-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Лелеева

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 6765


Турманина В.И. Легенды и историческая справка о Белом Христе на Введенском кладбище

Вторник, 16 Июля 2013 г. 13:08 + в цитатник
Цитата сообщения Иже Турманина В.И. Легенды и историческая справка о Белом Христе на Введенском кладбище

Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас

Надпись на памятнике семейства Рекк

 

Вот уже два с половиной века католики, лютеране и православные хоронят своих умерших на Введенском кладбище (ранее называлось Немецкое, Иноверческое). Москвичи любят это кладбище за прекрасные памятники прошлого и величественные скульптуры.

Особенно много легенд связано с бронзовым трехметровым изваянием Христа с белым мраморным крестом в руке. Этот Христос возвышался у главного входа и был возведен в начале ХХ века. В суровые военные годы 1941-45 гг. среди прихожан жила вера, что этот Христос спасает людей от гибели на полях войны, и люди шли сюда с надеждой, которая у многих оправдывалась.

В книге З.В.Ждановой “Сказание о житии старицы Матроны” рассказывается, как к этому изваянию во время войны направила блаженная старица Матрона свою помощницу Верочку. Болезни напустила на Матрону злая хозяйка дома в Подлипках, где она тогда жила. “Спаси нас, - говорила она Верочке, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с Креста Господня”. Верочке дали два бидона, один из которых был с водой. Добралась до кладбища она ночью, мороз был более 40 градусов. Ярко светила луна, и скульптура Христа сверкала в лунном свете. Спаситель словно смотрел на пришедшую светлым сияющим взором. Вода, слитая с руки спасителя, быстро излечила старицу Матрону. Молва о чуде пережила и саму скульптуру, убранную с кладбища во времена очередной атеистической кампании.


После исчезновения бронзовой статуи Христа люди перенесли способность помогать страждущим на Белого Христа, установленного в 1946 году. Эта скульптура стоит у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых, которые являются нашими дальними родственниками, и поэтому история создания памятника известна нам подробно. Эти Третьяковы не были близкой родней создателям картинной галереи. Они проживали в селе Воронцово (ныне в черте г. Москвы, на юго-западе), предки их были похоронены у сельского храма Св. Живоначальной Троицы. Уже в наше время, когда здесь создавался парк, кладбище закрыли и памятники увезли. Два брата Третьяковых окончили незадолго до революции духовную семинарию. Старший брат, Александр Михайлович, был женат на моей двоюродной тетке, Марии Сергеевне, урожденной Смирновой. Ее отец Сергей Смирнов многие годы прослужил священником в храме Св. Иоанна Воина на Якиманке. Александр Михайлович Третьяков не отрекался от религии все годы гонений. Я помню, как в 1943 году он отпевал мою бабушку, Анастасию Ивановну Файдыш. Он был невысокий, тогда уже совершенно седой, с добрым лицом. Протоиерей Александр Михайлович Третьяков покоится на Введенском кладбище. За два года до смерти он вел службу при открытии памятника Христу около усыпальницы Третьяковых. О судьбе его брата Николая Александровича Третьякова известно мало, перед войной он был репрессирован.


А третий брат, Петр Михайлович, хотя и окончил духовную семинарию , работал всю жизнь учителем. Он женился до революции на Лидии Яковлевна Рекк, дочери немецких купцов Якова и Веры Рекк. Яков Рекк умер в 1913 году, и Петр Михайлович обещал своей теще поставить скульптуру Христа перед памятником, надпись на котором была сделана на немецком и русском языках: “Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас”. Скульптура Христа была выписана из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем революция не дали возможности прибыть статуе в Москву. И уже позже, после Великой Отечественной войны, в 1946 году, Петр Михайлович решил выполнить свое обещание. В том году скончалась его жена, Лидия Яковлевна, прошедшая сталинские лагеря. Он попросил своего брата, Александра Михайловича, связать его с известным скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской, которая была женой моего дяди, Петра Петровича Файдыша. Величественная черная стена с философской надписью вдохновила Н.В.Крандиевскую. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру. В книге моей двоюродной сестры, художницы Натальи Петровны Навашиной (Файдыш-Крандиевской) “Облик времени. Автомонография” , описано это событие в первый послевоенный год:


- Вот и праздник открытия памятника: под лучами майского яркого солнца, когда зелень еще только распустилась, свежесть и яркость удивляет своей чистотой. Птицы поют так громко, радостно предвкушая лето, как бы сообщая всем о приходе тепла, света и радости. Александр Михайлович начал службу и освящение памятника. Мы замерли. Не сон ли это? Хор монашек звонко запел и их пение перекликалось с птичьими трелями.


Потом этот памятник стал местом паломничества. Люди сливали воду с руки Спасителя, как это советовала сделать Верочке Матрона у другого Христа. В хрущевские времена памятник был сброшен, откололась часть носа и золотой венок. Но позднее, когда вера снова обрела право на существование, скульптура была восстановлена.

4316166_Vvedenskoe_kladbishe (700x416, 262Kb)


Будучи глубоко верующим человеком, я как ученый-естествоиспытатель не доверяю чудесам. Но как-то стоя перед Белым Христом, я почувствовала резкую боль в старой опухоли, которая меня не беспокоила. Пришлось обратиться к врачам, и мне очень быстро сделали операцию. Моя дочь, Сереберцева Анастасия Михайловна, фотографировала надгробие Рекк-Третьяковых. На снимке бросается в глаза необычная засветка пленки, как будто от Спасителя исходит свет. Говорят, что некоторые снимки бывают полностью засвечены.

Статья написана Валерией Ильиничной Турманиной - 15 октября 2001 года, опубликована в 2002 году  в сборнике статей под редакцией Ю.Н.Соловьевой "УСЫПАЛЬНИЦЫ ВВЕДЕНСКОГО КЛАДБИЩА". Изд. 2-е. Москва. Издательство "ВОЛСЛОВ"


 

Беломраморная статуя Христа перед усыпальницей Рекк-Третьяковых/4316166_Belomramornaya_statyya (700x443, 196Kb)

 

Часть родословной Третьяковых-Рекк:

1. Yacob Reck, (22.10.1867 - 12.10.1913). Похоронен вместе с женой на Введенском кладбище (20 участок  на плане Введенского кладбища).

     Жена - Mina Reck(13.12.1870 - 20.05.1944).

2/1. Wera Reck(4.04.1894 - 16.09.1919).

3. Сергей Иванович Смирнов (1851-?), священник - старший брат Анастасии Ивановны Файдыш, урожденной Смирновой.

4/1. Лидия Яковлевна, урожденная Рекк, (1892 - 1946). Похоронена вместе с мужем на Введенском кладбище.

Муж - Петр Михайлович Третьяков (1878-1956).

5. Александр Михайлович Третьяков (1870-1948), брат П.М.Третьякова, протоиерей. Похоронен вместе с женой и дочерью на Введенском кладбище.

5/3. Жена - Мария Сергеевна Третьякова, урожденная Смирнова (1875-1956). Дочь Сергея Ивановича Смирнова, старшего брата Анастасии Ивановны Файдыш.

6. Надежда Сергеевна Бруханская-Смирнова, (1886-1965). Дочь Сергея Ивановича Смирнова, старшего брата Анастасии Ивановны Файдыш. Похоронена на Введенском кладбище.

7/5. Мария Александровна Смирнова-Третьякова, (1895-1967). Похоронена вместе с отцом, матерью и сестрами Александрой и Ниной на Введенском кладбище.

8/5. Нина Александровна Третьякова, (1901-1989).

9/5. Александра Александровна Бай-Балаева-Третьякова, (1898-1979).

10/9. Герман Федорович Бай-Балаев (1935-1988).

11. Анастасия Ивановна Файдыш, урожденная Смирнова (1858-1943), тетя М.С.Третьяковой.

Муж - Петр Степанович Файдыш (1894-1905), торговый представитель С.Т.Морозова.

12/11. Петр Петрович Файдыш (1892-1943), архитектор, сын П.С. и А.И.Файдыш.

Жена - Надежда Васильевна Крандиевская (1891-1963), скульптор, автор статуи Христа на Введенском кладбище у усыпальницы Рекк-Третьяковых.

13/11. Евгения Петровна Турманина, урожденная Файдыш (1893-1973), дочь П.С. и А.И.Файдыш.

1-й муж - Николай Осипович Голышев (1891-1919).

2-й муж - Илья Гаврилович Турманин (урожденный Сараев), (1900-1962).

14/12. Наталья Петровна Навашина, урожденная Файдыш-Крандиевская (р.1923), художник, автор книги Облик времени. Автомонография. - М., ГОТИКА. 1999. Дочь Петра Петровича Файдыш и Надежды Васильевны Крандиевской.

15/13. Валерия Ильинична Турманина (11.01.1933-23.10.2010), кандидат географических наук, автор записок в этом сборнике. Дочь Ильи Гавриловича и Евгении Петровны Турманиных.

 

Из сборника статей под редакцией Ю.Н.Соловьевой "УСЫПАЛЬНИЦЫ ВВЕДЕНСКОГО КЛАДБИЩА". Авторы: Анатолий Васильевич Лазарев, Юлия Николаевна Соловьева, Марина Сергеевна Солюс. Изд. 2-е.  М., Издательство "ВОЛСЛОВ", 2002. - с. 84. с. 66 - 69.

 

Еще одна версия Введенского (Немецкого) кладбища

 http://grabschonheiten.diary.ru/p163975366.htm

Стоит ли говорить, что Немецкое кладбище является моим самым любимым некрополем Москвы. Поэтому вновь и вновь хочется исследовать его и приоткрывать завесу тайны, которая до сих пор окутывает многие надгробия. 

Сегодня мы пойдем по следам легенды о чудотворной статуи Христа. Знаю многих людей, которые слышали эту легенды, но в их сознании этот памятник располагается на участке Рекк. 

Естественно, что это не он. Открываем книгу Ю. Рябинина "Жизнь московских кладбищ":
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли". 

С чего родилась такая легенда? Один местный человек рассказал такую версию:
К кладбищу прилегает здание, в котором располагается факультет дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета. В те времена никто и не подумал бы (по разным) причинам) идти перед важными экзаменами в церковь, тем более передовая молодежь, а вот сбегать на соседнее кладбище - вполне. Именно с этих просьб-молитв студентов перед статуей Христа и берет свое начало его популярность среди обычного населения. 

Познакомимся с семейством Кнопов.
Кноп (Knoop) — немецкий баронский род.
Основатель торгового дома Кнопов, 1-й гильдии купец Лев Герасимович (Иоганн Людвиг) (1821—1894) приехал в Москву 18-летним юношей в качестве представителя английской торговой компании «Де Джерси». Своё дело в России бременский уроженец начал, продавая в России английские паровые машины и станки. К 50-м годам XIX века Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. Компания Кнопа подминала под себя многих предпринимателей, ссужая им деньги на покупку нового оборудования и машин. Из-за возросшей конкуренции и начинающегося экономического кризиса многие из них попадали в руки предприимчивого барона. Он открывает хлопчатобумажные мануфактуры по всей России. Кноп также являлся одним из владельцев Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. За его огромный вклад в текстильную промышленность в 1877 году ему был пожалован титул барона.
После смерти Людвига Кнопа, дело возглавил его родственник, Рудольф (Роман Иванович) Прове (его могила не сохранилась на Введенском кладбище). После его смерти в 1891 году дело перешло в руки к сыновьям Иоганна Кнопа — Фёдору и Андрею. На их время приходится расцвет торгового дома Кнопов.
После начала Первой мировой войны начались гонения на немецких предпринимателей, в том числе и на Кнопов. А после революции 1917 года Кнопы и вовсе были вынуждены эмигрировать. И теперь один из Кнопов живёт в г. Комсомольске.
Прочесть чуть более подробно здесь.
Лидеры двух ведущих фирм – Кнопов и Вогау – возглавляли и лютеранскую общину города, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви Св. Петра и Павла в Старосадском переулке. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).
Церковь вы до сих пор можете увидеть в Москве

Лютеранская церковь Св.Петра и Павла в Старосадском переулке/4316166_________ (505x700, 334Kb)

Усадьба Кнопов/4316166_b3840517d311 (500x407, 71Kb)

А вот на параллельном переулке располагается городская усадьба Кнопов

Городская усадьба Кнопов/4316166_29bb6e6a641e (700x525, 191Kb)

Так где же была могила Кнопов? Единственное место, которое попадает под описание Саладина - это та самая "Вампирка", хорошо известная в среде московских готов. 

Могила Кнопов/4316166_5885bd75860c (700x442, 123Kb)

Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика.


Казалось бы, место обнаружено, но есть маленькое "но". У меня имеются те самые "Очерки московских кладбищем" Саладина. И автор, описывая то место, говорит, что это семейное захоронение Вогау.
Вогау (Wogau) — семья немецких предпринимателей в России XIX века.
Начало династии положил Максимилиан (Максим) фон Вогау (1807—1890), приехав из Германии в Россию и женившись на дочери текстильного фабриканта Рабенека. В 1840 году вместе с братьями Карлом (1821—1870) и Фридрихом (1814—1848) открывают в Москве торговлю «химическими и колониальными товарами».


Сделав состояние на продаже чая, братья инвестировали в промышленность и банковское дело.
К 1917 году семейное предприятие, «Вогау и Ко», возглавляемое сыном основателя Гуго (1849—1923), представляло крупнейший многопрофильный концерн.
Семья Вогау владела металлургическими предприятиями на Урале, монопольно торговали медью, инвестировали в цементный, сахарный, текстильный, угольный бизнес.
В начале Первой мировой войны, фирма сворачивает деятельность в России, так как 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными.
Оставшийся в СССР сын последнего руководителя фирмы, профессор, крупный радиотехник, Максим Марк Вогау (1895—1938), был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
Только вот мавзолей семьи Вогау, 1910, мастера И.А. Павлова, выглядит так:

Мавзолей семьи Вогау/4316166_ca999d8bdc46 (350x467, 53Kb)

Нашлась еще одна легенда о скульптуре Христа на Немецком кладбище.Турманина В.И. "Легенды и историческая справка о Белом Христе" (текст  выше)

После долгих поисков было найдено то самое изображение Христа. Фото единственного снимка статуи. Да, это действительно тот полуразрушенный склеп, в который так любили забираться в конце 90-ых годов.

Полуразрушенный склеп Вогау/4316166_b8714ebe6a06 (463x700, 302Kb)

Очень живая и неординарная скульптура. Можно представить, как впечатляюще она смотрелась на том самом месте под сенью деревьев. 

Наши поиски благополучно завершились. Мы смогли собрать наиболее полную историю чудотворной скульптуры (или скульптур?) Христа на Введенском кладбище.

upd нашлась еще фотография!

4316166_eb57446984ef (457x700, 58Kb)

между 1900-1914 гг.
Из книги: "Одним из самых запоминающихся надгробий всего кладбища была усыпальница семейства Вогау. Она занимала просторный прямоугольный участок. С одной стороны имелся склеп, торец которого был выполнен в виде руинированного античного портала храма. На специально грубо обколотых ступенях была установлена бронзовая фигура Христа, указывающая «зрителям» на фигуру блаженного, со страдальческим лицом смотрящего на Спасителя. Исполнил эту композицию известный флорентийский скульптор Р.Романелли. Он называл свое произведение «Блаженный у ног Христа». Москвичи очень почитали скульптуру Христа. Христиане, православные, католики, лютеране собирали воду с десницы Христа, складок его одеяния и пили ее, считая целебной. Так же у фигуры любили фотографироваться. Правда, часто позирующие заслоняли собой блаженного, «урода», как его называли москвичи. Поэтому и на открытке эта фигура заслонена позирующей.
По периметру склеп был обнесен античной изгородью с декоративными пеплохранительницами. После 1917 года фигура блаженного исчезла, а фигуру Христа перевезли в Археологический кабинет Московской Духовной академии в г. Сергиев посад, где она благополучно сохранилась доныне.
Сам склеп был выполнен после 1866 года, примерно в 1890-е гг., когда здесь похоронили Эмиллию Максимовну Банзу (урожденную фон-Вогау). Ее овдовевший супруг, знаменитый благотворитель московской немецкой общины Конрад Банза женился второй раз на родной сестре Эмиллии, Эмме. Оба они усыновили сына умершей от первого брака, Рудольфа Германа. В память о жене, сестре, маме Банзы и Герман содержали койки в Евангелической больнице и в Евангелических приютах Москвы, давали бесплатные обеды для неимущих.
В советское время усыпальница Вогау сильно пострадала, как и многие другие надгробия и захоронения в целом. Более 80-ти лет кладбище является общегородским, но многие надгробия с иностранными надписями до сих пор придают ему особый колорит"

© oldmos.ru
Более того, эта статуя нашлась

ЦАК МДА/4316166_1Zapadnii_zal (700x465, 169Kb)

Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии (ЦАК МДА)

Серия сообщений "МОСКВА ИСТОРИЧЕСКАЯ":
Часть 1 - ТУРМАНИНА В.И. СТО ЛЕТ С УНИВЕРСИТЕТОМ
Часть 2 - Турманина В.И. Легенды и историческая справка о Белом Христе на Введенском кладбище
Часть 3 - ТУРМАНИНА В.И. МОСКВА ДОВОЕННАЯ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА (1934-1941)
Часть 4 - Москва 1925-1930 годов в объективе Александра Родченко
Часть 5 - ЛИНДЕНБЕРГ(ЧЕЛИЩЕВ) В.А. О СТАРОМ ГИРЕЕВО И ДЯДЕ ВАНЕ ТОРЛЕЦКОМ

Серия сообщений "скульптура":
Часть 1 - Demetre Chiparus. Бронзовый танец Арт-деко
Часть 2 - Антокольский М.М. Христианская мученица
...
Часть 32 - Необычные памятники (архангелы) часть 112
Часть 33 - Неизвестная из Сены
Часть 34 - Турманина В.И. Легенды и историческая справка о Белом Христе на Введенском кладбище
Часть 35 - Шведский святой Георгий
Часть 36 - Скульптор Марк Матвеевич Антокольский
Часть 37 - А. С. Голубкина. Ваза «Туман» в стиле модерн.
Часть 38 - Дама из Эльче
Часть 39 - Живой Кронид Гоголев

Серия сообщений "святыни":
Часть 1 - Святыни Храма Христа Спасителя
Часть 2 - 10 вопросов о Крещенской святой воде
...
Часть 4 - Гвоздь Господень из Успенского собора Московского Кремля
Часть 5 - ОБРАЗ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ (СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО) В ТЕРНОВОМ ВЕНЦЕ ИЗ ЧАСОВНИ В ДОМИКЕ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
Часть 6 - Турманина В.И. Легенды и историческая справка о Белом Христе на Введенском кладбище
Часть 7 - Записки паломника: Грот,келья апостола Симона Кананита(1поездка)
Часть 8 - 27 июля (9 августа н.ст.) – память св. вмч. и целителя Пантелеимона († 305)
Часть 9 - Посох Пересвета
Часть 10 - Поклонные кресты в России. История и традиции

Метки:  

Иже   обратиться по имени Вторник, 16 Июля 2013 г. 13:47 (ссылка)
БЛАГОДАРЮ ЗА ЦИТИРОВАНИЕ!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 16 Июля 2013 г. 16:41ссылка
У Вас чудесные посты, я обязательно буду заходить к Вам. Спасибо!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку