-–убрики

 -÷итатник

  ћеждународному дню художника - (0)

∆уковский —танислав ёлианович. „асть- 6. «имнее. ’рам –ождества Ѕогородицы. «венигор...

ћихаил  онстантинович  лодт (1832 - 1902) - (0)

»ван Ќиколаевич  рамской. ѕортрет художника ћихаила  онстантиновича  лодта Ѕарон ћихаил  ...

’анана мити - ƒорога цветов - (0)

’анана мити - ƒорога цветов ...

ћадонны –афаэл€ - (0)

≈го ћадонны…   ћен€ всегда влекла к себе и грела. ћечта о музе —анти –афаэл€....

Ћеонид ‘илатов. ќ, не лети так, жизнь - (0)

ƒес€ть лет назад ушЄл из жизни Ћеонид јлексеевич ‘илатов. ќн многое успел в своей не очень д...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 49871

‘илософ и логик Ћюдвиг ¬итгенштейн (1889Ц1951)

ѕонедельник, 01 ћа€ 2017 г. 16:14 + в цитатник

   Ћюдвиг »осиф »оганн ¬итгенштейн родилс€ 26 апрел€ 1889 года в ¬ене в богатой еврейской семье. ¬итгенштейны переехали в јвстрию из —аксонии. ƒед Ћюдвига перешел из иудаизма в протестантизм. ћать была католичкой. —ам ¬итгенштейн был крещен в католической церкви, в течение всей своей жизни он сохран€л уважительное отношение к религии.
≈го отец, человек незаур€дного ума и сильной воли, занимал видное положение в австрийской сталелитейной промышленности. «аслугой матери было создание художественной атмосферы, царившей в доме. ќна увлеклась музыкой, устраивала приемы дл€ знаменитых композиторов.
¬ семье было дев€ть детей: три сестры и п€теро братьев. Ћюдвиг был младшим. “рое из его братьев закончили жизнь самоубийством еще молодыми. „етвертый, ѕауль, повредил руку на пол€х сражений во врем€ первой мировой войны. ¬последствии он получил известность как однорукий концертирующий пианист.
¬ 1906 году Ћюдвиг окончил школу в городе Ћинце (¬ерхн€€ јвстри€) и продолжил обучение в высшей технической школе в Ўарлоттенбурге под Ѕерлином. ѕериод с 1906 по 1912 годы можно охарактеризовать как врем€ мучительных и интенсивных поисков ¬итгенштейном своего жизненного пути. 


  ¬ 1908 году ¬итгенштейн отправилс€ в јнглию, где был прин€т студентом-исследователем на технический факультет ћанчестерского университета. “ам 
¬итгенштейн спроектировал прототип реактивного двигател€ и пропеллер дл€ самолета с реактивным двигателем. ¬ то же врем€ ¬итгенштейн увлекс€ математикой. —ильное вли€ние на его будущую жизнь оказала книга Ѕертрана –ассела «ѕринципы математики». » уже в 1912 году в  ембриджском “ринити-колледже по€вилс€ новый студент – Ћюдвиг ¬итгенштейн. ќн поразил преподавател€ своей способностью быстро и четко схватывать суть рассматриваемых проблем, а также независимостью и оригинальностью суждений.
Ќо ¬итгенштейна т€готила атмосфера, царивша€ в  ембридже. ѕоэтому он в отча€нии сбежал в Ќорвегию, где мог жить в полном уединении и наслаждатьс€ одиночеством.
 огда вспыхнула перва€ мирова€ война, ¬итгенштейн пополнил р€ды добровольцев австрийской армии, несмотр€ на то, что был освобожден от воинской службы по состо€нию здоровь€. Ќа фронте произошло событие, оказавшее огромное воздействие на ¬итгенштейна: в книжной лавочке где-то в √алиции он купил <≈вангелие> Ћ. “олстого. ѕозднее он стал изучать русский €зык, чтобы читать в подлинниках “олстого и ƒостоевского. «¬ ≈вропе за последнее врем€, - заметил он как-то, - было только два религиозных мыслител€: “олстой и ƒостоевский».
—мерть отца в 1912 году сделала ¬итгенштейна очень богатым человеком. ќн потратил часть своего наследства на развитие литературы и логики, однако отказалс€ от своей части наследства в пользу членов семьи. 
¬о врем€ войны ¬итгенштейн носил в своем походном ранце записные книжки, которые заполн€лись в свободное врем€ его философскими размышлени€ми.  огда в августе 1918 года он уезжал в ¬ену, то собрал эти записи в короткий трактат. ќн вз€л трактат с собой в плен, а его копии отправил –асселу, который глубоко осмыслил и высоко оценил эту работу. ќни договорились встретитьс€ сразу же после освобождени€ ¬итгенштейна из плена, чтобы решить вопрос об издании рукописи. ¬ведение к «“рактату» –ассел хотел написать сам. 


¬итгенштейн озаглавил свою работу «Ћогико-философский трактат».  нига оказалась небольшой по объему: она насчитывает около 20 000 слов, состоит из пронумерованных параграфов, каждый из семи глав тезисов дополн€етс€ последующими, составленными по дес€тичной системе. Ќа русском €зыке «Ћогико-философский трактат» впервые вышел в свет в 1958 году. ќб этой работе, прошедшей вместе со своим автором фронт и окопы очень хорошо сказал ћ. . ћамардашвили: «“акой холодной, отвлеченной красотой пронизан один из лучших философских текстов - «Ћогико-философский трактат» ¬итгенштейна. ќн €вл€етс€ одновременно и знаком человеческого достоинства, и знаком человеческой хрупкости. Ёти вот непреход€щие, застывшие образы высокого, то есть истинной красоты, добра, человеческого достоинства, - это то, о чем нельз€ говорить, о чем нужно молчать. Ёто то, что ¬итгенштейн называет мистическим» .
—транна€ судьба ожидала эту книгу. ќсновной ее смысл сам автор выразил так: «“о, что вообще может быть сказано, может быть сказано €сно; о чем нельз€ говорить, о том следует молчать» . Ѕольшинством это было пон€то так, что €сными и осмысленными €вл€ютс€ только предложени€ естественных наук, а все остальное бессмысленно.  нига ¬итгенштейна стала откровением дл€ участников ¬енского кружка. ¬итгенштейн был восприн€т как один из предтеч или даже основоположников логического позитивизма.



≈сли считать, что место мыслител€ в философии определ€етс€ тем, создал ли он школу, имел ли учеников и последователей, то ситуаци€ ¬итгенштейна будет выгл€деть парадоксальной. — одной стороны, у него много последователей, ибо аналитическа€ традици€ €вл€етс€ одной из ведущих в философии XX века. — другой стороны, говорить о его подлинных последовател€х трудно хот€ бы по той причине, что философи€ ¬итгенштейна в ее целостности все еще остаетс€ нераскрытой.              я имею в виду глубинную направленность его размышлений над проблемами сознани€, «я», солипсизма, св€зь между направленностью этих размышлений и особым вниманием к €зыку, посто€нное присутствие этического измерени€ в его рефлексии. ¬о вс€ком случае, €сно, что осознание взаимосв€зи основных мотивов его рефлексии должно вывести в такие сферы философствовани€, которые остались чуждыми аналитической философии.
¬итгенштейн показывает, что основные утверждени€ и принципы научных теорий, базисные убеждени€ людей об окружающем их мире не имеют и не могут иметь обосновани€. Ќо одновременно он показывает, что они и не нуждаютс€ в таковом, ибо обладают особым статусом.


ќн отказывает в осмысленности философскому представлению о «я» как основании разумности и достоверности. ќднако, ввод€ пон€ти€ €зыковой игры, формы жизни, он указывает нам на согласованную человеческую де€тельность, котора€ продуцирует особый тип неопровержимости и формирует тем самым сферу того, что не может быть подвержено сомнению и служит основой дл€ обосновани€ прочих утверждений и убеждений.
—реди «базисных убеждений» находитс€ место и дл€ страстной этической и религиозной убежденности. ќн не верит, что наука дает адекватное отражение внешнего мира. —ами утверждени€ такого рода он считает бессмысленными. Ќо его рассуждени€ показывают ценность форм жизни людей, определ€ющих свою волю этическими и религиозными ценност€ми.
‘илософию ¬итгенштейна, таким образом, можно пон€ть как ответ на кризис классической философии. ≈го философские искани€ раскрывают глубину и серьезность этого кризиса. » в то же врем€ они свободны от признаков декаданса и указывают путь к новым теоретическим горизонтам.

29 апрел€ 1951 года он скончалс€. ≈го последние слова были адресованы близким друзь€м: «ѕередай им, что у мен€ была прекрасна€ жизнь».

 

јфоризмы Ћюдвига ¬итгенштейна

ќбыкновенна€ комната может оказатьс€ дл€ человека тюрьмой, если дверь в этой комнате открываетс€ вовнутрь, а человек не догадываетс€ пот€нуть ее на себ€, а не толкать от себ€.

‘илософ, не участвующий в дискусси€х, подобен боксеру, никогда не выходившему на ринг.

Ќикогда не углубл€йтесь в одну из сторон проблемы, но всегда поднимайтесь туда, откуда проблема видна во всей ее целостности и полноте, даже если и не совсем отчетливо.

ќдин из важнейших талантов – не озадачиватьс€ вопросами, которые теб€ не касаютс€.

ѕочивать на лаврах так же опасно, как отдыхать в снегу. ћожно задремать и умереть во сне.

јтмосфера, неотделима€ от вещи, — это не атмосфера.

Ѕольше всего говорит то предложение, из которого больше всего следует.

Ѕольшинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. ¬от почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь устанавливать их бессмысленность.

Ѕудущее от нас сокрыто. Ќо думает ли так астроном, вычисл€ющий дату солнечного затмени€?

Ѕывает, слова выговариваютс€ с трудом.

Ќикакой сигнал бедстви€ не может быть большим, чем крик одного человека.

Ќикто не может продумать мысль за мен€, как никто не может за мен€ надеть шл€пу.

Ќи одно предложение не может высказывать нечто о себе самом. „еловек обладает способностью строить €зыки, позвол€ющие выразить любой смысл, пон€ти€ не име€ о том, как и что обозначает каждое слово.

Ќовое слово подобно свежему семени, брошенному в почву дискуссии.

Ќо можно ли жить так, чтобы жизнь перестала быть проблематичной?

Ќужно уже что-то знать (или уметь), чтобы быть способным спрашивать о названии.

Ќужно разрушить здание собственной гордыни. ј это ужасна€ работа.

ќбо мне нельз€ сказать, что € знаю свои ощущени€. ќни у мен€ просто есть.

ќбраз может заменить описание.

ќбраз может изображать отношени€, которые не существуют

ќбраз тоже должен отбрасывать свою тень на мир.

ќбъект прост.

ќбъект — устойчивое, сохран€ющеес€; конфигураци€ — мен€ющеес€, нестабильное.

ќбъ€снение служит устранению или предотвращению непонимани€.

ќдна из наиболее сложных задач философа — найти, где жмет ботинок

ќдна эпоха не понимает другую; а ничтожна€ эпоха ложно судит обо всех иных по своим, собственно, ничтожным меркам.

ќдно из главных умений философа — не заниматьс€ теми вопросами, которые его не касаютс€.

ќжидание и исполнение соприкасаютс€ в €зыке.

ќкул€р даже гигантского микроскопа не должен быть больше, чем наш глаз.

ќпередивший свое врем€ когда-то догнал его.

ќ себе человек пишет с высоты собственного роста. «десь сто€т не на ходул€х или на лестнице, а только босыми ногами на земле.

ѕутаницы, занимающие нас, возникают тогда, когда €зык находитс€ на холостом ходу, а не тогда, когда он работает.

–абота в философии — это в значительной мере работа над самим собой.

–азве можно себе представить, что камень обладает сознанием?

–азве существует наука из полностью обобщенных предложений? Ёто звучит крайне неверо€тно.

–азложенное предложение говорит больше, чем неразложенное.  огда предложение столь же сложно, как и его значение, оно полностью разложено.

–ебенок должен многому научитьс€, прежде чем он сможет притвор€тьс€.

–ебенок приучаетс€ верить множеству вещей.

–ебенок учитс€ благодар€ тому, что верит взрослому. —омнение приходит после веры.

–елиги€ как безумие — это безумие, вырастающее из безрелигиозности.

–елиги€ — словно спокойное дно, на самой большой глубине остающеес€ спокойным, сколь бы высоки ни были волны, кат€щиес€ над ним.

–ешение проблемы жизни замечают по исчезновению этой проблемы.

—вобода воли состоит в том, что поступки, которые будут совершены впоследствии, не могут быть познаны сейчас.

—воим сочинением € не стремилс€ избавить других от усилий мысли. ћне хотелось иного: побудить кого-нибудь, если это возможно, к самосто€тельному мышлению.

—кептицизм не неопровержим, но €вно бессмыслен, поскольку он пытаетс€ сомневатьс€ там, где невозможно спрашивать.

—ледует различать предмет страха и причину страха.

—лова подобны пленке на глубокой воде.

—лово — это зонд; иное проникает глубоко, иное — лишь на малую глубину.

—мерть — не событие жизни.

—обытие либо происходит, либо не происходит, чего-то третьего не дано.

—овершенно верно, что автомобили не вырастают из земли.

—огласие в мысли. ¬от желанна€ цель того, кто философствует.

—омнение может существовать только там, где существует вопрос, вопрос — только там, где существует ответ, а ответ — лишь там, где нечто может бьггь высказано.

—пешащий человек, даже сид€ в вагоне, будет непроизвольно его подталкивать.

—оскабливать цемент значительно легче, чем двигать камни. Ќо сначала все-таки нужно сделать первое, чтобы потом иметь возможность сделать другое.

”дачное сравнение освежает ум.

” гени€ не больше света, чем у любого другого достойного человека.

‘илософи€ есть борьба против зачаровывани€ нашего интеллекта средствами нашего €зыка.

‘илософи€ не дает картины реальности.

‘илософи€ не учение, а де€тельность.

‘илософи€ не €вл€етс€ одной из наук

‘илософи€ ограничивает спорную территорию науки. ќна призвана определить границы мыслимого и тем самым немыслимого.

‘илософские проблемы возникают, когда €зык пребывает в праздности.

‘орма — возможность структуры.

’орошее произведение искусства — это завершенное выражение.

’орошо, что € не позвол€ю себе подпадать под вли€ние!

’ристианска€ вера — как € ее понимаю — прибежище в высочайшей беде.

’удожественное чудо заключаетс€ в том, что оно дает мир.

÷елокупность истинных мыслей — картина мира.

÷ель философии — логическое про€снение мыслей.

„еловек — и, возможно, народы — должен пробудитьс€ дл€ удивлени€. Ќаука же — это средство, чтобы вновь усыпить его.

„астью новой жизни должна стать исповедь.

„еловек не может просто вз€ть и сделатьс€ счастливым.

„еловек не способен высказать истину, если он еще не овладел собой.

„еловек часто бывает околдован словом. Ќапример, словом «знать».

„еловеческий взгл€д обладает способностью придавать ценность вещам; правда, тогда они поднимаютс€ и в цене.

„еловеческое тело — лучша€ картина человеческой души.

„ему € хочу научить — так это переходить от не€вной бессмыслицы к бессмыслице €вной.

„исто телесное может быть зловещим.

„тобы наслаждатьс€ творчеством поэта, надо, € полагаю, любить и ту культуру, к которой он принадлежит.

„тобы ошибатьс€, человек уже должен судить согласно с человечеством.

„тобы предложение могло бьггь истинным, необходимо, чтобы оно также могло быть ложным.

„то достижимо посредством лестницы, мен€ не интересует.

„то зависит от моей жизни?

„то нельз€ помыслить, о том нельз€ и говорить.

„то такое страх? „то значит «бо€тьс€»? ѕожелай € объ€снить это путем лишь показа, € просто сыграл бы ветрах.

„то утром взойдет солнце — гипотеза; а это значит, что мы не знаем, взойдет оно или нет.

„увство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом: как получаетс€, что на размышлени€х нашей повседневной жизни это не сказываетс€?

„увство €рости не может быть разумно, даже по отношению к √итлеру, а уж по отношению к Ѕогу — и подавно.

Ўирокий провал мысли часто пытаютс€ перепрыгнуть и тогда падают пр€мо в него.

Ётика и эстетика — одно.

я был бы счастлив создать хорошую книгу.

явл€етс€ ли вера опытом? явл€етс€ ли мысль опытом?

я восседаю в жизненном седле, как плохой всадник на коне. “олько кротости лошади € об€зан тем, что тотчас же не был сброшен ею.

я есть мой мир.

язык есть часть нашего организма, и не менее сложна€, чем сам этот организм.

язык переодевает мысли.

язык — это лабиринт путей.

я могу искать его, если его тут нет, но не могу его повесить в его отсутствие.

я не есть предмет.

я тщетно трачу неописуемые усили€ на то, чтобы привести в пор€док мысли, которые, может быть, ничего не сто€т.

¬ера в то, что огонь обожжет мен€, такой же природы, что и страх, что он обожжет мен€.

¬ерить в Ѕога значит понимать вопрос о смысле жизни. ¬ерить в Ѕога значит видеть, что факты мира — это не все. ¬ерить в Ѕога значит видеть, что жизнь имеет смысл. ≈сть два божества: мир и мое независимое я. я либо счастлив, либо несчастлив, вот и все. ћожно сказать: доброе и злое не существуют.

¬еро€тностью мы пользуемс€ лишь за неимением достоверности. ќтрицание мен€ет смысл предложени€ на противоположный.

¬ерь! Ёто не повредит.

¬ещь самосто€тельна, поскольку она может наличествовать во всех возможных ситуаци€х.

¬кус способен восхищать, но не захватывать.

¬ласть и богатство не одно и то же, хот€ богатство дает нам также и власть.

ћетки:  
ѕонравилось: 6 пользовател€м



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку