-–убрики

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в мурзик49

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 09.05.2011
«аписей: 17375
 омментариев: 47784
Ќаписано: 114089

”дивительна€ истори€ атомохода ЂЋенинї

ѕ€тница, 18 Ќо€бр€ 2016 г. 07:39 + в цитатник

јтомоход «Ћенин», как и положено ветерану, и поныне величав. — виду не скажешь, что «Ћенину» п€тьдес€т. ѕервый в мире ледокол заложили 24 августа 1956 года на стапел€х јдмиралтейского завода в Ћенинграде.
»стори€ атомохода удивительна. Ќа прот€жении тридцати лет ледокол доказывал свои уникальные возможности по преодолению ледовых преград в суровых услови€х јрктики
«Ћ≈Ќ»Ќ» » —≈…„ј— ∆»¬≈≈ ¬—≈’ ∆»¬џ’

»де€ создать атомную установку дл€ кораблей возникла у »гор€  урчатова в 1952 году. ќн поделилс€ ею с известным физиком јнатолием јлександровым. “ак и началась работа над первым в мире гражданским судном с атомной энергетической установкой. јтомоход возводил весь —оветский —оюз, причем в рекордно короткие сроки. ¬ 1959 году на ледоколе «Ћенин» был подн€т государственный флаг. —удно решило многие проблемы пол€рников. Ќа тот момент лучшие ледоколы с дизельной силовой установкой имели запасы топлива не более чем на 30-40 суток. ¬ суровых услови€х јрктики этого было €вно недостаточно. «апасы топлива составл€ли почти одну треть веса ледокола, но несмотр€ на это, в период арктической навигации судам приходилось несколько раз заходить в базы, чтобы заправитьс€ горючим (за час мощный ледокол сжигал до трех тонн нефти). Ѕыли случаи, когда караваны судов зимовали в пол€рных льдахтолько потому, что запасы топлива на ледоколах исс€кали раньше времени.

” «Ћенина» таких проблем не было. ¬место дес€тков тонн нефти ледокол расходовал в сутки 45 граммов €дерного горючего – то есть столько, сколько умещаетс€ в спичечной коробке. Ќовое решение энергетической проблемы позвол€ло атомоходу за один рейс побывать и в јрктике, и у берегов јнтарктиды.
ядерна€ установка «Ћенина» почти в 3,5 раза превосходила мощность первой в мире атомной электростанции јкадемии наук ———–. ѕолна€ мощность силовой установки – 32,4 мегаватта. Ёто 44 тыс€чи лошадиных сил. ћаксимальна€ скорость судна на чистой воде составл€ла 18,0 узла (33,3 километра в час).
Ѕольша€ мощность энергетической установки позволила преодолевать льды толщиной до 2,5 метра с июн€ по окт€брь.
јтомный ледокол по мощности в два раза превосходил американский ледокол «√летчер», считавшийс€ на тот момент крупнейшим в мире.

ќсобые обводы дл€ носовой части позвол€ли ледоколу легче раздвигать лед€ные пол€ в Ћедовитом океане. ѕри этом винты и руль получили надежную защиту от ударов льда.
Ѕыла на судне установлена и особа€ балластна€ система против ледового плена – на случай, если борта судна застр€нут во льдах. Ќа ледоколе были установлены специальные системы балластных цистерн. —истемы действовали следующим образом: когда из одной цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого борта, то судно, раскачива€сь из стороны в сторону, ломало лед бортами.
„резвычайно сложной задачей дл€ строителей оказалась установка т€желого рул€ (из-за сложной конструкции кормовой части атомохода). „тобы не рисковать, строители решили дл€ начала попробовать установить дерев€нный макет таких же размеров. ѕосле того как расчеты подтвердились, многотонную деталь водрузили на ее место.

 

 

 


Ќа ледоколе нашлось место и дл€ взлетно-посадочной площадки вертолетов ледовой разведки.
Ќа судне также имелись клуб, салон отдыха, библиотека с читальным залом, кинозал, несколько столовых и курительный салон. ¬се эти помещени€ были отделаны дорогими породами дерева, а в кают-компании имелс€ камин. »мелись на корабле и медицинские кабинеты – терапевтический, зубоврачебный рентгеновский, физиотерапевтический, операционна€, процедурна€, лаборатори€ и аптека.
Ѕытовые проблемы решали сапожна€ и портновска€ мастерские, а также парикмахерска€, механическа€ прачечна€, бани, душевые и камбуз со своей хлебопекарней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ќкончание строительства ледокола совпало с визитом ’рущева в —Ўј. 14 сент€бр€ 1959 года, развернув газеты, советские люди с волнением читали ответ товарища ’рущева на письма и телеграммы, поступившие в его адрес в св€зи с поездкой в јмерику.
– Ќаша поездка в —Ўј, – писал Ќ.—. ’рущев, – совпала с двум€ величайшими событи€ми: впервые в истории успешно осуществлен полет ракеты на Ћуну, посланной с «емли советскими людьми, и вышел в плавание первый в мире атомный ледокол «Ћенин»… Ќаш ледокол будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны».

 

 


– Ћедокол должен был олицетвор€ть мощь и величие советского государства, нагл€дно демонстрировать преимущество социалистического стро€ перед капиталистическим, поэтому о нем раструбили на весь мир, – вспоминает јрон Ћейбман. – Ќо вот когда подошло врем€ спуска ледокола на воду, возникла неразрешима€ проблема.
Ћедокол строилс€ в Ћенинграде, и выводить его планировалось по Ћенинградскому морскому каналу. Ќо глубина канала была 9 метров, а осадка ледокола – 10. ѕроводку осуществить было невозможно…
—обиралось множество совещаний, где предлагались различные варианты. Ќапример, построить понтоны и по ним вывести ледокол. —пециалисты подсчитали, что стоить это меропри€тие будет не менее 80 миллионов тогдашних рублей…


ќбсуждалс€ вопрос прохождени€ ледокола и в гидрографическом отделе. “огда-то јрон јбрамович предложил своему начальнику, контр-адмиралу »осифу ћатвеевичу  узнецову, простое решение. ќн напомнил ему о таком €влении, как приливы, при которых уровень воды в Ќеве поднимаетс€ до трех метров. ≈сли вода подниметс€ на два с половиной метра, это позволит ледоколу беспреп€тственно (а главное, абсолютно без вс€ких затрат) пройти по фарватеру.  ак раз в окт€бре вода должна подн€тьс€. Ёта иде€ очень понравилась  узнецову. «√осударственные деньги нужно беречь», – сказал он.
ƒело завертелось. —тали ждать воды. ѕо данным многолетних наблюдений, вода должна была подн€тьс€ в ближайшие недели. ѕрошел мес€ц, но вода не поднималась. Ћейбмана вызвали в ленинградское отделение  √Ѕ.
– Ќе бойс€ и сухари с собой не бери, – подбодрил подчиненного  узнецов, – авось не посад€т.
јрон јбрамович отправилс€ к чекистам. ¬ кабинете сидели трое. ¬ежливо поинтересовались, где вода и правильно ли ждать прилив. јрон јбрамович сказал, что вода непременно будет, просто трудно рассчитать ее приход с точностью до одного дн€.
– Ќу что ж, смотрите, – сказали ему, – если что-то не так, мы вам не позавидуем.
—пустившись вниз в невеселом расположении духа, јрон јбрамович увидел своего помощника, который ждал его внизу в приподн€том настроении: «¬ода прибывает сегодн€ ночью», – радостно доложил он. ѕоскольку пропуск еще не отобрали, јрон јбрамович вернулс€ назад в кабинет и доложил всей троице о приходе воды. «¬от видите, – услышал он в ответ, – стоило нам зан€тьс€ этим вопросом, и вода сразу по€вилась».


¬ода подн€лась на 2 метра70 сантиметров и держалась 2 часа 20 минут. ¬ течение двух часов ледокол беспреп€тственно шел по каналу. Ќо если бы с проходом ледокола задержались на 20 минут, то вс€ операци€ могла бы закончитьс€ катастрофой.
— выходом ледокола в ‘инский залив и началась его славна€ биографи€. ѕравда, на первых же ходовых испытани€х вы€снилось, что на «Ћенине» имеютс€ технические недоработки, в частности, сильна€ вибраци€ винта. ƒл€ его отладки ледокол пришлось снова отправить на јдмиралтейский завод, потом заново провести его по морскому каналу, снова ждать воды, котора€, к слову сказать, на сей раз пришла очень быстро. Ќо все это было известно только очень узкому кругу допущенных к тайне людей. ј дл€ всего прогрессивного человечества первый в мире атомный ледокол «Ћенин» был спущен на воду 6 но€бр€ 1959 года, к 42-й годовщине ¬еликой ќкт€брьской социалистической революции, и победоносно прошел все испытани€ под мудрым руководством коммунистической партии и советского правительства.
ѕосле испытаний на Ѕалтийском море первый в мире атомный ледокол отправилс€ к месту своего базировани€ в ћурманск.

 

 

 


«а тридцать лет работы на счету ледокола «Ћенин» 654 400 миль, из них во льдах – 560 600. ќн провел 3741 судно.
¬ кают-компании «Ћенина» побывали ‘идель  астро, ёрий √агарин, король Ќорвегии ’аральд V и другие не менее известные люди.
ћногие члены команды атомохода были представлены к правительственным наградам. ј капитан Ѕорис ћакарович —околов, возглавл€вший экипаж почти четыре дес€тилети€, был удостоен звани€ √еро€ —оциалистического “руда. ќн не представл€л жизни без «Ћенина» и даже умер по дороге на ледокол.

 

 


¬ 1989 году «Ћенин» был поставлен на вечную сто€нку в ћурманске.

»сточник

–убрики:  ѕутешестви€
»скусство
музеи
пейзажи
фото
истори€
море
транспорт
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 5 пользовател€м



»рина-“веричанка   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 Ќо€бр€ 2016 г. 08:26 (ссылка)
Ѕлагодарю!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
‘еликс-51   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 18 Ќо€бр€ 2016 г. 13:27 (ссылка)
—пасибо!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку