-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Масторава

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 21.10.2011
Записей: 663
Комментариев: 20
Написано: 868


Женская доля....

Воскресенье, 07 Июня 2015 г. 23:24 + в цитатник
Цитата сообщения ЕЖИЧКА =Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать=

0_608ce_e9bfa1d4_XXXL (420x700, 105Kb)
В издательстве «Новое Литературное Обозрение» вышел сборник статей «Российская повседневность в зеркале гендерных отношений».

Фрагменты книги.

В дореволюционной России нередкой была фальсификация возраста ребенка с целью его скорейшего трудоустройства. Для того чтобы попасть на завод, детям нередко покупали года. За три рубля священник или пристав достаточно легко прибавляли 10–11-летнему ребенку в метрическом свидетельстве три года, и тогда его принимали на работу. Некоторые девочки сами не знали точно свой возраст и дату рождения. Если возраст мальчика тщательно контролировался с учетом его последующего призыва в армию, то для девочки определение возраста не имело принципиального значения ни в семье, ни в социальном окружении.

9cab94026ed4 (591x700, 613Kb)
Заметим, что и довоенная повседневная жизнь девочек протекала в нелегких условиях. Так, почти все крестьянские девочки учились в школе по 2–3 зимы, этим кончали и затем оставались дома. Скот, прялка и зыбка – удел девочки уже с 6–7 лет. В 10 лет они уже выглядят настоящими маленькими женщинами: озабоченными, расторопными, деловыми. Мать передает ей немудреную школу рожка, качания и пеленок, а общий труд в хозяйстве ставит ее на равную ногу с остальными членами семьи. Сама еще ребенок, а мастерски и любовно справляется она с 2–3 малышами. Самостоятельное существование этих пестуний начиналось в 6–7 лет. Обычно это сиротки или дети бобылок и бедняков вдовцов. На первых порах берут их какие-либо родственники или добрые соседи в помощь бабушке или мальчику-большачку, «водить за ручку» бутуза 3–4 лет.

59388909_Stokes_Marianne___At_The_Loom (512x529, 118Kb)
Мужчины считали женщину ниже себя не только по силе, но и по уму, смотрели на нее свысока. Значительный пласт фольклорного материала отражает женскую обыденность: «Жена без мужа – всегда сирота»; «Бабу не бить – толку не быть»; «Люби жену, как душу, а тряси, как грушу» (Псковская губ.); «Бей бабу обухом, припади да послушай: дышит – лукавит, еще надо прибавить»; «До смерти не бей, а учи, пока не устанешь» (Санкт-Петербургская губ.). Побои, наносимые женщинам, рассматривались как имеющие «педагогическое значение» – исправить взбалмошную, не желающую слушаться мужа жену, «направить ее на путь». Причем такого рода «педагогика» считалась внутренним семейным делом, в которое не следует вмешиваться.

a78cf588074ct (533x700, 338Kb)
Тяжелая жизнь крестьянки после замужества ни для кого не была секретом. Даже беременность не служила основанием для освобождения от работы. Женщины рожали на поле и тут же через несколько часов принимались за работу. Привлекательную невесту уже через 2–3 года трудно бывало узнать, а 40-летние крестьянки выглядели 60-летними.

d167a4b9f432 (700x513, 69Kb)
Поступая на службу, учительницы впервые должны были начать самостоятельно вести свое хозяйство – в подавляющем большинстве случаев вдали от родных, не имея никаких знакомств и поддержки, почти при полном отсутствии жизненного опыта – педагогическая служба для учительниц земской школы, за единичными исключениями, была первым самостоятельным занятием, к которому они приступали сразу по достижении требовавшихся законом 16 лет (девушки с начальным и неполным средним образованием) или сразу после окончания среднего учебного заведения, то есть в любом случае в очень молодом возрасте (16–19 лет), еще до наступления социальной зрелости и гражданского совершеннолетия.

Алексей-Гаврилович-Венецианов--Крестьянка-с-крынкой-молока (548x700, 42Kb)
Средства, которыми располагали учительницы, были очень скромными. В середине 1890-х гг. среднегодовое жалованье учительниц составляло 252 руб. В 1911 г. основной оклад земских учителей и учительниц в среднем составлял 344 руб., жалованье преподавателей со стажем свыше 5 лет – 399 руб., со стажем свыше 10 лет – 441 руб. (для сравнения, доходы штатных преподавателей мужских гимназий и реальных училищ в 1910 г. составляли в среднем 2327 руб. в год).

1899224_original (700x530, 158Kb)
Война ускорила массовое вовлечение женщин в низкоквалифицированный труд, женщинам приходилось осваивать чисто «мужские» профессии. Вспоминает информантка: «Ой, работали, и на табаке работала, и сажали, и убирали. Я удивляюсь, как сейчас работают, и как мы работали. Встанешь еще тёмно, печку натопишь, чуреков напечешь, тогда же хл:) не было. Чуреков из кукурузной муки напечешь, каши наваришь, бутылку молока нальешь, яйца сваришь, все в корзину положишь и пойдешь в поле, а сестра дома останется... Утром встала в пять часов, печку затопила, побежала корову подоила, корову отогнала, все понаварила и пошла на работу. А вечером на плече дровину несешь домой, ее ж никто не привезет, а мы в центре жили, а надо ее еще порубать, в печку положить».

0013-012-Krestjanskie-deti-v-pole (514x700, 43Kb)
Женские воспоминания показывают механизмы адаптации женской психики в экстремальных условиях – это переключение внимания на, казалось бы, неважные детали (вокруг гибель, а она переживает, что у нее форма не того размера), слезы, которые помогают вынести переживания наружу и перенести их, забота о других. Мемуаристки подчеркивают, что преодоление трудностей закаляло женский характер, делало женщину, как и других партизан, более выносливой и сильной. «У нас были такие тяжелые условия, что у всех партизан, в том числе и у меня, была зависть к убитым, но уйти из лесу, бросить уничтожать фашистов никто не думал. Также никто не сомневался в том, что мы победим».

1903045_original (700x520, 199Kb)
Следует отметить важную проблему, прежде практически не рассматривавшуюся в отечественной историографии, – опасность подвергнуться сексуальному насилию. Своеобразным способом адаптации к фронтовым условиям, продиктованным как стремлением избежать насилия, так и найти «легкие» возможности для удовлетворения тех или иных потребностей, можно считать появление «походно-полевых жен» («ППЖ»). В обмен на сексуальные услуги, оказываемые вышестоящим офицерам, нередко имевшим семьи в прежней, гражданской жизни, такие женщины получали покровительство и защиту, более калорийную пищу, для них снижался риск погибнуть в бою. Впрочем, положение «ППЖ» было нестабильным, их могли «отставить» по тем или иным обстоятельствам, и тогда они чаще всего лишались всех благ.

http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/75058_d...nskaya-vryad-li-trudnee-syskat

Рубрики:  Картины
История.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку