-Цитатник

О Сергее Судейкине - (0)

  Судейкин Сергей Юрьевич (1882, Санкт-Петербург — 1946, Найак, штат Нью-Йорк,...

Памяти Елены Образцовой - (0)

В Мариинском театре пройдет вечер памяти Елены Образцовой В Мариинском театре пройде...

Шильдер Андрей Николаевич (1861-1919). - (0)

Зимние пейзажи. Зимние лесные пейзажи стали настолько каноническими, что сегодня ручьи и п...

Легендарная балерина Тамара Туманова - (0)

Черная жемчужина русского балета: как эмигрантка из Тифлиса покорила Ла Скала, Ковент-Гарден и Голли...

Неустанного стремленья неизменная печаль,— - (0)

"...чары ясных светлых снов..." Aspen Trunks and Descending Moon Фантазия. Константин Баль...

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 8227
Комментариев: 30206
Написано: 50302

Ко дню рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844 - 1908)

Суббота, 18 Марта 2017 г. 18:20 + в цитатник



Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова — явление уникальное в истории русской музыкальной культуры. Дело не только в огромном художественном значении, колоссальном объеме, редкой многосторонности его творчества, но и в том, что деятельность композитора охватывает почти целиком очень динамичную эпоху в отечественной истории — от крестьянской реформы до периода между революциями. Одной из первых работ молодого музыканта была инструментовка только что оконченного «Каменного гостя» Даргомыжского, последняя большая работа мастера, «Золотой петушок», относится к 1906–1907 годам: опера сочинялась одновременно с «Поэмой экстаза» Скрябина, Второй симфонией Рахманинова; всего четыре года отделяют премьеру «Золотого петушка» (1909) от премьеры «Весны священной» Стравинского, два — от композиторского дебюта Прокофьева.
  Николаю Римскому-Корсаков   было 12 лет, когда отец привез его в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Сбылась сокровенная мечта стать моряком. Занимался Ника усердно и ровно. И все же бытовавшие здесь нравы были ему чужды. Он страдал от бессмысленных занятий «фрунтом», муштры.


   В 1858 Николай Римский-Корсакову  начал учиться у известного пианиста Федора Андреевича Канилле. Педагог пришелся по душе. Под его руководством были сделаны первые опыты сочинительства.

Осенью 1861 произошла встреча с Балакиревым, и молодой Римский-Корсаков стал участником балакиревского кружка. Он оказался вовлеченным в горячие обсуждения и споры. Юноша был счастлив, что его принимают как равного эти талантливые люди, увлеченные музыкой.
А осенью 1862 на петербургской пристани Римский-Корсаков простился с провожавшими его Балакиревым, Кюи, Канилле. Он отправился в кругосветное плавание с твердым намерением продолжать заниматься композицией. Действительно, он сразу взялся за сочинение Анданте для симфонии на тему русской народной песни про татарский полон, предложенной Балакиревым. Это произведение он отправил на суд учителя и получил одобрительный ответ.

Радостным было возвращение Римскиго-Корсакова на родину, где его ждали друзья-единомышленники. Он много и с жадностью читает, играет на фортепиано, стремясь наверстать упущенное в плавании время. Римский-Корсаков усердно работал над Первой симфонией, дописывал ее, оркестровал, следуя указаниям Балакирева. В октябре 1865 она была исполнена в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1867 Римский-Корсаков написал «музыкальную картину» «Садко» для оркестра, принесшую ему заслуженную славу. Молодого композитора пленила сказка о поединке гусляра с океаном-морем.



  Стоило приступить к сочинению, как ожили воспоминания о плавании на «Антаре»: картины бушующего моря и нежной зыби, фосфорического свечения океанских вод, черного южного неба с крупными, блестящими звездами. «Садко» - первая работа, в которой Римский-Корсаков по-настоящему почувствовал собственный творческий пульс. И его охватило желание одолеть высоты, казавшиеся еще недавно недоступными.

Тогда зародилась и идея «Антара» - программного симфонического сочинения на сюжет восточной сказки.

В эти же годы к Николаю Андреевичу пришла большая любовь.

   Надежда Пугольд обучалась в Петербургской консерватории, некоторое время занималась по инструментовке и композиции у Римского-Корсакова. В 1860–1870-х как пианистка участвовала в музыкальных собраниях Балакиревского кружка.
Николай Андреевич вместе с друзьями стал часто бывать у сестёр Пургольд на их даче. В то время Николай Андреевич обдумывал сочинение оперы «Псковитянка» и делился с Надеждой Николаевной своими планами. Она наигрывала ему первые музыкальные наброски, разбирала их, инструментовала в опере несколько отрывков. Весной 1871 во время совместного чтения гоголевской «Майской ночи» Римский-Корсаков сделал ей предложение. 30 июня 1872 в Спасо-Парголовской церкви Надежда Пургольд и Николай Римский-Корсаков обвенчались. В браке родились семь детей.
Ей принадлежат музыкальные сочинения, переложения для фортепиано в четыре руки (в том числе опера «Псковитянка»). Автор статей, редактор 1-го (также автор вступительной статьи) и 2-го изданий книги Н. А. Римского-Корсакова «Летопись моей музыкальной жизни. 1844–1906» (СПб., 1909, 1910). Чайковский посвятил  Римской-Корсаковой романс «Колыбельная песня».



   В «Летописи моей музыкальной жизни» Римский-Корсаков пишет мимоходом: «Весною 1898 года я написал еще несколько романсов...» Что же скрывалось под этим словом «еще»? Дальнейшие записи, относящиеся к этому году, посвящены полностью «Вере Шелоге» и «Царской невесте» — двум операм, которые в это время сочинял композитор. В это же время были написаны еще два романса, посвященные исполнительнице главных ролей в операх Римского-Корсакова — певице Надежде Забеле-Врубель. Таким образом, приведенное глухое упоминание — единственное свидетельство создания последнего вокального цикла композитора — «Поэту», в который вошли одноименный романс на стихи А. Майкова (1817—1875), а также «Сомнение» (1839), «Искусство» и «Октава» (1841) на стихи А. Пушкина (1799—1837).

В появлении цикла есть некий таинственный, нерасшифрованный момент. Первоначально в нем предполагалось четыре номера. В 1898 Беляев издал четыре романса ор. 45, однако в это издание входил, кроме романсов «Искусство», «Октава» и «Сомнение», еще и романс «Эхо» на текст некоего Андреевского. Ни инициалы, ни даты рождения, ни какие-либо другие сведения о нем неизвестны. Быть может, под этой фамилией скрывался сам композитор, «сын Андрея»? Романс был написан в 1883 и первоначально издан под ор. 27. По-видимому, уже позднее композитор написал последний номер на стихотворение Пушкина «Эхо» (1831). Разумеется, два одинаковых названия в одном цикле были невозможны, и композитор дал последнему номеру название «Поэт», который определил название цикла и создал ему некую рамку: от первого номера к последним строкам пушкинского «Эха»:


Ты внемлешь грохоту громов

И гласу бури и валов,

И крику сельских пастухов, — 

И шлешь ответ; 

Тебе ж нет отзыва... 

Таков И ты, поэт!



Самым ярким номером сборника стал «Октава» на стихи Майкова:


Гармонии стиха божественные тайны 

Не думай разгадать по книгам мудрецов. 

У брега сонных вод, один бродя случайно, 

Прислушайся душой к шептанью тростников, 

Дубравы говору; их звук необычайный 

Прочувствуй и пойми в созвучии стихов.


«Поэту» как цикл менее удачен. Он несколько надуман по замыслу и не отличается цельностью, характерной для двух предшествующих циклов. Однако в нем есть подлинный шедевр, одна из вершин русского романсного творчества.

№3, «Октава», — удивительно гармоничен. Его открывают, как торжественная арка, медленные мерные аккорды. На их фоне и разворачивается спокойная, выразительная и нежная мелодия, лирический гимн искусству.


За 37 лет педагогической работы в консерватории у Николая Андреевича Римского-Корсакова училось более 200 композиторов: Глазунов, Лядов, Аренский, Ипполитов-Иванов, Стравинский, Черепнин, Гречанинов, Мясковский, Прокофьев ...

    Разработка Римским-Корсаковым ориентальной тематики («Антар», «Шехеразада», «Золотой петушок») имела неоценимое значение для развития национальных музыкальных культур Закавказья и Средней Азии, а многообразные морские пейзажи («Садко», «Шехеразада», «Сказка о царе Салтане», цикл романсов «У моря») многое определили в пленерной звукописи француза Дебюсси и итальянца Респиги.




Рубрики:  Русские композиторы/Римский-Корсаков
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 9 пользователям



Нинель_Ник   обратиться по имени Суббота, 18 Марта 2017 г. 19:19 (ссылка)
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Марта 2017 г. 20:55ссылка
Приятных сновидений, Ниночка, и бодрого пробуждения!
Sergey_Tashebsky   обратиться по имени Суббота, 18 Марта 2017 г. 22:26 (ссылка)
Томаовсянка, благодарю от души!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 19 Марта 2017 г. 19:11ссылка
Сердечное спасибо, Сергей! Удачи!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку