-я - фотограф


1 фотографий

 -–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ћ≈Ќќ„ ј_≈Ќ≈Ќќ„ ј

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

в€зание кулинари€ шитье и все прекрасное в этом мире

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 08.06.2013
«аписей: 4268
 омментариев: 117
Ќаписано: 4433

 ќЌ—“јЌ“»ЌќѕќЋ№ Ц —“ќЋ»÷ј »ћѕ≈–»» (

¬оскресенье, 20 Ќо€бр€ 2016 г. 21:48 + в цитатник
 ќЌ—“јЌ“»ЌќѕќЋ№ Ц —“ќЋ»÷ј »ћѕ≈–»» (+¬»ƒ≈ќ)
»стори€ ¬изантии. Ѕеседа 5-€

ѕавел  узенков
ѕочему столица империи переноситс€ на греческий ¬осток?  акие черты унаследовал  онстантинополь от древнего –има, и какие €вл€ют его прежде всего христианским городом?  ак было организовано его городское пространство, его жизнь?  акие образцы Ќовый –им дал другим христианским столицам, русским городам? –ассказывает историк ѕавел  узенков.



«дравствуйте, дорогие зрители! —егодн€ мы поговорим о  онстантинополе. Ётот город, основанный св€тым равноапостольным императором  онстантином ¬еликим, стал Ќовым –имом Ц новой столицей великой –имской империи.

Ёто один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точна€ дата рождени€: 11 ма€ 330 года (24 ма€ по новому стилю) Ц в этот день прошла официальна€ церемони€ так называемого Ђобновлени€ї (как мы сейчас переводим), или осв€щени€, города, которую возглавл€л сам император.

¬спомним историю основани€ этого города Ц ¬торого –има, или Ќового –има, как его официально именовали, поскольку ћосква €вл€етс€ своего рода Ќовым  онстантинополем, или “ретьим –имом, и отношени€ между нашей столицей и этим городом (ныне именуемым —тамбулом) очень близкие Ц € имею в виду отношени€ не формально политические, но прежде всего сакрально-духовные.

ѕрит€жение греческого ¬остока

»мператор  онстантин ¬еликий
»мператор  онстантин ¬еликий
 онстантинополь Ц город св€того  онстантина Ц изначально был задуман императором как восточна€ столица огромной империи, котора€ простиралась от јтлантического океана до ћеждуречь€, как столица государства, которое было основано еще во времена –еспублики и с императора јвгуста стало империей, монархической державой, объедин€вшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейс€ на двух ключевых элементах: греческий ¬осток и латинский «апад.

√реческий ¬осток воплощал собой культурное начало, традиции, св€занные с ƒревней √рецией, с эллинистическими государствами Ц наследниками державы јлександра ¬еликого. «апад со времен борьбы –има и  арфагена воплощал собою военное, юридическое начало, организационное начало, и именно римские императоры, римские правители вз€ли на себ€ труд и достаточно большую задачу Ц организовать все это средиземноморское пространство, вз€в его в единый политический обруч римской державы, римских легионов. Ќо что касаетс€ культуры, что касаетс€ традиций, св€занных с наукой, отчасти даже и с религией (потому что римл€не своих богов отождествл€ть старались именно с греческими) и в первую очередь, конечно, традиций, св€занных с научными и философскими знани€ми, то всЄ это принадлежало именно грекам. » даже была така€ римска€ поговорка: порабощенна€ √реци€ захватила –им.

ƒействительно, это было именно так: ¬осток и «апад империи находились в очень органичном симбиозе, где не было однозначного лидера.  онечно, военный лидер был на «ападе, это был –им, но культурное первенство принадлежало именно ¬остоку империи.

ј когда со времен римско-персидских войн III Ц начала IV века вы€вилось и фундаментальное военно-политическое значение восточной части империи, то императоры все чаще и чаще стали находитьс€ именно там Ц в ћалой јзии, вблизи персидской границы, и все чаще и чаще именно там оказывалась их ставка, их двор.

Ќо в –имской империи пон€тие Ђстолицаї было отделено от местонахождени€ императора, потому что столицей считалс€ город, где находитс€ —енат империи, и поскольку древний —енат находилс€ именно в –име, то императорска€ ставка рассматривалась как временна€, военно-полева€ столица. «адумка  онстантина была гораздо более серьезна€, чем получить очередную ставку на ¬остоке: он хотел создать именно новый –им, то есть перенести в этот город и —енат. »менно так он видел свою задачу.

“ро€ или ¬изантий?

“ро€нский эпос помогал империи обрести единство: оказывалось, что и –им €вл€етс€ частью древнегреческого ареала
ѕервоначально его взор обратилс€ на берега Ёгейского мор€ Ц туда, где в древности находилась “ро€. »менно там  онстантин поначалу хотел построить новую столицу. “ро€ в истории –има играет особую, уникальную роль. — одной стороны, этот город св€зан именно с греческой историей, и именно цикл о “ро€нской войне считаетс€ основным историческим эпосом древнегреческого мировоззрени€ Ц исторического, историософского, культурного. Ќо тро€нцы Ц соперники эллинов в эпосе, св€занном с “ро€нской войной. ƒл€ римл€н же тро€нцы Ц как раз их прародители, потому что, по преданию, которое воплощено было в ЂЁнеидеї ¬ергили€, именно из “рои прибыли в »талию предки древних римл€н Ц основателей древнего –има –омула и –ема. » впоследствии этот тро€нский след римской истории всегда подчеркивалс€. “ем самым –им находил некую историческую и культурную св€зь с ¬остоком, и тро€нский миф, тро€нский эпос как раз помогал империи обрести единство: оказывалось, что и –им €вл€етс€ частью древнегреческого Ц тро€нского Ц ареала.

Ќо “ро€ к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в достаточно неудобном дл€ политического действи€ месте. Ќо не только неудобство расположени€ сыграло здесь роль: по преданию, здесь еще играла роль мистика. ƒело в том, что основание  онстантинопол€ в том месте, где он сейчас находитс€, то есть на мысе древнего полуострова ≈вропа, в честь которого, собственно, и весь континент получил свое название, на мысе ћраморного мор€, у Ѕосфора, по преданию, которое зафиксировано было уже в глубокой древности, восходит к вещему сну императора  онстантина, который увидел некое небесное знамение о том, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетр€сени€ столицы Ќикомидии, и именно на европейском берегу Ѕосфора.

 арта  онстантинопол€
 арта  онстантинопол€
√раницы, очерченные ангелом

ћесто это, сейчас всем хорошо известное, во многих отношени€х очень удобно. — одной стороны, оно находитс€ в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соедин€ет и сухопутные маршруты из јзии в ≈вропу, и морской маршрут из „ерноморского региона в —редиземное море. ќн очень хорошо защищен, этот треугольник, на котором располагалс€ древний ¬изантий, в честь которого, собственно, мы и называем империю ¬изантийской.

 онечно,  онстантинополь оказалс€ гораздо больше, чем этот древний маленький городок, но, тем не менее, размера полуострова хватало дл€ новой столицы. — двух сторон город был огражден естественными морскими преп€тстви€ми Ц ћраморным морем и заливом «олотой –ог, который выт€гиваетс€ со стороны Ѕосфора. » только с одной стороны требовалось возведение хорошо укрепленных стен. “ак что город был еще и прекрасно укреплен, что впоследствии сослужило ему прекрасную службу. ‘актически  онстантинополь за всю свою историю был вз€т только два раза, а именно: в 1204 году крестоносцами и в 1453 году турками, и оба раза это была очень напр€женна€ осада. » оба эти вз€ти€ Ц и первое, и второе Ц не обошлись без предательства, так что это не было в пр€мом смысле военным поражением.

“акое естественное укрепление города помогало ему переживать самые т€желые времена в своей истории. ѕовторюсь: это была одна из самых хорошо укрепленных столиц всего европейского континента.

„то касаетс€ сакрального значени€ города, то, по преданию, когда император  онстантин определ€л его границы, перед ним шел некий посланец Ќебес, ангел, как это записано в некоторых источниках. » когда изумленные царедворцы удивились, почему такие большие размеры городских стен, не пора ли остановитьс€, уж слишком огромный получалс€ город, император сказал: Ђќстановлюсь тогда, когда остановитс€ тот, который идет впереди мен€ї. Ќикто не видел этого посланника, это мистическое существо, но император остановилс€ только тогда, когда произошло нечто, что указывало ему свыше размеры этого будущего города.

—обор —в€той —офии
—обор —в€той —офии
—обор Ц новый центр городского пространства

‘орум и акрополь были полюсами, организовывающими пространство древних городов. ¬ Ќовом –име эту функцию выполн€л собор
 онстантинополь еще интересен и важен дл€ нас тем, что это первый в истории город, который задуман и построен именно как христианский. ÷ентром античного и древнего города €вл€лс€ по преимуществу форум, или, как это называлось по-гречески, агора Ц рыночна€ площадь. » акрополь. ” древних городов было два центра: центр гражданский, св€занный с торгом, Ц он обычно находилс€ в низине, чтобы удобно было доставл€ть товары; это, собственно, в –име и олицетвор€ет собой ‘орум, Ц и центр военный, куда спасалось население в случае опасности: в –име это  апитолийский холм, в јфинах Ц јкрополь. ¬о всех древних городах форум и акрополь создавали такую систему полюсов, вокруг которых создавалс€ город.

 онстантинополь в этом отношении совершенно уникален. ¬ нем тоже есть система форумов, есть центральный форум Ц ‘орум  онстантина, есть и акрополь, оставшийс€ еще со времен ¬изанти€, укрепленный, маленький, что-то типа кремл€, на мысе, выдающемс€ в Ѕосфор. Ќо все-таки духовным центром и вообще политическим, культурным центром города стал не форум и не акрополь, а этим центром стал собор Ц собор —в€той —офии, заложенный императором напротив дворца. ƒворец и собор и св€занный с ними комплекс сооружений, включающих ипподром, включающих другие храмы и выход€щих на форум, на центральную улицу города, то есть нека€ св€зка политической, экономической и духовной жизни этой новой столицы империи, составл€ли совершенно уникальное новое соцветие элементов городской инфраструктуры, вокруг которой потом и вырос огромный  онстантинополь.

Ёто очень важно, потому что впоследствии христианские города всего мира имели своим центром именно храм, и это мы хорошо знаем по ћоскве. ћало кто помнит, что и в —анкт-ѕетербурге изначально центром был “роицкий собор, к сожалению, ныне не существующий, но ѕетр именно его мыслил в качестве духовного центра города.  онстантинополь задает такую парадигму, модель дл€ будущих христианских городов, и важно, что это сочетание дворца и собора, впоследствии патриаршего, Ц а в то врем€, при  онстантине,  онстантинополь, как молодой город, еще не имел важного церковного значени€, но уже его потенциал был пон€тен, Ц так вот, это сочетание государственного и церковного центров играло ключевую роль в истории всей уже христианизированной –имской империи, которую мы называем ¬изантийской. ѕоэтому  онстантинополь Ц это архетип христианской столицы.

Ђ«апад есть «апад, ¬осток есть ¬остокї

 онстантинополь
 онстантинополь
„то еще важно:  онстантин задумал перенести туда и —енат. ¬ообще его иде€ была не просто создать ¬торой –им, а перенести туда древний, то есть фактически не вторую, а первую столицу империи создать на новом месте. Ёта иде€ не реализовалась в силу целого р€да причин, в первую очередь оттого, что римска€ аристократи€, котора€, собственно, и составл€ла —енат, не спешила вслед за  онстантином принимать христианство. ¬ основном сенаторы, как представители древних родов, оставались приверженцами, как это считалось, Ђотеческой религииї, древней религии, то есть €зычества. » несмотр€ на все усили€  онстантина, на огромные привилегии, которые обещались переселенцам, Ц фактически строились уже готовые дворцы, надо было просто переехать, Ц очень мала€ часть древнеримской аристократии последовала за  онстантином на новое место. ѕо сути, древний –им осталс€ там, где был, и —енат осталс€ там же. ¬последствии это привело к тому, что там, на «ападе, врем€ от времени по€вл€лись императоры «ападной империи; правда, жили они в основном в –авенне, не в самом –име, или в ћедиолане, но «апад осталс€, что называетс€, «ападом.

ј  онстантин, будучи человеком абсолютно западным по происхождению и по воспитанию, тем не менее переехал на ¬осток и старалс€ укоренитьс€ на ¬остоке: учил греческий €зык и завел очень тесные отношени€ с иерархами восточных провинций, потому что он каким-то особым чутьем, особой интуицией чувствовал, что именно здесь, на ¬остоке Ц будущее христианского –има, христианской империи. Ётому очень много было причин, но одна из них Ц то, что христианство по€вл€етс€ на ¬остоке: именно из ѕалестины, из восточной провинции –има оно начинает свое победное шествие по —редиземноморью; именно там, в восточном регионе, по€вл€ютс€ первые общины, которые создает апостол ѕавел; там в основном и закончили свой земной путь апостолы; там возникают первые ÷еркви, первые епархии. Ќа западной территории Ц только один знаменитый апостол Ц апостол ѕетр, вокруг которого и конструируетс€ латинска€, именно «ападна€ ÷ерковь. Ќа ¬остоке все гораздо богаче, гораздо интенсивнее: огромное количество церковных епархий возникает уже в глубокой древности.

 арта  онстантинопол€
 арта  онстантинопол€
Ђћиллионникї

 огда  онстантин в 324 году становитс€ императором, победив Ћицини€, своего соправител€ и бывшего друга, с которым они повздорили как раз на почве отношени€ к христианству, он уже переехал на ¬осток Ц сначала в Ќикею, потому что Ќикомиди€ лежала в руинах. “ам, в Ќикее,  онстантин почувствовал себ€ в христианском окружении, и одно из первых его де€ний Ц знаменитый ѕервый ¬селенский —обор 325 года. » в это же врем€ он закладывает новую столицу. ѕримерно в 327 году, мы считаем, начинаетс€ создание города на месте древнего ¬изанти€, и уже за три года город построен: 11 ма€ 330 года (24 ма€ по новому стилю) происходит его осв€щение. Ёто необычайно короткий срок дл€ строительства такого грандиозного, можно сказать, мегаполиса, потому что  онстантинополь по масштабам поздней античности был одним из очень крупных городов. » к концу IV века, в правление императора ‘еодоси€ ¬еликого, это был уже гигантский город, почти Ђмиллионникї.

Ќам трудно представить, как существовали такие гигантские города в древности, где не было тех технических изобретений, которые известны нам: водопровода, канализации, электричества, но, тем не менее, археологические раскопки показывают, что инфраструктура города была очень хорошо разработана, продумана, и те же канализаци€ и водопровод функционировали, но другими техническими методами, в основном св€занными с самотоком: город находилс€ на холмах Ц это один из принципов древнего градостроительства, Ц и склоны холмов играли роль естественных водонапоров, и можно было так и очищать улицы от вс€кого рода нечистот, и в то же врем€ двигать воду по разного рода искусственным сооружени€м.

ѕроблема воды решалась с помощью акведуков и множества огромных подземных водохранилищ
ѕри всех своих плюсах  онстантинополь имел один существенный минус: он не сто€л на большой реке.  ак мы знаем, основные города все-таки стро€тс€ на реках: река дает городу посто€нный приток воды Ц питьевой и дл€ вс€кого иного рода нужд. ј в  онстантинополе эту задачу пришлось решать технически. ѕоэтому река в  онстантинополь была приведена рукотворно, через так называемый акведук, который т€нулс€ на многие дес€тки километров Ц через горы, ущель€ Ц и снабжал город водою. Ќо поскольку на случай вс€кого рода непредвиденных обсто€тельств требовались и запасы воды, весь город, весь  онстантинополь был усе€н огромными подземными водохранилищами, так называемыми цистернами, некоторые из них сохранились до наших дней и €вл€ют собой совершенно эффектное, исключительное зрелище гигантских подземных водоемов, которыми пользовались во врем€ осады или во времена засушливых сезонов.

 огда задача снабжени€ города водою была решена, город стал расти как на дрожжах и достиг огромного масштаба, став самым крупным городом ¬остока империи, вз€в верх над јлександрией, јнтиохией, Ёфесом Ц древними мегаполисами. Ќо, тем не менее, конкуренци€ с этими городами у него оставалась: в течение почти двух веков  онстантинополь, и особенно это касаетс€ его церковного статуса, боролс€ за право признани€.

 онстантинополь
 онстантинополь
ќт апостола јндре€

√ород-новичок, город-чужак, он часто воспринималс€ в штыки, и мы хорошо знаем о борьбе, котора€ разгорелась в IV и V веках вокруг  онстантинопольского патриаршего престола.

ћестное церковное предание возводило начало ÷еркви старого ¬изанти€ к проповеди апостола јндре€
¬ообще сам факт того, что епископ  онстантинопол€ достоин высшего архиерейского статуса, то есть патриаршего статуса, оспаривалс€ многими в то врем€. –имом он оспаривалс€ вплоть до времен крестоносцев, и самое интересное, что только захваченный крестоносцами  онстантинополь –имский папа признал все-таки патриаршим городом Ц до этого посто€нно возникали на этот счет сомнени€ в –име, поскольку римское понимание церковного центра было основано на апостольском основании местной ÷еркви. ј  онстантинополь, как город молодой, еще даже не существовавший в апостольскую эпоху, не мог претендовать на высший церковный статус. Ќа что в  онстантинополе было обнародовано свое церковное предание, которое возводило начало местной ÷еркви к проповеди апостола јндре€. ѕоскольку мы знаем, что апостол јндрей проповедовал по берегам „ерного мор€ и кончил свою земную жизнь в √реции, в ѕатрах, то мы получаем  онстантинополь как то место, где он не мог не проповедовать. » действительно, епископска€ кафедра древнего ¬изанти€ считалась основанной апостолом јндреем.  стати, это потом дало тему дл€ того, чтобы сближать византийскую и древнерусскую церковные традиции, и императоры часто указывали на то, что и  онстантинопольска€, и –усска€ ÷еркви основаны одним апостолом, Ц это тоже была нека€ духовна€ скрепа наших цивилизаций.

ј это противосто€ние ѕетра и јндре€, точнее Ц некое соперничество их, а они же родные брать€, это надо помнитьЕ так вот, это соперничество символическим образом выражалось впоследствии в виде иконы, где апостол ѕетр и апостол јндрей символизируют собою два –има: апостол ѕетр Ц –им древний, апостол јндрей Ц Ќовый –им.

 онстантинополь Ц это первый город в мире, изначально стро€щийс€ христианским императором. Ёто не означает, что в городе вообще не было €зыческих элементов. ќни, конечно, были, потому что основное население империи были €зычники. »мператор по своему статусу оставалс€ pontifix maximus Ц главой €зыческой религии, поэтому  онстантин не спешил нав€зывать христианство своим подданным Ц он, скорее, стремилс€ €вл€ть свое личное христианство.

ќдним из главных соборов, которые он сам строил, €вл€етс€ собор ƒвенадцати апостолов, где он хотел быть похороненным, где он уже уготовал себе могилу в окружении 12 апостолов, за мощами которых отправились во все концы империи специальные комиссии дл€ того, чтобы их обрести и доставить.   сожалению, далеко не все, только мощи двух или трех апостолов удалось обнаружить и доставить в этот собор, но, тем не менее, сама иде€, что император желает покоитьс€ в окружении самых €рких дл€ христиан де€телей, учеников √оспода, показывает, что отныне вс€ импери€ изменилась, она теперь ориентирована не на поклонение «евсу и ёпитеру, а на христианское учение, христианское начало, в том числе и на христианское церковное богослужение.

» здесь очень важный момент: император Ц не часть церковного управлени€.  онстантин четко отмежевалс€ от того, чтобы возглавить ÷ерковь. Ќо император уже не мыслитс€ вне ÷еркви, и он как раз соедин€ет политическое и религиозное начала в своей фигуре. Ёто не мешало статуе  онстантина возвышатьс€ на форуме, на колонне, с короной √елиоса на голове, Ц это было выражение классического античного представлени€ об императоре как о солнце, но это уже не было обожествленное изображение, это уже была, как бы сейчас сказали, нека€ форма пам€тника Ц пам€тника, который символизировал пам€ть о великом де€нии, великом де€теле, но религиозна€ составл€юща€ этого компонента римской культуры сходила на нет.

¬озле собора и дворца неслучайно располагались лавки с благовони€ми: здесь должно особо хорошо пахнуть
ѕоэтому форум в ƒревнем –име и форум в  онстантинополе Ц это разные все-таки €влени€.  онстантинопольские форумы в основном торговые, их было четыре крупных, множество более мелких. » сама торгова€ жизнь в новой столице была организована очень разумно, и € бы даже сказал Ц гениально. ¬ центре города, р€дом с императорским дворцом, располагались торговые р€ды самых престижных купцов Ц ювелиров и, как ни странно, парфюмеров, Ц и это тоже очень важна€ черта. ¬ древнем городе, как мы знаем, было обилие вс€кого рода запахов, в том числе и очень непри€тных, и когда на центральной площади города располагалось огромное количество лавок парфюмеров, это создавало особую атмосферу: здесь, в эпицентре, там, где стоит собор —в€той —офии, там, где стоит императорский дворец, была особа€ атмосфера благоухани€, благовони€. ƒальше располагались тоже обладающие при€тным ароматом лавки хлебопеков, и только далеко, в нескольких километрах от дворца, располагались уже лавки м€соторговцев и торговцев скотом. ¬от эта в том числе и эстетическа€ организаци€ городского пространства тоже играла большую роль.

 онстантинополь
 онстантинополь
–еликварий размером с город

 онстантинополь изначально стал дл€ империи не просто вторым –имом Ц он стал своего рода Ќовым »ерусалимом, и это тоже очень важный момент, об этом пишут многие древние авторы. ѕеренесение сюда, в этот город и мощей апостолов, и многих других христианских реликвий была одной из идей  онстантина ¬еликого.  ак мы знаем, его мать, равноапостольна€ ≈лена, потратила много усилий на поиск этих древних христианских св€тынь. ќна обрела в —в€той «емле ∆ивотвор€щий  рест √осподень, частицы которого были доставлены в  онстантинополь; она обрела много других реликвий. » эти реликвии были частью городского пространства, потому что и стату€  онстантина на форуме, о которой € уже упоминал, имела в своем основании гвозди с того самого чудотворного  реста, который обрела царица ≈лена. Ёто был некий духовный талисман, духовный хранитель  онстантинопол€, выраженный в виде христианской св€тыни.

¬последствии количество этих св€тынь посто€нно росло, и, когда крестоносцы в 1204 году захватили город, они нашли там целые россыпи древних св€тынь самого разного вида и растащили их по всей ≈вропе Ц немилосердно, но, с другой стороны, понима€, что это как раз и есть сокровище, гораздо большее, чем золото или какие-то драгоценности. Ёти древние реликвии оказались в разных городах мира: в ѕариже, ћайнце, ¬енеЕ Ц и фактически вот с этого момента разграблени€ древней столицы империи начинаетс€ путешествие древних св€тынь по европейскому миру, многие из них сейчас уже даже и в јмерике. ј  онстантинополь был собирателем этих св€тынь.

Ќо интересно, что  онстантин не ограничилс€ сбором именно христианских реликвий, он еще превратил  онстантинополь в огромный музей Ц он решил собрать в этот город все самое интересное, что существовало вообще в империи.  онечно, египетские пирамиды перенести туда он просто технически не смог, хот€ у него были такие планы, а вот обелиски из древнего Ћуксора Ц а это гораздо дальше, чем пирамиды, это ¬ерхний Ќил Ц перенес. Ќашлись на это средства и технические возможности, и они были доставлены. ѕравда, один из них уехал в древний –им, там долгое врем€ вал€лс€, пока его папы не поставили в центре ¬атикана Ц и если кто был в ¬атикане, он видел этот древний египетский обелиск, доставленный по приказу  онстантина.

¬торой обелиск прибыл в  онстантинополь и нашел свое место на центральной преграде ипподрома. “ам же, на этой преграде ипподрома, были установлены древн€€ греческа€ так называема€ Ђзмеина€ колоннаї, котора€ напоминала грекам о ћарафонской битве, Ц она создана из персидских щитов и доспехов, которые вал€лись на поле брани, это символ победы греков над персами в знаменитых греко-персидских войнах, Ц и много других св€тынь и реликвий. Ѕольшинство из них погибло, осталс€ только обелиск и обрубленна€ уже в Ќовое врем€ при неизвестных обсто€тельствах Ђзмеина€ колоннаї.

Ётих св€тынь, как мы знаем, было очень много, и фактически весь город был украшен древними антиками или реликви€ми, но к ним уже относились именно как к музейным древност€м, никто им уже не придавал какого-то сакрального значени€, хот€, конечно, €зычники были довольны тем, что город украшен в том числе и древними пам€тниками.

 онстантинополь был городом диалога культур, но доминирующей была христианска€
Ётот город был, € бы сказал, городом диалога культур, в котором, конечно, доминировала христианска€ тема, христианский голос, потому что император был христианин, но в то же врем€ город знаменовал собой преемство и древних традиций. » то, что он был построен на месте древнего ¬изанти€, часто подчеркивалось византийскими авторами, которые писали о нем, именно антикизиру€ его, говор€ о том, что мы с вами Ц жители ¬изанти€, мы византийцы, и впоследствии это слово перешло уже в литературу Ќового времени, а всю империю стали называть именно так: ¬изантийской империей.

’рам —в€той —офии в  иеве
’рам —в€той —офии в  иеве
  –иму “ретьему

»мператор ёстиниан
»мператор ёстиниан
ƒл€ нас важно, что этот город в сознании наших предков, русских, был ÷арьградом, именовалс€ именно так. » хот€ в наших источниках есть, конечно, название Ђ онст€ньтинь-градї, но такое длинное слово, видимо, было неудобно дл€ произношени€, и чаще наши предки называли этот город именно ÷арьград или ÷есарь-град, поскольку он знаменовал собой идею именно царства, греческого царства, которое было создано, как считаетс€,  онстантином ¬еликим. Ќаши предки прекрасно понимали, что  онстантин был не просто великий римский император, но император греческий и римский Ц объедин€€ в себе эти два начала: греческое и римское. ”же в Ђ—лове о законе и благодатиї это отражено. » впоследствии мы в основном ориентировались на греков, а западный мир оказалс€ в поле западной цивилизации, европейской.
¬о многих русских городах есть элементы топографии  онстантинопол€
ћы имели дело с греками, и этот греческий ÷арьград стал символом греческого царства, столицей, на которую равн€лись и наши древние города. ¬о многих наших городах есть элементы топографии  онстантинопол€, например в  иеве есть «олотые ворота, —офийский собор.  огда ярослав ћудрый строил свой  иев, он в определенной степени ориентировалс€ на  онстантинополь. » во ¬ладимире тоже есть «олотые ворота, но там уже вместо —офийского собора Ц ”спенский собор, а в ћоскве уже только ”спенский собор. ћосква Ц это уже треть€ ступень того константинопольского начала, не остаетс€ уже пр€мых параллелей с  онстантинополем, но зато остаетс€ сакральное начало: иде€ храма как центра. » ”спенский собор в ћоскве вообще знаменует собой ћоскву как таковую. “очно так же, как в  онстантинополе символом города была —в€та€ —офи€, котора€ заложена была при  онстантине, построена при его сыновь€х, создана в том виде, в котором сейчас она красуетс€, при императоре ёстиниане, после очередного пожара.

»подром
»подром
—обор и ипподром

», действительно, —в€та€ —офи€, или Ђоко вселеннойї, как ее иногда называли, представл€ет собой главный, стержневой элемент  онстантинопол€ как города. » когда подплываешь к городу с мор€, с какой бы стороны ты ни приближалс€ к нему, первое, что видишь на горизонте, Ц это возвышающийс€ величественный купол —офийского собора, который, как ни парадоксально, по мере приближени€ к городу как раз уменьшаетс€, Ц € не знаю, как этот оптический эффект был разработан древними архитекторами, но вот такое чудо: сначала ты видишь только этот собор, потом постепенно он утопает в окрестных постройках, и, уже прид€ в  онстантинополь, выйд€ на центральную дворцовую площадь, ты вновь видишь всю эту великолепную красоту. » собор, и дворец.

ƒворец тоже очень важна€ часть константинопольского городского пространства, и он св€зан с ипподромом.  азалось бы, что может быть общего между спортивными играми и церковными обр€дами. “ем не менее, как раз византийский церемониал очень тесно св€зывал эти два начала, потому что ипподром был не просто местом дл€ сост€заний Ц это было место диалога императора и народа. ќчень важный элемент древней культуры, перешедший и в византийскую эпоху, Ц элемент живого контакта правител€ и подданных, которые нигде в других местах так напр€мую увидеть друг друга и пообщатьс€ не могли. » поэтому здесь, на ипподроме, бушевали страсти не только спортивные, но и политические. Ќо важным моментом было то, что р€дом, по соседству находилс€ собор —в€той —офии, и он как бы умиротвор€л всю эту бушующую политическую стихию и соедин€л народ и императора в некоем богослужебном единении, напоминал и власт€м, и подданным о подлинном смысле их земного существовани€ Ц о пути в ÷арствие Ќебесное. » там, в соборе —в€той —офии, проходили все важнейшие меропри€ти€, св€занные с политической жизнью страны: коронации, венчани€, важнейшие событи€, св€занные с осадами, и т.д.

***

 онстантинополь, как символ ÷ар€-града, центра христианского мира, передал свою эстафету ћоскве в ходе достаточно сложного процесса, который проходил в конце XV Ц начале XVI веков, процесса, который иногда называетс€ процессом становлени€ идеи ћосквы как “ретьего –има. » в дальнейшем эта иде€ подпитывала очень сильно и наших мыслителей и философов, и наших политиков. »де€ о том, что этот град цар€  онстантина, попав в руки мусульман, попав в руки турок, осталс€ как земной город у них, но как духовное €вление он перенесс€ в свободную столицу православного царства, которой с XVI века стала ћосква.

ѕавел  узенков
24 ма€ 2016 г.
–убрики:  ќ ѕ–≈ –ј—Ќќћ



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку