Подвиги солдат и офицеров, которые зачастую ценой своей жизни несли освобождение балканским народам, нашли должное отражение в отечественной батальной живописи.Потери армии были так велики, а война столь тяжела, что бывший в походе император Александр в отчаянии писал Екатерине Долгорукой: «Господи, помоги нам окончить эту войну, обесславливающую Россию и христиан. Это крик сердца, который никто не поймет лучше тебя!» Вспыхнувшая в 1877 — 1878 годах русско-турецкая война вновь привела художника Василия Верещагина на фронт. Всей душой сочувствуя освободительной борьбе славян против турецкого ига, художник участвовал во многих боях. В одном из сражений он был тяжело ранен и едва не погиб.
"Верещагин во время русско-турецкой войны
“Выполнить цель, которой я задался, — писал Верещагин, — дать обществу картину настоящей неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, болезни, раны. Нужно не бояться жертвовать своей кровью, своим мясом, иначе картины мои будут не то”.
Картины Балканской серии с беспримерной правдивостью воспроизводят будни войны, эпизоды сражений: тяжелые переходы русской армии в горах, полевые перевязочные госпитали и сцены зверств турок. Художник раскрыл и оборотную сторону войны: показал карьеризм и преступность царского командования, обрекавшего русских солдат на бессмысленную гибель. Основную группу произведений составляют картины героической обороны Шипки: “Землянки на Шипке”, “Батареи на Шипке”, “На Шипке все спокойно” (1878 — 1879), “Шипка-Шейново” (1878 — 1879).
"Верещагин Василий Васильевич.
Ряд полотен Верещагин посвящает событиям, связанным со штурмом Плевны: “Атака” (1881), “После атаки” (1881). Картины “Победители” (1878 — 1879), “Побежденные. Панихида по убитым” (1878 — 1879) посвящены сражению под Телишем — здесь по вине “высочайших особ” был уничтожен почти целый полк егерей. В картине “Победители” изображен страшный маскарад: турки, переодевшиеся на поле боя в мундиры убитых русских солдат; другая — “Побежденные”— представляет необозримое поле, усеянное трупами солдат. 31 марта 1904 года Верещагин вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб на броненосце “Петропавловск”, взорванном вражеской миной на рейде под Порт-Артуром. "Всю жизнь любил он рисовать войну.
Беззвездной ночью наскочив на мину,
Он вместе с кораблем пошел ко дну,
Не дописав последнюю картину"...
К. Симонов
Василий Верещагин / Vasily Vereshagin
Побежденные. Панихида по павшим воинам
Взятие Гриницкого редута //Верещагин В.1877-1878 гг.
На Шипке все спокойно. 1878-1879 //Верещагин
Переход колонны М.Д. Скобелева через Балканы. Этюд. 1877-1878 Василий Васильевич Верещагин.
Солдат на снегу. 1877-1878 //Василий Верещагин.
Под Плевной. В сторожевой цепи. 1877-1878 Верещагин Василий Васильевич.
«После атаки. Перевязочный пункт под Плевной»
Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский
13 апреля 1837, Нижний Новгород — 3 мая 1898, Санкт-Петербург
— русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор батальной живописи Императорской академии художеств, участник русско-турецкая война 1877—1878 годов.
Н.Д. Дмитриев-Оренбургский (1837-1898) - Атака зеленых гор. 1880-е
Н.Д. Дмитриев-Оренбургский (1837-1898) - Переправа русских войск через Дунай у Зимницы (Земен) 15 июня 1877 года
Николай Дмитриев-Оренбургский
br/>
Сдача Никополя 4 июля 1877 года. Рисунок Николая Дмитриев-Оренбургской ( 1883)
. Дмитриев-Оренбургский. Бой под Плевной 27 августа 1877 г. 1883 Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898)
Артиллерийский бой под Плевной. Батарея осадных орудий на Великокняжеской горе, 1880
Николай Дмитриев-Оренбургский (1837-1898)
Въезд Великoго Князя Николая Николаевича в Тырново Художник Лев Феликсович Лагорио вошел в историю русской живописи как талантливый маринист, пейзажист и баталист. Очень значительной и интересным стал этап в его творчестве, когда он писал картины на сюжеты Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Батальная живопись Лагорио оставила нам воспоминания об императоских пароходах, яхтах, о сражениях русского флота.
Л.Ф. Пароход "Великий князь Константин" отвлекает турецкий броненосец, обстреливающий отряд полковника Шелковникова у Гагринского ущелья 7 августа 1877 года 1880
(Центральный военно-морской музей)
Л.Ф. Уничтожение пароходом "Великий князь Константин" турецких судов у Босфора 1877. 2
Лев Лагарио
Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года, 1891 В. Мазуровский
А Кившенко талантливый русский художник, баталист, жанрист и блестящий изобразитель охотничьих сцен. Государь сделал ему предложение написать несколько больших батальных картин на тему русско-турецкой войны 1877-78 годов для военной галереи Зимнего дворца. Для ознакомления с натурой Кившенко ездил в Закавказье, Болгарию и Турцию, где подготовил ряд этюдов. Эта поездка чуть не закончилась для него плачевно: турки приняли его за шпиона и третировали соответственно. Батальный цикл был закончен им в основном во второй половине 80-х годов при Александре III. Брат царя Владимир Александрович, президент Академии художеств, строго следил за привлеченными к созданию галереи батальных картин художниками, требуя от них точного изображения героев и местности, где проходили сражения. Известен случай, например, когда эскиз картины Кившенко «Поражение армии Мухтара-паши»... не был принят из-за возражения в. кн. Михаила. Последний разъяснил автору, что он приехал на позиции в темное время, практически не участвовал в бою, в связи с чем предложил изобразить действия артиллеристов, а его самого на картине не показывать.
А.Д. Кившенко (1851-1895) - Взятие Горного Дубняка (Горни Дыбник) в Болгарии. 1877
А.Д. Кившенко (1851-1895) - Эпизод из Русско-Турецкой войны 1877-1878 годов
А.Д. Кившенко. Штурм Горгохатанских высот 1 января 1878 г. 1886. Фрагмент Дело при селении Телише в 1877 году, 1888 А. Кившенко
Нижегородские драгуны, преследующие турок по дороге к Карсу во время Аладжинского сражения 3 октября 1877 года, 1892 1А. Кившенко
Сражение у Шипки-Шейново 28 декабря 1877 года, 1894
А. Кившенко
Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года.
Болгарские мученицы художник Маковский 1877<
5.
br/>
"И.Е. Репин (1844-1930) - Вернулся.
Убитый солдат близ села Мечка ныне Обориште
/img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/63/96063446_large_VD_Polenov__18441927___Zima_v_Bolgarii_1878.jpg" rel="li-bigpic" target="_blank"> В. Мазуровский
"А.Н. Попов (1858-1917) Защита Орлиного Гнезда орловцами и брянцами 12 августа 1877 года. 1893
[more/]