-Цитатник

Сыр для мышей в инете. Надо грызть:))) - (0)

Всё для и об интернете_ph4 ©Surge ...

Компьютер и интернет для лошар:))) - (0)

Компьютер и интернет для лошар:))) Уроки и инструкции для начинающих пользователей компьютера и...

ЖИ и ШИ пиши с буквой И:))) - (0)

Полная подборка правил русского языка. Полная подборка правил русского языка. Сайт сделал Илья...

Эхоризм:))) - (2)

- Господи, тут к вам атеисты! - Передайте им, что меня нет.

Танго. Браво! - (5)

Это - танго!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Олег_Шамрицкий

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Эпоха_Наполеона Live_Memory A_Propos at_TAKHTANI

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.07.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 11536

Будем жить!

В душе осталось!

Понедельник, 19 Сентября 2016 г. 20:52 + в цитатник

Лёшка и Андрюшка_1 (520x595, 315Kb)
Лёшка и Андрюшка. Июня, 16-го дня, года 2011-го

Лёшку в школе мобилизовали на киношную олимпиаду.
Три дня показывал ему фильмы, по которым должны были быть вопросы – почему-то только одни сказки: «Новый Гулливер», «Илья Муромец», «Марья-искусница», «Королевство кривых зеркал», «Морозко» и «Золушка».
Про кривые зеркала он ещё в садике смотрел, из остальных – с интересом посмотрел только про Морозку.
Очень удивился, когда узнал, что Александр Роу – ирландец.
Про нового Гулливера ничего не понял, спросил, почему новый. Рассказал ему про старого. Тоже не заинтересовало.
Вообще-то, у него сейчас любимые фильмы «Титаник», который снял Кэмерон, и «Большие гонки» с профессором Фейтом, Великим Лесли и Максом.

Вместе с ним смотрел сказки и младший – Андрюшка. Лёшка сейчас в третьем, а Андрюшка в следующем году пойдет в первый.
Его эти сказки заинтересовали больше.
А когда включил «Марью-искусницу», он вдруг говорит:
- А знаешь, Олежа, я это кино уже смотрел.
- Когда это ты успел, Андрюха?
- А когда я ходил не в тот садик, что сейчас, а в тот, который рядом с тем домом, где мы раньше жили, я однажды пришел к тебе в гости, и ты тогда мне его показал.
Ага, соображаю, со старой квартиры они переехали три с половиной года назад, ему в январе будет семь, значит, тогда ему было чуть больше трех.
- Андрюха, ты же тогда совсем маленький был… Как это ты запомнил?
- В душе осталось!

А в олимпиаде про кино Лёшке поучаствовать не пришлось.
Накануне попал под холодный дождь и заболел:(

О. ШАМРИЦКИЙ

Серия сообщений "Я":
Только о себе. Детство, отрочество, юность, etc
Часть 1 - О себе. Главное
Часть 2 - Ещё немного о себе
...
Часть 28 - Портрет в пейзаже
Часть 29 - Казус Ирины Кужлевой
Часть 30 - В душе осталось!


Метки:  

Понравилось: 5 пользователям

Это было в Лапуту:)

Четверг, 01 Сентября 2016 г. 18:57 + в цитатник

Gullivers_travels (595x494, 383Kb)
Узнаёте брата Колю?:)

Обнаружил, что не дал ответ вот на этот вопрос - http://www.liveinternet.ru/users/5002157/post350863402

Об этой технологии посадки картошки старушке Европе поведал в 1726-м, а может быть, в 1727 году ирландский писатель Джонатан Свифт в своей книжке Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of several Ships, что в переводе на язык родных осин значит «Путешествия в некоторые удалённые страны мира в четырёх частях: сочинение Ле́мюэля Гулливе́ра, сначала хирурга, а затем капитана нескольких кораблей».

Лемюэль же Гулливер познакомился с нею в Большой академии прожектеров в столичном городе Лагадо на летающем острове Лапуту.
:)

О. ШАМРИЦКИЙ

.

Серия сообщений "Памяти Чарли Гордона":
Игры разума.
А название - из Дэниела Киза.
Потому что мне очень нравится его печальный и прозрачный рассказ "Цветы для Элджернона"
Часть 1 - Та-та-та с пестрыми значками, та-та-та с конскими хвостами...
Часть 2 - А не едет ли крыша?..
...
Часть 21 - Как легко и быстро посадить картошку:)
Часть 22 - Да будет свет!:)
Часть 23 - Это было в Лапуту:)


Метки:  

"Гвозди" российского кинематографа

Пятница, 26 Августа 2016 г. 21:20 + в цитатник
Так назвали выставку, которая 29 июля открылась у нас в Алапаевске в городском музее изобразительного и декоративно-прикладного искусств, её организаторы. «Гвозди», конечно же, не в прямом смысле, не те, которые забивают в молотком в доски по самую шляпку, а в переносном, как нечто самое главное и важное в чем-то, на чем это что-то держится.

Церемония открытия получилась продолжительной, но душевной.
- Кадр один, дубль первый!


Хлопушка (595x446, 273Kb)
Снимем сегодня кино сами про себя!:)
Снимок Светланы Никоновой

Перед физиономиями собравшихся лязгает беззубыми челюстями «хлопушка» и раздается команда:
- Мотор! Поехали!
- Да не поехали, а начали! – профессионально, со знанием дела, прерывает космический полет фантазии организаторов выставки режиссер документального кино Владимир Попов.


Владимир Попов (282x425, 146Kb)

Кинорежиссер из Алапаевска Владимир Попов

Его пригласили в этот день в музей как человека, который своими фильмами пишет историю российского кинематографа сегодня. Я ничуть не преувеличиваю.
Попов – режиссер документального кино, снимает на Свердловской киностудии, а живет у нас – в Алапаевске. Родина у него тут.
В 2002-м его фильм «Клондайка», про то, как весь Алапаевск – мужики, бабы, дети, чтобы как-то выжить, рыл «феррик» на заброшенном шлакоотвале, взял Гран-при кинофестиваля «Сталкер».


Клондайка (595x458, 299Kb)

Кадр из фильма Владимира Попова "Клондайка"

«Феррик» - так «старатели» называли шлак с ферромарганцем, его сливали на шлакоотвал, когда у нас в городе работал металлургический комбинат. В начале 2000-х, когда после пропастного провала 1990-х снова оживилась и задышала уральская металлургия, этот феррамарганцевый шлак стал востребован, и Алапаевск, который месяцами сидел без зарплаты, вырыл на шлакоотвале целый подземный город.
«Сталкер» - фестиваль необычный, на нем конкурс один для всех – Гран-при оспаривают все вместе, и игровые фильмы, и анимационные, и документальные. И тогда, в 2002-м, конкуренция была как никогда – на победу претендовали такие фильмы, как «Кукушка» Александра Рогожкина, «Война» Алексея Балабанова, «Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Звезда» Николая Лебедева. А победил наш Попов и его «Клондайка».
Впрочем, если ещё интересно о Попове, то вот тут есть - http://www.liveinternet.ru/users/5002157/post357684262

На церемонию открытия пригласили матушку Ольгу, её не так давно назначили исполняющей обязанности настоятельницы Свято-Елисаветинской обители в Алапаевске. Пригласили, потому что до иноческого пострига матушка Ольга была известна всей стране как киноактриса Ольга Гобзева.


Матушка Ольга_1 (397x595, 216Kb)
Матушка Ольга. В прошлом - актриса кино Ольга Гобзева, ныне - настоятельница Свято-Елизаветинского женского монастыря в Алапаевске
Снимок Сергея Самкова

Но первой слово дали не им, а Зинаиде Тихоновне Кокшаровой, которая на протяжении четверти века возглавляла Алапаевское отделение кинопроката и, что называется, двигала кино в массы.

Каждый из них рассказал о своем кинематографе.
Матушка Ольга – о съемках в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича», о работе на съемочных площадках и просто встречах с Олегом Далем, Василием Шукшиным, Иннокентием Смоктуновским, Андреем Тарковским, Никитой Михалковым, о сложных нравственных противоречиях актерской профессии.
Владимир Попов - об особенностях съемок документального кино и о трудностях, с которыми оно сегодня сталкивается.
Зинаида Тихоновна – о том, как в Алапаевске были построены современные кинотеатры «Заря», «Урал» и «Радуга», о том, как у нас появилось широкоформатное кино, о своих коллегах-«киношниках», на плечи который опирался в 1960-х – 1990-х годах в городе тогда ещё советский кинематограф.


Киношники Алапаевска (595x413, 273Kb)

Алапаевские «киношники», 1930-е годы. Никого не знаю:(


Кинотеатр КИМ (595x338, 197Kb)

Киноафиши нашего легендарного кинотеатра КИМ


Кинотеатр Урал (595x415, 235Kb)

Кинотеатр «Урал», в нем я "оттянул десятку" за постом. Подробнее вот тут - http://www.liveinternet.ru/users/5002157/post269305744


Широкоформатный кинотеатр Заря (595x315, 138Kb)

Широкоформатный кинотеатр «Заря». Лучше нашей "Зари" в 1970-х в Свердловской области были только "Космос" в Свердловске и "Современник" в Нижнем Тагиле


Кинотеатр Радуга (595x369, 191Kb)

А вот кинотеатр "Радуга" считался переферийным, поскольку располагался на окраине Рабочего городка

Выставка «Гвозди» российского кинематографа» стала как бы визуальным воплощением их воспоминаний и размышлений.
Первое, что вы видите, когда входите в зал, это знаменитая «Украина-5М», 16-мм кинопроектор, которыми в начале 1980-х были оснащены почти все «кинопередвижки». Кино показывали тогда не только в кинотеатрах и клубах, кино можно было «крутить» везде, где было электричество. Или где его можно было достать!


Кинопроектор Украина (553x595, 339Kb)

Кинопроектор ПП16 из комплекта знаменитой кинопередвижки "Украина 5М"
Снимок Светланы Никоновой

В Алапаевске кинопередвижка возила фильмы с киномеханиками в пионерские лагеря. На такой передвижке и я в 1981-м, тогда я только-только окончил училище киномехаников, возил фильмы в пионерские лагеря «Факел» и «Спутник».
На стене растягивался свернутый в рулон перфорированный экран, он входил в комплект всех «Украин», а то и вовсе просто вешалось несколько простыней, и...
- Волшебный луч, в кромешной тьме,
спасибо тебе, спасибо тебе, спасибо!

Иногда пленка рвалась на самом интересном месте, и тогда её склеивали ацетоном на специальном прессе.


Пресс (595x446, 304Kb)

Вот на таком прессе и склеивали порвавшуюся кинопленку
Снимок Светланы Никоновой

Пресс тоже есть на выставке. А вот ацетона нет – это и понятно, ацетон вещество опасное для здоровья, киномеханикам за то, что им приходилось иметь с ним дело, давали талоны на молоко «за вредность»…
Впрочем, зритель обо всем этом техническом сопровождении «кина» не имел ни малейшего представления, зритель был прикован к экрану, где любили и ненавидели, где жили и умирали, и где все было по-настоящему, то есть так, как должно было быть в жизни.

Иногда экран и жизнь соединялись - в Алапаевск на самом деле приезжали артисты. Настоящие! Живьем!
Город встречал их переполненными кинотеатрами и стадионами.


Алапаевск встречает артистов советского кино (595x427, 241Kb)

Алапаевск встречает артистов советского кино


Алапаевск встречает артистов советского кино_1 (595x427, 245Kb)

На стадионе "Металлург" яблоку негде упасть

Вот они, смотрят на нас с черно-белых фотографий со стены в музее изобразительных искусств.


Зоя Фёдорова и Михаил Пуговкин в Свадьбе в Малиновке (595x251, 137Kb)

Зоя Фёдорова и Михаил Пуговкин в фильме "Свадьба в Малиновке"


Римма Маркова (595x378, 140Kb)

Римма Маркова в фильме "Бабье царство"

Вот Зоя Фёдорова из вышибающей слёзы смеха «Свадьбы в Малиновки» и Римма Маркова из «Бабьего царства» - здесь были уже другие слёзы, зал плакал бессильными слезами стыда и праведными слезами возмездия.


Борис Андреев на стадионе Металлург (595x427, 208Kb)

Борис Андреев принимает парад трибун

Вот Борис Андреев на «газике» объезжает забитые под завязку зрителями трибуны на стадионе «Металлург». И откуда-то издалека, из ещё довоенных «Трактористов» раздается:
- Трактор видел? Одной левой переворачиваю!


Николай Крючков на рыбалке на Стариках (595x397, 223Kb)

Николай Крючков на рыбалке на скалах Старики на Нейве

Вот Николай Крючков, «парень из нашего города», на рыбалке на Стариках. Хитро прищурился:
- Так-то милая моя! А ты и растерялся!


Владислав Дворжецкий (595x319, 105Kb)

Владислав Дворжецкий в фильме "Бег"

Вот Владислав Дворжецкий - генерал Хлудов с глазами, нет, не с глазами, а глазницами смерти, безумно и безотрывно упертыми из Турции в противоположный берег Черного моря, где закончилась его Россия, в которую ему нет возврата, и не только потому, что его там поставят к ближайшей стенке…
- Есаул, у вас душа болит?
- Нет, Ваше превосходительство, душа не болит. Зубы болят…



Надежда Румянцева у памятника ПИ Чайковскому у Дома-музея композитора в Алапаевске (595x442, 252Kb)

Надежда Румянцева у памятника П.И. Чайковскому возле Дома-музея великого русского композитора в Алапаевске

Вот Надежда Румянцева у памятника Петру Ильичу Чайковскому, наивная и непосредственная Тоня из «Девчат»:
- Я вот думала, а как же люди целуются? Им же носы должны мешать!


Николай Рыбников (595x446, 129Kb)

Николай Рыбников в фильме "Весна на Заречной улице"

А вот и Николай Рыбников, к которому обращены эти её слова. Но вспоминается не то, что он тогда ей ответил, а другое – из «Весны на Заречной улице»:
- В каких случаях ставится многоточие? Многоточие ставится в конце предложения, или целого рассказа, когда он не закончен. И многое еще осталось впереди. Верно?
Верно!

У киноленты времени есть начало, но нет конца. Говоря иными словами, любимые фильмы всегда с нами.
Поэтому так легко разгадываются зрителями те зримые кинозагадки, которые загадали им организаторы выставки.


Загадка (335x595, 193Kb)

Кадр-загадка
Снимок Светланы Никоновой

Вот первая - гитара, буденовка, чайник… Откуда? Нет, не "Неуловимые мстители". А вот это помните:
- Ваше благородие, госпожа Удача...
Конечно же, из «Белого солнца пустыни». Не хватает только гранат «не той системы»!
Вот ещё одна – красный берет, чемодан, широкий и длинный галстук. Ещё бы парочку голубей, которым главная героиня этого фильма грозилась «бОшки пооткручивать». Догадались?
Нет, не подскажу.

И так кадр за кадром, 24 кадра в секунду, скатывались они на салазках в фильмовом канале в моем «Ксеноне» в сельском клубе в Нейво-Алапаихе, протискивались по фильмовому каналу в моем 23КПК в кинотеатре "Урал" в Алапаевске, трепыхались в 16-миллиметровой "Украине". Перед каждым из них успевал дважды прокрутиться обтюратор, чтобы зритель не заметил на экране «тяги».
А ещё на 32 миллиметрах каждые десять минут в правом верхнем углу экрана дважды с интервалом в 7 секунд мелькала круглая черная точка размером с человеческую голову – при появлении первой нужно было включить «мотор», а при появлении второй – поднять заслонку. Это называлось «сделать переход с поста на пост»...

Да… Романтическое было время:)

О. ШАМРИЦКИЙ

Серия сообщений "Синематограф":
Про кино. Хорошее и разное.
Часть 1 - Кина не будет?
Часть 2 - Ах, как кружится голова... :)
...
Часть 14 - Кино 2014 по Кичину
Часть 15 - От подснежников до желтых листьев...
Часть 16 - "Гвозди" российского кинематографа


Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Казус Ирины Кужлевой

Понедельник, 22 Августа 2016 г. 20:46 + в цитатник

НА Сысоев_Ленин на субботнике в Кремле (466x514, 166Kb)
Н.А. Сысоев. Ленин на субботнике в Кремле
- У этого бревнышка есть два начала и нет конца. Значит, это бревнышко бесконечное!
- Ну, не-е-е-ет! У этого бревнышка концы как раз есть, а вот начала нет. Поэтому это бревнышко - безначальное!
- Хм... Вообще-то это бревнышко как в лесу росло? Вот так во-о-от! Значит, вот тут у него начало, а вот тут - конец...

:)))

Этот казус случился со мной в 1994-м, когда я учился в УрГУ на факе искусствоведения и культурологии.
Ирина - это моя однокурсница, а казус - то, во что вылился наш с нею спор.
Спор был о стихах.

Она уверяла меня, что мужчина никогда не сможет написать стихи по-женски.
Я с ней не соглашался и размахивал, как стопудовым аргументом, знаменитым письмом Татьяны к Онегину.
Но авторитет Александра Сергеевича отскакивал от неё, как от стенки горох.
- Это только мужчина может думать, что письмо Татьяны к Онегину могла написать женщина! - с чувством непробиваемого превосходства и жалеющего снисхождения внушала она мне. - А женщина с первой же строки интуитивно безошибочно распознает, что эти стихи написаны мужской рукой.
Разумеется, я обиделся и за Александра Сергеевича, что она его так куростила и низвела, а заодно и за Фёдора Михайловича, о котором, правда, она не сказала ни слова, но косвенно явно пыталась опровергнуть его тезис из знаменитой речи на открытии памятника Опекушина на Тверском бульваре. Ну, тот самый тезис про всемирную отзывчивость русского гения вообще и гения Пушкина в высшей степени.

Я обиделся до такой степени, что решил немедленно доказать ей, как она неправа. И не теоретически, а самым что ни на есть практическим образом.
Я тогда снимал квартиру на Уралмаше - от УрГУ до Машиностроителей на трамвае ехать около сорока минут. И вот я, пока ехал, написал шесть стихотворений. Все шесть от женского лица.
Они у меня сохранились, впоследствии я их даже опубликовал, как стихи Ирины Кужлевой. Ну, помистифицировал всех чуток:)
Вот они.

-1-
Яркий, как небо, татарник
цветет на татарском кладбище…
Я раздвину кустарник,
где от меня он прячется.
Не первый день с ним связана,
но он, как прежде, взбесится,
словно арабской вязи
взмахи под полумесяцем!
…Что ж, я уйду, кустарник
закрою над ним бережно.
Но яркий, как небо, татарник
моей не заметит нежности.

-2-
Мне нравится по утрам
пить кофе из синей чашки,
мне нравится по утрам
ронять лепестки ромашки,
и слушать дождей капели
на крышах умытых играющие,
класть сахар кусками белыми
в ладошки маленьким мальчикам,
но больше всего мне нравится
запахивать шторы в окнах,
когда вдруг тебе случается,
взъерошить мне волосы мокрые…

-3-
Я одна, я опять одна
у окна и в углу дивана.
Я одна – никому не нужна…
Только вдруг со двора незванно
лист осенний к окну прильнет,
притулится сухими прожилками.
…Руки движутся взад и вперед –
то к вискам, то к затылку.
А на скатерти – крошки хлеба,
утром – свежие, ныне – черствые.
На тарелке кусочек неба
примостился без спроса.

-4-
Мне хорошо с тобой наедине
рассыпанною быть в твоих ладонях,
как зерна света в прорезях оконных,
и солнца заяц скачет по стене.
Мне хорошо с тобой наедине.

Мне хорошо с тобой наедине,
когда мгновенье длится
длится
длится,
пока часы с кукушкой наши лица
вдруг не встревожат криком в тишине.
Мне хорошо с тобой наедине.

… Возьму одежду, и другой рукою
неплотно двери за собой прикрою.

-5-
У замка на дверях висел замок.
Точней не на дверях, а на воротах.
Я потеряла ключ. В кармане мок
напитан влагою ключа другого мох,
да весь согнувшись, прятался, как мог,
свечи огарок в банке из-под шпротов…

У замка на дверях висел замок.
Я потеряла ключ…

-6-
Ты собираешь клавиши рояля.
Я собираю складки возле глаз.
Я не сержусь – я просто понимаю:
им хорошо, они с тобой сейчас.
Они с утра твои пленили руки,
я не ропщу – в саду я, не в аду…
Я просто жду финала этой фуги,
я не одна тебя сегодня жду!

…Я не ревную к неживым костяшкам,
но стал мне тесен старый пояс с пряжкой.

Вечером я их записал на шести разных, вырванных из записной книжки, листочках, листочки перетасовал, как колоду карт, а потом разложил не глядя - три стихотворения налево, три направо.
Утром, перед первой парой, дал их Ирине, сказав, что первые три написал я, а остальные три - одна моя знакомая по поэтическому клубу имени капитана Лебядкина при литературном журнале "Урал", был у нас тогда такой в Екатеринбурге, да и сейчас есть. И попросил её объяснить мне, чего такого женского нет в моих женских стихах, и есть в её.

Ирина прочитала все шесть - а потом все с тем же чувством непробиваемого превосходства и жалеющего снисхождения, что и вчера, начала объяснять мне, как вычурны, фальшивы и надуманны мои стихи, и насколько глубоки, наполнены настоящим искренним чувством и выстраданы стихи моей знакомой!

Больше я с ней никогда и ни о чем не спорил.

О. ШАМРИЦКИЙ

Серия сообщений "Я":
Только о себе. Детство, отрочество, юность, etc
Часть 1 - О себе. Главное
Часть 2 - Ещё немного о себе
...
Часть 27 - Гипотеза:)))
Часть 28 - Портрет в пейзаже
Часть 29 - Казус Ирины Кужлевой
Часть 30 - В душе осталось!


Метки:  

Понравилось: 7 пользователям

Портрет в пейзаже

Четверг, 11 Августа 2016 г. 18:28 + в цитатник

Я на Ялунихе (595x397, 321Kb)
Портрет - это я, а пейзаж - мой Алапаевск с горы Ялунихи
в августе 11 дня, года 2016-го от Рождества Христова
Снимок Юрия Дунаева

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.

Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.


О. ШАМРИЦКИЙ
стихи Александра Кушнера

Серия сообщений "Я":
Только о себе. Детство, отрочество, юность, etc
Часть 1 - О себе. Главное
Часть 2 - Ещё немного о себе
...
Часть 26 - Сущим во гробех
Часть 27 - Гипотеза:)))
Часть 28 - Портрет в пейзаже
Часть 29 - Казус Ирины Кужлевой
Часть 30 - В душе осталось!


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Когда моча ударяет в голову

Суббота, 23 Июля 2016 г. 15:44 + в цитатник

Моча (280x200, 47Kb)
Валюта, нафиг! Самая конвертируемая!

Арбитражный спортивный суд отказал нашим легкоатлетам в праве участвовать в летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Голливудская история канадца Макларена про дырку в стенке, через которую офицеры ФСБ передавали бывшему главе антидопинговой лаборатории Родченкову пробирки с мочой, которые потом вскрывались, неправильную мочу заменяли на правильную, и через ту же дырку в стенке ставили обратно, как выяснилось, оказалась для господ судей не менее убедительной, чем в свое время потряхивание пробиркой американского госсекретаря Пауэлла на трибуне ООН, рассказывающего аналогичную голливудскую страшилку про бактериологическое оружие Ирака.
Сейчас все трясутся с этой мочой, словно с бесценным вином многолетней выдержки.

А о чем, собственно, весь сыр-бор?
Что, кто-то сомневается, что побеждать в спорте высших достижений сегодня невозможно без применения лекарственных препаратов, которые гробят здоровье спортсменов, независимо от того, разрешены они или запрещены?
Кто-то сомневается, что спорт высших достижений давным-давно уже перестал быть средством гармоничного физического развития человека, укрепления его тела и духа, давным-давно превратился в способ заколачивания нехилых бабок и срубания политических имиджевых очков?
И что, разве это так важно для человечества, что кто-то, наглотавшись разрешенных пока ещё таблеток и в специально изготовленных кроссовках пробежит 100 метров на одну сотую секунды быстрее, чем бегали раньше те, кому не повезло родиться до изготовления этих таблеток и этих кроссовок?
Бред.

Может, пора уже перестать его нести, чтобы впредь ничья моча не ударяла в голову? Признать, наконец, что спорт высших достижений, это НЕ ЦЕННОСТЬ, ради которой стоит так убиваться на тренировках, а потом гордиться хором неизвестно чем. Признать, что ЦЕННОСТЬ – физкультура, которая не гробит, а укрепляет здоровье, а здоровье это нужно не для того, чтобы быстрее, выше, сильнее, а для того, чтобы совершать действительно великие дела.
Не на спортивных аренах.
Просто в жизни.

Ну, а если кому-то охота превратить свою жизнь в каторгу ради мнимых достижений на стадионе – вперед! Только, за свой счет, ребята.
И делайте свой маленький спортивный бизнес без воплей про то, как важны ваши липовые секундные, сантиметровые и миллиграммные успехи для всего человечества, и особенно для страны, а потому она должна вливать в вашу подготовку миллиарды, чтобы вы потом могли положить в свой личный карман миллионы.

О. ШАМРИЦКИЙ

Серия сообщений "Политические танцы с бубном":
Часть 1 - Радио "Свобода"
Часть 2 - О пользе стрельбы из рогатки
...
Часть 13 - Ройзман&Бродский
Часть 14 - Не агнцы они, козлища они…:(
Часть 15 - Когда моча ударяет в голову

Рубрики:  Сквозняк навылет
Ну, мысли там разные заумные, заморочные...

Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Кто построил Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе

Четверг, 28 Апреля 2016 г. 21:32 + в цитатник

Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе_1 (483x700, 472Kb)
Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе
Снимок Виктора Чехомова


Барокко или классицизм?
Если вы сегодня спросите, кто построил Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе, вы вряд ли получите на свой вопрос какой-то определенный ответ. Скорее всего, он будет примерно таким - имя зодчего Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе неизвестно, но храм он создал уникальный, единственный на белом свете, и больше такого нигде нет.
Нет, конечно, есть похожие. Когда речь заходит о Спасо-Преображенской церкви сразу же вспоминают, что она выстроена в стиле так называемого «сибирского барокко», что в таком стиле в конце XVIII – начале XIX века на обширном пространстве за Камнем, то есть на Урале и в Сибири было построено более ста храмов, а самые продвинутые даже назовут вам церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске, на которую Спасо-Преображенская очень похожа, но…
Тот, кто сравнивал Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе с другими храмами Урала и Сибири, построенными в это время, никак не сможет обойтись без этого «но», потому что даже неопытному глазу видно, что наша церковь, хоть и схожа с той же тобольской и в общем архитектурном плане, и в деталях декоративного убранства, но она совсем не такая.


Церковь Захарии и Елисаветы в Тобольске_3 (503x700, 369Kb)

Церковь Захария и Елизаветы в Тобольске

Церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске, несмотря на все свои достоинства, все-таки «одна из» среди храмов «сибирского барокко», а Спасо-Преображенская в Нижней Синячихе совсем не «одна из», она превосходна перед всеми остальными в этом роде.
Чем же она так выделяется, так захватывает дух, так пленяет?

Храмы часто сравнивают с кораблями, которые преодолевают в веках «житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею». Но преодолевать его можно по-разному. Перед большинством церквей, построенных в стиле «сибирского барокко», «житейское море, воздвизаемое напастей бурею», отступает, потому что они цепко держаться за грунт своими спасительными якорями. В них есть порыв – туда, ввысь, в небеса, но он словно прерван на взлете, и они, словно понимая, что полета не будет, пытаются преодолеть своё разочарование в недостаточной конструктивности целого декоративным архитектурным буйством в деталях.
Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе – совсем другая. Она очень сдержана по сравнению с ними в своем декоративном выражении чувств, но она потрясающе выразительна в целом – её порыв к небесам не сможет остановить никто и ничто.

Зодчий, работавший над проектом Спасо-Преображенского храма, смог найти такие пропорции архитектурных объемов и такую выразительную линию силуэта, что склонное к изнеженности «сибирское барокко» вдруг наполнилось невероятной для него мощью, перед которой нет никаких преград.
Вот эта церковь – она полетит! Она уже летит!


Иван Данилович Самойлов (600x519, 459Kb)
Восстановитель православных храмов и хранитель русской культуры Иван Данилович Самойлов
Снимок Владимира Макарчука


Первым на эту особенность Спасо-Преображенского храма обратил внимание его воссоздатель в наши дни Иван Данилович Самойлов. В своей книге «Сокровища Нижней Синячихи», отдав должное и легенде про строившего храм итальянского мастера, и сходству Спасо-Преображенской церкви с церковью Захарии и Елизаветы в Тобольске, он делает примечательное замечание о том, что «в облике её отчетливо проступают черты раннего классицизма», а именно «приделы к церкви отсутствуют, архитектурные объемы вытянуты по вертикали, четкая планировочная композиция придает сооружению динамизм, легкость, устремленность ввысь», а говоря об элементах стиля барокко в Спасо-Преображенской церкви, единственное, на чем он конкретно акцентирует внимание, это на том, что они «преобладают в её декоративном убранстве».
Всё это наводит на мысль, что над проектом Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе работал мастер, имеющий архитектурное образование, который традиционный для этих мест барочный облик храма переосмыслил, опираясь на принципы классицизма.
Но кто же был этот архитектор?
Его имя назвал ещё в 1994 году краевед из села Кировского Иван Павлович Жижелев. Правда, он тогда ничего больше о нем не сообщил, никаких подробностей о его жизни и творчестве, только имя. Может быть, именно поэтому его сообщение тогда не привлекло к себе того внимания, которого оно несомненно заслуживало.

Поиски и находки Жижелева
Иван Павлович тогда в связи с приближающимся 200-летием начала строительства Спасо-Преображенского храма проводил изыскания в архивах об истории основания и самой Нижней Синячихи, и строительства в ней железоделательного завода, и, конечно же, об истории строительства в селе церкви.
Вот что он, в частности, тогда написал об истории храмового строительства в Нижней Синячихе в своей публикации «Её путь и далек, и долог…» в газете «Алапаевская искра».
«По данным переписи Г. Черткова и А. Бернацкого, Нижняя Синячиха как поселение возникла в 1666 году. До середины XVIII века её жители не имели своей церкви, ходили молиться в Алексеевский храм в Алапаевске. Но в марте 1754 года направили ходоков в Тобольск, к митрополиту Сильвестру с покорнейшим прошением разрешить построить свой храм.
Такое разрешение было получено, и в Нижней Синячихе была построена небольшая деревянная церковь. Она простояла без ремонта сорок лет и обветшала. В 1794 году мурзинский благочинный обратился к пермскому епископу за помощью – просил денег на ремонт. Но епархия, выполняя указ Императрицы Екатерины II о замене обветшавших деревянных церквей каменными, распорядилась о строительстве новой церкви по проекту известного пермского архитектора Паульсена Поунада.
О времени постройки Спасо-Преображенского храма сообщается в изданной в 1902 году книге «Проходы и церкви Екатеринбургской епархии», где написано, что существующий ныне в Нижнесинячихинском заводе храм «построен нераздельно с колокольней, каменный, двухэтажный, начат был постройкой 12 мая 1794 года, а к 1823 году окончен вполне…»
.

Итак, каменную Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе епархия распорядилась строить по проекту «известного пермского архитектора Паульсена Поунада».
В 1794 году архитектор в Перми мог быть только один – губернский. К счастью, все губернские архитекторы, начиная от введения этой должности в штате Пермского наместнического правления в соответствии с Указом Сената от 21 января 1782 года и до 1917 года, известны. Их список опубликован пермскими историками Александром Сергеевичем Терехиным и Леоном Сергеевичем Кашихиным.
И в этом списке третьим стоит имя Готлиба Христиана Паульсена, исполнявшего обязанности губернского архитектора с 1784-го по 1788 год.
Правда, Спасо-Преображенский храм был начат постройкой в 1794 году. Но ведь в распоряжении епархии и не говорится, что Паульсен непосредственно его строил. Для строительства был выбран его проект, видимо, сделанный им ранее. Кстати, в пользу такого предположения говорят ещё два факта: первый – что между обращением о ремонте обветшалой деревянной церкви в Нижней Синячихе и началом строительства каменного Спасо-Преображенского храма проходит всего около 4 месяцев, а второй - что примерно в это же время, в 1793-1794 годах, в Перми строился Архиерейский дом, тоже по проекту Паульсена.
Так кто же он все-таки был такой, этот Готлиб Христиан Паульсен?

Готлиб Христиан Паульсен
До недавнего времени его имя, несмотря на то, что он долгие годы проработал в Санкт-Петербурге и оставил там несколько примечательных зданий, а так же два нереализованных, но очень интересных архитектурных проекта, не упоминалось даже в подробных пособиях по истории русской архитектуры XVIII века. Из забвения его извлек Виктор Вячеславович Антонов, автор ряда книг, в которых он, опираясь на свои многолетние архивные изыскания, рассказывает о неизвестных или прочно забытых людях, зданиях, событиях и фактах из истории Санкт-Петербурга.
Из этих книг нас интересует самая последняя – «Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура», где как раз идет речь об Готлибе Христиане Паульсене, архитекторе, мастере раннего петербургского классицизма.
По данным «Петербургского некрополя», Готлиб Христиан Паульсен (или на русский лад Христофор Христофорович Паульсен) родился 17 ноября 1744 года в Санкт-Петербурге, в семье штаб-лекаря лейб-гвардии Конного полка Христиана (Христофора Михайловича) Паульсена и дочери пастора Христины Нацциус.

Архитектуре Готлиб Христиан учился у своего зятя – Фельтена, главного архитектора Канцелярии от строений, который был женат на его старшей сестре Анне. Обучение проходило в 1761–1763 годах и состояло из исполнения чертежей и практических занятий. Паульсена своим учеником называл также Бартоломео Растрелли, строитель Зимнего дворца, но учиться у него юноша мог только до августа 1762 года, то есть до того, как придворный архитектор надолго уехал за границу.
От Фельтена и Деламота, двух виднейших зодчих столицы, Паульсен получил хорошую аттестацию: «обучался архитектуры цивилис (то есть гражданской архитектуре), в рисовании всяких чертежей и от руки, а также в практиках и математике». В июле 1764 года он был принят с ежегодным окладом в 100 рублей «архитектурии помощником третьего класса... в команду архитектора Фельтена», занятого строительно-отделочными работами в Зимнем дворце, только что законченном Растрелли.
Но долго в Петербурге он не проработал – 4 мая 1766 года подал просьбу «для приобретения совершенной науки отъехать в другие иностранные государства на своем коште». В этой поездке, которая «из-за приключившейся болезни» вместо отпущенных двух лет продлилась три года, Паульсен посетил Францию и Италию, две страны, определявшие архитектурный стиль в Европе тех лет. Этот стиль именовался классицизмом и вдохновлялся постройками императорского Рима.

Вернувшись в 1769 году в Петербург, Паульсен продолжил в качестве помощника архитектора свое сотрудничество с Фельтеном, но 11 февраля 1772 года из-за повреждения ноги вышел в отставку в чине подпоручика. Через четыре года он уже поручик, в 1779 году – капитан. Уйдя от Фельтена, Паульсен в 1778 году, когда он получил звание архитектора, устроился в строительной экспедиции Главной полицмейстерской канцелярии помощником Христиана Людвига Кнобеля (1725–1782), который заведовал обывательской застройкой столицы и утверждал проекты частных домов.
После кончины Кнобеля Паульсен 1 июля 1782 года занял место архитектора Управы благочиния, оставаясь на нем до своего выхода в отставку 31 октября 1809 года статским советником, то есть в генеральском чине. В то же самое время он в 1788–1797 годах, что также очень важно для нас, служил губернским архитектором.
Умер Готлиб Христиан Паульсен 7 января 1811 года и погребен на Волковом лютеранском кладбище.


Лютеранская церковь святой Марии в Санкт-Петербурге (564x700, 288Kb)

Финская лютеранская церковь святой Марии в Санкт-Петербурге.
Архитектор Г.Х. Паульсен


Виктор Антонов в своей книге называет постройки Готлиба Христиана Паульсена, которые удалось выявить на сегодняшний день. Прежде всего, это выстроенная им в 1803–1805 годах финская кирха св. Марии на Большой Конюшенной. Эта базилика оформлена по фасаду дорическим портиком из четырех колонн, завершенным треугольным фронтоном, над которым возвышается небольшая главка с куполом. По сторонам портика в нишах ранее стояли статуи апостолов Петра и Павла.
Но это поздняя работа Паульсена – к более ранним относятся два его собственных дома, выстроенные в стиле безордерного классицизма. В 1807 году Паульсен составил проект еще одного жилого дома – на набережной реки Фонтанки. Четырехэтажное здание, украшенное портиком из четырех коринфских пилястр, было окончено в 1812 году. На улице Якубовича стоит ещё один жилой дом, автором которого был зодчий. Вытянутое двухэтажное здание было возведено в конце 1790-х годов для причта Исаакиевского собора. Его простой фасад, оформленный только горизонтальными тягами и треугольным фронтоном, не изменился со времени постройки.
Из прошения вдовы архитектора выясняется, что он построил Вознесенский мост через Екатерининский канал. А до того ему пришлось по долгу службы перестраивать здание Главной полиции на набережной Мойки, близ Невского.
Ну и что, спросите вы, для чего этот длинный список, какое отношение все эти дома имеют к Спасо-Преображенскому храму в Нижней Синячихе? Ответ будет такой – этот список показывает, что Паульсен был весьма разносторонним мастером.
Но ещё важнее его неосуществленные проекты. Виктор Антонов приводит два из них – будучи в 1788–1797 годах губернским архитектором Паульсен спроектировал однопрестольную каменную церковь Спаса Нерукотворного Образа в селе Чирковицы на Нарвском тракте. Этот неосуществленный проект подписан его фамилией и хранится в музее Академии художеств. А в 1800 году зодчий предложил план урегулирования Стрелки Васильевского острова, чему позже посвятили свои проекты Захаров, Томон и Кваренги.


Паульсен_Архиерейский дом в Перми (595x340, 296Kb)

Архиерейский дом в Перми
Архитектор Г.Х. Паульсен


В Перми к постройкам Готлиба Христиана Паульсена относят два здания - Архиерейский дом и Губернаторский дом, а также полагают, что он был автором проекта строительства Пермского кафедрального собора.

Вместо P.S.
Подведем итоги:
- архитектурный облик Спасо-Преображенской церкви свидетельствует о том, что её проект был разработан зодчим, который в своем творчестве руководствовался принципами классицизма;
- существует распоряжение епархии, о котором писал И.П. Жижелев, о строительстве каменной Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе по проекту пермского архитектора Паульсена Поунада;
- губернским пермским архитектором в годы, непосредственно предшествующие строительству Спасо-Преображенской церкви, был петербургский архитектор Готлиб Христиан Паульсен;
- Готлиб Христиан Паульсен является мастером раннего классицизма, он известен как автор ряда осуществленных и неосуществленных проектов зданий в Санкт-Петербурге, в том числе и проекта однопрестольной каменной церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Чирковицы на Нарвском тракте.
Все это позволяет утверждать, что автором проекта Спасо-Преображенского храма в Нижней Синячихе был именно петербургский архитектор Готлиб Христиан Паульсен.

О. ШАМРИЦКИЙ

.

Серия сообщений "История одного города":
Про мой "бунташный" Алапаевск
Часть 1 - Не в бревнах, но в ребрах...
Часть 2 - Четыре минуты мужества
...
Часть 16 - Проклятая и забытая
Часть 17 - Дорога, которую ждали 30 лет
Часть 18 - Кто построил Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе



Понравилось: 6 пользователям

Поиск сообщений в Олег_Шамрицкий
Страницы: [40] 39 38 ..
.. 1 Календарь