Как «закрыли» Севастополь. Севастополь под замком. Как это было
1962-1965 гг.. Балаклава, площадь 1 Мая. На маршрутоуказателе значится "Сапун-гора - Площадь Ушакова".
Фото: Л.А.Кудельский
Фото любопытно тем, что на нем на заднем плане виднеется весьма знаменитый объект 825 ГТС. Очень секретный и сильно замаскированный. Вот что про него на сайте нынешнего музея пишут: "Для маскировки входа в сооружение с воздуха был сооружен железобетонный навес, на котором были установлены муляжи домов и деревьев, а со стороны моря вход в канал и выход из него были закрыты батопортами и маскировочной сетью, имеющей окраску под цвет окружающих скал. Вход в подземный комплекс был настолько искусно замаскирован, что найти его было невозможно даже с близкого расстояния, а тем более с противоположного берега."http://sev-transport.info/photo/96-0-5868
Немного истории на тему "закрытого статуса"
В 1916 г, после взрыва в Севастопольской бухте линкора «Императрица Мария» Севастополь был объявлен закрытым городом, въезд на его территорию иностранцам был закрыт.
После октябрьской революции запрет не соблюдался, но как только советская власть укрепилась, город снова был закрыт в 1939 году.
7 марта 1939 года Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление об увеличении территории Севастополя, которое произошло в результате присоединения к городу в его северной части земель спецназначения, включая береговую полосу и район поселка Кача. На новой границе устанавливались знаки, свидетельствующие о расширении Главной базы Черноморского флота. Причины были объективны –– рост Черноморского флота.
Сразу же после освобождения Севастополя в 1944 году решением правительства СССР город был закрыт и въезд в него осуществлялся только по пропускам. Пропускной режим обеспечивали подразделения МВД СССР. На основных въездах в город были выставлены специальные посты, на которых круглосуточно несли дежурство вооруженные представители севастопольской милиции и патрульная служба частей Севастопольского гарнизона.
30 апреля 1946 года, Совет министров РСФСР утвердил генеральный план города Севастополя. 29 октября 1948 года издан Указ Президиума Верховного Совета РСФСР с пунктом: «Выделить г. Севастополь в самостоятельный административный центр с особым бюджетом и отнести его в город республиканского подчинения». В постановлении правительства особо выделено: «Город Севастополь восстанавливается как Главная военно-морская база Черноморского флота». Этим указом предписывалось ввести на территории города режим строгого ограничения пребывания иностранных граждан.
Более 30 послевоенных лет, с небольшими перерывами, эта система строго функционировала. Въезд иностранцам в город был закрыт, заход иностранных судов в Севастопольскую бухту запрещался. Для въезда в Севастополь родственников членов семей военнослужащих необходимо было выполнить целый ряд процедурных мероприятий: написать заявку, получить разрешение милиции по месту жительства, затем выдавался специальный пропуск на 2-5 дней. Въезд жителей города осуществлялся по паспортам со штампом о прописке в Севастополе.
Досмотру подвергались все: пассажиры автомобилей, автобусов, поездов и пароходов.
Контрольно-пропускные пункты на автомобильных дорогах, подвижные милицейские посты на железнодорожной станции Верхнесадовая, военная комендатура, пограничники, таможенники, морские пограничники, КГБ, МВД, военная контрразведка и другие службы строго обеспечивали режим закрытости города и морского порта.
http://www.muzey-sevastopol.com/novosti/18-news/64-status-sevastopolya
Севастополь много раз делали городом закрытым для посещения гражданами страны и столько же раз его открывали. Так было и в XIX веке, и в веке ХХ. Диалектическая борьба противоположностей.. Для развития инфраструктуры и торгового порта – открывается. Для развития военной базы – город закрывается
В 91-м балаклавский бард Сергей Курочкин по этому поводу даже песню сочинил:
«Город белокаменный у моря
Знают все, но мало кто бывал.
Потому что на запоре
Для иногородних город стал.
Как подъедешь - предъяви прописку!
Кто, зачем, откуда и куда?
Ничего что путь держал не близкий.
Но без прописки вам нельзя сюда…»
В конце прошлого века контрольно-пропускные пункты стояли в селе Гончарном, ограничивая проезд гостей со стороны Южного берега Крыма, и в Верхнесадовом, на трассе Симферополь - Севастополь.
Еще один пост стоял на Северном направлении у Орловского моста. Дежурство на постах несли наряды флотского военного патруля и милиции. Проезд разрешался только по специальным пропускам. Оформляли их для военного люда военные учреждения, для гражданского – районные отделения милиции.
Поводов обратиться за таким пропуском у гражданского населения было не много: свадьбы, похороны, болезни родственников и т.д. При особых стараниях оформить такой вызов-пропуск можно было на любого гражданина страны с более-менее произносимой фамилией.
При наличии знакомств в милиции можно было и слона провести.
Если в 50-годах ограничение въезда в город носило характер борьбы с вражескими шпионами, то на закате века спутники фиксировали из космоса все до количества звезд на погонах офицеров. Да и сама система заграждения, состоящая из трех КПП, была легко преодолима.
По лесным дорогам не только пройти, но и проехать на УАЗе, «Ниве», «Москвиче-412» можно было легко. К тому времени шпионская сеть стала более изощренной и общественным транспортом не пользовалась. Когда автобус подъезжал к КПП, в переднюю дверь входил либо матрос, либо мичман, либо милиционер. Он проходил по салону, тщательно проверяя паспорта и пропуска. Уже у задней двери он давал команду водителю. Тот открывал дверь и выпускал дежурного. Не редки были случаи, когда высаживали не в меру наглого туриста-студента, пытавшегося на авось со своими друзьями проскользнуть в Севастополь. Он опечалено уходил вдаль, а там по лесным дорожкам обходил КПП и вновь появлялся на автотрассе у следующего села.
Неприступная Балаклава
2.
Особой заботой в закрытом городе Севастополе была охрана тайн не менее секретной Балаклавы. Проехать в нее не могли даже севастопольцы.
Существовало два КПП: у ресторана «Солнышко» со стороны Ялты и у хутора Ушаковка на 11-м километре шоссе Севастополь-Балаклава. Режим проверки тот-же. Но усложнялось несанкционированное проникновение «шпионов» тем, что в Балаклаве все друг друга знали в лицо. Навешать лапшу на уши доверчивого милиционера было крайне трудно.
Пропуска так же выдавали отделения милиции по представлению предприятий или жителей Балаклавы. Повод нужно было найти крайне весомый. Такой, например, как грядущая свадьба. Для обхода КПП приходилось пользоваться сумерками и идти по виноградникам. По пашне 3-4 км даже в сухую погоду – удовольствие на любителя. Можно было спокойно пройти от Сапунгорского кольца на шоссе через первое отделение агрофирмы Золотая Балка. Комфортная грунтовая с элементами асфальта дорога. Можно было от села Оборонного пройти на второе отделение агрофирмы и далее в Балаклаву въехать на автобусе. И самый изощренный путь – со стороны урочища Инжир через тропу над Ближним пляжем по козьей тропе спуститься в древний город. Но был шанс всегда нарваться на военный патруль. Воинских частей в Балаклаве было много. Любителей самоходов еще больше. Патрулям забот хватало. Они не брезговали случайными нарушителями режима военной тайны с перепуганными глазами. Можно было и в отделение милиции невзначай попасть.
Любой замок, как и любая калитка – препон для добропорядочного человека, дабы случайно в чужую квартиру не зайти. Злоумышленник в любом случае сможет, при высокой мере старания, открыть замок, проникнуть в квартиру. Так и любая схема ограничения доступа в город-базу работает. Случайный нежелательный элемент не попадет, а настоящий шпион без труда формальные препоны переступит.
Владимир Илларионов, Алексей Лохвицкий
https://crimea.mk.ru/articles/2014/08/15/ograniche...pustyat-tolko-po-propusku.html
Как «закрыли» Севастополь
Идея «закрыть» Севастополь возникла в начале 1980-х, когда он из стратегического объекта стал все более превращаться в курортный город. За год через него проходило уже до 1 милиона «неорганизованных» отдыхающих, но поскольку курортно-рекреационные функции не были заложены в программу развития городского хозяйства, сезонные колебания численности населения города-героя серьезно дестабилизировали его повседневную жизнь, вызывая нехватку товаров в магазинах, очереди за билетами и давку в общественном транспорте.
Осевшие в Севастополе высокопоставленные военные в отставке и запасе, сохранившие личные связи в «коридорах власти» смогли «нажать» на действующее руководство флота, а тогдашний командующий ЧФ адмирал Калинин смог убедить генсека ЦК КПСС Андропова, прибывшего на отдых в Крым, в необходимости «закрыть» город. При поддержке министра обороны Устинова и главного парторга Украины Щербицкого «процесс пошел…», и уже через год, 15 июня 1984 года, на шоссе Симферополь-Севастополь появился блокпост «Верхнесадовое». Место для его дислокации выбирал лично главком ВМФ СССР Горшков. Позднее такие же посты (будка, шлагбаум, солдаты с автоматами…) появились в Инкермане и близ села Гончарное.
Установка блокпостов и практика унизительных проверок документов в электричках крайне возмущала приезжих и остальных крымчан, да и самим севастопольцам приносила больше головной боли (необходимость «выправлять» документы для гостей и родственников, длинные очереди на КПП, особенно в выходные дни).
После провозглашения независимости Украины и начала ее тяжбы с Россией вместо военно-морских патрулей на блокпосты встали наряды украинской милиции, проводившие свою селекцию. Они задерживали российских «патриотов», зато украинским ультранационалистам, напротив, давалась «зеленая улица».
Так, 6 июня 1992 года в город-герой не был впущен Жириновский — не помог даже пропуск, выданный редакцией флотской газеты «Флаг Родины», хотя перед этим без особых проблем в Севастополе высадился «десант» Степана Хмары, которые провел шумную акцию под лозунгами украинского ура-патриотизма. Доведенный до ярости Вольфыч пообещал милицейскому лейтенанту Сан Санычу, что через год, став президентом России, приедет в Верхне-Садовое и лично расстреляет его из пистолета. Лейтенант стоял, в буквальном смысле, насмерть. Попытка прорыва железнодорожным путем тоже успеха не имела. Уставший, огорченный и голодный Владимир Вольфович общался с крымскими сторонниками прямо на рельсах под Бахчисараем. Все делились с ним планами обустройства Крыма и лишь местный народный трибун Александр Георгиевич Круглов поделился пирожком…
Только 1 декабря 1995 года по решению Кабмина Украины въезд в Севастополь был открыт, что позволило хоть как-то оживить пошатнувшуюся экономику города.
По прошествии лет есть основания подозревать, что, несмотря на определенные неудобства, севастопольцы втайне гордились своим необычным статусом, придававшим не только городу, но и его жителям некий ореол секретности и причастности к военной тайне.
Стоит заметить, это было далеко не первое «закрытие» Севастополя. Впервые его закрыли в 1916 г, после взрыва на линкоре «Императрица Мария». После октябрьской революции запрет, естественно, не соблюдался, но как только советская власть укрепилась, город снова был закрыт вплоть до времён «Хрущёвской оттепели». С 1956 по 1984 года въезд в Севастополь был свободным, правда, не весь. Балаклава, где находилась база подводных лодок, так и оставалась закрытой вплоть до 1996 г.
Контрольно-пропускные пункты
КПП существовали в количестве трех единиц в закрытом Севастополе. Два — на автодорогах, Симферопольской (п. Верхне-Садовое) и Ялтинской (с. Гончарное), где долгое время оставалось над озером капитальное строение (сейчас там АЗС). Помимо пункта возле Гончарного в лесу в засаде сидел милиционер и поджидал на протоптанной тропе нарушителей режима. Третий КПП находился в Инкермане.
Кроме этих пунктов, на ж/д линии Симферополь — Севастополь, сразу после Бахчисарая, по вагонам ходили бдительные милиционеры, проверяя пропуска — разрешения на въезд в город у приезжих, а местные жители с гордостью демонстрировали краснокожие паспорта с заветным штампом «Погранзона». Некоторое время существовали и отдельные КПП на въезде в Балаклаву — будка перед поворотом на Карань.
После захвата власти на Украине в 2014 году блокпосты появились на всех предыдущих местах КПП, и еще один возле поворота на Балаклаву (ресторан «Шайба»).
Кстати…
Помимо Севастополя и Балаклавы, в Крыму был ещё один закрытый посёлок на Тарханкуте — Черноморское. Здесь находился дивизион ракетных катеров и полк ПВО
http://jalita.com/guidebook/sevastopol/close_city.shtml
Севастополь может стать закрытым для туристов городом 25 июля, 2014
Собственно, для Севастополя статус "закрытого города", вполне естественен, целые поколения тут при нем прожили.
Среди очевидных плюсов - низкий уровень преступности, менее суматошная городская жизнь, общая чистота города, развитие военно-промышленной инфраструктуры.
Среди минусов - бюрократические трудности, низкий уровень туризма, город является одной из приоритетных целей при выборе объектов для ракетно-ядерных ударов.
В 90-е и "нулевые" делались систематические попытки превратить Севастополь из города-базы, в туристических или торговый центр, пытались строить туристическую инфраструктуру, возводили перевалочные терминалы, оглашали различные былинные прожекты, о том, как скоро Севастополь станет Крымской Ривьерой. На практике, под это дело шел систематический распил бабла и крымской земли, в результате чего, город несмотря на то, что его открыли, по сути продолжал оставаться военной базой, к которой неумело приделали отростки туристический и торговой инфраструктуры, которые выглядели весьма странно в городе набитом военными объектами и самими военными (тогда еще российскими и украинскими на пару).
Вполне резонно, что после окончания украинской оккупации, у некоторых лиц возникло желание вернуть как было, то есть закрыть город. Не удивительно, что среди них коммунист Пархоменко, который прекрасно помнит, как это было. На деле, я был бы не против, если бы статус закрытого города вернули, но думаю на это не пойдут, скорее будет принято половинчатая программа развития. Город будет как и прежде играть роль главной базы ЧФ, вокруг которой восстановят часть разрушенных Украиной военных объектов. При этом, несмотря на осложнение военно-политической обстановки, въезд для туристов в город останется свободным. Торговая же функция отомрет естественным путем, потому что замыкалась на Украину, а с оборванными связями особо не поторгуешь. Поэтому на данном этапе Севастополь будет в первую очередь развиваться как военная база и во вторую очередь как туристический центр.
Торговля и промышленное производство будут мягко говоря на втором плане.
Из комментариев:
*Не-не-не, не надо закрывать! Я ещё не все интересные исторические объекты и памятники облазила. Ну и вообще, это такой кайф - приехать и просто погулять по Севастополю.
*Давайте тогда все города закроем и вообще никуда ездить не будем, везде будет "чисто, бело и пустынно".
Севастополь это не собственность нескольких сот тысяч человек живущих там, и не чей-то персональный курорт, а часть истории и достояние всей страны. И человек с Камчатки должен иметь такое же право его посетить, и не только на экскурсии под конвоем
*Если закроют будет угар. Пока Севастополь входил в состав фошистско-бандеровской Украины туда мог заехать практически любой гражданин России, а тут после вхождения в состав РФ, гражданину этой самой РФ фигу с маслом, а не поездку в Севастополь.
*Если закроют, то ничего хорошего в этом нет. И так везде заборов понаставили, а теперь еще и города целые закрывать начнут. Всюду только по прописке и по попускам... Потом только везде военное положение ввести и комендантский час. Опустить железный занавес и все, приехали. Только куда?
*Депутатам выписать 3,14здюлей. Хоть бы подумали, насколько эта инициатива оскорбительна для русских в России. Ведь половина скажет: вот и помогай этим севастопольцам, которые от нас норовят запереться. чтобы улицы чище были. Тьфу
*Глупое предложение от неправославных людей
Позволю высказать несколько тезисов, поскольку все мои родственники по материнской линии из Крыма, а сам сейчас житель Омска (в прошлом - крупного центра военной и космической промышленности и закрытого для иностранцев)
В детстве был в Севастополе (как житель Симферополя) - впечатления хорошие. Впоследствии, в юношестве, когда доступ для меня стал закрыт чувства были сходны с унижением - почему я, честный человек - не вор и не бандит - должен оформлять специальные документы, чтобы просто посетить город моей страны? Слава Богу были небольшие дорожки из Бахчисарая, через которые можно было попасть в Севастополь. Но я ими практически не пользовался по указанной выше причине.
После блестяще проведенной "перестройки", в результате которой я не смог обеспечивать свою семью, переехал трудиться в Южную Корею (которая непосредстенно граничит с Северной) - кроме непосредственно территории военных баз, которые ограждены и охраняются - никаких ограничений на перемещение нет, даже на пляжах, примыкающих к границе с Северной Кореей. Просто стоят смотровые вышки, да в ночное время ходят патрули, которые могут попросить документы, если ты остался на пляже на ночь.
По опыту хочу сказать, что закрывать города/поселки и т.д. от жителей страны - это убогий принцип. Желание жить отдельно (а оно обычно обосновывается высокими нуждами, а реально покопавшись в своих мыслях - практическими целями типа: "будет чище, а то понаедут тут..." или "будет лучше обеспечение..." сводится к простому факту "избранности" данного места и данного населения. Подобный подход уж точно не ведет к формированию нации свободных людей - мы это уже проходили 70 лет. А нет нации - нет и армии, нет армии - не будет и страны, как там Путин или Володин или Сурков или даже Чалый не будут говорить "халва, халва" - сладко будет только им и то пока наши "друзья" из Европы и Америки не начнут отжимать у них бизнес прямо на территории России. Рабы не способны воевать - им не за что! Поэтому не закрывать надо города и веси, а наоборот давать трудящимся землю, средства производства, воспитывать их в православной вере и понимать, что каждый человек - равноценен другому - не желай другому то, что не хочешь себе.
*Протестую!
Севастополь должен быть открыт для мира.
Открыть аэропорт Бельбек для гражданских самолетов (уже работал в прошлом году!)
Открыть морское сообщение с Турцией (уже было), Румынией, Болгарией.
*Севастополь - самый красивый город России. Безопасность - чем хуже другие города Крыма, им тоже безопасность нужна. Я в этом году был в Севастополе впервые после 91 года. Вышел на набережную Корнилова, посмотрел на цвет моря, на белый форт напротив, на этот простор, и на это безумно красивое сочетание белого и зелено-синего... Я плакал...
Будет очень жестоко закрыть Севастополь.
https://colonelcassad.livejournal.com/1692539.html