ДЖАНЫКЕ-ХАНЫМ. Легенда и реальный портрет
На вершине горы,ныне называемой Чуфут-Кале, когда-то располагался город Кырк-Ер с крепостными сооружениями,кенасами,мечетью,медресе и множеством жилых домов.Сегодня Кырк-Ер лежит в руинах.
Однако среди этих развалин стоит здание,не затронутое разрушительным действием времени. Это дюрбе Джаныке-ханым. Окружавшие его некогда кварталы давно превратились в бесформенные груды камней,а дюрбе стоит на краю открытого всем ветрам северного обрыва в почти первозданном виде.
Костылев Дмитрий. Мавзолей в Чуфут - Кале
Легенда о Джаныке из Кырк-Ора
Вот смотри, крепкие стены Кырк-ора, ух, какие крепкие! Если ты вот так даже руки разведешь, стену все равно не обнимешь. Толстые стены, крепкая крепость. И ворота железные и замки, наверное, каждый с пуд. А за стенами кто жил, знаешь?
Тохтамыш-хан. Что сказать о нем? Тохтамыш-хан — это мало сказать! Какой был хан? Не хотят глаза смотреть, такой страшный был. У него — люди говорили — тело шерстью поросло, он был рыжий, голова у него была, как у барана, зрачки у него поперек глаз стояли, таких глаз у человека не бывает.
Он никогда не кричал, Тохтамыш-хан, но люди даже шепота его боялись. Богат был Тохтамыш. А где ты видел бедного хана? Всего было у него. В сто каменных пещерах стояли сундуки богатые, сундуки с большими замками. Но женщина, лучше не открывай ты крышки этих сундуков. Если откроешь, глупая, ты подумаешь, что солнце украли и спрятали в сундук, посмотришь и ослепнешь. Это не солнце, это богатые одежды с камнями драгоценными, золото нашито на одежды. Только ты их руками не трогай, не надо, пусть лежат. Липкие они, потому что богатство Тохтамыш-хана по рекам крови пришло, пришло и легло в сундуки. Стерегут эти сундуки каменные пещеры, каменные стены и каменное сердце Тохтамыш-хана.
Никого не любил Тохтамыш-хан, а какой хан кого любит?
Была у него в гареме девушка, звали ее Джаныке. И вправду, она была Джаныке — душевная. Добрая была, ласковая, как ребенок, как мать всем ласковая.
Красивая была Джаныке. Только в груди у Джаныке какая-то птица всегда ютилась. Так думала Джаныке. Не знала, глупенькая, что в груди у нее большой недуг, болезнь страшная. Отца, матери у нее не было, а Тохтамыш купил ее в Бахчисарае, внизу, купил девочку и спрятал, как голубя в клетку, и растил для себя в своем гареме, а чтобы люди не говорили плохого, дочерью назвал.
Все боялись Тохтамыша, и маленькая Джаныке боялась. Придет в гарем Тохтамыш, спросит, как живешь? Живу, говорит Джаныке. Большую рыжую руку положит хан на ее голову, и казалось Джаныке, что голова отвалится.
Всего много у Тохтамыша, но самое главное сокровище — Джаныке.
Однажды пришла беда на Тохтамыша. Крепость Кырк-ор окружили враги, с двух сторон шли. Большое войско. Они били в даул, они кричали, они уже радовались. Знали враги: в крепости воды нет, а без воды как жить будешь? Знали враги, что им не нужно головами в камни стучать. Подождем, говорили, у нас времени много. Вода у нас, хлеб у нас, а Тохтамыш-хан, когда заставим, он сам свои железные ворота откроет, он сам на шелковой подушке ключи вынесет и попросит: примите, все ваше. Так говорили враги. А за стеной Тохтамыш-хан ходил, как дикий зверь, как барс злой, страшный.
Нет воды, а дни идут, а птица Клафт ни разу свои крылья не раскрыла над Кырк-ором, и люди скоро стали падать, как падают осенние листья. Каменное сердце было у Тохтамыша. Он боялся за свои сокровища, а людей не жалел. Он заставил их бросать камни вниз, на врагов, и злобно говорил своим людям:
— Думаете, я своими руками открою ворота? Если у меня камней не хватит, я ворота вашими головами забросаю.
Люди сначала боялись, а потом уже ничего не чувствовали, им было все равно. Без воды разве будешь жить?
И стало тихо в крепости Кырк-ор, никто не пел песен. У матерей из груди не только молока — крови не выдавишь, и падали быстрей всех маленькие дети. Как было их жалко! А воды все нет. Джаныке в гареме дивилась: почему так тихо в Кырк-оре, почему никто ничего не говорит, почему даже собаки не лают? А няньки в ответ только плечами пожимали: няньки знали, а сказать нельзя. Потом к Джаныке в гарем пришел мальчик — пастушок Али. Он пришел, смиренно опустил голову и сказал так:
— Слушай, Джаныке. Вот видишь, я мужчина, а не смотрю на тебя, пусть мои глаза не оскорбят тебя, девушку. Не бойся, выслушай меня, я ведь пришел от народа. Слушай, Джаныке, люди о тебе говорят, что никогда ты не сказала неправды, что твои розовые губы никого не обидели. Слушай, Джаныке, люди еще говорят, — дрожа от испуга, говорил Али, — что ты не дочь Тохтамыша, что ты наша, оттуда из Эски-Юрта, что тебя купил Тохтамыш. Если так, Джаныке, то как же твое сердце терпит, как же ты народу не поможешь? Слушай, что я тебе скажу: там далеко, но ты не бойся, там вода поет, пойдем...
— А зачем нужна вода? — спросила Джаныке.
— Ты не знаешь? Во всем Кырк-оре нет ни капли воды, маленькие дети падают, умирают, и никто не может спасти их. Я хотел проползти туда, где вода, но у меня широкие плечи, а ты — люди говорят про тебя, ты тонка, как веточка, ты всюду проникнешь, — ты будешь проползать в расщелину и доставать оттуда воду, она там поет, а я понесу ее в водоем. Пойдем, ты же наша.
— Что ты, мальчик, — ответила Джаныке, — разве я смею, я же девушка, мне нельзя быть с тобой, мальчиком. Меня проклянет небо, все меня проклянут, все от меня отвернутся, даже ты, когда вырастешь и станешь большим мужчиной, ты будешь на меня пальцем показывать, и мне нужно будет тогда умереть.
— Не бойся, Джаныке, — просил мальчик, — пойдем, Джаныке, пойдем, мы так сделаем, что никто нас не увидит, а грех я на себя весь приму.
— Хорошо, — сказала Джаныке, и они пошли.
Всю ночь девушка и мальчик маленькими бурдюками таскали воду в городской водоем, и уже стало в водоеме воды столько, сколько в маленьком море, и еще носили, и еще носили, а потом, когда уже брызнуло солнце, когда стало хорошо на небе, вдруг из груди девушки улетела птица, даже видела маленькая Джаныке, как она высоко-высоко в небо понеслась. Потом ей стало очень больно и она упала.
И упала она лицом на землю. Лицом вниз упала Джаныке она матери всех матерей стала жаловаться — земле.
Когда стало светло, пришли люди. Первыми появились маленькие люди — дети. Они увидели воду и сказали просто, как мудрецы: «Смотрите, вода!», и стали пить. А потом бегали всюду и кричали: «Вода! Вода!» А большие люди не поверили, но маленькие люди все говорили: «Смотрите, вода! Вода!»
И весело все повторяли это слово и стали пить воду А потом увидели, что Али-пастух плачет около какого-то тела, которое лежит на земле, такого маленького, тонкого.
Когда повернули его лицом кверху, увидели и испугались.
— Джаныке!
И тогда все понял народ, и сказал тогда народ:
— Здесь лежит прекраснейшая из прекрасных, роза райских садов. О люди, уготовьте ей лучшее место в сердцах своих!.."
http://kraevedenie.net/forum/viewtopic.php?f=5&t=53
Мельник Александр. Мавзолей на Чуфут кале
Реальный портрет легенды
У Джаныке-ханым как будто свои,особые счеты со временем. Ее усыпальница оказалась прочнее, чем город , стоявший вокруг. А память о самой Джаныке оказалась долговечнее,чем о любой из ее современниц.
Память о ней уже давно живёт лишь в виде легенд, где мифический образ " царь-девицы" полностью заслонил подлинную Джаныке, дочь хана Тохтамыша и супругу бея Эдиге. Попытаемся же воссоздать картину, на которой хотя бы пунктиром обозначился реальный жизненный путь этой личности.
Если Кырк-Ер не был родным городом Джаныке-ханым, то отношению к нему она все же имела: ее деда по матери звали Хаджи-бек, а известно, что так звали наместника Кырк-Ера в 1360-х гг. Однако,очень маловероятно,что детство Джаныке было связанно именно с Кырк-Ером: ее отец, будущий хан Тохтамыш, жил не в Крыму, а в Белой Орде, которая занималала территории в нынешнем Казахстане ( Отец Тохтамыша, Туй-Ходжа,был наместником Мангышлака).
Когда подошло время,Тохтамыш выдал Джаныке замуж за своего верного товарища Эдиге, происходившего из знатного рода Мангыт.
Около 1374 г. над семейством Тохтамыша нависла угроза: хан Белой Орды Урус расправился с Туй-Ходжой - отцом Тохтамыша. Опасаясь за собственную жизнь, Тохтамыш бежал из Белой Орды в соседний Чагатайский Улус.Там, в Мавераннахре его радушно принял местный эмир Тимур- знаменитый Тамерлан. Вскоре к Тимуру прибыл и Эдиге, последовавший в эмиграцию за Тохтамышем. Вместе с ним в Мавераннахр переселилась и Джаныке.
Тимур враждовал с Ордой,и , конечно, хотел видеть на ее престоле своего ставленника. Поэтому он всеми силами помог Тохтамышу добиться высшей власти в Золотой Орде ( от которой зависела и Белая Орда). После нескольких попыток ему удалось: в 1380 г. Тохтамыш стал ханом. Тимуру оставалось только радоваться,что Орда перешла в управление того,кого он назвал "своим сыном",а Эдиге с Джаныке - перебираться к ханскому двору в г.Сарае на Волге.
Однако Тохтамыш не желал быть послушной марионеткой в руках Тимура и выступил против былого покровителя. Одновременно назревал конфликт и внутри самого ханского двора. Дело в том, что при Тохтамыше жил внук Урус-хана, юный Темир-Кутлуг. Он приходился племянником Эдиге, который и решил, как только Темир-Кутлуг достигнет совершеннолетия, возвести на престол вместо Тохтамыша. Когда Темир-Кутлуг заявил о своих правах на ханство, Тохтамыш велел казнить его, но юноша скрылся, бежав к Тимуру. Эдиге не удалось скрыть своего участия в интриге, хан заподозрил его,и когда Эдиге понял это, он немедля бежал с ханского пира, тайно оседлал (в том числе и Джаныке) оставалась в Сарае.
Весной 1391 г. к Тохтамышу явились два взволнованных гостя, которые сообщили,что они,слуги Эдиге,бежали от хозяина, дабы известить хана: на него идёт Тимур с огромным войском, в котором следуют и Эдиге с Темир-Кутлугом.
Осведомленность о наступлении врага не спасла Тохтамыша - он был разбит и изгнан из Сарая. Тимур повернул домой, а Эдиге с Темир-Кутлугом, отпросившись у него " собрать семьи и родных", остались в Золотой Орде. Вероятнее всего,именно тогда Эдиге где-то в окрестностях разгромленной ханской столицы среди разбежавшихся придворных смог найти покинутую им Джаныке. ( Народный эпос говорит, что ее нашел сын Эдиге- Нур-эд-Дин. Может быть, и так, только эпос ошибается,говоря, будто Нур-эд-Дин оставил Джаныке у себя: в будущем мы увидим ее не рядом с ним, а с самим Эдиге). Супруг застал при Джаныке ее младшего брата - трехлетнего Кадыр-Берди. Эдиге решил казнить его как потомка Тохтамыша, который в будущем сможет претендовать на престол, но Джаныке уговорила мужа не делать этого и отправила братишку в некие " царства" подальше - не исключено, что в Крым.
Эдиге,все ждал момента,чтобы воцарить своего ставленника, когда в 1395 г. Тимур снова пришел в Орду и нанес Тохтамышу последний сокрушительный удар, после которого тот бежал в Литву, а Эдиге наконец возвёл на ханство Темир-Кутлуга.
Для Эдиге настал час наивысшего взлёта, о котором современники писали: " султаны (т.е. ордынские ханы) при нем имели только имена, но не имели никакого значения".За 13 лет своего фактического правления страной Эдиге пользовался полной властью в ней, назначая по своему выбору ханов, распоряжаясь государственными делами и присоединяя к Орде новые земли (в частности, Хорезм). Понятно,что и Джаныке-ханым при таком положении супруга стала первой дамой в государстве.
Эдиге возвел на трон трех покорных себе ханов, а вот на четвертом- Темир-хане,сыне Темир-Кутлуга- споткнулся. Темир-хан пожелал править самостоятельно и сумел выбить Эдиге из Сарая.
Эдиге вместе с семьей бежал в Хорезм,где скрылся за стенами Ургенча. Хан осадил Ургенч. Пока длилась осада, власть в Орде была захвачена Джелял-эд-Дином - сыном Тохтамыша ( соответственно, братом Джаныке).
(Сыновья Тохтамыша- Джелял-эд-Дин,Керим-Берди, Кепек- с момента изгнания не оставляли надежд вернуть отцовский престол. В этом они находили поддержку среди литовских великих князей, рода Ширин и, между прочим ордынских наместников Крыма - предков династии Гераев).
Джелял-эд-Дин был согласен снять осаду с Ургенча при условии, что Эдиге подчинится ему и выдаст Джелял-эд-Дину Джаныке-ханым и Султан-Махмуда ( Сына Джаныке и Эдиге). Осажденный уже решился было принять ультиматум, как вдруг один из ханских командиров решил покорить Эдиге без всяких переговоров. Он атаковал Эдиге- и был разбит. Естественно,что, оказавшись победителем, Эдиге не стал выполнять никаких условий и остался с Джаныке в Хорезме, откуда его вытеснил лишь три года спустя сын эмира Тимура.
Следующие шесть лет Джаныке провела вместе с супругом в землях Мангытской Орды, которую тот превратил из обычного кочевого союза в мощную политическую силу, практически- в отдельное государство. Пока Эдиге вступал в яростные схватки с братьями Джаныке, которые не желали подпускать его близко к Ордынской столице, сама Джаныке-ханым нашла возможность совершить в 1416 г. хадж в Мекку. Ее сопровождал отряд из 300 всадников. Когда по пути она прибыла в сирийский Дамаск,ее встретили там с почётом, причём почтение ей было оказано не в первую очередь как дочери Тохтамыша, а как супруге могущественного Эдиге.
Однако в 1420 г. полная приключений жизнь Эдиге оборвалась. Кадыр-Берди, когда-то спасенный сестрой,возмужал и выступил из Крыма на Эдиге. Кадыр-Берди погиб в этом сражении, однако та же участь постигла и Эдиге.
Куда было податься теперь овдовевшей Джаныке-ханым? Ни один из ее братьев не сумел удержаться на престоле сколь-нибудь долго, и путь в Сарай для нее был закрыт.
Поэтому Джаныке-ханым отправилась в Крым - там пребывали потомки Таш-Тимура,,соратника Тохтамыша, там имели огромный вес Ширинские беи, поддерживавшие Кадыр-Берди. Наконец,там,вероятно,была родина ее деда и матери.
Несмотря на приличествующую ее полу отстраненность от активной политической деятельности, эта дама уже в силу своего происхождения и былого влияния являлась очень значимой фигурой,принять которые под свое покровительство сочли бы за честь многие. По этой причине в последние годы своей жизни в Кырк-Ере, когда потомки Таш-Тимура ( в их числе и молодой Хаджи Герай) разворачивали борьбу за самостоятельность Крыма, Джаныке-ханым была окружена огромным почётом - если судить из того,что после смерти в 1437 г. она была погребена с наивысшей почестью,в особом мавзолее.
Неизвестно - помогала ли ( и могла ли вообще помочь) Джаныке-ханым Хаджи Гераю и его единомышленникам, но нет никаких сомнений, что само ее присутствие увеличивало авторитет тех, в чьих владениях она жила.
Страдая всю жизнь из-за ожесточения и вражды между самыми близкими ей людьми, пройдя долгими дорогами от Сарая до Самарканда и от Мекки до Кырк-Ера, Джаныке-ханым ушла в вечность - в легенду.
У подножия ее мавзолея - высокий обрыв, за краем которого начинается небо.
http://vk.com/qirimyurtu