-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vialisa

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.03.2013
Записей: 3113
Комментариев: 2504
Написано: 7659


Батик: секреты создания.

Четверг, 20 Июня 2013 г. 00:29 + в цитатник

Шарфы

увеличитьувеличитьувеличитьувеличить


Платки

увеличитьувеличитьувеличить


Косынки

увеличитьувеличить

Холодный батик

Наиболее распространенный вид росписи ткани - холодный и горячий батик. Этот вид искусства издавна известен в Азии, Африке, но особого распространения и признания он достиг на острове Ява. В Европе этот вид приукрашивания ткани был распространен в ХІХ в. Вновь популярной эта техника стала в 30-е годы XX ст.

Это очень кропотливая техника, но изделия, изготовленные таким способом, очень красивы. В технике холодного батика выполняют декоративные текстильные изделия, которые не требуют чистки и хорошо защищенны от попадания воды.

Для выполнения изделий в этой технике прежде всего нужна деревянная рама (рис.1, где a - общий вид, б - разрез, 1 - отверстия для смены размеров, 2 - гвоздики, 3 - винт) из брусьев небольшой толщины. Ширина рамы зависит от ширины ткани (70, 90 или 100 см), а длина имеет такие же размеры (для квадратных изделий) или большие (100 - 200 см). Можно изготовить раму с изменяемыми размерами. Для этого по углам рамы по диагонали прорезают пазы и скрепляют противоположные углы винтами, изменяя этим раму до нужных размеров. На раму набивают гвоздики из нержавеющего металла без шляпок. Отогнув гвоздики к краю рамы, образовывают крючки, на которые потом натягиють ткань.

рис.1 рис.2

Кроме рамы нужен специальный инструмент - тьянтинг, с помощью которого на ткань наносят воском графический рисунок (рис.2). Воск в таком случае является, резервом и создает светлый контурный рисунок на стыке двух цветов. Тьянтинг - это медная форма для растопленного воска со стенками толщиной 1-3 мм, в связи с чем воск не очень быстро застывает. Снизу форма имеет круглое отверстие, диаметр которого равняется диаметру обычной иглы. Сбоку к тьянтингу крепят сердечник с деревянной ручкой.

Графический рисунок можно также наносить плоскими или круглыми кистями, мягкими или жесткими, или же с помощью стеклянной трубки с шаром; кончик трубки утонченный и немного согнутый. Такая трубка нужна для нанесения так называемого резерва, но другого состава, нежели в случае сухой росписи. Горячий воск наносят на плоскость ткани по рисунку в виде широких полос или небольших плоскостей круглыми беличьими кисточками, а в виде больших плоскостей - плоскими кистями толщиной 1-3 см (№ 18-22). Воск подогревают и поддерживают в теплом состоянии в эмалированном или керамическом сосуде (последнее дольше сохраняет тепло). В другой эмалированной емкости сразу же готовят раствор красителей. Для основного раствора красителя, в который нужно погрузить всю ткань, емкость готовят большого объема, например ведро, куда удобнее опускать большие отрезки ткани.

Резерв для работы трубочками готовят из резинового клея и бензина. Клей растворяют в бензине до густоты сметаны и наносят контуры на ткань стеклянной трубочкой. После нанесения жидкого резерва бензин испаряется, а резиновый клей заходит в поры ткани и задерживает проникновение водного раствора красителя с одной плоскости на другую. И только в рамках ограниченной небольшой плоскости можно словно акварелью по мокрому писать жидкими красителями.

Натягивая ткань на раму, необходимо проследить, чтобы ее натяжение было не очень сильным, так как иначе резерв, как правило, разрушается. Тем не менее натяжение не должно быть и весьма слабым, так как, провисая, ткань деформируется, и рисунок искажается.

 

Горячий батик

Для работы в этой технике нужно прежде всего подготовить соответствующую восковую смесь, используя озокерит и пчелиный воск в соотношении 1:3 . Озокерит по своим качествам близкий к пчелиному воску, и его можно использовать в чистом виде. Если вместо озокерита используют парафин (бытовая свечка), то его следует смешивать с воском в соотношении 3:2 . Эта смесь мягкая, эластичная, хорошо ложится на ткань, не отстает от нее, в отличие от покрытия одним только парафином. Если слой резерва отслаивается, то на оголенную часть плоскости ткани затекает краситель "чужого" цвета, образовывается пятно, которое, конечно, портит общую композицию рисунка.

Работая в такой технике, лучше использовать кубовые или анилиновые красители. Но наиболее стойкими являются органические, т.е. растительные красители (см. раздел "Крашение тканей и пряжи").

Перед началом росписи в технике горячий батик ткань промывают в горячем содовом растворе (на 10 л воды -1 столовая ложка соды). Содовый раствор смывает все промышленные добавки, которые используют во время обработки. Ткань становится чистой и немного усаживается, что предотвращает деформацию рисунка после нанесения его на ткань. Когда ткань просохнет, ее натягивают на раму.

Рисунок наносят простым карандашом (не химическим). Следующий этап - нанесение воскового слоя. Расплавленным воском сначала покрывают те плоскости, на которые предполагается наносить краску потемнее. Свободные от воска плоскости красят в светлые тона. Для этого ткань погружают в раствор красителя светлого тона. Потом ее вынимают, сушат и, проложив между несколькими слоями мягкой бумаги или газет, гладят горячим утюгом и тем самым снимают слой воска. Далее воском покрывают только что выкрашенный участок, а также те, которые не должны краситься в новый, второй за тональностью цвет. Повторяют весь процесс крашения ткани и снятия воска. Перед последним этапом - окрашиванием плоскости ткани в самый темный цвет (черный, темно-коричневый и т.п.) все плоскости, покрытые восковым резервом, можно слегка помять. На воске появятся небольшие трещинки, сквозь которые на ткань попадет краситель после погружения ее в раствор. Весь рисунок покрывается эффектной сеткой. В зависимости от направления трещин (горизонтально, вертикально, по диагонали ли по рисунку) образовывается дополнительный графический рисунок (рис.4).

рис.4

Горячий воск на большие плоскости ткани наносят широкими кистями, а для нанесения линий пользуются тьянтингом или тонкой кистью. В тьянтинг воск заливают ложкой. Чем воск горячее и жиже, тем лучше. Его наносят быстрыми движениями, пока он не застыл, так как придется снова подогревать. Перед началом работы тьянтинг необходимо "расписать" на бумаге так, как "расписывают" новую шариковую ручку. Нижнее отверстие инструмента должно хорошо выпускать воск. Нанесенные с помощью тьянтинга восковые контуры или резерв из резинового клея создают барьер, сквозь который краситель не попадает на соседнюю плоскость.

Если в местах, покрытых воском, ткань не потемнеет, значит воск не прошел в поры ткани, он застыл. Работу лучше прекратить, так как такой воск все равно отслоится от ткани. Горячий воск должен хорошо пропитать волокна ткани, иначе во время окраски краситель попадет на те участки рисунка, которые на этом этапе раскрашивать не предполагалось.

Краски разводят в горячей (45°С) воде. Количество сухого красителя зависит от размера плоскости, которую следует ракрасить, и интенсивности цвета. Для краски темных оттенков на 1 л воды берут 1-2 чайные ложки сухого красителя и добавляют 1-2 чайные ложки нашатырного спирта. Чтобы выполнить в технике горячего батика, например, декоративную наволочку, нужно 2-3 л растворенного красителя, платья - 8 -10 л. Чем большее количество раствора, тем лучше покрасится ткань. Следует помнить: при температуре 45 °С ткань держат в красителе столько, сколько нужно для получения желаемого оттенка. Сухая ткань вбирает краску хуже и неравномерно, поэтому лучше красить влажную ткань.

Для росписи можно воспользоваться сернистыми красителями. При темпере-туре 80 °С в 1 л растворяют 15г сернистого натрия и 10 г сернистого красителя, перемешивают и немного охлаждают. Когда раствор остынет до температуре 45°С, в него погружают пробный кусочек ткани. Вынув, сушат в течение 15 мин. (за это время краситель окончательно проявится) и промывают водой с мылом. Качество красителя усилится и улучшится, если до 5 л раствора добавить чайную ложку хлористого натрия. Когда достигнуты желаемые цвета, в раствор добавляют 10 г сернистого натрия и красят всю ткань при температуре 45 °С столько времени, сколько красили пробный кусок.

Небольшие изделия можно красить также кистью, губкой, аэрографом. Чтобы краситель не попал на соседние плоскости, пользуются трафаретом.

С разрисованной способом горячего батика ткани следует удалить воск. Это делают так же, как и во время промежуточных операций. Нагревание ткани утюгом до высокой температуры (100 °С) проявляет и частично закрепляет краситель. Цвет становится ярче и не так сильно смывается во время влажной обработки. Этот метод самый подходящий для обработки панно и других декоративных изделий, которые не надо часто стирать. Из ткани для платья воск необходимо удалить тщательнее и провести дополнительное закрепление цвета. В домашних условиях батик можно закрепить так. В большую кастрюлю с водой ставят миску, которую плотно закрывают кришкой. Ткань необходимо проложить мягкой промокательной бумагой для того, чтобы она вобрала влагу, которая образуется. Тогда цвет не "поплывет". Ткань можно свернуть. К крышке с внутренней стороны привязывают расписанное изделие. Воду кипятят приблизительно 1 ч, под крышкой образовывается сухой пар, который и закрепляет роспись. После этого изделие промывают в теплой мыльной воде. Если ткань становится мягкой, приятной на ощупь, это является точным признаком того, что воска на ней не осталось.

В технике горячего батика больше возможностей оформления тканей, чем в технике холодного батика. В этой технике можно выполнить декоративные подушки, скатерки, шторы, а также ткань для платья, юбки, блузки. Последние в особенности популярны у молодежи.

Используя очень простые способы, можно выполнить линейный рисунок в полосы, клеточку, контурный рисунок, разнообразные круги от мелкого горошка до больших кругов, которые входят друг в друга и напоминают диск солнца. Рассмотрим некоторые примеры. Прежде всего необходимо решить, каким узором хотелось бы оформить ткань или изделие. Например, подушку или скатерть сделать с рисунком свободных, словно подвижных линий. На белую хлопчатобумажную ткань наносят карандашом линии рисунка. Потом по нему прошивают толстую нить и очень сильно затягивают (рис.5). Получаются складки, и чем туже затянутся нити, тем большими будут складки. Нити необходимо закрепить узлами, чтобы во время крашения складки не разошлись. Прошив ткань и выстегав нитями рисунок, опускают ткань в раствор промышленного красителя и красят по обычному рецепту, выдерживая нужное время и температуру крашения. После этого ткань или изделие старательно промывают в проточной воде. Получается красивый произвольный живописный рисунок из трещинок и кругов.

рис.5 рис.6

Для создания рисунка в полосы или клетку ткань складывают, перевязывают шнуром и в таком виде красят (рис.6).

рис.7 рис.8

Чтобы выполнить рисунок в круги (одни или несколько), делают шарики из ваты разного объема (рис.7) или обвязывают тканью пуговицы разных размеров (рис.8). Если обвязку сделать узкую - получатся круги небольшого диаметра, если широкую - большого. Это надо учитывать, так как соотношение узких и широких линий дает возможность разнообразить композицию рисунка.

http://www.season.ru/sovety/ugol_pok/new_factures/batik.html

<Vialisa >
Рубрики:  Рукоделие/батик
Окраска.
Метки:  

Процитировано 3 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку