-Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 5) Неизвестная_Планета Live_Memory Царство_Кулинарии Camelot_Club Искусство_звука
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.12.2011
Записей: 1274
Комментариев: 126
Написано: 1937


Сарьян Мартирос Саркисович (Сергеевич) Часть II

Четверг, 24 Марта 2016 г. 10:35 + в цитатник
Хочу добавить немного относительно парижского периода творчества Сарьяна. Гибель картин тяжело переживалась Мартиросом.
Но он смог перебороть себя и постепенно начинает работать. Как писал А.Эфрос, "...мало было привезти с собой запас сил и обострённое мастерство. Надо было ещё найти в них соответствие тому, что делалось вокруг...Сарьяну предстояло нагонять свою страну, но нагонять не приспособленцем..., а тем же подлинным и строгим к себе художником, каким он был всегда" ("О Сарьяне") Уцелело ещё несколько картин, которые он продал. Вот дополнительно несколько уцелевших картин художника, которые он вёз с собой..

1927 На Марне. К., м.

1926 К роднику. Х., м.


1926 Газели. Х., м. 46х61 ГТГ

После ярких парижских впечатлений надо было подвести итоги своего отношения к творчеству.
Сарьян так пояснял природу своего художественного мышления :
"Я - монументалист. Дайте мне солнце, цвет, свет, общий характер природы, людей, типажа! Монументальность, обобщенность - в крови моего искусства. Будучи в Париже, искренне увлекаясь импрессионистами, я это понял - несколько по контрасту - с особой силой. Мои художественные убеждения как бы воспротивились моим собственным попыткам писать более детально и - если можно так выразиться - "рассыпчато". Тяга к обобщенности сохранилась и победила" .

А вокруг шло строительство нового Еревана, ранее представлявшего собой беспорядочно громоздящиеся низкие глинобитные строения. "Но, когда со всех сторон застучали молотки, когда мысль заработала, и мускулистые руки приступили к работе, всё изменилось. Маленький печальный Ереван начал улыбаться и вскоре засиял, как солнце". ("Из моей жизни")
В этот период излюбленным жанром становится городской пейзаж.


1928 Уголок старого Еревана. Х., м. 54х75 Ереван

1928 Старый Ереван. Лето. Х., м.

1929 Берега реки Зангу у Еревана. Х., м.

1928 Ереванский дворик весной. Х., м. 72х107

1929 Весенний день. Х., м. 71x70.5 Ереван

1929 Пляска крестьян. Рис. Иллюстрация


В 30-е гг. Сарьян ведет большую работу в области театрально-декорационного искусства: создание эскизов декораций и костюмов для постановок оперы "Алмаст" А. Спендиарова (в Одесском театре оперы и балета в 1930 году и два варианта постановки в Ереванском театре оперы и балета, 1933 и 1938-39 гг.), опер "Золотой петушок" Н. Римского-Корсакова (Театр им. К. С. Станиславского, Москва, 1931 г.) и "Храбрый Назар" А. Степаняна (Ереванский театр оперы и балета, 1934-1935 гг.).

Произведения Сарьяна в тридцатые годы экспонируются на выставках в Москве, Ленинграде, Ереване, Ленинакане, а также за рубежом - в Вене, Венеции, Стокгольме, Берне, Цюрихе, Копенгагене, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге.
Именно в начале 30-х годов начинает проводится политика идеологического давления на деятелей искусства. Сарьяна обвиняют в формализме, чрезмерной декоративности, яркости красок.
Противостоять было трудно, но мастерство брало верх, живопись побеждала.

1932 Эскиз костюма Звездочета к оп. Н.Римского-Корсакова 'Золотой петушок'


1933 Эскиз костюма для театральной постановки.


1939 Эскиз костюма шута для оп. А.Спендиаряна

1933 Автопортрет с маской. Х., м. 46х61 ГМИНВ

1934 Портрет пианиста Константина Игумнова. Ереван
В эти годы Сарьян пишет серию портретов известных людей. "Интерес к человеку, вызванный во мне великой пролетарской революцией, интерес к строителю и творцу новой радостной и счастливой жизни пробудил желание испытать свои силы в портрете".
В 1937 году были сожжены созданные Сарьяном 12 портретов передовых армянских государственных деятелей и представителей интеллигенции, подвергшихся репрессии как "враги народа". Но один из этих портретов, спрятанный работниками музея, уцелел. Это портрет поэта Егише Чаренца (1923).

1923 Портрет поэта Егише Чаренца. Х., м. 44х59 Гос.м.лит.и иск.им.Е.Чаренца, Ереван -

В эти годы Сарьян писал очень мало картин. Среди его работ преобладали эскизы к театральным декорациям, иллюстрации к книгам.

1936 Иллюстрация к поэме А.Исаакяна

1934 (q) Illustration. The invincible Rostam..

1937 Иллюстрация. Армянские народные сказки.

1935 Сбор винограда.

1937 Пейзаж с видом на Арарат. М., х.

1939 Эскиз декорации к опере А.А.Спендиарова 'Алмаст'. Холст, масло. 56,5х89 ГЦТМ им. А.А.Бахрушина
Сам же Сарьян избежал в тот год репрессии благодаря тому, что работал в мастерской Третьяковской галереи над большим панно для оформления павильона выставки советского искусства в Париже. Мастерски исполненное панно, размером в 46 кв. м, было высоко оценено Францией и удостоено Гран-при. Перед войной и в годы Второй мировой войны художнику была предоставлена некоторая свобода творчества. Сарьян создал серию прекрасных портретов деятелей культуры.




1940 Портрет дирижёра Константина Сараджева. Ереван


1940 Портрет поэта А. Исаакяна.. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван


1940 Сирень.



1939 Портрет режиссера Рубена Симонова. ГМИНВ

1940 Портрет балерины Галины Улановой. Х., м


1940 Портрет кинорежиссера Сергея Эйзенштейна. ЧС



1941 Из жизни художника (Портрет Лусик Сарьян в профиль). Х., м. 73х92 ЧС

Плод, изображенный в руке жены, в зеркале отражается письмом, которое ждали от сына: шесть месяцев родители не имели вести о сыне, который находился на передовой линии фронта в Киеве.



1941 Лусик Сарьян. Ереван


1942 Автопортрет. Три возраста. Х., м. 97х146

Цветы в мастерской

1942 Автопортрет. Холст, масло.


1945 Арарат и Рипсиме. Х., м. 52.5х65 Ереван

1945 Полевые маки.. Холст, масло. 64x53 ЧС

В течение последующих, десятилетий искусство Сарьяна шагало в ногу со временем и жизнью страны. Замечательный поэт красок, он создает огромную галерею картин, воспевающих родную землю и трудового человека, создает прекрасные театральные декорации, панно и книжные иллюстрации.



В ознаменование Победы и после возвращения с фронта младшего сына, от которого шесть месяцев не было вестей, художник пишет самый большой из своих натюрмортов - "Армянам - бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы". В 1945 году Мартирос Сарьян награжден орденом Ленина и медалями "За оборону Кавказа", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

1945 Армянам-бойцам, участникам Великой Отечественной войны. Цветы. Х., м. 196х250 ГКГА, Ереван


1946 Гора Арарат.


1946 Портрет поэтессы Анны Ахматовой. Х., м.


1947 Armenia, Spring in Norke. Oil on canvas.

1944 Портрет композитора Арама Хачатуряна. ГМИНВ


1944 Портрет искусствоведа Абрама Эфроса. ГТМ им.А.А.Бахрушина, Москва







В 1947 при создании Академии художеств СССР, Сарьян был избран действительным членом. Но вместе с тем Сарьяну было предъявлено самое тяжёлое в те годы для художника обвинение в антинародном формализме (1948). На страницах журнала "Искусство" сообщалось, что творчество Сарьяна – это "армянизированный вариант французского буржуазного формализма" и потому не может считаться национальным.
В 1951 году Сарьян едет в санаторий "Узкое" в Подмосковье - лечить сердце. Здесь он постепенно приходит в себя, присущие художнику жизнестойкость и вера в силу искусства возвращают его к работе.

С приходом к власти Н.С.Хрущёва ситуация в сфере искусства несколько изменилась. Свободнее вздохнул и Сарьян. Он ездит по стране и создаёт серию пейзажей Армении.


1953 Октябрьский день. Холст, масло.

1957 Ashtarak. Oil on canvas.

1952 Колхоз села Кариндж в горах Туманяна. Холст, масло. 100х109 Ереван

У Сорьяна вновь появляется интерес к портретному жанру. Он создаёт ряд портретов деятелей русской и армянской культуры и науки.

1958 Портрет искусствоведа Лидии Дурново. Ереван


1959 Портрет Ильи Эренбурга. Х., м.



1960-е Портрет Анны Ахматовой.



1963 Цветы Дилижана. Х., м. 56x41




1963 Портрет Дмитрия Шостаковича. ЧС



1963 Портрет Катаринэ Сарьян. Х., м.



Праздник под деревом.




1968 Автопортрет. Б., акв.
В 1965 году широко отмечался 85-летний юбилей художника, состоялись его персональные выставки в Москве и Ереване. Мастер был удостоен звания Героя Социалистического Труда. На киностудии "Арменфильм" был создан фильм "Мартирос Сарьян" (режиссёр Л.Вагаршян, автор текста И.Эренбург, музыка Л.Сарьяна).
В 1966 году Сарьян получил Государственную премию Армянской ССР. Вышла в свет книга мемуаров художника "Из моей жизни" (на арм.яз.,а позднее была издана на четырёх языках).
В ноябре 1967 года в Ереване открылся Дом-музей Мартироса Сарьяна. Персональные выставки художника состоялись в Румынии, Чехословакии, Венгрии, ГДР.

По меткому замечанию автора многих статей о Сарьяне А.Каменского, "...и на громкий успех, и на самые бесшабашные наскоки... Сарьян откликался одинаково: становился к мольберту и писал новые вещи". Мастер продолжал работать до конца своих дней.

1969 Земля. Х., м 44х56


1971 Сказка. Последняя живописная работа. Х., м. 50х65 ЧС

Эти работы передают осознание беспредельности Вселенной (отклик художника на полёты человека в космос). Он пишет:
"Завоевания технического прогресса настолько оглушили некоторых людей, что они даже заговорили об отмирании искусства, - говорил Сарьян. - А по-моему, искусство сейчас нужно как никогда. Что же, кроме искусства, сможет очеловечить, приблизить к людям все удивительные открытия науки и техники" ("Сарьян об искусстве").
Он создаёт ещё серию рисунков фломастером.

Сарьян прожил долгий век. За девяносто с лишним лет своей жизни он изведал много мучительно-трудного и несправедливого. Но и в моменты самых тяжких переживаний его никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и конечное торжество светлых начал жизни.
В своих воспоминаниях он пишет: "Задавая себе вопрос, был ли я счастлив в жизни, могу ответить вполне определенно - да. Разве не счастье вступить в жизнь из небытия, осознать свое Я, увидеть свет, день, солнце и пользоваться бесчисленными благами, щедро, в изобилии предоставленными матерью-природой человеку. Ощущение жизни - ощущение счастья..."

"К концу моей жизни, если считать, что в мои годы уже надо посмотреть, что сделал, оправдал ли перед своей совестью, перед искусством, которому посвятил всю свою жизнь, начиная с пятнадцатилетнего возраста, - я почувствовал, что я только наметил путь и только должен начать свою работу. Так много открылось передо мной. Так много прекрасного, мудрого, непостижимого, как в самой природе".

«Свет Армении летит к нам благодаря Мартиросу Сарьяну. Это свет, наконец-то ставший счастливым, - на плодах, на горах, на лицах... Это заново обнаруженный клад. Этот цвет так красив, что века должны отвести Сарьяну рядом с нашим Матиссом и Сезанном одно из первостепенных мест. Может быть, место Сарьяна будет более высоким, ибо он живописец счастья», - писал о Сарьяне Луи Арагон.


Источник: http://www.centre.smr.ru/win/artists/saryan/biogr_saryan.htm
http://sarian.am/htmls_rus/sarian_biography_parts.html#3
artcyclopedia.ru


Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку