- нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -–убрики

 -÷итатник

„ечили€ Ѕартоли. ћузикферайн в ¬ене - (0)

„ечили€ Ѕартоли. ћузикферайн 12 декабр€ 2017 года в одном из лучших залов мира  ћузикфера...

ћузыка сердца. √еоргий —виридов - (0)

—таринные мастера говорили - показать красоту камн€, показать красоту дерева, красоту металла...

ѕисьма јфанаси€ ‘ета Ћьву “олстому - (0)

Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної Ђ¬ Ђѕоликушкеї все рыхло, гнило, бедно, больної...

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей: 8172
 омментариев: 29960
Ќаписано: 49953

Ѕ”Ћј“ ќ ”ƒ∆ј¬ј: „ј—ќ¬ќ… Ќјƒ≈∆ƒџ » ЋёЅ¬»

¬торник, 09 ћа€ 2017 г. 18:25 + в цитатник

«¬рожденным детским профессионализмом» назвал ќкуджава способность распознавать «тьму и свет, добро и жестокосердие», которой он, как многие дети, был наделен изначально и которую, в отличие от большинства, сохранил до конца жизни, как и детскую открытость, ранимость и незащищенность. ѕриобрет€ с годами мудрость (что не всем удаетс€), он не торопилс€ судить и старалс€ прощать, понима€, что «безгрешных не знает природа». » молча нес груз собственной, как он считал, т€жкой вины.

ќбсто€тельств знакомства родителей Ѕулата – Ўалико ќкуджавы и јшхен Ќалбанд€н, истори€ не сохранила, но известно, что познакомились они осенью 1921-го, а в следующем году поженились и сразу же уехали из “ифлиса в ћоскву. ѕервенец родилс€ 9 ма€ в 1924 года ћоскве, в роддоме на Ѕольшой ћолчановке, 5. „ерез мес€ц после рождени€ сына Ўалико —тепанович был назначен заведующим агитационным отделом “ифлисского горкома партии, и в июне отбыл в √рузию.

  ѕочти п€ть лет родители прожили врозь (мать работала инструктором в московском горкоме), и Ѕулат попеременно впитывал то московский, то тифлисский воздух. ќн редко видел отца, но воспринимал это как нечто естественное. ¬ поздней автобиографической повести, где ¬анванч – это автор в детстве, ќкуджава пишет: «…папа будет по€вл€тьс€ с фантастической непредвиденностью, будет тискать ¬анванча, нашептывать вс€кие смешные прозвища и вновь исчезать. » ¬анванчу остаетс€ вновь грустить в разлуке, но нет в нем отча€ни€, потому что благоговение перед папой столь глубоко и врожденно, что эта прерывиста€ лихорадочна€ св€зь представл€етс€ ему добротной и единственной из всех возможных». ¬ 1930 году в “ифлисе мальчик впервые попал в оперу, и монументальные «‘ауст», « армен» и «„ио-„ио сан» превратились в любимые дворовые игры. ќн рано начал рифмовать – первое стихотворение, по воспоминани€м его тетки —ильвии, сочинил в семь лет, на отдыхе в ≈впатории. Ћетом следующего года Ўалва ќкуджава был вынужден покинуть √рузию – отношени€ с Ћаврентием Ѕерией осложнились настолько, что пришлось обратитьс€ к ќрджоникидзе и попросить назначение в –оссию: на родине оставатьс€ было невозможно.

≈го отправили парторгом в Ќижний “агил, на самый большой в ———– вагоностроительный завод – ”ралвагонстрой. јшхен с детьми перебралась к мужу уже после рождени€ младшего сына, ¬иктора. ¬ первый класс Ѕулат пошел в “билиси. Ўкола была русска€, детей обучали «на €зыке Ћенина», грузинской истории и культуре удел€лось выборочное внимание, но и русской «не поздоровилось»: «ќ ѕушкине мы не слышали ничего, ѕушкин не существовал, Ћермонтов не существовал, “олстой не существовал, – вспоминал поэт позднее. – ¬се они были помещики». «»ветта, Ћизетта, ћюзетта, ∆анетта, ∆оржетта… ¬с€ жизнь мо€ вами, как солнцем июльским, согрета», – в известные всей стране игривые строчки куплетов, написанных в начале 1970-х дл€ фильма «—оломенна€ шл€пка», вплетены имена шестилетней »ветты, однажды по€вившейс€ в тифлисском доме тети —ильвии, и маленькой подруги Ѕулата ∆оржетты, дочери соседей по коммунальной московской квартире, бывших ее хоз€ев, в которой им «великодушно» оставили одну-единственную тесную комнатку. «∆оржетта така€ стройна€, черные локоны на матовом лобике, медленные распевочки вместо слов, быстрый лукавый глаз, красные гор€чие губки, и все у нее – обожаемое».  огда »ветта с мамой собрались домой, это показалось мальчику концом жизни; отъезд ∆оржетты с родител€ми за границу («предательница!») стал одним из звеньев цепочки потерь в жизни Ѕулата: «ћожет быть, вот тогда и возникла впервые скорбна€ и неостановима€ мелоди€ утрат…». «Ўкольна€ любовь» Ѕулата в четвертом классе – ќльга Ўамина, Ћел€, вспоминала, как он, перешедший уже в другую нижнетагильскую школу, однажды, стосковавшись, примчалс€ во врем€ уроков и, поставив дерев€нные €щики один на другой под окном, влез на них, чтобы хоть на минутку ее увидеть.  ак видно, глубоко романтический склад характера про€вилс€ у будущего автора «ѕутешестви€ дилетантов» уже в самом нежном возрасте...

Ћичности 33/2011. ƒмитрий ‘иалков

—лишком много вс€ких танков, вс€ких пушек и солдат. 
» военные оркестры слишком €ростно грем€т, 
и седые генералы, хоть и сами пули льют, – 
но за скорые победы с наслажденьем водку пьют. 
я один. ј их так много, и они горды собой,

и военные оркестры заглушают голос мой. 

Ѕулат ќкуджава



Ќесколько лет подбиралс€ € к этой затее.

ќтсматривал, выбирал, вслушивалс€ в материал, который удалось разыскать самому и в те кадры, которыми поделились со мной друзь€.

≈ще в дев€ностых, услышав рассказ Ѕулата ќкуджавы о военных годах, € поразилс€ тому, насколько резко его взгл€д на те страшные событи€ отличаетс€ от общеприн€тых установок и привычного парадного официоза.

“огда же возникла мысль – собрать все (по-возможности, конечно) документальные съемки ќкуджавы, где поэт высказывалс€ и размышл€л на эту тему. 
ќказалось, что говорил и пел он об этом не только здесь – в  –оссии. Ќо и в ѕольше, ‘ранции, јвстрии, японии, јмерике…

ј потом из этих материалов получилс€ фильм. ‘ильм-монолог от первого лица, в котором – один ќкуджава и ни слова авторского текста.

ќдин – как в своем стихотворении.

ќдин – как сегодн€, когда голос его, полный боли, почти не слышен.

Ќо будет услышан – об€зательно.

2734582

 

–убрики:  ѕоэты и поэзи€
ћетки:  

ѕроцитировано 2 раз
ѕонравилось: 10 пользовател€м



√алаћаг   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 ћа€ 2017 г. 18:45 (ссылка)
“амара, спасибо за ќкуджаву! ‘ото его за рабочим столом просто великолепно. Ќикогда ранее не видела. ¬прочем, интересовалась этой личностью мало (((
јхмадулина посв€тила ему много стихов.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћа€ 2017 г. 19:30ссылка
ћне ќкуджава очень интересен, но и € раньше не видела это фото. — јхмадулиной он был дружен особенно в молодые годы
merylen   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 ћа€ 2017 г. 20:22 (ссылка)
—пасибо! ќкуджава - это любовь с привкусом глубокой боли. —колько перепелось, так жаль, что это ушло...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬торник, 09 ћа€ 2017 г. 20:37ссылка
» в то же врем€, ћаша, кажетс€, что он не ушЄл! ¬спомнишь песенку и как будто поговоришь с ним. «апал он нам в душу!
merylen   обратитьс€ по имени ¬торник, 09 ћа€ 2017 г. 20:38 (ссылка)
»менно так!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку