-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в валия52

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.03.2013
Записей: 4954
Комментариев: 21592
Написано: 39360

«Страшная Мари»: невероятная судьба скандальной музы Ренуара

Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 10:34 + в цитатник

Никто не знал, когда она говорит правду, а когда лжет. Никто не догадывался, где она пропадала по несколько дней. Никто не спрашивал, кем был отец ее ребенка. Ее называли «страшной Мари» и обвиняли в расчетливости, эксцентричности и бездушии. Сюзанна Валадон была одной из самых популярных натурщиц Монмартра, она позировала Ренуару и Тулуз-Лотреку. Никто не догадывался о том, что она тоже пишет картины и сможет стать успешной художницей.

О. Ренуар. Слева – *Девушка, заплетающая косу*, 1885. Справа – *Танец в Буживале*, 1883. Фрагмент | Фото: artchive.ru

 

Сюзанна Валадон, фото 1885 и 1890 гг. | Фото: liveinternet.ru

Сюзанна Валадон, фото 1885 и 1890 гг. | 

Мари-Клементина Валадон была дочерью прачки, а об отце она ничего не знала. С 11 лет ей пришлось работать: она нянчила детей, подавала напитки в бистро, торговала овощами на рынке. В 15 лет она поступила на службу в любительский цирк и стала акробаткой. Ее цирковая карьера закончилась после того, как она сорвалась с трапеции и упала на арену. Из-за полученной травмы девушка больше не могла выполнять акробатические трюки.
 

Слева – Т.-А. Стейнлейн. Портрет Сюзанны Валадон. Справа – С. Валадон, фото 1887 г. | Фото: artchive.ru и liveinternet.ru

Слева – Т.-А. Стейнлейн. Портрет Сюзанны Валадон. Справа – С. Валадон, фото 1887 г. |


Ее мать открыла прачечную, и Мари-Клементина помогала ей разносить белье заказчикам. Среди них были художники, и один из них – Пюви де Шаванн – обратил внимание на привлекательную девушку, предложив ей работу натурщицы. В каждом персонаже картины «Священная роща» угадываются черты Мари-Клементины. 
П. де Шаванн. Священная роща, 1889 | Фото: artchive.ru


П. де Шаванн. Священная роща, 1889 | 

Ф. Зандоменеги. Беседа | Фото: artchive.ru


Ф. Зандоменеги. Беседа | 

Позже девушка стала натурщицей также для Ф. Зандоменеги и О. Ренуара. В 1883 г. Валадон родила сына, отцом которого называли каждого из художников, с которыми она работала. Девушка не отличалась пуританскими взглядами и вела свободный образ жизни. В том же году натурщица позировала для двух картин из танцевальной серии Ренуара. «Страшная Мари» в его исполнении – само очарование, мягкость и женственность. 
С. Валадон с сыном, 1890 и 1894 гг. | Фото: liveinternet.ru


С. Валадон с сыном, 1890 и 1894 гг. | 

О. Ренуар. Слева – Сюзанна Валадон, 1885. Справа – портрет Сюзанны Валадон, 1885 | Фото: artchive.ru


О. Ренуар. Слева – Сюзанна Валадон, 1885. Справа – портрет Сюзанны Валадон, 1885 | 

Для этих картин Ренуару позировала С. Валадон: *Танец в Буживале*, 1883, *Танец в городе*, 1883, *Зонтики*, 1886 | Фото: artchive.ru


Для этих картин Ренуару позировала С. Валадон: *Танец в Буживале*, 1883, *Танец в городе*, 1883, *Зонтики*, 1886 | 


Совсем по-другому видит ее Тулуз-Лотрек. В своих работах художник не льстит девушке, заостряя внимание на тех чертах, которые выдают в ней вздорный характер. Исследователь жизни и творчества Тулуз-Лотрека А. Перрюшо писал: «В портретах Лотрека у Мари резкие, жесткие черты лица, такие, какими они станут, когда она утратит прелесть своих двадцати лет. У нее не по возрасту печальное лицо, сжатые губы, мрачный, устремленный в пространство отсутствующий взгляд».
А. де Тулуз-Лотрек. Девушка за столом, 1887. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru


А. де Тулуз-Лотрек. Девушка за столом, 1887. Фрагмент | 

А. де Тулуз-Лотрек. Портреты Сюзанны Валадон 1885 и 1887 гг. | Фото: artchive.ru


А. де Тулуз-Лотрек. Портреты Сюзанны Валадон 1885 и 1887 гг. | 

По совету Тулуз-Лотрека Мари-Клементин взяла псевдоним Сюзанна, и именно под этим именем позже ее узнал весь мир. В ту пору у натурщицы с художником начался бурный роман, в котором А. Перрюшо видит не только страстное увлечение друг другом, но и творческий союз двух талантливых людей: «Мари нравилась любовь. Она занимала в ее жизни большое место. Вид Лотрека, его уродливая внешность, его страстная натура не отпугнули ее, а скорее наоборот – привлекли. Она стала любовницей Лотрека. Оба они, казалось, были созданы друг для друга. И эта плебейка и потомок графов де Тулуз были абсолютно свободны от каких-либо предрассудков. И он и она трезво смотрели на действительность. Пользуясь любым случаем, чтобы поучиться у художников их ремеслу, Валадон ценила талант Лотрека, его острый глаз психолога, трезвость его взглядов, его неумение писать "красиво", его зачастую бичующие карандаш и кисть».
 

А. де Тулуз-Лотрек. Похмелье, 1889 | Фото: artchive.ru

А. де Тулуз-Лотрек. Похмелье, 1889 |

Сюзанне Валадон нравилось рассказывать о себе небылицы, что подтверждал Тулуз-Лотрек: «Воображения у нее предостаточно, ей ничего не стоит солгать». Но об одном она никогда не говорила – о своем серьезном увлечении живописью. Тулуз-Лотрек однажды случайно увидел ее работы и был поражен незаурядным талантом художницы. Он показал ее картины Эдгару Дега, и тот воскликнул: «Вы – наша!».                                                               
С. Валадон. Обнаженная, 1926 | Фото: allpainters.ru

 

С. Валадон. Обнаженная, 1926 | 

С. Валадон. Слева – автопортрет, 1917. Справа – Адам и Ева, 1901 | Фото: liveinternet.ru

С. Валадон. Слева – автопортрет, 1917. Справа – Адам и Ева, 1901 | 

«Страшная Мари» заставляла Тулуз-Лотрека выполнять все ее капризы, изводила его истериками, надолго исчезала без объяснений, постоянно врала. После того, как она разыграла спектакль с самоубийством, терпению художника пришел конец, и больше они не встречались. Позже она вышла замуж, а в 44 года ушла от мужа к 23-летнему любовнику, с которым прожила почти 30 лет.
С. Валадон. Голубая комната, 1923 | Фото: liveinternet.ru


С. Валадон. Голубая комната, 1923 | 

К своим произведениям Валадон относилась куда более серьезно, чем к мужчинам: над одной картиной она могла работать более 10 лет. В 1894 г. Валадон стала первой художницей, принятой в Национальное общество изящных искусств, и одной из немногих, кто добился признания и финансового благополучия при жизни. Своему сыну Морису Утрилло Сюзанна Валадон не дала ни материнской заботы, ни любви, но зато передала любовь к живописи – он также стал художником. Их называли последними наследниками импрессионизма.
С. Валадон, М. Утрилло и А. Уттер | Фото: liveinternet.ru


С. Валадон, М. Утрилло и А. Уттер | 

С. Валадон в студии | Фото: liveinternet.ru

Рубрики:  история
фото
картины,художники
искусство
пейзажи
путешествия
музей
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 11 пользователям



Валентина-л   обратиться по имени Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 16:59 (ссылка)
Интересный пост. Спасибо, Валюша!
Ответить С цитатой В цитатник
altinira   обратиться по имени Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 17:54 (ссылка)
Очень позновательный и интересный пост! Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
-маркиз-   обратиться по имени Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 20:31 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Васмак   обратиться по имени Понедельник, 14 Ноября 2016 г. 02:46 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
olgal6840   обратиться по имени Добрый вечер, Валя Понедельник, 14 Ноября 2016 г. 20:18 (ссылка)
Большое спасибо. Очень интересно.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
таила   обратиться по имени Вторник, 15 Ноября 2016 г. 04:24 (ссылка)
Спасибо за интересный и познавательный пост, Валюшка!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку