Цитата сообщения Оксана_Лютова
Русский художник Фирс Сергеевич Журавлев
Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом.
В 1855 году Журавлев отправился в Петербург, поступать в Академию Художеств.
В 1858 году он получил свою «первую» малую серебряную медаль. Фирс сблизился с Иваном Крамским и другими учениками Академии. Они собирались на квартире Крамского, где кто-то читал вслух какое-либо из произведений литературы, а остальные либо заканчивали академические работы, либо рисовали с натуры.
В 1861 году Журавлев представляет на академическую выставку картину «Умирающий отец». Один из сюжетов, популярный в начале 1860-х годов, был посвящен бедной и неустроенной жизни человека творческого – художника, музыканта, поэта. Журавлев один из первых обратился к этой теме, которая имела свое развитие на протяжении всей второй половины 19 века.
В следующем 1862 году Журавлев получил малую золотую медаль за картину «Кредитор описывает имущество вдовы». И снова он обращается к судьбе художника, вернее уже к судьбам вдов и сирот.
Осенью 1863 года Журавлев в числе 14 учеников во главе с Крамским подал прошение о «свободном дозволении» писать конкурсную программу на большую золотую медаль на сюжет по собственному выбору. Но ответ оказался отрицательным, и в знак протеста ученики покинули Академию Художеств. Вышедшие из Академии художники образовали Санкт-Петербургскую художественную Артель. Вместе с другими артельщиками Журавлев выполнял заказы на изготовление портретов по фотографиям, писал иконы, картины, а выручку от продажи артельщики делили поровну.
«Отгадай, кто пришёл», (1862)
В 1860-1870-е годы художник выставлял свои работы на академических выставках и выставках Общества Поощрения Художеств. Он как и прежде оставался верным бытовому жанру и избранной теме «униженных и оскорбленных».
«Дети-нищие»
В артельный период Журавлев создал картину «Дети-нищие», которая внесла новые акценты в широко разработанную в живописи этого времени детскую тему.
Женская тема в творчестве Журавлева предстает наиболее значительно. С композиционной стороны интересна картина «Возвращение с бала». В ней освещена тема неравного брака. Здесь нет открытого конфликта, художник никого не обвинил, он просто констатировал рядовое явление современной жизни.
«Возвращение с бала»
За две картины «Возвращение с бала» и «Приезд извозчика домой», представленные на академической выставке 1868 года, Журавлев получил звание классного художника первой степени.
«Перед венцом», (1874) — Государственный Русский музей.
«Перед венцом», (ранее 1874) — Государственная Третьяковская галерея
Самой известной картиной Журавлева стала картина «Перед венцом», за которую он получил звание академика и первую премию «по живописи народных сцен» от Общества Поощрения Художеств. Картина буквально произвела фурор: о ней восторженно отзывались критики, публика подолгу обсуждала картину. Она имела огромный успех. Позже художнику пришлось исполнить несколько повторений этого полотна.
«Неравный брак»
В 1880 году он создал картину «Неравный брак». На картине, в полуобморочном состоянии изображена невеста в богатом интерьере в дорогом подвенечном платье.
В1876 году Журавлев представил свое программное произведение «Купеческие поминки».
«Купеческие поминки», (1876) — Государственная Третьяковская галерея.
Картины «Перед венцом» и «Купеческие поминки» знаменовали собой наивысший этап в творческой биографии Журавлева. В них появился некий скрытый и новый художественный смысл. В полотнах ощущается глубина проникновения в проблемы человеческой жизни.
В период с 1880 по 1890-е годы художник писал портреты. Среди них есть автопортрет художника, в котором он предстает перед публикой в ермолке, косоворотке и халате.
«Девичник в бане», (1885) — Национальный художественный музей Республики Беларусь
В картина «Девичник в бане», посвященной старому обычаю накануне свадьбы, впервые в искусстве второй половины 19 столетия, предстает обнаженное женское тело.
Журавлев также исполнял заказы по росписям храмов в Риге, Санкт-Петербурге и в Москве в храме Христа Спасителя.
Художник умер 1901 году. Его жена принесла в дар Саратовскому художественному музею им. А.Н.Радищева несколько произведений художника.
Знахарка
Пряха
Боярышня
Мачеха
Боярышня в кокошнике
«Нагая женщина», ( 1901) — Государственный Русский музей.
«Портрет императрицы Марии Александровны», ( 1880) — Государственный Эрмитаж