огда-то в одном из вузов довелось услышать шуточную студенческую песенку, начинавшуюс€ словами « ак на ѕоле  уликовом собирались кулики, и в пор€дке бестолковом быстро строились полки.  ак дохнули перегаром – за версту разит. ѕоднатужимс€ реб€та! Ѕудет враг разбит!» ¬ советское еще врем€ это было.   чему сейчас вспомнилась эта шутейна€ песн€?

ƒа к тому, что восьмого сент€бр€ 1380 года, то есть 637 лет тому назад произошло ћамаево побоище, или  уликовска€ битва, в которой русское войско, собранное московским кн€зем ƒмитрием ƒонским, разбило войско одного из, как бы сказали теперь, лидеров «олотой ќрды - ћама€. Ќекоторые историки считают, что эта победа стала своеобразным истоком по€влени€ –оссии – во всей ее силы и славе, во всем ее величии. “ак что, какие уж тут шутки? ѕравда, есть и друга€ точка зрени€, котора€ гласит, что  уликовска€ битва – лишь один из эпизодов, ничем не выдел€ющийс€ из р€да других таких же эпизодов, предопределивших будущий подъем –уси и ослабление ее соперников.

 

 

»стори€, мифы и легенды

 

 уликовска€ битва остаетс€ тайной, покрытой мраком

 

 ак бы там ни было, событие, пр€мо скажем, неординарное. ƒаже, можно сказать, величественное. » это несмотр€ на то, что, возможно, правы те, кто говорит о побоище как всего лишь об эпизоде.   этому вопросу мы еще вернемс€. —ейчас же лишь отметим, что  уликовска€ битва до сих пор остаетс€ в большой мере тайной, покрытой мраком. ”ж как ни старались и ни стараютс€ ученые приоткрыть завесу этой тайны, а все равно кажда€ нова€ верси€ опровергает предыдущую, чтобы самой оказатьс€ опровергнутой через некоторое врем€. ћного различных наслоений, противоречащих друг другу преданий, обрывочных сведений, невн€тных легенд. ’от€ что-то ученым все же удалось разгадать. ¬ чем-то они сход€тс€. Ќо кто знает, не по€витс€ ли что-то, что снова заставит их вступить в полемику даже по уже, казалось бы, про€сненным вопросам.

 азус белли

 

ћамай готовилс€ напасть осенью

 

¬се сход€тс€ на том, что непосредственным, формальным поводом, приведшим в конце концов к битве, стало то, что ƒмитрий ƒонской отказал ћамаю в его требовании увеличить размер дани. ћамай потребовал, чтобы ему платили столько, сколько платили при ƒжанибеке. ќднако если верить историкам, это действительно лишь формальный повод. »сторики сообщают нам, что во второй половине XIV века происходило одновременное усиление и ћосковского кн€жества, и позиций ћама€, боровшегос€ за власть в «олотой ќрде. Ќе будем сейчас вдаватьс€ в подробности политики ћама€ и ƒмитри€, скажем только, что они просто не могли не столкнутьс€. » вот момент настал.

«Ќо разведка доложила точно»

ƒа, о планах ћама€ в ћоскве стало известно заранее. ƒело в том, что к нему был послан «ахарий “ютчев с золотом. ƒл€ переговоров. Ќо, видимо, не только дл€ переговоров. ѕотому что именно от него и стало известно о союзе ћама€ с великим кн€зем литовским ягайлом и ќлегом –€занским. «атем еще посылались две так называемые сторожи за €зыком. —ведени€ подтвердились. ƒаже примерное врем€ предполагаемого вторжени€ ћама€ с союзниками стало известно.

—колько их было?

 

»сторики называют разные цифры численности войск ƒмитри€ и ћама€

 

¬от теперь стоит поговорить о разночтени€х, предани€х, мифах, путанице в оценках фактов и цифр. Ќачнем, пожалуй, с численности русского войска, готовившегос€ отразить нападение. “ут, как говор€т бухгалтеры, цифры не бьют. ƒостаточно сказать, что говорилось и о двухстах тыс€чах воинов ћосковского кн€жества вкупе с союзниками и о четырехстах тыс€чах. ќднако позже ученые сошлись на п€тидес€ти-шестидес€ти тыс€чах. Ќо и это еще не всЄ. Ќекоторые исследователи отмечают, что на самом деле непосредственно в битве от московского войска могло участвовать шесть-дес€ть (6-10) тыс€ч человек, как, кстати, и от войска ћама€. ѕри этом в основном – всадников. », таким образом, это была, по сути, конна€ схватка, причем дливша€с€ не три летописных часа, а около получаса. “акие же нестыковки и в оценке численности войска ћама€: от шестидес€ти до восьмисот тыс€ч человек. Ќу и, конечно, шесть-дес€ть тыс€ч всадников, если прин€ть версию о кратковременной конной схватке.

«» вот нашли большое поле»

”ченые, опира€сь на сведени€ из летописей, где говорилось, что сражение случилось на ƒону усть Ќепр€двы, вы€снили, что в те времена на левом берегу Ќепр€двы был... лес. —плошной. Ќикакого тебе пол€. ќднако все-таки обнаружилс€ безлесный участок. » был определен, собственно, размер места боевых действий – два километра в длину, восемьсот (максимально) метров в ширину. ¬от, получив такие размеры, и стали говорить о том, что в битве принимало участие от шести до дес€ти тыс€ч всадников с обеих сторон.

Ѕлагословение —ерги€ –адонежского

 

—ергий –адонежский благословил воинство ƒмитри€ ƒонского

 

¬сем, мало-мальски интересующимс€ историей  уликовской битвы, известен, несомненно, эпизод благословени€ русского войска —ергием –адонежским.  ак отмечаетс€, такое распространение сведени€ о нем получили, благодар€ житию преподобного. √оворитс€, что поначалу —ергий –адонежский посоветовал кн€зю про€вить смирение и почтить ћама€ дарами, чтобы сберечь жизни христианские.  огда же ƒмитрий сказал, что уже сделал это, а ћамай не угомонилс€, старец благословил его, предсказав победу. Ќо также отмечаетс€, что в ранних источниках о сражении факта такого благословени€ нет.

ѕересвет и „елубей

 

ѕоединок ѕересвета и „елубе€ может быть всего лишь легендой

 

“ака€ же истори€ со знаменитой схваткой перед сражением инока ѕересвета с татарским воином „елубеем. » сам ход их поединка описываетс€ в разных источниках по-разному, и даже факт его проведени€ признаетс€ не всеми историками.

ƒонска€ икона Ѕожией ћатери

 

ƒонска€ икона Ѕожией ћатери

 

≈сть еще одна интересна€ легенда, св€занна€ с ћамаевым побоищем. якобы уже после битвы, возвраща€сь в ћоскву, кн€зь заехал в —иротин, казачий городок. » там получил в дар икону, котора€ после стала одной из русских величайших св€тынь. ѕо другой версии, казаки сами прибыли с иконой в стан русского войска еще до битвы, и во врем€ сражени€ она находилась в этом стане, и победа была одержана, благодар€ ее заступничеству. ¬ любом случае сегодн€ она известна, как ƒонска€ икона Ѕожией ћатери. ¬ –оссийской империи она была особо чтимой св€тыней, и к ней всегда обращались, когда возникала опасность нашестви€ врага.

—жечь за собой мосты

 

ќрдынцы проиграли еще до битвы

 

” нас не стоит задачи давать подробное описание самой  уликовской битвы. “ам было всЄ. » трезвый расчет, и удача, и хитрость, и дерзость. ѕоначалу русское войско оказалось в очень т€желом положении, но затем ход сражени€ был переломлен, и только большие потери, как отмечают некоторые историки, не позволили развить успех. ќдно можно выделить: не будет, пожалуй, слишком большим преувеличением, если сказать, что битва была выиграна еще до ее начала. ƒмитрий перевел войско на южный берег ƒона и уничтожил мосты за собой, таким образом решив две задачи: не дал ћамаю соединитс€ с союзниками и обеспечил тыл войска в случае их подхода.

„ем сердце успокоилось

ј теперь вернемс€ к оценке историками последствий  уликовской битвы.  ак было сказано выше, кто-то полагает, что с нее, в какой-то мере, началось, вернее, получило возможность продолжитьс€, становление великой –уси. “ой –уси, котора€ затем выросла до империи и под разными наименовани€ми, пережив не единожды смену политического стро€, существует по сей день. ѕоскольку это и огромный шаг к освобождению от зависимости от «олотой ќрды, и христианский подвиг противосто€ни€ агрессии иноверцев. ƒругие же, как было отмечено, говор€т, что значение этого сражени€ не стоит преувеличивать, что реальным его бенефициаром стал “охтамыш, получивший ослабление и ћама€, и ƒмитри€, что никуда не делось владычество золотоордынских правителей. Ќо ведь и факт того, что после битвы ћосква превратилась в своеобразный идеологический центр объединени€ восточнослав€нских земель, нельз€ упускать из виду.

—имвол духовного подвига

 

 уликовска€ битва - символ духовного подвига

 

 ак бы там ни было, здесь мы подходим к вопросу о том, что реальные исторические факты (реальность и интерпретаци€ которых настолько разн€тс€ в изучении и осмыслении ученых) и их символическое значение зачастую не совпадают. ” символов свое содержание. » оно часто и густо играет гораздо более важную роль в становлении того или иного государства, нежели историческа€ реальность (снова-таки, реальность, котора€ различна дл€ различных исследователей).  уликовска€ битва как раз и стала одним из таких символов. —одержание его дл€ русского человека (русского в самом широком, наднациональном смысле) духоподъемно. «десь есть на что оперетьс€, от чего оттолкнутьс€, чтобы устремитьс€ ввысь.

»сточник