-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Куклы-рукавички
Куклы-рукавички
00:14 17.08.2011
Фотографий: 7
Посмотреть все фотографии серии Куклы в Вальдорфском стиле
Куклы в Вальдорфском стиле
00:12 17.08.2011
Фотографий: 6
Посмотреть все фотографии серии Вязаные игрушки
Вязаные игрушки
12:10 31.07.2011
Фотографий: 9

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Михейка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.06.2011
Записей: 1390
Комментариев: 58
Написано: 1481


Нежный вязаный пуловер с цветами

Вторник, 08 Января 2013 г. 23:51 + в цитатник
Это цитата сообщения ЛАНА_ВИ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Нежный вязаный пуловер с цветами

Авторские работы спицами

вязаный пуловер (608x527, 174Kb)

Читать далее...
Рубрики:  Вяжем

Метки:  

мотанка

Вторник, 08 Января 2013 г. 23:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Гишпанка [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

мотанка

от сюда [url]http://megatravel.com.ua/359/63[/url]

САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Украинская кукла-мотанка содержит множество сакральных космогонических значений, которые были сформированы еще в трипольскую эпоху. Поэтому многие исследователи (А.Найден, Л.Тимошенко и др.) считают, что истоки куклы-мотанки – в трипольской культуре. Так, в основе своей головы она имеет скрученную сваргу, которая является основным мотивом на трипольских глиняных изделиях. Сварга символизирует движение и развитие Вселенной. Само слово «развитие» содержит образ витка: в процессе развития чего-либо как бы распространяются витки. Действительно, процесс сматывания куклы напоминает спиралевидное движение Вселенной, будто закручиваются энергетические вихри. Кроме того, скручивание, завивание передает образ слоистого устройства тонких тел человека, как отмечает Зинаида Зимина в книге «Текстильные обрядовые куклы». Вообще завивание – это ритуальное действие, которое соотносится с зарождением, ростом, преумножением, связано с сотворением мира («вихрь», «повитуха», «сповивати», «верч» – свадебный хлеб и мн.др.).

 

 

 

На древнее происхождение куклы-мотанки указывает также то, что она имеет крест вместопрорисованных черт лица. Известно, что глаза являются «зеркалом души». Глаза на сакральной кукле не изображались, чтобы не произошло отождествление с каким-либо живым существом. Люди верили, что в глаза может влететь душа. Крест на лице сакральной куклы как бы свидетельствует о пребывании её за пределами пространства и времени, поэтому она является архетипом, образом Великой Богини, проводником её силы. Это и делает её сакральной. Обозначенные же черты лица как бы навязывают определенный образ, развеивают дымку тайны, непознанного, загоняют в рамки и этим десакрализируют куклу, то есть делают её обыденной игрушкой. Ведь за крестоподобным личиком можно нафантазировать какой угодно образ в соответствии со своим внутренним миром. Готовый образ может не соответствовать энергетике человека, для которого создается кукла-мотанка, в следствие чего человек может не воспринять куклу как отражение своего внутреннего мира, и тогда кукла не станет оберегом, а будет восприниматься как независимое существо, живущее отдельно от хозяина. А суть куклы-мотанки – в непрерывном энергообмене со своим хозяином.

 

 

Кроме того, крест в круге – это знак Даждьбога, то есть символ, который несет в себе солнечную энергетику. А наши предки называли себя «внуками Даждьбожьими». Крест также является символом гармонизации духовного (вертикальная линия) и телесного (горизонтальная линия), аналогично небесного и земного, мужского и женского начал.

 

 

СЕКРЕТЫ ВОЛШЕБСТВА КУКЛЫ-МОТАНКИ

 

В названии куклы-мотанки кроется её суть: эту куклу не вяжут и не шьют, её только мотают. Использовать нужно исключительно натуральные материалы. Замечательно, если ткань будет ручной работы. В куклу могут вплетаться сухие травы, цветы, использоваться кочаны кукурузы, вкладываться зерна.

Этот оберег делают практически без узлов, поскольку наши пращуры боялись «завязать долю». Прикасаться к кукле колющими предметами (иголками, ножницами) нельзя, можно её обидеть, ведь кукла – одухотворенное своим создателем существо. Ткань и нитки для кукол желательно рвать руками, но можно и резать, главное, чтобы не прикасаться к самой кукле ножницами. Очень хорошо создавать куклу из кусочков старой одежды, которая принадлежит родным любимым людям, например, бабушкам и дедушкам, ведь она пропитана их энергией, и кукла будет излучать её, передавая потомкам. Но обязательно нужно проследить, была ли эта одежда «счастливой». Нельзя использовать ту одежду, которую носили во время сложных жизненных ситуаций, во время болезни, в стрессовых состояниях.

 

 

Создание куклы-мотанки – это действо нового рождения. Каждая кукла – это живое существо, она несет определенные энергии. Подобно человеку она рождается только после того, как узнает свое предназначение, задание в этом мире. Кукла – это медитативный предмет. Мотая её, женщина находится как бы между мирами: ощущая связь с Навью – предками, очищая прошлое, утверждая силой своей веры Явь – настоящее, «проявляя» нужные образы и таким образом формируя счастливое будущее, праведные мысли – Правь. Мотая куклу, женщина мотает свою судьбу. Поэтому самый важный этап в изготовлении куклы-мотанки – формирование идеи, замысла, образа. А уже под идею подбирается материал и появляется имя куклы, то есть замысел реализовывается. Мастерица должна решить: с какой целью она будет делать куклу, в чем она будет помогать её обладателю, какие сокровенные желания реализовывать. Например, помириться с кем-то, если поссорились, тогда в куклу закладываются образы прощения, или решить семейные проблемы, тогда вкладываются соответствующие этому замыслу образы и пр.

 

 

Эти образы вкладываются тогда, когда скручивается валик для головы куклы, которыйнапоминает трипольскую спираль. Ведь именно в голове зарождаются мыслеобразы, таким образом, голова куклы является главным носителем энергии замысла её создателя. Когда мы этот валик покрываем тканью для лица, благословляем это существо. Мотая крест на лице куклы, можно закладывать определенное символическое число. Куклу мотают только в благостном настроении, с молитвами, можно наполнять её энергией Живы, заговаривать, то есть находиться в священном молитвенном стане. Нитку мотаем по Солнцу (посолонь), направляя энергию в русло роста и развития. Мотая куклу, мы закручиваем энергию, мотаем долю. Чем больше закручиваем нитку, тем кукла становится энергетичнее. Это ответственная духовная работа. Таким образом, кукла сохраняет энергетику, информацию своего создателя. Она всегда отображает внутренний мир мастерицы, что проявляется в «характере» куклы: облике, цветовой гамме, фасоне одежды, размере и пр.

 

 

Большое значение имеет день, когда сматывается кукла. В пятницу – день Мокоши и воскресенье – день Рода, всех Богов – не следует делать куклу. Так, народный мастер Валентина Бердник-Сокоринская при изготовлении куклы-мотанки всегда придерживается значения праздников и фаз луны. Например, на плодородие, богатство кукла делается на фазе возрастания луны, на семейное счастье и успешные дела – когда луна полная, а на фазе убывания делаются куклы на отворот от проблем и болезней.

 

 

Условно работу над куклой-мотанкой можно разделить на два этапа: создание тела куклы и создание наряда. Когда мотается тело куклы, узелки не завязываются. Один узелок завязывается в самом конце, когда тельце куклы пеленается, в месте пупа, что символизирует рождение, перевязывание пуповины, и в этот момент закрепляется сила намерения мастерицы. Считается, что завязывая узелок, нужно загадывать желание. Допускаются узелки при изготовлении рук (закрепление по краям валика для рук), это можно объяснить тем, что руки изготавливаются отдельно, а потом приматываются к телу куклы. Но куклы-мотанки могут и не иметь рук.

 

Начатую куклу нужно обязательно закончить во избежание несчастий.

 

 

Наряд для куклы, пока он не примотан, можно вышить, подшить к нему кружево, украшения. Также и головной убор можно пошить отдельно. Элементы одежды куклы тоже имеют обереговое символическое значение. Юбка символизирует землю, вышитая волнистая линия на фартуке указывает на связь с водой, сорочка – триединство мира, головной убор (лента, платок, очипок) – связь с небом.

 

Все это знали наши прабабушки, которые жили в обычных украинских селах и с особой любовью делали куколок своим внукам. Сейчас чтобы понять сущность мотанки, не обязательно рождаться в селе, стоит лишь найти и сохранить в себе волшебный детский мир, постичь какие длинные корни у народной памяти.

Мастер-класс "Кукла-мотанка" - это занятие, во время которого вы научитесь изготавливать своими руками при помощи ниток и ножниц куклы-талисманы, обереги. Мы «оживим» наших кукол, наполнив их смыслом и содержанием. Вы сможете окунуться в мир наших предков, ощутив себя мастером-кукольником, наполняясь при этом силой и знаниями наших предков.

Сакральная кукла-мотанка – берегиня, один из членов семьи, помощница в жизни. Её можно разместить на покутье, возле входной двери, над детской кроваткой, перед столом. Любовь и свет души, вложенный в неё, сотворят счастливую судьбу семьи, рода и сквозь пространство и время передадут её потомкам.

 

Серия сообщений "обереги":
Часть 1 - Книга: Домашние обереги своими руками. А Шептуля
Часть 2 - КУКЛА-МОТАНКА. (Мастер-класс по изготовлению сакрального креста на голове).
...
Часть 7 - Традиционная кукла-оберег Подорожница
Часть 8 - Вепсская кукла - оберег
Часть 9 - мотанка
Часть 10 - кукла оберег
Часть 11 - Миниатюрная кукла-мотанка (мастер-клас)
...
Часть 28 - Оберег «Подкова на счастье» Мастер-класс от Ирины Николаевны Рублёвой
Часть 29 - Мешочки-обереги Мастер-класс от Ирины Николаевны Рублевой Часть 1
Часть 30 - Куклы - обереги "шаманочки". Полюбоваться
Рубрики:  Народная кукла

Метки:  

Жакет в стиле Шанель

Вторник, 08 Января 2013 г. 11:03 + в цитатник
Это цитата сообщения ЛАНА_ВИ [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Жакет в стиле Шанель

вязаный жакет спицами (435x600, 188Kb)

Кофта натурального цвета из красивой буклированой пряжи. Стиль Коко Шанель: изысканный и элегантный. 

 

Читать далее...
Рубрики:  Вяжем

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Лошадка

Вторник, 08 Января 2013 г. 10:59 + в цитатник
Это цитата сообщения AVE-Alvira [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Лошадка.

Многим понравились мои лошадки. Попросили выкройку...
[URL=http://ifotki.info/][/URL]
Следующий год - год лошади, так что вот, пожалуйста!!!
Сделала выкройку по фотографиям из блогов,  получилась такая:
[URL=http://ifotki.info/12/47c3473df29a880cf600932d65711dbb4d22a2139942589.jpg.html][/URL]
 
Высота моей лошадки без качели примерно 11 см.
А это ссылки на блоги, в которых есть подобные  лошадки:
[url]http://magiyatvorchestva.blogspot.ru/2012/12/loshadka.html[/url]
[url]http://madebylf.blogspot.ru/2012/11/horse.html[/url]
[url]http://u-julietty.blogspot.ru/2012/11/blog-post.html[/url]
[url]http://olese-veselo.blogspot.ru/2012/11/blog-post_10.html[/url]
А здесь целая галерея лошадок:
[url]http://madebylf.blogspot.ru/2012/12/horse-gallery.html#more[/url]
Рубрики:  игрушки своими руками

Метки:  

Мышки беленькие,ручные.Схема №2

Вторник, 08 Января 2013 г. 10:58 + в цитатник
Это цитата сообщения elka082 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мышки беленькие,ручные.Схема №2

Вот наконец то и в моем доме завелись мышки!Да непростые -а белые ,ручные.Самое красивое в них хвостики-их связала моя внучка!

коты линейка (437x56, 6Kb)

DSC01734 (700x525, 184Kb)

***
Читать далее...
Рубрики:  Вязаные игрушки

Метки:  

Пищевая Сода излечивает болезни

Вторник, 08 Января 2013 г. 00:40 + в цитатник
Это цитата сообщения макошь311 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Пищевая Сода излечивает болезни

Друзья, а известно ли вам, что одно из высокоэффективных лекарственных средств есть в каждом доме, а продается не только в аптеке, но в любом гастрономе?
 
Это Пищевая сода.
 
«Знатоки» тут как тут и заявляют, что сода чрезвычайно вредна для человека. Чем вредно не объяснит никто: «Вредно и все!»
 
Не смогут объяснить по ряду причин, главная из которых – Пищевая сода не просто полезна, но является чудесным профилактическим средством многих заболеваний, а также и их лечения.
 
 
Вначале пару слов о моем личном опыте, а потом приведу и другие факты.

Сода пищевая:

Соду я панацеей от всех болезней не считаю, но тем не менее употребляю до 3х граммов в день той самой Пищевой соды из магазина. Знаете ли, недавно обратил внимание на интересные вещи. Не знаю, лечила ли вас бабушка, а может мама горячим молоком с содой и с медом. В моем случае жесточайшая простуда излечивалась за один день. Именно так теперь исцеляются и мои дети.
 
Сам я практически не принимаю лекарств, хотя перенес в свое время несколько тяжелых операций, и раньше приходилось периодически принимать обезболивающие препараты. Недавно прочитал статью о человеке по имени Тулио Симончини. Это врач-итальянец, который лечит рак нетрадиционными способами и, как раз при помощи Пищевой соды.
 
Вообще, не трудно догадаться, что нетрадиционные методы лечения наносят сокрушительные удары по фармацевтической индустрии. Верите вы или нет, но мощным корпорациям, выпускающим дорогостоящие лекарства вовсе не выгодно, чтобы «неизлечимые» болезни излечивались. Весь их капитал строится на заболеваниях, вся эта индустрия держится на «неизлечимых болезнях». Эти корпорации даже ведут настоящую войну против таких людей, как Тулио Симончини. Под каким-то предлогом его однажды даже посадили в тюрьму!
 
Этот человек успешно лечит рак содой даже на поздних его стадиях. Он обнаружил грибковую природу этой страшной патологии и начал применять натрия бикарбонат или Пищевую соду. Пациенты пьют раствор соды или опухоль непосредственно обрабатывается этим средством. Результаты впечатляют. Странно, что после представления результатов своих работ Министерству Здравоохранения, талантливый врач был лишен лицензии, а затем водворен под стражу. Но сегодня он продолжает спасать обреченных пациентов все тем же способом.
 
Описывать при помощи медицинской терминологии, происходящие при лечении содой процессы, я не стану. Но, грибки, которыми (по мнению Симончини) являются опухоли, разрастаются в организме, в котором возник окислительный стресс. Следовательно, важную роль играет кислотно-щелочной баланс. Но герой нашего повествования в принципе, «Америку не открыл». О пользе Пищевой соды написано, например в книге «Грани Агни Йоги» (т. 8, стр. 99-100).
 
Там можно прочесть, что при помощи соды выщелачиваются и растворяются патологические отложения в позвоночнике и суставах. Также вылечивается:
  • Радикулит;
  • Полиартрит;
  • Ревматизм;
  • Подагра;
  • Остеохондроз.
С помощью соды вылечивается подагра - рецепт ниже.
 
Сода помогает растворению камней в печени и желчном пузыре, почках и кишечнике, вылечивая желчнокаменную и мочекаменную болезнь. Это еще далеко не все.
 
При помощи пищевой соды проводится профилактика радиоактивного заражения, выводятся радиоактивные изотопы и тяжелые металлы, включая: Ртуть, Кадмий, Барий, Свинец.
 
Укрепляется вестибулярный аппарат, улучшается внимание. Неужели все это правда? Какая-то сода из магазина, которую применяют в кулинарии? Да, да, да, – эта самая!
 
А первый антибиотик пенициллин, который в свое время произвел революцию в медицине, это просто плесневой гриб. Открыли его и выделили в начале 20 века нашей эры, а использовался он еще в эпоху Инков, привилегированной кастой знахарей «Носильщиков паланкина».
 
Для любителей современных исследований приведем некоторые из них, касающиеся влияния соды на организм человека:
  • Сода уничтожает ацидоз – смещение кислотно-щелочного баланса организма в сторону кислотности; Ацидоз вызывается потерей психической энергии и сопровождается: раздражением и злобой, беспокойством, страхом и ненавистью.
  • Пищеварение осуществляется именно в щелочной среде здорового организма.
  • Сода облегчает работу почек, делая мочу щелочной.
  • Щелочная среда неприемлема для развития глистов и прочих паразитов. Они просто гибнут в ней.
  • В щелочной среде не разрушается зубная эмаль. Выводы делайте сами насчет кариеса, который вызывает именно кислая слюна pH=5,7-6,7.
Употреблять ее лучше растворенной в горячем молоке или воде. Можно и просто с ложечки засыпать в рот сухую соду и запивать теплой водой, молоком.

Применение пищевой соды в качестве лекарства

Давайте сразу оговоримся, друзья! Мы не считаем, что сода это Панацея от всех заболеваний и про врачей вам следует забыть. Существует и множество других средств, как народных, так и в традиционной медицине. Не стоит Пищевой содой, и злоупотреблять.
 
В первой части статьи  я упомянул о том, что сам принимаю ежедневно до 3х, и даже больше граммов Пищевой соды. Но начинал употреблять этот полезный продукт с одной кофейной ложки два раза в день.
 
А Елена Ивановна Рерих* создала целое учение «Живая Этика», где рекомендуется ежедневный двукратный прием соды. Это необходимо для предохранения от тяжких заболеваний, в том числе и рака. Также полезно поливать растения водой с растворенной в ней щепоткой соды. Сама Елена Ивановна пишет о том, что принимает при сильном напряжении до восьми кофейных ложек в день, высыпая на язык и запивая водой.
 
Она же рекомендует давать растворенную в горячем молоке Пищевую соду детям. Я и сам утверждаю, что простуда, сопровождаемая сильным кашлем, излечивается горячим молоком с содой буквально за несколько дней. Бабушка давала это питье мне на ночь и утром болезнь просто испарялась. Давайте я вам более подробно расскажу о применении Пищевой соды при различных патологиях.
  • Ежедневное употребление соды 1 кофейная ложка х 2р. в день – хорошая профилактика от ряда заболеваний, в том числе тяжелых.
  • Боли в подложке – сода, растворенная в воде, отличное средство.
  • Ломота в теле, воспаление горла ­– горячее, почти закипевшее молоко с содой.
  • Молоко с содой ослабляет диабет.
  • Самый простой и естественный метод при запорах.
  • Нейтрализует многие яды.
Учителя древности называли соду «Пепел Божественного огня» и «Щит от разрушающей тьмы». Рекомендуется постепенное и длительное приучение организма к этому средству. Употреблять следует с водой или молоком. Странно, что люди предпочитают покупать дорогостоящие и модные импортные препараты, не правда ли? Кстати, раз речь пошла об импортных препаратах, то в США в 30е годы прошлого столетия Пищевую соду употребляли, чуть ли не от всех болезней. А эти ребята просто помешаны на здоровом образе жизни.
 
Елена Рерих* пишет об исцелении человека от рака простым засыпанием его содой и о том, что вся ее семья лечится от простуды только содой.
 
В первой части рассказывается про итальянского врача, который сегодня излечивает рак Пищевой содой.
 
Наш вывод: Искусственные щелочи (бикарбонат калия, сода) весьма полезны для человеческого организма. Принимать ее следует перед едой за полчаса до еды, но не сразу после еды.

Пепел божественного огня

...Лечения подагры содой, вот вам народный рецепт:
  • Взять 3 литра теплой воды.
  • добавить 9 капель раствора йода и 3 чайные ложки пищевой соды.
  • Размешать.
  • Делать ножные ванны утром и вечером перед сном.
Я читал свидетельство одной женщины такого рода: «Результат не заставит себя долго ждать. Хватило 10 ночей, чтоб избавиться от нароста на костях!» Давайте также не забывать о том, что кроме соды существует немало народных рецептов лечения и профилактики заболеваний, многие из которых дают хорошие результаты. Ту же подагру можно лечить и луком, например.
 
Другой Андрей пишет, что сода идеально снимает похмелье. Мы, конечно за здоровый образ жизни, но тем не менее. Кстати, практически на моих глазах умер человек. Тогда говорили, что его могли спасти 20 гр спирта и у нас этого спирта было полно, но начальство боролось с алкоголизмом. А ведь наверняка ложка соды тогда спасла бы парня, но мы ничего не знали.
 
Не смотря на то, что не все читатели позитивно воспринимают эту информацию (иначе было бы удивительно), но подавляющее большинство интересуются темой и в том числе рассказывают о своих успехах.
 
Как вы понимаете, я тоже один из тех, кто соду применял и применяет практически. Нелепо спорить с тем, что горячее молоко с содой практически за один день вылечивает некоторые формы ангины. Где-то в комментариях я писал, что если подозреваю грибок на ногах, то просто опускаю их в содовый раствор и забываю о проблеме. Этот же раствор превосходно снимает усталость.
 
Елена лично убедилась в том, что сода помогает при молочнице. Почему мы должны не верить нашим читателям, а верить скептикам? Кто-то пишет, что положительные результаты лечения содой обусловлены эффектом плацебо. В таком случае я могу то же самое утверждать о лекарствах от рака стоимостью десятки и сотни долларов, которые к тому же не вылечивают рак!
 
Врачи отказываются в некоторых случаях продолжать лечение людей, а так же наших домашних питомцев. Главный принцип лечения – «Не навреди!» Как, спрашиваю я вас, умирающему человеку может навредить Пищевая Сода, которая вообще-то входит в состав многих лекарственных препаратов? Раньше таких лекарств было еще больше.
 
[hr]Вот и обещанный рецепт «волшебного» энергетического напитка:
 
В стакане воды растворите одну чайную ложку соды. Разотрите ладони рук и зажмите между ними стакан с раствором.
 
Будем делать «Наговор». Наши предки применяли их очень успешно.
 
Встаньте лицом на Восток, и наговаривайте текст на воду:
 
Мое здоровье лучше и лучше с каждым глотком!
 
Моя энергетика возрастает!
 
Я избавляюсь от всех моих немощей и болезней!
 
Я бодр и здоров!
 
Я обаятельное и привлекательное, уверенное в себе Божье Творенье!
 
Проверяйте и будьте здравы!
 
Сергей Кононенко
 
Рубрики:  Здоровье

Метки:  

МК по пошиву озорного Валентинчика)

Понедельник, 07 Января 2013 г. 23:04 + в цитатник
Это цитата сообщения Таша92 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

МК по пошиву озорного Валентинчика)

Автор МК: Мария Сарма (mish-s)

Читать далее

Рубрики:  игрушки своими руками

Метки:  

Українські колядки

Понедельник, 07 Января 2013 г. 18:47 + в цитатник
Это цитата сообщения Konstancia [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Українські колядки і щедрівки

 * * *

Коляд, коляд, коляда,
А дід з печі вигляда.
А баба з пічурки —
Гуляють у жмурки.

* * *

Я — маленький хлопчик,    

Сів собі на стовпчик,

                 В сопілочку граю,                 
Діток забавляю.

А ви, люди, чуйте,
Коляду готуйте.
Яблучка, горішки -
Це мої потішки.


* * *
Бігла теличка та з березничка
Та до діда в двір.
А ти, діду, дай пиріг.
А ти, бабо, глянь на поличку.
Дай паляничку.
Паляничка впала,
                                                                            Дайте кусок сала.

Читать далее...
Рубрики:  Воспитание Детей

Метки:  

Сказки, которые помогут справиться со страхом

Понедельник, 07 Января 2013 г. 12:47 + в цитатник
Это цитата сообщения DraCat [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сказки, которые помогут справиться со страхом

Оригинал сообщения
Комментарии: Комментарии

В данной статье мы рассмотрим основные виды и проявления детских страхов, с которыми могут столкнуться в работе учителя и школьные психологи. С целью поиска ресурсов для совладания со страхом мы обратимся к российскому и британскому фольклору, образам Бабая и бугимэна, а также на примере современных литературных источников продемонстрируем основные методы работы с детскими страхами.

Опубликовано в Академический вестник – 2012 – №1(5) – стр. 59-67.

Автор иллюстрации  Юралга Норд.


Cтрах  базовая эмоциональная реакция человека, которая возникает в результате опредмечивания тревожности под влиянием действительной, воображаемой или внушенной опасности, угрозы его биологическому или социальному существованию. Страх проявляется одновременно в четырех планах:

1) соматические (физиологические) признаки (изменения дыхания, учащение сердцебиения, потливость рук и другие),

2) субъективные (эмоциональные) проявления (переживания тревоги, страха или ужаса),

3) особенности когнитивного функционирования (фиксация на угрозе, «негативное мышление») и, наконец,

4) определенный поведенческий репертуар (избегающая, нападающая или застывающая реакция, призывы на помощь)[12].

Предметные страхи являются необходимой частью инстинкта самосохранения. Но так называемые «навязанные» и «навязчивые» страхи, а также ночные кошмары могут существенно осложнять жизнь как взрослого, так и ребенка. Несмотря на то, что навязанные страхи долгое время считались уделом малышей, сегодня психологи и классные руководители все чаще сталкиваются со страхами у детей школьного возраста. Более того, последние исследования показывают, что большинство взрослых так же подвержено страхам, многие из которых остались с ними из детства: «детская боязнь темных комнат не покидает 11% взрослых, а больших собак боятся почти 6% респондентов. Страх перед дантистами сохраняют 4% респондентов» [13]. Поэтому крайне важно быть внимательным к детским страхам и помочь школьникам совладать с ними.

Часто школьники захватывают с собой в школу часть страхов более раннего периода: страх темноты, остаться одному, транспорта, людей разных профессий (например, врачей) и другие. Поступление в школу ставит перед учеником новые задачи и у него могут возникать страхи, связанные с процессами социализации и обучения. Такие страхи называют школьными. Обычно, они связаны с опасениями сделать что-то не так, получить негативную оценку, быть наказанными родителями [7]. Также существуют страхи, причина которых не связана напрямую со школой, но оказывает негативное влияние на процесс учения: например, страх ухода из дома и разлуки с родителями[5].

Все страхи можно подразделить на следующие группы: медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь), физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки), страх смерти (умереть), животных и сказочных персонажей, кошмарных снов и темноты, социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания), пространственные (высота, вода, замкнутое пространство). Существуют методики диагностики, которые позволяют выявить у детей количество страхов из различных групп, такие как «скажи боишься или нет», «что мне снится страшное, или чего я боюсь днем» или «страхи в домиках» А.И. Захарова (см. [7],[11]).

Каждый страх по силе проявления и влияния на жизнь ребенка можно отнести к обычному, возрастному или патологическому уровню страха[3]. А.И. Захаров пишет [7]: “Обычный страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение. На патологический страх указывают затяжное, навязчивое, трудно обратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на приспособление человека к социальной действительности». Также невропатогенным считается наличие у ребенка сразу большого количества страхов разнообразных типов и групп.

У детей, подрастающих в разных культурных и материальных условиях, часто наблюдаются сходные страхи [3]. Из чего можно заключить, что определенный этап созревания психики ребенка может стать основой для проявления одних и тех же страхов. Именно поэтому психоаналитики (М. Кляйн, У.Р. Бион) в своих работах уделяли особое внимание работе с детскими страхами. По их мнению, мышление взрослого возникает в результате контроля эмоционального опыта, в том числе страха [16], а то, каким образом ребенок справиться со своими страхами в детстве, определит его характерные черты в старшем возрасте . Особое внимание психоаналитики уделяют пугающим образам в художественных произведениях. Детские сказки, стишки и страшилки позволяют ребенку столкнуться с пугающими ситуациями в безопасной для себя обстановке и пережить, переосмыслить страх, выработать свои способы адекватного реагирования на них. Похожую функцию выполняет метод погружения, или имплозии, применяемый в рамках когнитивно-поведенческой терапии, чтобы выработать сначала в воображении, а затем уже в реальности у пациента способы совладания с патологическим страхом [8].

Несмотря на схожую суть методов, сказки имеют для детей особое значение, в следствие магичности их мышления и силе бессознательных процессов. Сказочные сюжеты имеют детские игры, сновидения (не только кошмарного содержания), рассказы. Поэтому обратимся к пугающим образам в фольклоре.

Кощея Бессметного и Бабу Ягу, обычно относят, к воплощениям угрозы смерти физической или потери психического Я. Британский Шалтай-Балтай в некотором смысле является его родней, поскольку воплощают собой угрозу дезинтеграции [16], как и порождение современного фольклора – черная рука. Последние 100-200 лет в сказках и фольклоре появляются такие персонажи, которые не просто воплощают объект страха, но сами по себе являются воплощением страха или даже страхов. В российской культуре к таким персонажам можно отнести Бабая из русских колыбельных:

Баю, баю, баю, бай,

Приходил вечор бабай.

Приходил вечор бабай,

Просил: Леночку отдай.

Нет, мы Лену не дадим,

Лену надо нам самим [6].

Персонаж, который то пугает разлукой, то сам выступает страшным (по непонятным причинам) дедом. При этом, как отмечает Ж. Бадалян: «образ Бабая как правило относительно негативен, страшен, но в то же время харизматичен и инструментален для поддержания общественного порядка» [4]. Часто детские навязанные страхи уходят корнями в родительские запреты [7,12]. Единственным способом совладать с нашим Бабаем – вести себя хорошо и ложиться спать вовремя.

Более разнообразные способы победы над страхом можно обнаружить, исследуя образ британского родственника Бабая – бугимена, который вошел не только в детскую литературу, но и в современную хоррор-культуру (через книгу С. Кинга), пугая уже взрослых. “If you’re bad, the bugieman will come and get you!” – говорят британцы своим детям. То есть, если ты был плохим, то бугимэн придет и заберет ребя. Бугимен может поджидать малыша в самых неожиданных местах дома: под кроватью, в шкафу, прятаться в любой тени. Нельзя сказать, кто он больше – бугимен или бугивумен – у него нет пола и сколько-нибудь конкретного обличья. Он может явиться в виде ужасной твари-пришельца, страшного соседа-старика с кривыми зубами или известного серийного убийцы (Фредди Крюгер – тоже своего рода бугимэн современной культуры).

Как и Бабай, бугимен – довольно молодой персонаж фольклора. Первое употребление этого имени относят к 1836 году в качестве синонима для слова “чёрт” (devil) [9]. Существуют разные версии этимологии названия “бугимен”. Ryan Tuccinardi предполагает, что бугимен пошёл от “буджис” (bugis) – названия индонезийских и малазийских пиратов, чьим появлением в колониальной Англии пугали детей моряки[1]. Тем не менее, в поисках корней бугимена полезно обратиться непосредственно к мифологии британских островов. В среднеанглийском есть слово bugge, обозначающее пугающего призрака. Похожее происхождение могут иметь так же слова boggart, bogy, bugbear, валлийский bwg и немецкий bogge – всё это названия различных видов гоблинов и хобгоблинов, взявших в привычку пугать людей. Родственным может быть и шотландское слово bogle, также обозначающее призрака. Возникшее в пятнадцатом-шестнадцатом веках, это слово было популяризовано в английской литературе благодаря Роберту Бёрнсу и Вальтеру Скотту.

Современный бугимен, без сколько-нибудь определенного обличия и пола, – идеальное воплощение детского страха. В этом смысле боггарт, описанный Джоан Ролинг в одной из книг про Гарри Поттера, похож больше на бугимена, чем на боггартов из классического английского фольклора:

” – Боггарты любят темноту, – рассказывал Люпин. – И чаще всего прячутся в гардеробе, под кроватью, в ящике под умывальником, одного я нашел в футляре напольных часов. Этот появился здесь только вчера. Я попросил директора оставить его для нашего сегодняшнего урока. Кто ответит, что такое боггарт?

Гермиона подняла руку.

- Боггарт – это привидение, которое меняет свой вид. Он превращается в то, чего человек больше всего боится”[14].

Боггарты из классического английского фольклора хоть и отличались недобрым нравом, но не обладали способностями оборотня. Их любимое развлечение – прокрасться в спальню и провести холодной и влажной лапой по лицу спящего или просто сдёрнуть одеяло на пол [10] – только и всего.

А вот способностью принимать различный облик обладают другие страшилки – боуги (bogey). Они являются одним из подвидов хобгоблинов. Последние представляют из себя домашних фейри (фей), в целом весьма миролюбивых (если их не обижать). Все виды фейри следуют своим особым нормам морали, поэтому не удивительно, что большинство из них сложно однозначно отнести к добрым или злым духам. Так, например, бубахи (ещё один подвид хобгоблинов) описываются то как добрый домашний дух-покровитель, то как устрашающий призрак [10]:

“Попасть ему в лапы – совсем нешуточное дело, потому что он способен таскать людей по воздуху. Для этой цели иной раз используют бубахов беспокойные духи, которые не могут уснуть, тревожась о зарытых ими кладах. Найдя человека, который согласится откопать сокровище, такой дух привлекает бубаха, чтобы перенести смертного в тайное место”. Примечательно, что именно такого фейри во Франции называют Гобелен и именно им пугают детей: “Гобелен тебя унесет, гобелен тебя съест!”.

Подобно бубахам, боуги сложно отнести к добрым или злым фейри, скорее они проказливы. “Все они [боуги] обладают способностью к оборотничеству, у многих холодные и мокрые пальцы и желтые глаза, которые светятся в темноте” [10]. Говорят, в реальном своем облике боуги похожи на клубок пыли и поэтому их сложно заметить в тени. Чтобы увидеть боуги против его воли, нужно успеть посмотреть на него сквозь дырку от сучка в деревяшке – тогда можно заметить блеск его глаз, прежде чем он успеет смыться.

Богл (bogle) [2] – наиболее злобная разновидность боуги. Тем не менее, они действуют всегда по справедливости, наказываю лжецов, воров и убийц, в основном, запугивая до смерти, утаскивая “улов” воришки или дурача мошенников.

Любимая проказа боуги – прыгнуть на человека сзади и зажать ему глаза[10]. Ещё они любят гулять по пустынным дорогам, принимая облик чёрных псов. Примечательно, что книга “Гарри Поттер и узник Азкабана” начинается со встречи Гарри с огромным зловещим черным псом, который, правда, в последствии оказывается звериной формой его крестного отца. Не известно, насколько случайно такое совпадение, но это ответвление сюжета созвучно теме борьбы со страхом, пронизывающей всё произведение.

Соединение в боуги черт хранителя и угрозы говорит в пользу утверждения о том, что боуги являются своего рода экстериоризацией страха, который своей биологической функцией призван защитить человека от угрозы. Дополнительные черты характера боуги лишь утверждают нас этом мнении. Так, закрывание глаз – это не только пугающее действие, но и частая реакция ребенка на страх, интериоризированное «не смотри!» с закрыванием глаз родителями.

Существует особая разновидность боуги – боуги-бист (bogey-beast) – являющаяся детям в форме страшного зверя. Одновременно с этим, боуги-бист не допускает детей до опасных мест. Здесь мы снова видим сочетание и добрых-охранных, и злых-пугающих черт, отражающих значение страха в жизни ребенка. “На острове Уайт боуги-зверь в обличье огромной волосатой гусеницы стережёт кусты крыжовника. Он способен причинить вред, лишь когда на него обращают внимание. Поэтому чтобы обезопасить себя от боуги-зверя, нужно думать не о нем, а о чем-то постороннем” [10]. Это первый из способов, который предлагает нам фольклор, чтобы избежать неприятных проказ боуги, и его позднего воплощения – бугимэна – тоже. А также негативных последствий страха.

Основным отличием боуги-биста и современного бугимена от обычного боуги является именно их пугающе-воспитательная функция. И боуги-бист и бугимен является только детям или взрослым, не преодолевшим свои страхи (как в фильме 2005 года “Бугимен”).

И так, если Бабай, бугимен, богл, боуги, бубахи и пр. персонажи фольклора вызывать в ребенке свойственные для его взораста страхи, то какие средства борьбы со страхом может нам предложить детская литература? Действительно ли они эффективны? Как применить их в работе с детьми?

1. Первый способ уже упоминался выше: чтобы спастись от боуги-зверя, надо подумать о чем-то другом. К сожалению, несмотря на то, что мы часто прибегаем к подобному средству в повседневной жизни, в случае с навязчивым навязанным страхом попытка переключить внимание на другие процессы – слишком сложная задача. В момент переживания страха сложно собраться с мыслями, а вот обратить внимание на телу, особенно на дыхание  проще.

Одним из классических методов работы бихевиорально-когнитивных психологов с фобиями является респираторный контроль. Это связано с тем, что гипервентиляция, то есть чрезмерно интенсивное дыхание, превышающее потребности организма, является одним из самых ярких проявлений страха, наряду с дрожью и повышенном потоотделением [8]. Если научить ребенка в ситуации страха обратиться внимание на дыхание, послушать свое тело, дышать спокойнее, это будет хорошим заделом для победы над страхом.

Так же важно не столько отвлечься от ситуации, сколько попытаться переформулировать её, больше опираясь на положительный опыт [8]: я уже не раз пугался, но все ещё жив и со мной ничего не случилось.

Другие способы борьбы с бугименом-боггартом удачно описаны у Дж. Ролинг:

“… с боггартом лучше сражаться вдвоем, втроем, вообще, чем вас больше, тем лучше. Он сразу теряется, не может выбрать, в кого ему превратиться. В безголового мертвеца или огромного плотоядного слизняка? Однажды боггарт на моих глазах хотел напугать сразу двоих и превратился в половинку слизняка. Вот смеху-то было! Заклинание против боггарта простое, нужно только одно: хорошенько сосредоточиться. Лучшее оружие против него – смех. Превратите его во что-нибудь смешное и рассмейтесь, он тут же исчезнет. Сперва поучим заклинание без волшебных палочек. Повторяйте за мной: ридикулус!” [14].

2. К первому правилу Ремуса Люпина (одного из персонажей книги) – не оставаться наедине с бугимэном – дети обращаются чаще всего. Вместе не так страшно. А со взрослым – тем более! Поэтому очень важно, чтобы родители и учителя не пренебрегали страхом ребенка, а отнеслись к нему серьезно.

Детские страхи в дошкольном и младшем школьном возрасте тесно связаны с группой: страшилки распространияются среди детей, как простуда. Дети пугают друг друга рассказами про черную руку, инопланетян и войну. И именно в группе ребенок может получить ресурс для преодоления страха. А. И. Захаров предлагает авторский метод психологического преодоления страхов, состоящий в рисовании, драматизации и катарсисе, которые позволяют преодолеть последствия пережитых травм[7]. На стадии драматизации ребенку потребуются либо родственники и другие дети, либо куклы, которые будут выполнять роль пугающего окружения и самой причины страха (например, микробов при страхе заболеть).

Призыв взрослого на помощь в борьбе с бугимэном символичен. Ведь бугимэн часто используется в качестве устрашения именно родителями. Поэтому бугимен, забирающий плохих детей, может быть изгнан тем, кто решает: наказывать или нет.

3. Но что делать, если ты не очень хорошо себя вёл? Посмеяться над своим страхом – для этого вовсе не обязательно произносить заклинание. Достаточно подумать: “Что же это за бугимэн такой, если помещается под моей кроватью, которая едва отстоит от пола на два сантиметра?!”.

Исследования показывают, что для детей старшего дошкольного возраста игровые и арт-терапевтические упражнения являются наиболее эффективными для снятия навязанных страхов [12]. Эти же методы хорошо работают с детьми младшего школьного возраста. Детям можно предложить нарисовать свой страх или рассказать про боггарта/страшилу/бабайку и попросить изобразить, какое обличие он мог бы принять при встрече с ребенком. А затем предложить добавить к рисунку что-нибудь, что сделает боггарта милым или смешным, а также напомнит ребенку о приятных эмоциях. Так, одна девочка, пририсовала своему зубастому, как соседская собака, боггарту воздушный шарик и велосипед, на котором ему было сложно усидеть. Если ребенку сложно сразу приступить к изменению рисунка, можно предложить придумать страшиле смешное прозвище. Дать боггарту имя, отличное от имени страха,  очень важный момент, потому что наименование чего бы то ни было, дает человеку символическую власть над объектом. Старшие школьники или дети, которые не любят рисовать, могут придумать историю о встрече со своим страхом, написать сочинение, а затем переписать его, добавив забавные моменты.

4. Важным этапом встречи с боггартом в книге Дж. Ролинг является победа над ним, когда страшилище в ужасе скрывается в шкаф, из которого его выпустил преподаватель. Этот этап психоаналитики называют «отождествлением с агрессором». Р. Эмануэль пишет: «отождествление себя с агрессором  обычный метод борьбы с навязчивым страхом, поскольку он позволяет человеку проектировать свои опасения на кого-то ещё, кто становится жертвой нападения» [16]. Этому процессу важно уделить особое внимание при разыгрывании страха по методу А.И. Захарова [7] – на определенном этапе ребенок берет на себя роль пугающего явления или персонажа и нападает на своего игрового или игрушечного заместителя.

5. Третий способ, который также упоминается косвенно в “Гарри Потере и узнике Азкабана”, – “патронус”. Патронус, по словам Ремуса Люпина,  это особая самая светлая и чистая сила, которая может сопровождать любого волшебника, стоит только сосредоточиться, вспомнить что-то самое приятное в жизни и произнести заклинание. И чем сильнее волшебник, тем сильнее его патронус[14]. Заклинанием вызова патронуса Гарри справляется с Дементором – ужасным созданием, вселяющим ужас и питающимся человеческими эмоциями (чем не вариант бугимена?!). Для реальных детей патронусом нередко является игрушка, подаренная значимым взрослым (а у Гарри Поттера патронус принимает облик оленя, животного тесно связанного с отцом, которого мальчик потерял в младенчестве). Плюшевый мишка или динозаврик может защитить ребёнка от любой самой страшной угрозы бугимена. Такая игрушка должна быть «заряжена», поэтому хорошо, чтобы защитник жил не только в спальне ребенка, но и бывал с ним на праздниках и других веселых мероприятиях. Особую силу игрушка приобретает, если она сделана или модифицирована самостоятельно в группе (мишке сделали картонный щит) или получена как заслуженная награда за храброе участие во встрече со своими страхами.

Создание «защитника»  это промежуточный этап борьбы со страхом, который может снять его чрезмерные проявления вне группы. Позже важно будет провести работу, чтобы ребенок присвоил себе свойства защитника, побывал также в его роли и нашел общие с ним черты.

6. Бугимен, как и боуги, нередко бывает привязан к жилищу. Тем не менее, переезд – довольно радикальный метод для борьбы с детскими страхами. Кроме того, если верить валлийцам, боуги может перебраться в новый дом вслед за хозяевами (как это делает, например, хорошо прикормленный брауни). В современном английском слово “бугимэн” используется для обозначения человека или вещи, на которую проецируются необоснованные страхи: “Don’t turn me into a boogieman. Spank the child yourself – Нечего ребенка пугать мною. Сама отшлепай его” [9]. Это может быть косвенным указанием на предпосылки для актуализации детских страхов в семьях, которые внешне могут выглядеть благополучными.

В работе Авдеевой Н.Н. и Кочетовой Ю.А. [3] показано, что возникновению страхов у дошкольников способствуют такие параметры детско-родительских отношений, как отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, непринятие (отвержение) ребенка родителем, а также высокий уровень тревожности в детскородительских отношениях. Определены ведущие типы детскородительских отношений в возникновении страхов у младших школьников: повышенный уровень требований родителя по отношению к ребенку, сверхвысокий уровень контроля состороны родителя, отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, а также высокий уровень тревожности в детскородительских отношениях [там же]. Поэтому для того, чтобы справиться со страхами и предотвратить появление новых, необходима работа со всеми членами семьи.

Подведем итоги. Мы показали, что фольклор и его элементы в детской литературе могут стать для психолога и педагога ориентирами в поисках ресурсов и средств для совладания с детскими страхами.

Для выделения сказочных презентаций страха, мы обратились к психологическим и психоаналитическим представлениям о страхе, его видах, причинах и потенциальной патогенности.

Далее, мы выделили ряд персонажей российского и британского фольклора, которые по ряду признаков могут считаться внешней презентацией страха: бугимен, боуги, боггарт, Бабай.

Пересказанные сюжеты, упомянутые персонажи и эпизоды из книги Дж.К. Ролинг могут стать основой для психологической игры с классом, группой психологической разгрузки или продленного дня детей младшего школьного возраста и, вероятно, школьников старших возрастов (подробнее об организации подобных игр см. Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей»  Спб: 2004 [7] и Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // «Школьный психолог» -2009  № 07 [11]). Важно помнить, что с этической точки зрения и в целях безопасности, не рекомендуется обращаться к работе со страхом смерти, потери или болезни родителя в группе и в отсутствии специалиста-психолога, даже если эти страхи разделяет большинство участников группы.

Список используемой и цитируемой литературы:

1. Lindemans Micha F. Bogeyman Encyclopedia Mythica // [url]http://www.pantheon.org/articles/b/bogeyman.html[/url] .

2. Squire Ch. Celtic Myths and Legends  Lomond Books, 2003.

3. Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование – 2008 -№4. СС. 35-47

4. Бадалян Ж. Бабай: миф или реальность // [url]http://www.zhurnal.ru/staff/Mirza/babaj.htm[/url]

5. Гузанова Т.В. Проблема метода психологического изучения школьных страхов учащихся начальных классов. // КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – 2008  №2. СС. 91-96.

6. Друговейко-Должанская С., Белокурова С. Кто такой этот «ёкарный Бабай» // Культура речи, [url]http://gramma.ru/RUS/?id=14.105&PHPSESSID=ad6d22c3288a7b02eee1c5b762bdf6a3[/url]

7. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Спб: 2004.

8. Котро Ж., Моллар Е. Когнитивная терапия фобий //Московский психотерапевтический журнал – 1996  №6.

9. Лапшина Т.Н. Бугимэн  бОльшие глаЗа СтрАха. // [url]http://psyvert.ru/psy/boggarts/[/url]  2006.

10. Мифология Британских Островов. Энциклопедия  М.: ЭКСМО. TERRA FANTASTICA, 2003.

11. Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // «Школьный психолог» -2009  № 07 , а также [url]https://psy.1september.ru/article.php?ID=200700708[/url]

12. Орлова Л.В. Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (на материале старшего дошкольного возраста) /автореферат диссертации на соискание степени кандидата наук/  М., 2009.

13. Результаты 8-ми летних исследований человеческих страхов // Психологические новости, [url]http://psyjournals.ru/psynews/d8415.shtml[/url], 2008

14. Ролинг Дж.К. Гарри Поттер и узник Азкабана  Росмэн, 2002.

15. Шишкова Е.Ю. Работа с детскими страхами на Детском телефоне доверия // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам – М.:МГППУ, 2010.

16. Эмануэль Рики. Страх – М.: ООО «Издательство Проспект», 2002.

17. Энциклопедия сверхъестественных существ – М.: ЛОКИД-МИФ, 1997.


Лапшина Татьяна Николаевна



Зеленая психология
Рубрики:  куклотерапия

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Раскрась по номерам "Домашние животные"

Понедельник, 07 Января 2013 г. 12:36 + в цитатник
Это цитата сообщения maKnika [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Раскрась по номерам "Домашние животные"

4663906_1 (547x700, 387Kb)

Читать далее...
Рубрики:  Воспитание Детей

Метки:  

Поиск сообщений в Михейка
Страницы: 134 ... 49 48 [47] 46 45 ..
.. 1 Календарь