-Метки

1 сентября аквариум аквариумные рыбки актеры алмаз хоупа альфред сислей анри матисс аппликация балдахин балет барков а бумажная кукла бумажные куклы винсент ван гог вострецова анастасия выпечка вязание гимнастика города городской пейзаж давыдов денис дамские аксессуары десерт дети детская книга диета духи елочные игрушки жакет жакет вязаный женские портреты женский образ живопись животные жилет вязаный журнал техника-молодежи зарядка зверушки зимний пейзаж история история урала казанский собор календари клод лоррен книжка-кукла кофточка вязаная кошки кукла кукольная миниатюра кулич лампы настольные лекарственные растения лексикон моды ленин летний дворец летний сад липовый чай манилова л маска для лица маски для лица медали мода молодогвардейцы мюллер в мясные блюда мята награды напитки народная медицина народные приметы настойки никола пуссен новый год ноты овощные блюда отвар липы открытки открытки музыкальные открытки новогодние парфюмерия пасха пейзаж песни ссср петушок плакаты платье поговорки портрет пословицы прически пророки прошлого пыльник пьер боннар рамки раскраски рассказ рассказы для детей рассказы о природе революция 1917 реклама репин рецепты блюд рождество русский быт рыжиков а садовый дизайн салаты сервировка сказка сказки скачать славянская мифология советы косметолога ссылки стихи стихи детские стихи про аквариум супы торты украшения урал уход за волосами фотоэффекты франсуа буше хруцкий иван фомич художник иванов ю в художник петров м цветы цитаты чай чехлы на стулья шаль шапочки шторы шьем платье электронная книга эпоха модерна эффекты текста юбка юбка вязаная якоб ван рейсдал ян ван гойен

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лилия_Евгеньевна


"Ветра свист и даль морская...". Из истории парусника "Крузенштерн"

Четверг, 09 Января 2014 г. 19:14 + в цитатник

5158259_ (640x443, 2122Kb)


Александр Городницкий. Паруса Крузенштерна

 

...Мальчишкой, затаив дыхание, слушал я рассказы друга моего отца - старого моряка, который в 20-е годы плавал на океанских парусниках. Возможно, это и стало одной из причин выбора мною профессии моряка. На парусник я попал в мореходке, когда мы проходили практику на учебной баркентине. Однажды в открытом океане контркурсом с нами разошелся огромный барк. Это был "Крузенштерн"...
   ...В начале века в Гамбурге существовала судоходная компания Фердинанда Лайеша. В отличие от других судовладельцев он был приверженцем парусников и в век пара и электричества содержал 56 барков вместимостью 2 тыс. т и выше. Правда, у всех были металлические корпуса и рангоут, бегучий такелаж изготавливался из стальных тросов. Поэтому капитаны - а Лайеш нанимал самых опытных, - полагаясь на крепость судов, в свежую погоду ставили на 60--метровых мачтах все паруса и нередко обгоняли паровые транспорты, делавшие в те годы от силы 10 - 12 узлов. Обычно барки Лайеша работали на "селитровой линии": Чили - Германия.
   Была у гамбургского судовладельца еще одна причуда - называть суда на букву П: "Пассат", "Пончо", "Профессор" и даже... "Пудель". Моряки прозвали этих хороших ходоков "летающими П".
   Последним судном Лайеша стал четырехмачтовый барк "Падуя", построенный в августе 1926 года на верфи в Геестемюнде. Клепаный корпус выполнили по "трехостровной" схеме с баком, центральной надстройкой и ютом. Просторный трюм можно было быстро заполнять 2 тыс. т сыпучих грузов и так же быстро разгружать. Большая парусность и хорошо продуманные обводы подводной части обеспечивали судну высокую скорость.
 
   Около 10 лет "Падуя" возила в Германию чилийские селитру и фосфаты, австралийскую пшеницу. С началом второй мировой войны барк использовали как грузовой лихтер, который водили близ берегов неторопливые буксиры.
   После войны при разделе нацистского флота "Падуя" отошла к нашей стране - в январе 1946 года на барке был поднят советский флаг. Его переименовали в честь адмирала И. Ф. Крузенштерна (1770-1846) -  начальника первой русской кругосветной экспедиции. Однако парусник не скоро вышел в открытое море: сказались годы, когда за ним не было надлежащего ухода. А наши судоремонтные заводы в первую очередь приводили в порядок износившиеся за годы войны суда. Барку пока отвели роль плавучей казармы.
 
5158259_img025_1280_1_ (700x382, 65Kb)
 
   Наконец в 1959 году и до "Крузенштерна" дошли руки. Его поставили на капитальный ремонт. Обновили корпус и такелаж. Оборудовали на месте трюма каюты, пошили три с лишним десятка парусов. Установили два шестицилиндровых дизеля, работавших на два гребных винта, другие современные механизмы и системы. Возрождение барка шло под надзором знатока парусного флота - капитана И. В. Власова. Он же в 1961 году стал первым капитаном "Крузенштерна".
   Около пяти лет судно служило своего рода плавучей базой для ученых, занимавшихся исследованиями по программам Академии наук. В 1966 году барк передали Министерству рыбного хозяйства СССР для подготовки курсантов. "Каждый из 200 новичков должен поверить в себя, почувствовать себя моряком, получить какие-то навыки, которые потом облегчат ему глубокое освоение своей специальности, - писал И. Г. Шнейдер, командовавший "Крузенштерном" в 1973 - 1077 годах, - Существует пословица: рыбак - трижды моряк! А настоящий моряк рождается в море..."
   Через два года "Крузенштерн" вновь прошел ремонт, в ходе которого ют удлинили, соединив с центральной надстройкой. Тогда же родилась идея заменить льняные паруса дакроновыми, но моряки отказались от подобной "модернизации". Традиционные паруса надежнее. С ними барк, содержавшийся немногочисленной командой и курсантами в отличном состоянии, не раз подтверждал репутацию скорохода, развивая до 15 узлов. И это не предел, но специалисты Минрыбхоза считали, что учебному судну не нужны рекордные переходы, да не следовало сбрасывать со счетов и почтенный возраст барка. 
   Но именно гонки принесли "Крузенштерну" мировую известность. В 1974 году и черноморский барк "Товарищ" ... впервые участвовали в "Операции Парус". Так называются парады - смотры, устраиваемые раз в два года международным Союзом учебных парусников.
   14 июля на рейде Копенгагена выстроилось 52 судна под флагами 11 стран. Ровно в 16 часов парусники начали поднимать паруса и, поймав семибалльный ветер, легли на курс к польскому порту Гдыня. Огромный "Крузенштерн" в Гдыню пришел четвертым, зато курсанты взяли реванш, победив соперников в спортивных соревнованиях. И "Крузенштерн" возглавил парад  парусников в честь 30-летия народной Польши. 
   Через несколько дней международная флотилия  во главе с "Крузенштерном" посетила Англию. Курсанты осмотрели линкор Г. Нельсона "Виктори", клипер "Катти Сарк", британские учебные суда. На "Операциях Парус" принято обмениваться представителями команд, и перед переходом во французский порт Сан-Мало "Крузенштерн" принял 20 английских, голландских и французскмх курсантов. А желающих попасть на советский барк было более 200.
   Во всех портах "наибольший интерес и внимание вызывал учебный барк "Крузенштерн", - вспоминал капитан дальнего плавания Г. Костецкий. - Задолго до начала осмотра у его трапа выстраивалась очередь, и, несмотря на ненастную погоду, порой под дождем, люди терпеливо стояли в ожидании посещения... Иные приходили целыми семьями и делегациями, прибывшими из других городов".
   Из Франции барк ушел на Кубу. В Ригу, свой порт приписки, он вернулся с наградами "Операции Парус" - судовым колоколом, отлитым из меди, поднятой польскими водолазами со средневекового судна, и почетным призом - серебряной медалью знаменитого клипера "Катти Сарк".
   Участвовал "Крузенштерн" и в "Операции Парус-76", побывав по ту сторону Атлантики. За 106 суток барк прошел 7417 миль под парусами и 6348 миль под машиной, причем, как отмечал капитан И. Шнейдер, "86,1% времени, отведенного на практику смене курсантов, судно находилось в море". Команда "Крузенштерна" продемонстрировала отличное мастерство при проходе иностранных судов на параде в Нью-Йорке. Советский флаг был достойно представлен  в американских водах.
   В юбилейном для себя 1986 году "Крузенштерн" посетил порты Англии, ФРГ, Швеции.
   Три месяца назад [примечание: статья опубликована в журнале ТМ 3/1987] "Крузенштерн" вышел из Таллина в очередной рейс. Барк пересек Балтийское и Северное моря и направился в Атлантику.
   Здесь, в открытом океане, курсанты училищ Министерства рыбного хозяйства СССР получат практическую подготовку, пройдут закалку на палубе последнего винджаммера. Потом судно вернется на Родину.
   Недолгая стоянка в порту, на борт "Крузенштерна" поднимется  новая смена будущих судоводителей, и барк отправится туда, где "ветра свист и даль морская...".
 
5158259_img025_1280h_1_ (700x523, 320Kb)
 
 
Виктор Сергеев, инженер-судоводитель.
(Журнал "Техника - молодежи" 3/1987)
 
5158259_0_39937_5d71babb_XL_1_ (700x482, 135Kb)
 
Парусник "Крузенштерн".
Открытка. Фото Г.Костецкого. Изд."Планета". 1987г
 

Прослушать запись Скачать файл

Серия сообщений ""Техника - молодежи" СССР":
Часть 1 - Биография сахара
Часть 2 - Занимательная История
...
Часть 10 - Люди - чудо-счетчики
Часть 11 - Занимательная наука
Часть 12 - "Ветра свист и даль морская...". Из истории парусника "Крузенштерн"
Часть 13 - Со всего света. Научно-технические новинки 1980-х.
Часть 14 - ЭВМ из "кубиков". Из истории компьютера. 1980-е
...
Часть 42 - Космический дом человечества
Часть 43 - Фото со смотра-пробега антикварных автомобилей в Юрмале в 1986 году
Часть 44 - Московский вернисаж «багги». Фото со Всесоюзного смотра-конкурса кроссовых автомобилей в 1974 году

Рубрики:  Это интересно
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку