-неизвестно

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ћоранька

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.09.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 3620

якор€ - отлична€ техника.

ѕонедельник, 17 —ент€бр€ 2012 г. 06:31 + в цитатник
÷итата сообщени€ Psy05052010 ќ €кор€х

4107848_Ojakoryah (600x402, 64Kb)

 

’отелось бы вам управл€ть собственным состо€нием? “ак, чтобы нажал на кнопку - и уверен в себе. »ли спокоен, весел, бодр, расслаблен, сосредоточен. ј точно так же управл€ть другими людьми - раз, и человеку хорошо? »ли спокойно, весело и так далее? Ќаверн€ка же хотелось бы такую штуку - ну хот€ бы попробовать.
≈сть такие штуки - рефлексы. »х дел€т на условные и безусловные. Ѕезусловный рефлекс врождЄнный, досталс€ нам от папы и мамы, а им от их мам и пап и так далее в глубь веков.  огда мы отдЄргиваем руки от огн€, кашл€ем если в горло попала кака€-то др€нь или плачем, если в глаз попала соринка - всЄ это безусловные рефлексы.
 ј есть рефлексы условные. ¬споминайте - академик ѕавлов, собаки ѕавлова. Ѕрал ѕавлов голодную собаку, помещал в тихую комнату, чтобы ничего не мешало, и давал еду. ≈стественно, при виде еды у голодной собаки начинала течь слюна, нормальна€ така€ реакци€. ¬от только перед по€влением еды ещЄ звонок звенел. –аз позвенел - еда, второй раз позвенел - оп€ть еда, третий, четвертый. „ерез какое-то врем€ собаке уже хватало звонка, и слюна выдел€лась, даже если еду ей не давали. “о есть этот самый звонок, который особо до этого эту самую собаку не интересовал, начал запускать реакцию слюноотделение. «вонок - стимул, выделение слюны - реакци€. –ефлекс, только выученный.
—обачек конечно жалко, но при чЄм тут человек - царь природы, создатель алгебры, экономики и точилок дл€ карандашей? ј у нас тоже есть условные рефлексы. „еловек существо более высокоорганизованное, чем собачка и потому учитс€ быстрее. » условный рефлекс вырабатываетс€ у него намного быстрее, чему у собачки. ј у собачки быстрее, чему у мышки. ј мышки быстрее, чем у рыбки.
ј теперь подумайте - это же классно! ћожно научить себ€ на звонок будильника чувствовать бодрость, а не отвращение, как сейчас. »ли прикоснулс€ к плечу - и радость. ј к носу - счастье. ¬от только сколько надо учитьс€ - собаку то сколько мучили... ј человек, как € уже писал, существо более высокоорганизованное, так что и учитс€ намного быстрее, часто с первого раза.
“ак что давайте поговорим о €кор€х, управлении состо€ни€ми и ЌЋѕ. ѕозвольте, а при чЄм тут какие-то €кор€, если речь сначала шла об условных рефлексах и нашем знаменитом академике ѕавлове? ј в том, что условный рефлекс может образовыватьс€ разными способами. ¬ начале семидес€тых, когда создавалось ЌЋѕ, наиболее распространЄнными направлени€ми психологии в —Ўј, где и создавалось ЌЋѕ, были: бихевеоризм, транзактный анализ, гештальт-терапи€ и, само собой, психоанализ. ¬от как раз ихние бихевиористы, также как и наш ѕавлов, активно занимались св€зью стимул – реакци€. “олько мучить они предпочитали крыс, а не собак. “ак вот, ѕавлов и эти самые бихевиористы, условные рефлексы создавали методом подкреплени€. ѕроехал медведь на велосипеде по арене цирка – дрессировщик ему даЄт сахарок. ј у ѕавлова собака после звонка получала еду. “ака€ конструкци€ называетс€ «положительное подкрепление» – сделал что надо, тебе награда. ј есть ещЄ «отрицательное подкрепление» – не лезет тигр в гор€щее кольцо, его кнутом. Ѕихевиористы же били крыс током. “о есть, если не делаешь, чего надо, тебе за это сделают непри€тно.
ј €кор€ образуютс€ немного по-другому – там стимул и реакци€ должны совпадать во времени. Ќапример, если человек радуетс€ и в этом момент вы дотронетесь до его плеча, то если потом вы так же дотронетесь до его плеча, у него оп€ть будет радость. ѕри этом никакого подкреплени€ – ни положительного, ни отрицательного, - не требуетс€. Ќо когда условный рефлекс образовалс€, по нему уже пон€ть каким способом он получилс€ – за счЄт подкреплени€ или совпадени€, - не получитс€. “ак что в результате €корени€ тоже получаетс€ условный рефлекс, не хуже и не лучше чем при помощи подкреплени€, как у академика ѕавлова. ѕоэтому дальше получившийс€ условный рефлекс € буду называть €корем, и наоборот. ј вот когда буду писать про создание условного рефлекса, то буду честно раздел€ть €корение и подкрепление. ѕравда, последний вариант в ЌЋѕ особо не используетс€, так как €корить проще.
ј теперь небольша€ истори€ про €кор€, но уже не про собак, а про людей. –ешила одна €понска€ компани€ выпустить специальный музыкальный горшок дл€ обучени€ маленьких детей писать не куда попало, а именно в этот горшок. –ебЄнок писает - играет музыка, ребЄнку нравитс€ и стараетс€ он теперь писать в сиЄ замечательное приспособление.  ак вы уже понимаете, в этой €понской компании были знакомы с положительным подкрепление.  ороче, всЄ хорошо, дети приучаютс€, компани€ предвкушает прибыль, но...  ак всегда есть но. ¬ыбрали они дл€ горшочка попул€рную мелодию - ну, чтобы точно понравилась. ћожет даже не этой мелкоте, котора€ пока писает куда попало, сколько их финансово обеспеченным родител€м.  ороче, когда этот сад вывели на прогулку и из мимо проезжающей машины раздалась та сама€ мелоди€, рефлекс сработал.
якор€ на люд€х работают, можете сами на себе проверить. ƒл€ этого даже горшок музыкальный не понадобитс€. —€дьте поудобнее и вспомните ситуацию, в которой вам было действительно радостно. ѕрочувствуйте эту радость, погрузитесь в неЄ. ј теперь, остава€сь в этом радостном состо€нии, сожмите указательный и большой палец правой руки. ќтпустите. ќтвлекитесь - посмотрите вокруг, подумайте о погоде на завтра. ј теперь оп€ть сожмите указательный и большой палец правой руки, только с точно такой же силой, как и в прошлый раз. „увствуете? Ёто и есть €корь.
“ак как можно использовать €кор€? ј мы их и так посто€нно используем, просто не думаем, что это они. ” вас сохранились ещЄ какие-то детские игрушки - эти медведи с оторванными лапами, или кукла, котора€ должна при наклоне закрывать глаза, но уже этого не делает, или железна€ дорога, в которой уже не ездит паровоз, а вагоны потер€лись, или машинки такие маленькие? ¬озьмЄшь этого мишку (куклу, машинку) - и что-то нахлынет. якорь. ѕредставьте себе запах мандарин и Єлки. Ќовый √од! »ли то странное барахло, которое привозим с "мест отдыха" - камешки, ракушки, магнитики, полотенце из отел€. “о же самое - €кор€, которые позвол€ют вернуть при€тные воспоминани€. ј ещЄ есть альбомы фотографий. —частливые ручки, пиджаки и тетради, и прочие амулеты и талисманы.
 стати, о счастливых вещах.  оторые, как вы понимаете, тоже €кор€. ѕросто однажды совпало.  онсультировал € как-то одного казахского губернатора. ¬  азахстане это называетс€ «аким области», но не суть. “ак у этого губернатора был счастливый костюм, который он надевал на важные встречи и выступлени€. ќн в этом костюме встречалс€ с Ѕушем-младшим, когда тот ещЄ был губернатором “ехаса. Ќо губернатор - казахский, а не Ѕуш, - с той поры несколько расширилс€ в плечах и животе, так что пиджак сидел на нЄм как на бочке. Ќо зато "давал уверенность".
“акие талисманы можно и самому делать. ¬ начале этого века на одном из праздников ћ  (газеты ћосковский  омсомолец, а не тренинга ћастерство  оммуникации, как можно было бы подумать) один крупный московский центр ЌЋѕ сн€л площадку дл€ демонстрации этого самого ЌЋѕ. » € там был - делал такие быстрые демонстрации техник. ј другие реб€та занимались изготовлением амулетов и талисманов их материала заказчика. “о есть подходит человек, и ему из кольца, серьги, ручки или несчастливого билета на трамвай делают талисман - став€т на предмет кучу положительных €корей. » каждый раз, как человек надевает это кольцо, серьги, берЄт ручку или нежно поглаживает теперь уже счастливый трамвайный билет, ему становитс€ лучше, бодрее, веселее и всЄ то, что ему на этот трамвайный билет на€корили.
ћимо такой замечательной штуки не могли пройти властители человеческих желаний - рекламщики. ѕредставьте себе типичный рекламный ролик - красивые люди, природа или животные, при€тна€ музыка и в конце по€вл€етс€ картинка товара, вообще говор€, ни к этим люд€м, ни к этой природе, ни к эти животным особого отношени€ не имеющего. Ќу вы уже догадались - музыка и красота создаЄт состо€ние, а образ товара €корит на себ€ это состо€ние. » теперь, по замыслу рекламщика, при виде этого пылесоса, упаковки масла или эпил€тора у вас должно возникать это самое чувство.
ј есть ещЄ "скрыта€ реклама". Ёто когда в фильме или телепередаче положительный (это очень важно) герой пользуетс€ рекламируемым товаром - телефоном, часами, джинсами, машиной, пылесосом, компьютером. “ак, чтобы лейбл был виден. » эмоции, св€занные с фильмом, €кор€тс€ на лейбл. Ќу, собственно, лейблы дл€ этого и придуманы.
 стати, раньше в американских фильмах и сериалах герои сидели преимущественно за ноутбуками с надкусанным €блочком на крышке, а в последнее врем€ больше с символом Windows.


ѕравила использовани€ €корей

 огда вы покупаете новый гаджет – телефон, плеер, часы, - там в коробочке обычно находитс€ об€зательна€ бумажка с инструкцией по пользованию.   €кор€м, как такому новому психологическому гаджету, тоже есть инструкци€ по пользованию. Ќу, рекомендации.
Ќо сначала давайте немного разберЄмс€. ”словный рефлекс – это результат обучени€. ћозг заметил, что состо€ние и какое-то действие (выражение лица, интонаци€ голоса, поза) происход€т одновременно – когда есть состо€нии, есть стимул, состо€ние закончилось и стимул куда-то делс€. “ак что посчитаем, что этот стимул – интонации голоса, жест, вещь, - св€заны с состо€нием и как этот стимул по€вл€етс€ быстренько запустим это самое состо€ние. —пособ простой, не требует большой нагрузки на «процессор», особо анализировать ничего не надо – заметил св€зь и хватит. “о есть
€корь – это св€зь стимула и реакции.

S-R, как любили записывать бихевиористы.
  примеру. ћы находимс€ в какой-то ситуации, например, вышли на Ќовый √од на улицу запускать фейерверки. —осто€ние радостное, весЄлое, и тут «вжик» - взлетела ракета, искры во все стороны. јга, - смекает мозг, - по-видимому радость с фейерверками св€зана, вроде как признак ситуации. “о есть как будет фейерверк – включаю радость. Ќаучилс€, фейерверк – стимул, веселье – реакци€.
“о есть что нужно мозгу, чтобы св€зать состо€ние и стимул. Ќу, во-первых, должно быть состо€ние, при чЄм достаточно интенсивное, чтобы было заметно. ≈сли состо€ние как-то не особо выражено, не совсем пон€тно что с чем св€зывать. ¬о-вторых, стимул должен быть чем-то выделенным, необычным в данной ситуации, чтобы тоже был заметен. Ќеобычен дл€ мозга в данной ситуации, а не вообще. “о есть не кака€-то экстравагантна€ выходка, а просто ну не чесал нос до этого или не представл€л красный треугольник. ¬-третьих, этот самый стимул должен быть чЄтко с ситуацией св€зан – то есть встречаетс€ только в ней. ≈сли нос чешетс€ только во врем€ песенки «“ы зайка мо€», мозг может логично предположить, что эта песенка с этим ощущением св€заны. ј если он чешетс€ и до, и во врем€ «“ы зайка мо€», и после – то песн€ скорее всего с этим не св€зана. » в-четвЄртых, мозг должен однозначно распознать сигнал дл€ запуска состо€ни€ – то есть воспроизведение стимула должно быть точным. “о есть ту же самую «“ы зайка мо€» должны петь именно с определЄнными интонаци€ми, а не как попало. “ак что получаетс€ у нас набор правил дл€ пользовани€ €кор€ми.
1. —тавьте €корь на пике состо€ни€.
2. »спользуйте дл€ стимула что-то необычное в контексте.
3. ¬оспроизводите стимул точно.

Ќа практике это выгл€дит так. ќператор просит  лиента войти в состо€ние: «¬спомни, пожалуйста, ситуацию, когда ты был действительно расслаблен. ¬живись в неЄ, прочувствуй.» ј сам внимательно наблюдает, как мен€етс€ состо€ние  лиента – там же на лице всЄ написано, да и на остальных част€х тела тоже. ¬от более глубокий вдох, мышцы лица расслабились, лЄгка€ симметрична€ улыбка по€вилась, плечи опустились и вроде как больше уже ничего не мен€етс€. » в этот момент ќператор касаетс€ плеча  лиента. ѕосле этого прерывает состо€ние, например предлагает  лиенту отвлечьс€: « стати, что ты собираешьс€ делать завтра?» „то нужно сделать после этого? ѕравильно, проверить – работает или нет, а то ведь мы можем считать, что установили прекрасный €корь, а мозг  лиента об этом даже и не подозревает. “ак что ќператор ждЄт, когда  лиент войдЄт в нейтральное состо€ние, а потом оп€ть касаетс€ его плеча – на том же месте, с той же силой, - и смотрит, как мен€етс€ состо€ние  лиента. ≈сли мышцы расслабились, дыхание стало глубже и по€вилась улыбка – €корь установлен. ѕотом этот €корь можно использовать, например, вернуть  лиента в состо€ние расслабленности, если он слишком напр€гс€ от чего-то или добавить расслабленность в ситуацию, где она нужна.
ƒобавл€ют состо€ние в ситуацию при помощи интеграции €корей, но об этом потом.

“ак что давайте распишем пор€док установки этих самых €корей.
0. ќпределите состо€ние, которое хотите за€корить.
1. ¬ызовите это состо€ние.
2. Ќа пике состо€ни€ установите €корь.
3. ѕрервите состо€ние.
4. ѕроверьте, работает ли €корь.
5. ѕользуйтесь.

якор€ можно ставить и самому себе. Ќапример, мне нужно добавить уверенности в себе при ответе на экзамене. „то € делаю. ¬ спокойном месте, где никто не мешает, сажусь и вспоминаю ситуацию, когда € был действительно уверен в себе. ќ, вспомнил, когда в блоге писал о гениальности фильма « ин-дза-дза». ’орошенько вспоминаю, как € писал: сижу, смотрю на экран, вспоминаю картинки из фильма, в голове складываетс€ текст… » вот когда € чувствую эту самую уверенность на максимуме, сжимаю указательный и большой пальцы левой руки. ќтпускаю. —мотрю по сторонам, считаю ворон за окном. ѕотом оп€ть сжимаю указательный и большой пальцы левой руки и наблюдаю, мен€етс€ ли моЄ состо€ние. ƒа, точно чувствую уверенность. ѕовтор€ю этот процесс – вспоминаю состо€ние уверенности, довожу до максимума, сжимаю пальцы, отвлекаюсь, - еще пару раз. Ёто дл€ закреплени€ – а то «незакреплЄнные» €кор€ быстро «рассасываютс€», за несколько часов. —обака ѕавлова ведь тоже не сразу научилась на звонок слюну выдел€ть – еЄ долго и упорно тренировали. » теперь просто во врем€ ответа на экзамене нужно оп€ть сжать указательный и большой пальцы левой руки с той же самой силой – и вот она уверенность.
ѕодбор стимула

  подбору стимула дл€ €кор€, как и к подбору одежды, нужно подходить внимательно. ѕотому как неудобный стимул может всю малину испортить – это как неудобные штаны, вроде как есть, но ходить и сидеть жуть как неудобно. ¬от смотрите, если вы ставите €корь самому себе – ну там чтобы уверенности или спокойстви€ в нужный момент подбавить, - нужно, чтобы запускающий стимул можно было включить в нужный момент, а в ненужный выключить. » желательно, чтобы не особо отвлекатьс€ на удержание этого самого стимула, а то если дл€ запуска €кор€ использовать воображаемый зелЄненький треугольник, то пока о треугольнике помнишь, уверенность есть, а только отвлЄкс€ – и уверенность куда-то пропала. якорь он же как кнопка звонка – пока на неЄ давишь, звук есть, а руку убрал, и звук пропал. ≈щЄ желательно, чтобы этот самый стимул народ окружающий не напр€гал – можно ведь дл€ этого дела использовать сжатие руки в кулак, но ведь не поймут. “ак что задачка непроста€.
„то можно предложить. ’орошо ставить €кор€ на пальцы, как € уже описывал – зажать слегка указательный и большой (или средний и большой, или безым€нный и большой). ћожно самому слегка отвлечьс€, пальцы, скорее всего, не разойдутс€. ≈сли это делать не демонстративно, то окружающие даже не замет€т. ћожно какую-то мелодию использовать, понав€зчивей – крутитс€ в голове и крутитс€. ≈сли в состо€нии нужно быть долго – на экзамене, переговорах, при знакомстве, - можно сделать амулет или талисман. Ќапример, за€корить нужное состо€ние на пиджак, кольцо или ручку – вспоминаешь состо€ние уверенности, надеваешь пиджак, снимаешь пиджак, отвлекаешьс€, повтор€ешь всЄ это ещЄ два-три раза. ћожно даже несколько состо€ний на этот самый пиджак навесить: и уверенность, и спокойствие, и расслабленность, и бодрость. Ёто так называемое наложение €корей – когда на один и тот же стимул вешаешь разные состо€ние. ѕон€тно, что наложение €корей будет работать не только с пиджаком, но и с кольцом, и с ручкой, и с пальцами, и с воображаемым зелЄным треугольничком.  стати, довольно удобными стимулами дл€ таких ситуаций могут быть запахи – духов, дезодоранта или даже жвачки. «апахи вообще хорошие €кор€.
Ќо €кор€ став€т не только себе, но и другим. » здесь свои тонкость.
ѕон€тно, что стимул, как и при установке самому себе, должен быть удобен – легко запускаетс€, легко выключаетс€. ≈сли только вам не нужно удерживать человека или людей в нужном состо€нии долго – здесь как раз хороши музыка и запахи. Ќа вс€ких йогах, медитаци€х и прочих эзотерических сборищах часто включают индийскую музыку, палочки-вонючки жгут. » вот этот запах часто вполне такой хороший €корь – пришЄл человек на зан€тие, нюхнул дымок и сразу успокоилс€, расслабилс€ и вошЄл в нужное состо€ние.
—тимул не должен выбивать из состо€ни€ – свист хорошо слышен, но люди пугаютс€. »ли если хватать девушку за коленку – что достаточно удобно, когда сидишь р€дом, - она из нужного состо€ни€ часто выходит. ћожет, конечно, ей и при€тно, но эмоци€ уже кака€-то друга€ пошла. “ак что подбирайте что-то вполне приемлемое в ситуации. Ќе об€зательно что-то сильно заметное – это может быть характерна€ поза или жест, выражение лица, интонаци€ голоса, место в комнате.  онечно можно и касатьс€ человека, что с точки зрени€ надЄжности весьма хорошо, - кинестетические €кор€ самые надЄжные, - но только если это нормально в данном контексте. ј то странно выгл€дит, когда человека сидел себе спокойно, сидел – и вдруг вскочил и начал за разные места теб€ хватать.
¬ ЌЋѕ раздел€ют способы каналы получени€ информации. ¬изуальный – то, что видим; аудиальный – то, что слышим, кинстетический – то, что чувствуем.   последним относ€тс€ и вкус, и запах, и тактильные ощущени€ (ощущени€ кожи), и внутренние ощущени€ (напр€жение мышц), и так называемые мета-ощущени€ (как мы чувствуем в теле радость, разочарование или восторг).

ѕравда, если у вас «официальные» отношени€ – вы ќператор, он  лиента, - то там намного проще. ћожно просто предупредить (а ещЄ лучше спросить разрешени€), что будешь дотрагиватьс€ и всЄ путЄм.
ƒа, стимул не должен запускать старые €кор€ – а то ведь непон€тно что там у кого за€корено. »менно поэтому не рекомендуетс€ ставить кинестетические €кор€ на внешнюю сторону плеч и бЄдер – мы ездим в общественном транспорте, случайно задеваем людей в коридорах и вообще, столь же случайно, касаемс€ как раз внешней стороной плеч и бЄдер разных кос€ков и дверных проЄмов. ј какое состо€ние в метро в час пик или в момент удара о кос€к можете себе представить. ƒл€ кинестетических €корей есть много других удобных мест – предплечье, кисть, спина и т.д.
“ак что дл€ установки €корей на других людей можно использовать:
’арактерную позу, наклон головы, выражение лица, - только помните, что эту самую позу, наклон головы, и выражение лица нужно удерживать всЄ врем€, пока вам удерживаете €корь. ћожно использовать вс€кие почЄсывани€-поглаживани€ себ€, вроде покручивани€ кольца на пальце или прикосновени€ к уху. ’орошо работает тон голоса – высота, скорость речи, громкость, - но вам точно так же придЄтс€ точно с такой скоростью или громкостью говорить, пока удерживаете нужное состо€ние у  лиента. “о есть практически никаких интонационных выделений.
Ќу, про кинестетические €кор€ € уже писал.
“ак что стимул дл€ €кор€ (и дл€ себ€, и дл€ других)
удобный, легко удерживаемый, не вышибает из нужного состо€ни€ и приемлем в контексте.
Ќаложение €корей

»ногда нужно создать €корь большой-большой, могучий-могучий. „тобы снЄс все преграды. ѕри чЄм необ€зательно положительный – часто требуютс€ могутные отрицательные €кор€. Ќапример, человек хочет бросить курить. «¬змах» ему сделали, но он хочет совсем-совсем наверн€ка, чтобы уж точно не захотелось. “огда берЄтс€ и создаЄтс€ этот самый могучий-могучий отрицательный €корь – на один и тот же стимул (сигарета), накладываетс€ куча непри€тных-непри€тных состо€ний. Ќапример, отвращение, омерзение. ј вот представь себе, что ты кусаешь €блоко, а внутри оно гнилое. ј представь себе м€со, в котором черви копошатьс€. ¬спомни запах тухл€тины. » всЄ это на сигарету €коритс€. „тобы при одной мысли о курении тошно становилось.
“олько не надо такую штуку делать без «¬змаха». ј то отвращение будет, а новых способов удовлетворить намерение и вторичные выгоды нет. » получитс€ как в анекдоте «мыши кололись, плакали, но грызли кактус».

“ак как делаетс€ это самое наложение €корей. Ќа самом деле очень просто. —оставл€ете список нужных ресурсных состо€ний. Ќапример, вам нужны дл€ могутности спокойствие, уверенность в себе, счастье, юмор, энергичность, расслабленность, творчество и уравновешенность. » начинаете с каждым по очереди – выбрал состо€ние, довЄл до максимума, за€корил, отвлЄкс€. » самое важное – все состо€ни€ €кор€тс€ на один и тот же стимул. Ќапример, на «счастливый пиджак». »ли на не менее счастливое сжимание указательного и большого пальцев.
¬ результате наложени€ €корей получаетс€ очень забавна€ штука – что-то вроде большой кучи из которой выбираешь то, что нужно. ¬от представьте, пришли вы в библиотеку, в читальный зал, выбрали нужные дл€ работы книжки и сложили себе на стол, чтобы они были под рукой.
» хот€ иногда, действительно, нужны большие-большие отрицательные €кор€, но гораздо чаще нужны большие-большие положительные. „тобы получить большой-большой ресурс. »ли такую вот «библиотеку состо€ний». ј используетс€, чаще всего, такой большой-большой ресурс дл€ коллапса €корей. ќ котором ниже.

*
 оллапс €корей
*
”слышав все эти страсти, люди тут же начинают понимать, что многие €кор€ подло образовались не так, не с тем стимулом и не на то состо€ние.
- ≈сть такой тон голоса, который вызывает раздражение.
- ¬от эта его поза, бр-р-р.
-  ак слышу звук будильника, тут же хочетс€ спать.
- ќт этой ткани у мен€ такой ощущение непри€тное внутри.
¬от как эти неправильные €кор€ убрать? Ќа самом деле довольно просто – дл€ этого используетс€ коллапс €корей. —лово «коллапс» имеет несколько значений, но в данном случае наиболее близкое – разрушение.  ак в астрономии – коллапс звезды. Ёто действительно очень похоже, потому что после коллапса ничего не остаЄтс€, никаких €корей. «апускаешь стимул – и никакой реакции, нету больше условного рефлекса, разрушилс€.
» дл€ того, чтобы что-то сколлапсировать, нужно нам два €кор€, противоположные по знаку, но приблизительно равные по силе. » вот если их запустить одновременно, как раз и будем наблюдать этот самый коллапс. ¬ыгл€дит это со стороны действительно забавно. Ќапример, за€корили на сжатие прикосновение к правой руке раздражение, а на прикосновение к левой – спокойствие. «а€корили правильно, всЄ по шагам выше описанным, проверили: прикоснулись к правой руке - раздражаетс€, прикоснулись к левой – успокоилс€. ј потом раз – и прикоснулись к обоим рукам одновременно. » началось. „асто выгл€дит так, как будто одна часть лица выражает одну эмоцию, а втора€ – противоположную. ѕри чЄм это может быть и право-лево, и верх-низ. ј потом начинаетс€ постепенное сглаживание. »ногда это всЄ выгл€дит как последовательные волны – то плюс, то минус. Ќо постепенно волны успокаиваютс€… ¬от после того, как всЄ успокоилось как раз и можно проверить, разрушились ли €кор€ – после коллапса €корей св€зи стимул-реакци€ разрушаютс€. ƒотронулись до правой руки – ничего, дотронулись до левой – тоже ничего.
Ќо непри€тное переживание может быть достаточно сильным. ¬от здесь как раз нам и пригодитс€ наложение €корей. ¬ы же помните, что дл€ коллапса €кор€ должны быть близкие по «силе». ¬от эту «силу» можно организовать не только за счЄт одного мощного переживани€, а и суммы мелких.  ак с весами – на одну чашу можно положить одну килограммовую гирю, а на другую – п€ть гирек по двести грамм. ’отите попробовать? ƒавайте.
¬ыберите €корь, который хотите разрушить. Ќапример это может быть непри€тное воспоминание о какой-то ситуации в прошлом. »ли регул€рно повтор€юща€с€ ситуаци€ – вроде раздражающего тона голоса, который раздражал и год назад, и вчера. ѕредставьте эту ситуацию в виде небольшого образа и положите не левую руку. ј на правую, тоже в виде образов, начинаете складывать ресурсные состо€ни€ – удовольствие, радость, счастье, восторг, юмор, умиротворение. ѕока на правой руке не будет раза в полтора-два больше. ѕон€тно, что дл€ коллапса нужны €кор€ близкие по «силе», но здесь как раз тот случай, когда лучше перебдеть. Ќабрали – и начинаете потихоньку руки сводить. —вели и ладошки сжали. ѕодождали – не бабахнуло. ј теперь подумайте о ситуации, с которой работали – как оно, лучше? ¬-о-о-от. ¬от так он коллапс €корей и работает.
Ќо запускать одновременно можно не только €кор€, противоположные по знаку. Ќапример, можно за€корить на одну руку счастье, а на другую – удивление. » запустить оба €кор€ одновременно. ¬ результате получитс€ какое-то третье состо€ние, довольно часто человеку совсем незнакомое.
- Ёто что-то новое дл€ мен€.  акое-то радостное изумление что ли.
 огда запускают одновременно €кор€ одного знака, то говор€т обычно об интеграции €корей. “о есть об объединении. ћожно с этим тоже поигратьс€ и получить довольно много новых интересных состо€ний.
¬ообще, любой одновременный запуск €корей – это интеграци€. ј коллапс €корей - это частный случай этой самой интеграции.

ƒл€ того, чтобы €кор€ проинтегрировались (или сколлапсировали), €кор€ включЄнными одновременно нужно держать пор€дка минуты. ѕолностью интеграци€ длитс€ намного дольше, но основные изменени€ происход€т именно в первые минуты.

*
»спользование €корей

Ќу, что такое €кор€ мы поговорили. “еперь чуть подробнее о том, как их можно использовать. » как их используют.
—амое частое использование €корей – это запуск нужного состо€ни€ в нужный момент. «а€корил уверенность и запустил €корь при собеседовании, за€корил внимание и запустил €корь на лекции, за€корил спокойствие и воспользовалс€ этим €корем при беседе с тЄщей.
»ли представьте себе коуч-сессию. Ќе представл€ете? —ид€т два человека и беседует. ќдин рассказывает, что хотел бы подправить в своей жизни, а второй ему даЄт советы и вообще ведЄт в светлое будущее. “ак вот, когда мы идЄм в светлое будущее есть точка откуда идем, что хоти изменить – в ЌЋѕ еЄ называют актуальное состо€ние, - есть точка, куда идем – желаемое состо€ние. »з пункта ј, в пункт Ѕ вышел поезд … ¬от коуч – это тот, кто помогает пройти клиенту из пункта ј в пункт Ѕ, проводник так сказать, - ставит обычно ставит клиенту как минимум три €кор€. ѕервый на актуальное состо€ние, чтобы проверить, решена ли проблема. ≈сли решена, €корь на актуальное состо€ние коллапсирует. ¬торой €корь на желаемое состо€ние, чтобы видеть куда идЄшь. » третий €корь на нейтральное состо€ние, чтобы если забрЄл неизвестно куда, всегда можно было вернутьс€ к началу.

*
ј ещЄ можно представить себе тренера. Ќе футбольного, а который обучает. ѕсихологии, продажам, ЌЋѕ. “ак как € больше обучаю ЌЋѕ, € об ЌЋѕ-тренерстве и использовании €корей и буду писать. ¬ажно ресурсное состо€ние тренера? ≈стественно важно – зачем занимающимс€ тренер в хреновом состо€нии, чему научит. “ак что можно себе на рабочее пространство тренера поставить кучу полезных €корей. Ѕуквально на полу, по которому ходишь – такие €кор€ называютс€ пространственными. » вот на этом полу можно сделать наложение €корей, сложив туда всЄ, что может понадобитьс€ дл€ работы: уверенность, бодрость, спокойствие, внимание, расслабленность, юмор, радость, способности вс€кие…
≈щЄ €кор€ полезны при объ€снении. Ќапример, рассказываю € про типы людей – визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов. »нформации много, и нужно помочь слушател€м разложить еЄ по кучкам – вот это сюда, вот это туда. ј сделать это можно при помощи маркировани€ – €корей, которыми мет€тс€ кажда€ кучка с информацией.

*
- Ћюдей можно разделить на четыре типа. ≈сть визуалы, - показываю рукой вправо вверх, это у нас будет «€корь ¬», потому что им € мечу кучку информации про визуалов, - это те, кто предпочитают видеть. ” них более быстра€ речь, жесты больше в верхней части туловища, сид€т пр€мо. ј есть кинестетики, - жест направо вниз, будет у нас «€корь  », - они более ориентированы на переживани€, чувства. √олос у них ниже, чем у визуалов, говор€т они медленнее, жесты в нижней части туловища. ≈сть ещЄ аудиалы – жест налево по-середине, «€корь ј», - это те, кто предпочитает слышать. ∆естов у них мало, но зато они так всЄ передают голосом. » ещЄ люб€т поговорить. ≈сли человек на вопрос «как живешь?» начинает рассказывать о своей жизни, то скорее всего это не зануда, а аудиал. ≈щЄ один тип, это дигиталы, - жест налево вниз, «€корь ƒ», - они такие очень особенные. ѕотому как больше ориентированы на содержание речи. “ак что жестов у них мало, так как дл€ них они не несут информации, голосом тоже особо не работают.
- “ак вот. ќдни, - жест направо вверх, «€корь ¬», и бессознательное слушателей знает в какую кучку эту информацию складывать, что это про визуалов, - в фильмах люб€т красочное действие, картинку. ƒругие же, - жест направо вниз, «€корь  », информаци€ складываетс€ в кучку с пометкой «кинестетик», - люб€т действие. ѕогони там вс€кие, экшен. “ретьим нужен хороший звук, - рука налево, «€корь ј», кучка «аудиал», - в первую очередь цен€т хороший звук.
Ќу и так далее. –ассказыва€ и сравнива€ типы, при помощи €корей очень удобно это всЄ по разным кучкам раскладывать. ѕри чЄм, как вы понимаете, маркируем и ставим €кор€ мы посто€нно. » некоторые умудр€ютс€ сделать это самое маркирование совершенно хаотичным. ¬от он «положил» самолЄты слева, а танки справа. ј потом почему-то начал сваливать всЄ в одну кучу слева – и слушатели в сильном замешательстве, не то танки летают, не то самолЄтам гусеницы приделали.

*
ћожно ещЄ при помощи маркировани€ ставить оценочные €кор€.
- «наете, бывает так, приходишь в магазин, выбираешь что тебе нужно, приходишь домой, разворачиваешь и понимаешь, что это совсем не то, - голос ниже, «€корь на разочарование». – ј иногда совсем наоборот, долго выбираешь, приходишь домой, разворачиваешь и понимаешь, что это именно это ты столько и искал, - голос выше, «€корь на удовлетворение». ѕо вс€кому бывает. ¬от в нашей фирме, - голос выше, «€корь на удовлетворение», - много интересных предложений. јналогичные есть и в других фирмах, - голос ниже, «€корь на разочарование», - и тоже достаточно интересные.
» какие бы слова не говорили про другие фирмы, где-то внутри слушателей посел€етс€ черв€чок сомнени€ и непон€тного разочаровани€ этими «другими фирмами».
ј знаете как иногда девушки пытаютс€ влюбить в себ€? —тав€т кучу положительных €корей, а потом перенос€т на себ€ (правда, чаще всего вполне бессознательно): «ј вспомни свою первую влюблЄнность… ј что тебе больше всего в девушках нравитс€? ј от чего ты больше всего удовольстви€ получаешь? ј что ты чувствуешь, когда целуешьс€? ќ, посмотри на мою новую причЄску.»
ј ещЄ при работе с группой, этой самой группе можно поставить €корь на внимание, и когда они начинают отвлекатьс€, а тема более важное, его использовать.
ћожно коллеге по работе поставить €корь на спокойствие и воспользоватьс€ им, после того, как он вернЄтс€ после общени€ с начальником. ћожно и себе такой же €корь поставить и использовать его в такой же ситуации. ј можно просто добавить себе ресурсов в ситуацию общени€ с начальником – ситуаци€ на одну руку, общение с начальником на другую, и сколлапсировать.
ћожно покупателю поставить €корь на прин€тие решени€ и запустить – ну чтобы уже прин€л это самое решение.
¬ общем, с €кор€ми можно делать кучу очень интересных и полезных вещей. ¬ том числе и убирать уже не нужные и вредные €кор€.

*
«аключение
*
ѕро €кор€ можно писать долго – уж очень интересна€ и удобна€ вещь. » использовать легко. ¬ ЌЋѕ €кор€ в той или иной степени используютс€ чуть ли не во всех техниках. ј в процессе консультировани€ так вообще посто€нно. “ак же весьма полезны €кор€ и в повседневной коммуникации – собеседника в чувство привести, сделать более внимательным или помочь ему лучше усвоить информацию. ƒа и собственным состо€нием при общении хорошо бы управл€ть. ƒа и не только при общении. Ќапример, состо€ние творчества тоже можно вполне успешно за€корить.
“ак что вот такой вам интересный инструмент. ѕользуйтесь.
”спехов. 


ѕонравилось: 14 пользовател€м



Alina_RU_   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 17 —ент€бр€ 2012 г. 10:22 (ссылка)
"ѕро €кор€ можно писать долго Ц уж очень интересна€ и удобна€ вещь. » использовать легко. ¬ ЌЋѕ €кор€ в той или иной степени используютс€ чуть ли не во всех техниках. ј в процессе консультировани€ так вообще посто€нно. “ак же весьма полезны €кор€ и в повседневной коммуникации Ц собеседника в чувство привести, сделать более внимательным или помочь ему лучше усвоить информацию. ƒа и собственным состо€нием при общении хорошо бы управл€ть. ƒа и не только при общении. Ќапример, состо€ние творчества тоже можно вполне успешно за€корить.
“ак что вот такой вам интересный инструмент. ѕользуйтесь."

я бы сказала, тема интересна€ и, самое главное, все мы этим сознательно или безсознательно пользуемс€!!

”лыбка - это ни что иное, как €корь. Ќам хорошо, и мы улыбаемс€. » не многие догадываютс€, что если в тоскливом состо€нии начать улыбатьс€, то можно вернуть себе хорошее настроение. Ќаша мимика, определенно используемые мышцы лица при хорошем настроении - это €корь на это настроение.

Ћично € пробовала это. –аботает. Ѕыл случай, когда ну совсем стало на душе муторно, вспомнила этот совет - улыбатьс€, вытаскивать себ€ этим €корем. „естно скажу, € это делала просто из "ехидства себе". ¬стала перед зеркалом и стала нат€гивать на лицо улыбку. ≈сли тебе плохо, то это не легко вначале. ѕолучалось какое-то лицо √уимплена, не улыбка, а косорыльство насто€щее. Ќо € не сдавалась, вспоминала и, гл€д€ в зеркало, находила более при€тные мимики лица. ¬ы знаете, в итоге € себ€ вытащила, как барон ћюнхаузен за косичку из болота. я вытащила из тоски за улыбку. Ётот день мне подсказал, что нужно улыбатьс€ ни смотр€ ни на что и вопреки всему.

ѕочему? ѕотому, что кислое выражение лица - это тот же €корь, который тащит человека всегда обратно, в тоску. ƒаже если уже повод не актуален, человек в тоске и сам не знает почему. Ќачинает уже отыскивать оправдани€ своему состо€нию вдругих, в другом. ј найти, как известно, не трудно.  то хочет найти - ищет оправдани€, кто хочет выйти из ситуации, ищет возможности.

Ќасчет вс€ких штучек типа запахов, музыки, вкуса. ¬се это есть. » мы просто подчас об этом не задумываемс€. “олько стоит пахнуть в толпе дезодорантом некогда используемым любимым человеком, как мы вздрагиваем и оказываемс€ "там". «апах кожи, музыка, которую слушали в счастливые часы. ¬се это €кор€. ћы сохран€ем разные брелочки, женщины отщипывают отводки цветов там, где им было хорошо(и не только там), фотографии - это €кор€. » не об€зательно, чтоб на ней были вы или предмет вашей страсти. ƒостаточно, если там будет часть его туфли или пальчик на стакане. ¬ам этого достаточно, чтобы вспомнить и вернутьс€ туда. ѕочему потом уничтожают эти "€кор€", если хот€т сжечь мосты? ѕотому, что хот€т забыть.

 ак психолог профессиональный ты Ћоранька, рассказала более подробно и если кто захочет почитать, как это делаетс€, как это работает, то всегда могут почитать “”“ —“ј“№ё ѕ–ќ "я ќ–я"

я лично прочла с интересом, вспомнила то, что знала и хочу поделитьс€ со своими читател€ми и друзь€ми, потому забираю со ссылочкой.

(ƒобавил ссылку к себе в дневник)

ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕонедельник, 17 —ент€бр€ 2012 г. 22:44ссылка
да, эта техника работает...нельз€, ни в коем случае нельз€ хандрить...это тоже "€коритс€"...мне цитата очень понравилась - поэтому и утащила - здорово, что дальше расходитс€...пусть люди будут счастливее!!!
Hatshepsoot   обратитьс€ по имени ¬торник, 18 —ент€бр€ 2012 г. 09:55 (ссылка)
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 18 —ент€бр€ 2012 г. 13:02ссылка
я рада. что кому-то пригодилось...
√алина_ћилецка€   обратитьс€ по имени ¬торник, 18 —ент€бр€ 2012 г. 13:57 (ссылка)
ќчень-очень понравилось, перечитаю еще...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 19 —ент€бр€ 2012 г. 01:17ссылка
ќчень рада - желаю ¬ам успехов в пользовании этой техникой...
Ћюбовь_„ужа€   обратитьс€ по имени „етверг, 20 —ент€бр€ 2012 г. 23:11 (ссылка)
«абрала, почитаю, спасибо!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 21 —ент€бр€ 2012 г. 05:27ссылка
очень рада, пусть вам помогает...
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку