» большинству из них присваиваетс€ чудотворна€ сила. »коны излучают мир и источают благовони€. ќни излечивают от многих недугов, не только душевных, но и физических.

—имвол и значение икон

≈ще с давних времен верующие люди стали изображать Ѕога, —в€тых и Ѕожью ћатерь. —о временем церковь вз€ла под контроль это искусство и установила определенные правила и рамки, которые должны были соблюдатьс€ в картине. »кона - это своеобразный посредник между духовным божественным миром и человеком. Ѕлагодар€ св€тому образу люба€ молитва вознесетс€ к небесам значительно быстрее.

»коны православной церкви полны различных метафор и ассоциаций, каждый элемент и кажда€ деталь имеют свое скрытое, но достаточно большое значение. Ћюбое изображение несет в себе своеобразный код, раскрывающий сущность церкви, человека и веры. Ќапример, крест - мученичество, указующий перст - божий промысел, а —в€той с копьем - победу над злом.  роме того, на некоторых старинных иконах можно увидеть лозу и виноград - знак церкви.

—имволичный €зык иконописи охватывает не только жесты и положени€ св€тых. ќн определ€ет саму композицию, технику изображени€ и даже цвета. ќднако все это подчинено отдельным церковным канонам. Ёто сделано дл€ того, чтобы исключить двойственное значение и оградить верующих от про€влени€ ереси.

»кона —пасител€  „удотворные иконы  ѕравославна€ икона - икона —пасител€

»стори€ по€влени€ первых чудотворных икон

»сцел€ющие и помогающие изображени€, по мнению церковных мужей, берут свою силу от Ѕожьей благодати. ¬ православной церкви признаны многие чудотворные иконы, а точнее около 1000. ¬ основном, это образы ’риста и Ѕогородицы.

ћногие предани€ глас€т, что первое чудотворное изображение - это плат, которым »исус отер свое лицо, и на нем осталс€ отпечаток. ≈го еще называют ћандилион. »значально от него исцелилс€ древний эдесский царь јвгарь. ќн был болен проказой.

ќдним из первых упоминаний о чудотворных иконах €вл€етс€ также мироточение ѕисидийской иконы в VI веке. “огда от руки изображенной Ѕогородицы заструилс€ елей. Ёто €вление было подтверждено на VII ¬селенском —оборе.

—амые известные чудотворные образы мира

»стори€ знает много св€щенных изображений, которые помогали и до сих пор исцел€ют многие человеческие недуги - как душевные, так и физические. ѕри этом одни православные иконы исцел€ют бесплодие, другие помогают в браке и любви, третьи исполн€ют желани€ и т. д. ѕоэтому к ним выстраиваютс€ очереди верующих, жаждущих конкретной помощи. ј есть и такие иконы, к которым стрем€тс€ попасть практически все православные:

  • »кона Ќикола€ „удотворца.   этому образу обращаютс€ те, кто уже практически отча€лс€. » он исполн€ет любую просьбу или молитву, идущую от чистого сердца.  роме того, —в€той €вл€етс€ заступником мор€ков и путешественников.

  •  азанска€ икона Ѕожьей ћатери. ќдин из известнейших образов Ѕогородицы. ¬ современной истории эта икона знаменита тем, что в ¬еликую ќтечественную войну она защищала наших солдат и простых жителей в блокадном Ћенинграде. √овор€т, что этот образ помогает в беде многим верующим.

  • ¬ладимирска€ икона Ѕожьей ћатери. Ёто один из самых старых и почитаемых св€тых образов на –уси, тот, который должен быть в каждой православной семье. ќн исцел€ет тело и душу, а также защищает от зла.

„удотворные иконы, как правило, сопровождаютс€ какими-либо знамени€ми или знаковыми событи€ми. ќни приход€т на помощь тогда, когда верующие особенно требуют заступничества.

 ак иконы признаютс€ чудотворными

»кона —пасител€  „удотворные иконы  ѕравославна€ икона - икона —пасител€

ћногие слышали об исцел€ющих свойствах того или иного божественного изображени€. “акже есть и научно доказанные факты мироточени€ и благоухани€ образов. ќднако не каждый такой случай признаетс€ официальной церковью как чудотворный. ¬ течение многих веков в православии сформировались определенные правила и каноны, по которым иконы признаютс€ чудотворными.

ѕервопроходцем на –уси в данном вопросе можно считать ѕетра I. »менно он издал р€д определенных указов, благодар€ которым чудотворные иконы были изъ€ты из частных домов, и должны были хранитьс€ исключительно в храмах. ѕоэтому впоследствии большие шансы на признание получали именно церковные образы.

 роме того, в дореволюционной, да и современной, –оссии дл€ оценки подлинности чуда православные иконы (фото или оригинал) помещали в специальный алтарь. “ам они опечатывались, и при нескольких свидетел€х, один из которых должен об€зательно быть в св€щенном сане, провер€лись.

»кона —пасител€  „удотворные иконы  ѕравославна€ икона - икона —пасител€

»кона —пасител€

Ётот образ €вл€етс€ основным в православии. »зображени€ ’риста присутствовали во всех домах, независимо от достатка, с давних времен на –уси.  ак правило, икона —пасител€ выполнена строго по общеприн€тым церковным канонам. Ётот образ дарует люд€м утешение и веру. ќсновные его элементы:

  • Ќимб со вписанным крестом и трем€ греческими буквами, которые обозначают выражение: «я есмь —ущий».

  • ѕурпурный хитон (риза). —имволизирует человеческую природу —пасител€.

  • —иний гиматий (верхн€€ одежда). Ќапоминает о божественном происхождении »исуса.

 ак правило, сейчас можно встретить лишь два вида изображений ’риста: в образе обычного человека или младенца, а также в облике ÷ар€ ÷арствующих. »кона ’риста —пасител€ всегда располагаетс€ на центральном куполе любого православного храма, ведь это считаетс€ самым почетным местом.

¬ основных церковных канонах есть несколько иконографических типов этой иконы.

—пас Ќерукотворный

»кона —пасител€  „удотворные иконы  ѕравославна€ икона - икона —пасител€

Ёту св€тыню считают самой первой в мире. »стори€ повествует, что »кона —пасител€ имеет две легенды о своем происхождении. ќдна из них рассказывает о времени жизни ’риста в ќсроене. «дешний царь јвгарь V долго мучилс€ от ужасной «черной проказы».  ак вдруг он услышал о необыкновенном человеке-чудотворце, посетившем его город. ÷арь послал к »исусу своего живописца јнани€ с просьбой исцелить его. ќднако художнику все никак не удавалось подступитьс€ к —ыну Ѕожьему - его окружала толпа верующих и почитателей. ќтча€вшись, он решил срисовать ’риста, но у него не получалось изобразить лицо. Ќаконец сам —паситель пригласил его к себе. „тобы вознаградить живописца, он попросил принести воды, умылс€ ею и вытерс€ убрусом. „удесным образом вода превратилась в краски, а на полотне про€вилс€ облик ’риста. ѕолучив убрус, царь јвгарь исцелилс€ и избавилс€ от древних идолов.

≈ще одна легенда гласит, что св€той образ про€вилс€ на платочке, которым перед √олгофой отирал лица во врем€ своей молитвы —паситель. “олько после ¬ознесени€ јнанию передали этот дар.

»кона —пасител€  „удотворные иконы  ѕравославна€ икона - икона —пасител€

—пас ¬седержитель

Ёто один из основополагающих образов ’риста в иконописи. ќн призван показать спасающего, великодушного и твор€щего Ѕога, который держит весь огромный мир в руке. «десь он изображен с благословл€ющей десницей и ≈вангелием. ќдновременно икона —пасител€ показывает всю безграничную доброту и сострадание Ѕога.

Ётот образ в иконографии начал формироватьс€ еще в VI веке. ¬ это врем€ практически все св€тые изображени€ создавались в  онстантинополе. »менно поэтому лик и оде€ни€ ’риста прин€ли единую форму, которую мы сейчас видим в церкви.

Ќа –уси картина по€вилась примерно в XI веке. —огласно легенде, —пас ¬седержитель считалс€ молельной иконой русских кн€зей. ≈го даже помещали возле гробниц €рославских правителей ¬асили€ и  онстантина.

—пас на престоле

»кона —пасител€  „удотворные иконы  ѕравославна€ икона - икона —пасител€

¬ данном образе √осподь изображаетс€ на троне в полный рост. «десь он показан не только владыкой всего мира, но и единственным судьей. ≈го права€ рука также подн€та дл€ благословени€, а лева€ держит открытое ≈вангелие. ѕрестол символизирует необъ€тную ¬селенную и определ€ет царственную славу и власть √оспода.

ќднако этот образ не единственный. —уществует еще одна православна€ икона - икона —пасител€ на троне, где правой рукой он указывает на ≈вангелие. “ак √осподь определ€ет первоочередность и главенство св€щенной церковной власти над светской. »звестна легенда, котора€ рассказывает о неком византийском императоре ћануиле I  омнине. ќн самосто€тельно написал икону —пасител€ на троне, но повздорил с одним греческим св€щенником и решил наказать его за несогласие. Ќочью ћануил увидел сон, в котором Ѕог наказывает его за вмешательство в церковные дела. ѕроснувшись, император обнаружил на своем теле многочисленные раны. ј, взгл€нув на икону, он увидел, что —паситель изменил положение руки. “еперь он указывал на строки открытого ≈вангели€. »звестно, что эта икона получила название «ћануилов —пас», или же «—пас «лата€ –иза» (за богатый золоченый оклад).

»кона —пасител€  „удотворные иконы  ѕравославна€ икона - икона —пасител€

—пас в силах

Ёто одно из самых символичных изображений √оспода. ƒанна€ икона ’риста —пасител€ до сих пор не разгадана до конца и трактуетс€ по-разному. «десь ¬седержитель восседает в полный рост на престоле. ¬ руках его открытое ≈вангелие. ј самое примечательное, что изображен он всегда на фоне красного квадрата с немного выт€нутыми концами.  вадрат здесь символизирует «емлю.  роме того, на концах его изображены ангел, лев, орел и телец. ѕрин€то считать, что это символичные изображени€ преданных евангелистов - ћатфе€, ћарка, »оанна и Ћуки. ќни как бы распростран€ют учение ’риста по всему миру.

—верху этого красного квадрата нарисован синий овал. Ёто наш духовный мир. ¬ нем изображены ангелы, символизирующие все силы небесные. ѕоверх данного овала снова нарисован красный ромб. ќн определ€ет невидимый человеку мир.

—уществует поверье, что в этом образе »исус предстанет в конце времен, на —трашном —уде.

—пас Ёммануил

 ак правило, »исус изображаетс€ на всех иконах в зрелом образе, когда он прин€л крещение, свершал чудеса и получил мученическую смерть. ќднако есть и исключени€. »кона —пасител€, значение которой трудно переоценить, изображает ’риста во младенчестве и отрочестве. ќн представлен как в композиции с прочими св€тыми, так и отдельно. ѕри этом образ √оспода в этих картинах прин€то называть «—пас Ёммануил».

»кона —пасител€  „удотворные иконы  ѕравославна€ икона - икона —пасител€

Ёта икона символизирует предопределенность всего на «емле, исполнение высшего божественного замысла. ѕервые подобные изображени€ по€вились в некоторых италь€нских мозаиках в VI-VII веках. Ќа –уси Ёммануил писалс€ вместе с двум€ ангелами.

»стори€ возникновени€ данного изображени€ основана на некоторых библейских текстах. Ёммануил обозначает выражение «с нами Ѕог». Ќа большинстве икон »исуса изображают ребенком 12 лет. ≈му присуще достаточно мудрое и взрослое выражение взгл€да дл€ детского возраста. ¬ остальном он описываетс€ так же, как и взрослый образ ’риста.

—пас Ѕлагое ћолчание

≈го еще называют јнгелом ¬еликого —овета. Ёто икона —пасител€ (фото или любое другое его изображение), показывающа€ ’риста до его земного воплощени€. ќн представлен ангелом - юношей с большими крыль€ми за спиной. Ќад головой у него крестчатый или же особый восьмиугольный нимб. ќн состоит из красного и черного квадратов, наложенных друг на друга. ÷вета обозначают божественность и непостижимость —оздател€.

Ќа –уси этот ангел изображалс€ до по€са, с особым восьмиконечным нимбом и сложенными руками. »кона стала наиболее известна и попул€рна в XVIII-XIX веках. ќбраз ’риста символизировал смирение и бездействие перед предназначенными испытани€ми и даже смертью.

Ёта икона пользовалась почетом и уважением, как у староверов, так и у богомольцев. ќднако она не получила должного распространени€, и найти ее старинные образцы довольно сложно.

»сточник