-Рубрики

 -Цитатник

Письма Афанасия Фета Льву Толстому - (0)

«В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно» «В «Поликушке» все рыхло, гнило, бедно, больно»...

К Международному дню художника - (0)

Жуковский Станислав Юлианович. Часть- 6. Зимнее. Храм Рождества Богородицы. Звенигор...

Михаил Константинович Клодт (1832 - 1902) - (0)

Иван Николаевич Крамской. Портрет художника Михаила Константиновича Клодта Барон Михаил К...

Ханана мити - Дорога цветов - (0)

Ханана мити - Дорога цветов ...

Мадонны Рафаэля - (0)

Его Мадонны…   Меня всегда влекла к себе и грела. Мечта о музе Санти Рафаэля....

 -Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 49908

Николай Никифорович Дубовский (1859-1918) «»

Среда, 01 Марта 2017 г. 20:06 + в цитатник

Николай Никифорович родился в декабре 1859 года в Нохудожник Николай Дубовский картины - 38вочеркасске, в семье родового казака. С раннего детства увлекся живописью, брал уроки рисования у своего дяди, художника А. В. Пышкина. Однако, отец Николая считал, что его сын должен продолжить семейную традицию – в 1870 Николай Дубовский был определен кадетом во Владимирскую Киевскую военную гимназию.

Николай Никанорович Дубовский

   Николай Никанорович прилежно изучал военное дело, а в свободное время, которого у кадетов было мало, рисовал. Кадет Дубовский просыпался за два часа до подъема и занимался своим любимым делом. В итоге директор военной гимназии настоятельно рекомендовал Дубовскому-старшему не препятствовать сыну и разрешить учиться живописи.

В 1877, после окончания гимназии, Николай отправляется в Петербург и успешно сдаёт вступительные экзамены в Императорскую Академию художеств, поступает в класс профессора М. К. Клодта.

За четыре года Николай Никанорович получил четыре Малые серебряные медали, успешно подошел к написанию выпускной работы и демонстративно отказался от написания дипломной работы. Почему он это сделал? Хотел почти двадцать лет спустя поддержать знаменитый «Бунт 14-ти»? Попытался таким скандальным образом создать себе имя? Сложно сказать. Он не был бунтарем. Его не обязывали писать выпускную работу на библейскую тему. Что двигало молодым человеком?

Впрочем, стены академии он покинул, звания и гарантированной зарубежной командировки не получил, учителей обидел…

«После грозы». 1897-1912

Год спустя Николай предложил на академическую выставку две картины: «Перед грозой» и «После дождя». Совет Академии картины не принял. Дубовский выставил отвергнутые пейзажи в «Обществе поощрения художников» и получил две премии.

С начала восьмидесятых годов Николай Дубовский регулярно участвовал в выставках «Общества поощрения художников». Его работы обратили на себя внимание критиков, о молодом художнике заговорили, его картины покупали.

  В 1884 на 12 Передвижной выставке была выставлена картина «Зима», которая стала событием выставки. Пейзаж был приобретен П. М. Третьяковым, известный критик В. В. Стасов написал о картине большую благожелательную статью, молодого художника пригласили в общество Передвижников.

художник Николай Дубовский картины - 06

«Зима». 1884

Николай Никанорович много работает, пишет в окрестностях Петербурга, едет на Кавказ и в Крым, путешествует по Военно-Грузинской дороге, отправляется к берегам Белого моря. После путешествия к Белому морю была написана знаменитая картина «Притихло», которую публика увидела на 18 Передвижной художественной выставке.

Настроение от природы мы, пожалуй, умеем передавать, скорее мы наделяем природу своими проживаниями, подходим к ней от субъективного, но такой захват от самой природы, как «Притихло», где чувствуешь не автора, а самую стихию, передать не всякий сможет.

И.И. Левитан

«Притихло». 1890

   Ещё до открытия выставки картина была приобретена императором Александром III для картинной галереи Зимнего дворца. П.М. Третьяков заказывает художнику повторение картины «Притихло» для своей галереи.

Впоследствии П. М. Третьяков писал И.Е. Репину:

Повторение, по мне, вышло лучше и больше размером, отчего мотив сделался грандиознее.

Группа членов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Стоят: (слева направо) -    А. К. Беггров, Н. Н. Дубовской, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, П. А. Брюллов, Л. В. Позен, Н. А. Ярошенко, К. А. Савицкий,  Н. В. Неврев,  В. Е. Маковский,  И. Е. Репин,  Г. Г. Мясоедов; сидят (слева направо) -              А. А. Киселёв,  Е. Е. Волков,  А. И. Куинджи, А. М. Васнецов,  Н. Д. Кузнецов,  К. В. Лемох,            М. П. Клодт, И. М. Прянишников, Н. К. Бодаревский. Фотография, 1888.

А потом была целая серия картин: «Закат солнца» (1909), «Море» (1911, 1912), «У скалистого берега» (1913), «Свежий ветер» (1914). Дубовской изображает море в различных состояниях: оно бывает то совершенно спокойным и тихим, то взволнованным надвигающейся непогодой, как в картине «Море» (1911).  Все работы художника, были с восхищением, и изумлением, встречены искушенной публикой на выставках Передвижников. Много лет пейзажи Дубовского принимались публикой с неизменным восхищением. Он принципиально не писал портретов или жанровой живописи. Романтически настроенный художник был убежден, что именно пейзажем можно «зажечь человеческое сердце и направить его к добру».

«Дача в Силламягах». 1907

Дубовского Николая Никифоровича специалисты считают одним из основателей «пейзажа настроения». Для Передвижников основной идеей пейзажа становится не точность воспроизведения природы, а создание особого настроения пейзажа, впечатления, мира переживаний человека.

Дубовский пишет не определенный сюжет, не мотив или отдельные детали. Состояние наблюдаемой природы, которая звучит в унисон с душевным состоянием человека. И всё видимое на картине прекращается в эмоциональное эхо. Может быть тревога или скорбь, умиротворенность  или пылкость.

Нужно сказать, что «пейзаж настроения» стал грандиозным этапом не только в творчестве передвижников. Изменилась вся русская пейзажная живопись, поскольку возник ещё один этап постижения и последующего отображения.



  Николай Дубовский - активным и убежденным «передвижником», регулярно участвует в выставках и делах Товарищества, а после смерти «папаши передвижников» Н. А. Ярошенко в 1898, он становится не только идейным вдохновителем, но и фактическим руководителем Товарищества. Николай Никанорович был человеком мягким, интеллигентным, деликатным, однако руководил Товариществом очень умело, не допускал конфликтов между «старыми» и «молодыми» товарищами, но твёрдо стоял на страже интересов всего Товарищества. И был последним руководителем этого известного творческого объединения, которое прекратило своё существование после смерти Дубовского.

   Говоря о Николае Никаноровиче Дубовском нельзя умолчать и о той роли, которую он сыграл в судьбе прославленной Императорской Академии живописи.

С течением времени Товарищество передвижников из скромного объединения молодых художников превратилось в мощный культурный центр, который уже не следовал в фарватере Академии художеств, а самостоятельно определял процесс развития художественной культуры в России.

Выставки Передвижников были необычайно популярны и их посещала вся российская интеллигенция, репродукции картин передвижников регулярно появлялись в журналах – их знала вся Россия.  В прессе возникали жаркие споры о работах художников Товарищества, будущих направлениях и развитии живописи в стране, в мире.



Академия медленно, но достаточно стабильно теряла свой авторитет.

А картины Передвижников хорошо продавались и Товарищество не нуждалось в финансовой поддержке Совета Академии.  А тут ещё в 1889 разразился финансовый скандал – была обнаружена крупная растрата казенных средств, заслуженные академики были отданы под суд, а Совет Академии был распущен.

В конфликт вмешался император Александр III, который повелел «прекратить раздвоение между художниками». Вновь назначенному конференц-секретарю Академии графу И.И. Толстому было приказано включить в состав профессорского состава академии наиболее авторитетных «передвижников».

«Родина». 1892

Были созданы персональные мастерские под руководством Шишкина, Репина, Куинджи, Маковского, Кузнецова и других.

А что же Николай Дубовский? Он выступил как «примиритель» между Товариществом и Императорской Академией.

«На Волге». 1892

Его картины высоко ценят Третьяков, Стасов и Репин. В соответствии с установленным порядком, имя Дубовского ставят за Шишкиным и Поленовым. А Левитана называют только «одним из самых сильных конкурентов».

С 1897 Дубовского регулярно избирают в самые разные комиссии и комитеты, которые создаются при Академии живописи, он становится известен, как талантливый педагог.

«Сумерки». 1897

В 1898 году Николай Никанорович Дубовский удостаивается звания Академика живописи. А потом был ещё целый букет высоких и почетных званий, и должностных обязанностей.

«Сумерки». 1909

С началом Первой мировой войны проводимые Передвижниками выставки превращаются в аукционы по распродаже картин. Гнетущее ожидание катастрофы.

Дубовский с большой надеждой встретил Февральскую революцию, но очень быстро пришло осознание случившейся катастрофы. Надвигались новые времена.

За год до своей смерти Николай Никанорович писал:

Возможно, что по изменившимся условиям не будет уже существовать наше Товарищество, оно распылится, но его идея возродится в огромной массе художников, молодых и сильных. И заметьте: нас будут некоторые поносить, с пренебрежением произносить наше имя, но, не замечая того, в новых формах, в новом реализме будут проповедовать то, что составляло честную сущность передвижничества: его жизненную правду и служение народу. Разве мы своим искусством не раскрепощали людское чувство, не вели к свободе духа и завоеванию человеческих прав? Без этого искусство наше было бы праздной забавой и им не стоило бы заниматься.

28 февраля 1918 года Николай Никоноровича Дубовского скоропостижно скончался.

А после его смерти начали происходить не менее трагические события.

В советское время творческое наследие было распылено – картины отправляли по союзным республикам, по областным и городским музеям, как работы «художника второго или третьего плана». Картины Николая Никифоровича Дубовского невозможно интерпретировать в требуемом идеологическом русле.

С распадом СССР огромное количество работ осталось в республиках. Более того, лишь малая толика картин экспонируется. Основная масса хранится в запасниках и просто недоступна для заинтересованного зрителя.

В настоящее время наметился некоторый подъем интереса к творчеству художника – его картины появились на международных аукционах.

«Церковь Василия Блаженного» 1916—1917
Рубрики:  Русские художники
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям



Сергеева_Ева   обратиться по имени Среда, 01 Марта 2017 г. 21:39 (ссылка)
Спасибо большое за чудесный рассказ. С удовольствием и благодарностью цитирую!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 03 Марта 2017 г. 18:25ссылка
Спасибо, Евочка! Очень мне понравились пейзажи Дубовского! Некоторые из них Куинджи напоминают!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку