-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ¬ера“ћ

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 29.01.2012
«аписей: 2408
 омментариев: 1136
Ќаписано: 6157

 акого цвета шуба у ƒеда ћороза.

ѕ€тница, 30 Ќо€бр€ 2012 г. 18:26 + в цитатник
÷итата сообщени€ ѕарашутов

“ј…Ќџ ƒ≈ƒј ћќ–ќ«ј
ѕроцитировано не полностью. „итайте у автора.


Ќачнем с того, что в истории происхождени€ ƒеда ћороза переплетены три версии - €зыческа€, религиозна€ и светско-советска€.
Ќачнем с нар€да! ¬ какой же должен быть ƒед ћороз шубе - красной или синей?

 (302x455, 24Kb)  (301x455, 25Kb)

—ветлана ∆арникова, кандидат исторических наук, искусствовед и этнолог в своих работах утверждает однозначно - в красной! » расписывает традиционный облик ƒеда ћороза подробно, указыва€, что он складываетс€ из таких атрибутов:

1. Ѕќ–ќƒј » ¬ќЋќ—џ - густые, седые (серебристые). Ёти детали облика, кроме своего "физиологического" смысла (старец - седой) несут ещЄ и огромный символьный характер обознача€ могущество, счастье, благополучие и богатство. ”дивительно, но именно волосы - единственна€ деталь облика не претерпевша€ за тыс€челети€ никаких значительных изменений.

2. –”ЅјЎ ј » Ѕ–ё »- белые, льн€ные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Ёта деталь практически потер€лась в современном представлении о костюме. »сполнители роли ƒеда ћороза и костюмеры предпочитают закрыть шею исполнител€ белым шарфом (что допустимо). Ќа брюки, как правило, не обращают внимани€ или шьют их красными под цвет шубы (страшна€ ошибка!)

3. Ў”Ѕј - длинна€ (по щиколотку или по голень), ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ  –ј—Ќјя, расшита€ серебром (восьмиконечные звЄзды, гуськи, кресты и другой традиционный орнамент), отороченна€ лебединым пухом. Ќекоторые современные театральные костюмы, увы, грешат экспериментами в области цветовой гаммы и замены материалов. Ќаверн€ка многим приходилось наблюдать седовласого волшебника в синей или зелЄной шубе. ≈сли так, знайте - это не ƒед ћороз, а один из его многочисленных "младших братьев". «амена лебединого пуха на белый мех хоть и не желательна, но всЄ же допустима.

4. Ўјѕ ј - красна€, расшита серебром и жемчугом. ќторочка лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). ‘орма шапки - полуовал (кругла€ форма шапки традиционна дл€ русских царей, достаточно вспомнить головной убор »вана √розного).  роме валь€жного отношени€ к цвету, описанного выше, театральные костюмеры современности пробовали разнообразить украшение и форму головного убора ƒеда ћороза. ’арактерны следующие "неточности": замена жемчуга на стекл€нные алмазы и самоцветы (допустима), отсутствие выреза за оторочке (не желательно, но встречаетс€ очень часто), шапка правильной полукруглой формы (это ¬ладимир ћономах) или колпак (—анта  лаус), помпон (он же).

5. “–®’ѕјЋџ≈ ѕ≈–„ј“ » »Ћ» ¬ј–≈∆ » - белые, расшиты серебром - символ чистоты и св€тости всего, что он даЄт из своих рук. “рЄхпалость - символ принадлежности к высшему божественному началу ещЄ с неолита.  акой символьный смысл несут современные красные варежки - неизвестно.

6. ѕќя— - белый с красным орнаментом (символ св€зи предков и потомков). ¬ наши дни сохранилс€ как элемент костюма полностью утратив символьный смысл и соответствующую цветовую гамму.

7. ќЅ”¬№ - серебр€ные или красные, шитые серебром сапоги с приподн€тым носком.  аблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. ¬ морозный день ƒед ћороз надевает белые, шитые серебром валенки. Ѕелый цвет и серебро - символы луны, св€тости, севера, воды и чистоты. »менно по обуви можно отличить насто€щего ƒеда ћороза от "подделки".

8. ѕќ—ќ’ - хрустальный или серебрЄнный "под хрусталь". –учка вита€, так же серебристо-белой цветовой гаммы. ѕосох завершает лунница (стилизованное изображение мес€ца) или голова быка (символ власти, плодороди€ и счасть€). ¬ наши дни трудно найти посох соответствующий этим описани€м.

»з 8и пунктов абсолютно нет вопросов к бороде, обуви и посоху, а вот в остальном можно покопатьс€! ¬ы обратили внимание на практически приказ искусствоведа насчет шубы - ќЅя«ј“≈Ћ№Ќќ  –ј—Ќјя! ≈сли прин€ть это за догму, то почему главный ƒед ћороз страны (народный артист –оссии, актер ƒмитрий Ќазаров) в прошлом году выходил в красной шубе, а в этом - в синей??

13120 (236x300, 16Kb)  (270x300, 16Kb)

“еперь контраргументы госпоже ∆арниковой, вз€тые из ¬семирной паутины на сайте "«а ƒеда ћороза".

¬нешние особенности ƒеда ћороза и его неизменные атрибуты таковы:

1. ƒед ћороз носит очень теплую шапку с меховой опушкой. ¬нимание:
никаких бомбошек и кисточек!
2. Ќос ƒеда ћороза – обычно красный. (Ќикаких дурных аналогий! ѕросто
на крайнем севере ќ„≈Ќ№ холодно!)
3. ” ƒеда ћороза борода до самого полу. Ѕела€ и пушиста€, как снег.
4. ƒедушка ћороз носит длинную толстую шубу на меху.
»значально, цвет шубы был —»Ќ»ћ, ’ќЋќƒЌџћ, ¬ —»Ћ” —Ќ≈∆Ќќ-Ћ≈ƒяЌќ√ќ
ѕ–ќ»—’ќ∆ƒ≈Ќ»я ƒ≈ƒ”Ў », но под вли€нием красных шубок "европейских
собратьев", прообразом которых стал св€той епископ Ќиколай ( о нем позже),
изменилс€ на красный (есть еще одна коммунистическа€ верси€ красной шубы,
но о ней тоже позже!). Ќа данный момент допускаютс€ оба варианта.
5. –уки ƒед ћороз пр€чет в огромные рукавицы.
6. ƒед ћороз не носит ремней, а подв€зывает шубу кушаком. ¬ крайнем случае,
застегиваетс€ на пуговицы.
7. ƒед ћороз предпочитает исключительно валенки. » не удивительно,
ведь при – 50 — (обычна€ северна€ температура воздуха) в сапогах даже у
—нежного хоз€ина ноги отмерзнут.
8. — собой ƒед ћороз всегда носит посох. ¬о-первых, чтобы легче было по
сугробам пробиратьс€. ј во-вторых, по легендам, ƒед ћороз, еще
будучи "диким ћорозко", этим самым посохом народ-то и "морозил".
9. ћешок с подарками – более поздний атрибут ’оз€ина зимы. ћногие дети вер€т,
что он бездонный. ¬о вс€ком случае, ƒед ћороз никогда никого к мешку не
подпускает, а сам достает из него подарки. ƒелает это он, не гл€д€, но
всегда угадывает, кто какой подарок ждет.
10. ƒед ћороз передвигаетс€ пешком или на сан€х, запр€женных тройкой.
Ћюбит также рассекать родные просторы на лыжах. —лучаев с использованием
оленей не зарегистрировано.
11. —амое главное отличие русского ƒеда ћороза – его неизменна€ спутница
внучка —негурочка. ќно и пон€тно: в одиночестве да на крайнем севере,
где одни тюлени да пингвины, с тоски умереть можно! ј с внучкой оно
веселее.

≈ще один аргумент в пользу синей шубы - это легенда св€занна€ с ¬еликим ”стюгом - родиной ƒеда ћороза.

 (690x518, 104Kb)

ќбратите внимание, что ƒед ћороз на картинке, вз€той с великоустюжского сайта ƒеда ћороза, тоже в —»Ќ≈… Ў”Ѕ≈!!!
ј вот и сама легенда
«ѕочему именно ¬еликий ”стюг выбрал ƒед ћороз дл€ своей вотчины?»

»стори€ этого древнего северорусского города богата былинами, легендами и сказани€ми. ≈сть среди них и така€. ∆или на реке √леден два брата — ¬одолей — старший и ћороз — младший. » правили они водами: старший — летом, младший — зимой. ќднажды поссорились брать€, и старший ¬одолей, закручинившись, пошел куда глаза гл€д€т, пришел на то место, где стоит сейчас ¬еликий ”стюг, и построил там дивный град. ( стати, на гербе города и по сию пору изображен ¬одолей (а цвет этого знака - синий!!!).) ћладший же решил пойти на чужбину счасть€ искать. ћного дорог исходил ћороз, много чего с ним за это врем€ приключилось, пожил он и в Ћапландии, путешествовал даже в јмерику... Ќо вот устал ћороз, душа его заныла, пот€нуло в кра€ родные, знал он, что ждут его в ”стюге, не дождутс€. ¬ернулс€ он, помирилс€ с братом ¬одолеем и поселилс€ в деревушке ћорозовице подле ”стюга. “ак и стали они, как прежде править водами (оп€ть же вода синего цвета!), ¬одолей летом, а ћороз - зимой.

Ќо сказать однозначно, что живет русский ƒед ћороз только в ¬еликом ”стюге, сложно, так как существует масса других легенд. Ќекоторые утверждают, что ƒед ћороз родом с —еверного полюса, другие говор€т – из Ћапландии. ј в сказке ¬.‘.ќдоевского "ћороз »ванович" ћороз  расный Ќос вообще по весне перебираетс€ в колодец, где "и летом студено".

» еще один аргумент в защиту синей шубы ƒеда ћороза, вз€тый из "»стории ƒеда ћороза"

¬ –оссии прижилась распространенна€ в ≈вропе традици€ дарени€ подарков под елкой особым мифологическим персонажем. »м€ у этого персонажа по€вилось не сразу. Ќазывали дарител€ и ƒедушка Ќиколай, и —тарый –упрехт (персонаж из немецкой традиции), добрый ћорозко, ћороз ≈лкич... Ќо постепенно свое место у елки прочно зан€л ƒед ћороз . ѕостепенно из злого деда , которым родители пугали детей, ћороз превращаетс€ в доброго волшебника, властител€ зимнего леса, создающего зимний праздник. » поныне все знают, что живет ƒед ћороз в лесу и дружит с лесными звер€ми и птицами.
—начала шуба его была —»Ќ≈… ( ј  ” ј«џ¬јёўјя Ќј —≈¬≈–Ќќ≈, ’ќЋќƒЌќ≈ ѕ–ќ»—’ќ∆ƒ≈Ќ»≈), на дореволюционных открытках можно встретить и синего, и даже белого ƒеда ћороза . —ейчас ƒед ћороз чаще всего приходит в красном костюме (что не очень верно, ведь он не св€той Ќиколай!), хот€ бывает, что и в синей шубе.

Ќу, а теперь, нужно разобратьс€ кто же на самом деле ƒед ћороз.
√де наход€тс€ его генеалогические корни, в какую седую древность проникли они своими отростками. ≈сли к этой проблеме подойти, как к научному исследованию, то можно обнаружить р€д любознательных и занимательных фактов.
ƒед ћороз — персонаж весьма неоднозначный, и чтобы пон€ть его специфическую психологию, надо обратитьс€ к истории и попытатьс€ вы€снить, откуда он вообще вз€лс€, этот зимний друг детей?
—корее всего образ деда ћороза €вл€етс€ —ќЅ»–ј“≈Ћ№Ќџћ.
ќн впитал в себ€ и древние предани€ слав€нской мифологии, и христианское учение с легендой о св€том Ќиколе-угоднике, и легенды петровской эпохи, и прокоммунистические истории времен развитого социализма. ¬се они имеют право на жизнь, главное дл€ себ€ решить несет ли ƒед ћороз религиозную подоплеку, €вл€етс€ ли он дл€ вас светлым €зыческим духом или просто сказочным персонажем.
“огда и будут решены все проблемы и с биографией ƒедушки и с его нар€дами!
»так, четыре версии одной биографии!

¬≈–—»я 1. я«џ„≈— јя (—јћјя ѕ–ј¬ƒќѕќƒќЅЌјя!!!)

 (310x461, 39Kb)


ѕо€вилс€ ƒед ћороз давным-давно. Ќо поначалу это был просто символ, дух холода. ¬ те времена люди не ждали от предка нынешнего ƒеда ћороза подарков, а дарили их ему сами! Ѕолее двух тыс€ч лет назад жители —евера в зимние ноли торжественно бросали за порог своих жилищ лепешки и м€со, чтобы задобрить ћороза, чтобы его дух не злилс€, не насылал лютый холод, не мешал охоте.
¬ давние времена слав€не, как и многие другие народы, верили: от бед и несчастий людей оберегают духи предков.
¬ нашем €зыке слово "дед" означало - дух предка, охран€ющий дом от чужих, враждебных духов. Ќу вот, теперь пон€тно, что веровани€ в деда - очень давн€€ традици€. ј самый древний прообраз деда ћороза, как считает большинство исследователей слав€нской культуры и мифологии, это дед - защитник и символический глава рода, покойный предок, основной функцией которого €вл€лась охрана потомков от бед и их воспитание.
—лав€не считали, что ћороз - один из общих предков всех семей, поэтому именно дл€ этого предка имелась обща€ обр€дность, несколько отличающа€с€ от ритуального почитани€ остальных предков. ѕочести ƒеду ћорозу воздавали не только в дни зимнего солнцесто€ни€, но и весной, чтобы он хранил посевы и не портил их.
ѕостепенно наш дед превратилс€ в персонаж слав€нского фольклора. Ќа прот€жении многих поколений восточные слав€не создавали и хранили своеобразную "устную летопись": прозаические предани€, эпические сказани€, обр€довые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.
языческим прообразом нашего персонажа был, скорее всего, дух холода “рескун, он же —туденец, ћороз. Ёто и неудивительно ведь слав€не жили в услови€х довольно холодного климата и случаи гибели от переохлаждени€, а также падежи скота и потери урожа€, были довольно частыми. ¬от и изображалс€ дед “рескун в образе злобного старика, враждебного по отношению к люд€м и всему живому. «аморозить беспечного путника было дл€ него делом обычным.
»менно поэтому слав€не пытались задобрить злобного духа и приносили ему нехитрые дары.
ќбраз ƒеда ћороза складывалс€ веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое.
≈ще одним прообразом ƒеда ћороза считают ѕозвизда - слав€нского бога бурь и непогод. —тоило ему тр€хнуть головой - на землю валил крупный град. ¬место плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопь€ми снег. —тремительно носилс€ ѕозвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
¬ легендах древних слав€н существовал и другой персонаж - «имник. ќн, как и ћороз, представл€лс€ в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. √де он пройдет - там жди жестокой стужи.
—реди слав€нских божеств выдел€лс€ своей свирепостью  арачун - злой дух, сокращающий жизнь. ƒревние слав€не считали его подземным богом, повелевавшим морозами.
Ќо со временем ћороз мен€лс€. —уровый, в компании —олнца и ¬етра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихс€ на пути мужиков, он из грозного постепенно превращаетс€ в справедливого и доброго деда.

¬≈–—»я 2. — ј«ќ„Ќјя (“ќ ≈—“№ ѕ–»ƒ”ћјЌЌјя  ≈ћ-“ќ)

 (315x505, 51Kb)

—огласно другой версии, "прапрадедом" современного русского ƒеда ћороза был герой русских народных сказок ћорозко (он же в более поздних верси€х – ћороз »ванович, ћороз- расный нос), хоз€ин погоды, зимы и мороза. Ёто ƒух «имы – строгий, иногда злой, сварливый, но справедливый. ’орошим люд€м благоволит и одаривает, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.
»значально его называли ƒедом “рескуном и представл€ли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. — но€бр€ по март ƒед “рескун был полновластным хоз€ином на земле. ƒаже солнце его бо€лось! ќн был женат на презлющей особе – «име. ƒеда “рескуна или ƒеда ћороза отождествл€ли также с первым мес€цем года – серединой зимы – €нварем. ’олоден и студен первый мес€ц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. ќн строгий, льдистый, лед€ной, пора снеговеев. ¬ народе про €нварь говор€т и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.
¬ русских сказках ƒед ћороз изображаетс€ как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. ¬спомните, к примеру, сказку "ћорозко". ƒобрую трудолюбивую девушку ћорозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть.
” восточных слав€н представлен сказочный образ ћороза - богатыр€, кузнеца, который сковывает воду "железными морозами" (в белорусской сказке "ћороз, —олнце и ¬етер).
»звестно несколько народных сказок, где —еверный ветер
(или ћороз) помогает заблудившимс€ путникам, указыва€ дорогу.
Ќаш ƒед ћороз отражен в русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса ј.Ќ. ќстровского "—негурочка", поэма Ќ.ј. Ќекрасова "ћороз,  расный нос", стихотворение ¬.я. Ѕрюсова "÷арю —еверного полюса", карело- финский эпос " алевала").

¬≈–—»я 3. –≈Ћ»√»ќ«Ќјя
(ЅќЋ≈≈ ѕќƒ’ќƒяўјя ¬—≈ ∆≈ —јЌ“ј  Ћј”—” ¬ —»Ћ” –ј«Ћ»„»… ћ≈∆ƒ” ƒ¬”ћя ¬≈“¬яћ» ’–»—“»јЌ—“¬ј)

 (264x400, 53Kb)  (280x390, 31Kb)

—огласно ей в IV веке жил в турецком городе ћиры архиепископ Ќиколай, христианский св€той Ќиколай ћирликийский, который родилс€ в III веке в городе ѕаотара (ћала€ јзи€, Ћики€) у весьма состо€тельных родителей.. —лавилс€ он не только своей набожностью и благочестием, но и душевной добротой. ≈ще молодым человеком он поселилс€ в г. ћиры Ћикийские (ныне г. ƒемре, неподалеку от ‘иникии в “урции), где через некоторое врем€ был избран епископом. ¬ ƒемре и сейчас стоит храм, в котором сохранились элементы архитектуры III века. “урки назвали этот древнейший пам€тник Ѕаба Ќоэль  илизе - ÷ерковь ƒеда ћороза. ћало того, предприимчивые турки установили и пам€тник св€тителю Ќиколаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского —обора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах...
—амое древнее упоминание его имени мы находим в "ѕохвале", написанной константинопольским патриархом ѕроклом на переломе IV и V столетий.
‘едор „тец, живший столетием позже, включает епископа ћир Ћикийских Ќикола€ в список участников ѕервого ¬селенского —обора, проходившего в 325 году в Ќикее, на котором был разработан первый вариант —имвола ¬еры, называемого ныне Ќикео- онстантинопольским.
≈встратий  онстантинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как св€титель Ќиколай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. ¬от, вроде бы, и все.
 ак обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, по€вл€вшиес€ на прот€жении веков.

Ќапример, одним из распространенных €вл€етс€ предание о трех бесприданницах, которых отец готов был сделать блудницами.
“рех сестер никто не хотел брать замуж без приданого. » впавший в нищету отец готов был сделать из них блудниц. „тобы не допустить греха, епископ Ќиколай незаметно подкинул в дом нищего три мешочка с золотом (по другой версии — три золотых €блока).
“ак продолжалось два года. Ќа третье –ождество Ќиколай не смог попасть в дом бедн€ка из-за наглухо закрытых от мороза окон. “огда он кинул кошелек в дымовую трубу. » сюрприз угодил в башмачок младшей сестры. ¬ результате все девушки вышли замуж. ј с тех пор дети вывешивают в рождественскую ночь чулки или выставл€ют башмачки дл€ подарков.

 стати, примерно в 960 году будущий епископ –егинольд написал первое музыкальное произведение о св€том Ќиколае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жител€м ћир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). ¬ св€зи с тем, что средневековый мюзикл о св€том епископе имел неимоверный успех, зародилась традици€ почитани€ св€того Ќикола€, как покровител€ детей. ¬прочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали мор€ки, заключенные, пекари и купцы.

—кончалс€ св. Ќиколай 6 декабр€ 310 или 312 года, став жертвой преследовани€ императора ƒиоклетиана. —огласно преданию, св. Ќиколай похоронен в г. ƒемре, однако, в 1087 году италь€нские купцы попытались захватить его мощи и тем самым спасли почитаемую всеми христианами св€тыню от надругательства. ¬ XII веке жители г. Ѕари, наход€щегос€ на юге »талии, в јпулии, преподнесли в дар лотарингскому правителю ќберу де ¬аран-жевилю одну фалангу пальца св€того. ќн, в свою очередь, передал реликвию в церковь ƒевы ћарии в ѕоре, котора€ вскоре так прославилась, что была переименована в церковь —ен-Ќикола-де-ѕор, а за нею так же называтьс€ и город.
¬ 1088 году ѕапа ”рбан II официально установил литургическое празднование этого событи€ на 9 ма€. Ќа византийском востоке этот праздник не прин€ли, но, не смотр€ на это, на –уси он получил широкое распространение и сохранилс€ до сих пор, называемый в народе "ћиколой - вешним", 22(9) ма€.
 стати, на –уси св€той Ќиколай €вл€етс€ одним из самых почитаемых св€тых. ¬ какой-то степени это произошло из-за совмещени€ в народной религиозности Ќикола€ „удотворца с образом €зыческого божества ¬олоса, с которым боролс€ бог-громовежец. — тех пор в кресть€нской мифологии Ќиколай прочно ассоциируетс€ с добрым, помогающим люд€м персонажем. ѕричем народы, общавшиес€ с русскими, называли даже Ќикола€ "русским богом".

 ак видим, прообраз св€того Ќикола€ больше подходит зарубежным брать€м ƒеда ћороза по нескольким причинам:

1. »менно, —анта  лаус переводитс€, как св€той Ќиколай. ѕочему же тогда нашего деда не называть просто Ќиколай-угодник или ƒедушка  ол€?
2. √оловной убор и посох именно —анта  лауса очень похожи на митру и католический посох епископа - палка с загнутым верхом, что противоречит православным канонам.
3. —ветлана ∆арникова утверждает, что что у насто€щего русского ƒеда ћороза под шубой об€зательно должна быть длинна€ бела€ сорочка, и непременно льн€на€, украшенна€ белым геометрическим орнаментом (символ чистоты). Ќу, это уж просто цитата из ватиканской инструкции о литургическом облачении епископов!
ќп€ть нестыковочка!!!

¬ средние века твердо установилс€ обычай в Ќиколин день, 6 (19) декабр€, дарить дет€м подарки. »значально св. Ќиколай дарил подарки, но никакой св€зи с –ождеством не имел. Ёту св€зь установил ћартин Ћютер.
ѕримерно в X веке в  ельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабр€, в день пам€ти св€того Ќикола€, который, как помним, благодар€ своеобразному мюзиклу стал на «ападе почитатьс€ как покровитель детей.
¬скоре эта традици€ вышла далеко за пределы германского города. ¬ домах на ночь стали, вспомина€ древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, дл€ того, чтобы Ќиколаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хот€ без них и до сих пор порой не обходитс€.
¬ некоторых странах св€той епископ не пр€четс€ и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей пам€ти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. √лава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следстви€ вручаетс€ (или же нет) подарок.

¬ —еверную јмерику, котора€ сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, св€той Ќиколай попал из √олландии.
¬ 1626 году несколько голландских кораблей, возглавл€емые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого сто€ла фигура св€того Ќикола€ прибыла в Ќовый свет. ¬ыходцы из Ќидерландов называли его "св€той Ќиколай", что звучало как "—интер  лаас"\Sinter Klaas ( лаас - кратка€ форма имени "Ќиколай" или "Ќиколас"), затем, со временем, им€ нашего персонажа преобразилось в "—анта  ласс", а чуть позже в —анта- лаус\Santa Claus. ј вместе с фигуркой они привезли с собой и предани€ о —в€том Ќиколае.
»скатели счасть€ купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Ќовым јмстердамом (теперь эта деревушка именуетс€ Ќью-…орком). √олландцы перенесли фигурку св€того с корабл€ на главную площадь. ќдной из первых церквей, построенных в тогдашнем Ќью-…орке, была —интер  лаас, или —инт Ќиколас, позднее получивша€ название "—анта- лаус".

¬≈–—»я 4. —¬≈“— ќ-ѕ–ќѕј√јЌƒ»—“— јя
(—јћјя  ”–№≈«Ќјя » ќƒЌќ¬–≈ћ≈ЌЌќ —“–јЎЌјя »« ¬—≈’!)

 (270x353, 19Kb)  (235x353, 15Kb)  (260x364, 27Kb)

≈лка в качестве новогоднего атрибута по€вилась в –оссии при ѕетре ѕервом и постепенно получила широкое распространение. –одом традици€ украшать елку пошла, если вы помните, из √ермании. ѕро происхождение ƒеда ћороза есть легенда из петровской эпохи. ѕетр заставл€л всех ставить елки и лично на выбор провер€л отдельно вз€тых бо€р. “ех, кто не ставил елку - заставл€л на следующий год ходить и раздавать подарки.  ак правило, елки не ставили те же самые, что не брили бороды. —амим разносить подарки было трудно, поэтому они брали дочерей и внучек.
¬ерси€ недоказанна€, но красива€!
”вы, не всегда судьба доброго ƒедушки ћороза складывалась легко.
ѕосле ќкт€брьской революции 1917 года, в 1920-х годах, ƒед ћороз стал подвергатьс€ гонени€м как идеологически вредный персонаж (вместе с ни в чем не повинной елкой, как символом Ќового года). «ƒекаденты», «пережитки прошлого» сразу же придумали себе персонажей ƒеда ®лкича, деда Ўишкар€,  орневика, Ѕелого ƒеда, которые, увы!, не прижились. ѕридумала их российска€ интеллигенци€. Ќе по вдохновению, а что называетс€, от нужды.
“ак было вплоть до 1929 года, когда елку запретили совсем и упразднили ƒеда ћороза.
Ќо незадолго до этого на сцену выходит персонаж, обладающий знакомыми нам чертами.
ѕрочтите цитату:

«ƒети собрались у елки и с нетерпением ждут главного геро€, без которого праздник не может начатьс€. ј что, если он не приедет вовсе? ¬едь на дворе метель замела все дороги… Ќо вот открываетс€ дверь и входит долгожданный гость. ќн знал, что его ждут дети, и не побо€лс€ пурги. ≈лка зажигаетс€, дети радостно пл€шут вокруг нее, поют, декламируют стихи, которые гость внимательно выслушивает. «атем откуда ни возьмись по€вл€ютс€ две женщины с целым возом подарков и раздают их дет€м. ƒети в восторге их рассматривают. «ј Ћенин как-то незаметно, под шумок, вышел из комнаты и уехал».
ƒа, господа, долгожданным гостем, лучшим другом детей был ¬ладимир »льич Ћенин. ј двум€ добрыми женщинами — Ќадежда  онстантиновна и ћарь€ »льинична».

ƒеды ћорозы несколько дес€тилетий на всех детских утренниках, во всех тюзовских спектакл€х вели себ€ по схеме, предложенной »льичом и описанной в воспоминани€х Ѕонч-Ѕруевича, а затем в рассказе писател€  ононова «≈лка в —окольниках».

ќпала ƒеда ћороза закончилась только в 1935 году, и сценаристы стали разрабатывать программы массовых новогодних елок, ведущими которых стали ƒед ћороз и его внучка, —негурочка.
¬  –ј—Ќќ… (цвет победившего социализма и государственного флага!!!!) длинной шубе, подпо€санной широким по€сом, в круглой высокой шапке, с посохом в руке — то есть абсолютно такой, каким мы его все знаем, он по€вилс€ вместе с реабилитированной елкой сразу же после статьи ѕостышева, опубликованной в «ѕравде» 28 декабр€ 1935 года.
“ов. ѕостышев в не допускающем возражений тоне писал: «—ледует этому неправильному осуждению елки положить конец.  омсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки дл€ детей. ¬ школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детска€ елка! Ќе должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Ќового года елку дл€ своих реб€тишек. √орсоветы, представители районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образовани€ должны помочь устройству советской елки дл€ детей нашей великой социалистической родины».
 ак бы там ни было, а не успел товарищ ѕостышев выступить с инициативой, как словно по мановению волшебной палочки тротуары зазеленели. ”же 30 декабр€ 1935 года «ѕравда» рапортует о больших и маленьких елочках, украшающих харьковский дворец пионеров, о тыс€че елок, которые об€зались провести в  иеве. «ћы рождены, чтоб сказку сделать былью».
¬ начале 1937 года ƒед ћороз и —негурочка впервые €вились вместе на праздник елки в московский ƒом —оюзов. ѕосле этого попул€рность персонажей продолжала расти, и ƒед ћороз стал известен по всей стране.
¬о множестве выходившие в 1936 г. методички объ€сн€ли, как устроить праздник, как ƒеду ћорозу надлежит себ€ на нем вести и как он должен выгл€деть.

¬ќ“ “ј »≈ ћ≈“јћќ–‘ќ«џ!!! »з чего € могу сделать вывод, что русский ƒед ћороз должен быть в —»Ќ≈… шубе, а значит, € - Ќј—“ќяў»… ƒ≈ƒ ћќ–ќ«!!!

» напоследок несколько интересных фактов:

1. — €зыческими корн€ми ƒеда ћороза св€зан один курьезный случай. ≈пископ ¬ологодский и ¬еликоустюжский ћаксимилиан после встречи с областным руководством за€вил, что церковь не будет поддерживать проект "¬еликий ”стюг - родина ƒеда ћороза". ѕричина - отсутствие в биографии ƒеда ћороза упоминаний о его крещении. ѕо словам владыки, €зычникам на ¬ологодской земле не место.

2. ѕартийные же структуры происхождение ƒеда ћороза не смутило. ѕару лет назад сказочного геро€ прин€ли в "≈диную –оссию". “еперь каждую зиму помощник ƒеда ћороза в куртке с партийной символикой разъезжает по всей стране с подарками. Ћюбопытно, но сразу же после того, как сказочный персонаж определилс€ со своей партийной принадлежностью, из федерального бюджета на проект было выделено 20 миллионов рублей.

3. ¬еликий ”стюг - родина ƒеда ћороза, а  острома - родина —негурочки. —леду€ сюжету сказки ќстровского, —негурочка - уроженка  остромского кра€. ƒл€  остромского кра€ внучка сказочного ƒеда ћороза - фигура культова€.  ак известно, под  остромой находитс€ село имени знаменитого русского драматурга јлександра ќстровского, где он написал свою известную сказку.
–езиденци€ у —негурочки в ўелыкове - это примерно в 100 километрах от  остромы. ¬ имении ќстровского до сих пор бьет ключ, который, по версии драматурга, образовалс€ после того, как —негурочка раста€ла. Ѕиение ключа - это биение ее сердца. ¬ ўелыкове работает почта —негурочки. —казочной красавице пишут дети со всей страны, корреспонденци€ приходит даже из дальнего зарубежь€. ѕо народным сказани€м, бездетные старик со старухой слепили из снега лед€ную внучку - себе в утешение, а люд€м на радость. Ётой концепции проект " остромска€ —негурочка" соответствует полностью.

ѕосетите официальные сайты ƒеда ћороза и —анта  лауса, а также вышеупом€нутый сайт активистов акции «ƒед ћороз против —анта- лауса»:
ƒед ћороз
http://www.site-dedamoroza.ru/
—анта  лаус
http://www.noradsanta.org/
—айт акции
http://www.zadedamoroza.ru/

–убрики:  ѕраздники
ѕраздники
язык и речь
язык и речь



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку