-Цитатник

Наслаждайтесь моментом, любым пустяковым мгновением... - (2)

Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его — творения Божии. Какой клавиши ни...

Гольбейн, Ганс (Младший) - (2)

Ганс Гольбейн (Младший) ( 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из вел...

Бохо - (0)

из интернета)) Серия сообщений "Бохо": Часть 1 - Стиль бохо для детей.Част...

Лекарства: доступные аналоги № 1 (29) 2018 - (0)

При насморке и кашле (ПОЛЕЗНО (может пригодится) В вложении в pdf) ...

Как меняются животные найдя любящую семью - (2)

Все эти животные были взяты из приютов. Из никому не нужных изгоев они превратились...

 -Метки

hand made ЖЗЛ алкогольные напитки арт арт-текстиль артрит боро бохо видео видеорецепт видеоурок винтаж вишня вояж выкройка платья выкройки гарнир гимнастика декор десерт джинсовое домашняя косметика живопись заварной крем завтрак запекаем запеканка идеи для дома идеи для сада иллюстрации интерьер итальянская кухня кабачки капуста картофельные блюда кастомайзинг кашель квашеная капуста кекс консервирование кошки крем для лица крем для торта лаваш ландшафтный дизайн лепёшки лепёшки с начинкой лимонный пирог мазь маковый пирог мангал маринованные огурцы маски для лица медовая выпечка мешковина мк много рецептов народная медицина насморк необычные блюда новогодние блюда новогодние идеи новогодний декор огород огурцы пасхальная выпечка переделка переделка джинсов печенье платье подкормка постные блюда праздничные блюда простуда пряники пэчворк рассада рождественское садовые растения сельдь сладости соусы сумки суставы сухофрукты торт тыква удобрение фитотерапия фото фотографии животных хлеб художник цветник чистящее средство шейный остеохондроз экспресс-блюда экспресс-блюдо юмор яблочный пирог

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Катячье

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.04.2013
Записей: 12275
Комментариев: 966
Написано: 13648


Актерские байки.Борис Ливанов.

Воскресенье, 22 Сентября 2013 г. 13:23 + в цитатник
Цитата сообщения красавицаумница

 Вряд ли о ком-либо из знаменитых артистов ходило столько баек, ставших легендарными «историями», как о Борисе Николаевиче Ливанове. Яркий талант, прекрасная внешность, необыкновенно красивый «вельможный» тембр голоса, блистательное остроумие делали его кумиром всех, кто имел хоть какое-то отношение к театру. Славился Ливанов и тем, что позволял себе дерзить сильным мира сего.

Однажды тогдашний министр культуры СССР Фурцева, выступая перед артистами и режиссерами, заявила, что скоро народные и любительские коллективы и театры потеснят профессионалов и выйдут на большую сцену.

— Это будет величайшее достижение социалистической культуры!

Вдруг из глубины зала раздался голос Ливанова:

— Екатерина Алексеевна! Если у вас возникнут проблемы со здоровьем по женской части, вы что же, отправитесь к гинекологу-любителю?

***

У старых артистов МХАТа большой популярностью одно время пользовалась странная игра под названием «Гопкинс!» Неизвестно, кто ее придумал, но суть ее заключалась в следующем: если кто-то из игроков говорил «Гопкинс!», другие обязаны были тотчас подпрыгнуть. Короче говоря, что-то вроде всем известной детской игры в «замри!». Корифеи сцены имели право на подобные забавы. Иногда во время спектакля кто-нибудь тихо командовал: «Гопкинс!», и остальные подпрыгивали, иначе им грозил крупный денежный штраф. Однажды Фурцева по какому-то поводу вызвала почти всех великих актеров МХАТа и принялась учить их и наставлять. Старики, среди которых были Массальский, Яншин, Белокуров, Грибов стояли и почтительно слушали. Внезапно в середине речи Ливанов, которому все это наскучило, негромко произнес: «Гопкинс!» Можно представить себе, как опешила министр, когда внезапно почтенные и заслуженные старцы все вместе подпрыгнули.

***

Идет совещание в Министерстве культуры. Выступает Фурцева. Она сетует на то, что штаты в театрах раздуты, много артистов на сцену не выходят, а зарплату получают. Надо думать о том, как избавляться от лишнего балласта. К сожалению, предложенные меры не дали ожидаемого результата.

Присутствовавший в зале совещания Ливанов громко задает вопрос:

— А вы дустом пробовали?

***

Владимир Белокуров, замечательный мхатовец был неравнодушен к красивой одежде и хорошему вину. Однажды он, уже пожилой человек, пришел в театр в ярком свитере. Полосы — зеленая, желтая и у самого горла красная.

Артисты поздравляют Владимира Вячеславовича с обновой. Шутят, что в таком свитере на него никакая машина не наедет.

Подходит Ливанов.

— Нет братцы, Володя по улицам не ходит. А вот красная полоса на свитере — явно сигнальная. Это — линия налива.

***

Однажды Брунов с блеском провел вечер-встречу московских деятелей искусств с английскими артистами. После концерта Борис Сергеевич увидел знаменитого мхатовца Бориса Ливанова, беседовавшего с министром культуры Фурцевой. Ливанов тоже заметил Брунова и, несмотря на высокопоставленную собеседницу, поманил того пальцем к себе. «Ну, сейчас начнет меня расхваливать», — думал Борис Сергеевич, приближаясь к Ливанову. А тот встретил его словами:

— Борис, я вчера гениально сыграл Митю Карамазова...

***

Играя князя Пожарского в картине «Минин и Пожарский», Борис Ливанов так темпераментно и громко произносил свой монолог, что лопнул «волосок» — звукозаписывающий элемент, который рвался в тот момент, когда сила звука превышала допустимую норму. Процедура замены «волоска» была весьма сложная и длительная. Кинорежиссер Всеволод Пудовкин, который снимал «Минина и Пожарского», как известно тоже был человеком темпераментным. Он ждал, когда механик заменит злосчастный элемент на новый, все более накаляясь. В конце концов «волосок» заменили, но Пудовкин раздраженно спросил у мастера:

— Мы что же, всегда будем терять так много времени на замену?

— Да, — сказал мастер. — Техника плохая...

— А может, это мастер хреновый! — заорал Пудовкин, да так громко, что «волосок» тотчас же лопнул снова.

***

Борис Ливанов любил длинные тосты. Обыкновенно, сев за стол с приятелем-артистом и налив по первой, он поднимал стакан и говорил примерно так:

— Давай выпьем за тебя, прекрасного артиста, талантливого, тонкого, умного, с огромным творческим потенциалом, разностороннего, глубокого, с блестящим будущим, гениального, человека с большой буквы, замечательного друга, любимца женщин...

Затем, налив по второй, Ливанов поднимал стакан и требовал:

— Ну а теперь ты говори про меня то же самое.

***

Однажды по местной трансляции объявляют: «Артиста Ливанова просят зайти в художественную часть».

Борис Николаевич реагирует мгновенно:

— Это исключено! Художественное целое не может поместиться в художественной части!

***

Произошло важное политическое событие: была выявлена «антипартийная группировка» — Маленков, Каганович, Молотов.

Вскоре после этого во МХАТе произошло свое важное событие: коллективу представляли молодых артистов, принятых в театр. Одного за другим их называют, они встают.

— Вячеслав Михайлович Невинный.

И сразу же — голос Ливанова:

— Вячеслав Михайлович — Невинный? Вот так сюрприз! А Лазарь Моисеевич? А Георгий Максимилианович?

***

Борис Ливанов прекрасно рисовал. Особенно ему удавались шаржи. Свое остроумие он талантливо передавал в рисунке. Театр часто устраивал его выставки.

Однажды на вернисаж пришли Кукрыниксы. Оценив по достоинству дарование художника, предложили Борису Николаевичу вместе поработать. Тот, поблагодарив, отказался:

— А как же мы тогда будем подписываться? Ку-Кры-Никсы-Ли?

***

Эту байку я слышал несколько раз и каждый составитель юмористического театрального фольклора не преминет рассказать ее, настолько ярко она передает натуру Бориса Николаевича Ливанова. Но дело в том, что история оснащается мелкими подробностями всякий раз по-разному. Однако суть не меняется. Я передам байку со слов Марка Исааковича Прудкина, с которым в последние годы его жизни иногда гулял по дорожкам скверика нашего двора и от которого услышал много прелюбопытных сюжетов.

Итак, Борис Николаевич Ливанов, красавец, в зените славы, златоуст был украшением любого общества. Его часто приглашали на правительственные приемы, где собирался советский и зарубежный бомонд. Но с возрастом Борис Николаевич нередко терял над собой контроль, перебирал спиртного и становился не в меру шумным и острым на язык. Тогда кто-либо из обслуги, которой велено наблюдать за надлежащим порядком, подходил к Ливанову и говорил на ухо: «Борис Николаевич, вас к телефону. Разрешите проводить». Галантно выведя его из зала, человек вел Ливанова в машину и отправлял домой. Такая сцена повторялась несколько раз. Устроители приемов перестали приглашать столь хлопотного гостя.

Прошло некоторое время. И вдруг проносится слух, что Ливанов «завязал». Ведет абсолютно трезвый образ жизни. Приглашение на правительственный прием не замедлило последовать.

Борис Николаевич в смокинге, в крахмале, с бабочкой под восторженные взгляды гостей прохаживается по залу. Начинается банкет. И пока соседи справа и слева изучают напитки, закуски, Ливанов, стоя, берет бутылку водки, наливает фужер, пьет. Не закусив, наливает второй — пьет. И гордо подняв свою великолепную голову, зычным басом зовет: «Ну, где этот хер с телефоном?!»

***

Владимир Иванович Немирович-Данченко, привыкший в своей практике будить фантазию актера, подбрасывать ему материал, говорил, что Бориса Николаевича Ливанова приходится укрощать. Он сказал ему однажды «У вас таланта на четверых».

А если прибавить к этому его яркий талант художника, его хлесткие шутки непревзойденного острослова... Могучая личность.

***

Машина резко затормозила, открылась дверца и, высунувшись, Алексей Толстой крикнул стоявшему на тротуаре Ливанову:

— Борис! Вчера был на спектакле. Здорово ты играешь Ноздрева! Но ведь это — ты сам.

— Странно — а я играю тебя.

***

«Когда в театре на одном собрании кто-то из актеров возмущался, почему дирекция и бухгалтерия получают квартальные премии больше, чем актеры, Ливанов сказал: «Но ведь за высокий удой молока премию получают не коровы, а доярки!»

***

Об одном очень худощавом человеке Ливанов сказал: «Про него не скажешь тело-сложение, а скорее — тело-вычитание.

***

Вспоминает Владлен Давыдов.

«Легендарный» портной Затирко был знаменит не только своим мастерством и мудростью, а еще и тем, что шил бесконечно долго.

Весной 1970 года предстояла гастрольная поездка МХАТа в Лондон. Приближалось время отъезда, а костюм Ливанову еще не был готов. Супруга артиста Евгения Казимировна говорит портному: «У Бориса Николаевича перед гастролями голова болит и от других забот». На что Затирко ей отвечает: «Для вас у Ливанова главное — голова, а для меня у него главное — плечи».

***

Борис Николаевич заходит в репертуарную контору МХАТа. На него устремляется восхищенный взгляд подростка, который пришел к матери. Сотрудница показывает на сына и говорит Ливанову:

— Вот мой Боря ваш страстный поклонник. Тоже хочет быть артистом.

— А каким ты артистом хочешь быть? — спрашивает Борис Николаевич.

— Ливановым, — не задумываясь, отвечает мальчик.

— Ну и дурак!

Однако, видя недоумение подростка, поясняет:

— Половина Ливанова у тебя уже есть, Боря. А на другую половину уж сам трудись.

Помолчав немного, очень серьезно сказал:

— На сцене надо быть только самим собой!

***

Первые гастроли, в которых Борис Николаевич участвует.

Он занят в «Царе Федоре», играет Шаховского, Мстиславскую — Коренева.

Едут основные исполнители. Массовку набирают в городах, где проходят спектакли.

Сам Станиславский репетирует.

Город Киев. Дали объявление, что приглашаются мужчины всех возрастов для исполнения бояр в массовых сценах спектакля.

На этот раз пришли мясники.

Константин Сергеевич доволен их видом. Он долго «по системе» объяснял их сверх-сверхзадачу, как они должны ненавидеть Шаховского и, воспользовавшись случаем, в драке убить его, действуя «по системе» вполне искренне.

Началась репетиция сцены. Потом драка. Эти бояре-мясники навалились все вместе на Ливанова действительно искренне.

Станиславский кричал из зала:

— Очень хорошо!.. Действуйте!

Ливанов стал отбиваться.

— Думаю: сейчас убьют, здоровенные, кулачищи — во! — вспоминал Ливанов. — А Константин Сергеевич все подначивает — доволен. Вдруг крик: это закричала Коренева, прятавшаяся за моей спиной, что соответствовало сцене. Я, отбиваясь, задел ее, не заметив этого. Станиславский остановил репетицию, спросил: что случилось? Коренева сказала:

— Борис Николаевич больно ударил меня по виску.

И, почему-то хромая, ушла в кулису. Станиславский гремел ей вдогонку:

— Вы не артистка Художественного театра! Как вы могли помешать, репетиция шла так прекрасно!..

***

Артист МХАТа Леонид Губанов боготворил Ливанова, ловил каждое его слово. А замечательные ливановские остроты он записывал.

М. Н. Кедров (распекающий молодого актера). Вы могли отпраздновать свой день рождения не вином, а лимонадом.

Борис Николаевич (Кедрову). Миша, тогда это был бы твой день рождения, а не его!

***

Врач (выписывающий Бориса Николаевича из больницы). Ну, Борис Николаевич, мы вернули вам все ваши достоинства.

Борис Николаевич. Верните мне мои недостатки.

***

Ленфильм. Много разного народа у кассы. Один из заслуженных артистов пытается пролезть вне очереди. Кто-то его останавливает.

Заслуженный артист (громко, с улыбкой). Но ведь я получаю заслуженно.

Борис Николаевич (из очереди, тоже громко, но без улыбки). Заслуженно, но не народно!

***

Известный драматург (по телефону Ливанову, который не хочет ставить его пьесу). Борис Николаевич, а вы знаете мнение Министерства культуры о моей пьесе?

Борис Николаевич. Знаю. Но я могу поставить пьесу, а мнение я поставить не могу.

***

Фойе МХАТа. Премьера новой современной пьесы. Антракт. Борис Николаевич в окружении дам — редакторов Репертуарной коллегии.

— Борис Николаевич, ответьте, ну почему у нас нет хорошей современной драматургии?

Борис Николаевич (галантно). Потому, что есть вы.

***

Борис Николаевич (глядя в зеркало). У меня волосы вились, вились и все вывелись.

Еще о волосах: «А я свои волосы отпустил. Совсем!»

***

Борис Николаевич (когда у него родилась внучка). Ну вот, я впал в дедство...

***

Борис Николаевич (растолстевшему молодому человеку). У тебя портрет за раму вышел.

***

Старый приятель (при встрече). Боря, посмотри, какую уродливую палку мне подарили

Борис Николаевич. А ты знаешь, Сережа, она тебе очень к лицу...

***

Борис Ливанов рассказывал о том, как на Цветной бульвар, в издательство «Искусство», пришел один старый кинокритик за гонораром и, получая деньги, произнес фразу, которая многим показалась странной:

— Приятно получать деньги там, где ты когда-то их тратил.

Однако смысл этих слов понятен тем, кто знает, что до революции именно в этом здании находился один из лучших московских борделей «Нимфа».

***

Борис Николаевич встречает на улице Геннадия Дудника, известного пародиста, и просит его рассказать какую-нибудь свежую байку. Тому приходит на память новый анекдот о приключении бабника. Выслушав начало, Ливанов зычно басит:

— Да как ты смеешь! Я — художник, а ты мне такую похабель? После этого я даже рядом идти с тобой не хочу!

На этих сердитых словах Ливанов уходит вперед, потом возвращается к Дуднику. На лице хитрое любопытство.

— А дальше что было?

***

После смерти В.И. Немировича-Данченко в 1943 году всего два года руководит театром Н.П. Хмелев и скоропостижно умирает. Теперь театр возглавляют три корифея — Кедров, Станицын, Ливанов. Но вот умирает и Кедров. Станицын стар и болен. Борису Николаевичу очень хотелось проявить свои недюжинные организаторские способности и встать во главе МХАТа. Однако совет театра решил в старые мехи влить свежее молодое вино. Так художественным руководителем стал Олег Ефремов. Это до глубины души обидело Ливанова и он перестал бывать в театре. Сколько ни просил его Олег Николаевич, ни убеждал, Ливанов грустно отшучивался: «Враги сожгли родную МХАТу». Тем и подвел решительную черту своей блистательной актерской биографии.

Борис Зубов

Рубрики:  Байки, рассказы, наброски, цитаты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку