-Метки

а. с. пушкин ай - петри александр iii алупка алушта анна кирьянова артек балаклава бахчисарай белогорск война выкройки и моделирование георгиевский монастырь гитара греки крыма гурзуф дворцы и усадьбы крыма денис косташ дети душевно о главном евпатория екатерина ii живопись животные крыма здоровье идеи. советы дизайнеров известные люди в крыму инкерман интересное история история крыма караимы крыма керчь кино книги о крыме коктебель компьютерная грамотность красота крым крым в живописи крымская война 1853 - 1856 гг. крымские татары крымское ханство ливадия лицо любовь мангуп массандра мечети крыма мой сад москва музыка непознанное одесса оккупация партизаны крыма переделка позитив полезные советы потемкин психология растения крыма ретро - фото ретро – фото рецепты россия сахалин севастополь села крыма семья симеиз симферополь ссср сталин старые фотографии старый крым стихи стихи о крыме стройнею судак счастье тайны крыма театр технология шитья украина успенский монастырь феодосия ханские дворцы ханский дворец херсонес хочу замуж худею чуфут - кале чуфут-кале шитье школа экскурсии в крыму эротика юмор ялта

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛН_-_ПозитивнаЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.01.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 15437


Он спасал пленных от немцев, но вместо ордена получил срок

Среда, 29 Июля 2015 г. 23:00 + в цитатник
Он спасал пленных от немцев, но вместо ордена получил срок

Р·РѕСЏ семья57e246b332623cf1be9 (310x206, 30Kb)Маленькая Зоя с папой и мамой до войны - уже тогда в их семье было полно тайн.

Зоя Хабарова (сегодня Доброхотова) вместе с родителями пережила оккупацию Крыма. Её отец, врач, спасал воен­нопленных. А когда Крым освободила Красная армия, его отправили в лагеря. И оккупация, и арест родителей очень повлияли на судьбу Зои.
Её дневник из оккупированного Крыма вошёл в «Детскую книгу войны», которую издал «АиФ» к 70-летию Великой Победы. В нём 15-летняя Зоя описывала бомбёжки Ялты, повседневную жизнь при оккупантах, своих родителей - то, что её отец связан с партизанским движением, она тогда даже не подозревала. О том, что случилось с ней и её семьёй «за страницами» дневника, Зоя Александровна рассказала «АиФ».
детская РєРЅРёРіР° портретd0f2557ab4f (100x120, 16Kb)- Я тогда на самом деле не знала, что папа, Александр Матвеевич Хабаров, спасал людей. А он и не маскировался особо, даже когда из Ялты мы перебрались в Симферополь и жили в одном доме с немецкими генералами.



У отца был стоматологический кабинет. И в Ялте, и в Симферополе к нему ходили лечиться румыны, хорваты, что воевали на стороне фашистов. А кроме того, к нему из лагеря приводили военнопленных. Прямо в кресле он переодевал их в обычную одежду, а в робе и с перевязкой на лице в лагерь отправлялись комиссары, которые готовили там восстание. Таким образом папа спас 8 человек. Трое из них остались работать в Крыму - от них я и узнала про папу, но к тому времени его уже арестовали.

Отец спас не только этих людей. Когда в 1941 г. наши отступали из Ялты, они хотели взорвать военный санаторий вместе с ранеными бойцами. Отец вывел оттуда 60 человек.

У папы была сложная судьба. Он очень любил Россию. Всю оккупацию носил морской китель. До революции он окончил Ревельское (нынешний Таллин) училище и был военным лекарем. Потом служил у Врангеля, вместе с его войсками попал в Крым и остался там. Выбросил документы, вступил в Красную армию. Потом уехал в Ленинград, в военно-медицинской академии переквалифицировался на зубного врача, его отправили на Сахалин. Вернулся в Крым, а там начались репрессии - сажали бывших белых офицеров. Один следователь посоветовал отцу уйти из армии, хотя ему оставалось всего 5 месяцев до 25 лет выслуги. Он написал рапорт, и больше его никто не трогал.

Посадили его в 44-м году, когда в Крым пришли наши. Маму, Евгению Георгиевну, посадили чуть раньше папы. Она работала в санатории «Аэрофлота» бухгалтером. Когда наши в 41-м г. отступали, её начальник дал приказ раздать сотрудникам провизию, простыни, одеяла. Когда понадобилось забрать нашу квартиру для одного прокурора - а мы жили в Симферополе в престижном доме, - её обвинили в разграблении имущества и по 58-й статье дали 5 лет.

Потом к прокурору вызвали отца и предложили переехать в какую-то развалюху. Он отказался. Его приговорили к трём годам, хотя по 58-й меньше 10 лет не давали. Отца судили в каком-то дворе, я была на том суде, на терраске сидели три человека. Ко мне подошёл председатель этого суда и сказал: «Мы должны ему орден дать, а мы его судим».

Я очень плохо жила, когда родителей посадили. Потому что тогда же посадили деда с бабушкой. Дед был болгарин, мои предки по его линии жили в Крыму с 1793 г. Бабушка - русская, дворянка. Деда как болгарина отправили в лагеря, а бабушка за ним поехала сама (там дедушка и умер, ему было 84 года).

Я пошла работать в госпиталь, полы мыла. Потом те самые люди, которых спас папа, помогли мне поступить в мединститут - как дочери репрессированного вход мне туда был заказан. Но за мной «присматривали» и другие люди. Одна следовательница, которая принимала участие в папином деле - видно, на душе у неё кошки скребли, - через 2,5 года пришла ко мне и сказала: «Я тебе записку дам, поезжай в Москву, есть очень знаменитый адвокат, Фальке, отдашь бумагу ему». Там было написано: «Помоги, пожалуйста, этой девочке, это самая большая ошибка моей жизни». Я приехала в столицу, отдала записку адвокату, и маму с папой освободили на 1,5 и 2 года раньше срока.
детская РєРЅРёРіР° 1c5993b697dc2ec155c66697f (640x425, 261Kb)Почему я в те годы вела дневник? Глупость ужасная! Моя подружка, в отличие от нашей семьи, эвакуировалась из Крыма перед приходом фашистов. И я решила, что без неё буду записывать всё, что здесь случилось, а когда она вернётся, покажу ей те записи. Когда после войны мы встретились с подругой, я принесла ей дневник, говорю: «Вот, посмотри, я для тебя писала». А она с таким презрением кинула мне: «Ты в оккупации была, мне с тобой не по дороге». Нас ведь как прокажённых сторонились, оккупированными презрительно называли свои же. Считали, что мы должны были все сразу застрелиться, а не жить, не работать при немцах. Хотя в оккупации побывали 80 млн человек!

Так что я никому и не рассказывала, что пережила оккупацию. Так получается, что вся жизнь и моя, и моей семьи была засекречена. Мама скрывала своё дворянское происхождение, я сама узнала об этом от неё перед её смертью. Папа скрывал, что служил в царской армии, потом, когда его освободили из сталинских лагерей и запретили возвращаться в Крым, скрывал и это своё прошлое.

В 2000-х гг. я поехала в прокуратуру Крыма (он был тогда украинский), мне была нужна справка, что я и моя семья пострадали от политических репрессий. Там мне честно сказали: «Если признаем постра­давшей, должны вернуть квартиру, вещи и за то, что родители отсидели, денежную компенсацию. Но денег нет». Родителей так и не реабилитировали.

По этой же причине я развелась со своим первым мужем. Он тогда работал у Королёва, работа засекреченная, требовались спецдопуски. Однажды мы с ним для этого попали на приём к Берии: я честно сказала, что мои родители сидели. Но тот только махнул рукой и сказал мужу: «Работай». А муж мне потом заявил, что этот факт моей биографии мешает его карьере. Я обиделась и ушла от него - молодая была, глупая. Карьера у него сложилась - стал учёным, был проректором Бауманки. А я вышла замуж, родила двоих сыновей. Они про историю семьи всё знают, хотя я до сих пор, когда обо всём этом говорю, думаю: «А можно ли?» Глубоко это во мне засело.

Но 9 Мая для меня празд­ник. Родина есть родина, даже если были репрессии, лагеря. А когда Крым в прошлом году стал снова нашим, для меня это была большая радость!
http://www.aif.ru/society/people/1489970
См. ЖИЗНЬ В ОККУПАЦИИ. ДНЕВНИК КРЫМСКОЙ ШКОЛЬНИЦЫ.1940 - 1944. ЯЛТА, СИМФЕРОПОЛЬ, СЕВАСТОПОЛЬ
(ЧАСТЬ 2) http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post368189122/
(ЧАСТЬ 1) http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post368188990/
Рубрики:  Крым /Севастополь
Крым /История Крыма
Крым /Ялта
Крым /Симферополь
Дети
История
СССР
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку