Семейная терапия |
Семейная терапия
Иногда психологу приходится сталкиваться с проблемой, справиться с которой индивидуальным лечением невозможно, ибо коренится она в семейных взаимоотношениях. Так бывает: к врачу приводят, скажем, ребенка, который совершенно отбился от рук, или приходит молодой человек с немыслимыми эмоциональными проблемами. И в процессе лечения выясняется, что дело-то, оказывается, вовсе не в нем одном, что заниматься надо всей семьей.
Поэтому, довольно много клинических психологов работают в клиниках семейной терапии, где «под прицел» берутся семейные взаимоотношения, включая и общность, и вражду, и стремление сделать из кого-то одного «козла отпущения» для всех остальных. Современные семейные врачи смотрят на семью как на единый организм или механизм, где каждый орган или деталь хорошо работает только в сочетании с другими и все зависят друг от друга. Поэтому лечение должно быть направлено на то, чтобы все члены семьи научились осознавать свое взаимовлияние и проявлять чуткость, а не реагировать друг на друга лишь как на источник раздражения или дискомфорта.
Нередко врач идет «от обратного» — занимается не отрицательными аспектами жизни семьи, стремясь их устранить, а положительными, приглядываясь к тому, как можно их углубить и укрепить. Ведь коль скоро семья — единый организм, то задача врача — восстановить нарушенную связь между его органами. Научив каждого в отдельности и всех вместе понимать, что происходит, врач дает им в руки инструмент урегулирования конфликтов, обучает искать способы общения, более здорового в психологическом отношении, чтобы все члены семьи могли воздействовать друг на друга положительным и конструктивным образом.
Семейные врачи пользуются самыми различными методами. Одни просят родственников разыграть ключевые события, чтобы исследовать реакцию каждого на них. Другие — составить схемы или диаграммы всевозможных союзов и расколов в семье. Третьи применяют так называемый метод скульптурной группы, при котором родственники, ни слова не говоря, группируются по степени внутренней близости или чуждости друг другу. Эта методика, подобно многим другим, — способ наглядно представить себе связи в собственном семействе, и результаты нередко оказываются для всех полной неожиданностью. Некоторые врачи даже находят полезным соединить вместе несколько семей. Ведь в собственном глазу бревна не углядишь, а в чужом и соринку рассмотришь. Так и здесь: распознать нарушенные связи на примере чужой семьи куда легче, а аналогия с собственной иногда помогает точнее понять и свою ситуацию.
Таким образом, психологи-клиницисты применяют самые различные методики и подходы, проходя предварительно тщательную и продолжительную подготовку. Чтобы стать квалифицированным психологом, как мы уже говорили, требуется не менее восьми лет, и большая часть этого времени уходит на доскональное изучение разнообразных подходов и методик, которым нет числа. Потом уже, в процессе работы, многие психологи-клиницисты специализируются в какой-либо одной области, но вначале все должны пройти общий, и весьма углубленный, курс обучения и получить знания, которые позволяют работать с широким диапазоном проблем.
Серия сообщений "детская психология":
Часть 1 - Семейная терапия
Часть 2 - Как наказывать ребенка
Часть 3 - Дисциплина, поощрение и наказание
...
Часть 5 - Взгляды на развитие детей. Из истории психологии…
Часть 6 - Методики раннего развития детей
Часть 7 - Если хотите родить музыканта...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |