого таланта живописца, еще и этой стороной лирики — настроением, которое назвали потом литературой живописи. “онкость и правда, котора€ видна в произведени€х Ћевитана, все же говорит не только о намерени€х, литературных переживани€х, но и настроении природы, переживани€х в душе художника. Ёта лирика имеет право быть, и в нем занимает первенствующее место.

∆ивопись сама в себе и сама за себ€ есть все, она и есть искусство. Ќо грусть долин, тишина воды, ночи, нега и тайна лунного света, печаль осеннего сада есть у поэта, [это же] может быть и в живописи. ћне хочетс€ сказать, нельз€ думать так, что если поэт-художник создал произведение — положим, √ой€, — то он литератор. Ќет, если есть живопись, если есть как, как это написано хорошо, то все равно что. ј если к этому еще есть и он — поэт, тогда еще больше он. –азве не поэт Ћевицкий — какие и как пон€ты у него женщины и разве не поэты –ембрандт и Ѕоттичелли? ƒа разве они хуже оттого, что разные? –азве есть одна живопись? ƒа вс€ живопись разна€, как авторы, и одна все же живопись, она одна.

¬ искусстве все в том что, как и потом нечто. ¬от в том нечто суть художника. Ќечто имеет только он, как художник. Ёто-то нечто трудно постигнуть и нельз€ сказать: это потому-то и потому-то. ћожно много говорить, можно написать тыс€чи томов и все же не скажешь, не объ€снишь это нечто, что содержит в себе художник. ¬от Ўал€пин поет Ѕориса или ћефистофел€, или —альери, или √розного — почему это хорошо? Ќе потому, что √розного или —альери, а потому, что сделано гениальным художником-певцом.  ак — это и есть то нечто, что только ему одному дано.

 раски и формы в своих сочетани€х дают гармонию красоты — освещение.  раски могут быть праздником глаза, как музыка — праздник слуха души. √лаза говор€т вашей душе радость, наслаждение, краски, аккорды цветов, форм. ¬от эту-то задачу € и поставил себе в декоративной живописи театра, балета и оперы. ћне хотелось, чтобы глаз зрител€ тоже бы эстетически наслаждалс€, как ухо души — музыкой.

Ќеожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей со сцены, и € видел, что € даю им радость и интерес, но они, уйд€ из театра, читали в газетах: «декадент  оровин». Ёто было смешно и грустно. ѕотом € уже постарел и сделалс€ почему-то «маститый». Ёто уже было тоже мало пон€тно. Ќо что делать — такой закон или, вернее, свойство людей. Ќа сцене хотели паноптикум натурализма, верней, подделки под правду. я думал, что така€ точка зрени€ неправа, потому что она вздор дешевого вкуса и полного непонимани€ искусства. Ќельз€ искать актера-убийцу, чтобы играть ќтелло.

–еализм в живописи имеет нескончаемые глубины, но пусть не думают, что протокол есть художественное произведение.

¬се оригинальные авторы, которые дают название направлени€м — импрессионизм, неоимпрессионизм, кубизм и прочее, — они могут быть и новы, и оригинальны, и значительны, и прекрасны. » как бы ни был велик артист, художник своего ценного «€», все же ни один из них, больших, не скажет, что он больше другого большого художника прошедшего времени, и что искусство исчерпано, и что только одно новое искусство истинно. Ќет, истинно все искусство в своем интересном величайшем разнообразии.

я лично люблю все искусство — и старое, и новое, всю музыку, даже слушать шарманку — ведь на них [шарманках] играли Ѕетховена и Ўтрауса. Ќе очень мне нрав€тс€ произведени€, сделанные с досадой, нарочно, с какой-то недоброй стороной озорства, или самоуверенна€ пошлость. ¬едь в произведени€х искусства живописи видно €сно все лицо, всю душу автора.

ј вдруг в новом искусстве окажетс€ в большинстве произведений только то, что творцы этих произведений были просто люди, влюбленные в больших авторов «апада и просто добровольно и фанатически надевшие на себ€ узду подражани€, прив€зав себ€ к столбу той же рутины современности.

ќт всей души и с полной радостью € приветствую новое искусство и вс€кое искание €зыка красоты.  ак интересно смотреть произведение талантливой оригинальности, как интересно слушать Ўал€пина: всегда ново. ƒаже применимо ли к Ўал€пину [слово] «ново». Ќет, надо сказать одно слово: Ўал€пин, и это все.  ак интересно смотреть –ембрандта или удивл€тьс€ и восхищатьс€, смотр€ греческую танагру, в которой столько нового, сколько и у —езанна.

я не заметил, трудно ли играть –убинштейну, —арасате,  убелику, петь ћазини, Ўал€пину. Ќет, они спр€тали свой труд — о нем не надо вам, зрителю знать. »скусство много трудней труда, но оно искусство — в нем не должно быть видно труда, а потому художник думает и знает, что труд артиста — другой труд. ѕожалуй, нелегкое дело расстатьс€ с предвз€тостью и рутиной, или расстатьс€ с милой сердцу и совести подражательностью, или найти себ€ — личное, свое €. Ќадо любить, надо много поработать, чтобы не было видно труда…»


(‘рагмент из воспоминаний  онстантина  оровина "ћо€ жизнь").


***

5 декабр€ - день рождени€ замечательного русского живописца, театрального художника, писател€  онстантина јлексеевича  оровина (5.12.1861 – 11.09.1939). 
я не первый раз пишу здесь о том, что книга его воспоминаний – одна из самых моих любимых. Ћюблю и часто цитирую (в том числе и на страницах ‘Ѕ) потр€сающие рассказы  онстантина јлексеевича о ‘едоре »вановиче Ўал€пине, который так и говорил о нем – « оровин – ѕаганини в живописи». 
 оровин – €рчайший художник, первый русский импрессионист. » не только.  онстантин јлексеевич был ещЄ и замечательным писателем, декоратором, монументалистом, - всЄ, за что он бралс€, он делал талантливо, со вкусом к жизни, счита€ что люд€м надо «передавать красоту и радость жизни».
ƒрузь€, читайте воспоминани€  онстантина јлексеевича, смотрите его картины, отправл€йтесь к нему в гости – в его недавно открытый музей – “ворческую дачу  .ј. оровина в ќхотино. 5 декабр€, в день рождени€ художника, там замечательна€ программа и открытие выставки. ¬сех ждут в гости!

 

Ќа фото –«ѕортрет женщины»,  онстантин  оровин, 1922.

h-152[1] (539x700, 74Kb)
–убрики:  Ћ»“≈–ј“”–ј
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку