Никогда не жду ничего толкового от женской литературы. Вот такой я сноб и женоненавистница. За редким, но приятным исключением, писательницы пишут либо о любви с иронией, либо об убийствах с иронией, либо о том и другом без иронии. В особо тяжелых случаях они пишут о себе.
Но приятельница, на чью долю выпало передать мне новую книгу Маши Трауб «Семейная кухня», успокоила меня в телефонном режиме:
- Книга про блины.
***
Приятельница была не сильна в литературе: «Семейная кухня» написана не о блинах. Маша Трауб, как оказалось, пишет о себе.
Пишет, признаюсь, хорошо. Мне понравился легкий, конструктивный и не переполненный попытками изящнуться язык.
О чем книга? Сама автор пишет, что:
«Еда — очень мощный индикатор чувств, прошлого, всей жизни», и объясняет название своей книги так:
«Эта книга о еде и о людях. Здесь нет рецептов, но есть чувства. Я вспоминала блюдо и людей, с которыми это блюдо было связано. Эта книга о тех вкусовых рецепторах, которые отзываются в памяти». С подобной формулировкой могу согласиться лишь отчасти (простите за столь бюрократическую фразу). Книга не возбудила ни одного моего вкусового рецептора. Быть может, это оттого, что еде в ней отведено места ненамного больше, чем отводят его в любой другой художественной литературе. Те же яства, что в ней между делом описаны, видятся не слишком аппетитно. Размазанный по полу торт «Наполеон», потертые об бетонные стены черствые котлетки, спускаемые на ниточке для маленькой Маши соседским мальчуганом, пирожки с ботвой и много осетинского самогона. В общем, чеховских трактирных трапез и флоберовских описаний блюд вы в «Семейной кухне» не найдете.
О чем книга? О людях, об их жизнях и судьбах, о семейных котлах, где варятся слухи, скандалы, влюбленности, счастливости, невероятные происшествия и удивительные истории.
***
Когда я была маленькой белобрысой девочкой, у меня, как и у многих моих сверстников, была особая манера поведения за столом. Заключалась она в том, что любое блюдо, имеющее несчастье попасть ко мне в тарелку, разбиралось на мельчайшие запчасти и поедалось поэтапно: из «Оливье» выковыривалась вся колбаса, затем в след за ней в последний путь отправлялись соленые огурчики, после наступал черед зеленого горошка — картофель оставался обиженно лежать, размазанный по тарелке. То, что старательно смешивала кулинарная муза для пикантности сочетания, безжалостно мною расковыривалось и отсортировывалось.
Особенно, по понятной причине, мне нравилось измываться таким образом над тортами. Сперва тщательно слизать кремовые розочки...
Вместе с «Семейной Кухней» Маши Трауб мне достался кусочек того самого слоеного торта из детства. Воздушно-безешные рассказы здесь чередуются с коржами из страшных историй о горбатых ирочках и приключениях склонной к алкоголизму и прочим порокам мамы Маши. Кстати, мамой, как острым чилийским перцем, сдобрены многие главы книги. Она дерзит начальству, курит и бранно ругается. Она вносит раздор и разоряет деревни и села. От нее веет алкогольными парами и довлатовщиной. В общем, забавная и милая мама. Мне понравилось.
Окружение Машиной семьи — цыганский табор из соседей, друзей, знакомых, одноклассников, сослуживцев, однополчан и случайных прохожих — это изюм. Им обильно сдобрены все слои торта. Изюм крупный, видный, каждая изюминка — как на подбор.
Хорошо пишет Маша, что уж тут сказать, чувствует язык. Только в жизни этой Маше, пожалуй, как-то сильно не повезло... Понимая, что автор пишет о
своей жизни, я то и дело тянула руки к валерьянке. За все 282 страницы я всего один раз порадовалась за главную героиню — когда по причине избыточного веса маленькую Машу выперли из балетной школы. Жаль, что из-за лишних килограммов в моем детстве не запрещали подходить к пианино. Так вот, адекватно — это единственное приятное событие в веренице апокалипсических историй. Пьяный осетинский водитель увозит пьяную Машину мать на пьянку к пьяным жителям аула (простите за тавтологию — это для подчеркивания торжественности момента), в процессе чего теряет ее (мать) вместе с аулом. На беду всем мать возвращается и начинает мстить. Она мучает дочь голодом, портит свадьбу мирным пьяным людям, шутя разоряет раритетную коллекцию монет незнакомого ей человека, настраивает коллектив против несчастного закомплексованного педофоба начальника... Она, подобно Чапаеву с шашкой, несется по людским судьбам, не давая белым никаких шансов. Все то недолгое время, когда Маша не находится на попечении бабушек и тетей, а целиком и полностью отдана на растерзание матери, родительница постоянно теряет ребенка, забывает где-нибудь, а то и вообще не узнает. Одним словом — криминал.
Но, на фоне всеобщего равнодушия и недолюбви остальных персонажей, Машина мама смотрится вполне логичным продуктом своей эпохи. Недокормленные мальчики, недолюбленные девочки и их недосложенные жизни — все это сметается огнедышащей матерью и подается с замечательным юмором. Именно благодаря этому юмору (и порой только ему) книгу «Семейная кухня» нельзя отнести к жанру криминальный триллер.
Легкость изложения, ироничное описание событий и добродушное восприятие всего происходящего делают эту книгу вполне читабельной. Вопрос посадят ли Машину маму в конце книги в тюрьму или просто лишат родительских прав, держит читателя в напряжении до последней страницы.
Остроумно, забавно, задорно, но ингредиенты - не те.
О чем книга? О маме!
Дарья Тундра
оригинал статьи здесь