-–убрики

 -÷итатник

ѕавел ƒмитриевич Ўмаров (1874-1950). - (0)

–аботы до эмиграции.јнализ стил€. -ч.4.  рестный ход 1898 Ќесколько работ художника...

ќ —ергее —удейкине - (0)

  —удейкин —ергей ёрьевич (1882, —анкт-ѕетербург — 1946, Ќайак, штат Ќью-…орк,...

ѕам€ти ≈лены ќбразцовой - (0)

¬ ћариинском театре пройдет вечер пам€ти ≈лены ќбразцовой ¬ ћариинском театре пройде...

Ўильдер јндрей Ќиколаевич (1861-1919). - (0)

«имние пейзажи. «имние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодн€ ручьи и п...

Ћегендарна€ балерина “амара “уманова - (0)

„ерна€ жемчужина русского балета: как эмигрантка из “ифлиса покорила Ћа —кала,  овент-√арден и √олли...

 - нопки рейтинга Ђяндекс.блогиї

 -¬сегда под рукой

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в “омаовс€нка

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 20.04.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 50320

 о дню рождени€ »ннокенти€ ћихайловича —моктуновского

¬торник, 28 ћарта 2017 г. 19:07 + в цитатник



«агадочный и отстранЄнный, немного "не от мира сего" »ннокентий ћихайлович —моктуновский создал и воплотил на экранах образ наивного, чистого гени€, непон€тного и трогательного интеллектуала. ѕо воспоминани€м режиссЄров и коллег, со —моктуновским невозможно было работать точно так же, как с другими актЄрами: он был мастером, человеком творчества и потому мог полностью раскрытьс€ только в услови€х максимального дл€ себ€ комфорта. » дл€ »ннокенти€ ћихайловича эти услови€ создавались. “олько дл€ него.

јктер »ннокентий —моктуновский

јктер »ннокентий —моктуновский

»ннокентий был рождЄн в селе “ать€новка, что в “омской губернии (сейчас - “омска€ область), в семье ћихаила ѕетровича и јнны јкимовны он был вторым ребенком.  огда мальчику исполнилось четыре года, их семь€ бежала от голода в “омск, а позже - в  расно€рск, где у —моктуновичей были родственники. “ам ситуаци€ не намного улучшилась. √лава семейства работал грузчиком в порту, мама »ннокенти€ устроилась на колбасную фабрику, но жить всЄ равно приходилось впроголодь. ƒл€ того, чтобы прокормитьс€, јнне јкимовне приходилось воровать со своего места работы кости с остатками м€са и использовать их дл€ приготовлени€ супов и бульона.

¬ 1932 году, когда голод добралс€ до  расно€рска, а јнна была уволена, старших детей  ешу и ¬олодю пришлось отдать на воспитание к их тЄте Ќадежде ѕетровне и еЄ мужу. —упружеска€ чета, не имевша€ своих детей, искренне полюбила мальчиков, и жизнь детей стала относительно благополучной.

»ннокентий —моктуновский в детстве

»ннокентий —моктуновский (слева) с братом и тетей

 еша —моктунович училс€ плохо. ќн не интересовалс€ школьными предметами, про€вл€л свободомыслие и вспыльчивость, которые очень не нравились преподавател€м.  роме того, мальчик абсолютно не признавал авторитетов, а также частенько вв€зывалс€ в драки. Ѕудучи в шестом классе, »ннокентий, уже тогда влюблЄнный в театр, записалс€ в школьный драматический кружок, но вскоре был выгнан. ¬ыйд€ на сцену в день премьеры спектакл€, от волнени€ подросток расхохоталс€ перед всем зрительным залом и в итоге так и не смог сыграть. ¬прочем, несмотр€ на этот эпизод, театр продолжал привлекать —моктуновича. ¬семи правдами и неправдами  еша пыталс€ попадать на спектакли городского театра.

»ннокентий —моктуновский в юности

»ннокентий —моктуновский в юности

—итуаци€ осложн€лась тем, что денег у подростка не было, и ради заветного действа он шел на рискованные и часто незаконные шаги - вплоть до подделки билетов. ѕозже »ннокентий устроилс€ на подработку в театр статистом, а потом поступил в школу киномехаников, и казалось, что жизнь налаживаетс€, пока не произошла очередна€ беда. Ќачалась ¬елика€ ќтечественна€ ¬ойна, отца забрали на фронт. ёноша вынужден был совмещать всю привычную де€тельность с подработкой, чтобы помогать семье, в которой подрастало четверо детей. ¬ конце 1942 года с фронта сообщили, что ћихаил —моктунович погиб, а уже через несколько мес€цев и самого »ннокенти€ забрали воевать.

»ннокентий —моктуновский в молодости

»ннокентий —моктуновский в молодости

ќ том периоде жизни великий актЄр позже рассказывал в интервью и автобиографии. «а два года молодой человек успел побывать в плену, из которого бежал только благодар€ неожиданной помощи от одного из немецких солдат. »ннокентий пережил голод, который едва не свЄл его в могилу, и спасс€ лишь потому, что семь€ кресть€н приютила его, откармливала и ухаживала, риску€ при этом всем. „ерез всю жизнь —моктуновский пронЄс чувство глубокой благодарности и после войны не тер€л св€зь со своими благодетел€ми.



јндрей  ончаловский:

√ениальный.

» легкий.  ак ћоцарт! ѕеременчивый, женственный, капризный, отзывчивый… —моктуновский был человеком рефлекторным, нередко в себ€ не вер€щим, жаждущим получить энергию от режиссера. –аботали мы как друзь€, и если € порой давал ему психологического пинка, то он сам понимал, что это необходимо. ≈го надо было подстегивать, допинговать, чтобы пошло творчество. ќн такой был…

 огда мы со —моктуновским работали над «ƒ€дей ¬аней», мы на 180 градусов развернули роль, и он был убедителен — дл€ зрител€, не только дл€ мен€.
______________________

—егодн€ 92 года со дн€ рождени€ великого русского актера »ннокенти€ ћихайловича —моктуновского (28 марта 1925 — 3 августа 1994). ќн сн€лс€ у мен€ в двух фильмах — «ƒ€де ¬ане» (1970, ———–; роль ¬ойницкого) и «–омансе о влюбленных» (1974, ———–; в роли “рубача). я неоднократно рассказывал, что «ƒ€дю ¬аню» € поставил с подачи —моктуновского.

______________________
Ћетом 70-го года € шел по улице √орького, повстречал  ешу —моктуновского, с которым нас уже св€зывали и дружба, и ссоры, и обида, что он отказалс€ играть –ублева. я был свободен как птица, никаких творческих планов. «ашли в кафе «ћороженое» на углу √орького и ѕушкинской площади. “ам подавали лучшее в мире крем-брюле.

— ƒавай сделаем что-нибудь вместе, — сказал €. — „тоб не откладыва€ можно было поставить.
— ƒавай, — говорит он. — я сейчас цар€ ‘едора репетирую. ћожет, его и снимем?
— ј что еще?.
— ћожно «ƒ€дю ¬аню».
— ƒавай «ƒ€дю ¬аню».

¬ыпили шампанского. я вышел из кафе, свернул направо в √нездниковский, зашел в √оскино. Ќе помню уже к кому. —казал, что хочу ставить „ехова.
— „то?
— «ƒ€дю ¬аню».
— «амечательно!
Ќеужели так можно было решать?! ћожет быть, это было совсем не так. Ќо сейчас мне кажетс€, что было именно такое легкое решение, какого ни прежде, ни потом у мен€ уже не было. ѕисать сценарий не надо. я даже в титрах не поставил: «—ценарий ј. ончаловского», написал — «ѕьеса ј. ѕ. „ехова». √лавное и единственное, что требовалось — не искалечить пьесу. ƒл€ этого нужно было сохранить минимальное количество текста с максимальным количеством пауз, трехчасовую пьесу — уложить в экранные час сорок.  ак всегда, приступа€ к фильму, € потащил в него отовсюду, со всех периферий и окраин все, что могло здесь стать строительным материалом. «ан€лс€ „еховым очень серьезно. ћысли из записных книжек, из писем, все, касающеес€ его драматургии, и в частности «ƒ€ди ¬ани», — все мне было необходимо.

¬ообще картина шла легко. Ќачина€ со сценари€ — € справилс€ с ним за две недели. Ќачал актерские пробы. ѕодумал, что было бы интересно вдобавок к —моктуновскому собрать здесь и других титанов. ѕозвонил Ѕондарчуку в »талию (он в это врем€ снимал там «¬атерлоо»), предложил јстрова. ќн быстро перечитал пьесу, согласилс€.

—моктуновский как актер был совсем иным нежели Ѕондарчук. —воей концепции не имел.  ак насто€щий большой артист был гибок и, в отличие от Ѕондарчука, мне верил. —ергей — лев, с ним работать надо было поделикатнее. ƒержать дистанцию. ѕерестав мне верить, он с подозрением относилс€ к любому моему предложению, бо€лс€, что на экране будет выгл€деть алкоголиком, а не интеллигентом, каким себе представл€л јстрова. Ќе думаю, что Ѕондарчук до конца понимал „ехова. ѕосмотрев его «—тепь», € сказал ему об этом. ќн насупилс€, обиделс€ — к счастью, ненадолго. ћы любили друг друга.

—моктуновский же был человеком рефлекторным, нередко в себ€ не вер€щим, жаждущим получить энергию от режиссера. Ќесколько раз в ответ на его слова, что он не знает, как играть, € кричал на него, говорил, что он кончилс€, исс€к, больше вообще не художник. » тогда то, что он делал, было замечательно. ≈му нужен был впрыск адреналина. Ќе пр€ник, а кнут. ћожет быть, потому, что он уже слишком много отдал. ”стал. ¬о вс€ком случае, работали мы как друзь€, и если € порой давал ему психологического пинка, то он сам понимал, что это необходимо. ≈го надо было подстегивать, допинговать, чтобы пошло творчество.

¬о врем€ съемок € как-то столкнулс€ в студийном коридоре с  арасиком, тогда же делавшим «„айку».
—  ак дела? — спрашиваю.
— Ќадоело. —ил нет. —корей бы кончить все к чертовой матери.
я шел и думал: «Ѕоже! ≈сли бы только от мен€ зависело, € бы снимал свою картину как можно дольше, лишь бы не расставатьс€ с таким Ѕќ√ј“—“¬ќћ».
_________________________

Ќа фото — 1970 год. –епетируем перед съЄмками «ƒ€ди ¬ани».

P.S.
ќ —моктуновском, „ехове и не только… —овсем скоро, 6 и 11 апрел€, на своем творческом вечере в ћосковском ƒоме ћузыки € расскажу о тех, кто повли€л на мою жизнь и даже изменил еЄ. ќ люд€х, которым € буду всегда благодарен.

‘ото јндрей  ончаловский.

јндрей  ончаловский

–убрики:  јртисты
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 11 пользовател€м



—ветлана_Ѕогдан   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 ћарта 2017 г. 20:29 (ссылка)
ƒорога€ “омочка. спасибо за пост и пам€ть о замечательном человеке, люблю и помню.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 29 ћарта 2017 г. 17:29ссылка
ƒа! “акое искусство не забываетс€!
ёрий- иев   обратитьс€ по имени —реда, 29 ћарта 2017 г. 04:39 (ссылка)
—ветла€ пам€ть гениальному актЄру...

ѕам€ти —моктуновского...
Ћариса √рафска€.

“ы в кадре, как на сцене выступал:
Ќи капли фальши и ни грамма суеты,
ћистический твой профиль затмевал
¬сех, кто с тобою р€дом пребывал...

», пусть негромко, полушЄпотом звучал
“вой голос, будто ищущий опоры,
ќн убедительнее всех осталс€ в нас
» как вопрос и как ответ не скорый...

ўем€ще до сих пор живЄшь в сердцах:
ќткуда ты спустилс€ в век двадцатый?
»ль с фресок ћикеланджело сошЄл,
»ли из пьесы чеховского "...—ада"?

» нас наполнив трепетом былого,
“ы так внезапно вдруг исчез в пространстве...
–ассе€нный и светлый взгл€д твой`
≈щЄ согреет вдруг в ненастье!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 29 ћарта 2017 г. 17:32ссылка
—пасибо, ёрий! —ветла€ пам€ть нашему любимому —моктуновскому!
Ќинель_Ќик   обратитьс€ по имени —реда, 29 ћарта 2017 г. 10:24 (ссылка)
ќчень нравитс€ мне —моктуновский. Ќеобыкновенный человек и артист. —воеобразный такой. —пасибо, “амара.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 29 ћарта 2017 г. 18:09ссылка
"Ќеобыкновенный, своеобразный" - это про него! √ением его режиссЄры называли, с которыми он работал, а гениальность не поддаЄтс€ определени€м
truskovalent   обратитьс€ по имени —реда, 29 ћарта 2017 г. 14:42 (ссылка)
—пасибо.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

—реда, 29 ћарта 2017 г. 18:02ссылка
¬сего ¬ам радостного!
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку