-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15440


ДЖАНЫКЕ-ХАНЫМ. Легенда и реальный портрет

Среда, 04 Января 2017 г. 21:29 + в цитатник
ДЖАНЫКЕ-ХАНЫМ. Легенда и реальный портрет
джаникеkAWZQ (604x454, 248Kb)
На вершине горы,ныне называемой Чуфут-Кале, когда-то располагался город Кырк-Ер с крепостными сооружениями,кенасами,мечетью,медресе и множеством жилых домов.Сегодня Кырк-Ер лежит в руинах.

Однако среди этих развалин стоит здание,не затронутое разрушительным действием времени. Это дюрбе Джаныке-ханым. Окружавшие его некогда кварталы давно превратились в бесформенные груды камней,а дюрбе стоит на краю открытого всем ветрам северного обрыва в почти первозданном виде.
чуфут Костылев Дмитрий. Мавзолей в Чуфут Кале06 (700x466, 359Kb)
Костылев Дмитрий. Мавзолей в Чуфут - Кале


Легенда о Джаныке из Кырк-Ора

Вот смотри, крепкие стены Кырк-ора, ух, какие крепкие! Если ты вот так даже руки разведешь, стену все равно не обнимешь. Толстые стены, крепкая крепость. И ворота железные и замки, наверное, каждый с пуд. А за стенами кто жил, знаешь?

Тохтамыш-хан. Что сказать о нем? Тохтамыш-хан — это мало сказать! Какой был хан? Не хотят глаза смотреть, такой страшный был. У него — люди говорили — тело шерстью поросло, он был рыжий, голова у него была, как у барана, зрачки у него поперек глаз стояли, таких глаз у человека не бывает.

Он никогда не кричал, Тохтамыш-хан, но люди даже шепота его боялись. Богат был Тохтамыш. А где ты видел бедного хана? Всего было у него. В сто каменных пещерах стояли сундуки богатые, сундуки с большими замками. Но женщина, лучше не открывай ты крышки этих сундуков. Если откроешь, глупая, ты подумаешь, что солнце украли и спрятали в сундук, посмотришь и ослепнешь. Это не солнце, это богатые одежды с камнями драгоценными, золото нашито на одежды. Только ты их руками не трогай, не надо, пусть лежат. Липкие они, потому что богатство Тохтамыш-хана по рекам крови пришло, пришло и легло в сундуки. Стерегут эти сундуки каменные пещеры, каменные стены и каменное сердце Тохтамыш-хана.

Никого не любил Тохтамыш-хан, а какой хан кого любит?

Была у него в гареме девушка, звали ее Джаныке. И вправду, она была Джаныке — душевная. Добрая была, ласковая, как ребенок, как мать всем ласковая.

Красивая была Джаныке. Только в груди у Джаныке какая-то птица всегда ютилась. Так думала Джаныке. Не знала, глупенькая, что в груди у нее большой недуг, болезнь страшная. Отца, матери у нее не было, а Тохтамыш купил ее в Бахчисарае, внизу, купил девочку и спрятал, как голубя в клетку, и растил для себя в своем гареме, а чтобы люди не говорили плохого, дочерью назвал.

Все боялись Тохтамыша, и маленькая Джаныке боялась. Придет в гарем Тохтамыш, спросит, как живешь? Живу, говорит Джаныке. Большую рыжую руку положит хан на ее голову, и казалось Джаныке, что голова отвалится.

Всего много у Тохтамыша, но самое главное сокровище — Джаныке.

Однажды пришла беда на Тохтамыша. Крепость Кырк-ор окружили враги, с двух сторон шли. Большое войско. Они били в даул, они кричали, они уже радовались. Знали враги: в крепости воды нет, а без воды как жить будешь? Знали враги, что им не нужно головами в камни стучать. Подождем, говорили, у нас времени много. Вода у нас, хлеб у нас, а Тохтамыш-хан, когда заставим, он сам свои железные ворота откроет, он сам на шелковой подушке ключи вынесет и попросит: примите, все ваше. Так говорили враги. А за стеной Тохтамыш-хан ходил, как дикий зверь, как барс злой, страшный.

Нет воды, а дни идут, а птица Клафт ни разу свои крылья не раскрыла над Кырк-ором, и люди скоро стали падать, как падают осенние листья. Каменное сердце было у Тохтамыша. Он боялся за свои сокровища, а людей не жалел. Он заставил их бросать камни вниз, на врагов, и злобно говорил своим людям:

— Думаете, я своими руками открою ворота? Если у меня камней не хватит, я ворота вашими головами забросаю.

Люди сначала боялись, а потом уже ничего не чувствовали, им было все равно. Без воды разве будешь жить?

И стало тихо в крепости Кырк-ор, никто не пел песен. У матерей из груди не только молока — крови не выдавишь, и падали быстрей всех маленькие дети. Как было их жалко! А воды все нет. Джаныке в гареме дивилась: почему так тихо в Кырк-оре, почему никто ничего не говорит, почему даже собаки не лают? А няньки в ответ только плечами пожимали: няньки знали, а сказать нельзя. Потом к Джаныке в гарем пришел мальчик — пастушок Али. Он пришел, смиренно опустил голову и сказал так:

— Слушай, Джаныке. Вот видишь, я мужчина, а не смотрю на тебя, пусть мои глаза не оскорбят тебя, девушку. Не бойся, выслушай меня, я ведь пришел от народа. Слушай, Джаныке, люди о тебе говорят, что никогда ты не сказала неправды, что твои розовые губы никого не обидели. Слушай, Джаныке, люди еще говорят, — дрожа от испуга, говорил Али, — что ты не дочь Тохтамыша, что ты наша, оттуда из Эски-Юрта, что тебя купил Тохтамыш. Если так, Джаныке, то как же твое сердце терпит, как же ты народу не поможешь? Слушай, что я тебе скажу: там далеко, но ты не бойся, там вода поет, пойдем...

— А зачем нужна вода? — спросила Джаныке.

— Ты не знаешь? Во всем Кырк-оре нет ни капли воды, маленькие дети падают, умирают, и никто не может спасти их. Я хотел проползти туда, где вода, но у меня широкие плечи, а ты — люди говорят про тебя, ты тонка, как веточка, ты всюду проникнешь, — ты будешь проползать в расщелину и доставать оттуда воду, она там поет, а я понесу ее в водоем. Пойдем, ты же наша.

— Что ты, мальчик, — ответила Джаныке, — разве я смею, я же девушка, мне нельзя быть с тобой, мальчиком. Меня проклянет небо, все меня проклянут, все от меня отвернутся, даже ты, когда вырастешь и станешь большим мужчиной, ты будешь на меня пальцем показывать, и мне нужно будет тогда умереть.

— Не бойся, Джаныке, — просил мальчик, — пойдем, Джаныке, пойдем, мы так сделаем, что никто нас не увидит, а грех я на себя весь приму.

— Хорошо, — сказала Джаныке, и они пошли.

Всю ночь девушка и мальчик маленькими бурдюками таскали воду в городской водоем, и уже стало в водоеме воды столько, сколько в маленьком море, и еще носили, и еще носили, а потом, когда уже брызнуло солнце, когда стало хорошо на небе, вдруг из груди девушки улетела птица, даже видела маленькая Джаныке, как она высоко-высоко в небо понеслась. Потом ей стало очень больно и она упала.

И упала она лицом на землю. Лицом вниз упала Джаныке она матери всех матерей стала жаловаться — земле.

Когда стало светло, пришли люди. Первыми появились маленькие люди — дети. Они увидели воду и сказали просто, как мудрецы: «Смотрите, вода!», и стали пить. А потом бегали всюду и кричали: «Вода! Вода!» А большие люди не поверили, но маленькие люди все говорили: «Смотрите, вода! Вода!»

И весело все повторяли это слово и стали пить воду А потом увидели, что Али-пастух плачет около какого-то тела, которое лежит на земле, такого маленького, тонкого.

Когда повернули его лицом кверху, увидели и испугались.

— Джаныке!

И тогда все понял народ, и сказал тогда народ:

— Здесь лежит прекраснейшая из прекрасных, роза райских садов. О люди, уготовьте ей лучшее место в сердцах своих!.." http://kraevedenie.net/forum/viewtopic.php?f=5&t=53
чуфут хуже Мельник Александр. Мавзолей на Чуфут кале70 (700x494, 357Kb)
Мельник Александр. Мавзолей на Чуфут кале

Реальный портрет легенды

У Джаныке-ханым как будто свои,особые счеты со временем. Ее усыпальница оказалась прочнее, чем город , стоявший вокруг. А память о самой Джаныке оказалась долговечнее,чем о любой из ее современниц.
Память о ней уже давно живёт лишь в виде легенд, где мифический образ " царь-девицы" полностью заслонил подлинную Джаныке, дочь хана Тохтамыша и супругу бея Эдиге. Попытаемся же воссоздать картину, на которой хотя бы пунктиром обозначился реальный жизненный путь этой личности.

Если Кырк-Ер не был родным городом Джаныке-ханым, то отношению к нему она все же имела: ее деда по матери звали Хаджи-бек, а известно, что так звали наместника Кырк-Ера в 1360-х гг. Однако,очень маловероятно,что детство Джаныке было связанно именно с Кырк-Ером: ее отец, будущий хан Тохтамыш, жил не в Крыму, а в Белой Орде, которая занималала территории в нынешнем Казахстане ( Отец Тохтамыша, Туй-Ходжа,был наместником Мангышлака).
Когда подошло время,Тохтамыш выдал Джаныке замуж за своего верного товарища Эдиге, происходившего из знатного рода Мангыт.
Около 1374 г. над семейством Тохтамыша нависла угроза: хан Белой Орды Урус расправился с Туй-Ходжой - отцом Тохтамыша. Опасаясь за собственную жизнь, Тохтамыш бежал из Белой Орды в соседний Чагатайский Улус.Там, в Мавераннахре его радушно принял местный эмир Тимур- знаменитый Тамерлан. Вскоре к Тимуру прибыл и Эдиге, последовавший в эмиграцию за Тохтамышем. Вместе с ним в Мавераннахр переселилась и Джаныке.

Тимур враждовал с Ордой,и , конечно, хотел видеть на ее престоле своего ставленника. Поэтому он всеми силами помог Тохтамышу добиться высшей власти в Золотой Орде ( от которой зависела и Белая Орда). После нескольких попыток ему удалось: в 1380 г. Тохтамыш стал ханом. Тимуру оставалось только радоваться,что Орда перешла в управление того,кого он назвал "своим сыном",а Эдиге с Джаныке - перебираться к ханскому двору в г.Сарае на Волге.

Однако Тохтамыш не желал быть послушной марионеткой в руках Тимура и выступил против былого покровителя. Одновременно назревал конфликт и внутри самого ханского двора. Дело в том, что при Тохтамыше жил внук Урус-хана, юный Темир-Кутлуг. Он приходился племянником Эдиге, который и решил, как только Темир-Кутлуг достигнет совершеннолетия, возвести на престол вместо Тохтамыша. Когда Темир-Кутлуг заявил о своих правах на ханство, Тохтамыш велел казнить его, но юноша скрылся, бежав к Тимуру. Эдиге не удалось скрыть своего участия в интриге, хан заподозрил его,и когда Эдиге понял это, он немедля бежал с ханского пира, тайно оседлал (в том числе и Джаныке) оставалась в Сарае.
Весной 1391 г. к Тохтамышу явились два взволнованных гостя, которые сообщили,что они,слуги Эдиге,бежали от хозяина, дабы известить хана: на него идёт Тимур с огромным войском, в котором следуют и Эдиге с Темир-Кутлугом.

Осведомленность о наступлении врага не спасла Тохтамыша - он был разбит и изгнан из Сарая. Тимур повернул домой, а Эдиге с Темир-Кутлугом, отпросившись у него " собрать семьи и родных", остались в Золотой Орде. Вероятнее всего,именно тогда Эдиге где-то в окрестностях разгромленной ханской столицы среди разбежавшихся придворных смог найти покинутую им Джаныке. ( Народный эпос говорит, что ее нашел сын Эдиге- Нур-эд-Дин. Может быть, и так, только эпос ошибается,говоря, будто Нур-эд-Дин оставил Джаныке у себя: в будущем мы увидим ее не рядом с ним, а с самим Эдиге). Супруг застал при Джаныке ее младшего брата - трехлетнего Кадыр-Берди. Эдиге решил казнить его как потомка Тохтамыша, который в будущем сможет претендовать на престол, но Джаныке уговорила мужа не делать этого и отправила братишку в некие " царства" подальше - не исключено, что в Крым.

Эдиге,все ждал момента,чтобы воцарить своего ставленника, когда в 1395 г. Тимур снова пришел в Орду и нанес Тохтамышу последний сокрушительный удар, после которого тот бежал в Литву, а Эдиге наконец возвёл на ханство Темир-Кутлуга.
Для Эдиге настал час наивысшего взлёта, о котором современники писали: " султаны (т.е. ордынские ханы) при нем имели только имена, но не имели никакого значения".За 13 лет своего фактического правления страной Эдиге пользовался полной властью в ней, назначая по своему выбору ханов, распоряжаясь государственными делами и присоединяя к Орде новые земли (в частности, Хорезм). Понятно,что и Джаныке-ханым при таком положении супруга стала первой дамой в государстве.
Эдиге возвел на трон трех покорных себе ханов, а вот на четвертом- Темир-хане,сыне Темир-Кутлуга- споткнулся. Темир-хан пожелал править самостоятельно и сумел выбить Эдиге из Сарая.

Эдиге вместе с семьей бежал в Хорезм,где скрылся за стенами Ургенча. Хан осадил Ургенч. Пока длилась осада, власть в Орде была захвачена Джелял-эд-Дином - сыном Тохтамыша ( соответственно, братом Джаныке).

(Сыновья Тохтамыша- Джелял-эд-Дин,Керим-Берди, Кепек- с момента изгнания не оставляли надежд вернуть отцовский престол. В этом они находили поддержку среди литовских великих князей, рода Ширин и, между прочим ордынских наместников Крыма - предков династии Гераев).
Джелял-эд-Дин был согласен снять осаду с Ургенча при условии, что Эдиге подчинится ему и выдаст Джелял-эд-Дину Джаныке-ханым и Султан-Махмуда ( Сына Джаныке и Эдиге). Осажденный уже решился было принять ультиматум, как вдруг один из ханских командиров решил покорить Эдиге без всяких переговоров. Он атаковал Эдиге- и был разбит. Естественно,что, оказавшись победителем, Эдиге не стал выполнять никаких условий и остался с Джаныке в Хорезме, откуда его вытеснил лишь три года спустя сын эмира Тимура.
Следующие шесть лет Джаныке провела вместе с супругом в землях Мангытской Орды, которую тот превратил из обычного кочевого союза в мощную политическую силу, практически- в отдельное государство. Пока Эдиге вступал в яростные схватки с братьями Джаныке, которые не желали подпускать его близко к Ордынской столице, сама Джаныке-ханым нашла возможность совершить в 1416 г. хадж в Мекку. Ее сопровождал отряд из 300 всадников. Когда по пути она прибыла в сирийский Дамаск,ее встретили там с почётом, причём почтение ей было оказано не в первую очередь как дочери Тохтамыша, а как супруге могущественного Эдиге.
Однако в 1420 г. полная приключений жизнь Эдиге оборвалась. Кадыр-Берди, когда-то спасенный сестрой,возмужал и выступил из Крыма на Эдиге. Кадыр-Берди погиб в этом сражении, однако та же участь постигла и Эдиге.

Куда было податься теперь овдовевшей Джаныке-ханым? Ни один из ее братьев не сумел удержаться на престоле сколь-нибудь долго, и путь в Сарай для нее был закрыт.
Поэтому Джаныке-ханым отправилась в Крым - там пребывали потомки Таш-Тимура,,соратника Тохтамыша, там имели огромный вес Ширинские беи, поддерживавшие Кадыр-Берди. Наконец,там,вероятно,была родина ее деда и матери.
Несмотря на приличествующую ее полу отстраненность от активной политической деятельности, эта дама уже в силу своего происхождения и былого влияния являлась очень значимой фигурой,принять которые под свое покровительство сочли бы за честь многие. По этой причине в последние годы своей жизни в Кырк-Ере, когда потомки Таш-Тимура ( в их числе и молодой Хаджи Герай) разворачивали борьбу за самостоятельность Крыма, Джаныке-ханым была окружена огромным почётом - если судить из того,что после смерти в 1437 г. она была погребена с наивысшей почестью,в особом мавзолее.

Неизвестно - помогала ли ( и могла ли вообще помочь) Джаныке-ханым Хаджи Гераю и его единомышленникам, но нет никаких сомнений, что само ее присутствие увеличивало авторитет тех, в чьих владениях она жила.
Страдая всю жизнь из-за ожесточения и вражды между самыми близкими ей людьми, пройдя долгими дорогами от Сарая до Самарканда и от Мекки до Кырк-Ера, Джаныке-ханым ушла в вечность - в легенду.
У подножия ее мавзолея - высокий обрыв, за краем которого начинается небо.

http://vk.com/qirimyurtu
Рубрики:  Крым /Бахчисарай
Крым /История Крыма
Крым /Чуфут - Кале
Крым /Легенды Крыма
История
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку