Друзья мои!
Несмотря на то, что человек я верующий, я свою веру никому не навязываю и постов на религиозные темы избегаю, ибо считаю эту тему настолько сакральной и интимной, что просто опасаюсь начинать разговор о ней в таком публичном месте, как вирт.
И сегодня я хочу поговорить не столько о религии и вере, сколько об элементарной человеческой культуре.
Из всех храмов в городе я выбрала для себя кафедральный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Вчера я ходила на воскресную Литургию. Служба мне понравилась. Служил Литургию владыка Лукиан, который меня восхищает своей мягкостью, простотой, любвеобилием к нам грешным. Хор пел чудесно. Народу было не очень много, поэтому не было толкотни, хождения, детского шума и общего гула, которые так раздражают и отвлекают от молитвы при праздничных литургиях, когда храм кишит , как муравейник.
Этот храм для меня пока так и не стал родным. Но я все больше и больше восхищаюсь тем, как в нем все хорошо устроено: в храме всегда очень чисто, много огромных роскошных букетов с живыми цветами, в укромном, но доступном для людей месте стоит емкость со святой водой, возле особо чтимых икон большое количество подсвечников, при скоплении народа быстро начинает работать дополнительный свечной ящик и многие другие мелочи, которые , возможно , незаметны тем, кто не знает как устроена внутренняя жизнь храма. Но я то знаю как много людей тратят силы и средства на то, чтобы мы могли приложиться к иконам, помолиться, поставить свечку, исповедаться, причаститься, а главное - стать соучастниками Литургии.
Я много раз читала и слышала про вредных бабок, которые чуть ли не с кулаками набрасываются на всех, кто , по их мнению, неправильно ведет себя в храме. Особенно часто на таких бабок жалуются те, кто в храм почти не ходит. Однажды даже притчу прочтала вот такую:
"Стоит девушка возле храма и плачет. К ней подходит молодой мужчина и говорит: "Почему ты плачешь?". Она отвечает ему:"Я хотела войти в храм, чтобы помолиться Богу, но меня из храма выгнали потому, что пришла я простоволосая, без платка. А я так хотела попросить у Бога помощи. Но злые бабки выгнали меня из храма" Обнял мужчина эту девушку за плечи и сказал:"Не плачь, дорогая. В этом храме нет Бога. Эти бабки и Его оттуда выгнали". Удивилась девушка таким словам, да и спрашивает:"Откуда ты знаешь про это". А он посмотрел на нее печально и сказал: "Потому что я и есть тот самый Бог, которого они выгнали".
Вот как! Вот до чего дошли эти злобные старухи - Бога выгнали из Его Дома.
Что вы, друзья мои, думаете об этой притче?
Уверена, что среди вас найдутся те, кто сочтут эту притчу правдивой и даже приведут яркие примеры в ее доказательство. И мне будет трудно им возразить потому, что я знаю, что люди бывают всякие. Бывают и набожные старушки со злобным характером, которые вместо того, чтобы порадоваться, что человек нашел дорогу к храму, начнут на него шипеть. Но есть и такие, которые безобидную просьбу надеть косынку, высказанную доброжелательным тоном, воспринимают, как личное оскорбление. Очень разные бывают люди.
Я за долгие годы со злобными старушками не встретилась ни разу. А количество храмов, в которых мне довелось побывать, исчисляется сотнями. Но нигде, ни в одном их храмов, меня бабульки не обижали. Замечания мне делали. Это правда. Даже вчера одна из добровольных помощниц батюшки - настоятеля храма подошла ко мне и шепнула на ухо, что в храме нельзя держать руки в карманах. Но сделала она это так тактично, так тихо и с таким количеством извинений, что мне и в голову бы не пришло на нее обидеться. Наоборот, я ее поблагодарила.(тоже шепотом на ушко). Во-первых, я и сама знала, что нельзя держать руки в карманах, но мышечная память сработала и руки сами нырнули в карманы. Во-вторых, я точно знаю, что она хотела мне лишь добра, чтобы я не разгневала Господа непочтительностью. А в третьих, думаю, что им, добровольным помощницам, батюшка - настоятель поручил присматривать за порядком в храме. Так что они такие замечания делают по служебной необходимости.
Уверена, что почти все бабульки в храмах тоже "шипят" не из личных амбиций или злобной натуры. Все гораздо проще. Для них храм - это святыня. И все, что может осквернить эту святыню, все что может угрожать установленному порядку внутри этой святыни, они воспринимают болезненно и спешат немедленно исправить. Если в Евангелии написано черным по белому, что женщина, которая обращается ко Господу с непокрытой головой, постыжает свою голову, то для набожных бабушек это прямое руководство к действию - женщине в храм без головного убора нельзя! Если место для столика с "теплотой" после притчастия должно быть свободным, то они костьми лягут, но место сохранят свободным. И , если бы "захожане" (так называет мой духовный отец случайных людей в Церкви) понимали жизнь храма, им бы и в голову не пришло обижаться на замечания бабулек. Ведь никто не обижается, когда преподаватель в аудитории делает замечание опоздавшим, а литургия - это значительно более важный акт, чем научная лекция.
Один мой знакомый как то обозвал добровольных помощниц в храме церковными крысами. И тогда мне пришлось ему обьяснить, что именно на плечах этих "церковных крыс" все годы советской власти держалась русская православная церковь. Именно набожные старушки тайком хранили многие церковные святыни, подкармливали батюшек, оказавшихся без приходов, отдавали свои дома для церковных таинств и были настоящими ангелами-хранителями нашей Церкви все эти годы. Когда государство наконец позволило Церкви выйти из подполья, то руками "церковных крыс", в основном, и возрождались храмы, монастыри и часовни. Именно "церковные крысы" первыми наполнили возрожденные к жизни храмы и стали там не просто прихожанами, но уборщицами, певчими на клиросе, дворниками, истопниками, поварами и всем "куда пошлют". Спросите любого батюшку и он вам подтвердит, что без "церковных крыс" Церкви было бы очень худо.
Когда я жила в Архаре, то у нас и храма то , как такового не было. Православному приходу отдали бывшую музыкальную школу. В этом здании у нас и был храм. Но мы очень его любили. Да и сейчас для меня это любимейший уголок на всей земле.
Вот это неказистое здание:
Конечно, места в нем мало. Поэтому в иные дни, когда позволяла погода , литургию служили с открытыми дверями, чтобы в ней могли поучаствовать те, кто в храме не поместился. Люди, в основном, относились к этому с пониманием. Но бывали и такие , кто , несмотря на такую тесноту, несмотря на торжественность и важность литургической службы, начинали лезть через людей вперед, чтобы поставить свечки или показать своему ребенку поближе алтарь и батюшку. Эти люди не ведали, что творили, ибо от такого прихода в храм, они столько лишних грехов на душу брали, что становилось страшно за них. Но попробуй им сделать замечание. Они не просто обидятся, еще и обругают. А уж, в Церкви промолчат, то потом где-нибудь со знакомыми обязательно обсудят как их чистый душевный порыв был осквернен злобными церковными бабками. И батюшка после литургии тоже поругает этих "злобных церковных старух" за то, что они недостаточно хорошо следили за порядком и в самый важный момент Литургии, когда все должны были замереть и безмолвно внимать Небесам, в храме было шумно, толкались какие то люди, ставили свечи, просовывали своих детей к самому амвону и всячески мешали батюшке сосредоточиться. "Церковные крысы", будут слушать батюшку, опустив голову и думать, как же им так извернуться, чтобы в другой раз порядок в храме сохранить и не быть виноватыми перед всеми. Так бывало много раз.
Сейчас в Архаре строят новый храм. Вот так он выглядит.
Когда моя Алька была ребенком , храма в Архаре не было. А в приходе креститься она не хотела. Она говорила: " Мама, но я же в это здание ходила на танцевальный кружок и я еще не привыкла, что это храм. Я хочу в большом, старинном , красивом храме крестится". Поехали мы с ней в Санкт-Петербург, где она выбрала Казанский собор, там ее и покрестили 13 лет назад.
Вместе с ней крестились еще несколько человек. Среди них была одна девчонка лет 16-ти в шортах и в майке. Шорты у нее были больше похожи на бикини, а майка была настолько открытая, что все прелести юнной барышни были, как на ладони. Для меня эта девочка стала просто искушением каким-то. Я стояла и ее очень осуждала, прости меня Господи. Я все никак не могла понять - почему полуголую барышню допустили до крещения. После таинства крещения я не выдержала и поговорила с батюшкой. Сказала, что удивлена их свободными нравами, ибо у нас на ДВ все еще крестят по старинке. А он мне знаете что ответил:"В нашем храме к таинству крещения приходят очень многие приезжие из разных концов страны. Откуда я знаю где и как живет эта глупышка. А может быть она в храм пришла первый и последний раз. Вот я ее сейчас не допущу до крещения, а потом явлюсь пред Господом, а он у меня спросит:"Ты почему душу человеческую загубил? Я привел ее к тебе в храм, чтобы она прибилась к моему стаду , чтобы дать ей ангела - хранителя и спасти ее душу, а ты ее выгнал. Она в грехах запуталась и погибла. Некому было ее спасти. Теперь в аду горит. Хочешь к ней?" И что я Ему отвечу???
Я очень хорошо поняла этого батюшку. Он абсолютно прав. Но девчонка-то могла сама сообразить , что нельзя пред Господом стоять в таком непотребном виде? А , если она не способна сообразить, если ей никто не привил культуры поведения, то разве плохо, если бы какая-то "церковная крыса" исправила эту оплошность?
Среди вчерашних прихожан в нашем храме тоже люди были разные. В основном, конечно, женщины средних лет и старшего возраста. Но немало было и молодежи. Ходили по храму две подружки - молоденькие, стройненькие, красивые, нарядные. Но наряд их никак не соответствовал религиозным устремлениям. Одна была в ботильонах на высоких каблуках, в колготках и в таком коротком пальтишке , что прикладываясь к иконам, она прикрывала попу рукой. Вторая была в ботфортах, кожанной куртке и юбочке такой же длинны. В храме они провели примерно час. А я смотрела на них и переживала - неужто они такие нарядные пришли на причастие? Ведь , если они станут на колени и поклонятся Чаше, то их "внутренний мир" окажется перед глазами всех собравшихся. Девчонкам стыд, собравшимся смущение. Не хорошо. Когда они ушли, я даже обрадовалась, вспомнила про злобных набожных бабулек и подумала, что без них никак нельзя. Храм - не хлев и не ночной клуб, здесь должен быть такой порядок, чтобы не стыдно было зайти в этот храм и Господу, и Матери Его , и святым угодникам Божиим. Ибо, думаю, им Святым и Непорочным , стыдно взирать на голые ляшки , декольте до пупа и голые животы с пирсингом. Вот на страже такого порядка и стоят "злобные церковные крысы" по виду и нежнейшие, вернейшие, милейшие по существу, бабулечки. Любите и уважайте набожных старух - это Божьи воины, солдаты Церкви.
Завтра большой праздник - Покров пресвятой Богородицы. У церковных крыс будет много работы. Старенькие они, больные, но ответственные и очень добросовестные. Именно их и таких, как они , верных раб Божиих я бы хотела в первую очередь поздравить с этим праздником. Пусть Господь благословит их хорошим здоровьем на долгие годы. Ведь они с такой любовью и терпением служат Ему, не боясь никаких пересудов.
И вас, друзья мои дорогие, я тоже поздравляю с праздником. Будьте здоровы и счастливы. И помните, не всякой притче можно верить. Притчи пишут люди. А люди бывают разные.