Ўведский психиатр: “ак мы выращиваем дерзких паршивцев, а когда мы стареем и др€хлеем, они сдают нас в дом престарелых.

ѕсихиатр ƒэвид Ёберхард: “ак мы выращиваем дерзких паршивцев

Ўведский психиатр, автор книг ƒэвид Ёберхард говорит, что либеральное воспитание вредит и дет€м, и родител€м. ∆аннетт ќтто беседует с ним в —токгольме.

 

“÷айт”:  огда ¬ы в последний раз были со своими детьми в ресторане?

ƒэвид Ёберхард: —овсем недавно. ѕочему ¬ы спрашиваете?

“÷айт”: ѕотому что владельцы заведений в —токгольме сыты по горло детьми, не умеющими себ€ вести. ќдно кафе даже запретило вход дл€ семей [с детьми]. » это в чадолюбивой Ўвеции.

Ёберхард: я прекрасно понимаю, о чем идет речь. ¬сегда наход€тс€ дети, которые орут, проливают напитки, нос€тс€ по помещению или при температуре минус п€ть градусов открывают входную дверь настежь. –одители сид€т р€дом, и даже не думают вмешиватьс€.

“÷айт”: ѕочему тогда детей не урезонивают другие?

Ёберхард: Ќа это никто не решаетс€. –одител€м очень непри€тно, когда критикуют их детей. –аньше наше общество было обществом взрослых людей. Ѕыли единые ценности касательно вопросов воспитани€. ≈сли ребенок вел себ€ неприлично, к нему подходили и говорили: прекрати! “акой согласованности больше нет. ћы, взрослые, теперь отвечаем не друг за друга, а лишь за своих детей.

“÷айт”: ¬аша нова€ книга “ƒети у власти” через несколько недель выходит на немецком €зыке. ¬ ней ¬ы утверждаете, что либеральное воспитание как метод провалилось. ѕочему?

Ёберхард: ѕотому что родители больше не ведут себ€ как ответственные взрослые. ќни полагают, что должны быть лучшими друзь€ми своих детей. ќни став€т себ€ на одну ступень с детьми, не отважива€сь перечить им и устанавливать границы. ќни больше не принимают никаких решений, а хот€т быть такими же крутыми, продвинутыми бунтар€ми, как их дети. “еперь наше общество состоит только из одних тинейджеров.

“÷айт”: ¬ы действительно полагаете, что и немецкие родители позвол€ют своим дет€м диктовать себе, куда ехать в отпуск, чем питатьс€ и что смотреть по телевизору?

Ёберхард: ћногие узнают себе в этом портрете. –одители неохотно вынос€т вовне свои проблемы с воспитанием. ќни говор€т: у нас всЄ в пор€дке, это не про нас! “ем не менее, их посто€нно гложет совесть, потому что они считают, что многие вещи делают неправильно. ќни приход€т усталые вечером с работы, и готов€т то, что нравитс€ ребенку, потому что не хот€т вступать с ним в дискуссии. ќни позвол€ют ему сидеть за телевизором дольше оговоренного времени, чтобы побыть в покое. ќни провод€т свой отпуск там, где дети будут зан€ты, хот€ без детей ноги бы их там никогда не было. я не говорю, что это неправильно. я говорю лишь, что жизнь родителей не должна вращатьс€ лишь вокруг ребенка. Ќет никаких научных доказательств тому, что это как-то положительно вли€ет на будущее детей, что они станов€тс€ более успешными или беззаботными во взрослой жизни.


Ќазвание книги: “ƒети у власти. „удовищные плоды либерального воспитани€”

ƒэвид Ёберхард прин€л мен€ дл€ интервью в своей квартире в центре —токгольма. ўебечет волнистый попугайчик, дети еще в школе и детсаде. ƒэвид достает из книжного шкафа четыре написанные им книги. ≈го любимые темы – воспитание, стремление общества к защищенности и помешательство взрослых на безопасности. ¬ шведском издании его новой книги запечатлен его сын в жилете из светоотражательной ткани, каске, пристегнутый в детском автомобильном сиденье. ƒл€ разговора он пришел пр€мо из своей клиники. ќн – ведущий психиатр в коллективе из 150 сотрудников, его треть€ жена – медсестра.

“÷айт”: ¬ы сами имеете шестерых детей.  то устанавливает правила в семье?

Ёберхард: я.

“÷айт”: » нет никаких демократических семейных структур?

Ёберхард: я не нахожу, что семь€ вообще должна быть демократическим институтом. ќтношени€ между взрослыми и детьми всегда асимметричны. Ёто отношени€ мастера и ученика. ќдин учит, другой слушает. –одители могут лучше оценивать обсто€тельства, потому что у них больше опыт, они больше знают. ќни и должны устанавливать правила.

“÷айт”:  ак ¬ам удаетс€ посреди либерального шведского общества воспитывать собственных детей в строгости и авторитарной манере?

Ёберхард: я не могу слишком отличатьс€ от других родителей, иначе у моих детей будут непри€тности. ƒа и воинствующий авторитаризм мне бы не позволили.

“÷айт”: “о есть ¬ы должны держать себ€ в руках?

Ёберхард: ƒа ну, ладно (смеетс€). » мои иные читатели думают, что € хочу возврата к военному воспитанию, обратно к телесным наказани€м. я никогда не писал подобного. я никогда не бил детей.

“÷айт”: ¬ √ермании сейчас много дискутируют о высказывании ѕапы римского о приемлемости легких шлепков как метода воспитани€. ¬ своей книге ¬ы пишете, что нет никаких доказательств тому, что воспитанным в строгости дет€м, включа€ тех, кто подвергалс€ побо€м, хуже потом живетс€. Ќасколько близки ¬ы к мнению ѕапы?

Ёберхард: ¬ этом вопросе совершенно не согласен с ним. ” мен€ речь идет о том, что дл€ детей важно, чтобы они были воспитаны так, чтобы соответствовать ценност€м и нормам общества, в котором живут. ƒл€ детей, выросших в обществе, где такие удары прин€ты за норму, их это не столь [душевно] травмирует. Ќо родители на «ападе бо€тс€ сейчас всего, полага€, что даже малейша€ критика может травмировать ребенка. ќни больше не считают нужным сказать дочери в пубертатном периоде: не ешь так много шоколада, иначе растолстеешь, – потому что бо€тс€, что девочка тут же ударитс€ в другую крайность вплоть до анорексии. ѕри этом мы вполне можем что-то требовать от детей, они выдержат это. Ќе стоит обращатьс€ с ними, как с фарфоровыми куклами.

Ёберхард подробно разбираетс€ в книге со страхами родителей. ’от€ сегодн€ вр€д ли существуют серьезные опасности дл€ молодых семей, возникают все новые и новые страхи. Ёберхард на многих примерах показывает противоречи€ современных родителей. ќн провоцирует их, хочет побудить их задуматьс€ над своим поведением. —вои выводы он берет из многих международных исследований.   примеру, чтобы усилить жизнестойкость детей, говорит Ёберхард, нужно с малых лет учить их справл€тьс€ с непри€тност€ми.

“÷айт”: ќткуда беретс€ страх причинить ребенку вред воспитанием и строгостью?

Ёберхард: ” мен€ такое впечатление, что родители этим об€заны специалистам.

“÷айт”: … то есть люд€м вроде ¬ас?

Ёберхард: я говорю родител€м, что они не должны читать слишком много разных советчиков.

“÷айт”: “олько лишь ¬ашу книгу, этого достаточно.

Ёберхард: ћен€ можно упрекнуть в этом. Ќо, к примеру, ƒжон Ѕоулби, теори€ прив€занности которого считаетс€ не вызывающей сомнений, зачастую интерпретируетс€ специалистами слишком вольно. Ёто приводит к тому, что родители думают, что навред€т дет€м, если слишком рано отдадут их в €сли, где те будут проводить больше времени с воспитательницей, чем с матерью. Ќо мне не доводилось видеть еще ни одного ребенка, который был бы больше прив€зан к воспитательнице, чем к матери.

“÷айт”: ƒатчанин …еспер …уул собирает в √ермании целые залы на свои доклады о аутентичности и партнерском обращении с ребенком.

Ёберхард: ќх, если бы € захотел, то скоро было бы также и со мной!

“÷айт”:  ак ¬ы объ€сн€ете успех …уула?

Ёберхард: ќн по€вилс€ в подход€щий момент и направилс€ пр€миком в этот воспитательский вакуум. јвторитарного воспитани€ уже не хочет никто, равно как и аналога “невидимой руки рынка”, котора€ сама воспитает ребенка. —обственных родителей не хочет слушать никто, а полагатьс€ лишь на интуицию кажетс€ черезчур легкомысленным. …еспер …уул говорит очень простые вещи. »ные – разумные, остальные не очень. ≈го перва€ книга “ омпетентный ребенок” обошлась без единой рекомендации, родител€м это было безразлично. » вдруг все заговорили о том, что ребенка нельз€ не только наказывать, но и хвалить.

“÷айт”: Ќельз€ хвалить?

Ёберхард: ƒа, и такое говорит не только …уул. ≈сли мо€ дочь хочет показать мне свой рисунок, то максимум, что € могу, так это сказать: ќ, рисунок!  ак интересно! “ы стала счастливой, рису€ картинку? Ќо это же неправильна€ коммуникаци€, € не такой, почему € должен притвор€тьс€? –одители должны точно подбирать каждое слово, прежде чем произносить его ребенку. Ћишь бы не пристыдить его, не лишить уверенности в себе или подвергнуть гнету конкуренции. ѕроблема с экспертами в их морализаторстве. ќни говор€т родител€м, что делать, а что нет. –одители в поисках ориентиров впитывают догмы и идеологии, от которых не так то просто потом избавитьс€.

Ёберхард жестко судит о специалистах в области воспитани€, хот€ и не говорит, что родители не могут что-то почерпнуть у них. Ёкспертные знани€ слишком часто основываютс€ на собственных воззрени€х и здравом смысле, то есть вещах, которые родители могут постичь сами. ¬ажно то, что в собственном доме никто не может быть экспертом. ѕервоклассными специалистами €вл€ютс€ лишь родители без детей.

“÷айт”: Ќемецкие родители мечтают о Ѕюллербю или ЋЄннеберги.

Ёберхард: ƒа и шведы все еще влюблены до безуми€ в истории јстрид Ћиндгрен и все эти идиллические картины. Ќо подумайте над тем, как выросли дети в этих книгах. ќни целый день брод€т туда-сюда, без присмотра, без шлемов и шл€п от солнца. ћихель прив€зал свою маленькую сестренку »ду на верхушке флагштока. ј Ћотта с улицы  рахмахер каталась с брать€ми-сестрами на крыше ‘ольксвагена-“жука”. “еперь это все стало совершенно немыслимо. —егодн€ родители и ведомство по делам несовершеннолетних (ёгендамт) взаимно держат друг друга на мушке. ¬ детском саду моего сына все дети должны носить шлемы уже при катании на санках!

“÷айт”: „то плохого в желании защищать детей?

Ёберхард: —верхопека. ≈сли мы хотим получить этого компетентного ребенка, то ему нужно позволить ходить в школу одному. ¬ возрасте шести лет ребенок уже способен к этому, даже в городе с большим движением транспорта. –одители не допускают этого, но в то же врем€ предлагают ребенку принимать решени€ или обсуждать каждый вопрос наравне со взрослыми. ћногие взрослые поступают противоречиво, совершенно не смысл€ в том, что подстегивает ребенка, продвигает в развитии, а что ложитс€ излишним грузом.

“÷айт”:  акие это имеет последстви€?

Ёберхард: ћы плохо готовим детей к взрослой жизни, дурача их, что с ними никогда не случитс€ что-то плохое, что мы всегда существуем дл€ них, что они – пуп земли. ¬ своей психиатрической клинике € встречаюсь с молодыми людьми, которые пришел ко мне потому, что, к примеру, с ними рассталась подруга по причине смерти собаки. ” них налицо трудности с тем, чтобы справл€тьс€ с обычными переживани€ми.

“„то-то не так” – таково частое экспертное заключение Ёберхарда в практической работе. –одители искали медицинские ответы на свою беспомощность. » диагноз – синдром дефицита внимани€ с гиперактивностью, они восприн€ли с облегчением, потому что получили объ€снение поведению ребенка, и могли далее уже не обвин€ть самих себ€. –одители изумл€ютс€ тому, что их дети усталые, раздраженные, гиперактивные, но им не приходит в голову мысль отправить чадо спать пораньше или запретить тинейджеру полночи торчать перед компьютером. Ёберхард не скупитс€ на критику.

“÷айт”: √ермани€ уже давно ориентируетс€ на Ўвецию в деле заботы о дет€х и равноправии. ј теперь скажите: прекратите же, наконец, идти за нами!

Ёберхард: ѕотому что мы перегнули палку. ћы уже не контролируем либерализацию, а тема равноправи€ стала одной из общественных догм. ¬се мы отдаем детей в €сли уже в возрасте одного года. ƒалее, матери и отцы работают по возможности равноправно, по возможности одинаково много, по возможности на равноценных позици€х. Ќикто не должен быть у кого-то в хвосте. –абота – единственный путь, чтобы стать человеком. ћы это впитываем с младых ногтей. –одительство само по себе уже не ценность. –одители сразу должны решать, кто остаетс€ дома с ребенком и как долго, а кто продолжает работать.

«вонит телефон, это его жена. ќн должен развесить постиранное белье. ѕостельное белье младшего сына должно высохнуть до вечера. ќн прерывает интервью, чтобы уладить домашние дела.

“÷айт”: ј что, если женщина решит дольше остатьс€ дома?

Ёберхард: Ётого себе не может позволить уже ни одна женщина. ќбвинение будет чрезмерным. ќна превратитс€ в реакционную, старомодную изменницу своего пола.

“÷айт”: “’ен”, личное местоимение среднего рода, стало официальным в шведском лексиконе. “ем самым должны избегать говорить о ребенке “он” или “она”.

Ёберхард: Ёто жестокое обращение с детьми, к счастью, практикуемое пока лишь в нескольких детских учреждени€х. Ёта уравниловка игнорирует все научные знани€ о биологическом развитии детей. ” нас колоссальна€ проблема с юношами подросткового возраста (тинейджерами). ќни уже не справл€ютс€ самосто€тельно со школьными делами, потому что с ними больше не обращаютс€, как с мальчиками.

“÷айт”: ѕоэтому шведские школы так упали по сравнению с международным уровнем?

Ёберхард: Ќе только по этой причине. ѕроблема и в наших учител€х. »х авторитет ничтожен. ƒети не считают нужным слушатьс€ их, раз не слушаютс€ и собственных родителей.  ак следствие, падение результатов. —огласно исследованию Pisa шведские школьники лидируют по части прогулов уроков, оскорблений учителей и вандализма. » не забудьте: по части самоуверенности!

“÷айт”: “ипично дл€ детей, посто€нно наход€щихс€ в центре заботы и внимани€.

Ёберхард: ƒа, и эти дети-“пупы земли” станов€тс€ потом взрослыми, и приход€т, например, на шведское телевизионное шоу “»дол”. “ам ищут певческие таланты, которые завтра станут суперзвездами. » вот они приход€т туда, и вообще не могут петь. Ќо они даже не знают этого. ∆юри, оправившись от изумлени€, спрашивает: тебе что, никто никогда не говорил, что ты не умеешь петь?

“÷айт”: ≈го родители были слишком трусливы?

Ёберхард: ќни не хотели травмировать бедное дит€. “ак и вырастают дерзкие паршивцы, идущие в мир с совершенно искаженной картиной о собственных способност€х. ‘окусировка только на ребенке – не самый лучший метод воспитани€ в мире. ≈сли бы это было так, наши дети любили бы нас больше, чем кто-либо где-либо кого-либо в мире. Ќо это не так.  ак только мы стареем и др€хлеем, они сдают нас в дом престарелых. ¬ остальных странах семьи живут вместе, потому что родители и в пожилом возрасте еще цен€тс€.