-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Тюменская весна
Тюменская весна
18:09 15.03.2014
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Братья наши меньшие
Братья наши меньшие
18:04 15.03.2014
Фотографий: 1
Посмотреть все фотографии серии Природа
Природа
19:48 05.03.2014
Фотографий: 5

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Русанова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.09.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 9671


Магия вербы

Вторник, 17 Марта 2015 г. 12:19 + в цитатник

Доведова Е.

Пушистый знак весны чудесной –
ах, верба, как ты хороша!
Поёт весне природа песни,
ликует светлая душа!

Lavrova

 

Верба, народные названия; ива, ветла, лоза, бредина, ракитник, молокитник, веербина.

   Верболоз, шелюга, шелюжина, краснотал (тал, тальник вообще мелкая верба); белотал, ломашник, чернотал, чернолоз, сивый тальник, таловый сланец, ракита, белолоз; таловая карла, таловый ёрник, малый тальник, бредник (брединник), чернотал, вербовник, синетал, ломашник, желтолозник, серый тальник, песчаная лозка, талащаник, корзиночник, кузовница, вязинник, подбережник, кровавница.

В. Гусев

   Вербу (иву остролистную) - Salix acutifolia Willd - в народе также называют красной вербой, шелюгой красной. Верба - листопадное дерево или высокий кустарник с темной корой и развесистой кроной из семейства ивовых. Ветви у вербы довольно тонкие и гибкие, молодые побеги красновато-коричневого цвета с легким восковым налетом. Если этот налет потереть рукой или тряпочкой, то он быстро сотрется. Листья длинные, заостренные, светло-зеленые или слегка серебристые, блестящие сверху, снизу более темного цвета, часто с сизоватым оттенком.

   У вербы крупные цветочные почки, когда лопается красноватая тонкая пленка, на свет появляется серовато-белый пушистый комочек. Потом он покрывается зеленовато-желтыми мелкими цветочками. И начинает напоминать крохотного цыпленка.

Зяблов Я.

   Верба - первое дерево, которое зацветает в Средней полосе России.

Верба растет практически на всей территории России, как на ее европейской части, так и в Сибири, на Урале, предпочитая песчаные поймы, косы и берега рек.

Платонов Ю.

   Существует поверье, что верба обладает магическими свойствами — охраняет от бед, несчастий и злых духов. Поэтому раньше ее освященные ветки хранили в  домах.

   Кора вербы в народе применяется в большинстве случаев как вяжущее, кровоостанавливающее, дезинфицирующее и мочегонное средство.

   Народная медицина использует кору вербы внутрь и наружно.

   Внутрь делают отвар 40г сухой коры на 1л воды при всех катарах желудка, воспалении кишечного тракта и при несварении.

   При болезнях селезенки принимается отвар (варить 10 минут) из смеси измельченной коры вербы и корня мыльнянки в равных частях. Берется 2 чайные ложечки смеси на 2 стакана воды. Обычно при кипячении этой смеси и после процеживания из 2 стаканов жидкости остается около 1,5 стакана. Пополняют убыток добавлением водной настойки шиповника. Принимают по 2 стакана отвара в день. Это считается особенно полезным при заразных болезнях, в том числе при туберкулезе легких, при желтухе, ревматизме и других, когда селезенка и печень насыщены большими дозами токсина.

   При женских болезнях пьют отвар из коры вербы: 1 чайную ложечку отвара на стакан воды, по 2 таких стакана в день.

   При дизентерии пьют глотками отвар из корня земляники и коры вербы: На 500г воды добавляют 8г земляники и 10г коры вербы. Варят на малом огне 10 минут.

   Порошком из вербовой коры посыпают кровоточащие раны. Пыль такого порошка втягивают в нос, когда идет из носа кровь, и ложатся на постель без подушки под голову.

   При болях в ногах у людей, страдающим расширением вен, применяют теплые ножные ванны (до колена) из отвара коры вербы и коры дуба, продолжительностью в полчаса. После ванны надевают на ноги бандаж или резиновые чулки и отдыхают.

   При перхоти и зуде кожи головы и выпадении волос моют голову крепким отваром из смеси коры вербы и корней лопуха, взятых в равных частях.

   У выздоравливающих после тяжелой болезни и длительного лежания в постели людей при слабости ног и дрожании их во время ходьбы делают примерно 20-минутные ножные ванны в крепком отваре вербовой коры.

   Порошком из коры вербы присыпают раны, экземы.

Чистяков Ю.

Последнее воскресенье перед Пасхой называется Вербным воскре­сеньем. В этот день церковь отсту­пает от великопостных настроений; черные, траурные ризы священников сменяются праздничными облачения­ми: покаянные песнопения заме­няются ликующими гимнами: стро­гий пост несколько ослабляется раз­решением в этот праздник упот­реблять «вино и рыбу».

 

   Вербное воскресенье - это не официальное название праздника. В церковной литературе он называет­ся «Вход господень в Иерусалим». Церковь относит его к числу двуна­десятых, т. е. самых важных, празд­ников. Разумеется, поскольку он празднуется в последнее воскресе­нье перед пасхой, то не имеет по­стоянной даты и в разные годы при­ходится на разные числа, но обяза­тельно на воскресный день.

   В основе праздника лежит следую­щая евангельская легенда. В Вифании, недалеко от Иерусалима, жил некто Лазарь со своими сестрами Марфой и Марией. В их доме бы­вал Христос, который любил это семейство за их согласие и благоче­стие. Но вот Лазарь заболел. Сест­ры известили Христа о болезни бра­та в надежде на его своевременную помощь. Однако Христос медлил и отправился в Вифанию только после того, как Лазарь умер. Марфа встре­тила Иисуса и сказала ему: «Если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». (Иоанн, гл. 11, ст. 21). Христос ответил ей: «Воскреснет брат твой». Потом Христос, скорбя и плача, пришел к пе­щере, где был замурован Лазарь, и приказал отвалить камень, закрываю­щий вход в пещеру. После краткой молитвы Христос, обращаясь к мерт­вому Лазарю, воскликнул громким голосом: «Лазарь, иди вон!», и буд­то бы умерший вышел из пещеры, а многие из присутствовавших уверова­ли в Христа как в сына Божия.

   Вслед за этим состоялся так на­зываемый вход Христа в Иеруса­лим. Перед праздником пасхи иудей­ской в Иерусалим стали стекаться паломники со всех уголков мира, и в первую очередь со всей Палести­ны. Им хотелось увидеть человека, совершающего такие чудеса.

   За шесть дней до праздника пасхи Христос, окруженный своими учениками, торжественно двинулся в Иерусалим. Как только разнеслась весть, что он идет в Иерусалим, множество людей вышло навстречу ему. Встречающие по пути срывали пальмовые ветви и устилали ими дорогу. Другие в порыве радости снимали с себя одежды и расстила­ли их на его пути. Въехав в город, Христос посетил храм, а затем снова вернулся в Вифанию.

Магия вербы.

   Еще у древних славян существовало поверье, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Поэтому освященную вербу хранили в доме в течение целого года, ею выгоняли скот в поле, вешали ее ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба, первой среди других растений, оживает после зимней спячки природы. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.

Сотина З.

   Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба».

   Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. А также как лечебное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Народные приметы и поверья.

* Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет преобладать в течение всего лета.
* Если в этот день светит солнце, то погода будет теплой и урожай злаков и фруктов богатым.
* Если в этот день прикасались к человеку веткой вербы, то таким образом наделяли его здоровьем и красотой.

Денисенко О.

* Освященная верба обладает особой целительной силой. Освящают вербу на вечерней литургии накануне Вербного воскресенья. Ее нужно хранить до следующего года.
* Если женщина, у которой в течение долгого времени не рождается ребенок, съест вербные почки, то она может излечиться от бесплодия.
* Верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю. Верба, брошенная в огонь, усмиряет огонь. Ветки вербы, выброшенные во двор, усмиряют град. При граде нужно поставить пучок освященной вербы на подоконник.
* С Вербного воскресенья и до Пасхи нельзя пить воды, почерпнутой под вербою или около нее, потому что в ней может быть много чертей, которые могут войти внутрь человека и навредить ему. Когда трогается весенняя вода, черти выпрыгивают из зимних притонов и забираются в вербы отогреваться. Когда же вербы освящают, черти падают в воду.
* В этот день хозяйки пекут из теста орехи и дают их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных.
* Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы - средство это, если не превратит труса в героя, то, во всяком случае, прогонит природную робость.

   Верба является деревом, поглощающим отрицательную энергию, поэтому она хорошо снимает боль, если прислониться к дереву больным местом. При депрессии, неврозах, истерии к стволу вербы прижимаются либо позвоночником, либо обнимают дерево руками. Обниматься с вербой нужно не более 10-15 минут в день. Если нет возможности ходить к растущему в природе дереву, то можно использовать в домашних условиях небольшие кусочки ствола вербы. В старину таким способом лечили зубную, головную боль, ревматизм, фурункулёз, ангину. Но и кусочки ствола вербы держать на больном месте более получаса не рекомендуется, так как можно потерять много энергии.

Дук Я.

   Наши предки верили, что если пойти в глухую чащу леса, куда даже в самый ясный день не проникают лучи солнца, отыскать там вербу, сделать из нее дудочку, то ее звучание может развеселить любую «царевну Несмеяну».

   А еще наши предки сводили на вербу свою болезнь. Для этого страждущий опоясывался соломенным поясом, а потом поздно вечером, скрываясь от людских глаз, шел к молодой вербе и опоясывал ее снятым с себя соломенным поясом и произносил заговор.


Алонцев А.

   Освященную в церкви вербу хранят до следующего Вербного Воскресенья, как защиту от злых духов и болезней.

  Есть еще одно чудесное проявление мистической сущности вербы, называемое верующими одним из Божьих чудес. Православные рассказывают о том, что в ночь с 3 на 4 декабря за 15-20 минут до полуночи (а это церковный праздник Введения Богородицы во Храм), покрытые льдом почки вербы стремительно набухают и раскрываются, издавая хорошо слышимые щелчки. Говорят, чем сильнее мороз, тем громче трещит верба.

   Бывает, что на некоторых ветках даже появляются листочки. А после полуночи почки снова закрываются – теперь до весны. Многие люди стараются уловить момент и сорвать распустившиеся ветки – они приносят их в местные храмы или ставят в воду дома.

   Верба - кустарник или дерево, в народной культуре символизирующее быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая верба, особенно освященная в Вербное воскресенье, защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т. п., в то время как старая верба считается прибежищем чертей, водяных и других «нечистых» и местом, куда можно отсылать болезни.

   Как символ роста верба выступает в заклинаниях, благопожеланиях и др. ритуалах. Сербы заплетали из Вербы  венки в Юрьев день, «чтобы прибыль в доме росла, как верба весной». Восточнославянские магические формулы типа «расти, как верба», произносимые в Вербное воскресенье при битье вербой.

   В день Сорока мучеников у сербов в Алексинацком Поморавье пастух стегал скот ветками Вербы  и кизила, говоря: «Будь здоров, как кизил, и расти, как верба!», а девушки и парни ходили вместе к зарослям вербы, хлестали друг друга ветками вербы и произносили такое же заклинание.

   Хлестанье вербовой веткой, освященной в Вербное воскресенье, производилось у восточных славян в Юрьев день. Затем эту ветку втыкали в поле, бросали в пруд, ставили за иконы и т. п. В Боснии в Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, «чтобы на будущий год быть забеременеть, т.е. выйти замуж и родить ребенка. Опоясывали вербным прутиком подойник, «чтобы прибывало молоко».

   В Пасхальный понедельник в Чехии, Моравии, Силезии и Польше парни били девушек сплетенными вербовыми прутиками «помлазками», а во вторник девушки били парней. В Моравском Загорье в Духов день проходили конные состязания за обладание венком из вербы; победитель назывался «королем».

На Волыни и в Подолье девушки украшали цветами деревце или ветку вербы на Ивана Купалу и водили вокруг них хоровод, а затем парни врывались в девичий круг, захватывали Вербу и разрывали ее на части.

   В Словении и Хорватии в день Невинных младенцев (28.XII), называемый иногда «днем битья», мальчики ходили с вербовыми прутьями, били взрослых и требовали от них выкуп.

   Сербские додолы нередко наряжались почти исключительно в ветки вербы и ходили с вербой или с вербовыми палками в руках.

   Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье, использовались для защиты от грома, грозы и бури. В русских поверьях верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы (Тамбовщина), что выброшенные во двор ветки останавливают град.

   Белорусы ставили при граде пучок освященной вербы на подоконник (Витебщина); в Карпатах при грозе ломали освященную вербу и жгли в печке, «чтобы дым отвел грозу и дьявол при этом не прятался в трубе».

   Поляки при буре и граде кропили тучу освященной вербой и святой водой и жгли ветки вербы, клали их на подоконник.

   Болгары также жгли освященную вербу от грозы и града, хорваты сжигали мелкие ветки вербы, а большой горящей вербовой веткой хозяйка дома крестила грозовую тучу, «чтобы она рассеялась».

   Во многих местах (у сербов, поляков) из освященной вербы делались кресты; их втыкали в пахотную землю для защиты урожая от града.

   Первый выгон скота и первая пахота обычно не обходились без освященной вербы. Ею били скот в Юрьев день и у русских при первом выгоне лошадей в ночное (чаще всего на Николу вешнего), тогда весь день лошадей стегали не кнутом, а вербой.

   В Белоруссии с освященной вербой выходили и на первую пахоту ярового поля, и на распахивание целины.

   Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Сербы и македонцы опоясывались ею при жатве, «чтобы не болела спина», витебские белорусы окуривали ею больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее и можжевельника отвар и пили при больном горле, желудке, лихорадке, употребляли для примочек от опухолей и ушибов.

   У поляков больной передавал свою болезнь вербе: сначала он опоясывался соломенным перевяслом, а потом скрытно от всех шел к молодой вербе и опоясывал ее тем же перевяслом; верба засыхала, лихорадка проходила.

   У сербов исцеление от болезни осмыслялось как венчание болезни с Вербой: «Я обвенчал свою болезенку с вербочкой». При этом на вербу ставили зажженную свечу длиной, равной окружности головы больного.

   Сербы вновь выученный заговор сначала произносили «на вербу», а потом уже заговаривали людей и скот. Так поступали, «чтобы заговор так же легко принялся, как принимается верба».

   Старую вербу считали проклятым деревом в некоторых зонах Сербии, Боснии, Македонии и Польши. В районе Скопля (Македония) вербу называли проклятой, потому что она не давала плодов и тени.

   Сербы - боснийцы говорили, что верба была проклята и потому она обыкновенно гнилая изнутри. В нее стрелял из лука и ее проклял святой Сысой; он метил в сатану, который в ней прятался.

   Поляки в Вармии и на Мазурах полагали, что верба - злое дерево: по легенде, из вербы были сделаны гвозди для креста, на котором был распят Христос. В наказание за это верба стала бесплодной, трухлявой и с кривым стволом.

   По представлениям белорусов, на вербе с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт (до этого он обитает в воде, в «лозе», а после вербного воскресенья на клене и в жите).

   Словаки полагали, что водяной часто сидит на самой высокой вербе и высматривает свою жертву, а болгары думали, что самодивы (по другому Вилы) живут на вербах и других деревьях.

   По белорусским верованиям, черти весной «отогреваются» на вербе, а после того, как вербу освятят в Вербное воскресенье, они падают в воду, поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти, по белорусским и польским поверьям, предпочитают сухую, дуплистую вербу.

Грицай А.

   Но, наверное, больше всего благодарные люди любят вербу за то, что она пробуждает в их душе весну и наполняет радостью, несмотря на снег и утренние морозы. Ведь если расцвела верба, то скоро недовольно кряхтящая старушка зима закинет за плечи свой скромный узелок и отправится в далекие края, а к нам придет юная и прекрасная Весна! И верба первой рассказывает нам об этом.

Источник: http://www.portaltravi.ru/

Давыдова Л.

Картины взяла здесь: http://vision7.ru/

 

Рубрики:  календарь
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 4 пользователям

Ljubawa   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 12:43 (ссылка)
Помню, нас мама в детстве тоже в Вербное воскресенье будила ветками вербы...
А мы каждый год ставим новый букет вербы в квартире. Правда, неосвещенной.
Почему-то в квартире в первые дни появляется запах жженой изоляции. Я сначала не понимала почему, долго нюхали все электророзетки...Думали где замыкание...Сначала сами ходили за вербой...А теперь покупаем на базаре перед Вербным воскресением.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 19:13ссылка
Странно, Люба. Никогда у нас так не пахло. Мы сейчас тоже покупаем, а раньше муж привозил из леса молоденькую. И мама нас тоже вербой била. А еще я вербные шарики ем, тоже наверное от детства осталось.
Sh_t_a   обратиться по имени Вторник, 17 Марта 2015 г. 13:29 (ссылка)
Спасибо познавательный пост, Татьяна! Начала читать и мысли про вербу пошли...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 19:07ссылка
Значит, стихи напишешь, Таня
Перейти к дневнику

Вторник, 17 Марта 2015 г. 19:24ссылка
Уже написала, осталось отредактировать! Уже вроде закончила писать, а мысль продолжилась... вот так у нас бывает... а при редакции ещё что-нибудь всплывёт... Что-то в тебе есть, Татьяна, вдохновляющее! Спасибо за то, что ты такая есть!
Перейти к дневнику

Среда, 18 Марта 2015 г. 12:31ссылка
Тебе спасибо за комплимент. Поэта все вдохновляет.
Лилия_Линникова   обратиться по имени Четверг, 19 Марта 2015 г. 11:10 (ссылка)
Русанова, Как много у вербы названий. Мы каждый год рвем вербу. потом соседка на службу ходит, мы ей даем осветить, у нас уже за много лет вербочки стоят.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Марта 2015 г. 11:14ссылка
У вас, наверное, все рядом. Нам за город надо ехать , чтобы вербы нарвать. Поэтому покупаем
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Марта 2015 г. 11:18ссылка
Русанова, у нас рядом с современными застройками она растет, или не повредили или выросла. Можно на Каму пойти, там весь берег в вербе.
Перейти к дневнику

Четверг, 19 Марта 2015 г. 11:19ссылка
У нас вместо вербы набережная теперь.
alyonabat61   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2015 г. 08:08 (ссылка)
Замечательная статья! Много интересного, познавательного! Прекрасные иллюстрации! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку