-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ќатали€_ равченко

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.07.2011
«аписей: 495
 омментариев: 1185
Ќаписано: 1919

"я только жизнь: люблю - и существую!" (часть седьма€)

ѕ€тница, 15 »юн€ 2012 г. 00:38 + в цитатник

 Ќачало здесь

ѕродолжение здесь

ќкончание здесь

 

1339706274_Lorka_s_golubem (332x409, 134Kb)


 

«≈сли умру € - не закрывайте балкона»



ќ гибели Ћорки, кажетс€, уже написано не меньше, чем о его стихах. ’от€ только в 1969 году в »спании впервые было напечатано чЄрным по белому - «убит». ƒо того статьи и предислови€ завершались вынужденным иносказанием: «“ворческий путь поэта оборвалс€ в 1936 году». ¬ласть долго не признавалась в убийстве. ¬ интервью, данном через год после гибели Ћорки, ‘ранко, вынужденный оправдыватьс€, за€вил: «—ледует признать, что во врем€ установлени€ власти в √ранаде этот писатель, причисленный к м€тежным элементам, умер. “акие случаи естественны во врем€ военных действий».

 

4514961_Franko (310x420, 335Kb)

‘. ‘ранко — правитель и диктатор »спании с 1939 по 1975 год

 

»з всех речей ‘ранко в пам€ти человечества останетс€ только эта — с ханжеским «умер» и циничным «это естественно», да и то лишь в комментари€х к собранию сочинений того, кого диктатор назвал «этим писателем».
≈го жизнь и судьба были оборваны на полуслове. —колько было планов, набросков,черновиков, задуманных книг и спектаклей, сколько замыслов не узнало воплощени€!

 

4514961_oborvalos (470x435, 42Kb)


ќн предчувствовал свою скорую смерть. ¬ сборнике «ƒиван “амарита» есть пронзительной силы стихотворение « асыда о недос€гаемой руке». ќна полна душевным см€тением и трагизмом окончательного прозрени€: в смерти человек остаЄтс€ один, никто не сможет ему помочь. Ќежелание смиритьс€ с последним одиночеством вызывает мольбу: «я прошу одну только руку...» Ќо касыда о руке — недос€гаемой. Ётот крик одиночества, пророческое видение будущей одинокой гибели  потр€сают.

 

я прошу всего только руку,
если можно, раненую руку.
я прошу всего только руку,
пусть не знать ни сна мне, ни могилы.

 

“олько б алебастровый тот ирис,
горлицу, прикованную к сердцу,
ту сиделку, что луну слепую
в ночь мою последнюю не впустит.

 

я прошу одну эту руку,
что мен€ обмоет и обр€дит.
я прошу одну эту руку,
белое крыло моей смерти.

 

4514961_ya_proshy_tolko_ryky (404x588, 31Kb)


¬се иное в мире - проходит.
ћлечный след и отсвет безым€нный.
¬се - иное; только ветер плачет
о последней стае листопада.

 

4514961_listya_v_vozdyhe (616x382, 41Kb)

 

« огда € умру - ќставьте балкон открытым...»  ѕоЄт ≈лена  амбурова:


Ёто песн€ «ѕрощание» (1924), в которой не только прощание, но и вера, что его св€зь с миром, с людьми не прервЄтс€ и после смерти.

 

4514961_ostavte_balkon (320x480, 28Kb)

 


≈сли умру € -
не закрывайте балкона.

ƒети ед€т апельсины.
(я это вижу с балкона.)



∆ницы сжинают пшеницу.
(я это слышу с балкона.)

≈сли умру € -
не закрывайте балкона.

 

4514961_balkon_Lorki (640x479, 56Kb)

балкон Ћорки. ¬ этом доме он по€вилс€ на свет.

 


«а что убивают поэтов?

 

—мерть Ћорки уже стала неким символом — символом фашизма, стрел€ющего в поэзию.

 

4514961_roza_v_krovi (700x593, 128Kb)

 

»бо фашизм — это, по словам ’емингуэ€, «ложь, изрекаема€ бандитами», что не может терпеть р€дом правды, изрекаемой поэзией. «а что убивают поэтов? ќтвет прост: поэт — всегда революционер, а диктатор всегда палач.

 

4514961_Gitler_i_Franko__1940 (500x345, 31Kb)

√итлер и ‘ранко

 

4514961_f__Franko_fashist (240x180, 11Kb)

‘. ‘ранко

 

ѕоэзи€ — всегда революци€. –еволюцией были дл€ ханжества неоинквизиторских тюрем песни Ћорки, который весь — внутренн€€ свобода, раскованность, темперамент. “ак тюльпан на фоне бетонного каземата кажетс€ крамолой, восстанием.

 

4514961_tulpan (612x392, 31Kb)


≈щЄ сорок лет после убийства Ћорки франкисты плели паутину лжи вокруг его имени, чтобы убить пам€ть о поэте. ѕод страхом кары запрещалось произносить его им€. ‘ашистские писаки много лет выдвигали благопристойные версии его гибели, которые помогли бы оправдать их.
Ѕыла «верси€», что Ћорка погиб в результате несчастного случа€. якобы шЄл в тихий летний вечер по улицам √ранады, напева€ грустную песню, любу€сь закатом, как вдруг его сразила шальна€ пул€.
–аспускали слухи, что люди, оскорблЄнные стихами Ћорки, свели с ним личные счЄты. ѕисали, что поэт пал жертвой грубого завистника, не простившего ему любовь народа (своего рода легенда о ћоцарте и —альери).
Ѕыла даже социальна€ верси€: €кобы ‘едерико - избалованный барский сынок богатого деспотичного землевладельца, которого убил нищий кресть€нин, отомстив за эксплуатацию и несправедливость.
Ќо правда всЄ же выплыла наружу. ¬ 1950 году американский писатель, большой знаток »спании, ∆еральд Ѕренан совершил путешествие в јндалузию. ƒанные, опубликованные им в результате этой поездки, позволили проникнуть в тайну убийства поэта. Ѕренан первым узнал, что Ћорка был расстрел€н в ¬иснаре, где были замучены и погребены дес€тки тыс€ч гранадцев, жертв фашизма.

 

4514961_mass__zahoronenie (240x180, 15Kb)

ќбнаружено массовое захоронение в окрестност€х ¬иснар

 


«—мерть интеллигенции!»

 

Ёто случилось так. “ревога давно носилась в воздухе, но к лету 1936 года она сгустилась настолько, что стала почти ос€заемой. ¬ стране всЄ больше активизировались реакционные силы. ƒрузь€, опаса€сь за Ћорку, уговаривали его уехать из »спании. ќн улыбалс€ в ответ: «я поэт, а поэтов они не убивают».

 

4514961_ya_poet (268x400, 8Kb)

 


16 июл€ Ћорка уезжает в √ранаду — на именины отца. ј 17-го началс€ м€теж.

 

4514961_myatej_v_nebe (640x480, 191Kb)


¬от когда по-иному зазвучали стихи поэта о мЄртвых всадниках в чЄрном, скачущих по »спании!

 

4514961_myatej (447x396, 33Kb)


ѕод луною черной
запевают шпоры
на дороге горной...

(¬ороной храп€щий,
где сойдет твой всадник, непробудно сп€щий?)

 

...—ловно плач завод€т.
ћолодой разбойник
уронил поводь€.

(¬ороной мой ладный,
о как горько пахнет лепесток булатный!)

 

ѕод луною черной
заплывает кровью
профиль гор точеный.

(¬ороной храп€щий,
где сойдет твой всадник, непробудно сп€щий?)

 

Ќа тропе отвесной
ночь вонзила звезды
в черный круп небесный.

(¬ороной мой ладный,
о как горько пахнет лепесток булатный!)

 

ѕод луною черной
смертный крик прот€жный,
рог костра крученый...

 

4514961_chyornie_vsadniki (700x497, 69Kb)


≈лена  амбурова, ј. Ўевченко, ‘. Ћорка. ƒорога

 

«ƒќ–ќ√ј

 

≈дут сто конных в черном,
головы опустив,
по небесам, простертым
в тени олив.

 

»м ни с —евильей, ни с  ордовой
встреча не суждена,
да и с √ранадой, что с морем
разлучена.

 

—онно несут их кони,
словно не чу€ нош,
в город крестов, где песню
бросает в дрожь.

 

—емь смертоносных криков
всем им пронзили грудь.
ѕо небесам упавшим
лежит их путь.

 

‘ранкисты овладели √ранадой внезапно и быстро, и сразу же лозунг «—мерть интеллигенции!» - тезис испанского фашизма — стал служебной инструкцией. –асстреливали без суда и следстви€ врачей, юристов, преподавателей, журналистов, ученых.

 

4514961_smert_intelligencii (250x174, 15Kb)


‘ранко, прославившийс€ холодной жестокостью, с самого начала поставил перед своими сторонниками стратегическую задачу: физически искоренить по всей стране не только «красных», но и «жидомасонов», и вообще инакомысл€щих. “ака€ кровава€ м€сорубка прин€лась методично действовать сразу после начала м€тежа и продолжалась долго после окончани€ гражданской войны.

 

4514961_1253365674gitaraogon0 (287x359, 18Kb)


ѕервым указом нового губернатора гренадское кладбище было объ€влено запретной зоной. ¬торой – запрещал хоронить родным казненных. –ов у кладбищенской стены стал могилой тем, кто был расстрел€н в первые мес€цы. ≈динственный свидетель казней — кладбищенский сторож — не выносит душевной пытки и сходит с ума...
(ѕочти шесть тыс€ч человек были расстрел€ны в √ранаде, и еЄ окрестност€х за три военных года... —видетельств о смерти в половину меньше, в 1967 году по указанию правительства сожгли кладбищенскую регистрационную книгу военных лет).
ѕотом каратели врываютс€ в дом Ћорки, арестовывают мужа его сестры.

 

4514961_s_sestroi_Konchei (272x400, 11Kb)

‘едерико с сестрой  ончитой

 

“ребу€ у всех документы, Ћорке цед€т: «ј ты можешь не трудитьс€, теб€ мы и так хорошо знаем, ‘едерико √арсиа Ћорка!»

 

4514961_voennaya_jandarmeriya (400x317, 26Kb)


ј вскоре он получает анонимное письмо с оскорблени€ми и угрозами, с обвинени€ми в безбожии, аморальности, в том, что он «нанЄс новой власти больше вреда своим пером, чем иные пистолетом». ѕисьмо заканчивалось приговором к смерти.
“еперь Ћорка пон€л, что они убивают и поэтов.

 

4514961_1936_god (260x400, 6Kb)

Ћорка. 1936 год.

 

 

«ѕреступление свершилось в √ранаде»

 

4514961_Granada (446x415, 36Kb)

√ранада в 30-е годы

 

ќпасность нависла над ним. Ќо что делать? ”ехать из √ранады нельз€, все дороги под наблюдением. ≈му предлагает спр€татьс€ у него композитор ћануэль де ‘аль€. Ќо Ћорка отказалс€ — не захотел подвергать опасности старого друга. » тогда ему предлагают укрытьс€ в семье –озалесов.
Ёто были гранадские богачи и сторонники фашистского режима, но младший из четырЄх братьев, Ћуис –озалес — поклонник Ћорки, всегда восхищавшийс€ его стихами. ќн убеждает поэта, что если уговорит братьев, €рых фашистов, то никому не придЄт в голову искать его в их доме. » Ћорка согласилс€.
Ќо через несколько дней, в ночь с 18 на 19 августа (по некоторым данным — 16-го) за ним пришли именно сюда. ѕо странному стечению обсто€тельств никого из братьев в ту ночь не было дома. Ћорке не дали даже переодетьс€ — увели в пижаме.

 

4514961_v_halate (256x400, 8Kb)


ѕри обыске исчезли все черновики и бумаги Ћорки. Ћуис –озалес стал впоследствии официальным поэтом фашистского режима и лучшим другом ‘ранко. —пуст€ несколько лет он издал свои поэмы, и в них настолько €вно проступал их источник — поэзи€ Ћорки, что андалузцы считали их обвинительным актом против самого Ћуиса –озалеса.
Ќочью Ћорку тайно вывоз€т в деревню ¬иснар. “ам, в большом красном доме, называемом колонией, ‘едерико провЄл последнюю ночь своей жизни. Ќи заступничество вли€тельных друзей, ни просьба о помиловании ћануэл€ де ‘аль€ не помогли. Ќа рассвете 19 августа 1936-го недалеко от ¬иснара у большого камн€ возле источника фашисты расстрел€ли четверых: двух тореадоров, старого хромого учител€ и великого испанского поэта.

 

4514961_ovrag (700x468, 56Kb)

 предполагаемое место расстрела

 

Ћорка не знал, что его везут на расстрел. ≈му сказали, что они едут в лагерь. ќн очень обрадовалс€ этому и всю дорогу улыбалс€ чему-то про себ€, отдавшись замыслам о новой книге, улыбалс€ шофЄру, который вЄз его, в зеркальце машины, и тому было не по себе от этой улыбки.
» только когда вывели из машины старого учител€ и из-за кустов раздались выстрелы, Ћорка всЄ пон€л. ќн не хотел умирать, его пальцы отдирали от сидень€ машины, потом его волокли по дороге, он не хотел идти, всЄ в нЄм сопротивл€лось этой нелепой смерти, когда столько было замыслов, ненаписанного...

≈го долго и неумело достреливали. ѕалачи злорадно запомнили: «у него была больша€ голова». » что им было до того, что в этой большой голове пела, радовалась и кручинилась вс€ »спани€!

 

4514961_bolshaya_golova (479x417, 6Kb)


 

« огда умру...»  ѕоЄт Ќаталь€ √орленко:

 

 огда умру,
схороните мен€ с гитарой
в речном песке.

 

 огда умру...
¬ апельсиновой роще старой,
в любом цветке.

 

 огда умру,
стану флюгером € на крыше,
на ветру.

 

“ише...
когда умру!

 

4514961_bust (400x517, 50Kb)

 бюст √арсиа Ћорки работы Ёдуардо  арротеро

 

 

ѕервым откликом на эту гибель поэта было гневное стихотворение испанского поэта јнтонио ћачадо: «ѕреступление свершилось в √ранаде».

  азнь поэта, какой он себе еЄ представл€л, описал и наш Ќиколай јсеев:

 

ѕочему ж ты, »спани€, в небо смотрела,
 огда √арсиа Ћорку увели дл€ расстрела?

 

јндалузи€ знала и ¬аленси€ знала,-
„то ж земл€ под ногами убийц не стонала?

 

„то ж вы руки скрестили и губы вы сжали,
 огда песню родную на смерть провожали?!

 

”вели не к стене его, не на площадь,-
”вели, обманув, к апельсиновой роще.

 

Ўел он гордо, срыва€ в пути апельсины
» броса€ с размаху в пруды и тр€сины;

 

“е плоды под луною в воде золотели
» на дно не спускались, и тонуть не хотели.

 

Ѕудто с неба срывал и кидал он планеты,-
“ак всегда перед смертью поступают поэты.

 

Ќо пруды высыхали, и плоды ув€дали,
» следы от походки его пропадали.

 

ј жандармы сидели, лимонад попива€
» слова его песен про себ€ напева€.

 

Ќа самом деле всЄ было гораздо проще и страшнее. Ќе было апельсинов. Ќе было гитары и речного песка. Ѕыла м€гка€ глина — там удобнее было копать. «атолкали тела в €му, засыпали землЄй. Ћежит он в ней среди других убиеных в братской могиле, потому что хотел быть братом всем люд€м. Ћежит на дне рва, в клоаке, залитой водами ‘уенте √ранде. »х нарочно отвели от русла, чтобы стереть с лица земли — размыть это кладбище и дороги ¬иснар-јльфакар, чтобы даже пам€ти не осталось.

 

4514961_Fyente_Grnade (500x335, 93Kb)

‘уенте √ранде

 

Ќо они просчитались. Ёта гибель несла не забвенье, а бессмертие.

 

4514961_v_myzee_Lorki (333x500, 61Kb)


 

—трашна€ правда

 

Ќо правда о казни Ћорки оказалась ещЄ более грубой и страшной.
»звестный италь€нский писатель јнтонио “абуччи, открывавший в 1998 году в √ранаде международный конгресс специалистов по творчеству Ћорки — на следующий день после того, как в »спании отметили сотую годовщину дн€ рождени€ великого народного поэта — обнародовал в крупнейшей испанской газете «El Mundo» фотокопию страшного письма. Ёто письмо передал ему испанский поэт Ћуис ћуньос. Ќаписано оно было в 1940 году, сразу же после окончани€ гражданской войны. јвтор его — один из наиболее жестоких франкистских палачей, бывший в 1936-ом в √ранаде. ѕисьмо было адресовано —альвадору ƒали:

 

4514961_Dali_i_Lorka (450x223, 22Kb)


 
«“ы и представить себе не можешь, - писал палач, - любезный художник, как забавл€лись мои солдаты с твоим другом-педиком, прежде чем застрелили его. Ёто была поистине незабываема€ ночь. ѕодумай над этим». (ќпускаю жуткие натуралистические подробности письма). ѕослание заканчивалось угрозами ƒали, которому предрекалась така€ же участь.
Ёто садистское письмо потр€сло всю »спанию. ¬едь одно дело — знать, что Ћорку убили августовской ночью 1936 года фашисты. ј другое — 62 года спуст€ узнать, что поэта не просто убили в глухом овраге около селень€ ¬иснар под √ранадой, а перед этим терзали и мучили, солдатн€ надругалась над ним, словно уголовники в зоне, опустив гени€, прежде чем пристрелить...

 

4514961_ybitii_cvetok (400x399, 17Kb)


  «…» € готов к тому, что мен€ пожрут испанские кресть€не». Ёти пророческие слова Ћорки в €нваре прошлого года профессор Ѕостонского университета  ристофер ћаурер обнаружил в Ѕиблиотеке  онгресса —Ўј. ќни из фрагмента черновика поэмы «ѕоэт в Ќью-…орке», приобретЄнного в своЄ врем€ на аукционе за 230 долларов. » почему-то лежавшего в отделе музыки, из-за чего никто не обращал на него внимани€.
 ак это ни больно, но, хот€ решение о физическом устранении поэта было прин€то в самых верхах, непосредственными убийцами его стали простолюдины, насчЄт которых Ћорка при всей своей демократичности и любви к народу не обольщалс€, особенно учитыва€ мракобесие, всегда отличавшее его родной город.   тому же дл€ этих кресть€н, которые хот€ и были от земли, но превратились в деклассированных люмпенов на службе у фашизма, поэт был не человеком, искренне любившим простых людей и черпавшим в недрах народа свою неповторимую поэзию, – он был «барчуком-педиком», баловавшимс€ фортепиано, кропавшим стишки и писавшим дл€ балаганов.

 

4514961_za_fono (364x576, 65Kb)


»з песни, даже такой страшной, слова не выкинешь.


ќфициальна€ франкистска€ »спани€ много лет ревностно хранила тайну обсто€тельств гибели поэта. »бо в том, чтобы в услови€х военного коммунизма казнить сторонника –еспублики — ещЄ есть сво€ безумна€, но логика. ј вот отдать на забаву и поругание на «всю незабываемую ночь» солдатне всемирно известного поэта — это беспредел, который даже √ойе не снилс€.

 

4514961_smert_Lorki (480x507, 139Kb)

ј. ћыльников. —мерть Ћорки

 

 

—. ƒали получил несколько подобных писем с угрозами и, перепуганный, уехал за границу, долгие годы бо€сь вернутьс€ оттуда.

 

4514961_perepygalsya (470x600, 64Kb)


» хот€ сам текст письма на родине Ћорки стараютс€ обходить молчанием — но делать вид, что после обнародовани€ этих строк ничего не изменилось, невозможно.
”знав этот ужас о последних часах Ћорки — отказалась приехать из —Ўј на празднование столети€ поэта в √ранаде единственна€ оставша€с€ тогда в живых младша€ сестра »сабель √арсиа Ћорка. ¬ телеграмме на им€ гранадского мэра она сообщила, что не сможет выдержать эмоции, которые вызовет у неЄ этот приезд.

 

4514961_sestra_Isabel_Madrid_1990 (700x461, 239Kb)

 »сабель √арсиа Ћорка. ћадрид. 1990 год

 

4514961_Lorka_s_sestroi_Isabel (490x700, 57Kb)

Ћорка с сестрой »сабель на колен€х. –€дом — сестра  ончита и брат ‘ранциско.

 


ƒолго молчали о гибели Ћорки храбрые гранадцы. ƒаже когда стала известна правда, многие бо€лись встать на защиту имени своего поэта. Ќо была одна отважна€ женщина — Ёмили€ Ћь€нос ћедина. ≈жегодно пыльной дорогой из ¬иснара в јльфакар в один и тот же день щла она сквозь жандармские патрули. ѕриходила на место расстрела и возлагала розы.
∆андармы растаптывали их, уводили единственную смелую гранадку, но всЄ равно в годовщину расстрела она снова шла крестным путЄм Ћорки.

 

4514961_odna (700x700, 161Kb)

 

4514961_ostanovka_avtobysa_idyshego_na_Visnar (500x333, 59Kb)

где-то здесь остановка автобуса, идущего на ¬иснар

 

ќ смерти Ћорки замечательно написал ≈. ≈втушенко — ещЄ в те 60-е, когда не знали всех обсто€тельств гибели, но чутьЄм поэта он уже тогда сумел пон€ть главное.

 

 огда убили Ћорку, –
ј ведь его убили! –
∆андарм дразнил молодку,
 расу€сь на кобыле.

 

 огда убили Ћорку –
ј ведь его убили! -
—ограждане ни ложку,
Ќи миску не забыли.

 

ѕоубивавшись малость,
 армен в нар€де модном
— живыми обнималась –
¬едь спать не л€жешь с мЄртвым.

 

«накома€ гадалка
—лон€лась по халупам.
≈й Ћорку было жалко,
Ќо не гадают трупам.

 

∆изнь оставалась жизнью,
» запивохи рожа,
» свиньи в жЄлтой жиже,
» за корсажем роза.

 

ќстались юность, старость,
» нищие, и лорды.
Ќа свете всЄ осталось –
Ћишь не осталось Ћорки.

 

» только в пыльной лавке
—то€ли, словно роты,
Ќе вер€ смерти Ћорки,
»грушки дон-кихоты.

 

4514961_igryshki (593x700, 206Kb)

 

ѕускай цар€т невежды
» лживые гадалки,
ј ты живи надеждой,
»грушечный гидальго.

 

—редь сувенирной швали
ќни, вздыма€ горько
—мешные крошки-шпаги,
 ричали: «√де ты, Ћорка?»

 

“еб€ не в€з, ни ива
Ќе скинули со счетов,
¬едь ты бессмертен – ибо
»з нас, из донкихотов!

 

4514961_vetryanie (700x464, 88Kb)


» пели травы ломко,
» журавли трубили,
„то не убили Ћорку,
 огда его убили.

 

4514961_ne_ybili (681x454, 23Kb)


 

Ќе убили?..

 

ќднако существует верси€, что Ћорку не убили тогда, что он чудом выжил и прожил ещЄ чуть более 20 лет, оставив позади и гражданскую войну в »спании, и ¬торую мировую.
ќб этой версии несколько лет назад рассказала испанска€ телекомпани€ «»нтернешл» в передаче «—крытые страницы истории».
ќдин старый холост€к из-под √ранады однажды в 1976 году отправилс€ в кино. ¬ киножурнале шла речь о 40-летии со дн€ гибели Ћорки. —ельчанин обмер: с экрана на него смотрело лицо человека, которому он 40 лет назад спас жизнь!

 

4514961_lico_v_kino (298x400, 9Kb)


ѕр€мо из кино зритель отправл€етс€ в полицию, там его переадресовали к газетчикам, где он и рассказал эту историю.
“о лето 1936-го он хорошо помнил. √ранада в то лето была зан€та фалангистами и за городом вершились казни без суда и следстви€. ѕод деревом он наткнулс€ на простреленное тело. —начала он испугалс€ и убежал, но позже вернулс€ на то место и увидел, что «мертвец» отполз в сторону, хот€ у него были прострелены голова и грудь.
 ресть€нин перенЄс раненого в монастырь, который был неподалЄку. ћонахини его выходили и он осталс€ там жить.

 

4514961_mmonastir (590x341, 53Kb)


–анение в голову лишило его дара речи, он не мог ни читать, ни писать и реагировал только на звуки. ”мер в 1954-55 году, когда ему было уже под 60.
¬ыслушав странную историю, журналисты захотели получить вещественные доказательства. » день спуст€ рассказчик привЄз фотографию, сделанную в 40-х годах, на которой был Ћорка — или его двойник — в обществе трЄх монахинь. ѕодлинность фотографии была подтверждена специалистами, но был ли на ней запечатлЄн Ћорка или человек, фантастически похожий на него — они не могли поручитьс€.
ѕрошло ещЄ 22 года. ¬ год столети€ со дн€ рождени€ Ћорки испанские журналисты снова вспомнили ту историю. Ќо продвинутьс€ дальше в еЄ расследовании не удалось. —паситель раненого умер, а в монастыре о «немом» с простреленной головой помнила только одна монашка.

 

4514961_monahini (468x604, 103Kb)


ќна показала журналистам единственную запись, сделанную тем человеком неверо€тными каракул€ми. ќна состо€ла всего из одного слова: «јква» (вода).
¬ода, которую Ћорка считал праматерью всего сущего и называл «кровью поэтов»...

 

...Ёто кровь поэтов,
которые свои души
оставл€ют затер€нными
среди дорог природы.

 

¬ода всегда была дл€ него больше, чем просто вода. Ћорка называл себ€ «сыном воды», призванным воспеть «великую жизнь ¬оды», «размышлени€ и радость воды», еЄ хмельную музыку. » вода столько раз пела в его стихах, чувственна€ и прекрасна€.

 

ѕоЄт Ќаталь€ √орленко:

 

 уда ты бежишь, вода?
  бессонному морю с улыбкой
уносит мен€ река.
ћоре, а ты куда?
я вверх по реке поднимаюсь,
ищу тишины родника.

 

ћоре смеетс€
у кра€ лагуны.
ѕенные зубы,
лазурные губы...

 

4514961_voda_morskaya_1_ (429x600, 272Kb)

 

- ƒевушка с бронзовой грудью,
что ты гл€дишь с тоскою?

- “оргую водой, сеньор мой,
водой морскою.

 

- ёноша с темной кровью,
что в ней шумит не смолка€?

- Ёто вода, сеньор мой,
вода морска€.

 

- ћать, отчего твои слезы
льютс€ соленой рекою?

- ѕлачу водой, сеньор мой,
водой морскою.

 

- —ердце, скажи мне, сердце,-
откуда горечь така€?

- —лишком горька, сеньор мой,
вода морска€...

 

4514961_devyshka_s_grydu_1_ (512x700, 62Kb)

 

(«Ѕаллада морской воды», перевод √елескула, музыка Ќ. √орленко)

 

ќб этом случае была написана книга — роман «¬олшебный свет». јвтор — ‘ернандо ћариас, перевод с испанского ј. Ѕорисова (ћ., ћахаон, 2004). ј по мотивам романа сн€т фильм режиссЄром ћигелем Ёрмосо «Ѕожественный свет», который на московском кинофестивале в 2005 году получил √ран-при.

 

4514961_kadr_iz_filma (366x190, 12Kb)

кадры из фильма

 

4514961_v_roli_Lorki (610x400, 174Kb)

в роли выжившего Ћорки - италь€нский актЄр Ќино ћанфреди

 

4514961_Nino_Manfredi (120x190, 48Kb)


 

«¬ернулс€ € в белую рощу...»

 

 

 аким-то иным светом и смыслом наполн€ютс€ дл€ нас сейчас те строки Ћорки. “ак же, как мен€ютс€ портреты умерших, измен€ютс€ и строки великих поэтов после их смерти.

 

4514961_derevo_odno_1_ (597x348, 41Kb)

 

” ночи четыре луны,
а дерево - только одно.
 ак бабочка, сердце иглой
к пам€ти пригвождено.

(«ќн умер на рассвете»)

 

Ќавсегда теперь наши сердца иглой боли будут пригвождены к его пам€ти.

 

4514961_voi_sobak (597x418, 40Kb)


 

ѕабло Ќеруда писал: «Ќаметив ‘едерико своей жертвой, враги целились в самое сердце страны. ќни хотели лишить »спанию еЄ тончайшего аромата, прервать еЄ страстное дыхание, срубить под корень цветущее дерево еЄ смеха».

 

4514961_serdce_Ispanii (341x500, 50Kb)

 


Ќедалеко от места, где был расстрел€н поэт, есть «фонтан слЄз» - тот источник, от которого арабы провели в √ранаду водопровод. –учей тихо журчит, словно поЄт песню о поэте, о чистом и гор€чем сердце ‘едерико.
¬ овраге у ¬иснара в апреле 1986 года открыт парк его имени. ћолодые топол€ и кипарисы — он их особенно любил — выстроились в чЄткие р€ды.

 

4514961_park_Lorki (500x333, 39Kb)

 парк Ћорки

 


ј среди них выдел€етс€ старое, изогнутое под бременем лет оливковое дерево, которое было свидетелем гибели поэта. ” него теперь всегда букеты цветов.

 

4514961_pod_sheles_oliv (245x280, 10Kb)


 

ќвраг на месте расстрела Ћорки теперь выгл€дит так:

 

4514961_ovrag_teper (500x333, 42Kb)


ѕо сторонам оврага уложены вот такие камни с табличками. Ќа табличках - имена тех из казненных, кого удалось опознать.

 

4514961_kamni_s_tablichkami (500x333, 59Kb)

 

4514961_eshyo_kamen (500x333, 57Kb)


 ¬от та сама€ стела.

4514961_stela (333x500, 60Kb)


Ѕратска€ могила выгл€дит так:

 

4514961_bratskaya_mogila (333x500, 66Kb)
 

‘ото отсюда

 

4514961_na_rodine_Lorki (460x700, 70Kb)

‘уэнте ¬акерос. «десь он по€вилс€ на свет.

 

4514961_bezgreshnii (340x462, 24Kb)

 

«ћоЄ детство – это село и поле. ѕастухи, небо, безлюдье», – писал он. » отблеском детства освещена вс€ его жизнь... ƒоверчивость, беззащитность, покор€юща€ естественность, фантастические выдумки. “еатры, музыкальные постановки, праздники... — по€влением этого человека начиналось чудо...  огда Ћорка читал стихи, в мелодии фраз, в интонации голоса, казавшегос€ тогда незнакомым, далеким и древним, звучала тайна. “айна самой печальной на свете радости – быть поэтом...

 

4514961_samaya_pechalnaya (200x336, 44Kb)

 


4514961_ylica_im__Lorki_v_Fyente_Vakeros (700x465, 82Kb)

улица имени √арсиа Ћорки в ‘уэнте ¬акерос

 

4514961_v_Granade (700x468, 131Kb)

музей Ћорки в √ранаде

 

4514961_pamyatnik_L__v_Madride (460x700, 279Kb)

пам€тник в ћадриде

 

¬споминаютс€ его строки из стихотворени€ «ѕрощание», которым Ћорка как бы прощалс€ с миром. » одновременно не прощалс€.

 

4514961_Proshanie (468x679, 46Kb)


 

ѕрощаюсь у кра€ дороги.
”гадыва€ родное,
спешил € на плач далекий,
а плакали надо мною.

ѕрощаюсь
у кра€ дороги.

 

»ною, нездешней дорогой
уйду с перепуть€
будить невеселую пам€ть
о черной минуте

 

и кану прощальною дрожью
звезды на восходе.
¬ернулс€ € в белую рощу
беззвучных мелодий.

 

∆ивой Ћорка:

 



>

 

Ёпилог

 

 азалось бы, кроме точного места захоронени€ поэта возле оврага ¬иснар в многотыс€чной братской могиле, трудно обнаружить что-либо новое в истории зверской расправы франкистов с Ћоркой. ќднако вышедша€ в конце июн€ прошлого года книга испанского историка ћигел€  абальеро «13 последних часов в жизни √арсии Ћорки», суд€ по всему, может стать серьЄзным вкладом в это давнее расследование.
Ќовое в этой работе то, что в ней впервые названы не только идейные вдохновители этого преступлени€ и его организаторы на высшем и среднем уровне франкистов. ¬ книге поимЄнно перечислены и непосредственные исполнители убийства, шестеро членов расстрельной команды, убившей поэта и его спутников – двух тореадоров-анархистов и хромого школьного учител€. ѕодробно рассказано в книге, откуда вз€лись эти палачи, как они ими стали, как сложилась их судьба.

 

4514961_jandarm (386x470, 57Kb)


ѕоразительно, что одним из этих палачей был дальний родственник Ћорки - фалангист јнтонио Ѕенавидес, вошедший в «расстрельную команду» добровольцем. Ѕенавидес был представителем гранадского клана јльба. „лены его издавна ненавидели более удачливый и зажиточный клан –ольданов, в который входил род Ћорки. ≈щЄ одной причиной ненависти Ѕенавидеса могло быть то, что поэт в своей пьесе «ƒом Ѕернарды јльбы» описал его родню: героин€ этого произведени€ – эдака€ горьковска€ ¬асса ∆елезнова, тиран и деспот, подчинивша€ себе всю семью и мучающа€ еЄ.

 

4514961_Vassa (700x466, 75Kb)


  сцена из спектакл€

 

 стати, двоюродный брат Ѕенавидеса ’осе выведен в пьесе под именем ѕепе эль-–омано, гул€ки и повесы, дл€ которого нет ничего св€того.
ѕосле убийства Ћорки Ѕенавидес был прин€т в штурмовую гвардию и стал получать высокий годовой оклад за «специальные услуги» (участие в расстрелах). ѕовышены в должност€х и награждены были и остальные участники казни Ћорки.
“олько один из шестерых убийц – ’уан ’именес  аскалес терзалс€ потом угрызени€ми совести. «Ёто не дл€ мен€», – повтор€л он. √оворили, что он окончил жизнь сумасшедшим.
√ражданский губернатор ’осе ¬альдес, которому было приказано уничтожить Ћорку, не жела€ делать это сам, убыл из города «по делам», предоставив решать вопрос другим. «а это он был сн€т со своего поста, послан на фронт и вскоре скончалс€ от ран. «≈го убили», – утверждал сын губернатора.
 абальеро пишет, что в отсутствие губернатора ¬альдеса распор€жение об убийстве Ћорки было отдано его заместителем, отставным подполковником жандармерии Ќиколасом ¬еласко —имарро. —делал он это безотлагательно и без внутреннего сопротивлени€ – он принадлежал к клану јльба.   тому же он не мог испытывать симпатий к поэту, написавшему знаменитые убийственные строки про жандармов, которых народ ненавидел как верных прислужников богатеев:

 

ЌадЄжен череп свинцовый –
заплакать жандарм не может;
въезжают, ст€нув ремн€ми
сердца из лаковой кожи.

 

ѕолуночны и горбаты,
несут они за плечами
песчаные смерчи страха,
клейкую мглу молчань€.

 

ќт них никуда не детьс€ –
скачут, та€ в глубинах
тусклые зодиаки
призрачных карабинов.

(ѕеревод ј. √елескула)

 

4514961_jandarmi (600x425, 97Kb)


 

¬ окт€бре-но€бре 2009 года цела€ команда учЄных безуспешно пыталась найти и идентифицировать останки Ћорки, чтобы достойно похоронить поэта.

 

4514961_ostanki (512x341, 62Kb)

 

ѕредприн€тые с этой целью раскопки оказались безрезультатными.
 ак сообщает Lenta.ru, в районе предполагаемого захоронени€ исследовател€м не удалось найти никаких человеческих останков. Ѕолее того, на этой территории в испанской провинции јндалусии вообще нельз€ было кого-либо похоронить, ибо в ходе раскопок вы€снилось, что на глубине 40 сантиметров под землей находитс€ скальна€ порода. “аким образом, стало очевидно, что на этом участке земли невозможно было выкопать могилу, минимальна€ глубина которой должна составл€ть хот€ бы полтора метра.
ћигель  абальеро утверждает, что поэт был погребЄн в 400 метрах от места, которое было указано яном √ибсоном. »рландский исследователь сейчас жалуетс€, что круг поисков по его приметам был «слишком ограничен». ƒругие говор€т, что к этим поискам плохо подготовились и вели их наспех. √ибсон считает, что попытку следует повторить.
—корее всего, потомки жертв и поклонники великого поэта потребуют новых раскопок. ƒл€ миллионов испанцев найти его останки — дело национальной чести.

 



 

ѕереход на ∆∆: http://nmkravchenko.livejournal.com/106445.html



 

 

 

 

 


 



ѕроцитировано 4 раз
ѕонравилось: 2 пользовател€м



‘илософи€_с_нул€   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 04 ћарта 2013 г. 18:15 (ссылка)
Ќатали€_ равченко, спасибо ¬ам огромное за публикацию!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Ќатали€_ равченко   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 04 ћарта 2013 г. 18:46 (ссылка)
јнна, спасибо! –ада знакомству. ’очу ¬ас спросить, выход€т ли у ¬ас мои аудиозаписи в тексте о Ћорке, в частности, песни √орленко? ј то у мен€ почему-то они сейчас не раскрываютс€.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментарий удален
 омментарий удален
 омментарий удален
ѕерейти к дневнику

¬торник, 12 ћарта 2013 г. 22:37ссылка
јнна, наконец-то наладила у себ€ аудио. ѕопробуйте, сейчас должно звучать. ј если нет - надо установить программу ћѕ3 плейер. —ообщите, пожалуйста, открываютс€ ли у ¬ас песни.
ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ћарта 2013 г. 19:54ссылка
—пасибо, Ќатали€! —лушаю, и оно слушаетс€! :)
ќставл€ю ¬ам, в свою очередь, ссылку на песню "ƒождь", музыку на стихи ‘. Ћорки написала мо€ подруга:
http://www.youtube.com/watch?v=8dc9uvSMAqE
ћы уважаем этого чудесного поэта, солнечно-лунного Ћорку... !

ѕерейти к дневнику

—реда, 13 ћарта 2013 г. 21:32ссылка
—пасибо, јнна, послушала. Ёто мои любимые стихи Ћорки, одни из самых любимых.
ј все стихи в посте о Ћорке читает мой муж, ƒавид јврутов, он лауреат ¬сероссийского конкурса чтецов. ћы записывали под музыку на домашний магнитофон. (ќн же читает и многие стихи Ѕродского, –ильке, –ембо - они есть в списке). “олько одно стих-е не он читает, а —омов - "Ќеверна€ жена" - гениальное чтение! ѕесни на стихи Ћорки там исполн€ет Ќаталь€ √орленко, гражданска€ жена ќкуджавы. ћузыка тоже еЄ. я пишу о ней в посте об ќкуджаве, тоже найдЄте по списку, если захотите.
–ада найти в ¬ас Ћорколюба!))
Ќина_“олста€   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 19 јвгуста 2016 г. 16:38 (ссылка)
Ќатали€_ равченко, спасибо огромнейшее за очень интересные посты о ‘.√.Ћ. ƒавно люблю его стихи!
“еперь могу не только читать его стихи, но и слушать стихи, а также слушать песни на его стихи! ќчень ¬ам благодарна!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 јвгуста 2016 г. 21:15ссылка
—пасибо, Ќина! ƒа, в этот текст € вложила много души, сил и времени. «амечательные аудиозаписи, эксклюзив. ј стихи (за исключением —омова) читает мой муж, ƒавид јврутов. ќн был лауреатом ¬сесоюзного конкурса чтецов.
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 19 јвгуста 2016 г. 21:43ссылка
ƒа, € пон€ла. ќн очень хорошо читает стихи! ќбъЄм очень большой, € буду перечитывать всЄ заново, больше удовольстви€ получаю от медленного чтени€, ¬ообще, дл€ мен€ чтение это общение с автором! ƒа, ¬ы проделали огромнейшую работу, в которую вложили и душу, и силы, и врем€! ќчень-очень всЄ хорошо получилось! —пасибо большое!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку