-Рубрики

 -Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ассолька_777

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.09.2013
Записей: 4772
Комментариев: 102
Написано: 4943


Канатник Теофраста

Четверг, 21 Ноября 2013 г. 11:38 + в цитатник

Противопоказания:
индивидуальная непереносимость.

Канатник Теофраста
Abutilon theophrasti Medicus

Описание: однолетнее травянистое растение высотой до 40 см (отдельные экземпляры могут достигать до 150 см). Стебель прямой, простой или ветвистый, в верхней части покрыт густыми железистыми волосками. Листья крупные, широкие, длиной до 15 см, бархатистые. Цветки бледно-желтые, расположены в пазухах листьев или собраны в кистевидно-метельчатое соцветие. Плод - сложная листовка из 12-15 плодиков, густо опушенных мягкими волосками. Цветет в июле-сентябре.

Распространение: встречается как сорняк на полях пропашных культур, проса, хлопчатника, на огородах, в садах и парках, по долинам рек, вдоль дорог.

Используемая часть: с лечебной целью используют корни, листья, цветки и семена. Все органы растения содержат слизи. Кроме того, в корнях содержатся сапонины и флавоноиды; в листьях - рутин; в семенах - алкалоиды, жирное масло (15-30%), фосфолипиды (0,8%) и фитин (3%).

Применение: в народной медицине растение используют как ранозаживляющее и мочегонное средство. Отвар корней, листьев и цветков - как отхаркивающее; отвар листьев, цветков и семян - при гонорее. В тибетской и китайской медицине препараты растения используют при заболеваниях кишечника, в частности, при дизентерии, хроническом аппендиците. Измельченные в порошок листья канатника применяют в качестве присыпки для лечения нарывов, фурункулов.

http://www.belena.biz/nov3/kanat.htm

 

Рубрики:  Лекарственные растения

Калина обыкновенная

Четверг, 21 Ноября 2013 г. 11:17 + в цитатник

Калина красная (обыкновенная) - свойства, рецепты

Калина обыкновенная, калина красная (горькая)Калина красная - это ветвистый кустарник с редкой кроной, высотой до 3-4 м. Любит места достаточно увлажненные, ее часто выращивают в садах, парках. Цветет в мае, первой половине июня. 

Калина обыкновенная, это старинное лечебное средство и по своим лечебным свойствам она ни в чем не уступает калине сливолистной.

С лечебной целью используют цветки, листья, плоды, кору, корни. Сырье сушат под навесом, расстилая тонким слоем. Ягоды калины собирают после первых заморозков, сушат подвешенными в пучках или в сушилках. Хранят заготовленное сырье в бумажных пакетах, картонных коробках и т.п. Кору можно хранить до 4 лет, а цветки, плоды и семяна - 1 год. 

Калина обладает успокаивающим, противовоспалительным, мочегонным, вяжущим, кровоостанавливающим действиями. Благодаря высокому содержанию биологически активных веществ плоды калины положительно влияют на сердечнососудистую систему, регулируют артериальное давление.

Сок и отвар ягод пьют как мочегонное средство при отеках сердечного происхождения, при склерозе сосудов.

При повышенном кровяном давлении хорошо принимать ягоды с косточками, засыпанные сахаром или залитые медом, по 1 ст. ложке 3 раза в день перед едой, но при условии что нет противопоказаний.

Кора калины обладает основным, сильным, лекарственным эффектом. Отвар ее применяют как кровоостанавливающее средство при маточных кровотечениях в послеродовой период, при обильных и болезненных менструациях, при климаксе, заболеваниях половых органов. При носовых кровотечениях вставляют тампоны, смоченные в отваре коры, при геморрое делают ванночки.

Спиртовая настойка коры калины. Из коры также делают жидкий экстракт на спирту(вытяжку). Экстракт готовят из порошка коры калины на 70% спирте в соотношении 1:1. Принимают по 30-40 капель до еды 2-3 раза в день. 

Отвар калины применяют как успокаивающее, противосудорожное средство при нервных заболеваниях, бессоннице, истерии, неврозах, при приступах удушья, потливости. 

При золотухе у детей применяют сок из цветков калины: сок разводят водой и дают выпить (сколько лет ребенку - столько и капель).

Свежие ягоды и настой из них, лучше с медом, отвар цветов и ягод применяют как потогонное и отхаркивающее средство при кашле, бронхите, воспалении легких, простуде с сильными головными болями, ангине, осиплости голоса, хрипоте. 

Масло плодов калины - биологически активная пищевая и косметическая добавка. В домашних условиях его приготовить сложно, но оно есть в продаже. Его ценность заключается в высоком содержании витаминов А, Е, С, К, Р, а также содержит каротиноиды, флавоноиды, свободные аминокислоты, в том числе незаменимые, бета-ситостерин, обладающий липотропным действием, минеральные вещества: калий, кальций, железо, марганец, медь, цинк, хром, селен, никель, стронций, алюминий и другие. 

Калина с медом : 100г ягод варят в воде 5 минут, затем перетереть через сыто и переметь с 200г меда. Принимать по 1-2 ст. ложки 4-5 раз в день.

Настой калины с медом : растереть 40 г плодов, залить их 200 мл меда, принимать по 1 ст. л. 4 раза в день после еды. Хорошо помогает при кашле и бронхиальной астме. 

Свежий сок ягод, отвар, настой цветов принимают при головной боли, как аппетитное средство, улучшающее пищеварение, при гастрите с пониженной кислотностью, язве желудка и двенадцатиперстной кишки, для профилактики раковых заболеваний желудка, при поносах как вяжущее средство, болезнях печени, желтухе, а также как витаминное средство. 

Сок калины (из плодов) смешивают с сахаром (1:1 или 1:2), принимают по 2-3 ст. ложки 3-4 раза на день с водой. 

Можно еще употреблять отвар ягод калины по 1 ст. ложке, 3-4 раза в день до еды. 

Очень ценны ягоды после заморозков, они теряют горький вкус и являются высоковитаминным продуктом, особенно с сахаром. 

При кожных заболеваниях отвар калины оказывает хорошее лечебное действие (диатез, аллергия, золотуха, экзема, туберкулез кожи, лишаи). Его применяют в виде примочек, ванночек, ванн с одновременным употреблением внутрь.

Отвар коры калины : 1 ст. ложка измельченной коры на 1 стакан воды, кипятить 5 мин, настоять 1 час, процедить перед употреблением, принимать по 1—2 ст. ложки прохладным 3 раза в день после еды. 

Отвар ягод калины : 2 ст. ложки ягод на 1 стакан воды, кипятить 1 мин, настоять 1 час, принимать по 0,5 стакана утром и вечером.

Калина также является хорошим косметическим средством: сок из свежих ягод способствует выведению веснушек, лечению угрей, отбеливает кожу.

Калина противопоказания. Противопоказана калина при подагре, болезни почек, повышенной свертываемости крови, склонности к тромбообразованию.

http://www.mplants.org.ua/view_main_right.php?id=6

Рубрики:  Лекарственные растения

Карагана древовидная

Четверг, 21 Ноября 2013 г. 09:41 + в цитатник

Полезные свойства караганы

карагана

В лекарственных целях используют цветы караганы, мед и веточки с нераскрытыми бутонами. Сбор производят в течение всего года, цветы собирают в мае, когда они расцветают. Собранное в весенний период сырье считается наиболее подходящим для лечебных препаратов. Надземную часть сушат в тени. Растение можно выращивать дома в горшке для пополнения домашней аптечки витамином C. Незрелые семена рекомендуется сушить в негорячей духовке; бутоны сушат, раскладывая их тонким слоем и часто переворачивая.

 

Применение караганы

Важное свойство растения заключается в том, что это один из лучших медоносов. В народной медицине его используют при самых разных воспалительных заболеваниях. Отвары и настои из надземной части применяют для лечения желудочно-кишечных заболеваний, а также как противовоспалительное средство при заболеваниях слизистых оболочек рта и горла. Водный настой из листьев и коры рекомендуют при атеросклерозе, головной боли, изжоге и диатезе.

Отвар из листьев: 10 г заготовленного сырья необходимо кипятить на водяной бане в течение 15 мин., предварительно залив стаканом кипящей воды, затем оставить до полного охлаждения и процедить. Дозировка – 1 чайная ложка отвара 3–4 раза в день.

Отвар из ветвей: 3 столовых ложки сухих измельченных веточек растения требуется залить 500 мл воды и поставить смесь на водяную баню на 5–6 минут. После кипячения состав нужно настоять 1 час и процедить. Дозировка отвара – 2 столовых ложки до еды 3 раза в день.

 

Карагана древовидная

Это кустарник или деревце с гладкой зеленовато-серой корой, достигающее в высоту 5–7 метров, светолюбивый мезофит. Листья у него парноперистосложные, с 4–8 яйцевидными светло-зелеными листочками. Цветки желтые, собраны в небольшие пучки по 2–5 штук в пазухах листьев. Плоды – голые линейные бобы. Цветет данный вид в мае-июне, плоды вызревают в июле-августе. Растение можно встретить в лесной и лесостепной зонах Сибири, Средней Азии, в Северном Китае, Монголии и Прибалтике. Растет карагана древовидная на степных, каменистых и песчаных склонах, по берегам рек.

В семенах растения содержатся крахмал, целлюлоза, дубильные вещества, жирное масло, белки. В листьях обнаружен протеин, клетчатка, аскорбиновая кислота, каротин. В народной медицине кору и корни применяют при острых респираторных заболеваниях, листья используют при аллергии. Еще отвар из листьев обладает сильным антибактериальным действием. Растение – хороший медонос, вырабатывающий много нектара и высокопитательную пыльцу.

Отвар: 1 столовую ложку сухой нарезанной коры следует кипятить 8–10 мин в 0,5 литра воды, оставить на 2 часа для настаивания и процедить. Рекомендуется прием отвара 3 раза в день по полстакана для профилактики и лечения атеросклероза.

Настой: 2 столовых ложки измельченных сухих листочков необходимо залить 250 мл кипятка и настаивать 2 часа в закрытой посуде, после чего процедить через несколько слоев марли и пить 2–3 раза в день по 2 столовых ложки при изжоге.

Карагана кустарниковая

Это ценный почвоукрепляющий вид, достигающий в высоту 1,5–2 м. Он имеет густое ветвление, дает много корневых отпрысков. Листья перистые, четверные, светло-зеленого цвета. Золотистые цветки одиночные, по 2–3 штуки в пучках, распускаются в мае. Распространенорастение в Западной и Восточной Сибири, Средней Азии, Прибалтике. Растет оно на лесных опушках, на открытых степных склонах, по берегам рек, на песчаных и каменистых осыпях. Карагана кустарниковая не относится к лекарственным растениям.

 

Противопоказания к употреблению караганы

Противопоказаниями к применению караганы являются индивидуальная непереносимость и гипервитаминоз. Препараты из плодов считаются токсичными, их передозировка опасна, от нее страдают почки и печень. При отравлении появляются слабость, тошнота, рвота, боли в желудке, холодный пот, судороги, галлюцинации. Смерть может наступить через 1–2 часа от паралича дыхания. При появлении подобных симптомов следует максимально быстро опорожнить желудок и отвезти человека в больницу. Не рекомендовано принимать препараты на основе караганы беременным и кормящим женщинам.

Рубрики:  Лекарственные растения

Калужница болотная

Четверг, 21 Ноября 2013 г. 09:33 + в цитатник

Калужница болотная

автор Ирина Тугай, фото автора

калужница болотная

Калужница болотная является одним из нарядных первоцветов, знаменующих пробуждение природы после зимнего сна. 
В солнечный апрельский денёк наши глаза едва способны выдержать тройной контраст, создаваемый сочными пятнами лаково-блестящих изумрудных листьев калужницы и её ярко-жёлтых цветков на тёмном фоне беззащитно-голой весенней земли...

Калужница болотная (Caltha palustris) - изобильно растущее по берегам водоёмов, по топким болотистым низинам, в заболоченных лесах и лугах многолетнее декоративноцветущее растение семейства лютиковых (Ranunculaceae).

Латинское слово Caltha – название календулы, употреблённое Вергилием и Плинием, которое Карл Линней ничтоже сумняшеся перенёс на калужницу. А видовое латинское название palustris ("болотный") дано влаголюбивой калужнице по местам произрастания.

Русское название «калужница» - производное от диалектного «калуга» - "топь, болото". На украинском языке имеется соответствие «калюжа» - "лужа". 
В словаре Даля даются синонимы калужницы: желтоглазжелтоголовка,желтый зверобойвалахкуриная слепоталататьевороньи глазки,ноготной/коровий цветводяная змейка
Название «ноготной цвет» указывает на применение калужницы при заболеваниях ногтей (панариций и пр.). 
Белорусское название калужницы «лотаць» (и русский вариант «лататье»), как предполагается, первоначально обозначало "лист". Это имя очень древнего происхождения - имеется во многих славянских языках и применяется, как правило, к водным или околоводным растениям с широкоокруглыми листьями (например, кубышкакувшинка). 
Другие белорусские имена калужницы в основном являются фонетическими вариантами лотаци (лотась, лота, латацень, латаць, латоцце, локаць). Есть ещё такой ряд: лопух, лапушок, лапушнік, мядзвежая лапка (связан с размером листьев), а также нюнькі, пухачы, булбушка, жаўтушнік, качынец (от качка "утка", поскольку семена поедают птицы, утки в том числе?), масляначка (за лоснящиеся, словно жиром намазанные листья и цветки калужницы).

Калужница в природе и в саду

Калужница имеет около 20 видов. Калужница болотная – наиболее распространённый вид, произрастающий в Западной и Восточной Европе, на Кавказе, в Сибири (без арктических областей), на Дальнем Востоке, в Северной Америке - заполняет умеренный пояс практически всего Северного полушария.

На протяжении своего огромного ареала калужница болотная демонстрирует изменчивость: известны формы, погруженные в воду; с плавающими листьями и др. В зависимости от условий роста, растение достигает высоты 15–60 см.

Калужница обычно встречается зарослями и большими группами, чему способствует хорошее вегетативное размножение. Маломощная мочковатая корневая система калужницы весной, с наступлением положительных температур, выносит прямой или приподнимающийся полый стебель, ветвящийся в верхней части. Толстые листья снизу на черешках - округло-сердцевидные; на стебле - сидячие, более мелкие, почковидные. На листьях хорошо заметен узор веерообразно расходящихся светлых жилок. 
Интересно, что под водой растущие листья калужницы имеют тёмно-красный цвет; но, освободившись от водного плена, они постепенно зеленеют.

Цветёт калужница с апреля, пока листья на деревьях свернуты в почки, и до конца мая. Цветки у неё крупные (около 5 см в диаметре и даже больше), нестерпимо-жёлтой окраски; на одном растении одновременно бывает до 20 шт. Из ярких цветков калужницы можно добывать жёлтую краску.

Считается, что блестящие лепестки калужницы фокусируют солнечный свет, чем повышают температуру внутри цветка и увеличивают шансы на опыление. Насекомые (пчёлы, журчалки, др.) стремятся залезть в эти уютные цветки погреться, а заодно поесть пыльцы и нектара, выделяющегося в маленькое углубление основания цветка.

Цветоносные побеги калужницы отмирают после плодоношения, а прикорневые листья остаются вегетировать. Ведь растению нужно создать запасы для раннего цветения в будущем году. Летние листья калужницы постепенно расширяют площадь своих пластинок (но в эту пору они, естественно, уже теряются среди других трав).

Плоды калужницы состоят из листовок, распространяемых водой. На одном экземпляре может образоваться до 3 тысяч семян! 
Калужница имеет существенное значение в питании многих птиц – её многочисленные плавающие семена скапливаются у берегов и служат пищей пернатым.

Формирование молодого растения-сеянца идет медленно; калужница зацветает в возрасте около десяти лет.

Махровые сорта калужницы болотной пользуются большой популярностью у садоводов. Также в качестве декоративного растения используется калужница многолепестная (Caltha polypetala).

На языке цветов калужница обозначает задумчивость.

Калужница в кулинарии

Калужница болотная – ядовитое растение, обладающее лекарственными свойствами. 
Свежая трава калужницы довольно токсична, особенно во время цветения и плодоношения (однако для серьёзного отравления нужны солидные дозы).

Калужница считается ядовитой для лошадей и коров, однако животные редко съедают большое количество её листвы. Организм коров немедленно реагирует на это резким падением удоев.

Несмотря на данные факты, калужница болотная относится к пищевым растениям.

Цветочные бутоны калужницы перерабатываются в пикантный продукт под названием "немецкие каперсы". Для желающих его попробовать, вот рецепт. Залить кипятком 500 г нераспустившихся бутонов калужницы болотной и выдержать 3 часа. Воду слить, залить маринадом (взять 1 л уксуса, 25 г соли, 25 г сахара, перец, лавровый лист; проварить), пастеризовать некоторое время, герметично укупорить. Хранить в холодном месте. Использовать для заправок щей и солянок, вторых блюд.

Напомню, что натуральные каперсы, без которых немыслим изысканный стол, также являются маринованными бутонами южного растения Capparis herbacea.

В давние времена, особенно в неурожайные годы, высушенные корни и стебли калужницы подмешивались в муку для выпечки хлеба.

Калужница в медицине

Калужница болотная применяется в народной медицине, преимущественно наружно.

Как уже упоминалось, калужница используется при заболеваниях ногтей. 
Обваренные кипятком листья калужницы, завёрнутые в марлю, прикладывают как противовоспалительное, ранозаживляющее и болеутоляющее средство на ожоги, язвы, экземы, аллергические высыпания. Или же используют отвар листьев для обмываний и ванн.

В малых дозах настой или отвар калужницы пили при простудных заболеваниях, высокой температуре, болезненных менструациях.

Сок листьев калужницы применяют для сведения бородавок.

 

Ирина Тугай (Республика Беларусь) 

http://www.gardenia.ru/pages/kaluj002.htm

Рубрики:  Лекарственные растения

Фартушок для "дзевачкі"

Среда, 20 Ноября 2013 г. 13:43 + в цитатник

Перад тым, як адправіцца ў лясны куток з каменным аброчным крыжам, Ганна Елісееўна Ашомка паведаміла, што нельга шкодзіць каменю і, крый Божа, яго распранаць. "Бо аднойчы знайшліся цікавыя, захацелі паглядзець, што пад ручнікамі, альбо праверыць, ці здарыцца што, — прыгадала нейкую далёкую гісторыю жыхарка вёскі Баравое. — Дык як пацямнела неба, загрымела, біла маланка гэтак, што ледзь іх не пазабівала!"

У акрузе Мілашэвіч Лельчыцкага раёна некаторыя культавыя крыжы ўяўляюць жаночыя вобразы. Гэтае ўрочышча за вёскай Баравое называюць па-рознаму. Адны кажуць "камень", іншыя "баба" альбо "дзевачка".

— Раней крыж сапраўды быў падобны на жанчыну, у яго нават грудзі былі, як у жанчыны, але цяпер ён схаваўся ў зямлю, — кажа Ганна Елісееўна. Яна з маленства памятае гэтае язычніцкае месца — побач хадзілі ў ягады, навокал пагорка было поле. Цяпер шуміць малады хвойнік, і без памагатых, як Ганна Ашомка, знайсці "дзевачку" няпроста. Можна доўга блукаць побач і не заўважыць яе. Лепей за ўсё прыходзіць сюды не з пустымі рукамі: з галінкай вярбы, пукам валошак або жменяй чарніц. Калі ж давядзецца абракацца, трэба павязаць ручнік ці фартушок. Ганна Елісееўна наклала на "дзевачку" зялёную атласную тканіну ў выглядзе фартуха і штосьці неўпрыкмет прашаптала. Мы ціха пакінулі ўрочышча і вярнуліся ў вёску.

 

Анатоль Кляшчук. Фота аўтара
Рубрики:  Родны край

Перенесение мощей святителя Николая

Среда, 20 Ноября 2013 г. 13:40 + в цитатник

Перенесение мощей святителя Николая

 Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр богословия

святитель Николай Чудотворец

22 мая – память перенесения мощей святителя Николая из города Миры Ликийские в Бари 1. Этот город расположен на юге итальянского полуострова у Адриатического моря в древней области Апулия.

А само событие произошло в 1087 г.

Но сначала немного истории. Около 1036 года провинция Ликия с Мирами подпала под власть турков сельджуков.

«Они прошли, - говорится в летописях, - по всем городам и селам, от Корсуня в Крыму до Антиохии и Иерусалима, и при этом иссекали мужчин, а женщин и детей брали в плен и сжигали дома и имущество. Церкви и монастыри опустели, и города перешли во власть неверных. Тогда были опустошены и Миры Ликийские, в которых почивало тело святителя Николая» 2.

Святителя Николая уже тогда почитали не только христиане, но и язычники и мусульмане 3, и потому понятно желание жителей итальянских купеческих городов, торговавших с Малой Азией, приобрести мощи Николая Чудотворца. Ведь он был один из самых известных святых и считался покровителем мореплавания 4.

Но особенно усердствовали власти Венеции и Бари. Они как бы состязались, кто кого опередит. Корабль из Бар пришел в Миры первым. И тут произошла история, похожая на приключенческий роман.

Матросы сразу же двинулись в церковь св. Николая Чудотворца, благо, она была за стенами тогдашнего города. А при церкви жило всего четыре монаха. Их запугали и заставили показать место, где находились мощи. Найти их было непросто, потому что раку с мощами прятали под полом. Чтобы монахи не подняли шума, баряне связали их, раскопали пол, нашли раку, быстро вынесли её из церкви и перенесли на корабль.

И только когда корабль отплыл, горожане узнали: иноземцы украли мощи. Люди стали сбегаться на набережную, плакали и рыдали, но было уже поздно.

9 мая 1087 года после 19-дневного плавания мощи прибыли в Бари.

Жители города соорудили в честь святителя Николая великолепную церковь, и через три года после перенесения мощей туда приехал Папа Римский Урбан Второй (+1099), который освятил её и поместил в ней мощи 5. Предполагают, что именно он и установил праздник перенесения мощей святителя Николая, но как местный, и только для Апулии. В других странах под юрисдикцией Папы его еще долго не знали 6.

Мы видим, все происходит на Западе. Способ «перенесения», а скорее похищения мощей далеко не самый благовидный, хотя и ему есть объяснение. Величайшая христианская святыня была в опасности и могла просто бесследно пропасть. А в Мирах, и в правду, её никто не мог защитить 7.

Но как этот праздник появился на Руси? Ведь у греков его нет? Из истории древней русской Церкви видно, что он был установлен при митрополите Киевском Иоанне Втором (1077-1089) в 1089 году.

Почему русские посчитали это событие праздником, ответить трудно. Академик Е. Голубинский предполагает: русским казалось, что перенесением мощей удалось уберечь их от иноверных, как тогда называли мусульман, и сохранить в христианских руках.

Кроме того, православные греки из Италии, которых в Апулии жило много, и которые торговали с Киевом вместе с итальянцами, могли уверять русских, будто перенесение совершилось по их желанию и при их содействии, и будто святитель Николай пожелал лежать в неправославной Италии именно ради них православных.

Но если это так, то русские вполне резонно видели в перенесении мощей событие радостное, а не скорбное. А множество чудес, которые по слухам тогда произошли в Бари, еще больше убеждали в правильности такого мнения8.

Но есть и еще два важных момента.

Во-первых, этот праздник свидетельствует о том, что распад церковного единства между христианским Востоком и Западом произошел не в 1054 году, а продолжался довольно долго. Известный богослов протоиерей Иоанн Мейендорф (+1992) считает, что раскол по-настоящему начался с крестовыми походами, и окончательно закрепился только после 4-го крестового похода (1204 г.), когда крестоносцы захватили столицу Византии Константинополь и установили параллельную латинскую иерархию, так называемый латинский патриархат 9.

А Н. М. Карамзин (+1826) вообще считает, что русские не чувствовали, что вводят праздник Западной Церкви, который отвергают греки. «Мы, - говорит он, - имели тогда дружелюбные отношения с Римом» 10.

И второй момент - нравственный. Перенесение мощей святителя Николая учит нас не привыкать к святыне. Они были в Мирах с незапамятных времен, жители привыкли к ним, и потеряли ощущение, что это – дивное чудо Божие, а не достопримечательность их города.

Так часто бывает и с нами. Я как-то был в Пскове, и долго спрашивал прохожих, где храм Одигитрии. Никто не мог мне толком сказать, хотя многие всю жизнь прожили в Пскове и много раз проходили мимо него. А церковь - шедевр древнерусской архитектуры, как оказалось, находится в центре города.

То же самое можно сказать и о нашей вере. Много ли мы знаем о ней. Привыкли и успокоились. Как-то один уже пожилой человек на вопрос, как у него дела с верой, выпалил мне в ответ: «Я - крещеный с детства!». И он абсолютно уверен, что этого вполне достаточно, чтобы считать себя не просто верующим, а верующим хорошей пробы и со стажем.

Ну, а мы? Многим ли отличаемся от него?

Примечания:

1. «Мощи святых иногда суть более или менее целые тела (кости с плотию), иногда же одни кости, обнаженные от тела. Таковы мощи сохранившиеся в очень значительной части древних святых, таковы же и мощи святых православной русской церкви. И само название останков святых «мощи» (древнеславянское «мощи» переводят греческим « leipsania», латинским «relique» - останки) прилагалось в древности как для обозначения обретаемых костей св. угодников Божиих, так и для обозначения нетленно почивающих целых тел святых людей Божиих» (Малиновский Н., протоиерей. Почитание мощей святых угодников. Православно-догматическое богословие. Т. 3. Сергиев Посад, 1909. С. 628).

«Что слово» мощи» главным и собственным образом означало не целое тело, а часть и частицу тела видно из того, что слово это употреблялось в нарицательном смысле частицы священного предмета: разобрать какой – нибудь священный предмет на частицы» (Голубинский Е. История канонизации святых в русской Церкви. М., 1903. С. 299).

Аналогии к почитанию мощей святых преподобный Иоанн Дамаскин (+749) находит в образах Ветхого Завета:

«Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается в этом! Ибо если, по воле Божией, истекла в пустыне вода из крепкой и твердой скалы, а для жаждущего Самсона – из челюсти ослиной , то неужели невероятно, что из мученических мощей истекает благовонное миро? Никоим образом, - по крайней мере, для тех, которые знают могущество Божие и то, какой чести удостаивает Он святых» (Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Книга 4. Глава 15. О почитании святых и их мощей. Творения. Т. 1. СПб.: Репринт, 1913. С. 319).

А святитель Филарет Московский (+1867) для объяснения благодатной силы мощей использует образ сосуда:

«…Как сосуд, в котором долго хранится благовонное вещество, заимствует от неё силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем, и даже благоухает ею для других. И поскольку сила Христова нетленна, то естественно, что, вселяясь (2 Кор. 12, 9) в человеков, которые Христовы (Гал. 5, 24), и телам их сообщает нетление. Поскольку сила Христова всемогуща, то с естеством её согласно и то, что она через них чудодействует, когда это благоугодно Господу, подобно тому, как некогда чудодействовала через платки и опоясания, которые были на теле святого апостола Павла, и пряняли в себя пот его (Деян. 19, 12), и через одно осенение тенью святого апостола Петра (Деян. 5, 15)…»

И далее поясняет смысл явления мощей:

«…До ныне телеса усопших святых являются в нетлении, с силою чудодейственною и живоносною, для удостоверения нас живущих…в воскресении Христовом и в нашем будущем воскресении, для укрепления в подвигах против греха и смерти, для возбуждения невнимательных и нерадивых к подвигам благочестия» (Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Слово (XLV) (16) о нетлении святых мощей, на память преподобного Сергия. Слова и речи. Т. 2. М.: Репринт, 1874. С. 20, 22).

Приведем еще несколько мнений о происхождении и характере почитания мощей на христианском Востоке и Западе:

«…Почитание мощей имеет целый ряд религиозных и исторических предпосылок: это -почитание предков, их могил и памятных предметов, вера в загробную жизнь умершего и его присутствие в могиле и, наконец, идея о том, что в загробной жизни необходимы будут останки, крайним примером этого верования является практика мумифицирования трупов.

В христианстве вера в воскресение земного тела утверждалась на евангельской истории в Воскресении Христа… На этом основании христианская антропология учила о неразрывности связи тела и души… Божественная благодать через душу пронизывала тело, через которое, в свою очередь могли совершаться чудеса.

Подобно Воскресшему телу Иисуса, тела святых могли оставаться нетленными или сохраняться как мощи… В первое тысячелетие кощунственным считалось раздробление мощей…Отделять можно было только «растущие части», такие как: волосы, зубы и ногти. Наряду с телесными останками (первичные реликвии) почитались также и вторичные реликвии. Сюда относилось всё, чем святой владел, к чему он прикасался и о чем говорил, а также всё с его могилы вплоть до пыли с покрывала или масла горящей лампадки…

От Иисуса, в силу Его Воскресения, не осталось первичных реликвий, показывали только обрезанную крайнюю плоть и кровь, пролитую на кресте, а от Марии Девы, взятой на небо, молоко и волосы…Вторичных же реликвий было множество: крест, ясли, части одежды и разные предметы…» (Lexikon des Mittelalters. Band 7. Stuttgart – Weimer, 1999. S. 702-703).

«В качестве вообще останков святых, по уверениям лютеранских богословов первых времен реформации, римско-католические священники будто бы показывали народу перо архангела Михаила, выпавшее у него из крыла в борьбе с диаволом, - рог, из которого пил пророк Моисей, луч той звезды, которая вела волхвов в Вифлеем, даже слезы Спасителя, пролитые при воскрешении Лазаря…и т. д.»(Малиновский Н. Указ. соч. С. 645).

«…Пятый карфагенский собор (правило 10) постановил, чтобы ни один храм не строился иначе, как на мощах мучеников, которые полагались под алтарем. На Востоке первые базилики были построены на могилах мучеников над их мощами. На Западе, после 4-го века мощи обыкновенно полагались либо при входе в храм, чтобы каждый входящий мог воздать им чествование, либо по ту или другую сторону алтаря. Мощи находились также в домашних церквах, помещались частицами в крестах, запрестольных и напрестольных. Случалось, что города спорили между собой о праве владеть мощами святого (например, Тур и Пуатье - о мощах святого Мартина) В настоящее время каждый православных храм имеет мощи того или иного святого.

Смысл этого всеобщего и непрерывного, почти от начала церкви, чествования мощей выяснен целым рядом знаменитейший отцов Церкви восточной и западной (Ефрем Сирин (+373), Кирилл Иерусалимский (+386), Григорий Богослов (+389), Иоанн Златоуст (+407), Амвросий (Медиоланский) (+397), Иероним (Стридонский) (+420 , и особенно Августин (+430 , Кирилл Александрийский (+444), Исидор Пелусиот (+450) ,… Иоанн Дамаскин (+749). Оно основывается на учении Св. Писания о высоком предназначении человеческих тел, как храмов Святого Духа, к участию, вместе с душами, в бессмертии; на общей уверенности в святости, во время жизни, тех, чьи мощи чтутся; более же всего- на чудесах, совершавшихся на глазах у всех, при посредстве мощей. Чтутся мощи «благочестиво, но не боголепно», в том же смысле, в каком чтутся иконы. Учение о почитании мощей утверждено 7-м Вселенским Собором (787), правило 7-е, определявшим, что епископ, который освятит храм без мощей, подлежит извержению» (Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 39. Терра, 1992. С. 93-94).

2. Жития святых. Книга 9. Сказание о перенесении мощей святителя Николая, архиепископа Мирликийского. М.: Репринт, 1908. С. 292; Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1995. С. 207-208.

3. «Николай – архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии) великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и после смерти, «правило веры и образ кротости», чтимый повсеместно в христианской Церкви, Восточной и Западной, в еретических обществах Востока и даже часто между мусульманами (на Востоке) и язычниками (в России)» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 41. Терра, 1992. С. 115).

4. Кроме покровительства мореплаванию, святитель Николай считался скорым помощником осужденных и плененных, девственниц и девушек, ищущих замужества, торговцев зерном и пекарей, больных детей, путешественников, паломников, купцов, монахов, духовенства и школьников (Lexikon des Mittelalters. Band 6. Stuttgart – Weimer, 1999. S. 1174).

А в современной Америке он до сих пор считается покровителем банковских работников. (Die Religion in Geschichte und Gegewart. Band 4. Tuebingen, 1986. S. 1490).

Этот патронат над разными классами людей основан на сюжетах жития святителя Николая:

«Так чудесное освобождение из темницы трех невинно осужденных военачальников, стало причиной его почитания как покровителя плененных и осужденных. Легендарное спасение потерпевших кораблекрушение, дало повод обращаться к нему как покровителю мореплавателей. Такую же роль сыграло повествование о тайной помощи деньгами трем девицам, с целью помощь им выйти замуж..»(Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 7. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1998. S. 859-860).

5. Исследователи считают, что на «Западе впервые святые мощи извлек из земли и перенес с места на место святитель Амвросий Медиоланский в 386 году. Папы, напротив, еще долго придерживались античного принципа неприкосновенности места погребения и строили алтари над могилами, не вскрывая их и не извлекая оттуда останков. Но по-настоящему перенесение мощей начинается в эпоху Каролингов, под властью которых оказался Рим, причем это могло происходить на большие расстояния. В 7-м веке возникает традиция поставления раки святого на возвышенном месте в восточной части алтаря за престолом. Обретение, перенесение и возвышение мощей стали восприниматься как литургический чин, который по своему значению приравнивался к канонизации, которая в последующие века стала совершаться Папой» (Lexikon fuer Theologie und Kirche. Band 8. Freiburg – Basel – Rom – Wien, 1998. S. 1093- 1094).

6. Макарий, митрополит Московский. История русской Церкви. Т. 2. СПб.: Репринт, 1889. Bruecken –Verlag, 1968. С. 227-231.

Диакон Андрей Кураев рассматривает события, связанные с переносом мощей святителя Николая в Бари, в такой последовательности:

«В Бари мощи прибывают 9-го мая 1087 года. Разрыв отношений между Римом и Константинополем произошел ранее – в 1054 году. В 1070 году норманны (союзники папы и враги греко-русского войска) захватывают Бари, и сразу же епископ Бари Андрей (чьё управление епархией приходится на 1062-1078 годы) переходит от константинопольского патриарха под римского папу. Преемника Андрея по барийской кафедре – Урсона (1078-1089) – рукополагал уже непосредственно папа Григорий 7-й.

Богослужение на юге Италии еще долго сохранялось привычно-греческим, но в смысле канонической зависимости и догматического единомыслия этот регион, как видим, был связан с Римом уже за 17 лет до переноса туда мощей святителя Николая.

Праздник переноса мощей впервые римский папа Урбан назначает на 1090 год. Это папское решение имело место 1 октября 1089 года (папа был в Бари по приглашению норманских герцогов для рукоположения нового барийского епископа – Илии – и для освящения новопостроенного храма святителя Николая). На Руси же этот праздник появляется в 1092 году» (Кураев Андрей, диакон. Церковь в мире людей. М., 2006. С. 297).

7. «Жители Бари желали получить только мощи, и оставили в Мирах чудотворную икону и скопившееся в раке миро, ибо Николай слыл мироточивым святым, мощи которого постоянно выделяли в большом количестве жидкость. В рассказе о перенесении мощей на это указывается несколько раз. Миро считалось действенным средством против любого несчастья и его можно было носить с собой с небольших сосудах. Интересно, что и частички мощей святого Николая тоже выделяли ту же жидкость, как, например, часть перста, которая уже с 1065 года хранилась в аббатстве Горце, затем в Сант – Николаус де Порт, ставшим в 12 веке самым большим во Франции местом почитания Святителя Николая» (Theologische Realenzyklopeadie. Band 24. Berlin – New-York, 1994. S. 568).

А, вообще, похищение мощей - еще достаточно безобидный способ их приобретения. Средневековая история знала куда более экстравагантные и фанатичные формы:

«…Телу преставившегося подвижника грозила опасность быть буквально разорванным на реликвии еще до захоронения. Похороны св. Авраамия, епископа Карийского (умер в первой половине 5-го века) описаны так: «Сбежались горожане, сбежались чужеземцы и все крестьяне... У одра стояли многочисленные ликторы (охрана), угрозами распугивая тех, кто пытался сорвать с трупа одежды и унести их.

Ещё одно свидетельство 5-го века – это житие святого Ипатия (+446): «Толпа начала терзать похоронное ложе, желая взять частицы одежды себе на благословение. Один разрезал ножом саван, другой хватал плащ, третий волосы из его бороды…»

А в житии Даниила Столпника (+493) «народ потребовал, чтобы ему перед похоронами показали преподобного, и от того случилось немалое смятение… Архиепископ Евфимий, опасаясь, как бы тело не было растерзано толпой, распорядился положить его в свинцовый гроб…»

Похороны патриарха Игнатия в 877 году описываются так: «Насколько свят он был для паствы, что даже скамьи, которые были поставлены возле одра, на котором он лежал, были разобраны словно мощи. И покрывало, возлежавшее на нем, было разорвано на десятки тысяч частиц и роздано верующим как священный дар. Да и само тело едва было збавлено от тех, кто его хватал, и перенесено в храм великомученика Мины»…

Мощи скончавшегося святого Лазаря Галесиота: «разделили между собой богобоязненные люди, одним досталось одно, другим другое. Осталась только его святая голова, которая и содержится до сих пор в ковчеге при храме Спаса».

Около 1000 года народ в горах Умбрии хотел убить отшельника Ромуальда, чтобы только овладеть его останками.

Монахи монастыря Фоссануова, где умер Фома Аквинский (+1274), из страха, что от них может ускользнуть бесценная реликвия, буквально консервируют тело своего учителя: обезглавливают, вываривают, препарируют.

До того, как тело скончавшейся Елизаветы Тюрингской было предано земле, толпа её почитателей не только отрывала и отрезала частички плата, которым было покрыто её лицо; у неё отрезали волосы, ногти и даже кусочки ногтей и соски» (Серафим (Параманов), иеромонах. Закон любви. М., 2006. С. 135-137).

8. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 1. Период первый, Киевский или домонгольский. Вторая половина тома. М.: Репринт, 1904. С. 399.

9. Мейендорф Иоанн, протоиерей. Рим и Православие. В сборнике: Живое предание. СПб., 1997. С. 89.

Приведем это его мнение подробнее:

«Историки часто считают настоящим началом раскола крестовые походы и, в частности, нападение крестоносцев на Константинополь в 1204 г. Совершенно ясно, что установление параллельной латинской иерархии, и, в особенности, латинского патриархата в Константинополе, было очевидным проявлением раскола. Во всяком случае, после григорианских реформ папство считало себя высшим авторитетом в христианстве. Всякое оспаривание этого авторитета рассматривалось как акт раскола и ересь.

Тем временем, несмотря на все преступления, совершенные крестоносцами, на Востоке, видимо, дольше придерживались той мысли, что латинский Запад остается частью христианской Экумены. Это можно сказать не только о «латинофонах», которые постоянно толкали слабеющую империю Палеологов на «политическую унию с Римом для получения помощи против турок, но также и о более консервативных православных кругах.

Этим круги, придавая большое значение богословским вопросам, в особенности, добавлению Филиокве к Символу веры, считали, что для преодоления раскола как предварительное условие необходим собор единения, где эти различия смогут открыто обсуждаться и получить разрешение.

В течение всего 14-го века споры между Востоком и Западом сосредотачивались на идее собора. Но должен ли сбор предварять соединение, как хотели византийцы, или же предварительным его условием является акт «покаяния» и «возвращения»?

Папы придерживались последнего мнения до тех пор, пока само папство не было поставлено под вопрос соборным движением на Западе. Провозгласив превосходств собора над папой, Констанцкий собор подорвал прежнюю позицию пап и привел впоследствии к «собору единения» в Ферраре и Флоренции (1438-1439). По иронии судьбы Флорентийский собор закончился двойной трагедией: концом «концилиаризма» на Западе и окончательным разрывом между Востоком и Западом. И действительно, флорентийское постановление должно было вызвать реакцию.

Измученной и отчаявшейся греческой делегации оно навязало традиционные западные взгляды на Филиокве и чистилище. И наконец, главное, оно определило, что положение римского первосвященника предполагает его полную власть (plena potestasa) окормлять вселенскую Церковь, управлять и руководить ею. Большинство греков, подписавших это постановление, позже отказалось от своей подписи. Русская Церковь отвергла митрополита Исидора, одного из устроителей унии. После турецкого завоевания константинопольская патриархия официально поместила латинских христиан во «второю категорию» еретиков, которых адлежало принимать в Церковь через миропомазание в соответствии с 95 правилом Пято-Шестого собора (692 г.)» (Там же).

Так же думает и известный знаток истории Византийской церкви профессор А. П. Лебедев (+1908):

«Говоря… о том, при каких условиях развивалась и в каких формах развивалась религиозная вражда двух церквей - латинской и греческой в 12, 13 и 14 веках, мы не должны однакож думать, что в это время действительно порваны все связи Запада с Востоком в религиозном отношении…Мы хотим указать факты…, которые свидетельствуют, что, случалось, самые видные представители той и другой церкви забывали о своей взаимной религиозной неприязни, относясь одни к другим как члены единой нераздельной церкви.

К таким фактам мы причисляем частые браки Латинян с Греками и наоборот, причем религиозные разногласия не препятствуют заключению брачных уз. Так в 12-м веке первая и вторая жена Мануила Комнина (+1180) были латинянки. Племянница этого императора Мария Комнина была в замужестве за Фридрихом Барбароссой, а потом за венгерским принцем Стефаном. Сын того же Мануила Алексей 2-й Комнин (+1183) был повенчан с французской принцессой Агнессой. Многочисленные примеры подобных браков можно находить и позднее…

В это время еще встречаются случаи богослужебного общения Греков с Латинянами. Это видим при посещении Константинополя в половине 12-го века французским королем Людовиком 7-м, Конрадом 3-м и другими западными князьями. В царствование императора Иоанна Комнина (+1143) аббат Петр Клюнийский обращается к императору с просьбой о восстановлении находившегося в Константинополе монастыря, принадлежавшего Клюнийской конгрегации, а это предполагает более или менее дружелюбное расположение между церквами.

Далее следует упомянуть, что император Мануил в письме к Конраду 3-му называет латинян и Греков единоверными…

Некоторые греческие писатели и богословы тех времен смотрели снисходительно на церковь латинскую с её теологическими и обрядовыми особеностями, и наоборот – некоторые латинские писатели теми же глазами смотрели на церковь греческую. Те и другие…отстраняли от себя мысль, что разделение церквей есть дело решительное и бесповоротное. С латинской стороны… заслуживает внимания воззрение Петра Клюнийского и Бернарда Клевросского. Первый в 12-м веке писал византийскому патриарху Иоанну Халкедонию: «Хотя мы и разделены с вами пространственно и различием языков, однакож мы соединены неразрывно единством веры и любви…»

Не без христианских симпатий относится в Латинянам так же и Димитрий Хоматин, архиепископ болгарский (13 век)…Димитрию приходилось отвечать на вопрос: «Можно ли православному епископу входить в храмы латинские и молиться здесь, и позволительно ли преподавать евхаристию Латинянам, если они приходят в греческие храмы?»

Ответ Димитрия был таков: если кого приглашают придти в латинскую церковь, то он без всякого сомнения должен идти туда, ибо Латиняне поставляют иконы в своих храмах и почитают их; а также нет препятствия преподавать евхаристию Латинянам, если они приходят в православную церковь…

В духе терпимости говорит о Латинянах и Симеон, архиепископ Фессалоникийский (+1429 ), а заметим, он жил в 15-веке, когда рознь между греческой и латинской церковью зашла очень далеко…» (Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца 1-го до половины 15-го века. СПб., 2003. С. 37, 38, 39).

10. Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 2. СПб.: Репринт, 1892. The Hague, 1969. C. 69.

http://minds.by/article/94.html

Рубрики:  Православие

Рябина обыкновенная

Среда, 20 Ноября 2013 г. 13:33 + в цитатник

Рябина обыкновенная - лечебные свойства, рецепты, применение

Рябина красная - это не только прекрасное декоративное дерево, но она еще ценится своими лечебными свойствами. Это небольшое дерево или куст (до 15 м высотой) с гладкой серой корой и густой кроной. 

Молодые ветки серовато-красные, опушенные, с большими пушистыми почками. Листья опушенные, непарноперистые с 5-11 парами продолговато-ланцетных, неравномерно острозубых листочков. Цветки белые, расположены в зонтичных соцветиях. 

Растёт повсюду: в подлесках, на лесных полянах, высаживается вдоль дорог, в парках и садах. 

Зацветает рябина в мае-июне. Плоды, ягодоподобные, шаровидные, оранжево-красные (размером с горошину), горьковатые, терпкие. Созревают они в сентябре и до глубокой зимы остаются на дереве. От примораживания они теряют горечь и терпкость и приобретают приятный вкус.

Спелые плоды рябины красной содержат органические кислоты: яблочную, сорбиновую, лимонную, янтарную, винную; дубильные и пектиновые вещества, аминокислоты,сорбит и сорбозу, эфирные масла, витамин С  (в свежих плодах), соли калия, кальция, магния, натрия. 

Наличие витамина Р ставит рябину на одно из первых мест среди других плодовых растений. 

Плоды её используют как поливитаминное средство и каротиносодержащее сырьё для кондитерского производства, для изготовления безалкогольных напитков, также наливок, ликёров, водок. При консервировании из них готовят желе, повидло, мармелад, варенье, пастилу, конфеты. 

Рябина обыкновенная в научной медицине применяется как поливитаминный, мочегонный и кровоостанавливающий препарат.
Хорошее мочегонное и слабительное действие оказывает сироп из сока свежих, хорошо созревших плодов (сок из 1 кг плодов варят с 600 г сахара); он применяется при ревматических болях, камнях в почках и мочевом пузыре. Это также отличное средство при авитаминозе С. 

Настой или чай из ягод рябины (чайная ложка на 1 стакан кипящей воды) принимают по 0,5 стакана 1-3 раза в день как ценное поливитаминное средство при аллергических и других заболеваниях кожи. 

Препараты из плодов рябины обыкновенной вызывают понижение количества жира в печени и холестерина в крови, повышают резистентность кровеносных сосудов.

В народной медицине сок из свежих ягод рябины рекомендуют при пониженной кислотности желудочного сока, принимают его по 1 чайной ложке перед едой. 

А также, свежий сок рябины, эффективное средство от геморроя. Плоды рябины надо отжать, пить по 1/4 стакана, 3 раза в день, запивая водой. 

Настойку из плодов рябины, приготовленную на водке в соотношении сырья к извлекателю 1:10, принимают для повышения аппетита, по 1 чайной ложке 3 раза в день.

Из рябиновых ягод в домашних условиях можно приготовить вкусные и полезные кислосладкие настойки или морс. Для этого 40 г ягод измельчают в ступке, заливают стаканом кипящей воды и настаивают в течение 4 часов. Затем хорошо встряхивают и процеживают через трёхслойную марлю; в отфильтрованный настой по вкусу добавляют сахар.

Для приготовления сиропа из ягод рябины в ступке измельчают побольше плодов и заливают кипящей водой (в соотношении 1:2), настаивают 4 часа, процеживают и разводят сахарным сиропом. 

При лечении цинги к плодам рябины добавляют ещё и её листья, так как считают, что в них содержится больше витамина С. Рябина — хороший медонос. Мёд из неё красноватый, с сильным ароматом. 

В народной медицине используют и соцветия рябины, и плоды при нарушении обмена веществ, простудах, желудочно-кишечных заболеваниях. Отвар коры используют при гипертонии. 

В ветеринарии крепкий отвар из плодов рябины прменяют при лёгочных заболеваниях животных.
Плоды рябины — чудесный корм для диких зверей и птиц.

Последнее время в культуре значительное распространение получила рябина черноплодная или арония. Это кустарник (до 2,5 м высотой) с простыми цельнокраими листьями, черешки у которых короткие с широкими необлетающими прилистками; плод опушенный, в период зрелости, округлой формы, чёрного цвета с сизым налётом (до 12 мм в диаметре). 

Плоды аронии черноплодной используют для витаминных соков, таблеток, особенно богатых на витамин Р, а также пищевых красителей. Семена её содержат большой процент жирного масла. 

Ценность черноплодной рябины высока благодаря содержащимся в ней веществам, которые активно способствуют расширению капилляров и сосудов. Экспериментально установленно, что, благодаря капилляроукрепляющим и сосудорасширяющим свойствам, плоды рябины являются одним из лучших средств для лечения гипертонии. Употребляют её в виде сока, не более 2 столовых ложек на приём, 3 раза в день; можно принимать и в виде чая. 

Ягоды черноплодной рябины, сорванные с плодоножками и листьями, в тёмном прохладном (не более 1 градуса тепла) месте могут сохраняться свежими около полугода. По мере необходимости из них выдавливают и употребляют свежий сок. 

Из плодов рябины черноплодной готовят варенье: 2 кг плодов залить горячим сахарным сиропом из 2 кг сахара и 2 стаканов колодезной воды, выдержать 8 часов, прокипятить и снова выдержать 8 часов, затем варить до готовности, пока ягоды не осядут на дно посуды. 

Водный настой аронии советуют пить при поносе и отделении слизи из мочевого пузыря; действует она и как лёгкое слабительное, а также улучшает аппетит.

Сок аронии — хорошее лечебное и профилактическое средство при ревматизме и лучевой болезни.
Плоды аронии собирают зрелыми, срезу же после первых заморозков. Сушат их при температуре 50-60 градусов, с хорошей циркуляцией воздуха. Листья заготавливают сразу после цветения. 

http://www.mplants.org.ua/view_main_right.php?id=11

Рубрики:  Лекарственные растения

Масленiца... з лапатай

Среда, 20 Ноября 2013 г. 13:29 + в цитатник

Яшчэ 13 сакавіка, калі ў тэлевізійных навінах паказвалі наступствы цыклону "Хаўер" у Еўропе, нават і думкі не ўзнікала, што мы самі зусім хутка станем гэткімі ж заложнікамі, як многія жыхары на Захадзе. Што патрапім у ягоную пастку, адчуем сапраўдны цыкланічны нораў, якога на Беларусі ў гэткую веснавую пару не было болей за сто гадоў.

Ды што нам, думалася ледзь не з усмешкай, мы — краіна паўночная і ніякімі завірухамі нас не напалохаеш. Калі 14 сакавіка начальнік службы Белгідрамета Дзмітрый Рабаў папярэдзіў па тэлебачанні пра гэтае вясновае бедства з зімовым характарам, што ападкаў у выглядзе снегу чакаецца ў 2-3 разы болей, а ДАІшнікі прасілі ўстрымацца ад паездак на аўто, мала хто адмовіўся ад "шкоднай" звычкі сесці за руль, каб усяго толькі даехаць да працы. І многія ўладальнікі жорстка паплаціліся за сваю самаўпэўненасць і гэткую неабачлівасць. І не толькі доўгім стаяннем у заторах на аўтатрасах і на сталічных вуліцах у самы разгул завеі і нават пасля яе. А найперш сотнямі аўтааварый, якія 15 сакавіка фіксаваліся літаральна кожную хвіліну. Напэўна гэта пра нас у старажытнай прымаўцы гаворыцца: пакуль гром не грымне, мужык не перахрысціцца...

Стыхія магутнымі парывамі ветру абрынула на Беларусь тысячы тон снегу. Не вытрымлівалі лініі электраперадач, проста ў дарозе спыняўся транспарт, у снежныя пасткі траплялі людзі... Усе добра ведаюць, чаго ні ў якім выпадку дапускаць у такой сітуацыі нельга — панікі і разгубленасці. Іх і не было. Аднак куды больш важна, што абсалютна ўсе службы, якія павінны былі трымаць сітуацыю пад кантролем, дакладна ведалі, што і як рабіць. І дзейнічалі. На барацьбу са стыхіяй і на дапамогу людзям было кінута звыш 10 тысяч адзінак тэхнікі. Камунальшчыкі, электрыкі, медыкі, выратавальнікі, транспартнікі, сілавікі... У рэкордныя тэрміны было адноўлена энергазабеспячэнне. На працягу сутак запрацавалі транспартныя артэрыі.

Вельмі годна паказалі сябе звычайныя людзі. У пятніцу, калі шмат якія дарогі і двары сталі непраезнымі, многія прыходзілі на дапамогу тым, хто меў у ёй патрэбу. А у суботу з самай раніцы выйшлі на вуліцы з лапатамі. Маладыя і не вельмі, вясёлыя і самавітыя, мужчыны, жанчыны і нават дзеці. Чысцілі праезды, тратуары, ганкі, адкопвалі аўтамабілі, "прабівалі" сцежкі да крам... Можа, і не вельмі арганізавана, але самі! У каго чым было. Нягледзячы на тое, што надышлі законныя выхадныя, набліжалася Масленіца і ўсім хацелася свята.

На жаль, немагчыма расказаць пра ўсіх, хто трапіў у гэтыя дні ў поле зроку майго "фотавока" як непасрэдныя ўдзельнікі на прыборцы снегу, аднак хоць пра некаторых з іх паведамлю.

Напэўна, і маленькі жыхар сталіцы Кірыл Шафаловіч (на фота зверху), катаючы па двары свой грузавічок са снегам, уяўляў сябе сапраўдным удзельнікам ліквідацыі наступстваў стыхіі, якую яму, дарэчы, давялося перачакаць у кватэры з адключанай электрычнасцю. А чым ён горшы за старэйшых памочнік, гэта ж таксама і яго двор?!.

Абсалютна не наракаючы на лёс, невялікія надбаўкі за прыбіранне снегу і на тое, што на дварэ — Масленіца, весела раскідвалі снег работніцы "Зелянбуда" сталічнага Кастрычніцкага раёна Валянціна Афіцэрава, Наталля Гук, Тамара Міхайлава (на фотаздымку) і Марыя Крутая. Іх накіравалі на расчыстку дарожак у мікрараёне Чкалаўскі. "Зіма ёсць зіма, а справу трэба заўсёды рабіць сумленна", — сказалі гэтыя ўдарніцы на снегавым фронце.

Здавалася, зусім без страху хадзіў па самым што ні ёсць краю дахаў рабочы ЖЭСа-34 Цэнтральнага раёна сталіцы Валерый Азараў. Не проста хадзіў — збіваў з дахаў снегавыя пласты, каб, барані Божа, яны не зваліліся каму на галаву.

Калі рабочыя "Мінскзелянбуда" Аляксандр Дзямідаў і Антон Недвед працавалі на плошчы Якуба Коласа, здавалася, што сам пясняр цешыўся, як спрытна і заклапочана ўвіхаюцца з лапатамі гэтыя сталічныя працаўнікі.

Побач на цяжкай тэхніцы шчыруюць іх калегі, вадзіцелі пагрузчыка і "МАЗа" Леанід Жукаў і Рычард Грыневіч. Таму сёння па выглядзе плошчы ўжо не скажаш, што тут гаспадарыла незвычайная завіруха. Як не пазнаеш ужо і многія іншыя куточкі, любімыя і вядомыя кожнаму жыхару.

Анатоль Кляшчук. Фота аўтара.

Мінск.

http://old.zviazda.by/ru/issue/article.php?id=109873

Рубрики:  Родны край

Паехалі, дзеткі!

Среда, 20 Ноября 2013 г. 13:24 + в цитатник

Такую каманду дае калматым памочнікам Галіна Мядзведка, аб'язджаючы свой вялізны паштовы ўчастак. Два гады яна працуе паштальёнам у аддзяленні сувязі пасёлка Калодзішчы. Калі звычайна паштальён носіць на сабе сумку з газетамі, часопісамі, лістамі і паштоўкамі, дык у Галіны гэтая місія-абавязак ускладзена менавіта на сабак. Больш за тое, акрамя важкай сумкі, паслухмяныя чау-чау катаюць яшчэ і самога паштальёна.  

Як толькі на зямлю кладзецца белае покрыва, гаспадыня дастае адмысловую вупраж і саначкі-нарты, зробленыя для яе па індывідуальным заказе, і распачынае зімовы паштальёнскі марафон. Радуецца, калі зіма зацягваецца і гэты марафон можа доўжыцца больш звычайнага. Паштальёны, як вядома, любяць наракаць на халоднае надвор'е, на бездараж і слізготу. Галіна, наадварот, цешыцца, бо гэта для яе — самы падыходзячы час трэніраваць сваіх любімцаў, гартаваць іх.

Галіна ганарыцца, што не толькі ў Беларусі, але і ва ўсім свеце толькі ў яе адной гэткая ўнікальная запражная тройка. Унікальнасць у тым, што менавіта чау-чау служаць ездавымі. Хто б мог падумаць, што дэкаратыўныя і, на першы погляд, несур'ёзныя сабакі здольны служыць на пошце, катаць дзяцей, вазіць прадукты з крамы. У Калодзішчах Галіну і яе чатырохногіх памочнікаў добра ведаюць. Многія жыхары выходзяць сустракаць паштовую "тройку", каб атрымаць перыёдыку з рук гэтага няўрымслівага і прыветнага паштальёна. Выводзяць і сваіх маленькіх дзетак, каб пакатаць іх на незвычайных нартах: Галіна не адмаўляе — гэта ж яе падпісчыкі.

Мяне распірала жаданне запытаць, навошта ёй, уласна кажучы, патрэбна ўся гэтая вазня з сабакамі і, тым больш, з поштаю. Яе адказ быў больш чым пераканаўчы.

— Сабакі чау-чау — асаблівая парода. Я прафесійна займаюся іх развядзеннем, маю гадавальнік. Але ў вальерах сабакі мала бачаць людзей, мала рухаюцца, ім патрэбна фізічная нагрузка. Мару ўдзельнічаць з імі ў міжнародных зімовых спаборніцтвах па запражным спорце. Выкарыстанне сабак у ролі ездавых-паштовых — гэта і ёсць іх своеасаблівае сацыялізаванне, а таксама загартоўванне і развіццё. Гэта па-першае. А па-другое...

Бадай, вось тут сваімі развагамі Галіна мяне проста здзівіла, прымусіла паглядзець на звыклыя рэчы неяк па-іншаму.

— Для мяне штодзённы паштальёнскі маршрут у 15-17 кіламетраў — не выпрабаванне, а сапраўдны і да таго ж бясплатны фітнес. Пошта дае мне магчымасць быць у добрай фізічнай форме ды яшчэ пла́ціць за гэта. Хіба не парадокс?!.

Уяўляю рэакцыю многіх работнікаў паштовых аддзяленняў, асабліва вясковых, якім нават веласіпедамі забараняюць (у мэтах бяспекі) карыстацца для дастаўкі карэспандэнцыі. Маўляў, разумніца знайшлася. Шчасце ёй штодня быць на прыродзе, абыходзіць вялікі пасёлак з прыватнымі забудовамі і нават некалькімі прадпрыемствамі. Што цікава, Галіна магла б развозіць пошту і на сваёй невялікай вуліцы, на якой жыве, ёй гэта прапаноўвалі. Адмовілася, папрасіла самы аддалены ў пасёлку ўчастак. Без намёку на жарт яна кажа:

— Паставіла сабе задачу пражыць доўга і шчасліва! І цяпер глабальная праблема — атлусценне — мне не пагражае. Штодзённая хадзьба толькі на карысць. Як вядома, толькі здаровы чалавек бывае шчаслівым.

Нягледзячы, што не ўсё ў працоўным жыцці Галіны складвалася ўдала і паспяхова, яна ўсё роўна поўная аптымізму і цікавых ідэй. Хоць і бытуе думка, што мастакі — песімісты. Але гэта не пра яе, мастака па прафесіі.

Спачатку скончыла мінскае мастацкае вучылішча імя Глебава. Афармляла кнігі, малявала жывёл. Адной адукацыі было мала, і Галіна скончыла яшчэ і Львоўскі паліграфічны інстытут, працавала ў паліграфіі. Заснавала і выдавала ўласныя часопісы "Ваше хобби" і "Зоожизнь". Але гэта ў мінулым. Цяпер у яе толькі шматнаведвальны сайт "Зооновости" ды сабакі, якіх некалі прывезла з Чэхіі і прывучыла хадзіць у вупражы.

— Дзякуючы гэтым мілым істотам, мяне цяпер ведае ўвесь свет, — усміхаецца Галіна і прыціскае да сябе сваіх стомленых кудлатых "дзяцей" — Батыра, Графіку і Аўрору.

Анатоль Кляшчук.

Фота аўтара.

Мінскі раён.

 
 

 

Рубрики:  Родны край

Мартинички

Среда, 20 Ноября 2013 г. 13:21 + в цитатник
Это цитата сообщения Дигидон [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мартинички

мартиничка1 (351x377, 22Kb)
Вот и пришел месяц март, который зиму кончает и весну начинает. По разному величали этот месяц - зимобор, протальник, ветронос, водотёк, грачевник, и как же соответствуют эти названия происходящему в это время года в природе. Но благодаря необъятности наших территорий и весна наступает в разные сроки, а по-сему и весну призывали в разную пору - от Масленицы и до Троицы, да в каждом месте по своим обычаям. Первые весенние куклы для обряда закликания весны - Мартинички.
В старые времена обряд этот имел серьезное значение. Особыми формулами община призывала весну и благодатное тепло. Этот магический обряд имел как бытовое, так и семейное значение, а также отражал место человека в колесе года, его циклическое движение в гармонии с природой.
Помимо этого, эти куклы выполняют и роль оберега от злых и темных сил, бед и несчастий. Ведь вплоть до весеннего равноденствия - 21 марта - сохраняется сила зимы и опасность разгула темных сил велика.
Еще интересная роль у мартиничек, как у способа гадания: человек загадывает желание, относит кукол в лес и привязывает их к дереву, а через несколько дней приходит на это же место: если с мартиничками всё в порядке и они весят невредимы, это благой знак, ежели мартинички пропали или что-то с ними случилось, значит желание не сбудется. В некоторых частях Балканского полуострова существует обычай прятать мартинички под камень – и гадать по ним о плодовитости скота. Если на следующий день под заветным камнем обнаруживаются насекомые, жуки и другая живность, значит надо ждать хорошо приплода. По тому же принципу болгарские девушки гадают по мартиничкам о замужестве.
В Болгарии по традиции, мартинички прикалывали на одежду близким людям 1 марта, и носили до тех пор, пока не удастся увидеть первого аиста. После чего или пускали по воде, или повязывали на ветку цветущего плодового дерева (загадав желание, а как же…). В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева.
мартиничка (592x700, 41Kb)
У разных народов сложены разные легенды - почему эти куклы делают из красных и белых ниток. А ещё такую нитяную куклу делали при рождении очередного ребенка в семье и навешивали её на"плечо "свадебных неразлучников", приговаривая при этом "Кому детей родить, тому их и кормить". Но это уже другая история...
Рубрики:  Рукоделие/Разное

Без заголовка

Среда, 20 Ноября 2013 г. 13:08 + в цитатник

Але на якіх калясках! Шэсце адбылося ў мінскім дзіцячым парку імя Горкага і было прымеркавана да Міжнароднага Дня абароны дзяцей. Матулі і таты аказаліся крэатыўнымі асобамі і неабыякавымі бацькамі для сваіх першых (другіх і трэціх) немаўлятак, бо пераўвасобілі чатырохколавыя сродкі перасоўвання гадаванцаў у незвычайныя экіпажы, дабраўшыся ў цэнтр з розных куткоў горада. Некага прыкаціў у парк "спелы кавун", хтосьці дабраўся сюды конным экіпажам, некага прывезлі нават у "царскім" ложы (на фотаздымках)... І ўсё ж галоўнай крыніцай радасці бацькоў былі самі немаўляты, якія яшчэ не разумелі, што адбываецца навокал іх і што гэтыя "клопаты" дарослых — усяго вясёлая і шчаслівая забава. Яны, немаўляты 2013 года, будуць узгадваць сваё першае "прафесійнае" свята толькі па фотаздымках у сямейных альбомах.

Анатоль Кляшчук, 
фота аўтара.

http://old.zviazda.by/ru/archive/index.php?idate=2013-06-04

Рубрики:  Родны край

Няўрымслівая "Дараносіца"

Среда, 20 Ноября 2013 г. 13:04 + в цитатник

Узорны дзіцячы фальклорны гурт "Дараносіца" 
з вёскі Хмелева Жабінкаўскага раёна. 

 
Фота Анатоля КЛЕШЧУКА.
 
 

 

Рубрики:  Родны край

Домовой в погонах

Среда, 20 Ноября 2013 г. 12:55 + в цитатник

Необходимые материалы:

*мешковина или бортовка 10х15 см;
*немного драпа и ткани цвета хаки;
*картон; черная самоклеющаяся пленка; 
*синтепон;
*подвижные глазки;
*универсальный клей;
*звездочка для кокарды

Выполнение:

*Из мешковины вырежьте прямоугольник 9х12,5 см и сшейте его по короткой стороне.Расположив шов посередине, прошейте уголки - для устойчивости сувенира.
*Набейте заготовку синтепоном и стяните макушку прочной ниткой через край.

*Яркой губной помадой нарумятьте заготовку в области щек и подборока и вышейте черными нитками реснички.
*Картонную заготовку фуражки обтяните тканью цвета хаки, приклейте цветной (согласно роду войск) околыш и козырек (черная самоклека, посаженная на картон); приклейте звезду.
*Из драпа вырежьте руки и ступни, из остатков мешковины сделайте усы - пучок ниток, перетянутый посередине. При монтаже суверина "поищите" выгодное место для глаз и носа, от правильно выбранного их расположения зависит образ служивого.
*Приклейте фуражку и правую руку к козырьку, а самого защитника на соответствующий воинскому званию погон.


http://moyaenciklrukodeliya.ru/raznoe-rukodelie/de...podelki/442-domovoy-v-pogonach

Рубрики:  Игрушки



Процитировано 1 раз

Без заголовка

Среда, 20 Ноября 2013 г. 12:51 + в цитатник

 

Этот очаровательный котик - символ наступившего китайского нового года (3 февраля) - принесет своему владельцу положительные изменения в личной жизни!

Выполнение

*Согласно схеме-выкройке (смотрите ниже), вырежьте и сшейте детали туловища, ушей и хваста (для работы вам потребуется цветная трикотажная ткань 30х40 см)

*Равномерно наполните туловище синтепоном; низ стяните через край прочной ниткой. *Овалы мордочки и лапок также поочередно стяните через край, наплните синтепоном.Получившиеся шарики для большей выразительности перетяните ниткой.

*Пришейте к туловищу уши, морточку, лапки и хвост.

*Вырежьте из тонкого пластика и соедините межлу собой разноцветные детали глаз ,приклейте над мордочкой униварсальным клеем.

*Из яркого пластика сделайте усы и брови, вышейте черные точки на мордочке и коготки на лапках, приклейте шарик-нос.

*На кусачек картона приклейте деревянную шпажку. Черным маркером нарисуйте иероглиф.

*Иероглиф. который он держит в лапках, читается как "кот", что удваивает силу талисмана. 

http://bukvanauki.ru/raznoe-rukodelie/detskie-podelki/441-kot-s-ieroglifom

Рубрики:  Игрушки

Грелка на чайник

Среда, 20 Ноября 2013 г. 12:42 + в цитатник
Это цитата сообщения Галина_Токарчук [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

грелка на чайник

 (508x699, 215Kb)
Рубрики:  Вязание/Для дома

Кот подушка

Среда, 20 Ноября 2013 г. 12:39 + в цитатник
Это цитата сообщения mirigrushki [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Кот подушка

Интересная подушка -кот , нашла здесь http://svoystyle.com/internet-magazin?mode=product&product_id=215079803

1.
6090 (604x453, 232Kb)
Рубрики:  Рукоделие/Шитье

кот подушка

Среда, 20 Ноября 2013 г. 12:38 + в цитатник
Это цитата сообщения KonVeda [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Есть котоматрица, а я предлагаю котоподушку)

Вяжем здесь

Рубрики:  Вязание/Для дома

Воспитание Зоила

Среда, 20 Ноября 2013 г. 12:31 + в цитатник

Воспитание Зоила

Размышления о литературной критике

«А как вы сами относитесь к литературной критике? В ваш адрес? Не обижаетесь?» — задала мне вопрос для интервью молоденькая журналистка.

Что ж, имеет право. Я ведь — «по обе стороны баррикады». Даже, если подумать, по три. Журналистика — критика — литература. На стыках которых происходит множество взрывоопасных реакций.

Как критик утверждаю: если человек сей профессии ни разу в жизни никого не обидел, ни разу никому не хотелось его... ну, скажем, вызвать на дуэль, значит, ему нужно менять профессию. Он не тем занимается. Критика не может быть перманентно «белой и пушистой». Для «пушистости» есть отдельный жанр — рекламные аннотации. Там, где можно прочитать о «новом Достоевском», «русском Прусте» и «белорусском Борхесе».

С другой стороны, литераторской... Ну хотелось бы махнуть рукой: мне, мол, все равно, что там обо мне пишут... Нет, закалка у меня есть, и «сверять себя» с чьим–то мнением я не испытывала желания даже в препубертатном возрасте. Но эмоции–то пальцем не раздавишь. Все мы ранимы. Амбициозны. Эмоциональны. Эгоцентричны. Разумеется, кто в какой степени, но при желании найти «болевую точку» можно у каждого.

Это я уже как критик утверждаю.

Увы, искать «болевые точки» желают далеко не все. Это в России сами литераторы заказывают на себя «разгромные» рецензии, зная, что это — лучший пиар, что сразу начнется дискуссия. Критики войдут в раж, выйдут на «глобальные» проблемы... Между собой передерутся... Недавно прочитала, как один назвал другого «бактерией, перерабатывающей бесполезный, не вывезенный на поля навоз».

А читатель, естественно, станет искать «скандальную» книгу.

У нас по–прежнему появление резко отрицательного отзыва воспринимается как нечто из ряда вон выходящее и личная катастрофа «героя». Рецидив тех времен, когда любая рецензия на страницах государственной прессы воспринималась как «распоряжение сверху». Другое дело, если такая рецензия появится — она может остаться единственной. Ведь многие книги, не входящие в категорию коммерческих, просто падают в вакуум — о них нет отзывов вообще. А в полноценном литературном пространстве на каждое заметное произведение обязаны появляться десятки, может быть, сотни рецензий — всяких разных. «Книжные прилавки забиты до отвала. От блеска недорогих изданий рябит в глазах. Но оказывается, что литературная отрасль доступна лишь тем, кто проявляет к ней интерес... Внимание! Люди пока еще не знают, что им читать». Это из письма нашего читателя Кирилла Язынина. Увы, редкие литературные обзоры убедительно указать путь в книжном море не в состоянии. Тем более даже очень содержательные научные статьи. «Такiм чынам, прачытанне гэтага рамана ў сусветным лiтаратурным кантэксце наводзiць на думку, што незалежна ад сацыяльна–гiстарычнага i нацыянальнага кантынуума вобраз галоўнай гераiнi ў розных iнтэрпрэтацыях мае семантычнае падабенства».

Между нами говоря, я тоже могу на этом «птичьем языке» изъясняться. Но вы же тогда мои рубрики читать не будете. И, боюсь, представленные таким образом произведения тем более.

Кстати, лет пятнадцать назад приводили любопытную статистику: в отечественном союзе писателей было более половины тех, кто вступил в него «по секции критики». Значит, пара сотен критиков потенциально у нас должна быть! Ау!

А знаете, кто был самым известным и самым древним критиком? Пушкина вспомните... Зоил его звали. Жил он во времена совершенно античные и специализировался на том, что «размазывал» Гомера. Со вкусом, аргументированно, азартно. Выступления Зоила пользовались большой популярностью, древние греки платили за «разбитие стереотипов» и «низвержение авторитетов» неплохо... Но и у Зоила настали трудные времена. Обратился он за помощью к правителю Птолемею. А тот ему: Гомер много лет кормит–поит массу людей. Пусть же тот, кто считает себя лучше Гомера, прокормит хотя бы себя самого.

Можно ли нынче прожить за критику? Белорусской книги — нет. С другой стороны, нет и нанятых ее воспевателей, только честные энтузиасты. Причем даже неспециалист с удовольствием прочитает критические сборники Анны Кислицыной, Ирины Шевляковой, Петра Васюченка, Людки Сильновой. Есть то, что называется писательской критикой. Есть и интернетовская критика... Это, кстати, разговор отдельный. Сетевая критика развивается со скоростью колонии планктона. Правда, поскольку планктон в любом количестве остается собою, так что слово «развивается» тут с успехом можно заменить на «размножается». Впрочем, есть и иное мнение. Как пишет российский «зоил сетевой критики» Евгений Ермолин: «Оказалось, что сетевая критика уязвима, по крайней мере, те, кто занимается ею постоянно, справедливо рассчитывали на какое–то вознаграждение. Не от читателя, нет: читатель ничего не платит критику за чтение сетевых страниц. От кого–то другого... Нет вознаграждения — нет и этого критика».

По мнению оппонентов, то же можно отнести и к бумажной критике. Что хорошо в сетевой — на форуме по обсуждению какой–нибудь книги можно, спрятавшись под «ником», разбушеваться... Ну если не как тигр от стрелы охотника, то как стайка подопытных крыс от удара током. А то еще хлеще (и чаще): автор книги устраивает форум по обсуждению себя, родного. Сам нападает, сам защищается. Если есть один–два сообщника — впечатление, что «весь Интернет гудит».

А «гудят» три человека.

Хотя деление критиков и литераторов вообще на круги, кружки и тусовки — дело известное издревле. В 20–х годах прошлого столетия, когда в белорусскую литературу явились сотни талантов, критика тоже переживала взлет. Рецензии, дискуссии... Остро, актуально, весело. Через десять лет остроумные критические выпады станут материалом для следственных дел. Сохранилось воспоминание о том, как Янка Купала пришел в Дом писателей и встретил трех молодых поэтов — Алеся Дударя, Владимира Ходыку и Валерия Морякова. Те попросили поэта прочитать что–нибудь новенькое... И тот под крики председателя Климковича о великом Сталине, доносящиеся из соседней комнаты, прочитал отрывок из поэмы «Над ракой Арэсай». О коммунистическом строительстве и осушении полесских болот. О том, как паровозик «I павёз, i павёз за возiкам возiк». Ничего более убогого молодые поэты не слышали. Мрачный Купала закончил, все молчали, отведя глаза. Тогда поэт поблагодарил их за искренность и сказал, показав наверх: «А там ею восхищаются».

Восхищались долго. Так же, как сегодня всплывают другие предметы восхищения, чтобы потом быть переоцененными.

Увы, мало что из сферы «литературного обслуживания» приобретет самоценность и останется в истории наравне с художественными произведениями. Хотя бы потому, что каждая эпоха требует своего прочтения, своей адаптации... Сознание цивилизации меняется. Мы читаем об аргонавтах. Пытаемся угадать, были ли в основе какие–то реальные события... А древний грек (есть такая теория!) видел в походе Ясона описание контрабандной вылазки ахейцев за секретами технологии выделки тонкого льна (золотого руна), которую знали колхи, предки современных грузин. Выкраденная «налетчиками» Медея была жрицей и «главным технологом». Вот только отвары ее не действовали на тот сорт льна, который произрастал в Греции. И так далее, поэпизодно, подетально... Представляете, как должна была на протяжении тысячелетий меняться интерпретация литературного критика, изучавшего эту легенду?

Конечно, проще всего повторить словами Чапека, что критик — это человек, который учит других писать так, как писал бы он сам, если бы умел. Но сегодня это человек, которого ждут читатели. И в максимально большом количестве.

Автор публикации: Людмила РУБЛЕВСКАЯ

 
Дата публикации: 26.09.2007
Рубрики:  Литература

Бежевый шарф с кистями.

Среда, 20 Ноября 2013 г. 11:49 + в цитатник
Это цитата сообщения liveinternetru [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Бежевый шарф с кистями.


описание
Рубрики:  Вязание/Шарфы


Поиск сообщений в Ассолька_777
Страницы: 239 ... 81 80 [79] 78 77 ..
.. 1 Календарь