-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Натусик1955

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.06.2012
Записей: 15576
Комментариев: 619
Написано: 16239


путешествие

Понедельник, 16 Июня 2014 г. 05:35 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова Бирон-замок героев и воинов

                                                                                                 

Со своего высокого холма замок Бирон высокомерно взирает на территорию между Дордонью и Лотоном. Он так мощен, так обширен, что напоминает скорее целую укрепленную деревню, и лишь головокружительная высота его уходящих в небо остроконечных башен придает ему внешность дворца. 

 

Внутренний двор также нельзя назвать обыкновенным двором, он носит название «Оружейная площадь». Здесь жили воины, и это чувствуется.

                                             


И не столь уж важно, что подойдя поближе вы легко уловите отпечатки самых разных столетий, самых разных стилей! От всего веет величием, а это именно то, что, в конечном счете, дорого стоит хозяевам, истинным воинам.

                                               

Мужчинам этого рода отводилась исключительная роль. Что касается женщин, они, напротив, вынуждены были довольствоваться скромным местом: их рассматривали лишь как орудие для продолжения рода. Редкий раз в их семье рождалась женщина, для которой были уготованы хоть небольшие радости жизни.

                                                 

Феодальная башня Биронов (XII век)

                                                


В самом деле, следует окунуться в самую глубину тех времен, чтобы отметить для себя, что все эти благородные бароны имели жен, матерей и что, наконец, они не могли сразу же родиться в доспехах и с чувством собственной исключительности. Однако в многочисленных летописных историях не упоминается ни одна, хоть сколько-нибудь интересная дама. Итак, поскольку перед нами мужской замок, вернемся к истории этих великих мужей.


В XII веке род Гонто, происходивший от одной из ветвей рода Капе, обосновался в Бироне, уже тогда являющемся довольно могущественной сеньорией, так как он входил в состав знаменитого поместья де Перигор. Здесь Гонто задержатся до XX века. Это — почтенные господа, занимающие очень высокое положение при дворе герцогов Аквитанских.

                                                

Курдонёр и крыльцо лестничной башни, связавшей замок Понса (правее) и донжон (левее)


Однако в начале XIII века разражается крестовый поход против альбигойцев. Возглавляет отряд баронов Симон де Монфор. Он подбирается к Бирону и даже, в 1211 году, завладевает поместьем. Наколов на свое копье все живое, что только попадается ему, Монфор оставляет здесь одного из своих подчиненных по имени Мартен д'Альгаис, а затем продолжает свой путь.

 

Довольно неудачная идея: оставшись один в Бироне, Альгаис приходит к выводу, что замок ему подходит, и в надежде на его присвоение, он покидает христианскую партию, чтобы присоединиться к своим бывшим врагам.

На плане крепости: 1) часовня; 2) малые конюшни; 3) казначейство; 4) большой балкон; 5) феодальная башня; 6) жилище сеньоров; 7) замок Понса; 8) донжон; 9) перистиль; 10) замок маршалов; 11) башня Генриха IV; 12) башня Сен-Пьер; 14) башня консьержа

Но не тут-то было. Монфор возвращается, вновь захватывает замок, разрушив на сей раз крепость почти до основания, а затем приговаривает арестованного предателя к смерти. Он «привязал его к хвосту лошади, которая протащила его сквозь армейские ряды, а затем, совершенно искалеченного, повесил».

Вид на верхний ярус часовни; правее, башня консьержа и вход


Как только утихают последние раскаты грома, Гонто возвращаются домой и принимаются наводить порядок. К XV веку появляется один из самых значительных персонажей этой знатной семьи, Пон де Гонто-Бирон, который покажет итальянцам, на что способны «разгневанные французишки». Это происходит при сражении в Форнуэ.


Молодой Пон следует за королем Карлом VIII, который останавливается в Италии, чтобы вновь завоевать то, что он считал «своим»— королевство Неаполь. Дело сделано, и король со своим окружением греется под ласковым солнышком в Капуе, однако очень скоро они получают весть о том, что мощная коалиция собирается преградить им обратный путь. Тотчас же король уезжает, оставив часть своей армии Жильберу де Монпансье.

Но командование десятью миллионами людей он доверяет только Понсу де Гонто.


5 июня 1495 года, на рассвете, молодой де Гонто обрушивается со своими людьми на сорокатысячную армию противника, мирно расположившуюся на равнине в Форнуэ и совсем не ожидавшую нападения. В то время как король в Наварре помогает герцогу Орлеанскому, Пон, выиграв этот поединок, сразу же попадает на страницы Истории. Он покоится в часовне замка, в великолепной усыпальнице рядом со своим братом, епископом Арманом… Он был дедушкой первого маршала де Бирона.

                                                  

Сенешаль Беарна Эли де Гонто де Сен-Женьес (ум. 1598); женат на сестре Сюлли; дочь замужем за Жаном II де Гонто-Бирон

                                            


Его сын Жан, губернатор Сен-Кантена, принял смерть во имя короля, не дождавшись своего славного часа. Но остановим свое внимание на Армане де Гонто, паже королевы Наваррской, затем губернаторе Сен-Дени, маршале Франции, который примет славную смерть в битве при Эпернеи, и о котором Брантом напишет следующие строки: «Его голову снесло пушечным ядром, счастливая смерть, если, конечно, верить Цезарю, который считал внезапную смерть самой лучшей смертью».

                                              

Арман де Гонто, барон де Бирон

                                              


Что касается его сына, Шарля-Армана, то он также был вынужден отправиться в мир иной без головы, но совсем другим способом. «Храбрый воин, рисковый до мозга костей, счастливый во всех предприятиях, выигранных скорее из безрассудства, чем из осторожности. Жадный до славы, амбициозный сверх всякой нормы, гордый и высокомерный, наделенный невыносимой спесью, которая, в конце концов, принесет ему крах и несчастье». Эта гордыня станет причиной его гибели.

                                            

Шарль Арман де Гонто, герцог де Бирон


Сослужив прекрасную службу Генриху IV в битве при Иври, а также в сражении в Арке, заполучив трон в Руа-не, Бирон перестал обращать внимание на что-либо, кроме своих амбиций; ему уже, право, нечего было желать, разве что стать королем Франции. Адмирал Франции в 1592 году, затем маршал Франции в 1594 году, губернатор Бургундии в 1595 году и, наконец, герцог и пэр три года спустя. Словом, Бирон поднялся на самую верхнюю ступень социальной лестницы. Однако он, вероятно, посчитал, что король мало сделал для него, и потому поспешил на секретные переговоры с Испанией и Савойей.


Он был слишком высокопоставленным господином, чтобы эти его действия оставались незамеченными. Представ в Лувре перед Королем, который все еще отказывался поверить в виновность одного из своих старых товарищей, Бирон отказался признаться, таким образом он поплатился королевским прощением… Когда, арестованный и заключенный в Бастилию, он был приговорен к смертной казни, король отказал ему в помиловании, заявив: «Было бы скорее жестокостью, нежели милостью, сохранить жизнь этому маршалу, который так бессовестно относится к своей собственной жизни и к жизни своего государства, от коего он получил всевозможные блага».

                                         

                                        


Естественно, Бирон превратно понял слова своего короля и не замедлил выразить свой протест неблагодарному монарху, который, по его мнению, конечно же был обязан ему почти всем. Единственная уступка, на которую согласился Генрих IV, заключалась в том, что эшафот, обитый черной материей, установили во дворе Бастилии, а не на Гревской площади, как то ранее планировалось. Приговоренный был в ужасе: «Грев? Вот она плата за все мои услуги — умереть безвестно!» Говорят, перед тем, как умереть, он приказал палачу: «Пошевеливайся! Давай, оприходуй меня, да побыстрее!..»

                                                       

Шарль Арман де Гонто, 2-й герцог де Бирон 


Генрих IV был слишком благороден, чтобы завладеть имуществом погибшего. Он ограничился лишь тем, что взял себе герцогство, которое опять станет маркграфством до той поры, пока в 1723 году Людовик XV не завещает его Шарлю-Арману де Гонто, старейшине французских маршалов. Его сын, который также являлся маршалом, сделал парижанам милый подарок в виде гостиницы Бирона, известной сейчас как музей Родена.


А вот еще один Бирон, ничем не хуже других. Это племянник предыдущего. Его зовут Арман — Луи де Гонто, герцог де Лозан, затем герцог де Бирон. Он унаследовал замок и дом в Париже, а также сказочную репутацию коварного сердцееда. Ну вот, и в нашей военной истории появляются наконец юбки!

Надгробия Понса де Гонто (в центре) и Армана (справа) в верхней часовне


Лозан (под этим именем он более известен) высок, хорошо сложен и необыкновенно красив. Он коллекционирует разбитые сердца и частенько провоцирует скандалы. Это не мешает ему быть храбрым солдатом. Друг Ла-файетта, он отправляется воевать за независимость Соединенных Штатов, возглавляя нечто вроде Иностранного Легиона, и, естественно, покрывает себя славой. Заговорив о нем, нельзя оставить без внимания небольшую загадку: являлся ли он и вправду любовником Марии-Антуанетты?


Известно, что молодая королева не была избалована вниманием короля, своего супруга. Известно также, что она любила окружать себя хорошенькими сумасбродными женщинами и молодыми, благородными и красивыми мужчинами. Лозан входил в их число. Он также входил в круг тех, кому была оказана великая честь развлекать королеву, когда, заболев корью, она вынужденно не покидала своей комнаты.

Вид на двухъярусную часовню из посёлка Бирон


Летом 1775 года популярность молодого Лозана достигла апогея. Королева постоянно желала видеть его подле себя. Поговаривают, что однажды Мария-Антуанетта восхитилась большим белым журавлиным пером, красовавшимся на головном уборе ее друга, и Лозан не замедлил подарить его ей; тем же вечером перо появилось на голове королевы. Но послушаем, что об этом говорит мадам Кампан: «Гордость его (Лозана) предвкушала слишком высокое вознаграждение.

Подарив журавлиное перо, он подождал немного и попросил аудиенции: королева предоставила ее ему, как, впрочем, сделала бы это и по отношению к любому другому обитателю двора, окажись он на его месте и обладай столь же высоким рангом. Я находилась в соседней комнате: спустя некоторое время после его прихода, королева распахнула дверь и произнесла громким и раздраженным голосом.» Уходите, мсье!«Господин де Лозан низко поклонился и исчез. Королева была сильно возбуждена. Она сказала мне:» Никогда я больше не приму этого человека…

«В своих же» Мемуарах» Лозан без колебаний сообщает, что Мария-Антуанетта питала к нему нечто гораздо большее, чем простое расположение.


Эта эпоха была для Лозана временем глубокой немилости и высокой благосклонности. Испытав немало разочарований, он переходит на сторону Революции, становится генералом рейнской армии, затем выступает против вандейцев, которых разбивает в Партенеи. Однако вскоре его обвиняют в предательстве, арестовывают, сажают в тюрьму и приговаривают к смерти.

Он поднимается на эшафот на площади Революции с той же улыбкой, какие он расточал в салонах Трианона. Его жена, урожденная Амелия де Буфлер (он все-таки нашел время, чтобы жениться, не успев, однако, обзавестись детьми), также закончит свою жизнь под страшным топором следующей весной…

Эпоха расцвета замка Бирон началась при бароне Понсе де Гонто и его брате Армане, епископе Сарла с 1498 по 1519 год; оба отмечены стремлением восстановить и приукрасить замок своих предков. Понс, будучи старшим сыном и, следовательно, военным, сопровождал короля Карла VIII в итальянском походе и пользовался расположением папы Александра VI, который в 1495 году благословил возведение в замке господской часовни. Арман, будучи младшим сыном, посвятил свою жизнь служению Церкви и, благодаря его стараниям Бирон, Сарла и Иссижак получили церкви и кафедральный собор

 Восстановительные работы также коснулись и величественной феодальной башни. С обеих сторон башни восстановили жилые помещения, образующие парадный двор. Простая компоновка и непритязательный интерьер комнат в этих жилищах не изменились с тех пор. Такую относительную простоту нарушает только угловая лестничная башня, связывающая эти два жилища, благодаря своим окнам с украшенными свесами. Завершив задачу восстановления крепости, Понс занялся новым строительством на ещё свободной территории холма Биронов.

 

                                                

                                                

Новое здание Понс построил наверху вдоль парадного двора присоединив его к восьмиугольному донжону XV века; новое жилище барона было изолировано от старых жилых помещений. Лестничная башня новостройки одной своей плоскостью примыкает к донжону. Входные врата, лестница, освещение помещений и камины продуманы и выполнены с большой любовью и знанием дела и поэтому новый комплекс казался отдельным самостоятельным замком. В конце XVI века на всех ярусах донжона распланировали и оборудовали комнаты.

Арман, младший брат Понса де Гонто, был увлечён благоустройством семейного замка ничуть не меньше и он полностью сосредоточился на строительстве новой часовни замка, которая должна была заменить ближнюю к замку церковь и стать пантеоном семьи Гонто. 8 апреля 1515 года на Пасху состоялось первое богослужение в верхней часовне. Верхняя часовня была отведена для сеньоров Бирона, а нижняя часовня служила церковью для крестьян и жителей поселения.

Такая «двойная» конструкция церкви наглядно показывает существовавшее тогда иерархическое разделение общества. Поскольку часовня строилась очень быстро — с 1499 по 1515 год — этим объясняется гармоничное единство здания. Со временем в интерьере верхней часовни на своих местах остались только искусно выполненные надгробия Понса и Армана де Гонто, эффигии которых значительно пострадали с течением времени.

Иконографические скульптурные композиции Пьета и Положение во гроб, расположенные прежде в хорах и погребальной часовне, сейчас находятся в коллекции нью-йоркского Метрополитен-музея, куда их продал Гийом де Гонто-Бирон чтобы решить свои финансовые затруднения и поддержать репутацию антиквара.

Понс де Гонто умер в 1524 году, а его брат Арман — в 1531 году. С их смертью в замке Бирон завершилась эпоха крупных реконструкций, поскольку другие члены семьи относились к фамильному владению не столь внимательно.

При Жане де Гонто, сыне Понса, началось великое вхождение представителей рода Гонто-Биронов в близкий круг французских королей. Жан посвятил себя военной службе, был пленён в итальянском походе, а позже выполнял дипломатические поручения короля Франции. В ходе сражения при Сен-Кантене Жан де Гонто был ранен и взят в плен, где он и скончался в 1557 году.

Его сын Арман пользовался расположением короля Генриха III и в 1577 году Арман де Гонто был произведён в маршалы Франции. Благодаря смелости и воинским навыкам маршал Бирон также пользовался доверием следующего короля, Генриха IV. Арман погиб при осаде Эперне в 1592 году.

Вскоре после гибели первого маршала Бирона на его место пришёл Шарль, старший сын, чьё честолюбие не уступало его безрассудству[8]. Всего лишь за несколько лет он собрал множество званий и поощрений: в 1594 году ему присвоено звание маршала Франции, в 1597 году он назначен главным маршалом Франции, в 1598 году Шарль де Гонто был возведён в достоинство герцога и пэра Франции, а его барония Бирон стала герцогством-пэрством.

Живя вдалеке от Перигора Арман, и затем Шарль, изредка наведывались в свой замок, леса и охотничьи угодья. Во время кратковременных пребываний в замке они начинали новые строительные проекты, которые оплачивались деньгами королей. Основным проектом того периода стало возведение «замка маршалов»; проект, задуманный Арманом де Гонто, после смерти маршала был продолжен его супругой и двумя сыновьями, Шарлем и Жаном.

Это третье здание было заложено рядом с первоначальным средневековым замком и замком Понса де Гонто, нарушив при этом целостность оборонительной системы крепости. Сначала построили внушительный квадратный особняк, а потом к нему пристроили жилое здание, каждый этаж которого украсили свисающим карнизом. Стены здания были подняты когда в Перигор пришло известие о казни маршала Бирона 31 июля 1602 года

Окончание строительства замка маршалов затянулось почти на столетие; внутреннюю планировку и шиферную кровлю выполнить не успели. Наказание за измену Шарля распространялось также на семью Гонто-Биронов и их имущество; титул герцогства-пэрства был отозван. В замке Бирон обосновался младший брат казнённого Шарля, Жан II де Гонто, который тоже успел отличиться на военной службе и поэтому пытался вернуть расположение короля к семье Гонто-Биронов.

Заключительное слово о замке. Последний проживающий в нем Бирон, маркиз и знаменитый коллекционер, продаст его на следующий же день после начала первой мировой войны и отправится в Швейцарию.

В 1959 году в замке были сняты отдельные сцены фильма «Капитан» режиссёра Андре Юнебеля с Жаном Маре и Бурвилем.

В 1978 году департамент Дордонь выкупил замок Бирон, после чего в нём были выполнены реставрационные работы.

В 1994 году здесь был снят фильм «Дочь д’Артаньяна» с Софи Марсо и Филиппом Нуаре.

В 2012 году начались восстановительные работы на несущих конструкциях в замке маршалов. Работы, стоимостью 2,3 миллиона евро будут завершены в течение двух лет

Литература
Jean-Luc Aubarbier, Michel Binet Le Périgord. — Ouest-France, 2009. — 143 p
Anne-Marie Cocula Visiter le château de Biron ou L'aventure de la longue histoire d'un lignage. — Sud-Ouest, 1999. — 32 p. 
Jacques Lagrange Le Périgord des Mille et Un Châteaux. — Перигё: Pilote 24, 2005.
Charles-Laurent Salch Dictionnaire des châteaux et des fortifications du Moyen Âge en France. — Страсбург: Éditions Publitotal, 1979. — P. 157.

Некоторые фото:http://france-guide.livejournal.com/,

Рубрики:  путешествия

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку