Впервые парсуну увидела в нашем Серпуховском историко-художественном музее. Когда всмотрелась в потемневшие от времени краски и холст и поняла, что передо мною не лик – лицо (к тому же лицо человека, знакомого по литературным источникам), меня охватила внутренняя дрожь: с парсуны внимательно смотрели глаза человека, давно покинувшего этот мир, но оставившего след в нашей истории.

Есть особое очарование в неумелых (с точки зрения определённых ценителей живописи) парсунах, в которых слышатся отзвуки XVII столетия, когда в России появились и стали всё ярче проявляться светские тенденции, обозначился интерес к европейским вкусам и привычкам. Художники-иконописцы обратились к западноевропейскому опыту, и в их работах начались поиски портретности – внешнего (пока только этого) сходства. Именно в иконописной среде, у мастеров Оружейной палаты родилось новое понимание портрета человека.

«Парсуна» (искажённое «персона») с латинского переводится как «особа» (не «человек» - «homo», а именно «особа» – «царь», «вельможа», «посол» – с подчёркиванием понятия рода). Парсуны - светские парадные портреты в интерьере - воспринимались как знак престижности, не случайно их сравнивают со стихотворными панегириками. И пусть художников в меньшей степени интересовало лицо, а в приоритете были поза изображённого, пышные одежды, богатые детали, аксессуары, изображения символов рода и т. д. – парсуны всё равно являются бесценными свидетельствами времени. 

Патриарх Никон с клиром. 1660-е гг.

Это единственный сохранившийся прижизненный портрет патриарха Никона, единственный дошедший до нас групповой портрет той эпохи, и прекрасная иллюстрация патриаршего и церковно-монастырского быта того времени.

В парсуне соединяются черты и приёмы традиционной древнерусской иконописи и западноевропейской светской картины с натуры, а саму живопись можно отнести к двум техникам классической масляной живописи: на деревянной основе и светлых грунтах; на холсте и тёмных грунтах. Большинство художников, писавших парсуны, придерживались церковных канонов, использовали плоскостное узорное письмо. И сходство с реальным человеком было чаще всего условным, но главное – оно было…

Искусствоведы (чтобы хоть как-то упорядочить экземпляры портретной живописи той эпохи) выделяют несколько типов парсун, но, на мой взгляд, это – тема для отдельного разговора. Если же ваш интерес велик, информацию в сети найти можно)))

Искусство парсуны просуществовало до 1760-х годов, но в провинциальных русских городах портретам (особенно купеческим) ещё долго были присущи черты некоторого примитивизма, ещё долго чувствовалось влияние парсуны.

Один из ранних образцов парсуны - оплечный портрет Ивана Грозного из Национального музея Дании. 1630 г.