-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ЛЮНЯ-ГАЛЮНЯ

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) вязалочки Царство_Кулинарии Вяжем_спицами_и_крючком Только_для_женщин
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) WiseAdvice О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.01.2012
Записей: 3475
Комментариев: 116
Написано: 5090


Ярославль

Воскресенье, 22 Марта 2015 г. 23:12 + в цитатник
Цитата сообщения Трииночка Ярославль

 

Храм Николы Мокрого, г. Ярославль.

Первая Никольская церковь, тогда еще деревянная, появилась на месте языческого капища на берегу реки Которосль. Жертвенный камень был якобы положен под фундамент. Название церкви по распространенной версии было дано из-за сырого и топкого месторасположения. Церковь сооружена на средства купцов Астафия Лузина, Андрея Лемина и посадских людей Федора Выморова и Стефана Тарабаева.. Главный престол, во имя Николая Чудотворца освящен в 1672 году. В Южном пределе спустя несколько дней освятили престол во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В 1682 в северном пределе – во имя великомученицы Варвары. В 1673 году церковь была расписана. Росписи напоминают выполненные семь лет спустя в храме Ильи Пророка. Впервые в Ярославле здесь применена полузакрытая система галереи: на зиму она закрывалась рамами.Исходя из этого обстоятельства некоторые исследователи предполагают , что росписи были выполнены Гурием Никитиным, которого после завершения этой работы пригласили расписать Ильинскую церковь. Летописных источников об авторстве фресок не сохранилось. В 1680-е годы храм богато декорировали терракотовыми изразцовыми наличниками, пучковыми колонками. Резчиками по дереву были выполнены молельные места, по преданию для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. До 1841 года церковь была приходской, потом по велению Николая Первого храм передали военному ведомству: прихожанами стали военнослужащие карабинерного полка, а позднее 11-го Фанагорийского полка. Храм закрыли в 1929 году. В 1939 г. царское и патриаршее места перенесли в церковь Ильи Пророка. В1992 году возвращена Ярославской епархии.

Архитектурный ансамбль церкви Николы Мокрого расположен на левом низменном берегу Которосли, за Ефимовским ручьем в 1665-72 годах по инициативе ряда купцов Спасской слободы. Предполагалось, что этот храм, превосходящий по размерам все остальные церкви города, затмит их своим великолепием. Ансамбль состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца и теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Он возник на месте деревянных церквей, что стояли на небольшой площадке между двух ручьев Паутова и Ершова (притоков Которосли). Приход храма составляли две монастырские слободы Спасская и Киселюха (топкое, мокрое место , грязь, как кисель). Холодный храм Николы Мокрого был выстроен в 1660-1670 гг. Этот четырехстолпный пятиглавый храм без подклета с двумя шатровыми приделами на восточных углах, с опоясывающей его одноэтажной закрытой галереей и шатровой колокольней на северо-западном углу паперти. Богатое декоративное убранство - изразцовое обрамление окон, изразцовая отделка западного притвора - появилось на храме в конце XVII века. Интерьеры церкви Николы Мокрого расписаны в 1673 г. предположительно костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным. Церковные сюжеты поданы в повествовательной манере, что станет отличительной чертой росписи ярославских церквей. Теплая Тихвинская церковь построена в 1686 г. Небольшая приземистая трапезная церкви Тихвинской Богоматери имеет редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой на квадратном постаменте. Крыльцо, увенчанное шатром, пристроено в 1790-е г. г. Ее основные фасады имеют скромный декор. Упрощенная по своим формам, церковь выделяется притвором, щедро украшенным изразцами, которые занимают почти всю плоскость стен и по пышности декора не имеют равных в Ярославле. В XIX церковь Николы Мокрого была передана военному ведомству и с 1892 года являлась полковым храмом расквартированного в Ярославле Фанагорийского полка. В 1929 году церковь закрыта. В 1992 году храм Николы Мокрого передан Русской Православной Церкви.

Успенский собор. Успенский собор, заложенный в 1215 году, был первым каменным храмом Ярославля. После пожара в 1501 году его перестроили, но размеры храма были небольшими, поэтому после другого пожара, в 1658 году, было принято решение построить новый собор значительно больших размеров. Так появился кафедральный Успенский собор в Ярославле, который простоял на стрелке вплоть до 1937 года, пока не был взорван. Новый Успенский собор был освящен 12 сентября 2012 года патриархом Кириллом на третий день празднования 1000-летия основания Ярославля. Собор находится в пешей доступности от других достопримечательностей города – Церкви Ильи Пророка и Губернаторского дома.

Церковь Николы Рубленого. Храм выстроен в 1695 году. Он хранит в себе много легендарных повествований. Название церкви говорит о её местоположении, располагается она на юго-западной стороне от Рубленного города перед выходом Медведицкого оврага к пойме реки Которосль. Её также величают церковью Николая Чудотворца. Строительство осуществлялось на личные средства судостроителей, посадских людей, на месте древней надвратной деревянной часовни. Это единственная сохранившаяся церковь Ярославского кремля 17 века, которая располагалась у ворот, ведущих в кремль. Именно место храма считается самой древней территорией Ярославля. Храм выполнен в самом скромном виде, состоит из пяти глав, колокольни и трапезной. Это удивительно пропорциональная постройка, она как бы вся стремится ввысь, но в то же время есть элементы, которые придают ей некий вес, усиливают контраст – это тяжёлая конструкция крыльца, апсида с восточной стороны храма. Получается очень гармоничное и изысканное сочетание. Как и многие церкви Ярославля, церковь Николы Рубленого тоже пострадала во время восстания 1918 года и в этом же году подвержена немедленному восстановлению. В последствие (1922 год) храм долгое время не действовал, был закрыт для прихожан. Спустя долгих 78 лет двери храма открылись, и теперь здание принадлежит Ярославскому художественному музею. В нём осуществляют реставрационные работы исторических памятников.

Российский академический театр драмы им. Ф. Волкова.

Стена ярославского Кремля и Церковь Богоявления Господня. Церковь Богоявления — это один из самых интересных и известных памятников архитектуры и живописи в городе Ярославле, построенный в 17 веке. Храм строился за чертой города, где находился главный въезд в Ярославль со стороны московской дороги. По преданию считается, что деревянная церковь была построена у реки Которосль — место, где крестили язычников. Храм возводили монастырские крестьяне, а стенописи исполняли ярославские мастера. Первое письменное упоминание о деревянной Богоявленской церкви было найдено в грамоте Василия Ивановича Шуйского Спасо-Ярославскому монастырю от 1606 года. По легенде, церковь Богоявления освещалась не сразу вся, а постепенно, по мере строительства. Первая часть храма была освящена 24 сентября 1686 года, при митрополите Ростовском и Ярославском Ионе Сысоевиче. На сегодняшний день церковь Богоявления Господня находится под совместным управлением Ярославского музея-заповедника и Русской Православной Церкви.

Стена ярославского Кремля.

Губернаторский сад - прекрасный сад Губернаторской усадьбы в Ярославле. Губернаторский сад появился в XIX веке одновременно с губернаторским домом. Первоначальная планировка сада, сочетающая в себе элементы регулярного и пейзажного паркостроения, в целом сохранилась до наших дней. В 1950-1980 годы прошлого века здесь располагался детский городской парк. В 1989 году Губернаторский сад стал принадлежать Ярославскому художественному музею, после чего, с 1989 по 1994 год, в саду были проведены масштабные реконструкционные работы. В 1996 году в Губернаторском саду открылась сезонная экспозиция «Скульптура в пленэре». В тёплое время года, с мая по октябрь, в саду проводятся различные представления, концерты, молодежные фестивали, презентации и другие мероприятия.

Гарнизонный храм Архангела Михаила.

Прицерковные лилии

Фрагмент Сретенского храма г. Ярославля.

На подоконниках

Церковь Ильи Пророка в Ярославле - выдающийся памятник русской художественной культуры XVII столетия, вписавший ярчайшую страницу в развитие ярославской школы архитектуры и живописи. Она стоит в центре Ильинской площади - главной площади города, и, замыкая перспективу нескольких улиц, стала одним из главных архитектурных сооружений центра Ярославля. Редкостный памятник русской церковной старины, храм Ильи Пророка в Ярославле с давних пор привлекает внимание многих знатоков и любителей древностей, художников, ученых, туристов.

Название церкви Спаса Преображения на Городу объясняется тем, что в XVII - XVIII вв. здесь располагалась главная торговая площадь Ярославля. На месте существующей церкви еще в XIII в. стояли деревянные, много раз сгоравшие и заново возводимые церкви. Храм построен в 1672 году на средства посадских людей. Главная достопримечательность сооружения - фрески. В 1693 г. церковь расписывали 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, Федором Федоровым и Иваном Дмитриевым. С июля 2003 года возвращен верующим, и в нем ведутся службы.

В состав Ильинского ансамбля входит пять престолов. Новгородскому происхождению рода Скрипиных обязано посвящение четырех престолов Ильинской церкви. Центральный храм назван во имя библейского пророка Ильи, наиболее почитаемого в Новгороде святого. Теплая церковь посвящена празднику Покрова Богоматери, культ которого был распространен повсеместно на Руси, но в Новгороде чтился особо. Этот Покровский придел – очень большой, с двумя апсидами, что бывает редко у боковых приделов.

Ильинско-Тихоновская церковь. Тихоновская церковь, церковь Ильи Пророка и Тихона. Официальное название: Церковь Ильи Пророка и Тихона, епископа Амафнутского Координаты: 57.62429,39.90125 Существует легенда, что именно на месте Тихоновского храма происходил поединок Ярослава Мудрого с медведем и что в память о княжеской победе здесь был заложен храм, который стал первым православным храмом Ярославля. Версия научных подтверждений не имеет и считается красивой городской легендой. Каменный двухэтажный храм в стиле классицизма построен в 1825-1832 гг. на месте каменной церкви конца XVII в. на средства купцов М. А. Ленивцева и А. И. Отрыганьева. Прямоугольное в плане однокупольное здание с боковыми портиками и парными колокольнями над углами западного фасада. Вверху был летний Ильинский храм, внизу зимняя церковь иконы Божией Матери Ярославской с приделами Тихона Амафунтского и Михаила Архангела. Храм был закрыт в начале 1920-х, колокольни сломаны. В настоящее время находится в ведении Ярославского музея. В здании располагаются реставрационные мастерские. В барабане купола частично сохранились фрески. Здание расположено на Волжской набережной - месте традиционных гуляний горожан

Памятный камень на месте предполагаемого основания Ярославля в 1010 г. (Ярославль) В Ярославле, недалеко от набережной Волги, находится памятный знак — большой камень, на котором написано, что на этом месте Ярослав Мудрый заложил новый город, названный в его честь Ярославлем. По преданию, здесь же он убил (зарубил топором) медведя, которому поклонялись местные жители. Есть мнение, что данному камню 2 миллиона лет, он обладает невероятно мощной энергетикой и способен исцелить человека, который приложится к нему больным местом.

Часовня Казанской Богоматери установлена в центре Ярославля на набережной реки Которосль перед Святыми воротами Спасо-Преображенского монастыря. Часовня Казанской Богоматери представляет собой сооружение в форме ракеты с витражной перегородкой. Памятник был создан архитектором Г. Л. Дайновым и был торжественно открыт в августе 1997 года, в честь 385-летия выхода ополчения на Москву. Как известно, в 1612 году в Нижнем Новгороде было собрано народное ополчение для освобождения Москвы от захватчиков. Из Нижнего Новгорода ополчение двинулось вверх по Волге и остановилось в Ярославле, где крепло, набирало силу. Ярославль в период остановки ополчения в Спасо-Преображенском монастыре выполнял функции столицы государства. Памятник установлен в ознаменование выхода из стен монастыря 27 июля 1612 году ополчения Минина и Пожарского. Ополчение вышло из монастыря через Святые ворота и двинулось на Москву.

Одновременно со Спасо-Преображенским собором, в 1516 году, была возведена первая каменная башня монастырской стены Святые ворота, выходящие на берег Которосли. Это наиболее мощная каменная крепостная башня Спасского монастыря, служившая парадным въездом в монастырь. Башня с дозорной вышкой наверху была издалека видна со стороны московской дороги. К Святым воротам было пристроено предвратное укрепление - «захаб», который не позволял врагу так просто проехать в монастырь, не будучи обстрелянным со всех сторон. Глухие стены захаба господствовали над переправой через Которосль и держали под контролем путь к ярославскому посаду и кремлю. В XVI веке Святые ворота играли ведущую роль в панораме южного фасада монастыря. Расположение ворот значительно ниже уровня основания соборного комплекса. Перед человеком, входившим в монастырь под сводами Святых ворот, Спасо-Преображенский собор и остальные сооружения монастырского ансамбля представали постепенно, словно вырастая у него на глазах от цоколя к завершению во всем своем великолепии. А небольшое сужение арочного проезда ворот в сторону двора сделано зодчими для усиления этого зрительного эффекта. Первоначально башня была опоясана зубчатым поясом, который теперь сохранился только с южной стороны.

Спасо-Преображенский монастырь. Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери. Звонница – самое высокое сооружение Спасо-Преображенского монастыря (около 32 м в высоту). Ее основная нижняя часть была построена в второй половине XVI века в виде мощной стены с двумя приземистыми арками звона во втором ярусе и двумя широко поставленными каменными шатрами.В нижнем ярусе располагалась церковь “иже под колоколы” с первоначальным посвящением во имя Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня, переосвященного в 1860 году во имя Печерской Богоматери. В ее южной части в конце XVII века был устроен придел Александра Свирского. В начале XIX века звонница была реконструирована: в 1808-1809 годах шатры разобрали и надстроили новый ярус звона в виде трехпролетной аркады, перекрытой сводами. В 1824 году звонница получает окончательное завершение в виде классической беседки-ротонды с восемью столбами-опорами и круглым куполом (проект губернского архитектора П.Я. Панькова), туда же со Святых ворот переносятся часы. Звонница, особенно ее верхние ярусы, сильно пострадала во время белогвардейского восстания в июле 1918 года. После реставрационных работ 1920-х и 1950-х гг. звонница была открыта для посещения. Ее верхний ярус – это единственное место в Ярославле, с которого открывается прекрасный вид на историческую часть города. В 1991 году на звонницу после многолетнего перерыва вновь подняли колокола. Сейчас на ярусе звона находятся 18 старинных колоколов (XVI – начало XX вв.) ярославского, псковского, петербургского и голландского литья. Самый большой колокол–благовестник весит 113 пудов.

Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли». Тогда же им был заложен и собор Спасова Преображения в Спасо-Преображенском монастыре. Строительство обоих храмов было закончено при сыне Константина, первом Ярославском удельном князе Всеволоде. Он был основателем ярославской княжеской династии, правителем мудрым и Боголюбивым. Погиб князь при битве на реке Сить.

Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу Церковь Спаса Преображения на Городу (другое название, встречающееся крайне редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) была построена в 1672 году, как и большинство ярославских храмов, на месте прежнего, деревянного. Храм на пологом спуске, ведущем к берегу Которосли значится здесь еще с XIII века, с тех времен, когда Ярославль был центром удельного княжества, независимого от Москвы. Название свое он получил либо от расположения на городском торгу (что вероятнее), либо от стоявшей рядом башни стены Земляного города. Деревянные храмы на этом месте неоднократно горели и восстанавливались; последняя деревянная церковь Спаса на Городу сгорела в большом городском пожаре в 1658 году.

Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская Николо-Мокринского прихода г. Ярославль, ул. Чайковского, 1 Зимний храм Николо-Мокринского прихода, стоит к югу от летнего. Кирпичный одноглавый четверик с трапезной. Построена на средства купцов Лузиных в 1686. В трапезной слева придел Василия Кесарийского. Закрыта в 1929, занята складом. Открыта в 1992, отремонтирована.

Церковь Илии Пророка в Ярославле

Завещанные Скрипиными на содержание церкви торговые места и земли в XVIII веке отошли к городу, таким образом, из-за бедности и малочисленности прихода церковь Ильи Пророка в Ярославле долгое время вообще не ремонтировалась и не обновлялась. На протяжении XIX столетия несколько раз (в 1839, 1843, 1846, 1853, 1871 годах) росписи Ильинской церкви подвергались тем или иным поновлениям, в целом, не значительным. К концу XIX века церковь обветшала очень сильно. Вот как описывает ее вид священник Николай Николаевич Пятницкий : «Храм производит грустное впечатление своим обветшанием, голуби, во всякое время года покрывавшие кровли храма, вившие бесчисленное множество гнезд на сводах и окнах и врывавшиеся в самый храм, грозили сделаться полными его обладателями». Эта яркая достопримечательность Ярославля могла бы не сохраниться, если бы не действия ярославского предпринимателя и мецената Ивана Александровича Вахромеева. Иван Александрович считал, что «в ряду всех прочих церквей Ярославля Ильинская несомненно принадлежит к числу самых замечательных», и этот храм стал памятником знаний, высокого художественного вкуса и особой любви Ивана Александровича

Диево-Городище (Деево-Городище) — село в Некрасовском районе Ярославской области. Входит в Сельское поселение Красный Профинтерн. Название села отражает его древнее происхождение и бывшую вотчинную принадлежность. По одному из преданий, принятому и дополненному краеведами, в старину здесь было укрепленное поселение — городище, которое относилось к удельной вотчине князей Деевых. Старинное, большое, в прошлом многолюдное село на территории Некрасовского района, расположено в 18 км от города Ярославля на левом берегу реки Волги. Первым князем был Иван Дмитриевич Деев, правнук князя Василия Давыдовича Ярославского. В конце XVII века село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. По преданию в XVI веке в селе родился Федор Колычев, впоследствии митрополит Филипп Московский, открыто порицавший опричнину Ивана Грозного, и убитый за это Малютой Скуратовым. Согласно тому же преданию, потомки Филиппа в память о нём построили в 1699 году в селе Деево-Городище на месте деревянного каменный храм Смоленской Богоматери.

Старинное, большое, в прошлом многолюдное село Диево Городище на территории Некрасовского района, расположено в 18 км от города Ярославля на левом берегу реки Волги.

Огромная благодарность за чудесные фотографии и описание к ним serg.markov2010 и lady.ir-pa2011

Рубрики:  ПРАВОСЛАВИЕ/Храмы и Монастыри

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку