-÷итатник

‘онд помощи Ќовороссии и ƒонбассу. - (0)

‘онд помощи Ќовороссии и ƒонбассу. ‘онд помощи Ќовороссии и ƒонбассу:  ак помочь опо...

ћаккартни и макароныч- оба сволочи! —овпадению не удивл€юсь. - (0)

Ўон  оннери против ѕола ћаккартни: звезды спор€т о судьбе Ўотландии «вЄзды спор€т о судьбе Ўотлан...

ћожет нам объединитьс€ с мусульманами и бахнуть? - (2)

ѕоследний бой англосаксов.јвторский материал ѕоследний бой англосаксов источник 9 сент€бр€ ...

— кем на самом деле воюют добровольцы на ƒонбассе? - (1)

— кем на самом деле воюют добровольцы на ƒонбассе? — кем на самом деле воюют добровольцы на ƒон...

ќбращение јлексе€ ћозгового 08.09.2014 - (7)

ќбращение јлексе€ ћозгового 08.09.2014 ќбращение јлексе€ ћозгового 08.09.2014 Keira D.

 -ѕриложени€

  • ѕерейти к приложению ¬сегда под рукой ¬сегда под рукойаналогов нет ^_^ ѕозвол€ет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. ћожно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ѕерейти к приложению ќткрытки ќткрыткиѕерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ѕерейти к приложению я - фотограф я - фотографѕлагин дл€ публикации фотографий в дневнике пользовател€. ћинимальные системные требовани€: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. ¬озможно это будет рабо
  • ѕерейти к приложению ƒоска обь€влений ƒоска обь€вленийЅесплатна€ доска обь€влений на LiveInternet.ru
  • ѕерейти к приложению  нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї  нопки рейтинга Ђяндекс.блогиїƒобавл€ет кнопки рейтинга €ндекса в профиль. ѕлюс еще скоро по€в€тс€ графики изменени€ рейтинга за мес€ц

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

люди, музыка, видео, фото
ѕоиск сообщений в Vedma_ELENA

 -ѕодписка по e-mail

 
ѕолучать сообщени€ дневника на почту.

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
ƒата регистрации: 19.09.2012
«аписей в дневнике: 6730
 омментариев в дневнике: 7569
Ќаписано сообщений: 16187
ѕопул€рные отчеты:
кто смотрел дневник по каким фразам приход€т

√ородецка€ роспись

¬торник, 27 Ќо€бр€ 2012 г. 11:22 + в цитатник

¬идеоурок: городецка€ роспись. элементы узоров

http://pteachka.ru/video/hobby/painting/1480/

–одина   городецкой живописи, а точнее, росписи по дереву—старинный волжский город. » в √ородце и во многих окрестных деревн€х, прильнувших к речке ”золе. мастеровые люди издавна славились умением плести дерев€нное кружево.. Ѕогатейша€ резьба украшала избы—ладные да высокие, пр€лки, посуду, игрушки. „то только не резали: диковинные цветы и листь€, сказочную птицу —ирин, улыбчивых русалок Ѕерегинь, львов с добродушными мордами, с пышным цветком на хвосте.
√ородецка€ резьба всегда была тесно св€зана с живописью. Ќередко резные прича-лины ворот, наличники окон, пр€лки €рко раскрашивались. » в 60—70-е годы столети€ здесь возник новый промысел, где роспись по дереву окончательно вытеснила резьбу. —ложилась сво€ неповторима€ манера, дл€ которой характерны наивное простодушие и искренность, радостна€ €ркость красок.
Ќикогда ни с кем не спутаешь вороного городецкого чудо-кон€, изображенного всегда в профиль с поджатой крючком ногой, с лебедино выгнутой шеей. ј цветы? √ородецкие розаны — их там называют купавками—фантастической окраски и такой живой упругости, что кажетс€, бутоны вот-вот лопнут, рас-кроютс€... »злюбленными темами городецких живописцев были занимательные балаганные и военные сценки; нар€дные кавалеры и барыньки гарцевали у них на поджарых кон€х, торжественно воссе ли на стуль€х с высокими спинками, танцевали.
—егодн€ наследие старых мастеров, чьи издели€ экспонируютс€ на выставках и бережно хран€тс€ в музе€х, не умерло, их лучшие традиции стрем€тс€ возродить художники, работающие в наши дни на фабрике «√ородецка€ роспись». –ука об руку труд€тс€ на ней и умудренные опытом и совсем молодые мастера. »х работы продолжают дивить мир. радовать своей красотой и узорочьем, утвержда€ уди-вительную жизненность древнего и вечно молодого искусства.

—качать материалы дл€ проведени€ урока

 онспект урока
1. 2. 3.
1. ѕрезентаци€ поэтапной росписи "√ородецка€ роспись"
2. ѕрезентаци€ поэтапной росписи "√ородецка€ роспись"
3. ѕрезентаци€ поэтапной росписи "√ородецка€ роспись"
‘рагменты народной музыки в исполнении оркестра народных инструментов ¬√“–  дл€ создани€ музыкального фона на уроках:
" ольцо души-девицы" (1,13 ћб)
"јх, не лист осенний" (1,38 ћб)
"»з-за горочки туманик выходил" ‘рагмент є1 (1,31 ћб)
"»з-за горочки туманик выходил" ‘рагмент є2 (1,04 ћб)
"я на горку шла" (2,3 ћб) в исполнении ансамбл€ народных инструментов "—ударушка"

÷ели урока
  1. «накомство с народными ремеслами –оссии. ќзнакомление с произведени€ми и историей развити€ √ородецкой росписи. ѕознакомить с узорами в издели€х мастеров г. √ородца и основными этапами росписи. –азвитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса. —тимулировать стремление своими руками создавать красоту.
  2. ‘ормировать практические умени€ и навыки рисовани€ с образца. ”чить детей составл€ть узор по мотивам √ородецкой росписи. —овершенствовать навыки рисовани€ кистью декоративных элементов √ородецкой росписи.
  3. ¬оспитывать интерес к искусству √ородецких мастеров, уважение к творческому наследию. –азвивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. ƒать возможность дет€м почувствовать себ€ народными мастерами.
ќборудование дл€ учащихс€
  • модель дл€ раскрашивани€ « ухонна€ доска»
  • гуашь
  • кисти
  • баночка дл€ воды
  • лист бумаги
  • салфетка
  • простой карандаш
  • стирательна€ резинка
ќборудование дл€ учител€
  • образцы городецкой росписи, открытки, репродукции
  • плакаты «√ородецка€ роспись»
  • презентации «√ородецка€ роспись»
ѕлан урока (45 мин.)
  1. ќрганизационный момент. ѕроверка готовности к уроку. 3-5 мин.
  2. “еоретическа€ часть. ¬водна€ беседа с демонстрацией городецкой росписи, презентаций. ќбъ€снение последовательности росписи. 10-15 мин.
  3. ѕрактическа€ часть. —амосто€тельна€ роспись модели дл€ раскрашивани€. 15-20 мин.
  4. «аключительна€ часть. ѕодведение итогов. 5 мин.
’од урока

«апись на доске: √ородецка€ роспись.

”читель: Ќа берегу ¬олги стоит славный и древний город √ородец. ѕо преданию, основал его еще в 1152 году кн€зь ёрий ƒолгорукий как сторожевую крепость. Ќазывали √ородец в те времена ћалым  итежем. ¬о врем€ нашестви€ хана Ѕаты€ враги сожгли, разграбили √ородец. Ќо он, словно птица ‘еникс, отстроилс€ заново.

√ородец сто€л на бойком месте, по соседству со знаменитой ћакарьевской €рмаркой. Ўли по ¬олге баржи и суда с грузами, а по дорогам – конные обозы. Ќа километры раст€гивались р€ды, в которых торговл€ велась на разных €зыках, тыс€чи лавок и лавчонок переполнены товарами, привезенными не только со всей –оссии, но и из других стран.

ѕривозили все, что умели делать. ѕо берегу ¬олги расползалс€ щепной р€д, где продавали сделанные из дерева сани, кадки, корыта, коромысла, лапти. ∆ители √ородца и окрестных селений ( урцево,  осково, јхлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Ћеса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. ќсобой известностью пользовались городецкие пр€лки. »х с удовольствием покупали во многом благодар€ забавным расписным картинкам на донце пр€лки. ѕосле окончани€ работы, такое донце хоз€йка вешала на стену вместо картины.

√ородецка€ роспись - как ее нам не знать.
«десь и жаркие кони, молодецка€ стать.
«десь такие букеты, что нельз€ описать.
«десь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

—о временем мастера стали расписывали лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.

∆елтый вечер, черный конь,
» купавки, как огонь,
ѕтицы смотр€т из ларца –
„удо-роспись √ородца!
Ћ.  уликова.

Ѕлагодар€ знаменитому мастеру Ћазарю ћельникову в 19 веке в росписи по€вились бутоны цветов, розаны, купавки. –озаны это стилизованное изображение цветка шиповника. “еперь они €вл€ютс€ основными элементами цветочного узора в √ородецкой росписи.

ƒавайте рассмотрим последовательность выполнени€ цветов городецкой росписи.

(ƒалее рассказ сопровождаетс€ показом презентации «√ородецка€ роспись», плакатом с поэтапной росписью)

¬ течение многих дес€тилетий мастера отрабатывали приемы рисовани€ цветов (розана, купавки) и выработали определенные правила.

- —начала готов€т цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него нанос€т главные фигуры в виде крупных цветовых п€тен. –озан выполн€етс€ обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Ётот этап называют «подмалевка».

- —ледующий этап называют «теневка», т.к. здесь используютс€ более темные краски бардовые или синие. ќбозначают центр цветка и лепестки. ” розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещаетс€ влево или вправо. ÷ентр обозначают небольшим кружком. Ћепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. ÷вет дужек совпадает с цветом центра цветка

- «авершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «ќживку» делают белой и черной краской.

”читель: ј сейчас мы с вами научимс€ изображать основные элементы городецкой росписи так, как это делают народные мастера. ћы познакомились с элементами росписи. „тобы приблизитьс€ к ее секретам, стать мастером, нужно учитьс€. ј как называют учеников мастера?

ќтвет: ѕодмастерь€.

”читель: “ак вот вы пока ученики - подмастерь€. Ќачнем!

¬ процессе самосто€тельной работы учитель предоставл€ет дет€м творческую свободу, оказыва€ индивидуальную помощь. ћожно включить негромкую народную музыку. ¬ конце урока устраиваетс€ выставка. –еб€та устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. ”читель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

¬опрос: — каким народным промыслом мы сегодн€ познакомились?

ќтвет: — городецкой росписью.

¬опрос:  акие элементы городецкой росписи мы умеем расписывать?

ќтвет: –озан, купавка, ромашка.

¬опрос: Ќа каких издели€х выполн€етс€ роспись?

ќтвет: ќна выполн€етс€ на дерев€нных издели€х (ларцах, шкатулках, мебели, предметах быта, посуде).

¬опрос:  акие издели€ √ородецких мастеров больше всего понравились?

 

я убеждена, что детей следует как можно раньше приобщать к народной культуре. ќвладева€ специальными знани€ми и особенно умени€ми, школьники с увлечением включаютс€ в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Ёто благопри€тно сказываетс€ на их общем художественном развитии, формировании творческого начала, приучает к старательному, добросовестному труду.

 онечно, на уроках школьники не смогут с достаточной полнотой овладеть изучаемыми народными ремеслами, да этого и не требуетс€. «адача учител€ состоит в том, чтобы познакомить реб€т с историей развити€ того или иного художественного промысла, пробудить интерес к народному искусству, подарить радость творчества, научить работать.
 

»стори€ городецкой росписи

–оспись, котора€ ныне называетс€ городецкой, родилась в ѕоволжье, в деревн€х, расположен¬ных на берегах чистой и светлой речки ”зоры. ¬ селени€х  осково,  урцево, ’лебаиха, –епино, —авино, Ѕо€рское и др. ¬ XVIII в. возникает центр производства пр€дильных донец и игрушек. —вои издели€ кресть€не отвозили продавать на €рмарку в село √ородец. ѕоэтому роспись, выполненна€ на этих издели€х, получила название √ородецка€.

“олковый словарь русского €зыка ¬.». ƒал€ объ€сн€ет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садитс€ у нас пр€ха, втыка€ в нее гребень". ќкончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. ѕоэтому народные умельцы удел€ли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. ѕр€лка была верной спутницей на прот€жении всей жизни кресть€нки. „асто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец — дочери, муж — жене. ѕоэтому донце выбиралось нар€дное, красочное, всем на радость и удивление. ѕр€лка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.

ƒл€ украшени€ досок мастера пользовались своеобразной техникой — инкрустацией, очень редко встречающейс€ в народном искусстве. ‘игуры вырезали из дерева другой породы и вставл€ли в соответствующие по форме углублени€. Ёти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выдел€лись на светлой поверхности донца. –асполага€ древесиной двух оттенков и пользу€сь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.

¬ дальнейшем мастера стали примен€ть еще и подкраску донец. яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нар€дным и красочным.

—о второй половины XIX в. сложна€ и трудоемка€ техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописна€ манера украшени€.

—южетами старинной √ородецкой росписи были изображени€ птиц, цветов, всадников на кон€х, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

¬ наши дни традиции старых мастеров стрем€тс€ возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "√ородецка€ роспись" в г. √ородце. —реди них есть лауреаты премии им. ».≈. –епина. Ёто Ћ.‘. Ѕеспалова, ‘.Ќ.  асатова, ј.≈.  оновалов, Ћ.ј.  убаткина, “.ћ. –укина, ј.¬. —околова.

—екреты городецких мастеров

»нструменты и материалы. ƒл€ росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (є 2 или є 3), колонковую художественную (є 1 или є 2) и флейц (є 2 или є 3). ‘лейц — это плоска€ кисточка из м€гкого волоса, котора€ используетс€ дл€ подмалевок и наведени€ рамок.

¬ наше врем€ городецкие художники расписывают издели€ масл€ными и темперными красками. Ўкольникам лучше использовать дл€ этого гуашь, так как √ородецка€ роспись многослойна€, а гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую. ”читьс€ рисовать надо на плотной белой бумаге.

Ћучше всего иметь набор гуаши из 12 цветов, из которых потребуетс€ восемь: черна€, бела€, ала€, краплак красный (вишнева€), кобальт синий светлый (€рко-голуба€), желта€, окись хрома и красна€ железоокисна€. Ќеобходима также еще одна краска — киноварь (€рко-красна€), но в наборе ее не бывает.

„тобы получить цветовую гамму √ородецкой росписи, необходимо смешать краски.  роме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую (рис. 1).

„тобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавл€ют немного кобаль¬та синего светлого (€рко-голуба€ краска). —ветло-розовую получают, смешива€ белую краску с киноварью или белую — с алой. ƒл€ светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной. √ородецка€ зелена€ краска получаетс€ при смешивании желтой гуаши, окиси хрома (темно-зеленой краски) и красной железоокисной. ¬ результате должна получитьс€ краска тепло-зеленого болотного оттенка. ¬се полученные краски должны быть сметанообразными.

ƒл€ смешивани€ новых красок берут чистые баночки из-под гуаши. „тобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости подливать в них немного воды.

Ёлементы, сюжеты и приемы городецкой росписи


¬ начале обучени€ очень важно научитьс€ правильно держать кисть. ќна должна находитьс€ в строго вертикальном положении относительно работы (рис. 2). Ћокоть фиксируетс€, а кисть руки
полностью свободна дли выполнени€ неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскост€х, так и на сферических или цилиндрических поверхност€х. ¬ процессе работы можно опиратьс€ на оттопыренный мизинец, слегка каса€сь им издели€.
¬ росписи по дереву значительное место занимает орнамент. ќрнамент — это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетани€ геометрических, растительных или животных элементов. ќсновные элементы √ородецкой росписи — это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали (рис. 3).
¬ажно пон€ть разницу между пон€ти€ми "узор" и "орнамент". ”зор — это рисунок, €вл€ющийс€ сочетанием линий, красок, теней (рис. 4). ќни же, приведенные в определенную систему, ритмически упор€доченные, будут составл€ть орнамент (рис. 5).ќсваива€ роспись живописного типа, к которой относитс€ и √ородецка€, надо помнить, что ее выполн€ют без предварительного нанесени€ контура рисунка.
√ородецка€ роспись выполн€етс€ в три этапа (рис. 6).

√ородецка€
росписьѕервый — подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового п€тна. ѕодмалевка выполн€етс€ широкой плоской кистью — флейц или беличь€ є 3. √лавное при этом — научитьс€ брать нужное количество краски на кисть. ≈сли краски окажетс€ мало, то подмалевка получитс€ бледной, невыразительной; если много — то при высыхании краска начнет отслаиватьс€.
¬торой этап — теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. „тобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснутьс€ к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку оп€ть тонкой линией. —ледить за тем, чтобы кисть была перпендикул€рна листу бумаги.
“ретий этап — оживка (или разживка), т.е. тонка€ разделка орнаментальных форм белилами. ќживки всегда нанос€т на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
ќсваивать √ородецкую роспись начинают с написани€ цветов, которые изображают в основном в круге.
√ородецкие цветы отличаютс€ разнообразием по цвету и форме. ÷веты в городецкой росписи — символ здоровь€ и процветани€.
Ѕутоны (рис. 7) — разновидность городецких цветов. ¬начале нанос€т основное цветовое п€тно (подмалевку) круговым движением кистью. «атем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). ¬ыполн€ют ее черным цветом, бордо-вым или краплак красным. –азработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового п€тна.

√ородецка€ роспись

ќт того, как расположены скобки, зависит форма бутона. ” него может быть одна или несколько скобок. ≈сли скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличива€ их в размерах и приближа€ к краю подмалевки. Ќеобходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. ¬ конце белилами нанос€т оживки.
 упавка (рис. 8) — самый распространенный цветок в городецком орнаменте. ѕодмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. –асписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. ѕо краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. —кобки по ее краю рисуют, начина€ с центра, постепенно уменьша€ их в размерах до сердцевинки. «авершающий этап росписи — оживка выполн€етс€, как правило, белилами. Ќанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнени€, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью.
–озан (рис. 9) отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и €рко выраженный центр. —илуэт в форме круга. ѕо размеру может быть больше купавки. ÷ентр цветка рисуют в середине. –озан в росписи √ородца окружен скобками — лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. “ехника росписи скобок та же, что и у купавки.
¬арианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. √ородецкие художники примен€ют точки, скобки, капли, спирали.
–омашка (рис. 10) цветок не сложный по технике исполнени€.  ончиком кисти слегка прикоснутьс€ к поверхности бумаги, оставл€€ на ней тонкий след. «атем, не отрыва€сь от бумаги, кисть быстро приложить и подн€ть. ¬ результате полу¬читс€ мазок-капл€ — тонкий в начале и широкий на конце.  ак и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
–оза (рис. 11) самый сложный цветок. –оспись начинают с подмалевки — основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.
 

√ородецка€ роспись
 
ѕосле того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. ƒугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным.  ра€ лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.
—амое трудное в розе, это оживка. ¬нутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. «атем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от сво¬бодного места внутри дуги. «а пределами дуги рисуют небольшие скобки. ¬нутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.
√ородецкие листь€ (рис. 12) очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. ќни почти всегда расположены группами из п€ти, трех или двух листьев.
√ородецка€ роспись
ѕростой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Ѕолее сложный пишут так: провод€т кистью плавную дугу и соедин€ют кривой линией, след€ за тем, чтобы лист с одного конца оставалс€ широким. Ћисть€ всегда широки, округлы и растопырены.
Ћисть€ изображаютс€ в два приема: с подмалевкой и оживкой. ≈сли подмалевка вы¬полнена городецкой зеленой краской, то оживку выполн€ют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавл€ют белила.
√ородецка€ птица (рис. 13) €вл€етс€ символом семейного счасть€. ѕтиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочна€ птица. Ќачинают писать их с плавной линии, изобража¬ющей изгиб шеи и груди, потом нанос€т линию, определ€ющую форму головы и спины, затем определ€ют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. „аще всего туловище выполн€ют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. ’вост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон лини€ми, определ€ющими его силуэт и закрашивают. Ћучше всего это выполнить алым цветом. ¬ другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. –азработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. ќживки делают белилами, нанос€ тонкие мазки.
√ородецка€ роспись
√ородецкий конь (рис. 14) — символ богатства. ¬ основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. ћастера изображают его несколькими способами. ќдни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. ƒругие стро€т фигуру кон€ цветовыми п€тнами, начина€ с самого крупного вертикального элемента — груди и шеи.   ним пририсовывают очертани€ сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. ѕлоскость, ограниченна€ лини€ми сбруи и седла, в этом варианте остаетс€ светлой. „аще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста — белилами.
 √ородецка€ роспись

        
 омпозици€ в городецкой росписи
 

¬се произведени€ искусства создаютс€ по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии.  омпозици€ (от лат. compositio — расположение, составление, соединение) — построение художественного произведени€, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.
ƒл€ композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным €вл€етс€ един¬ство содержани€ и формы. ƒругой, уже специ-фический признак — соответствие формы про¬изведени€ декоративного искусства его опреде¬ленному назначению.
¬ значительной степени характер композиции определ€етс€ ритмом. –итм — это равномерное чередование элементов рисунка, способствующее достижению €сности и выразительности композиции.
–итмически организованный рисунок легко превращаетс€ в орнамент — основу композиции. Ќо орнамент — это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. ќчень важное значение приобретает красива€ и четка€ прорисовка деталей общего силуэта.
–абота художника над новым произведением начинаетс€ с выбора темы соответственно назначению издели€. ’орошо продуманна€ композиционна€ схема — основа создани€ художественного произведени€. Ќачинать надо с наброска композиционной схемы в натуральную величину. Ќе рекомендуетс€ выполн€ть рисунок дл€ четверти или половины издели€. ѕри разработке декора следует определить, кака€ часть издели€ будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.
ѕри изучении городецкой росписи работа над темой "—оставление композиции" проводитс€ в три этапа.
I.    »зучение композиционных приемов в городецкой росписи.
II.    –азработка эскиза будущего издели€.
III.    ¬ыполнение эскиза в натуральную величину.
»зучение композиционных приемов в городецкой росписи. ’арактерной чертой в сюжетных композици€х пр€дильных донцев €вл€етс€ изображение кон€ и всадника. —качущего кон€ с горделиво подн€той головой обычно размещали в центре композиции.
»зображение всадника в народном искусстве знакомо художникам по иконописи (√еоргий ѕобедоносец, ƒмитрий —олунский и др.). Ќа резных донцах, хран€щихс€ в музе€х, чаще всего представлена композици€, изображающа€ двух всадников на вздыбившихс€ кон€х. ¬садники располагаютс€ по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. Ќа нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гул€ний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. ¬ 60-е гг. XIX в. в росписных донцах использовались эти же композиции.   концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гул€ний. ѕозднее ведущей сюжетной линией донец, входивших в приданое, стала иллюстраци€ свадебных обр€дов: невеста, едуща€ в карете, смотрины, встреча жениха.
ѕервыми стали писать на донцах купавки и бутоны, €рко раскрашенных птиц и петушков брать€ Ћазарь и јнтон ћельниковы. ќни же выработали позы коней и всадников: кон€ непременно рисовали длинноногим, причем задн€€ нога у него об€зательно поджата крючком. ѕо-мельниковски продолжают писать коней и современные мастера.
  концу XIX в. сложилась характерна€ форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые' бесконечно повтор€ютс€ в различных вариантах. ¬ центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение: птицу, кон€, человека, группу людей или растительный мотив.
Ћица народные мастера пишут в одной манере — в виде белого кружка, на котором тонкими черными лини€ми обозначают их черты. ѕрически как у мужчин, так и у женщин отличаютс€ большой изысканностью, но в окраске их примен€ют только черный цвет. ¬ изображении самих фигур используетс€ плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные п€тна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваютс€ без контура, в виде однотонного красочного силуэта. »злюбленным декоративным мотивом в искусстве √ородецких мастеров остаютс€ €ркие цветы и декоративные зеленые листь€, которые придают росписи особую прелесть.
“радиции сюжетной городецкой живописи сохран€ют и продолжают развивать на фабрике "√ородецка€ роспись". —овременные художники расписывают более 50 наименований изделий: декоративные панно, ларцы, шкатулки, кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы подставок, а также игрушки, детскую мебель.
–азработка эскиза будущего издели€. ѕри построении композиции надо помнить о том, что главное — это стилевое единство орнамента и издели€. Ќа уроках по основам композиции учащиес€ знаком€тс€ с последовательностью работы над композиционным построением издели€.

1. ¬начале на бумаге набрасываетс€ обща€ форма издели€ в его натуральную величину. Ќеобходимо заранее продумать композицию, определить размеры основных ведущих элементов.
Ќапример, выбира€ рисунок дл€ росписи разделочной доски, можно выполнить композицию из цветочного орнамента (рис. 1).
√ородецка€ роспись 
”читель вместе с детьми составл€ет композицию, подсказыва€ им, какого размера необходи¬мо рисовать цветы, чтобы выдержать пропорции. ’от€ городецкой росписи присуща заполненность орнаментом, но это не означает, что не должно быть свободного фона.
Ќеобходимо предостеречь школьников от выполнени€ композиции по част€м. »ногда пытаютс€ прорисовывать отдельные элементы орнамента и только потом пристроить их друг к другу, как бы заполн€€ пустые места. —осредоточива€сь на детал€х, учащиес€ не вид€т, как орнамент соотноситс€ с другими элементами композиции.
”ченикам можно предложить сделать несколько вариантов композиционного построени€ на одном и том же изделии. Ёто поможет им выбрать лучший из них (рис. 2).
√ородецка€ роспись

 роме того, они могут зарисовать различные композиции, вписанные в круг, пр€моугольник, овал, квадрат (рис. 3, 4)

√ородецка€ роспись
√ородецка€ роспись
2. ѕосле того как найдено место расположени€ орнамента, выдел€ем  главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции.
„асто дети, увидев многокрасочность городецкой росписи, думают, что могут использовать весь набор красок. Ќо, рассмотрев свои зарисовки и вспомнив законы цветоведени€, они приход€т к выводу, что раскладка локальных цветовых п€тен подчин€етс€ только одному — общей гамме.
 
3. —оставив композицию и подобрав цвет, можно приступать к детальной прорисовке орнамента. «аканчиваетс€ разработка композиции издели€ оформлением рамы. √ородецкие мастера удел€ют этому большое внимание, так как рама украшает любое изделие. ќна выполн€етс€ как одним цветом (чаще алым), так и несколькими.
¬ыполнение эскиза в натуральную величину. ѕеред обработкой древесины дл€ росписи необходимо ознакомить учащихс€ с ее основными свойствами.
ƒерево — прекрасный поделочный материал дл€ создани€ изделий декоративно-прикладного искусства.
ƒл€ росписи широко примен€етс€ древесина липы, осины, ольхи. —амой лучшей из них дл€ росписи считаетс€ липа. ќна впитывает влагу и поэтому хорошо тонируетс€ водными растворами и красками.
ƒревесина осины отличаетс€ м€гкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой. ќдно из ее важных свойств — светоустойчивость: она долгое врем€ не желтеет, если находитс€ в помещении. ƒревесина ольхи м€гка€, легка€, хорошо режетс€, мало коробитс€, легко протравливаетс€ и полируетс€.
¬ажной характеристикой древесины €вл€етс€ цвет. Ћюба€ древесина свежесрубленного дерева, как правило, имеет равномерный цвет по всему срезу. Ќо со временем древесина становитс€ более темной. Ёто необходимо учитывать в работе. Ќапример, у ольхи, слегка тонированной желтой краской, фон все равно будет с красноватым оттенком. » если не учитывать этого обсто€тельства, то раскладка цветов в орнаменте не будет гармонировать с общим тоном фона, всегда имеющим теплый оттенок.
Ќа уроках росписи чаще всего приходитс€ иметь дело с фанерой, поэтому следует описать ее свойства более подробно.
¬ основном используетс€ клеена€ фанера, состо€ща€ из трех, п€ти и семи листов. —лои фанеры склеиваютс€ водостойким клеем. „исло их всегда нечетное, поэтому клеена€ фанера не ко¬робитс€. —лои фанеры укладываютс€ так, чтобы направление волокон в склеиваемых сло€х взаимно перекрещивалось под пр€мым углом. Ёто придает фанере особую жесткость и прочность.
Ќепосредственно перед росписью выбранную заготовку следует обработать. ≈е шлифуют шлифовальной шкуркой (по длине волокна), а затем покрывают крахмальным клейстером. ѕосле того как он высохнет, заготовку вновь необходимо обработать шлифовальной шкуркой.
–оспись на изделии проводитс€ в строго определенной последовательности: сначала расписывают центральную часть композиции, а затем выполн€ют цветочный орнамент. ѕосле того как все подмалевки выполнены, следует их оттенить темными красками. «аканчивают роспись оживками, выполненными белой и желтой красками.
≈сли эскизом предусмотрено выполнение фона, то поверхность издели€ нужно затониро-вать необходимым цветом. „аще всего дл€ фона используют следующие цвета: светлую и темную охру, киноварь и алый, реже черный. ÷ветова€ гамма дл€ изделий, выполненных с фоном, совершенно ина€, чем дл€ изделий, выполненных без него.
≈сли фон выполнен светлой и темной охрой, цветова€ гамма композиции должна быть более €рка€, и наоборот, если дл€ фона использовалась киноварь или алый цвет, то гамма выбираетс€ приглушенна€. Ќа черном фоне примен€ют дл€ теневки белый или желтый цвет. ƒл€ выполнени€ фона лучше всего использовать кисточки є 5 — 8, чтобы краска легла более ровным слоем.
ѕосле того как роспись закончена, ее покрывают лаком. ѕеред этим необходимо ознакомить учащихс€ с видами лаков, общими правилами лакировани€. Ќаносить каждый следующий слой лака можно только после высыхани€ предыдущего. „ем больше слоев лака, тем больше времени требуетс€ дл€ просушки между каждым покрытием. ѕосле каждого покрыти€ поверх¬ность издели€ обрабатываетс€ мелкозернистой шлифовальной шкуркой. “акое чередование операций необходимо дл€ лучшего скреплени€ слоев лака и получени€ зеркальной поверхности. “ампон дл€ покрыти€ изделий лаком готов€т из лоскута любой ткани, кроме ворсистой.
ƒл€ закреплени€ пройденного материала, расширени€ кругозора и воспитани€ художественного вкуса, а также в поисках сюжетов необходимо по возможности организовывать экскурсии в музеи и выставочные залы.

 

—ери€ сообщений "–исуем сами":
http://ahnenerbe-prim.narod.ru/
„асть 1 - Ўенкурска€ роспись. Ёлементы орнамента
„асть 2 - –исуем человека
„асть 3 - √ородецка€ роспись
„асть 4 - –усска€ национальна€ роспись скачать
„асть 5 - Ђ—еверодвинска€ роспись и Ђзолота€ хохлома ї
...
„асть 33 - «везда јлатырь
„асть 34 - Ћ≈Ћ№Ќ» , оберег дл€ малышей и девочек от 3-х лет и до возраста невесты
„асть 35 - ћиниатюры ‘едоскино.

ћетки:  

ѕроцитировано 9 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м

ludasestra   обратитьс€ по имени —реда, 28 Ќо€бр€ 2012 г. 19:25 (ссылка)
Ѕлагодарю
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
√≈ќ–√»„Ќј   обратитьс€ по имени „етверг, 07 ћарта 2013 г. 19:58 (ссылка)
ЅЋј√ќƒј–ё!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку