Ф.И. Тютчев

 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

<1866>

 


Современники о Б.А.Садовском

Пятница, 26 Июля 2013 г. 07:46 + в цитатник
Настоящая фамилия Б.А. Садовского звучит как Садовский. Вот что писал по поводу псевдонима В. Крапивин: «… главный миф, который выдумал о себе Садовской и из-за которого он мучительно раскаивался в поздние годы, уходил корнями в карнавальные игры Серебряного века. Это был миф о многовековой древности его дворянского рода, о том, будто его предки прибыли в Россию в свите Марины Мнишек, о том, будто в его жилах текла вельможная византийская кровь. Ради этого он изменил родовую фамилию Садовский под благородную старину – Садовской». Разумеется, был он внесен в дворянскую родословную книгу, но только Нижегородской губернии. Вместе с родителями. Так гласят данные РГАЛИ. Основанием послужили награды отца: ордена св. Владимира 4 степени, св. Анны 2 и 3 степеней, св. Станислава 2 степени, серебряная медаль в память императора Александра III и знак, установленный в память 100-летия уделов. И прошение о принятии на историко-филологический факультет ИМУ в 1902 году подавал Борис как потомственный дворянин.

Был знаком Борис Александрович со многими представителями Серебряного века: с одними общался и поддерживал отношения, вторых уважал, с третьими – дружил.

Б.А. Садовской и К.И.Чуковский. 1914 год. (300x429, 41Kb)

Б.А. Садовской и К.И.Чуковский. 1914 год.

Читать далее...
Рубрики:  = Серебряные звоны /Садовской Б.А.


Понравилось: 1 пользователю

Серебряного века силуэт. Б. А. Садовской

Пятница, 26 Июля 2013 г. 07:00 + в цитатник
Мне ничего не надо.
Поздно мне ворожить.
В жизни одна награда.
Боже, позволь мне жить.
Б.Садовский
Истоки

Незримыми нитями связаны мы с местом своего появления на свет Божий. Является оно особой точкой отсчета, началом жизни нашей, а для некоторых - и точкой ее завершения. Возвращаемся мы постоянно в страну под названием Детство в воспоминаниях своих: счастливых и горестных, радостных и печальных. Память капризна. Тропинки ее извилисты и нечетко прочерчены. Выхватывает она иногда события и поступки на первый взгляд, казалось бы, незначительные. Однако по прошествии времени приобретают они совершенно иные окраску, звучание и значимость.
Читать далее

Рубрики:  = Серебряные звоны /Садовской Б.А.

Несколько слов об И.С. Бугаевском-Благорном

Четверг, 25 Июля 2013 г. 17:52 + в цитатник



И.С. Бугаевский – Благорный. Автопортрет. 1814 год. Третьяковская галерея. (334x410, 35Kb)

И.С. Бугаевский – Благорный. Автопортрет. 1814 год. Третьяковская галерея.

ПОРТРЕТ

Вглядитесь в автопортрет Ивана Семеновича Бугаевского-Благорного, выполненный художником в 1814 году. Был ему в то время сорок один год – почти середина долгой жизни. Достаточно одного взгляда на полотно и по сопутствующей атрибутике сразу становится ясно, что перед нами представитель мира живописи. В облике его чувствуется некая небрежность, скорее домашняя свобода, начинающаяся от чуть помятого белого воротника соседствующего с клетчатым шейным платком, до позы некой отрешенности. Перед нами лицо умного и спокойного человека. Задумчивый взгляд маленьких глаз ускользает в сторону, подчеркивая погруженность художника в свой внутренний мир. Приковывает внимание большой, «думающий» лоб мыслителя. Чуть выдает возраст, немного отвисший подбородок. Таким видел, а скорее всего, ощущал себя художник. Ничего нет лишнего, отвлекающего внимание от лица и выбранной позы. Именно так писались портреты в конце XVIII начале XIX веков.

Нам повезло. Сохранился еще один портрет этого мастера в маскарадном костюме, созданный другом художника А.Г. Венециановым в технике пастели двумя годами позже. Известно, что И.С. Бугаевский – Благорный и А.Г. Венецианов считались самыми талантливыми и любимыми учениками В.Л. Боровиковского. Видим мы те же завитки волос, прикрытые темным бархатным беретом, украшенным белыми пушистыми перьями. Перекликаются они с атласным воротником и нарукавниками необычной, перламутровой белизны, отделанными кружевами. Взгляд глаз направлен прямо на зрителей. В уголках приподнятых губ затаилась улыбка. А в руках вместо кисти – гитара. Находится он в Третьяковской галерее. Интересно, что в той же галерее находится картина художника «Капитолина из Тронихи» (1818), являющаяся копией с картины А.Г. Венецианова «Капитошка», что подтверждает дружеские отношения двух живописцев, любивших изображать крестьянские типы.

СУДЬБА

Плеяда портретистов порубежья двух веков - периода перехода от классицизма к сентиментализму, хорошо известна: И.Я. Вишняков, А. Матвеев, А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Д.Г. Левицкий, Ф.С. Рокотов, В.Л Боровиковский. И вдруг совсем неожиданно возникла для меня фамилия Богаевского. Причем в разных источниках обозначается она различно: Бугаевский (Богаевский) – Благорный (Благодатный). Изменяется даже отчество художника - Семенович и Васильевич. Даты жизни, очерченные 1773-1859 годами, указаны под вопросами. Остается стабильным лишь имя – Иван.

Не была я знакома с творчеством этого художника. Пришлось полюбопытствовать. Огорчена. Слишком мало информации удалось собрать о нем в доступных мне источниках. Выяснила, что по происхождению был он сыном киевского мещанина. На протяжении пятнадцати лет значился воспитанником Академии художеств (1779—1794) и учился в основном у С. С. Щукина. По окончании оной был удостоен звания мастера и шпаги. Затем служил в хозяйственном департаменте министерства внутренних дел. Лишь в 1822 году, будучи в чине титулярного советника получил звание «назначенного» в академики за «Портрет гусарского офицера». К этому времени написал Иван Семенович несколько сохранившихся и по сей день портретов, хранящихся в разных музеях страны. Среди них — «Портрет М.И. Кутузова» (1813), «Автопортрет» (1814), «Неизвестная» (1816), «Портрет героя войны 1812 года генерал-майора Д.М. Юзефовича» (1818). В 1824 году художнику за «Портрет профессора живописи А.И. Иванова», исполненный в настоящую величину, удостоен звания академика, что, безусловно, свидетельствует о росте мастерства живописца. Далее появился портрет В.Л. Боровиковского (1825), советами которого он часто пользовался и возможно был его учеником, а затем Кочубея (1837). Как и многие художники того времени, И.С. Бугаевский не прошел мимо религиозной живописи. Принимал он участие в росписях строящихся церквей и написании икон для них. Кроме того, И.С. Бугаевский-Благорный считался отличным рисовальщиком. Его сатирические рисунки были хорошо известны современникам. Некоторые из них хранятся сейчас в Государственном Русском музее.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Из художников века XVIII особенно почитаю за необыкновенный талант и скромность В.Л.Боровиковского. Не сохранилось ни одного его автопортрета. Да и были ли они? Сомневаюсь. Учитывая данное обстоятельство, сочла возможным уделить внимание мало известному в наши дни, незаслуженно забытому И.С.Бугаевскому. Именно он запечатлел облик Боровиковского вскоре после смерти учителя. Иван Семенович сделал с ранее исполненного эскиза большой портрет и написал на его обратной стороне, что это есть «дань искреннего уважения к необыкновенным…талантам и величию души покойного».



И.С. Бугаевский – Благорный. Портрет художника В.Л. Боровиковского, 1824 год. Калужский областной художественный музей. (367x480, 92Kb)

И.С. Бугаевский – Благорный. Портрет художника В.Л. Боровиковского, 1824 год. Калужский областной художественный музей.
Рубрики:  = Живопись. Вблизи шедевров

Метки:  

Век портрета

Четверг, 25 Июля 2013 г. 17:27 + в цитатник



Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж (450x599, 363Kb)


Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж.

Вглядываясь во «тьму былого» невольно начинаешь понимать, что каждый век имел свои особенности, богат был собственными событиями и личностями, их творящими. Так, в XVIII веке возникла и стала быстро развиваться светская живопись, несколько потеснившая древнерусское искусство и иконографию. Знакомясь с произведениями живописи того столетия возникает впечатление, что само время ускорило в те годы свой бег, поскольку всего за несколько десятилетий русское искусство преодолело путь, на который Западной Европе потребовалось два - три века. Почти одновременно возникали различные виды и жанры живописи. Стилевые направления искусства, последовательно сменявшие друг друга в европейских странах, в России сосуществовали рядом: за эпохой полноценного барокко (1740 – 1750 годы) и краткой, мало проявившей себя в России стадии рококо (рубеж 1750 – 1760-х годов) наступил период классицизма. Страна торопилась наверстать упущенное время и… вырваться вперед.

И все же XVIII столетие принято в первую очередь считать веком Русского Портрета. Хотя следовало бы отметить, что вначале ценился он значительно ниже исторического и мифологического жанров. Постепенно складывалась собственная портретная школа живописи. Отчетливо видно как на протяжении столетия менялись поколения художников. Явно прослеживается и преемственность в обучении мастерству. Известно, что у А.Матвеева учился А.Антропов; у А.Антропова – Д.Левицкий; наставлениями Левицкого пользовался В.Боровиковский, ставший в свою очередь учителем А.Венецианова, прославившемся уже в следующем веке.

***

Не перестаю удивляться, что и здесь не обошлось без участия Петра I. На островах в устье Невы, на болотных топях начал возводить он Санкт-Петербург – новую столицу Российского государства. Впервые по единому градостроительному плану прокладывались прямые улицы, рылись каналы и разбивались парки, возводились крепости, царские дворцы и особняки вельмож, строились соборы, коллегии и торговые склады. Спустя всего десять лет, в 1713 году происходит переезд царского двора и высших государственных учреждений в Петербург. Через год выходит указ о запрете каменного строительства во всех городах России, за исключением Петербурга. Согласно решению Петра I все ресурсы должны быть сосредоточены в одном, главном на определенный период времени месте. Для возведения построек и украшения города требовалось множество знающих свое дело архитекторов и скульпторов, живописцев и граверов. Россия перенимала, осваивала и перерабатывала опыт западноевропейских стран в разных областях деятельности человека, в том числе и в сфере искусства. Процесс этот шел несколькими путями: приобретались за границей готовые произведения искусства; привлекались иностранные специалисты для работы в России и подготовки отечественных кадров; отправлялись русские люди за границу за государственный счет в качестве так называемых пенсионеров для обучения и совершенствования в своем деле. А пока в России работали иностранные мастера, среди которых было немало одаренных личностей – архитекторы Ж.-Б. Леблон, Д.Трезини, А.Шлютер, скульптор Б.Растрелли-старший, живописцы Л.Каравакк, И. Таннауер и множество других. Однако дальновидный Петр I не ограничивался только призывом иноземцев. Уже с 1716 года начал он отправлять за границу молодых людей для обучения различным художествам. Петровские пенсионеры И.М. Никитин (ок. 1690 – 1741), А.М.Матвеев (1701 – 1739), П.М.Еропкин (1690 – 1740), И.К.Коробов (1700 – 1747) и И.Ф.Мичурин (ок. 1703 – 1763) по возвращении домой нашли применение своему таланту и оставили значительный след в русском искусстве.

Постепенно стала возникать мысль о необходимости создания своей Российской Академии художеств. Петр I как обычно стремился вникнуть во все дела, все сделать сам. Со свойственной ему практичностью лично составил он в 1724 году перечень предметов для обучения учеников в будущей Академии. Этот список включал помимо живописи, скульптуры и архитектуры такие профессии, как столярное, плотницкое, токарное, слесарное, медное дело, устройство фонтанов и шлюзов. В общей сложности - более двадцати дисциплин.

***

Не успел Петр I претворить в жизнь свою очередную задумку. Разработки его стали забываться. Но не перевелись на Руси подвижники. Одним из них был М.В.Ломоносов, который много усилий приложил для открытия Московского университета. Сам он также стремился овладеть навыками живописного мастерства. Хорошо известна его монументальная мозаика «Полтавская баталия», создававшаяся на протяжении 1762-1764 годов и размещенная в Петербургской Академии наук.



«Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764 (600x416, 260Kb)


Полтавская баталия». Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук. Санкт-Петербург. 1762—1764

Не так важно, что мнения о ее художественных достоинствах весьма противоречивы. Все же отражает она один из важнейших эпизодов в истории России. В своем стихотворном произведении «Разговоре с Анакреоном» он писал:

О, мастер, в живопистве первой,
Ты первой в нашей стороне
Достоин быть рожден Минервой,
Изобрази Россию мне.
Изобрази ей возраст зрелой
И вид в довольствии веселой,
Отрады ясность по челу
И вознесенную главу.

***

Нельзя пройти мимо заслуг соратника и помощника в воплощении идей Ломоносова - графа Ивана Ивановича Шувалова. При изучении биографии этого человека возникло у меня к нему чувство симпатии. Забудем о том, что стал он в двадцать три года фаворитом царствующей Елизаветы Петровны. Отметим, что был он «нетипичным», бескорыстным человеком, много сделавшим для развития просвещения в России. Предоставим слово его современнице, Великой княгине Екатерине Алексеевне, вошедшей в историю под именем Екатерины II. Так, в своих мемуарах она писала: «Вечно я его находила в передней с книгой в руке. Этот юноша показался мне умным и с большим желанием учиться. Он был очень недурен лицом, очень услужлив, очень вежлив, очень внимателен и казался от природы кроткого нрава». Хотя позднее дороги их и разошлись. И именно она сместила его с занимаемых должностей. Всмотримся в его портрет кисти Ф.С. Рокотова. Вспомним о его деяниях. Именно он вместе с М.В.Ломоносовым стоял у истоков основания Московского университета и соподчиненной ему «Академии трех знатнейших художеств» - живописи, скульптуры и архитектуры. Стал он первым куратором университета и президентом академии. Как известно, Университет начал свою работу в 1755 году вместе с двумя гимназиями при нем. В 1757 году Елизаветой Петровной был подписан указ о создании Академии, а в следующем году открыла она свои двери для «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». Формально Академия первые шесть состояла при Московском университете, но имела местом своего пребывания Петербург и по существу была независимой. Размещалась она вначале в особняке Шувалова, который к тому же долгие годы выступал в роли ее мецената. Доступ в Академию был открыт «всякого звания российским подданным….кроме крепостных людей и не имеющих от господ своих вечного увольнения». Набирали сирот и подкидышей, сыновей солдат и священников, столяров, конюхов, портных и прочего мастерового и служилого люда. И все это потому, что в среде дворян в те годы считалось позорным занятие любым трудом, в том числе и художественным. Особо хочется подчеркнуть, что из крепостного сословия вышли получившие вольную Ф.Рокотов, М.Шибанов, И.Аргунов, П.Соколов и А.Воронихин.

***

Ранее все портреты находились в частных собраниях, висели в залах особняков и родовых усадеб. Сведения о них были скупы, как и об их создателях-художниках. Теперь же сосредоточены полотна в лучших музеях страны. Можно прийти и спокойно полюбоваться работами Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского и других портретистов. Думается, увидеть живопись, научиться ее «читать» — не меньшее искусство, чем услышать музыку во всем ее образном и эмоциональном богатстве. Издано сейчас множество альбомов с репродукциями картин, выпущены художественные открытки и марки. И это не считая ресурсов Интернета. Занимательно совершать путешествия по миру живописи, не покидая пределов дома.



Д.Г.Левицкий. Автопортрет, 1783 (476x600, 132Kb)

Д.Г.Левицкий. Автопортрет, 1783.

Послесловие. Если бы не работы выдающихся художников-портретистов того времени разве смогли бы мы сейчас представить как выглядели царствующие персоны и члены их семей, видные государственные деятели и ученые? В том числе – Петр I, М.В.Ломоносов и И.И.Шувалов.
Рубрики:  = Живопись. Вблизи шедевров

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Эпизоды из жизни Ф. С. Рокотова

Четверг, 25 Июля 2013 г. 11:03 + в цитатник
ПРЕДИСЛОВИЕ

Стараясь постичь судьбу-историю XVIII века, особенности его культурного процесса взгляд выделил из прошлого личность Рокотова Федора Степановича. Именно он оставил нам в наследство замечательную галерею портретов современников. Как можно пройти мимо лукавого выражения лица В.И.Майкова или не заглянуть в печальные глаза А.П.Струйской? Чувство возникшей заинтересованности непременно заставляет обратить внимание на жизненные коллизии лиц, запечатленных кистью художника. Информации много. Однако думается, что она слишком поверхностна, не продумана до конца. Поразило обстоятельство, что о судьбе самого Ф.С.Рокотова почти ничего не известно. Перемещаются из одной публикации в другую не более десяти документально подтвержденных фактов. Так зачем же вздыхать напрасно, что современники забыли портретиста при жизни, не оставили о нем своих воспоминаний? Выскажем слова благодарности вдохновителям и организаторам «Выставки русской портретной живописи за 150 лет» 1902 года, «Историко-художественной выставки русских портретов» в Таврическом дворце 1905 года, выставки «Ломоносов и Елизаветинское время» 1912 года. Именно там и тогда стали возвращаться из небытия, рассредоточенные по всей стране работы художника, и вновь заблистало, преданное забвению имя художника.
Никто из нынешних искусствоведов серьезно не занялся архивными изысканиями, не постарался установить хотя бы основные вехи его жизненного пути. Вместо этого восторженные, порой не лишенные блеска рассуждения о полотнах, принадлежащих кисти одного из лучших живописцев прошлого. Предполагаю, что наиболее значимыми и заслуживающими внимания, являются труды Л.А.Маркиной («Ф.Рокотов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи»), В.C.Липатова («Краски времени») и Н.М. Молиной («Тайны Федора Рокотова»).

ПОРТРЕТ

Если речь идет о художнике, то возникает желание рассмотреть его портреты, созданные другими мастерами, посмотреть на него чужими глазами и обязательно сопоставить с впечатлениями от автопортрета. Необходимо увидеть лицо, всмотреться в глаза и мимику, тщательно рассмотреть детали – прическу и одежду, украшения и знаки отличия, а при наличии - интерьер. Все это в совокупности позволяет составить общее представление об интересующей персоне, воссоздать психологический портрет.

Но… не повезло Федору Степановичу Рокотову. Не было написано ни одного его портрета, нет и автопортрета. Возможно, не сохранились они до наших дней или продолжают относиться к разряду так называемых Неизвестных. Чаще всего вместо изображения художника размещается «Портрет молодого человека в гвардейском мундире», написанный им в 1757 году и хранящийся ныне в ГТГ. Дело в том, что некоторые искусствоведы (И.Грабарь, Ю.Анисимов, Н.Лапшина) считают, его неопознанным, скорее не подтвержденным документально автопортретом художника. По мнению И.Э.Грабаря во взгляде молодого гвардейца можно усмотреть чуть заметную, напряженную косину, которая обычно отличает глаза художника, вынужденного держать одновременно в поле зрения зеркало с собственным отражением и холст. Кроме того предполагаемое дворянское происхождение Ф. С. Рокотова вполне допускает его службу в гвардейском Семеновском полку, в форму которого одет молодой человек. В свою очередь и возраст художника соответствует невысокому чину изображенного: галун на воротнике и бортах мундира говорит об унтер-офицерском звании.

Имя прославленного портретиста, вероятно, вообще бы не вспомнилось, но строки, написанные на обороте холста, упрямо свидетельствуют: «Писал Рокотов 1757 году Марта „15“ дня». Это самая ранняя из подписанных работ художника, самое первое из его собственноручных свидетельств. Желание увидеть облик художника всегда весьма велико. Радость встречи затмила имеющие место сомнения.

Пятнадцатью годами позже А. В. Лебедев выдвинул иную гипотезу. Обнаружил он внешнее сходство юноши с автопортретом известного гравера Е. П. Чемесова. Автопортрет был написан спустя восемь лет, накануне смерти мастера от чахотки, наступившей на двадцать восьмом году жизни. Именно этими фактами и объяснялось имеющее место внешнее несоответствие.

***

Все время думалось мне, что действительно этот несколько не уверенный в себе юноша и есть сам Рокотов. Известно, что в середине XVIII века наиболее почитаемыми в живописи были исторический и мифологический жанры. Портреты исполнялись в основном иностранными художниками, которые получали за это большие вознаграждения. Полагаю, Федор решил нарушить принятую традицию – стать портретным живописцем. Решительный шаг по тем временам. А как испытать свои способности? Скорее всего, для этого и подходила возможность написать автопортрет. Не принято было в те времена запечатлевать свой образ, низко ценились живописцы. Вероятно, по этой причине художник и оставил лишь подпись о дате его создания.

Увидев автопортрет Евграфа Петровича Чемесова, засомневалась – права ли в своих суждениях? Несмотря на различие в возрасте и отпечаток, наложенный болезнью, явно ощущалось сходство с Портретом неизвестного. Обращали на себя внимание одна и та же форма носа, разрез глаз, цвет волос. Сомнение усилилось, когда узнала, что покровителем Чемесова, как и Рокотова являлся один и тот же человек – граф Иван Иванович Шувалов, благодаря которому оба они учились в Академии художеств. Еще одна точка соприкосновения и, возможно, дружбы двух талантливых молодых людей. Тогда не вижу никакой преграды для написания не автопортрета, а портрета именно Чемесова. Даже допускаю мысль, что идею сию мог подать сам Шувалов.



Ф.С. Рокотов. Портрет И.И.Шувалова». 1760 год. Эрмитаж. (534x685, 132Kb)


Ф.С. Рокотов. Портрет И.И.Шувалова». 1760 год. Эрмитаж

СУДЬБА

Эпизод первый.
До настоящего времени так и не установлена точная дата рождения Федора Рокотова. Хорошее выбрали ему имя при крещении – в переводе с греческого языка означает оно «Божий дар». Оправдал он его полностью. В Святцах имя это упоминается не менее сорока пяти раз, так что и месяц появления Федора на свет определить не представляется возможным. Указ Синода от 7 марта 1722 года обязывал всех прихожан «быть на исповеди и причастии начиная с 7 лет, у своего священника». Судя по Исповедальным книгам московской церкви Никиты- мученика на Старой Басманной, в приходе которой находился дом художника, был ему в 1787 году пятьдесят один год. Следовательно, родился он в 1735 или 1736 году. Однако следует помнить, что ранее все записи в церковные книги вносились со слов прихожан. Возникает вопрос – знал ли сам художник точную дату своего появления на свет? Сомневаюсь. Не было в этом необходимости. К тому же в зависимости от нужды можно было смело менять ее в любую сторону: как уменьшения, так и увеличения. Отсюда и возникают разночтения в документах. Если такую книгу действительно нашли, то там наряду с фамилией, именем, отчеством и возрастом должна быть указана и сословная принадлежность. Почему же об этом нигде не говорится? Важно же знать куда относил, как воспринимал себя сам художник. Тогда, вероятно, не существовало бы двух версий о его происхождении.
Считается, что появился он на свет в селе Воронцово, в усадьбе князя П.И.Репнина - ближнем пригороде Москвы, находящемся в шести километрах от Калужской заставы. Сейчас эта местность входит в черту города.

Эпизод второй.
Происхождение Рокотова остается и по сей день вопросом дискуссионным. По одним источникам, Федор Степанович происходил из семьи крепостных, принадлежавших князю генерал-аншефу Петру Ивановичу Репнину, который дал вольную живописцу еще в юные годы. В пользу этой версии говорит тот факт, что брат живописца по имени Никита действительно числился крепостным князя, исполняя должность золотых дел мастера, и был отпущен на волю в середине 1760-х годов.
Согласно второй гипотезе, Рокотов являлся внебрачным ребенком самого князя П. И. Репнина, который не только освободил сына от крепостной зависимости, но и дал ему дворянское звание. Иначе трудно объяснить то обстоятельство, что подпись Рокотова стоит под «Правилами Московского английского клуба», составленными при его учреждении. Членами клуба могли состоять только дворяне. Количество членов колебалось в разные годы от 300 до 600 человек. Попасть в ряды Клуба можно было только по рекомендации, избирали в него только раз в жизни общим голосованием, и если уж по каким-то причинам (чаще всего это было недостойное публичное поведение) член Клуба терял место, то это считалось большим общественным позором, и повторное восстановление оказывалось невозможным. Членами Клуба были исключительно мужчины, даже прислуга и работники кухни относились к сильному полу с непременным обязательством оставаться холостяками.
М. Н. Загоскин в своём сборнике «Москва и москвичи» писал: «Я знаю одного члена, и надобно сказать, что он вовсе не один в своем роде, который разделяет свою жизнь на четыре главные эпохи: рождение, производство в первый офицерский чин, женитьбу и поступление в члены Английского клуба».

Кроме того, неоднократно высказывалось предположение, что Рокотов обучался в привилегированном Петербургском Шляхетском кадетском корпусе для дворянских детей, где получил широкое общее образование.

Эпизод третий.
Впервые имя Рокотова в дошедших до наших дней письменных материалах трижды упоминается в 1757 году. В письме М. В. Ломоносова к графу И. И. Шувалову звучит просьба - поручить Федору скопировать портрет императрицы Елизаветы Петровны, - «Что ж до портрета надлежит, с которого делать, то я думаю, что наперво хотя один лик скопировать с самого лутчаго приказать Федору». Он требовался для создания мозаики, над которой в то время трудился ученый. Не могу пройти мимо одного, мало известного факта. Елизавета Петровна писала стихи, строки которых хорошо знали подданные, перелагали на песни, задушевно исполняемые в народе:

Во селе, селе Покровском,
Середь улицы большой,
Разгулялись, расскакались
Красны девки меж собой…

Самая ранняя подписная работа художника из числа с установленным авторством - «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» датирована этим годом.



Ф.С. Рокотов. «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире». 1757 год. ГТГ. (529x700, 292Kb)


Ф.С. Рокотов. «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире». 1757 год. ГТГ.

Следует упомянуть еще одну картину - «Кабинет Шувалова», являющеюся практически первым интерьером в русской живописи. Замечательное, интересное полотно, на котором в миниатюре воссозданы двадцать пять картин известных европейских мастеров XVII века. К сожалению, оригинал не сохранился. Дошла до наших времен лишь копия, сделанная А.Зябловым, крепостным живописцем Н.Е.Струйского, обучавшимся в мастерской Рокотова. И снова стоит дата – 1757 год.
Значит уже к этому времени, в определенных кругах Рокотов был уже известен как талантливый живописец.

Эпизод четвертый.
По всей видимости, в 1760 году Рокотов поступает в Академию художеств по «словесному приказанию» И.И.Шувалова, оказывавшему покровительство молодому человеку. Учителями Рокотова были иностранцы. Так, Якоб Штелин, первый историк русского искусства XVIII века писал, что «Федор Степанович Рокотов учился в Академии при Лоррене, Лагрене и Фонтебассо». Затем следует его добавление - «Также у Ротари и Токе он многому научился и затем всецело посвятил себя портретной живописи».

Эпизод пятый.
Следующая дата - 13 января 1762 года. В этот день Рокотов был принят адъюнктом в Санкт-Петербургскую Академию художеств с окладом жалования 300 рублей в год.
К этому времени пользовался он уже известностью в петербургском высшем обществе. Восхождению по лестнице признания способствовали дворцовые заказы. В апреле 1762 года Рокотов пишет «Портрет Петра III». Император соизволил дать художнику один сеанс. С великой поспешностью, всего за две с половиной недели, исполняется поколенный портрет Петра III со всеми царскими атрибутами. При посредстве Шувалова парадное изображение преподносится новому императору России. За эту работу был он удостоен звания адъюнкта живописи и права присутствия за обедом Его Императорского Величества. Дальнейшие политические события, происходившие в России, способствовали увеличению успеха художника. Екатерина II при вступлении на престол поручила Рокотову написать её портрет, для которого давала ему сеансы в Петергофе: портрет этот, изображающий императрицу в профиль, среди красивой архитектурной обстановки, был подарен графу Г. Орлову, который поместил его в Гатчинском дворце. Другой, уже поясной портрет императрицы, был написан Рокотовым с натуры спустя три года. Екатерина осталась очень довольна им, находя, что является он одним «из самых похожих». Портрет был пожалован ею академии наук, где хранится и поныне.
Художнику также поручается писать портреты царских приближенных - братьев Ивана и Григория Орловых, а также внебрачного сына Екатерины II и Григория Орлова - Алексея Бобринского. Его кисти принадлежит немало портретов иных выдающихся людей екатерининской эпохи, в том числе И. И. Шувалова, А. А. и Б. А. Куракиных, Л. И. Бибикова, П. Г. Демидова, Г. Н. Теплова и многих других.



aHR0cDovL2FydHRyYW5zLmNvbS51YS9pbWFnZXByb2R1Y3QvMTE2MC9Sb2tvdG92X0ZlZG9yX1N0ZXBhbm92aWNoX1BvcnRyYWl0X29mX0FfR19Cb2JyaW5za3lfYXNfYV9DaGlsZF9pbWFnZV9iLmpwZw== (533x700, 273Kb)


Ф. С. Рокотов. Портрет графа А. Г. Бобринского в детстве. Сер. 1760-х гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Эпизод шестой.
В 1765 году 25 июня в возрасте двадцати девяти лет Рокотов удостаивается звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве». С этим событием связана программная картина «Венера, Амур и Сатир», исполненная художником вольная копия с мифологической картины Луки Джордано «Амур, Венера и Сатир» или гравюры Ф. Бартолоцци. Единственное сюжетное произведение мастера.



attach (700x450, 225Kb)


Ф.С. Рокотов «Венера, Амур и Сатир». Между 1763 и 1765 (или между 1768 и 1773). Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Эпизод седьмой.
К русским относились равнодушно, подчас даже с небрежением. Екатерина II отправила в отставку И. И. Шувалова, фаворита Елизаветы Петровны, а во главе Академии поставила своего человека И. И. Бецкого. Известно, как он грубо отстранил от преподавания в Академии Е. П. Чемесова, гордость русского гравировального искусства. Несмотря на явные успехи в высшем обществе, в Академии художеств Рокотов играл довольно скромную роль: он исполнял повседневные и докучные обязанности адъюнкта. Признанный художник должен был следить за занятиями учеников и порядком в классах. В архиве Академии сохранились его рапорты об отпуске сальных свечей «в классы и комнаты ученические», о столовом расходе. Повседневная академическая служба отнимала у художника много времени и мешала творчеству. Став академиком, Рокотов бросает службу в Академии. У Бецкого художник не нашел такой поддержки как у Шувалова, который к тому же запрещал исполнение живописных работ без его ведома, поэтому в период между 1765 и 1767 годами он переезжает в Москву.

Эпизод восьмой.
В Москве художник проработал почти сорок лет. Именно здесь он состоялся как «истинный Рокотов», выработавший свою живописную манеру. Признание приходит к художнику на поприще представительных изображений - парадных и полупарадных портретов. Рокотов, как и другие художники второй половины ХVIII века, еще сохраняет внимание к общественному положению модели: он в точности живописует мундир, регалии и ордена. Но постепенно начинает отходить от общепринятых канонов, стараясь проникнуть во внутренний мир, передать свое личностное отношение к портретируемому. Художник преуспевает: он обзаводится собственным домом и мастерской, у него появляются ученики, с помощью которых признанный мастер исполняет многочисленные заказные портреты крупнейших государственных деятелей и дворянской знати. В его мастерской, по свидетельству современника, стояло до сорока - пятидесяти холстов, на которых «были окончены одни головы», а остальное, по всей видимости, дописывали ученики. Его помощники впоследствии стали работать самостоятельно, и образовался «круг Рокотова», из которого выходили произведения, напоминающие рокотовские, что создало искусствоведам множество трудностей в атрибуции этих работ.

Своей семьи Федор Степанович так и не создал. Еще в 1776 году выхлопотал он освобождение от крепостной зависимости для детей своего покойного брата «Ивана Большого да Ивана Меньшого», дал племянникам хорошее образование, что позволило им сделать военную карьеру. Именно их сделал наследниками. Рядом с селом Захаровым, имением Пушкиных располагалась небольшая деревенька с девятью дворами и сотней крепостных под названием Аниково. Приобрел ее Рокотов для своих племянников - поручика артиллерии Ивана Большого и подпоручика Ивана Меньшого Никитичей. Со временем старший достигнет чина артиллерии майора, а младший станет штабс-капитаном. Заботился Федор Степанович о своих единственных родственниках.

Недоброхоты были во все времена. Появились записи, что художник «за славою стал спесиви важен». Думается, Рокотов всегда помнил о своем происхождении, что и определяло его подчас подчеркнуто-заносчивое поведение, направленное против старавшихся унизить его достоинство.

К середине 1760-х годов Рокотов становится высоко ценимым портретистом. Он создает портретную галерею представителей самых родовитых семейств: Юсуповых, Куракиных, Бестужевых-Рюминых, Голенищевых-Кутузовых. Изображал Рокотов и известных литераторов своего времени – поэтов А.П.Сумарокова и В.И.Майкова.

Творческий взлет живописца нашел свое выражение в целой веренице прекрасных женских образов: У княгини Е. Н. Орловой обращают на себя внимание большие печально-задумчивые глаза. Ее образ исполнен светящейся чистоты и непреходящей красоты молодости. В. Н. Суровцева - предстает перед нами обаятельной и женственной, с простым русским лицом, но добрым взглядом лучистых глаз. «Портрет графини Е. В. Санти» привлекателен своим колористическим строем, эффектным сочетанием зеленоватых, розовых и желтых тонов. Но глаза графини холодны и отчужденны, в них нет теплоты. Лицо пожилой Д. Г. Ждановой отмечено мудростью прожитых лет. Из серебристого каскада пенных кружев, как туманная мечта выступает П. Н. Ланская.
Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфуммато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого проступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника. Женские портреты Рокотова имеют часто овальную форму, что, несомненно, придает им особое изящество и романтичность. Они выходят из темноты фона и возникают, словно некое видение в легком цветовом мареве.



Новосильцева (557x700, 186Kb)


Ф.С. Рокотов. «Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»
1780 год. ГТГ.

В 1790-е годы спрос на заказные портреты Рокотова значительно упал. Появилось много талантливых молодых художников, которые в большей мере отвечали новым вкусам и запросам знати. На склоне лет мастер занялся педагогической деятельностью. У него было несколько учеников, но их имена кроме Петра и Ивана Андреевых неизвестны.

На протяжении всей своей жизни Рокотов писал исключительно портреты представителей дворянского сословия: от императора до провинциальной помещицы. Число их велико. Думаю, что описывать каждый из не имеет смысла. Проще открыть альбом и впитать в себя лики живших в далеком XVIII веке. Не о них ли писал в свое время В.А.Жуковский:
«Не говори с тоской: их нет
Но с благодарностию были!»?



Ланская (498x700, 131Kb)


Ф.С. Рокотов. «Портрет Прасковьи Николаевны Ланской». Около 1790 года. ГТГ.

Эпизод девятый.
12 декабря 1808 года Ф.С.Рокотов скончался. Похоронили его племянники в рядом расположенном Новоспасском монастыре. К сожалению, время не пощадило могилу художника. Следы ее затерялись.
Смерть Рокотова осталась незамеченной современниками. Ни одна газета не поместила некролога. Как насмешка судьбы факт - ещё четыре года фамилия умершего портретиста оставалась внесенной в списки здравствующих членов Академии художеств

ПОСЛЕСЛОВИЕ

«…Когда ты играя почти ознаменовал только вид лица и остроту зрака его, в той час и пламенная душа ево, при всей ево нежности сердца на оживляемом тобой полотне не утаилася… А ты совосхищен, и проникая во внутренность души сего великого мужа, по троекратном действии и толикомуж отдохновению и совершил для нас сию твою неоценную работу».

«Рокотов! достоин ты назван быти по смерти сыном дщери Юпитеровой, ибо и в жизни ты ныне от сынов Аполлона любимцем тоя именуешися».

Так звучат слова Н.Е.Струйского в письмах к Г. Академику Рокотову. Над их выспренностью смеялись, зло шутили. Но воздадим должное Николаю Еремеевичу - это единственный человек, оставивший воспоминания об одном из первых портретных живописцев России.
Рубрики:  = Живопись. Вблизи шедевров

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Король поэтов Игорь Северянин

Понедельник, 22 Июля 2013 г. 09:55 + в цитатник

severyanin (433x650, 88Kb)


В 1910 году Игорь-Северянин (именно так, через дефис обозначал свой псевдоним поэт Игорь Васильевич Лотарев) писал: «Я – Царь страны несуществующей, страны, где имени мне нет». Этими словами начиналась поэза «Грезовое царство» из его первого стихотворного сборника под названием «Громкокипящий кубок». Звучат эти строки несколько пророчески, предвосхищая последующие события - избрание его королем поэтов и длительное забвение на Родине.

Перенесемся в февраль 1918 года. Трудно сегодня представить Москву тех дней. Известно одно, несмотря на войны и революционные перевороты, неразбериху, нищету и голод культурная жизнь города не замирала. Продолжала пользоваться особой популярностью Большая аудитория Политехнического музея, где, как и в прежние годы не прекращалось чтение лекции на естественнонаучные темы, проходили диспуты и собрания самой разнообразной тематики. Так, особо большое внимание привлек диспут - диалог А. В. Луначарского с главой обновленческой церкви митрополитом А. И. Введенским. Но, прежде всего, в Большой зал Политехнического музея москвичи стремились на поэтические вечера. Надолго оставались в памяти присутствующих как встречи с поэтами - В. В. Маяковским, А. А. Блоком, С. А. Есениным, так и творческими объединениями футуристов, имажинистов. Однако особое внимание привлекали коллективные вечера, на которых выступали поэты различных школ и направлений.

Читать далее...

Рубрики:  = Серебряные звоны /Северянин И.В.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Лица Серебряного века. Ольга Флоренская и Зинаида Гиппиус.

Воскресенье, 21 Июля 2013 г. 10:38 + в цитатник

О.А.Флоренская. 1907. Тифлис. Фотография И.Шихлина.Вероятно, такую фотографию отправила Ольга Флоренская Д.С.Мережковскому по его просьбе в Париж - копия (317x500, 8Kb)

О.А.Флоренская. 1907. Тифлис. Фотография И.Шихлина

Вглядитесь, какое милое лицо, не правда ли? Так и исходит от этой девушки внутренний легкий свет. Сразу возникает ощущение, что недолгой будет ее жизнь, быстро оборвется ниточка связи с нашим миром. Здесь ей всего 16 лет. Знакомьтесь. Это Оленька, сестра знаменитого ученого и священника Павла Александровича Флоренского. Именно в этом возрасте отправила она первое письмо Дмитрию Сергеевичу Мережковскому непосредственно в Париж. Смелый по тем временам поступок. Справедливо возникает вопрос – зачем? Между ними целая пропасть. Взять хотя бы разницу в возрасте, которая составляет более 25 лет. Однако знакомство состоялось. Вернее не могло не состояться, потому что обладала она даром слова, умением заинтересовать собеседника. Своеобразный письменный диалог между юностью и зрелостью продолжался в течение года. А потом они встретились. Подружилась Ольга и с Зинаидой Николаевной. Часто гостила у них. Посмотрите, как уютно пристроилась она возле ног Гиппиус. Совсем по-домашнему, без тени смущения и почитания. Это уже 1913 год и Санкт-Петербург. В квартире «декадентской мадонны» стопками лежат книги, подчеркивая тем самым напряженную духовную жизнь семьи.

Читать далее...
 
Рубрики:  = Серебряные звоны /Гиппиус З.Н.
= Лабиринты прошедших веков /Женский след

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

"Благоухание седин": З.Н. Гиппиус и Л.Н. Толстой

Вторник, 16 Июля 2013 г. 12:23 + в цитатник

З.Н. Гиппиус. 1917 год. (487x662, 134Kb)


С воспоминаниями З.Н.Гиппиус «Живые лица» впервые довелось мне познакомиться в 1991 году, когда они вышли в составе сборника «Забытая книга». Правда, ранее эти очерки разрозненно публиковались в различных журналах, но оставались вне пределов моего поля зрения или вернее досягаемости. Рассказывает она довольно основательно об Александре Блоке, Валерии Брюсове, Федоре Соллогубе и Василии Розанове. Это лица широко известные, причастные к миру литературы. Однако вплелось в ее повествование и описание знакомства с фрейлиной императрицы Александры Федоровны Анной Александровной Вырубовой. Скорее всего, из-за тесного соприкосновения этой женщины не только с семьей венценосных особ императорского дома, но и судьбой Г.Е.Распутина. Заканчивается книга рассказом «Благоухание седин» с подзаголовком «О многих». И все же основными действующими лицами, несомненно, являются А.Н. Плещеев и Я.П. Полонский, имена которых сейчас полузабыты. По всей видимости, выбор описываемых личностей не был случайным. Зинаида Николаевна хорошо знала всех, часто общалась.

Рубрики:  = Серебряные звоны /Гиппиус З.Н.
= Серебряные звоны /Мережковский Д.С.

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 3 пользователям

"Единственность" З.Н. Гиппиус

Вторник, 16 Июля 2013 г. 12:05 + в цитатник

79363740_2423007_106 (308x698, 108Kb)


Рубрики:  = Серебряные звоны /Гиппиус З.Н.

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Лица Серебряного века. З.Н. Гиппиус и Л.Н. Бакст

Понедельник, 15 Июля 2013 г. 17:02 + в цитатник

Интересно всмотреться в изображение Зинаиды Николаевны Гиппиус, которую Александр Блок называл «Зеленоглазой наядой», Игорь Северянин – «Златоликой скандой», Валерий Брюсов – «Зинаидой Прекрасной», Петр Перцов – «Декадентской Мадонной с Ботичеллиевской наружностью». Не отставал от литераторов и художник Александр Бенуа, именовавший ее «Принцессой Грёзой», добавляя при этом, что была у нее «улыбка Джоконды». Лишь два человека осмелились отметить обратную и не совсем лицеприятную сторону личности этой женщины. Так Лев Троцкий считал ее «сатанессой и ведьмой», а Дмитрий Мережковский – «Белой дьяволицей».

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

О внешнем облике Гиппиус очень красноречиво написала ее ровесница политический деятель, писатель и журналистка Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс: «Зинаидой ее звали за глаза знакомые и незнакомые. Она была очень красивая. Высокая, тонкая, как юноша, гибкая. Золотые косы дважды обвивались вокруг маленькой, хорошо посаженной головы. Глаза большие, зеленые, русалочьи, беспокойные и скользящие. Улыбка почти не сходила с ее лица, но это ее не красило. Казалось, вот-вот с этих ярко накрашенных тонких губ сорвется колючее, недоброе слово. Ей очень хотелось поражать, притягивать, очаровывать, покорять. В те времена, в конце XIX века, не было принято так мазаться… А Зинаида румянилась и белилась густо, откровенно, как делают это актрисы для сцены. Это придавало ее лицу вид маски, подчеркивало ее выверты, ее искусственность… Одевалась она живописно, но тоже с вывертом… пришла в длинной белой шелковой, перехваченной золотым шнуром тунике. Широкие, откинутые назад рукава шевелились за ее спиной точно крылья». Полноценный психологический портрет молодой Гиппиус.
1352 (120x96, 17Kb)
Рубрики:  = Серебряные звоны /Гиппиус З.Н.
= Живопись. Вблизи шедевров /Портреты/автопортреты

Метки:  


Процитировано 7 раз
Понравилось: 3 пользователям

Поиск сообщений в ГалаМаг
Страницы: 155 ..
.. 3 2 [1] Календарь