-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Lunga68

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 06.01.2013
«аписей: 2503
 омментариев: 259
Ќаписано: 2881

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим?

„етверг, 09 ћарта 2017 г. 06:52 + в цитатник

 

 

–ечь пойдет о психологии участников движени€.  аждый водитель знает ѕƒƒ и понимает, к чему может привести пренебрежение техникой безопасности. Ќо при этом выезд на дорогу почему-то превращаетс€ в стресс, а агресси€ водителей превышает все мыслимые пределы. ѕочему? ќтвет на этот вопрос мы собираемс€ дать в цикле публикаций о психологии вождени€.

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим? - ‘ото 1

¬ данной статье мы не будем спорить, что-то доказывать и нав€зывать какую-то точку зрени€. ћы приглашаем к диалогу каждого читател€. ¬сех. Ћ»„Ќќ ¬ј—! ћы хотим сделать дороги страны безопаснее, но без вашей помощи ничего не получитс€. », прежде всего, просим восприн€ть информацию ниже как разговор по душам.

ƒумаю, вы неоднократно замечали, что поведение многих людей резко мен€етс€, когда они сад€тс€ за руль. ¬роде бы, только что был нормальный человек, здоровалс€ и сме€лс€ со всеми, как буквально за несколько минут за рулем он превращаетс€ в насто€щее чудовище, хам€щее окружающим. ѕочему так происходит? ѕопытаемс€ рассмотреть этот вопрос подробнее, ведь на «ападе пон€тием «ƒорожна€ €рость» или Road rage всерьез занимаютс€ целые институты!

Ќо дл€ начала вспомните вашу последнюю конфликтную ситуацию на дороге. — кем она произошла?  то был за рулЄм — мужчина или женщина?  аким автомобилем управл€л ваш «обидчик»? «апомнили ли вы марку, модель и цвет? ¬озможно, по номерам вы пон€ли, что водитель был из другого региона? »ли он €вно отличалс€ социальным статусом? ј может, это вообще был пешеход?

¬спомнили? —корее всего, ваше описание состо€ло из каких-то характерных отличительных факторов, причем есть очень большие сомнени€, что вы сердились на водител€ того же пола, той же национальности, который к тому же ехал в точно такой же машине, как у вас...

ѕричина перва€: свои и чужие

“ак уж устроен человек, что мозг подсознательно делит людей на «чужих» и «своих» — эта функци€ досталась нам от далеких предков, когда по€вление представител€ иного племени могло привести к печальным последстви€м. Ќо ошибочность подобных выводов в современных услови€х легко подтверждаетс€ логикой. ¬едь если какой-либо водитель обладает каким-либо признаком, это еще не означает, что другой водитель с такими же признаками будет вести себ€ точно так же.

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим? - ‘ото 2

Ќо почему же мы делаем столь поспешные выводы, едва завидев автомобиль той или иной марки, увидев за рулЄм женщину или, возможно, человека в кепке?  ак пишет в своей книге «“рафик. ѕсихологи€ поведени€ на дорогах» известный американский ученый “ом ¬андербильт, причина столь стереотипного поведени€ на дорогах св€зана с тем, что у нас слишком мало информации об окружающих нас люд€х. ћы полагаемс€ на стереотипы, как на некие «€рлыки сознани€», помогающие нам найти смысл в действи€х окружающих в услови€х, когда у нас просто нет времени на тщательную оценку.

¬ернемс€ к нашему конфликту. ¬озможно, разв€зкой вашей непри€тной ситуации стало то, что вы громко выругались за рулЄм. Ќикто не подсчитывал, насколько больше человек начинает ругатьс€ во врем€ управлени€ автомобилем, но совершенно очевидно, что стрессова€ ситуаци€ способствует такому поведению. ќднако и этот фактор имеет психологическое объ€снение.

ѕричина втора€: анонимность и «чувство защищенности»

–ечь идет об анонимности — согласитесь, мало кто из вас, будучи пешеходом, начнет орать на пожилого человека, который слегка замешкалс€ на дороге. Ќо, наход€сь в машине, мы чувствуем себ€ абсолютно защищенными от социума, и наше бессознательное тут же позвол€ет делать весьма странные вещи с точки зрени€ морали.

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим? - ‘ото 3

ј в большом городе анонимность действий только увеличиваетс€! ѕсихологами доказано, что общественна€ мораль в деревн€х гораздо выше просто из-за меньшего количества населени€: в случае какого-либо происшестви€ о нем быстрее узнают, в то врем€ как в городе человек посто€нно сталкиваетс€ с людьми, которых он видит в первый и последний раз в жизни.

Ёта же тотальна€ анонимность приводит и к более безответственному вождению. «Ќарушу по-быстренькому, все равно никто не видит», — именно так обычно думает типичный нарушитель.  ак ни странно, положительную роль по снижению анонимности и повышению безопасности на дорогах играет... запрет тонировки. ¬едь нарушать, лов€ на себе дес€тки недобрых взгл€дов, гораздо труднее, чем делать это, скрывшись за ширмой тЄмных стекол. „то же касаетс€ ругани, как способа «выпустить пар», то и тут не все однозначно. «≈сли человек ругаетс€ наедине с самим собой, то, наверное, дает выхлоп эмоци€м, — по€сн€ет заведующий отделом клинической психологии Ќаучного центра психического здоровь€ –јћЌ —ергей ≈никопов. — Ќо если ругань услышат окружающие, то это, конечно, может привести к конфликту. ј их мы видим регул€рно, и заканчиваютс€ они драками или еще чем похуже. ѕоэтому нужно понимать, когда можно ругатьс€, а когда — нельз€».

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим? - ‘ото 4
«ј что делать, если видишь, как нарушают, но не можешь привлечь автохама к ответственности?», — спросит добропор€дочный автолюбитель. ¬о многих странах этот вопрос решили силами самих граждан.   примеру, в —Ўј действует так называемый «—оседский дозор» — программа, согласно которой жители незамедлительно информируют полицию о подозрительных личност€х или действи€х, причем нарушени€ ѕƒƒ к ним тоже относ€тс€. —хожие программы есть и в ≈вропе. ¬ –оссии же пока только обсуждаетс€ возможность привлекать водителей к ответственност€м по запис€м с видеорегистраторов. ”беждены — это единственный возможный выход из данной ситуации, ведь наде€тьс€, что навести пор€док на дорогах можно исключительно силами √»Ѕƒƒ без активного гражданского участи€, по меньшей мере, наивно

¬ли€ет на наше поведение и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. » чем он крупнее, тем оно выше. «ћашина создает у водител€ искусственную ситуацию, когда ему кажетс€, что за рулем безопасно, — рассказывает —ергей ≈никопов. — ≈му кажетс€, что он надежно защищен в своем собственном мире. ѕлюс, автомобиль — это сам по себе очень мощный маскулинный символ. Ќе случайно же люди стараютс€ купить автомобиль больше, мощнее, крупнее. » когда человек сталкиваетс€ на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает непри€тна€ ситуаци€ у€звимости. “акому водителю даже может показатьс€, что пешеходы специально медленно идут, чтобы его как-то обидеть, задеть».

ѕричина треть€: пробки

Ќо нарушени€ правил — не единственна€ причина конфликтов на дороге. Ќе меньше мы раздражаемс€ из-за пробок. «лость из-за того, что несколько железных «коробок» сто€т плотно друг к другу, может показатьс€ странной и даже нелепой. ќднако современный человек зачастую приходит в €рость. ѕочему?

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим? - ‘ото 5

ќпоздани€ на работу, сорванные договоренности, несосто€вшиес€ свидани€ и просто потер€нное врем€ — это не собственно причина раздражени€ за рулем, а лишь последстви€ пробки. ј вот поводы дл€ раздражени€ схожи с теми, что возникают... в обычной очереди. —танов€сь в очередь, например, в банке или поликлинике, мы не можем оценить, сколько времени придетс€ потратить. „то будет делать этот клиент? ’очет ли он оплатить одну квитанцию или у него целый р€д вопросов?  ак долго пробудет у врача пациентка — п€ть минут или полчаса? ћы лишены информации! ѕричем чем ближе наша очередь, тем больше еЄ важность дл€ нас, ведь мы стоим уже давно. « уда прЄшь, € здесь уже час торчу!», — вам это знакомо? –аздражение нарастает вместе с приближением к заветной цели, хот€, казалось бы, все должно быть ровно наоборот. “очно так же происходит и в пробках, особенно если перед тобой большой автомобиль, и ты не видишь, что происходит впереди.

«ƒа что там все уснули что ли, зеленый свет давно!», — кричит житель мегаполиса на тех, кто слегка замешкалс€. „ерез полминуты, когда он зан€л «поул-позишн» у стоп-линии, картина мен€етс€. «ƒа хорош гудеть, только сигнал помен€лс€, ну что за люди?!», — восклицает он же. ƒвойственность в оценках, необъективное отношение к окружающим? » да, и нет — считает “ом ¬андербильдт. ¬едь, помимо «эффекта очереди», есть и еще одна, возможно, главна€ причина нашего раздражени€ за рулЄм — необъективна€ оценка собственных сил.

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим? - ‘ото 6

«—уществуют лишь две области, в которых мужчина никогда не признает себ€ некомпетентным: вождение автомобил€ и секс», — сказал как-то бывший гонщик ‘ормулы 1 —тирлинг  рофард ћосс. ѕо данным большого количества исследований, проведенных от —Ўј до ‘ранции и Ќовой «еландии и собранных учЄным ƒ. ”олтоном, большинство автомобилистов считают свои навыки вождени€ значительно выше «среднего уровн€». Ќо при этом то же большинство утверждает, что градус агрессии на дорогах увеличиваетс€. ’ороших водителей стало больше, но они стали злее? ѕохоже на парадокс. Ќо на самом деле, водители просто переоценивают собственные навыки! ћы не можем взгл€нуть на всю поездку со стороны, а ведь, скажем, футболисты об€зательно просматривают видеозаписи собственных игр и тренировок, чтобы знать, над чем работать. «ќп€ть какой-то дурак на дороге попалс€!». ј может, не он дурак, а это ты сам не включил «поворотник», чем вызвал агрессию? ¬едь часто мы срываемс€ на других, забыва€ предъ€вить высокие требовани€ прежде всего к самим себе. » не забываем — знаний много не бывает. ј о том, почему важно дополнительное обучение, вы можете узнать в статье «”читьс€? Ќе хочу, не буду...».

ѕричина четверта€: дороги

ƒумаете, вс€ психологи€ движени€ сводитс€ к самим лишь водител€м? ¬овсе нет! ¬о многом ответственность лежит и на власт€х, формирующих среду автомобилиста. ¬ этом уверен и руководитель проекта Probok.net јлександр Ўумский: «Ѕоротьс€ с агрессией на дорогах нужно не столько пропагандой, сколько инженерной составл€ющей. ќна может очень сильно вли€ть на поведение людей. ¬от, например, у нас со времен —оветского —оюза улицы и парковочные места очень широкие. Ёто провоцирует на повышенные скорости. Ќикто не хочет ждать, когда впереди есть место, а сзади уже активно подгон€ют. ¬ ≈вропе друга€ ситуаци€. “ам улочки узкие, проезжие части не очень широкие. » гнать, и подрезать кого-то уже не получаетс€. ѕоэтому € за установку каких-то островков безопасности и светофоров. Ёто правильно и не дает разогнатьс€ так, как хотели бы этого агрессивные водители», — считает эксперт.

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим? - ‘ото 7

ќ том, как существенно повысить комфорт передвижени€ по дорогам небольшими средствами, вы можете узнать из статьи « ак сделать российские дороги безопаснее: п€ть простых решений».

ѕричина п€та€: автопроизводители

Ќо есть и еще один момент — порой агрессию провоцируют сами производители. ѕосмотрите на эту рекламу. ≈е авторы поощр€ли агрессию за рулем! Ќе похоже, что это озаботило √»Ѕƒƒ, ведь щиты и билборды висели вдоль дорог продолжительное врем€. ћолчаливо одобр€ет такой взгл€д на мир и общество — начина€ от убежденности, что именно так и надо себ€ вести и кто сильнее — тот и прав (помните знаменитое выражение из Ѕрата-2 « уплю всех!»), заканчива€ пассивным взгл€дом на вещи в стиле «Ќу что мы можем изменить?».

ѕсихологи€ вождени€: почему мы так ездим? - ‘ото 8

ѕримеры такой «асоциальщины» надо запомнить и... дружно посме€тьс€! ¬ы только посмотрите, насколько это нелепо! ѕройдет лет двадцать, и «крутые чЄрные джипы» и их «хоз€ева», выталкивающие всех с дороги, будут восприниматьс€ с таким же юмором, как «новые русские» в малиновых пиджаках. —омневатьс€, что все будет именно так, не стоит — в конце концов, научились же мы есть вилкой и пользоватьс€ носовым платком, даже если некоторые активно этому сопротивл€ютс€ до сих пор. ¬ общем, добро об€зательно победит!

“ј  „“ќ ∆≈ ƒ≈Ћј“№?

Ёксперты отвечают однозначно — автохамов и агрессию за рулЄм надо... игнорировать. «Ќужно старатьс€ не вв€зыватьс€ в конфликт. Ќичего не пытатьс€ доказать ему. ¬ действи€х автохамов нет никакой логики и никаких правил. »грать по ним невозможно. ѕоэтому лучше даже и не начинать спор. Ѕессмысленно портить себе настроение», — по€сн€ет —ергей ≈никопов. ¬ народе даже по€вилось правило трех «ƒ»: «ƒай ƒорогу ƒураку»! Ќо клеймение всех вокруг не лучший выход, чтобы действительно изменить ситуацию на дорогах. ј потому мы предлагаем вам новую формулу — правило трех «ѕ»: «ѕойми, ѕропусти, ѕомоги!».

»сторическа€ справка

—читаетс€, что выражение «ƒорожна€ €рость» (Road rage) по€вилось в —Ўј в 1987 году, когда ведущий одного из каналов употребил его в пр€мом эфире. ѕосле этого случа€ јссоциаци€ јвтомобилистов јмерики выпустила брошюру, объ€сн€ющую, как правильно реагировать на подобное поведение. »нтересно, что в конце 90-х годов пон€тие «ƒорожна€ €рость» хотели сделать официальным медицинским диагнозом! ѕравда, как показали более поздние исследовани€, проведенные Ќациональным институтом ѕсихического здоровь€ —Ўј, вспышки гнева за рулЄм — сложное €вление, и могут быть спровоцированы целым р€дом факторов, в том числе и другими заболевани€ми. ¬ насто€щее врем€ ученые расход€тс€ во мнении, считать ли «ƒорожную €рость» болезнью. ќднако все уверены в одном — в победе над данной проблемой должен быть заинтересован каждый водитель.

“имофей »саев

 

¬з€то: https://auto.mail.ru/article/46658-psihologiya_vozhdeniya_pochemu_my_tak_ezdim/

–убрики:  ¬ ќ ∆ ƒ ≈ Ќ » ≈/јгресси€ на дорогах



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку