Возвестила радость плачущим,1899-1909.
Холст, масло. 80 х141.
Самарский художественный музей
"Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит" - можно считать, что в этих словах из письма В. Васнецову заключен творческий принцип мастера, который Василий Дмитриевич Поленов пронес через всю жизнь. "В жизни так много горя, так много пошлости и грязи, что если искусство тебя будет сплошь обдавать ужасами да злодействами, то уже жить станет слишком тяжело" - писал художник в том же письме. Выполняя это предназначение искусства - "давать счастье и радость людям", Поленов создавал в картинах цикла "Из жизни Христа" повествование о "патриархальном золотом веке" Галилеи в дни Иисуса Христа. Это повествование должно было, по мысли художника, пробуждать в людях стремление к возвышенной и чистой жизни, способствовать воспитанию в них гуманности и чувства красоты.
Евангельская тема во второй половине XIX века занимала в светском искусстве одно из ведущих мест. Кроме Поленова к ней обращались Н.Н.Ге, И.Н.Крамской, В.Г.Перов, В.И.Суриков, Г.И.Семирадский, В.В. Верещагин и многие другие. В отражении образа Христа, бывшего для живописцев воплощением высоких нравственных идеалов и духовных ценностей, заключалась общественная миссия искусства.
Серию "Из жизни Христа" Поленов считал "главным трудом своей жизни". Начиная работу, он писал: "Трудная задача передо мной - непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотою повествования о нем..." Непосредственная работа над серией началась в 1899 году, когда Поленов совершил вторую поездку на Ближний Восток для сбора материалов. В 1909 году этот труд был закончен, и 58 картин серии "Из жизни Христа" были показаны сначала в Петербурге, а затем 64 картины продемонстрированы в Москве и Твери. Выставки пользовались большим успехом. То высокое настроение, которое владело художником во время работы, было передано зрителям.
В картине "Возвестила радость плачущим" Поленов не следовал канонам христианской иконографии, она воспринимается скорее как лирически окрашенная сцена. В его картинах последовательно излагалась цепь событий, но они никак не являлись иллюстрациями к Евангелию - "мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события" - писал художник о своем цикле Л. Толстому.