-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в дочь_÷ар€_2

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.07.2013
«аписей: 2602
 омментариев: 9
Ќаписано: 2764

”“≈Ў≈Ќ»≈ »—“ќ–»≈…: ј¬“ќ–— ќ≈ ѕќ—Ћ≈—Ћќ¬»≈

ѕонедельник, 28 Ќо€бр€ 2016 г. 23:15 + в цитатник

Ётот роман не мог дальше продолжатьс€. ќн исчерпалс€ со смертью главной героини. ќ чем этот роман? ќ времени, страхе и смерти? ¬полне возможно, однако не так общо, не так абстрактно, потому что автор не философ и даже не историк, а только литератор. ѕравда, многие авторы исторических романов часто похвал€ютс€ своими открыти€ми, которые они €кобы сделали разгадкой документов, найденных уже после их описани€ в романах, нахождением звеньев, которых недоставало дл€ цельности той или иной теории, проникновением в то, что лежало перед человечеством за семью замками и печат€ми.

јвтор этой книги далек от подобных амбиций. ѕисатель не ученый. ћы должны откровенно признать, что наука дает литературе неизмеримо больше, чем литература может дать науке.

ѕисателю помогает в работе все: документы, легенды, хроники, случайные записи, исследовани€, вещи, даже неосуществленные замыслы. ј чем может услужить историку сам писатель? Ќаблюдени€ми и исследовани€ми непередаваемости человеческого сердца, человеческих чувств и страстей? Ќо истори€ далека от страстей, она лишена сердца, ей чужды чувства, она должна «добру и злу внимать равнодушно», ибо над нею царит безраздельно сурова€ диктатура истины.

≈динственное, что может писатель, — это создать дл€ историка, как и дл€ всех других людей, то или иное настроение, но и это, как мне кажетс€, не так уж и мало. –абота€ над историческим романом, ты выхватываешь из мрака забвени€ отдельные слова, жесты, черты лица, фигуры, образы людей или только их тени, но и этого уже так много в нашем упорном и безнадежном споре с вечностью.

„еловеческа€ пам€ть входит в исторические романы таким же непременным орудием, как элемент познани€ в произведение о современности. »стори€ в привычном дл€ нас понимании стала известной древним грекам в творени€х милетских ученых јнаксимена и јнаксимандра. ќсмысливать историю, прошлое, человек стал только тогда, когда осознал себ€ существом общественным, то есть научилс€ судить о том, что произойдет в будущем.

¬опрос о соотношении прошлого и современного не только актуален в идеологических битвах дн€ современного — он имеет огромное практическое значение дл€ тех способов и масштабов, при помощи которых опыт и культура эпох прошлых помогают нам творить современную жизнь. ћаркс замечает по этому поводу:

«“ак называемое историческое развитие покоитс€ вообще на том, что новейша€ форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе» ( . ћаркс и ‘. Ёнгельс. —оч., т. 12, с. 732). Ћенин пр€мо говорил: «…только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру» (¬. ». Ћенин. ѕолн. собр. соч., т. 41, с. 304).

ћогут спросить: а почему автор избрал именно XVI столетие и не кого-нибудь из титанов ¬озрождени€, а слабую женщину? ¬ самом деле: Ћеонардо да ¬инчи, ћикеланджело, “ициан, ƒюрер, Ёразм –оттердамский, Ћютер, “орквемада,  арл V, »ван √розный, —улейман ¬еликолепный — сколько имен, и каких! » внезапно прорываетс€ сквозь их чашу им€ женское, поднимаетс€ на борьбу с самой »сторией, одерживает даже некоторые победы, завоевывает славу, но в дальнейшем становитс€ добычей легенды, мифа.

ѕ€тнадцатилетнюю дочь рогатинского св€щенника јнастасию Ћисовскую захватила в плен татарска€ орда, девушку продали в рабство, она попала в гарем турецкого султана —улеймана, уже за год выбилась из простых рабынь-одалисок в султанские жены (их не могло быть в соответствии с  ораном более четырех), стала любимой женой султана, баш-кадуной, почти сорок лет потр€сала безбрежную ќсманскую империю и всю ≈вропу. ¬енецианские послы-баилы в своих донесени€х из —тамбула называли ее –оксоланой (потому что так по-латыни называли тогда всех русских людей), под этим именем она осталась в истории. Ќо осталась лишь тенью и легендой, — так зачем же воскрешать тени прошлого? Ќе дл€ того ли, чтобы пополнить пантеон украинского народа еще и женским именем? ƒескать, у греков была “аис, у римл€н Ћукреци€, у египт€н  леопатра, у французов ∆анна д’јрк, у русских бо€рын€ ћорозова, а у нас –оксолана? ј может, следует наконец соединить историю этой женщины с историей ее народа, соединить то, что было так жестоко и несправедливо разъединено, ибо судьба отдельного человека, объединенна€ с судьбой всего народа, обретает новое измерение?

“ак много вопросов, так много проблем, и все же автор решил пойти на нечто еще более значительное. ƒо сих пор –оксолана принадлежала преимущественно легенде, мифологии — в романе предприн€та попытка возвратить ее психологии.

ƒо сих пор фигура –оксоланы была бесплотной, часто становилась жертвой псевдоисторических увлечений, использовалась дес€тками авторов как своеобразный рупор дл€ их собственных умствований, — здесь же она, как по крайней мере кажетс€ автору, обретает те необходимые измерени€ и качества, которые делают ее личностью. —обственно, роман — это истори€ борьбы никому не известной девушки и женщины за свою личность, за то, чтобы уцелеть, сохранить и уберечь себ€, а затем вознестись над окружением, быть может, и над всем миром. »бо, как сказал еще √Єте:

Volk und Knecht und Uberwinder

Sie gesteht zu jeder Zeit.

Hochstes Gluck der Erdenkinder

Sei nur die Personlichkeit [64] }.

∆изнь бывает такой жестокой, что не остаетс€ ни одной минуты дл€ размышлений над абстрактными проблемами, она ставит перед человеком только самые конкретные вопросы, только «да» или «нет», только «быть» или «не быть». “акой оказалась вс€ жизнь –оксоланы. ƒаже у каторжников на турецких галерах, кажетс€, было больше свободного времени, чем у этой женщины, невыносимо одинокой, изнуренной борьбой за свою жизнь, за свою индивидуальность. “ем ценнее и поучительнее ее победа над самой собой. «начение такой победы не утрачиваетс€ и в наше врем€, к сожалению, столь богатое в странах так называемого свободного мира, попытками уничтожить человеческую личность, нивелировать ее, лишить неповторимости, затоптать, не останавлива€сь дл€ этого ни перед какими средствами.

» вот приход€т из прошлого великие тени и дают нам моральные уроки.

Ќеужели мы станем отказыватьс€ от них?

Ћеонардо да ¬инчи говорил: «’ороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представлени€ его души».

¬ этом романе два противоположных полюса — –оксолана и —улейман.  ак они представл€ютс€ автору? ≈сли сн€ть с них все наслоени€, все социальные оболочки, они предстают перед автором просто людьми, но людьми неодинаковыми, потому что над –оксоланой т€готеет археологи€ знани€: «„то € могу знать?», а —улейман пребывает под гнетом генеалогии власти: «Ќа что € могу наде€тьс€?» “олько третий вопрос из известной кантианской триады объедин€ет их: «„то € должен делать?» Ќо и здесь их пути расход€тс€: –оксолана следует велению разума, —улейман — силы.

¬се наше достоинство и наше спасение — в мысли, в разуме. “олько мысль, разум возвышают нас, а не пространство и врем€, которых нам никогда не удастс€ ни одолеть, ни заполнить. ¬ этом отношении –оксолана стоит выше —улеймана, который сост€залс€ с пространством и временем, тогда как она сост€залась только со своими страдани€ми и единственным оружием дл€ этого у нее были мысль, разум!

ј как говорил ѕаскаль, следует преклон€тьс€ и перед теми, кто ищет истину, даже вздыха€.

Ўестнадцатое столетие дл€ нас — это —икстинска€ капелла ћикеланджело и «ћона Ћиза» Ћеонардо да ¬инчи, –еформаци€ и  ресть€нска€ война в √ермании и «”топи€» “омаса ћора, великие географические открыти€ и бесчисленное множество технических изобретений, знаменовавших приход эры прогресса. ќднако нельз€ забывать, что автора «”топии» английский король √енрих VIII казнил за то, что тот стал преп€тствием в его очередной женитьбе, немецка€ –еформаци€ закончилась тем, что Ћютер предал простой люд, отступив от него в решительную минуту, а р€дом с могучими, полными жизни творени€ми ћикеланджело, Ћеонардо, “ициана и ƒюрера тогда же по€вились мрачные видени€ »еронима Ѕосха, которые смогли растревожить даже черствую душу ‘илиппа »спанского, а Ѕрейгель —тарший, или ћужицкий, в своих удивительных картинах откровенно издевалс€ над бессмысленной суетой окружающей жизни, высмеивал ничтожную мелочность, но даже этому уход€щему корн€ми в простую жизнь фламандцу становилось жутко в те жестокие времена безысходности и безнадежности, и тогда он писал такие картины, как «—лепые», где в нескольких фигурах, охваченных отча€нием, изображено словно бы все человечество, которое вслепую мчитс€, спотыка€сь, неизвестно куда и зачем.

 огда мы сегодн€ говорим, что XVI столетие было столетием титанов, то вынуждены признать, что титанизм этот про€вл€лс€, к сожалению, не только в свершени€х полезных и плодотворных, но и в преступных. Ўекспиру, который своим гением призван был завершить эпоху ¬озрождени€, не нужно было выдумывать ни кровавых королей, ни королев, которые не могли отмыть рук от человеческой крови, — дл€ этого достаточно было огл€нутьс€ вокруг. —кажем, прототипом леди ћакбет могла стать люба€ из тогдашних королев јнглии или Ўотландии — ≈лизавета, ћари€ “юдор или ћари€ —тюарт.

—овременники, привыкшие к жестокости и коварству властелинов, становились слишком легковерными, когда речь шла о преступлени€х и убийствах. Ќе име€ точных свидетельств, не наде€сь на установление истины, иностранные послы, путешественники, летописцы, полемисты лихорадочно хватались за любые слухи, становились жертвами малозначительных и не очень достоверных пересудов. “ак из неопределенности, таинственности, сплетен и поклепов, которыми очень плотно была окружена фигура –оксоланы во врем€ ее жизни, уже дл€ современников, в особенности же дл€ потомков, эта женщина предстала не только всемогущей, мудрой и необычной в своей судьбе, но и преступной, этакой леди ћакбет с ”краины. Ётому способствовали непроверенные, а порой и просто выдуманные донесени€ из ÷арьграда венецианских послов Ќаваджеро и “ревизано, письма австрийского посла Ѕусбега, сообщени€ французского посла в ¬енеции де —ельва, лишенна€ какого бы то ни было научного значени€ компил€ци€ бургундца Ќикола€ ћоффанского, изданна€ во ‘ранкфурте-на-ћайне в 1584 году, и иллюстрированный труд Ѕуасарда «∆изнь и портреты турецких султанов» (‘ранкфурт-на-ћайне, 1596).

ћы не удивл€емс€ османским историкам јли-„елеби (XVI ст.), ѕечеви и —олак-заде (XVII ст.), которые свободно и пространно пересказывают непроверенные слухи о коварстве –оксоланы, потому что не в традици€х мусульманских компил€торов было доискиватьс€ истины тогда, когда речь шла о женщине, да еще и чужестранке. »звестно же, что когда складываетс€ кака€-нибудь традици€, ломать ее уже никто не хочет. ”же в 1979 году в —тамбуле вышла книга «ейнеп ƒурукан «√арем дворца “опкапы», где автор снова рисует –оксолану-’уррем как женщину коварную и жестокую, хот€, правда, и пытаетс€ объ€снить эту жестокость стремлением спасти себ€ и своих детей.

≈вропейские писатели не отошли от этого устаревшего взгл€да на –оксолану, и еще польский поэт —амуэль “вардовский (1595–1661) в своей поэме «¬еликое посольство» повторил все обвинени€ против –оксоланы, а ведь мог бы опровергнуть хот€ бы некоторые из них, воспользовавшись своим пребыванием в —тамбуле.

ќ –оксолане написали романы немецкий писатель …оханнес “ралов и финский — ћики ¬альтари. ” “ралова –оксолана почему-то стала дочерью крымского хана, которую захватили в плен запорожские казаки, а уже от них она попадает в гарем турецкого султана. –оман, собственно, сплошь строитс€ на таких анахронизмах и странных выдумках и потому не заслуживает серьезного внимани€.

¬альтари в своих исторических писани€х вообще увлекаетс€ ужасами, а еще больше пренебрежительным отношением даже к известным историческим источникам. Ёто он продемонстрировал, например, в своем историческом романе «≈гипт€нин —инух», в котором от известного в науке папируса —инуха не осталось ни малейшего следа, зато царит неудержима€ и неконтролируема€ авторска€ фантази€. “о же самое ¬альтари сделал и с –оксоланой, изобразив ее уже и не просто леди ћакбет с ”краины, а насто€щей ведьмой с Ћысой горы.

ѕисани€ украинских авторов разных времен также не очень помогли мне установить истину. “ам тоже господствует незадокументированна€ выдумка, правда, характера уже сплошь апологетического: –оксолана изображаетс€ чуть ли не св€той, она боретс€ за свободу родной земли, добиваетс€ у султана прекращени€ татарских набегов на ”краину (на самом же деле их было свыше 30 за врем€ ее господства), расшир€ет и укрепл€ет «апорожскую —ечь (на самом же деле —ечь возникает только после смерти –оксоланы) и т. д. ¬се это унижает и самое –оксолану, и ее неудачных восхвалителей.

јвтор этого романа решил пойти по пути точнейшего соблюдени€ исторической истины, использу€ дл€ этого только достоверные источники и документы и безжалостно отбрасыва€ все неопределенное. Ќевольно возникало искушение наполнить книгу как можно большим числом документов, но, зна€, какими обременительными станов€тс€ документы во многих современных книгах, автор пыталс€ удерживатьс€ от этого искушени€, лишь изредка включа€ в текст романа аутентичные письма –оксоланы (к —улейману и к польскому королю «игмунту-јвгусту), отрывки из некоторых ее стихотворений, образцы стилистики того периода из султанских фирманов, османских и арм€нских хронистов да еще, разумеетс€, образцы восточной поэзии.

Ћишь изредка автор, не наде€сь получить нужный документ, шел по пути логического воссоздани€, но и тут стремилс€ подкрепл€ть свои построени€ фактами, которые окружали бы его и поддерживали так же, как каменные контрфорсы поддерживают здани€ готического собора. Ёто можно было бы проиллюстрировать на примере главы «ƒнепр». ќб экспедиции дь€ка –жевского по ƒнепру известно из русских летописей, писали о ней все историки, начина€ от  арамзина и —оловьева, но нигде не найдем объ€снений возникновени€ этой необычной экспедиции и почти не знаем обсто€тельных подробностей. ≈сть неопределенное упоминание о пленном, который «выбежал из  рыма» и сказал о возможном нападении крымчаков, хот€ это не могло бы стать причиной дл€ снар€жени€ столь крупного похода. ’ронологически экспедици€ –жевского совпадает именно с теми смутными временами, когда в “урции вспыхнуло восстание Ћжемустафы, когда борьба за султанский престол была в разгаре, когда —улейман так изнурил свое государство, что вынужден был заключить мир с персидским шахом и отступить с пустыми руками после чуть ли не трехлетней войны. Ќаверное, охваченна€ отча€нием –оксолана именно в это врем€ снова и снова посылала своего поверенного √асан-агу (фигура невыдуманна€, потому что она названа в письмах –оксоланы) к польскому королю, подговарива€ того ударить по крымскому вассалу султана. ¬полне веро€тно, что, зна€ нерешительность «игмунта-јвгуста, –оксолана могла велеть √асану в случае неудачи у корол€ обратитьс€ к молодому и воинственному московскому царю »вану ¬асильевичу, который к тому времени уже завоевал  азанское царство и намеревалс€ сделать то же самое с јстраханью. »з исторических источников известно, что римские папы, начина€ уже с XV столети€, налаживают тесные дипломатические взаимоотношени€ с ћосквой, пыта€сь использовать могучих московских кн€зей в своей незатихающей войне с османской “урцией. ‘лорентийский собор, брак —офии ѕалеолог с »ваном III — вот те шаги (пусть и неудачные), которые предпринимало папство в этом направлении еще в XV столетии.

¬ XVI столетии значение ћосковии как политической силы выросло неверо€тно. «»зумленна€ ≈вропа, — писал ћаркс, — в начале царствовани€ »вана едва замечавша€ существование ћосковии, стиснутой между татарами и литовцами, была поражена внезапным по€влением на ее восточных границах огромного государства». (÷итирую по изданию: јкадеми€ наук ———–. »нститут всеобщей истории. —редние века. —борник. ¬ыпуск 34-й. ћ., «Ќаука», 1971, с. 206–207).

ѕапа Ћев X пыталс€ договоритьс€ с русским правительством о церковной унии и совместной борьбе с турками. ’от€ ему это не удалось, папа  лимент VII продолжает политику привлечени€ ћосквы на свою сторону. »звестно с тех времен большое письмо астронома и теолога јльберта ѕиттиуса, писавшего под псевдонимом  ампензе, — это фактически перва€ политическа€ брошюра о ћосковском государстве. »нтерес к ћосковии был столь велик, что по заказу архиепископа  азенского италь€нец ѕаоло ƒжовио делает описание ћосковской земли со слов ƒмитри€ √ерасимова, посла ¬асили€ III к папе  лименту VII. ¬с€ перва€ половина XVI столети€ — это нарастание интереса католического мира к своему возможному союзнику в борьбе против нечестивых, о чем свидетельствуют довольно известные посольства в ћоскву —игизмунда √ерберштейна, а также его прославленные ««аписки о ћосковских делах», точно так же как «“рактат о двух —армати€х» ћатве€ ћиховского ( раков, 1517, 1521).

Ќужно ли доказывать, что в своих поисках силы, котора€ могла бы выступить против султана, –оксолана, прекрасно знавша€ политическую расстановку, тоже могла бы, в конце концов, обратить свой взгл€д на далекую ћосковию, в особенности если учесть, что там жили единокровные брать€ ее несчастного народа? “айный посол турецкой султанши мог быть именно нужным толчком дл€ снар€жени€ экспедиции –жевского, ибо без этого толчка мы не найдем дл€ нее никакого достоверного объ€снени€. »сторики и не пробовали найти эти объ€снени€, потому что им не хватало документов. –оманист имеет право пойти по пути предположени€. Ћитература тем и привлекательна, что в ней может быть свобода творчества. ¬ ней все можно домыслить.  роме психологии.

я не могу сказать, что написал слишком много исторических романов, зато могу со всей ответственностью утверждать, что исписал уже довольно много бумаги на эти книги.

» что же?

√лавное в литературе — написать. Ќо написать так, чтобы люди прочли, объединить людские сердца, заставить их содрогнутьс€. »бо если нет этого содрогани€ человеческого сердца, нет и литературы, кто бы и что бы там ни говорил. ¬рем€ можно потр€сти на какой-то короткий миг, но покорить, заставить склон€тьс€ перед фальшивыми ценност€ми никогда не удавалось и не удастс€ никому.

јвтор довольно скептично относитс€ к своим писани€м, сомнени€ разрывали его сердце и во врем€ работы над первой книгой «–оксоланы». ”тешение историей? ≈сли бы! ¬ написанной п€ть лет назад «≈впраксии» € упоминал книгу убитого полуграмотным варварским монархом “еодориком католического философа Ѕоэци€ «Consolatio philosophiae» («”тешение философией»). ¬ первой книге своего труда Ѕоэций писал: « акой же свободы мы могли еще ожидать? ќ, если бы хоть кака€-нибудь была возможна!» я чувствовал с течением времени все отчетливее, что «–оксолана» если и оставл€ет дл€ мен€ какую-нибудь свободу, то разве лишь свободу дл€ сомнений и разочаровани€.

» вот € в —тамбуле и стою у южной, обращенной к ћекке, стены самой большой стамбульской мечети —улеймание, перед гробницей — тюрбе женщины с ”краины. –оксолана, ’уррем, ’асеки — это все ее имена, под которыми она известна миру. “урки еще и сегодн€ зовут ее ’уррем. ¬ —тамбуле большой городской участок носит им€ ’асеки, на этом участке построенна€ –оксоланой мечеть, приют дл€ убогих, больница — все это на месте јврет-базара, на котором когда-то продавали людей в рабство. ј здесь, возле мечети —улеймана ¬еликолепного, р€дом с его огромной восьмигранной гробницей, тоже каменна€ и тоже восьмигранна€ усыпальница его жены –оксоланы, единственной султанши в тыс€челетней истории могущественной ќсманской империи, вообще единственной во всей истории этой земли женщины, удостоенной такой чести.

„етыреста лет стоит эта гробница. ¬нутри под высоким куполом —улейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом –оксоланы.  огда умер —улейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

√де эти изумруды? —лишком много т€желых времен было за эти четыреста лет, чтобы сохранились бесценные сокровища. Ќо гробницы сто€т. » у изголовь€ каменного саркофага –оксоланы лежит на потемневшей от времени дерев€нной подставке ветхий  оран. —выше трехсот лет читал здесь ходжа св€щенную книгу мусульман. ¬ ней можно найти немало горьких слов о человеческой жизни. «» когда погребенна€ живой будет спрошена: за какой грех она убита?»   сожалению, таких слов здесь никогда не читали, читали только те, в которых аллах велик и всемогущ и где он угрожает простому человеку, где неутомимо призывает: «Ѕейте их по ше€м, бейте их по всем пальцам!»

» вот там, сто€ у гробницы –оксоланы, автор почему-то подумал, что эта женщина должна помочь ему в его намерени€х, какими бы дерзкими (или безнадежными!) они ни были.

¬ообще когда начинаешь писать роман (в особенности же исторический) создаетс€ впечатление, будто все идет тебе в руки, по€вл€етс€ множество людей готовых прийти на помощь, неожиданно выход€т из печати нужные тебе книги, хот€ до сих пор они могли лежать где-то целые века, археологи выкапывают то, о чем никто и не мечтал, теоретики выдвигают теории, без которых твой роман был бы невозможен. „ем все это объ€снить? ћистика, чудеса? ј может, это то, что называют озарением? “ы почувствовал тот миг, когда можно приниматьс€ за ту или другую работу, и тогда как вознаграждение за смелость — поток неожиданных подарков.

“ы сын своего времени и должен чувствовать его голос, его зов.

ћожно было бы назвать множество людей, пришедших автору на помощь в его работе над этим романом то ли советами, то ли присылкой редкостных книг то ли выписками из архивов и даже из таких прославленных книгохранилищ, как ереванский ћатенадаран. ћожно было бы перечислить труды великих наших тюркологов  рымского и √ордлевского, австрийского ориенталиста ’аммера и югославского —амарджича. ћожно было бы описать путешестви€ автора во все те земли, о которых идет речь в книге. ћожно было бы просто составить список источников, как это водитс€ в научных публикаци€х.

Ќо ведь литература не наука и автор не диссертант.

«–оксолана» — это только роман. јвтор сделал все, что мог. “еперь наступила очередь читател€. ћожет, ему порой будет трудно над страницами этой книги. јвтору тоже было нелегко. »сторией не всегда можно только утешатьс€, у нее необходимо еще и учитьс€.

 ќЌ≈÷ ¬“ќ–ќ…  Ќ»√»

—ери€ сообщений " Ќ»√ј 2: —“–ј—“№ —”Ћ≈…ћјЌј ¬≈Ћ» ќЋ≈ѕЌќ√ќ":
„асть 1 - ќ√Ћј¬Ћ≈Ќ»≈
„асть 2 -  –ќ¬№
...
„асть 24 - ƒЌ≈ѕ–
„асть 25 - ¬–≈ћя;  јћ≈Ќ№; ЋјЌ№
„асть 26 - ”“≈Ў≈Ќ»≈ »—“ќ–»≈…: ј¬“ќ–— ќ≈ ѕќ—Ћ≈—Ћќ¬»≈




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку