-Метки

алкоголь арии боевые исскусства варяги великие евреи великие женщины великие украинцы викинги война генетика гигиена гитлер готы днк анализ евреи евреи врачи евреи и армия еврейские шпионы женщины животные звездные войны здоровье золотая орда иврит израиль история иудаизм каббала казаки караимы катастрофы кельты кино китай книги моего детства кошки кулинария кухня медицина молитва монголо-татары монголы музыка народы симбионты народы-симбионты наука новгород одежда одесса оружие памятники песни песня пираты погода польша пословицы правила жизни православие пророки пророчества пророчество психология пушкин разное революция россия россия история русские русский язык русы русь рюрик самураи свастика символика сказки скифы славяне слова средневековье ссср стихи стихии в одессе сша татары тевтонский орден тест традиции тюрки украина украинцы фашизм франция хазары христианство шпионаж юмор языки япония

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Великая_Хазария

Львы на Руси

Понедельник, 19 Декабря 2016 г. 13:43 + в цитатник
В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.
 
Вот тот текст Мономаха:
 
"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"
 
Для указанного эпизода различными исследователями предлагаются разные трактовки. Некоторые предполагают, что этот лютый зверь был волком, либо медведем, другие видят в нём рысь и даже кабана. Мне кажется интересной версия, что это мог быть лев. Данная гипотеза также предлагалась рядом учёных. Более того - в зоологии можно встретить толкование этого сообщения именно как свидетельства того, что последний лев Причерноморья был убит Мономахом.
 
Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.
 
При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще, хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.
Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах! 
 
Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")
 
Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.
 
При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.
 
Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.
 
 
 
Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.
 
Вот цитата:
 
"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому." 
 
Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.
 
Другие примеры упоминания льва в древнерусских текстах, можно посмотреть вот здесь: О. П. Лихачев, Лев - лютый зверь.  Также интересной в связи с данной темой, является этимологическая версия, выводящая слово "лев" из праславянской формы *ljuvos которая в свою очередь восходит к праиндоевропейскому слову со значением "ловец, облавный охотник". Данную версию можно посмотреть здесь.
 
Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.
 
Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово.
Рубрики:  История и этногенез/Славяне и Русь
животные и растения
Метки:  

Процитировано 2 раз



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку