-Цитатник

О учителях - (0)

Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страст...

Микрорайон "Ватутина" - (0)

Микрорайон "Ватутина" Микрорайон Ватутина обустраивался в 80-х гг. XX века строите...

 -Музыка

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
12:32 27.12.2011
Фотографий: 2

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Школьный_музей_36

 -Подписка по e-mail

 

 

«Истоки рождения школы следует искать не в дате закладки нового здания или присвоения ей того или иного статуса, а в зарождении основных принципов ее будущей деятельности в голове конкретного человека – ее создателя.»
 

Наши ветераны

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 15:55 + в цитатник
Ветеран - почетное и уважаемое звание. В переводе с латинского это слово означает - старый, испытанный, опытный солдат.
Ветеран Великой Отечественной войны - живое и гордое олицетворение подвига нашего народа в борьбе с фашизмом за свободу и независимость родной земли.
В районе Ватутина проживает 15 ветеранов Великой Отечественной войны.Ветераны микрорайона уходили в армию из своих деревень, поселков и сел. Воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны, а после судьба их привела в город Тюмень и живут они здесь, в районе , одна их улиц которого носит имя легендарного генерала Ватутина.

Вложение: 3926402_veteranuy.docx

Рубрики:  Ветераны микрорайона

Улица Ватутина в Тюмени.

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 15:50 + в цитатник
По материалам городской библиотеки №4

Вложение: 3926401_veterani.doc

Рубрики:  История микрорайона "Ватутина"

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ РАЙОНА

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 15:48 + в цитатник
Виртуальная экскурсия по микрорайону

Вложение: 3926400_dostoprimechatelnosti.docx

Рубрики:  История микрорайона "Ватутина"

Библиотека микрорайона

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 15:46 + в цитатник
«Библиотека - филиал № 4 МАУК «ЦГБС» в разные периоды её истории»

Вложение: 3926399_istorija_biblioteki.pdf

Рубрики:  История микрорайона "Ватутина"

Закаты и рассветы улицы Ватутина

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 15:45 + в цитатник
Район улицы Ватутина – один из самых «спальных» районов: многоэтажки, школы, садики,
парикмахерские и маленькие магазинчики… А до делового центра Тюмени – рукой подать (если,
конечно, не застрянете в пробке на «Профсоюзном» мосту). Но, как и у прочих городских окраин,
у Ватутина есть свои радости и печали, свои рассветы и свои закаты.
Микрорайоном «Ватутина» принято называть группу многоэтажных домов, расположенных в
квартале улиц Ватутина – Дружбы – Ветеранов труда. Этот район действительно чистенький и
уютный. В последнее время он стал еще уютнее, благодаря деятельности ТОСа и управы
Центрального округа. Кстати, именно с этого района «гора» начала «идти к Магомету»: именно
здесь несколько лет назад впервые стали организовываться регулярные встречи чиновников,
представителей различных государственных и муниципальных структур. Жители жаловались не
отсутствие тротуаров, разбитые автобусные остановки, нехватку автобусов и маршрутных такси,
хулиганов, разоряющих цветники, и своры бродячих собак. Муниципальные власти призывали
бороться с проблемами совместными усилиями. То ли уговоры помогли и местные стали более
сознательными, то ли на благоустройство района были выделены дополнительные средства, но
факт остается фактом: из заброшенной окраины Ватутина превратился в один из относительно
неплохих районов, появилось больше желающих здесь поселиться.
Большой радостью для жителей Ватутина стала пешеходная зона - бульвар, протянувшийся между
многоэтажками от ул. Дружбы до Шаимского проезда. Но и здесь находятся свои недостатки.
Несмотря на газоны, детскую площадку, удобные скамейки и фонтаны, бульвару явно не хватает
зелени, деревьев, в жаркое время гуляющим даже некуда спрятаться от палящего солнца.
Ситуацию усугубляют автомобильные дороги по обеим сторонам от пешеходной зоны, пыль с
которых также не способствует приятному времяпрепровождению. Впрочем, многие жители
микрорайона рады хотя бы тому, что ребятишкам есть, где погонять на велосипедах, скейтах и
роликах.
Ватутина – район семейный. Здесь живет много молодых семей с детьми, но хватает и
старожилов-пенсионеров. Для блага последних в микрорайоне активно работает совет ветеранов.
Ну а детишки тоже могут найти, чем заняться: для них много лет в микрорайоне работает «Хобби-
центр». Школы и детские сады на Ватутина тоже есть, да не простые, а «золотые». Например, в
детском саду № 172 имеется самый большой среди дошкольных организаций Тюмени
спортивный зал, прекрасный бассейн, зимний сад площадью 350 квадратных метров с
заморскими растениями, компьютерно-игровой комплекс и спелеокамера для коррекции и
профилактики здоровья малышей. Садик по праву считается одним из лучших в городе, и
родители со всех районов города хотят пристроить сюда своих деток. Или возьмем лицей № 81:
даже в пятый класс принимают на конкурсной основе! Практически элитное заведение…
Еще из достопримечательностей Ватутина стоит отметить «трех сестер» и «трех богатырей». Так
ласково жители микрорайона называют самые приметные дома. «Три сестры» стоят на ул.
Ватутина, являясь, по сути, лицом микрорайона. Это дома-малосемейки, с небольшими (всего 20
квадратов) квартирами, однако с полноценной, хоть и крохотной, кухонькой. «Три богатыря» -
стоящие «плечом к плечу» общежития на Шаимском проезде, в них комнаты еще меньше – до 12
кв.м., общая кухня и санузел на несколько семей. Тем не менее, квартиры эти, по словам
риэлторов, пользуются спросом – особенно у студентов.
Если вы прогуляетесь по всему району, полюбовавшись на «богатырей» и «сестер», большую
современную поликлинику № 8 и не менее массивный рынок «Ватутинский», вас обязательно
потянет узнать – а что же находится на другой стороне улицы Ватутина? Как ни странно, в
деревянных развалюшках напротив тоже есть жизнь. И жильцы этих домов также считают себя
ватутинцами. Вот только блага цивилизации дошли не до всех. Встретившийся нам старожил
района Валерий Маркович Рылов (живет здесь в 1964 года) посетовал на аховое состояние домов,
многие из которых не ремонтировались более 30 лет. «Во все щели дует, с крыш течет», -
рассказал Валерий Маркович. «А что, сносить и переселять вас не обещают?» - поинтересовались
мы. «Обещают, каждый год обещают!» - ответил пенсионер. Знакомая история. Ватутина, между
прочим, - очень выгодное место для застройки: высокое, красивое, с хорошей транспортной
развязкой, вся инфраструктура через дорогу. А еще местные жители хвалятся чистой водой из
кранов – мол, Велижанский водозабор рядом, качает нам чистую водичку. Словно символ этой
чистой воды стоит на улице Рационализаторов старая водонапорная башня.
Ирина Сысоева
09.11.2009
Рубрики:  История микрорайона "Ватутина"

КадДество

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 15:41 + в цитатник
«Кадеты – будущее российской армии.
Каждая девчонка мечтает о рыцаре. Пусть он будет не на белом коне, не в белом лимузине. Главное, чтобы смог за нее постоять, защитить. Но в наше время рыцаря не так то легко встретить. Таких парней мало, но они есть! Это кадеты тюменской школы № 36!»
(«Тюменские известия»,
4 января 2001 года, выпуск № 1)

Вложение: 3926397_kadetuy.ppt

Рубрики:  Военно - патриотическое воспитание

Поездка в Волгоград

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 15:12 + в цитатник
ВСЕРОССИЙСКИЙ СЛЕТ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ И КЛАССОВ

Военно-патриотическое воспитание школьников.

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 15:01 + в цитатник
(из воспоминаний первого директора школы № 36 - Калиничева М.Ф.)

В партийно-правительственных документах нашего государства были четко сформулированы задачи общеобразовательной школы в деле военно-патриотического воспитания школьников: формирование гражданского долга и го-товности защищать Союз Советских социалистических республик - нашу Отчизну, отдать ей все свои силы, а если потребуется, и жизнь…

Вложение: 3926390_VOENNOPATRIOTICHESKOE_VOSPITANIE_SHKOLNIKOV.doc

Рубрики:  Военно - патриотическое воспитание

Торжественная линейка в школе №36 1.09.1981г.

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 14:04 + в цитатник

(из воспоминаний первого директора школы № 36 - Калиничева М.Ф.)

1 сентября 1981 года в нашем микрорайоне незабываемое событие: приступа-ет к работе школа – новостройка. Около неё многолюдно, взрослые и дети, цветы, весёлая музыка… Сейчас состоится торжественная линейка – митинг!!!
Торжество открывает Назаров Н.П. – председатель исполкома районного Со-вета народных депутатов Центрального района г. Тюмени.
Звучит гимн Советского Союза.
-Приветствует присутствующих и вручает ключ от школы – новостройки ди-ректору Калиничеву М.Ф. Кушнеренко Николай Борисович – начальник строи-тельного треста Главтюменнефтегаза.
-Ответное слово директора школы Калиничева М.Ф.
Вручение цветов строителям – дети.
-Выступление 1-го секретаря РК партии Центрального района г. Тюмени Анисимова Павла Александровича.
-Приветствие от РК ВЛКСМ.
-Ответное слово от учащихся: Хоровая декламация.
ЗВОНОК:
Процедура растригания ленточки: выполняют т.т. Назаров А.П. и Анисимов П.А.
-Учащиеся входят в школу (с 1 по 10 классы). Торжественная музыка.
-Закрывает митинг Назаров А.П.
На митинг приглашены:
 -председатели горисполкома и райисполкома Центрального района г. Тюмени.
-первые секретари горкома КПСС и РК КРСС.
-первые секретари горкома и райкома ВЛКСМ.
-заведующие гороно и районо.

Кушнеренко Н.Б. – начальник Строительного Треста Главтюменьнефтегаза.
Каган Яков Михайлович – генеральный директор института Гипротюмень-нефтегаза – базовое предприятие школы №36.
Руководители общественных организаций института Гипротюменьнефтегаз: Дремлюга ВВ, Пашкин АВ, Певзнер ЮГ.
Пыряков Сергей Сергеевич – начальник УТТ (управления технологического транспорта) – базовое предприятие школы №36.
Руководители всех общественных организаций УТТ.
Все строители школы.
Перед митингом был поднят Государственный флаг Советского Союза.

Текст выступления директора школы №36 Калиничева М.Ф. на торжествен-ной линейке, посвящённой открытию школы.
1 сентября 1981г.
«В замечательной стране мы с вами живём!
Мы дети замечательного народа! Главная задача и главная забота нашего го-сударства – это труд и всё для человека, всё во имя человека».
Мы сегодня из мозолистых щедрых рук наших родителей, нашего государст-ва получаем чудесный дворец, храм науки – школу.
Вступая в эту красивую школу, мы, педагоги, полны желанием сделать школу центром добра, разума, грамотности, высокой гражданственности и преданности делу своего народа.
Мы твёрдо помним наказ нашего государства, нашего народа: мы ответст-венны перед народом за результаты своего труда, перед настоящим и будущим.
Ведь грядущие поколения будут узнавать нас с вами, дорогие коллеги, по людям и их делам.
«…Сегодня под этими сводами впервые прозвучали торжественные слова и мелодия Гимна Советского Союза! Они известили о появлении ещё одной школы! Родилась новая школа – храм наук, дворец, где формируется и будет мужать, го-товиться к жизни, к труду, к счастью созидания – человек.
Эту замечательную школу государство подарило Вам, дорогие наши дети. В стенах этой школы вы будете учиться, развиваться, формироваться на вечных принципах человеческого духа, а это: Правда, Совесть, Добро, Гуманность, Чело-веколюбие. В этом смысл жизни.
Мы, педагоги, желаем вам, милые дети:
«Пусть будут костры на земле – костры пионерские, рыбацкие, пастушеские, туристские. Пусть никогда не будет наша земля в костре!»
Мудрость нашего народа гласит:
«Если твои планы рассчитаны на год – сей рожь.
Если твои планы рассчитаны на десятилетия – сажай деревья.
Если твои планы рассчитаны на века – воспитывай детей!

(Для просмотра вложенных материалов пройдите по ссылке "Дневник", в правом верхнем углу сообщения)

 

Превью Слайд3 (700x525, 43Kb)Превью Слайд4 (700x525, 59Kb)Превью Слайд5 (700x525, 62Kb)
Рубрики:  История школы

Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 13:58 + в цитатник
(из воспоминаний первого директора школы № 36 - Калиничева М.Ф.)

Всесоюзная военнно-спортивная игра «Орлёнок».
Большой интерес у учащихся старших классов школы вызывала Всесоюзная военнно-спортивная игра «Орлёнок». По отработанной программе ребята серьёзно занимались, а программа требовала хорошей спортивной и специальной подготовки.
Ежегодно летом проводились орлятские районные и городские соревнования «Орлёнок». Команда школы всегда была серьёзным противником для школ района и города.
В программу районных и городских игр «Орлёнок» входили такие виды соревнований:
- Преодоление полосы препятствий.
- Эстафета по плаванию.
- Смотр строя и песни.
- Эстафета по программе ГО.
- Медикосанитарая подготовка.
У «ОРЛЯТ» была отработана клятва:
«Я, юный армеец, памятью павших перед своими товарищами торжественно клянусь:
- До конца жизни быть верным нашей Родине – СССР – Клянусь (весь отряд)
- Идти дорогой отцов. Умножать революционные боевые и трудовые подвиги Советского народа – Клянусь! (Весь отряд) – Клянусь!
- Овладевать знаниями, расти сильными, смелыми, мужественными! Клянусь! (Весь отряд) – Клянусь!
- Быть верными делу Ленина и Коммунистической партии! Клянусь! (Весь отряд) – Клянусь!
Так, в мае 1987 г. в городских и районных соревнованиях «Орлёнок» команда школы приняла участие в таком составе:
Еленец Владимир – командир, Безгин Сергей, Борков Игорь, Татаркин Валерий, Кореньков Сергей, Скрипченко Юрий, Чагин Дмитрий, Мельчагова Александра, Кауфман Елена, Некрасова Лилия, Важенина Татьяна.
На районных соревнованиях команда заняла 1-е место, а показатели конкретно таковы:
1-й день. Преодоление полосы препятствий. 2-е место. Грамота РК ВЛКСМ.
2-й день. Эстафета по плаванию. 1-е место. Грамота РК ВЛКСМ.
3-й день. Смотр строя и песни. 2-е место. Грамота РК ВЛКСМ.
4-й день. Медико-санитарная подготовка. 1-е место. Грамота РК ВЛКСМ.
РК ВЛКСМ вручил команде, занявшей 1-е место в районном финале военно-спортивной игры «Орлёнок» грамоту. Также вручены:
Грамота «За лучший боевой листок» и Грамота «За лучшую выставку «Орлята» на марше».
24 – 28 мая 1987 г. наша команда участвовала в городских соревнованиях по этой же программе. Выступила успешно. Получена почётная грамота за подписью начальника штаба ГО Тюменской области.
«Награждается команда школы № 36 за лучшие показатели в выполнении норматива Го на рубеже № 3 «Трассировка защитного сооружения» (10 человек) на 6-м городском финале военно-спортивной игры «Орлёнок» в 1987г.».

Физическое воспитание школьников

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 13:45 + в цитатник
Физическое воспитание школьников
(из воспоминаний первого директора школы № 36 - Калиничева М.Ф.)

В организации этой работы наш коллектив руководствовался партийно-правительственными постановлениями.
“ … Партия считает одной из важнейших задач воспитание с самого раннего детского возраста физически крепкого молодого поколения с гармонически развитием физических и духовных сил. То требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах, вовлечение в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи.
(Из программы Коммунистической партии Советского Союза. )
Руководством к действию была и Программа спортивного комплекса ГТО
«Готов к труду и обороне». В нашей стране она была введена в марте 1961г.
В комплекс входили самые разные виды физкультуры: легкая атлетика, лыжи, метание гранаты, стрельба, плавание…
Тогда “ Значок ГТО” был предметом истиной гордости для молодых людей, надо было видеть, с каким задором и желанием большинство учащихся сдавали нормы ГТО. Ведь благодаря комплексу ГТО сотни миллионов мальчишек и девчонок прошли хорошую физическую закалку, укрепляли свой дух и вступали во взрослую жизнь здоровыми и сильными.
Мы с родителями постоянно слышали детей, что физкультура – это укрепление здоровья, крепости физической и духовной и радовались…
Хотелось бы на конкретных примерах показать, как мы с самого начала работы школы развертывали спортивно – массовую работу с учащимися.
Так в начале февраля 1982г. состоялось общее собрание педколлектива. Была обсуждена и утверждена программа по выполнению «Постановления Центрального комитета партии» от 11сентября 1981 г. О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта. Эти спортивные мероприятия проводиться ежегодно.
23 февраля 1982г организовать общешкольный праздник по зимним видам спорта.
Наладить регулярную работу спортивных секций для учащихся всех возрастных групп, для этого подключить все спортивные клубы, организованные для работы в микрорайоне.
Просить базовые предприятия о выделении взрослых активистов – спортсменов для работы с детьми.
Наладить к концу марта 1982г. четкую работу стрелкового тира и плавательного бассейна по обслуживанию учащихся и учителей школы и детей детсадов микрорайона. Строительство этих объектов завершается.
С 20 февраля 1982г. в начальных классах, а с 1 марта 1982 – в 4-х – 10-х классах ввести ежедневную утреннюю зарядку. Ответственные учителя физкультуры, руководители, учителя начальных классов, за музыкальное сопровождение утренней зарядки по радио на всю школу ответственный Пушкарев В.Н.
Организовать ежедневные занятия по физкультуре в группах продленного дня.
Формы спортивно-массовой работы разнообразить, вовлекать родителей, активистов базовых предприятий, проводить их на весь микрорайон…
И вся работа по выполнению этой программы была детально спланирована по классам, по секции учителей физкультуры, по общественным организациям… И работа закипела. Мероприятия проводились серьезно, масштабно, бесплатно, с расчетом на то, чтобы школа действительно стала центром воспитательной работы с детьми, молодежью и взрослым населением микрорайона Ватутино.
Конечно, удалось сделать не все, что планировалось, были упущения, но все-таки проводилась нужная серьезная работа.
Некоторые спортивные мероприятия стали проводиться ежегодно и стали традиционными.
У многих из нас надолго остался в памяти конец февраля 1982г.
18 февраля1982г. директор школы №36 был приглашен в Райком партии Центрального района г. Тюмени по согласованию плана проведения спортивных соревнований учащихся и учителей школ Центрального района города.
“ Все на старт “ 28 февраля 1982 г. на базе школы №36 в парке им. Гагарина.
Мы это мероприятие подготовили и провели как общешкольный, спортивный праздник, нам помогли и активисты – спортсмены базовых предприятий.
Праздник прошел организованно, было многолюдно, вызвал интерес у присутствующих, и особенно у родителей микрорайона.
В последующие годы в этих школьный спортивных праздниках стали активно участвовать и родители микрорайона, их девиз: Папа, мама, я – спортивная семья.
Позднее родилась еще одна традиция школы: 31 августа каждого года проводился Спортивный праздник ПЕРВОКЛАССНИК.
На праздник приглашались дети, которые 1 сентября т. г. сядут за парту в эту школу, приглашались в спортивной форме. Их сопровождали родители, если не рабочий день, старшие брат или сестра. Школа встречала их спортивными атрибутами на стадионе, окрест звучали спортивные мелодии. Первоклассники выстраивались на торжественную линейку, их приветствовал директор школы в присутствии завучей, учителей физкультуры, и, конечно, учителей начальных классов.
Первоклассникам сообщалась программа соревнований: бег, прыжки в высоту, в длину, пройти по буму – на равновесие, мальчики – метание мяча, эстафета по бегу между командами первых классов.
И спортивный праздник разворачивался…
Надо было только видеть первоклассников на этом празднике: Я – первоклассник, не знаю школу, учеников, с кем буду учиться, не знаю учителей, кто будет меня учить, никто не знает меня…- вот мысли, которые волновали каждого из них. И, конечно, равнодушных не было!
Был душевный подъем, азарт, показать себя с самой лучшей стороны на глазах всех присутствующих!
И вот финал праздника.
Первоклассники выстроены на итоговую линейку: возбуждение, взволнованные, сгусток энергии и внимания, ждут результат. И каждый думает: А как я выступил, а как наш класс показал себя?
Победители награждаются медалями, их перед строем вручает директор школы, под музыку и теплые слова.
А в школьной столовой всех участников ждет бокал сока или киселя с увесистой булочкой…
Впечатлений и положительных эмоций – надолго.
А медали что вручали победителям, изготовляли в прошлом учебном году старшеклассники на уроках труда (круглую вырезали из качественной фанеры и выжигали слова: 1982 – 1983 учебный год).
Рубрики:  История школы

Трудовое обучение и профориентационная работа в школе.

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 13:43 + в цитатник
(из воспоминаний первого директора школы № 36 - Калиничева М.Ф.)

Организуя трудовое обучение учащихся, педколлектив руководствовался пар-тийно-правительственными документами. На основании их разработанными подроб-ными инструктивными письмами МП РСФСР.
А в них сказано: «… усилить работу по профессиональной ориентации учащих-ся с учетом склонностей молодежи и потребностей народного х-ва в квалифициро-ванных кадрах».Разумно поставленная ориентация прежде всего на массовые произ-водственные специальности приобрела в то время государственную значимость . Это объяснялось тем, что в индустриально-развитой стране научно-техническая револю-ция настойчиво предъявляла свои требования . Ребята задумываются о своем буду-щем призвании очень рано . Правда , в более старших классах прогнозы и желания заметно изменяются .Но пригодность к интересующей профессии нужно определять в пору детства и юношества.
В процессе трудового обучения требуется дать им целую систему сведений о профессиях .которая будут выбираться (какие им должны соответствовать знания , здоровье и др. данные) сведения о потребностях народного хозяйства в специалистах . Следует помогать учащимся овладевать начальной квалификацией .Это позво-лит им глубже познать основы и принципы современного производства
Самое главное в трудовом обучении и воспитании учащихся – привлечение к этой очень ответственной работе высококвалифицированных, знающих свое дело, неравнодушных специалистов технического и обслуживающего труда в школе , а в производственные мастерские должны быть привлечены передовые люди производ-ства , знающие своё дело, технику и любящие детей.
Первый и необходимый этап в политехническом обучении учащихся – это школьные мастерские технического и кабинеты обслуживающего труда.
Это на их плечи легла непростая задача – создать в кратчайшее время матери-ально – техническую базу для трудового обучения и воспитания учащихся: Устано-вить станочное и машинное оборудование в слесарной столярной мастерских, в швейном классе – цехе и кабинете – кулинарии, приобрести необходимые техниче-ские средства обучения, наглядные пособия, т.е. все необходимое для плодотворной работы.
Глубокое знание, настойчивость, высокое чувство ответственности позволили им профессионально и грамотно поставить учебно – воспитательную работу.
Они, знакомя учащихся в объеме программы с элементами труда, не только приобщали их к изучению элементов техники. Труд использовался в работе с детьми как воспитательное средство. Ибо только в коллективном труде, в труде, который уважается и ценится в обществе, воспитывается у человека целый ряд свойств, необ-ходимых, чтобы личность была ценной и прочной. Должно быть обязательное уча-стие учащихся в общем трудовом процессе, которым занято все население страны,
Наш ученик должен уяснить, что труд – это то, на чем держится общество. Поэтому каждый человек должен быть человеком труда.

Пушкарев Владимир Николаевич.
Пушкарев Владимир Николаевич, 1947 года рождения, в 1971г. электротехниче-ский факультет Тюменского индустриального института.
В школе №36работал с 1981г. по 1997г. учителем технического труда. В школу пришел по призванию и показал общую и техническую культуру, пытливую инже-нерную мысль, хорошие умения и навыки по обработке металла и древесины, знания учебной программы и настойчивое стремление овладеть и постоянно совершенство-вать методику преподавания предмета. По характеру выдержан, общителен, любит работать с детьми.
Глубоко понимая назначение и цели трудового и профессионально – технического обучения для будущей жизни подростка, Владимир Николаевич заложил основы и полностью оборудовал и оформил учебные мастерские по столярному и слесарному делу согласно требованиям времени. В них сосредоточены станки, необходимый ин-струмент и материалы. В марте 1986 г. учебные мастерские аттестованы с хорошей оценкой.
Юноши – старшеклассники, получив подготовку в школе у Пушкарева В.Н., ус-пешно овладевали рабочими профессиями через систему учебно– производственного комбината района.
Его уроки носят практическую направленность, учитель разработал грамотную технологию выполнения операций, настойчиво отрабатывал у учащихся умение пользоваться инструментом, работать на станках.
Под руководством Владимира Николаевича смонтирована, технически обслужива-лась и работала в течение 10 лет система обработки воды в плавательном бассейне.
Он добросовестно выполнял обязанности инженера по технике безопасности, из-бирался членом профкома.
Школы г. Тюмени и области накопили определенный опыт в организации произ-водственного и трудового обучения учащихся, а для нас это была хорошая помощь.
Справка: Уже в конце 50– х гг 20 века во всех семилетних и средних школах рабо-тали учебные мастерские. В некоторых школах организовывались теплицы, а в сель-ских школах пришкольные участки. Для ребят старших классов на некоторых пред-приятиях вводилось обучение производственной технике.
Для подготовки преподавателей технического труда и черчения для школ юга на-шей области в 1970 г. в Голышмановском педучилище было открыто трудовое отде-ление, директор Калиничев М.Ф.
С 1975 г. стали создаваться межшкольные учебные комбинаты: задача организации производственного обучения старшеклассников на предприятиях города.
В нашей школе установлено станочное учебное оборудование в учебной мастер-ской, верстаки, наборы необходимых для работы инструментов – словом все, что бы-ло предусмотрено для школы. Приобретались и использовались в учебном процессе технические средства обучения.
Мальчики 4-х классов в учебных мастерских знакомились с работой на сверлиль-ных станках, занимались резкой и рубкой листового металла, опиливанием, обработ-кой древесины…
Мальчики 5-х классов осваивали сверление, рубку, опиливание и гибку металла… И все как один в рабочих халатах, уже это что-то для них значит!
Наши базовые предприятия очень внимательно относились к запросам школы. Подробно все не осветишь, и все таки…
С началом 1984-1985 учебного года УТТ ГТНГ взялось капитально реконструиро-вать и пополнить техническое оснащение учебных мастерских, см. таблицу:
№ ТТ ГТНГ выделяет и устанавливает в школьных учебных мастерских следую-щее оборудование:
1. Токарный станок по металлу – 10 штук
2. Фрезерный станок – 3 штуки
3. Механическая пила по металлу – 1 штука
4. Э/ножницы по металлу – 1 штука
5. Заточный станок – 3 штуки
6. Станки по дереву токарные – 3 штуки
7. Муфельная печь – 1 штука
8. Сверлильный станок – 3 штуки
9. Стол для паяния, набор паяльников.
10. Набор инструмента – по заявке.
11. Материалы: металл, дерево, пиломатериалы, фанера, ДВП…
12. Оборудует учебный класс: киноаппарат – 1 штука, эпидиаскоп – 1 штука, диа-проектор – 1 штука.
Обязывалось постоянно контролировать и обеспечивать накладку и ремонт стан-ков.
Для учащихся старших классов на базовых предприятиях была организована подготовка по следующим специальностям (подготовка проводилась на базе произ-водственных мастерских, в цехах):
Специальность Класс Кол-во учащихся Мастер пр. обучения Базовое предпри-ятие
1. Автослесарь 7-8 12 Чемагин В.В. Институт ГТНГ
2. Механосборщики 7-8 10 Калинин А.Д. Институт ГТНГ
3. Каменщики 7-8 25 Ламбин С.П. Институт ГТНГ
4. Штукатур-маляр 7-8 25 Ламбин С.П. Институт ГТНГ
5. ЭВМ 9 Луговой А.И. Институт ГТНГ
6. Основы топографии и геоде-зии 9 60 Биндер В.А. Институт ГТНГ
7. Переплётное дело 6 60 Котляров Институт ГТНГ
8. Автослесари:,(моторный, шиномонтажный, техобслу-живание, Э/слесарь: слесарь-карбюраторщик, гидравлика, по сварке… 9 20 Бойн Ф.П. УТТ ГТНГ
9. Токарь 8 Институт ГТНГ
10. Столяр 5 Институт ГТНГ
План утверждён на 1984-1985 учебный год.
Выше названные мастера пром. обучения в БП очень ответственными товари-щами, знающими своё производство и понимающие необходимость этой работы.

Наши старшеклассники проходили производственное обучение в УПК (Учеб-но-Производственный Комбинат) Центрального района г. Тюмени. И надо отметить, что на большинстве предприятий, где учащиеся проходили производственное обуче-ние, мастера производственного обучения были подобраны серьёзные, добросовест-ные, ответственные, профессионально знающие своё дело.
Так, на заезде Строймашин (Строймаш) начальником производственного обу-чения был назначен Елесин Виктор Яковлевич, а мастером – Ефтеев Владимир Вик-торович. Они работали с учащимися долгие годы, это были настоящие наставники молодёжи.
Между прочим, от них я слышал, что учащиеся школы № 36 отличаются более серьёзным и ответственным отношением к учёбе, дисциплинированностью. Слы-шать это было приятно. Приходилось на заводах Строительных машин и Судост-роительном встречать своих парней, которые по окончанию нашей средней школы шли работать на эти заводы токарями, слесарями… И были довольны выбором!
Чудесным мастерством – наставником в Тюменском швейбытобъединении для наших девочек была уважаемая Тиморшина Н.П. и её бригада, они готовили девочек по специальности швея-моторист.
И ещё не всё… В совхозе им. Калинина (д. Ембаево) каждое лето организовы-вался трудовой лагерь «Романтик», в нём работали учащиеся на прополке, в теплицах – по уходу и выращиванию рассады… А осенью (сентябрь) активно участвовали в этом же сезоне на уборке урожая (морковь, картофель).
Так осенью 1984 г. за 15 раб. дней убрали урожай с 25 с половиной га.
Таким образом в 1984 г. учащиеся заработали 3618 руб., в том числе на убороч-ных работах – 2645 руб., в труд. лагере «Романтик» - 973 руб.. Заработанные деньги распределялись по классам с учётом участия в сельхоз. работах. Распределение про-водили только ученические общественные организации. Заработанные деньги, как правило, шли на оплату туристических поездок по городам СССР, и всё это с согла-сия ребят. Так, сохранился список учащихся в количестве 26 человек, совершивших туристическую поездку в город Ленинград.
-(список прилагается).
Отдел народного образования центрального района подвёл итоги профориента-ционной работы по школам района. ( на 1.10.1985г.)
-Учащиеся, оканчавшие 8 классов, распределились так:
- в 9 класс – наша школа заняла 7 место в районе,
- приём в техникумы – 1 место в районе,
- приём в ГПТУ – 3-е место в районе.
Заняла 2-е место (общее) среди школ района. Цифры говорят, что мы кое- чего доби-лись… 12 декабря 1985 г. в нашей школе проведён по линии гороно семинар «Трудо-вое воспитание школьников» (Делились опытом наши коллеги: Демьянова Н.А., На-лимова Л.В.) Наши товарищи с поставленной задачей справились вполне успешно.
Школьная реформа на 1986 – 1990 г.г.
Содержание школьной реформы на 1986 – 1990 г.г. и до 2000 года изложено в ма-териалах апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС и 1-й сессии Верховного Сове-та СССР «Основные направления реформы общеобразовательной и профессио-нальнотехнической школы» А направления такие:
- Компьютерное обучение учащихся.
- Организация трудового обучения, профориентационной работы, общест-венно-полезного и производительного труда учащихся.
- Профессиональная подготовка учащихся для базовых предприятий (с 1987 года) О дальнейшем совершенствовании внеурочной работы с детьми.
- Превращение школы в центр активной воспитательной работы с детьми микрорайоне.
В 1986 – 1987 уч.г. в старших классах введены новые предметы: « Основы производства » , «основы информатики», «выбор профессии».
-
Отсюда школа должна:
1. Убедить каждого ученика, его родителей, что главное – научно – техническое революция в производстве и к этому нужно готовиться.
2. Создать соответствующую учебно – производительную базу в школе реконст-руировать учебные мастерские. наладить соответствующие учебные цеха, осна-стить их необходимым остаточным оборудованием, подобрать соответствую-щие кадры – мастеров производственного обучения.
3. Наладить надёжную профориентационную подготовку уч–ся через УПК. При этом строго соблюдать принцип добровольного выбора специальности и ника-кого принуждения.
И работа началась, вернее – продолжилась, только с большим размахом, инициативой и взаимной поддержкой. Вот здесь на деле подтвердилась истина необходимости союза: Школа – Родители – базовые предприятия – внешколь-ные учреждения мик-на.
В марте 1986 г. на педсовете был утверждён перспективный план – осу-ществления школьной реформы.
Заключены договора на период до 1990 г. между школой и базовыми предприятиями: Институтом Гипротюменнефтегаз , Управлением технологиче-ского транспорта ГТНГ, Тюменским швейбытобъединением, Тюменским гео-физическим трестом Глатюменьгеологии в полном соответствие с Положением о базовых предприятиях.
Теперь базовые предприятия обязаны считать и школьные мастерские своими структурными подразделениями, оснащать их соответствующим техни-ческим оборудованием.
Ход выполнения договорных обязательств между школой и БП рассмат-ривался ежеквартально на межведомственном совещание на уровне – директор школы – заместители директора базовых предприятий.
К имеющемуся станочному оборудованию в школьной мастерской, было добавлено или замечено в 1986 – 1987 уч.г.:
УТТ ГТНГ изготовит столярные верстаки ,обеспечивает иструментом по сле-сарному и столярному делу по 25 комплектов/1986г./
С 1987г. базовые предприятия оборудуют у себя учебно-производственные це-ха для производительного труда учащихся : Институт ГТНГ, УТТ ГТНГ , Тюменьоб-лшвейбыт – по 25 рабочих мест.
Утверждена Программа организации профессиональной подготовки старше-классников для базовых предприятий на 1986-1990г.





Специальность за пятилетку 1986-1990г.
Учащихся 9 кл. Учащихся 10 кл.
1.Оператор ЭВМ
2.Геодезист-картограф
3.Автослесарь
4.Строитель-отдельщик
5.Швея-моторист
6.Воспитотель дет. сада
7.Повар-кулинар
8.Машинистка
9.Медицинский работник
10.Телеграфист
11.Продавец


Приказом по школе /5.09.1985г./ определено : на трудовое профессиональное обучение отвести в 4-8-х классах – по 2 часа ., в 9-х классах по 3 часа., в 10-х классах –4 часа в неделю. Профессиональное обучение начать с 7 класса.
Общественно полезный труд учащихся организовывать на основе социалисти-ческого соревнования и оплаты труда детей. Ежегодная трудовая практика учащихся должна проводиться согласно учебному плану: 4 – 7-е классы – 10 дней по 3 часа в день, 8 – 9 классы – 16 дней по 4 часа в день, 10 классы – 20 дней по 6 часов в день.
«На трудовое лето 1986 г. были созданы трудовые объединения школьников в количестве 1023 человека:
- Трудовой лагерь «Романтика» (Ембаево) – 100 человек – 7-е классы.
- Завод АТЭ – старшие классы – 30 человек: токари, слесари.
- Школьный пионерский лагерь – 34 человека, вожатые.
- В пионерский лагерь «Луч» - 4 человека, вожатые.
- Гастроном «Северный» - 12 человек – старшие классы, помощники продавца.
- В детские сады микрорайона – 34 человека – воспитатели.
- В аптеку – 54 человека, сбор лечебных трав.
- Оператор ЭВМ в институт ГТНГ – 24 человека.
- Геофизический трест Главтюменгеологии – операторы ЭВМ – 18 человек.
- Автослесари в УТТ ГТНГ – 29 человек.
- «Портняжка» (швейный цех школы, Швейбытобъединение) - 94 человека из 6-х классов, 42 человека из 9-х классов.
- Ремонтники (школьные мастерские) – 108 человек из 6-х классов.
- «Озеленители» - 429 человек из 4 – 5-х классов – территория школы.
- Связистов – 3, медработников – 5, вязальщиц – 6, токарей – 3, почтальонов – 4.
С указанными предприятиями и учреждениями заключены трудовые договоры, определены объёмы работ, сроки выполнения».
(Информация организатора внеклассной работы Никитиной Т.Б.)
Вопросы трудового обучения и профориентационной работы с учащимися бы-ли под постоянным вниманием администрации школы, района, РК партии.
Утверждался план производства промышленной продукции учащихся на каж-дый учебный год ( в БП, через УПК, в учебных мастерских школы, на сельхозработах в совхозе…). Так, на 1986 г. предусмотрено силами учащихся выполнить работу на 26 тысяч 670 рублей.
Определялся план направления выпускников 10-х классов на работу по специ-альностям УПК6, в том числе на базовые предприятия, на учёбу в ГПТУ, в ССУЗ (средние специальные учебные заведения), в вузы, в том числе по направлению базо-вых предприятий.
В октябре ежегодно проводилось общее школьное собрание учащихся на тему: «Итоги летней трудовой четверти и сельско-хозяйственных работ в совхозе имени Калинина».
В ноябре на совещании Совета общественности микрорайона рассматривались итоги организации трудового обучения и профориентационной работы с учащимися силами школы и базовых предприятий (за учебный год) и корректировался план ра-боты на новый учебный год.
В конце 1985 г. в школе начали работу слесарный и швейный цеха.
В швейном цехе 4-е – 5-е классы выполняли заказ Института Гипротюменнеф-тегаза – породные мешочки и марлевые полога. 6-е – 7-е классы – заказы школы: ра-бочая форма учащихся для работы в столовой (фартуки и береты) – 100 штук, рабо-чую форму учащимся для уборки в школе (халат, пилотка, косынка) – 150 комплек-тов. Выполнялись заказы подшефных детских садов №№113,123,133.
В 1986 г. базовые предприятия приобрели: микро ЭВМ «Искра» - 1 штука, мик-рокалькуляторов МК-54 – 7 штук, микрокалькуляторов Б-34 – 5 штук, микрокальку-ляторов МКШ-2-20 штук.
И в школе создали учебный кабинет «Основы информатики и вычислительной техники». Кроме этого на базе института ГТНГ и Геофизического треста 42 ученика проходят теперь эту технику надо освоить, в совершенстве научиться на ней работать в первую очередь преподавателям: Пушкарёву В.Н., Пономарёву С.В., Могилёвой Г.Н, Токаревой С.Н.. А самое главное – научить на ней работать при строжайшем со-блюдении техники безопасности наших учащихся. А это не просто, нужно время и немалое. Это подтверждают факты, вот конкретный пример: На 1985-1986 учебный год был заключён договор школы с базовыми предприятиями по производству для них в учебных мастерских конкретных изделий: гаек, шайб, болтов, зубил, металли-ческих совков, ручек к молоткам, кувалдам, лопатам… Учебный год прошёл, заказ школой был не выполнен, так как результативность занятий мастерских была пока низкой.
Но наши преподаватели рук не опустили, не запаниковали, а ещё с большим упорством и настойчивостью продолжали своё нелёгкое дело. Главное – они владели методикой обучения и знали технику.
И был сделан вывод: темпы, глубина и результаты выполнения школьной ре-формы пока не удовлетворяют, на это нужно время и настрой педагогического кол-лектива.
В декабре 1986 г. на семинаре директоров школ, заведующих окргоррайоно Тюменской области директор школы №36 Калиничев М.Ф. выступил с информацией на тему: «Работа педагогического коллектива школы по интенсификации учебно-воспитательного процесса в условиях школьной реформы».
В школе №36 72% учебных кабинетов паспортизированы, остальные – атте-стованы.
Создана вполне удовлетворительная материальная база по Начальной военной и фи-зической подготовке: Кабинет НВП, оружейная комната, стрелковый тир по типово-му проекту, 2 спортивных зала, плавательный бассейн, корт, стадион.
Преподавание физкультуры с 1 – го по 10 – е классы и в детсадах микрорайона опытные специалисты. Все юноши старших классов проходят подготовку в кружке парашютистов, получают удостоверение: выполнил 3 пробных и 3 зачётных прыжка.
По трудовому обучению школа имеет учебные мастерские с современным ста-ночным оборудованием, занятия ведут 2 учителя со специальным образованием и достаточным педагогическим стажем. Имеется 2 кабинета обслуживающего труда, в одном – 13 бытовых швейных машин. Занятия проводят опытные специалисты.
Начальные классы имеют свой кабинет ручного труда со своим специалистом. На учебной базе школы и базовых предприятий ( Институт ГТНГ, Тюменский геофи-зический трест Главтюменьгеологии и УТТ ГТНГ ) готовятся учащиеся старших классов по 4 – м специальностям:
 оператор по подготовке данных ЭВМ ( ежегодно выпускается по 22 – 24 ч.).
 геодезист – картограф ( в 1987 г. выпущено 12 юношей ).
 швея – моторист ( уч. Группы 7 произвдственных машин класса 597).
 автослесарь (8 – 10 классы – по 1 уч.группе).
Остальные учащиеся старших классов через УПК Центрального района г. Тю-мени осваивают другие специальности.
Проблема компьютеризации школы на сегодня решена не полностью.
Создан кабинет «Основы информатики и вычислительной техники:», в нем установ-лены 20 МКШ – 2, 7 микрокалькуляторов МК – 54, 5 микрокалькуляторов марки Б – 34.
К началу следующего учебного года будет установлена малая ЭВМ марки «Ис-кра» 12 – 56 У, это будет вторая малая ЭВМ в школе.
Для учителей введен компьютерный всеобуч. С БП положительно решается во-прос подготовки кадров по обслуживанию компьютерной техники в школе.
Школьная реформа заставила еще более настойчиво работать над повышением идейно – теоретического уровня и профессионального мастерства учительских кад-ров. В нашем педколлективе существует правило: «Каждый учитель должен иметь высшее педагогическое и политическое образование».Э то очень важно для нашего коллектива, ибо в нем до 40% - учителя комсомольского возраста. На 1987 год закон-чили педвузы – 6 чел., об обучаются в педвузах – 6 чел. В университете марксизма – ленинизма обучаются 12 чел.
Для молодых специалистов ( их 22, из них 7 имеют педстаж до года) определе-ны наставники. С ними проводится интересная содержательная работа.
Все учителя современно проходят курсовую подготовку…
Пушкарев Владимир Николаевич вспоминает:
«… Имея образование инженера, я работал на одной из нефтеперекачивающих стан-ций Тюменского нефтегазового комплекса.
Познакомившись с партийно-правительственными требованиями … «усилить и совершенствовать работу по трудовому воспитанию и профессиональной ориента-ции, начиная со школьной скамьи», я осознанно и решительно повернулся к пробле-мам школы.
Я понимал, что для решения этих непростых задач школе нужны специалисты инженеры, тем более знающие производство, а в школах их нет.
В нашем микрорайоне строилась будущая школа № 36.
И, наконец, мой сын Сережа и племянник – Витя в сентябре 1981 г. шли учить-ся в 1-й класс.
И я не жалею о своем выборе.
Непросто пришлось осваивать учебные программы, методику.
А создание и оборудование учебных мастерских по техническому труду всем необходимым для учебного процесса: установка учебного станочного оборудования, технических средств обучения, обеспечение необходимыми инструментами, мате-риалами … все это потребовало мобилизоваться серьезно и надолго.
В начале 1986г. наши учебные мастерские были паспортизированы с хорошей оценкой. И мы были готовы к выполнению требований школьной реформы на 1986 – 1990 г.г.
Необходимо отметить неоценимую помощь школе со стороны наших базовых предприятий – шефов: Институт Гипротюменнефтегаз, Управление технологического транспорта, Главтюменьгеологии… Какое понимание, какая забота.
Так силами, в первую очередь специалистов-комсомольцев Института ГИПРО под руководством Юрия Николаевича Пушкарева и учебных мастерских быстро и умело были установлены учебные станки, проложен кабель, подсоединены станки, выполнено электроосвещение…
Нам без всяких затруднений и проволочек завезли различные материалы для работы с детьми: металл, древесина, краски…
Был случай: приходит в учебные мастерские отец одного ученика, интересуется как его паренек учится.
Получив полную положительную информацию о сыне, он поинтересовался со-держанием учебной программы и какие испытываем трудности.
И через несколько дней в школу пришла грузовая машина, полностью загру-женная необходимыми нам материалами. Перебоев с материалами мы не испытыва-ли.
Наши коллеги-трудовики из других школ по-хорошему завидовали нам в этом.
Мы очень слажено работали с Пономаревым Сергеем Васильевичем. Это был хорошо подготовленный специалист – трудовик со специальным педагогическим об-разованием, инициативный, энергичный.
Он окончил отделение технического труда и черчения Голышмановского пед-училища, позднее – Нижнетагильский индустриально-педагогический институт.
Еще одно направление моей работы в школе.
Был построен плавательный бассейн. По моей инициативе:
 Отказались от обработки воды для бассейна хлором – как по проекту.
 Нашли на складах Управления магистральных нефтепроводов специаль-ные установки обеззараживания воды.
 Отрегулировали круглосуточную циркуляцию воды в бассейне.
 Организовали фильтрацию воды через специальные фильтры.
Все годы работы плавательного бассейна на меня была возложена обязанность его технического обслуживания.
Перебоев в работе бассейна не было, а работал он и в субботние и выходные дни.
Моими надежными работниками по обслуживанию бассейна были: медицин-ский работник Голдобина Лидия и ее мама Подгурская Мария Илларионовна.
И это стоило всем нам напряженного, ответственного ежедневного труда».
Из творческого отчета Могилевой Галины Александровны
(учитель обслуживающего труда).
Из информации опытного специалиста Могилевой Галины Александровны мы прекрасно видим ,какие прекрасные возможности заложены в трудовом воспитании на формирование гармонично развитой личности.
”Подготовка школьников к труду. Трудовое воспитание осуществляется в про-цессе всей учебно – воспитательной работы в школе ,а это единство идейно полити-ческого ,трудового ,и нравственного воспитания учащихся .
Задачи воспитания на уроках обслуживающего труда и обучения таковы :
1. Осуществление идейно – политического воспитания учащихся.
Показ достижений советской науки и техники и перспектив развития
Научно – технического прогресса .
2. Формирование у школьников устойчивого интереса к труду , творческого и сознательного отношения к нему и на этой основе психологической готовности тру-диться в отраслях народного хозяйства страны .
3. Воспитание нравственных качеств : уважение к людям труда ,
трудовым традициям ,чувство коллективизма , товарищеской взаимопомощи , береж-ливости к общественной собственности ,любви к природе
4.Ориентация учащихся на профессии материального производства и сферы об-служивания с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей .
5.Эстетическое воспитание школьников в процессе трудовой деятельности на уроках .
Осуществление перечисленных задач веду в тесном единстве взаимодействий и на каждом занятие .
А материальная база наша такова:
-16 швейных машин . Есть полностью оборудование для работ по теме :
”Кулинарные работы ” .Из технических средств обучения есть фильмоскоп ,проигрыватель ,выполнено затемнение и можно демонстрировать фильмы .
На сегодня в кабинете есть почти все , что требуется по перечню оборудования за исключением того ,что идет под индексом ”Н” – не поступает.

Методические средства и приемы, которыми я пользуюсь
1. Метод убеждения
2. Метод упражнения – этот прием способствует выработке и закреплению оп-ределенных умений, навыков и привычек. Так, при кулинарных работах систематиче-ски добиваюсь правильной сервировки стола, выполнение правил культуры за сто-лом.
При работе с изделием никогда не соглашаюсь с выполненной операцией на «3» приходится переделывать(по 2-3 раза).
3. Метод требования. Используя этот метод, добиваюсь правиьной организации труда, воспитываю усидчивость, целеустремленность, самостоятельность, желание выполнить работу творчески.
В 4-м классе часто повторяю: «Делай так и только так».
В 5-м классе: «Мне думается, это лучше сделать так, но попробуй по-своему и, ес-ли получится хуже моего, переделай».
В 6-м классе: «Постарайся, пожалуйста, сделать еще лучше или, Лена, помоги, по-жалуйста, Тане».
4.Метод стимулирования положительных качеств личности – поощрение и наказа-ние. «Молодец, сделала аккуратно». «Сделала лучше всех». Метод наказания – заме-чание в дневнике.
5.Важный прием – развитие самоконтроля, взаимоконтроля. Постоянно слежу за организацией рабочего места учащихся (и учу их этому), за умением комментировать свои действия, оценивать результаты своего труда, труда учащихся.
7.Приемы активизации трудовой деятельности учащихся, ибо эффективность вос-питания учащихся в процессе обучения зависит от активности самих учащихся.
8.Много работаю над привитием интереса к дополнительной литературе, собираю материал из газет «Неделя», журналов «Работница», «Крестьянка». Поручаю уча-щимся подготовить информацию по технологическим, научным темам.
9.Работая над эстетическим воспитанием учащихся и их развитием, раскрываю красоту труда, находим в сравнении прекрасное с уродливым. И начинаю эту работу с первого урока, а именно, с внешнего вида, с того, как косынка повязана. Веду эту работу систематически и направленно, помня, что именно в школьные годы заклады-вается фундамент будущей личности, проявляются природные задатки, формируются характер и убеждения, взгляды на всю жизнь.
10.На занятиях мы знакомим учащихся с большим количеством профессий: повар-кулинар, кондитер, пекарь, официант, продавец, закройщик, модельер-конструктор, швея-сметчица, мотористка, цветовод. Ежегодно экскурсии в ателье №20, швейную форму, суконно-комвольный комбинат, ГПТУ-16.
Рубрики:  История школы

Начальная школа

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 13:42 + в цитатник
Начальная школа
(из воспоминаний первого директора школы № 36 - Калиничева М.Ф.)
Начальной школе - серьезное внимание.
С самого начала становления школы особое внимание уделялось работе начальных классов. Мы исходили из того, что в начальных классах у ученика закладываются основы усвоения основных умений и навыков. Это проверено многолетним опытом.
Школа с первого дня определила тему: “Формирование общеучебных умений и навыков”. Обратимся к документам. 17 октября 1984 г. на совещании при директоре проанализирован вопрос “Первые дни ребенка в школе “.
Отмечено, что в 1-х классах работают специалисты со средним специальным образованием, все подготовлены к работе в школе, знают усовершенствованную программу, владеют необходимым набором методических приемов, всеми изучены инструктивные письма Министерства просвещения РСФСР: “О работе по новому букварю”, “ Об усилении практической направленности в 1-3-х классов”.
Учителям, работающим в 1-х классах, оказана определенная методическая помощь, особенно начинающим, через посещение уроков/ посещено 44 урока за полтора месяца учебного года/, через индивидуальное собеседование, взаимопосещение уроков с наставниками.
Заключены Договора по определению наставников для учителей, начавших работать первый год.
Сделан вывод, что в 1-х классах обеспечивается вполне удовлетворительное обучение и воспитание учащихся, а у Антипкиной Галины Николаевны, Черватюк Галины Петровны, Бровко Людмилы Петровны, Тюкавиной Ларисы Александровны – хорошее. Приводим конкретные оценки отдельным учителям, озвученные на этом совещание:
Антипкина Галина Николаевна.
Это большой мастер своего дела. Уроки проводит на высоком научном и методическом уровне.
Каждая минута урока и весь урок – обучающий, развивающий и воспитывающий. Она разнообразными упражнениями развивает внимание и мыслительную деятельность, сообразительность и логику мышления. Отрабатывает устойчивое внимание и трудолюбие.
Очень внимание к детям, особенно к тем, кто медлителен или непоседлив. Учит детей говорить, развивая словарный запас, отрабатывает грамотную речь, учит читать и писать грамотно, чисто и красиво.
Дети показывают хорошие знания изученных букв, деление слов на слоги, письмо слов с заглавной буквы, смеха твердого и мягкого слияния.
На уроках дети делают много. Дисциплина хорошая, в классе чисто, опрятно, дети сдержанны, послушны.
Уроки Галины Николаевны хорошо обставлены наглядностью.
Работает над государственной символикой: Красная звезда, серп и молот.

Черватюк Галина Петровна.
“ Это очень опытный, эрудированный специалист, в совершенстве знающий программы начальных классов, имеющий большой запас методических приемов обучения. Она много работает над поддержанием эмоциональной атмосферы обучения, поощряя и развивая у учащихся положительные эмоции, их активность.
Галина Петровна уроки строит методически грамотно, научно обоснованно. Обучение ведет легко, доступно.
Уроки обставляет богатыми наглядными пособиями.
Она серьезно работает над развитием устойчивого внимания, мыслительной деятельности, сообразительности / через игровые моменты /.
Настойчиво учит технике чтения, развитию словарного запаса, грамотной и выразительной речи.
Бровко Людмила Петровна.
Это серьезный учитель, грамотный методист. Уроки проводит на высоком методическом уровне, четко, с соблюдением всех этапов урока.
Богато оснащает их наглядностью.
Учитель большое внимание обращает на организацию самостоятельной роботы уч-ся, формирование учебных умений и навыков. Она также уделяет большое внимание развитию устной и письменной речи уч-ся. Отлично работает по выполнению воспитательных целей урока, осуществляет кропотливую работу по сплочению ученического коллектива. Дети ее класса хорошо влились в учебной процесс.
Тюкавина Лариса Александровна.
Уроки Тюкавиной Л.А. отличаются научностью и высоким методическим уровнем. Она их богато оснащает наглядностью, много готовит сама: схемы, таблицы, игрушки /.Ее уроки работают на воспитание устойчивого внимания, уважения к труду, желания трудиться, коллективизма и дисциплины.

Интерес уч-ся к учебной деятельности на ее уроках поднимается игровыми моментами. Она большой мастер детской игры на уроке.
Учитель учит и развивает умения выразительно, грамотно отвечать, пополнять словарный запас, рассказывать по сюжетам картин и иллюстраций.
На уроках Л. П. Работает над математической терминологией, математическими знаками, над составом числа.
Поскриптум:
Тюкавина Лариса Александровна выросла и сформировалась как учитель, как творческая личность в учительской среде:
Ее мама – уважаемая Мария Петровна – учитель истории, работала в сельских школах области;
Ее старшая сестра – Маргарита Александровна окончила Голышмановское педучилище Тюменской области.
Ее дядя – Тюкавин Иван Федорович – математик. Его путь – директор школы сельской, директор средней школы и завуч Голышмановского педучилища – 20 лет.
Ее тетя – Тюкавина Нина Константиновна – филолог. Ее педагогический стаж – 52 г., из них в Голышмановском педучилище 29 лет.
Методист на школьном отделении.
Через год / октябрь 1985 г. / на совещании при директоре вновь обсуждается. По итогам анализа вопрос “ О состоянии обучения и воспитания учащихся 1-х классов.”
Отмечено много положительного в работе учителей этой параллели.
Учителями школы накоплен положительный опыт обучения грамоте по новому учебно – методическому комплексу: ”Букварь”. “Дидактический математик “. « Прописи, 4 из них имеют высшее образование”.
Белоусова Анастасия Георгиевна – опытный, грамотный, добросовестный специалист. Все ее уроки могут быть отрытыми. Она много работает над формированием устойчивого внимания, высокой ответственности детей: они работают много, старательно, с желанием.
Итог: 59%уч-ся по письму и 70% - по математике оценена на”5”.

Тумашова Раиса Ивановна – настойчиво работает над созданием детского коллектива. Разработана хорошая система поощрения учащихся за работу на уроке.

Кузнецова Вера Трофимовна. Ее уроки отличаются высокой организованностью. Умело развивает мышление, интерес к учебе, формирует умения и навыки самостоятельной работы. Продумана работа со слабыми.

Зырянова Елена Иванова. Уроки – обучающие, воспитывающие, развивающие. Перед детьми всегда конкретная цель. Разнообразная и постоянная работа над словом. Максимально используются материалы урока в прописях. Все время урока используются для отработки навыков счета и умения решать задачи. Она использует интересные виды поощрения

Долгова Маргарита Львовна. Первая выпускница 36 школы. Это молодой, начинающий специалист. У нее есть главное: любовь к детям и огромное желание работать хорошо, как можно быстрее осваивать передовой педагогический опыт своих коллег.
Совещание отмечает:
Много хорошего в работе у всех, работающих с первоклассниками. Уроки Белоусовой А.Г. , Тумашовой Р.И. , Кузнецовой В.Т. , Денисовой Е.М. – хорошие. Молодые специалисты стараются работать хорошо. Это отрадно.
Главная задача всех учителей – дальше совершенствовать свою работу.

Педагоги, работающие в начальных классах, выдвинули разумную идею. Ее суть: школе не безразлично, как готовят детские сады микрорайона детей к школе. 29 января 1986г. на совещании при директоре с приглашением заведующих детсадами микрорайона был обсужден вопрос о совместной работе детсадов со школой по подготовке детей к школе, разработаны соответствующие мероприятия, нацеленные на совместную согласованную работу. Решили: СОЮЗ: школа, детсады и родители – крепить, совершенствовать…
Последующие годы подтвердили необходимость такого сотрудничества. И до сих пор эта работа продолжается в нашем микрорайоне.

Жизнь на месте не стоит. Работа школы совершенствуется. В начале 1984-1985 учебного года. Учащихся 4-х классов. /208 человек – 6 классов – комплектов /были переведены на предметное обучение. 26 сентября 1984г. на совещании при директоре обсуждали первые впечатления:
Все предметы укомплектованы специалистами с соответствующими образованием : 18 с высшим образованием, 1 со средним педагогическим. Из них 8 учителей с педагогическим стажем свыше 10 лет, 4 – с педстажем от 4 – х до 8 лет, 6 – первый год.
Выработаны серьезные рекомендации, поддержаны хорошие инициативы:
 строго придерживаться единых требований к учащимся,
 должна быть продуманной встреча в учебных кабинетах и проводы учащихся из кабинета после урока встреча их в школе и проводы из школы,
 перед первым уроком обязательно – физзарядка – 19 мин., в середине урока – физминутка – обязательно.
Время показало, что переход на предметное обучение с 4- го класса дело не простое, нужно очень многое учитывать и иметь в виду возрастные особенности учащихся. Вот некоторые моменты:
Ребёнок, обучаясь в 1-3-х классах, занимался в одном классе. Теперь на каждый урок за перемену нужно выполнить марш-бросок из одного кабинета в другой и успеть подготовиться к следующему уроку, заняв место.
Раньше на все уроки к ним приходил один учитель, да он и не уходил из класса даже на перемене.
Теперь - на каждый урок - новый учитель. Нужно ребёнку время, чтобы перейти от одного учителя к другому. Это перегрузка…
Переход на предметное обучение с 4-го класса даёт учащимся перезагрузку.
В частности, программа по обслуживающему труду для них сложна, кроме того им приходится общаться с электроплитами и швейными машинами
И это ещё не всё…
9 ноября 1985г. на совещании при директоре были обсуждены:
Адаптация учащихся 4-х классов на предметное обучение.
Вопросы преемственности с начальной школой.
Архивная протокольная запись гласит:
…Программа по обслуживающему труду для учащихся очень сложна.
Сложно соблюдать и обеспечить технику безопасности при работе на швейных машинах и электроплитах.
Слабо развиты навыки чтения, умения связно строить предложения.
Слабы на уроках дисциплина и внимание.
Решение: Переход на предметное обучение с 4 класса требует: - учителям – предметникам обязательно не забывать возрастные особенности обучающихся и учитывать их,
 учителя – предметники должны хорошо знать программы 3 класса, уровень знаний, умений и навыков,
 улучшение качества подготовки учащихся в начальной школе.
Но! У всех учащихся – ОГОНЕК в глазках! Все хотят УЧИТЬСЯ! Читатель видит, проблемы возникают, и не простые. Их приходится мужественно преодолевать.
Еще одна проблема.
Перед школами стран была поставлена еще одна непростая задача: в начальных классах после учебных занятий ученики объединялись в группы и продолжали оставаться в школе. В школьной столовой детей покормят, и учитель – воспитатель с ним проводит занятия по заранее подготовленной разнообразной тематике, спортивные секции, к их услугам и спортзал, и плавательный бассейн, и стрелковый тир… Эти группы продленного дня м сердечной благодарностью восприняли родители: ребенок накормлен и под присмотром грамотного специалиста целый день. Там он готовит домашнее задание на завтра.
Хотя школа работала в 2 смены, но группы продленного дня работали успешно.
Опять обратимся к архивным документам:
5 февраля 1985 г. обсужден вопрос “ О состоянии и мерах улучшения работы групп продленного дня в условиях двухсменной работы школы.”
-“ Одобрить работу в группе продленного дня Белоусовой Анастасии Георгиевны, изучить ее опыт и творчески использовать воспитателям.
- Одобрить шефство вожатых – старшеклассников по проведению кружковой и спортивно – массовой работе в группах продленного дня.”
А 20 ноября 1985 г. констатировалось:
“ В школе работает 6 групп продленного дня, из них 2 – шестилетки.
Условия созданы удовлетворительно: выделены комнаты, - для занятий, игровые, малый зал, привлечены вожатыми старшеклассники…
Все поставлены на бесплатное питание. Семи ученикам оказана материальная помощь….
О шестилетках.
6 Мая 1986 г. на совещании при директоре обсужден вопрос: Как мы готовимся к новому учебному году принять за парты шестилеток.
Смотри сухие строчки протокола.
“ Подобраны учителя: Налимова Л. В. , Антипкина Г. Н., Черватюк Г. П., Шкребенок. В конце мая 1986 г. они пройдут курсовую подготовку.
Приобретено / по табелю / :
 Набор постельного и мягкого инвентаря,
 Мебель для игровых комнат.
 Игрушек - на 1000рб.
 Спортинвентаря – 400 рб.
 Выписано: покрытие, матрацы, койки, парты, детские стульчики.
Начала работать комиссия / учителя, врачи / по подбору учащихся .
Надо было только видеть, с какой любовью к детям, с какой ответственностью к делу относились те, кому поручено обучать и воспитывать наших ШЕСТИЛЕТОК!
Для них подобрали самое лучшее место в школе – 3 – й этаж в блоке начальной школы.
Для них подобрали самых опытных, ответственных, самых лучших из лучших учителей.
Для них с любовью и со вкусом оформили классные комнаты, комнаты для отдыха и сна…
А с какой ЛЮБОВЬЮ школа приняла их в свои стены….
“Анастасию Георгиевну отличает от всех ее доброта, умение в каждом ребенке найти что – то хорошее. Дети, которые учились у Белоусовой А. А. вспоминают ее только добрым словом за терпение, мужество, за отношение к ученикам по-матерински теплое.
Рубрики:  История школы

О учителях

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 13:40 + в цитатник
Это цитата сообщения Школьный_музей_36 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]



Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца,
никогда не покинут этот вечно кипящий страстями дом,
ибо кто-то очень точно однажды назвал школу "сладкой каторгой".
Удивительный это дом - школа! Здесь все перемешалось:
детство и зрелось, юность и романтика, наука и искусство, мечты и реальная жизнь.
В этом доме радость и слезы, встречи и расставания . Школа живет интересной жизнью.


Первая администрация средней школы № 36.

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 13:40 + в цитатник
(из воспоминаний первого директора школы № 36 - Калиничева М.Ф.)

Школу – новостройку с 1981 года возглавили:
- директор – Калиничев Михаил Федорович, 1929 года рождения, образование высшее, учитель истории, коммунист.
- заместитель директора по учебной работе (короче - завуч) – Береснева Ольга Дмитриевна, 1941 года рождения, образование высшее. Учитель истории, комму-нист.
- завуч – Антушева Вера Петровна, 1947 года рождения, образование высшее, учи-тель математики.
- Заместитель директора по воспитательной работе – Никитина Татьяна Борисовна, 1946 года рождения, образование высшее. Учитель английского языка.
Мнение Калиничева М.Ф.
«Под руководством учителя, пришедшие из разных школ, молодые начинающие спе-циалисты очень быстро сложились в единый сплоченный коллектив, вернее, в коллек-тив единомышленников.
Нужно обязательно отметить большую роль в этом благородном деле только что созданных в школе общественных организации:
- учительская профсоюзная организация (председатель Пугина Александра Нико-лаевна);
- первичная партийная организация (секретарь Елсуфьева Наталья Ивановна);
- учительская комсомольская организация (секретарь Мошкова Татьяна Анатоль-евна).
Это были настоящие учителя – наставники, неутомимые труженики. Они были и до конца остались верными принципам советской общеобразовательной школы – единой, народной, трудовой. Они уверенно шли по выверенному пути народного образования в нашей стране и уверенно вели за собой педагогический коллектив школы.
Своих коллег они учили своим примером, своими советами, всем обликом своей личности.
Мы знали и гордились тем, что вся мировая общественность признала советскую систему образования лучшей в мире.
Итак, работа моих коллег – свидетельство преданности своему делу. Добросовест-ность и человечность.
Поэтому выпускники школы первых лет на встречах с нами откровенно и с уваже-нием отмечают благородную роль школы в их становлении».
Рубрики:  История школы

Педагогический коллектив

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 03:04 + в цитатник
В школе работает 43 учителя, из них :
3 имеют звание «Отличник народного образования»,
2- «Почетный работник общего образования»,
14 - высшую квалификационную категорию,
19-первую квалификационную категорию,
3-вторую квалификационную категорию.
Рубрики:  Учителя и работники школы

Видео-запись: Учителя

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 02:57 + в цитатник
Просмотреть видео
18 просмотров

Какое же огромное сердце нужно иметь,
Чтобы изо дня в день, из года в год
Щедро раздавать его по кусочкам нам!
И какой должна быть доброй, терпеливой и нестареющей душа.
Да, школа для каждого из нас остается светлым, радостным островком детства.
Взрослому никогда уже на него не вернуться.
Только учителя на этом острове имеют постоянную прописку.
Ведь школа для них - родной дом, а все ученики - их дети, помощники, друзья.
Прослушать запись Скачать файл
Рубрики:  Учителя и работники школы

Видео-запись: Учителя и работники школы

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 02:09 + в цитатник
Просмотреть видео
24 просмотров

В колонках играет - Учителей любимые глаза
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.

М. Садовский
Прослушать запись Скачать файл
Рубрики:  Учителя и работники школы

Школьный сайт

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 01:43 + в цитатник

Видео-запись: Профильное обучение

Воскресенье, 25 Декабря 2011 г. 00:26 + в цитатник
Просмотреть видео
95 просмотров

Профильное обучение в школе ведется по нескольким направлениям.
Прослушать запись Скачать файл
Рубрики:  Профильное обучение


Поиск сообщений в Школьный_музей_36
Страницы: 3 [2] 1 Календарь